Реферат: Внешнеторговые операции по направлению торговли сырьевым товаром, купле-продаже машин и оборудов

Название: Внешнеторговые операции по направлению торговли сырьевым товаром, купле-продаже машин и оборудов
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент научно-технологической политики и образования

ФГОУ ВПО Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия

Кафедра: «Экономика и ВЭД»

Дисциплина: «Внешнеэкономические связи»

РЕФЕРАТ

на тему:

« Внешнеторговые операции по направлению торговли сырьевым товаром, купле-продаже машин и оборудования»

Выполнил: ст.гр.34

Петров Я.В

Проверил:

ИвановА.В.

Волгоград 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Техника осуществления экспортных, импортных, реэкспортных и реимпортных операций………………………………………………………………...4

2. Основные операции в процессе купли-продажи сырьевых, продовольственных товаров и материалов…………...…………………………………….....5

3. Общие тенденции торговли сырьевыми и сельскохозяйственными товарами…………………………………………………………………………………..6

4.Особенности торговли промышленными товарами, машинами, оборудованием………………………………………………………………………………...9

Заключение…………………………………………………………………….....14

Список используемой литературы……………………………………………...15


Введение

Внешнеэкономические или внешнеторговые операции можно охарактеризовать как комплекс методов и форм по обмену товарами и услугами между контрагентами из разных стран. Правило, по которому совершается такой обмен, основаны на исторически сложившихся принципах международного разделения труда.

Участники внешнеторговых отношений совершают действия, направленные на установление, изменение или прекращение своих прав и обязанностей. Такие действия между гражданами и юридическими лицами различных стран являются внешнеторговыми сделками. Для того, чтобы сделка была совершена, участвующие стороны достигают соглашения между ними определенных прав и обязанностей. Такое соглашение между лицами разных стран является внешнеторговым договором. Стороны договоров обычно называются партнерами или контрагентами, а сами договоры- контрактами. Продажа или приобретение товаров, выполнение работ или оказание услуг могут представлять одну сделку (например, продажа экспоната со стенда международной выставки или ярмарки) или требовать совершения нескольких сделок.

Внешнеторговые операции представляют собой комплекс основных т вспомогательных (обеспечивающих) видов коммерческой деятельности, т.е. набор технических приемов, последовательное применение которых обеспечивает реализацию договора купли-продажи. Основным их видом являются экспортно-импортные операции. При этом экспортная операция- это деятельность, направленная на продажу товара иностранному партнеру с вывозом товара из страны продавца. Импортная операция представляет деятельность, связанную с закупкой у иностранного продавца и ввозом иностранных товаров, технологий и услуг в страну покупателя для последующей реализации на внутреннем рынке.


1.Техника осуществления экспортных, импортных, реэкспортных и реимпортных операций.

Экспортные операциинаправлены на вывоз товаров за пределы государства. Для успешного проведения дела экспортеру необходимо: иметь определенный набор товара; изучить рынок; выявить потенциальных покупателей и конкурентов; определить оптимальную цену предложения товара; провести рекламные мероприятия; разослать предложения потенциальным покупателям; подписать контракт с импортером; поставить товары; получить за них оплату.

Импортные операции– это операции, осуществляющие ввоз на внутренний рынок товара, закупленного у другой страны. Импортер должен: иметь необходимые средства для закупки товара; зная потенциальных поставщиков, разослать им запросы; провести анализ цен конкурентов, предлагающих нужный товар; заключить контракт с наиболее предпочтительным экспортером; получить закупленный товар; произвести его оплату.

Реэкспортные операции– это продажа с вывозом за границу ранее импортированного и не подвергшегося переработке товара. Обычно эти операции возникают ввиду резкого изменения международной обстановки, отсутствия прямых экономических или дипломатических связей между странами, возникновения военных действий.

В таких случаях нуждающаяся сторона обращается за товаром в другие государства, которые и оказывают ей фактически посредническую услугу.

Реимпортные операции– это приобретение с ввозом из-за границы ранее экспортированного и не подвергшегося там переработке товара. Обычно сюда входит возврат бракованной продукции; возврат товаров, не реализованных посредником на рынке сбыта, возврат товаров, ранее поставленных за границу на консигнацию (продажа товаров через консигнационные склады, посредников, при этом экспортер является собственником товаров).

2.Основные операции в процессе купли-продажи сырьевых, продовольственных товаров и материалов.

Основную часть экспортных поставок России составляют сырьевые товары и энергоресурсы. Поэтому весьма важно рассмотреть классификацию сырьевых и продовольственных товаров, основные тенденции мировой конъюнктуры по этим товарам и особенности осуществления внешнеторговых операций по ним. В мировой торговле принято, что все виды сырья, необходимые для промышленности, делятся на две большие группы: промышленное сырье и сельскохозяйственное сырье. Сырье, продукция, создающие материальную основу товара, являются основными материалами. Промышленное сырье делится на сырье минерального происхождения (руды, уголь, нефть, соль, другие ископаемые) и сырье, полученное искусственным путем (синтетический каучук, искусственные волокна, пластмассы и т.д.). На долю промышленного сырья минерального происхождения приходится почти 80%.

По формам международной торговли сырьевые товары делятся на биржевые (зерновые, сахар, натуральный каучук, хлопок, цветные металлы) и небиржевые (природный газ, уголь, руды, черные металлы, целлюлозно-бумажные и др.). Товары второй группы реализуются по контрактам с различными сроками действия.

Для импортера и экспортера сырья очень важно иметь долгосрочный контракт. И здесь, как правило, обе стороны быстро находят общий язык. Однако один важный момент заставляет контрагентов как минимум за 1 месяц до 1 января ежегодно пересматривать условия контракта – изменение цен. Поэтому экспортер после подписания контракта твердо знает объемы поставки только на год.

Затем производители продукции, завоевав прочное место на рынке, стремятся создать свое дочернее предприятие, которое реализовывало бы его продукцию на более удобных для него условиях, заключающихся, прежде всего, в применении трансфертной (внутрифирменной) цены.

Материнская компания, являясь международной или транснациональной корпорацией, оказывает большое влияние на конкурентов, имеет возможность влиять на формирование цен в своем регионе и иметь минимальные потери при оплате таможенных пошлин.

3.Общие тенденции торговли сырьевыми и сельскохозяйственными товарами.

В 90-е гг. на мировом рынке сложился ряд особенностей факторов, влияющих на конъюнктуру сырьевых, сельскохозяйственных товаров и материалов.

Во-первых, наблюдается тенденция роста цен на сырьевые товары, материалы, а также топливо. В связи с неравномерностью распределения природных богатств по разным странам происходит оживление торговли топливом, сырьем, продовольственными товарами. Общая доля экспорта этими товарами уже длительное время зафиксировалась на уровне 25% от

общего объема мирового экспорта.

Во-вторых, более быстрыми темпами среди сырьевых товаров растет экспорт нефти, газа, пшеницы. За последние 20 лет произошел рост экспорта этих товаров в 2,8; 14; 2,5 раз соответственно. Значительно медленнее происходит увеличение объемов продажи других продовольственных товаров и сельскохо-зяйственного сырья растительного происхождения, а их удельный вес в общем объеме экспорта постепенно сокращается. Это объясняется увеличением собственного производства продуктов во многих странах мира, а также заменой сравнительно дорогого сырья растительного происхождения синтетическими и искусственными материалами.

В-третьих, в странах с развитой рыночной экономикой в 70-е и 80-е гг. реализован ряд специальных программ, направленных на целевое сокращение потребления энергии и материалов. США, Франция, Япония, Великобритания и другие страны добились существенных успехов в ресурсосбережении, например, энергоемкость производства единицы валового национального продукта в США за последние 20 лет уменьшилась на 37%, в Японии – на 29, во Франции – на 30%. Пробег автомобиля в США увеличился почти вдвое на одну и ту же величину топлива, в Англии – на 50%, в Японии – на 30%. Но сокращение этих показателей на единицу изделия не означает сокращения потребления на душу населения. И, конечно, благодаря росту численности населения потребность в сырье, материалах, топливе, продуктах имеет устойчивый характер.

В-четвертых, в мире наблюдается тенденция перевода ряда экологически опасных производств в развивающиеся страны, поэтому в них резко увеличивается производство стали, азотных удобрений, нефтехимических продуктов, цветной металлургии. И в связи с модернизацией сельского хозяйства и промышленности требуется увеличение поставок сырья в Китай, Индию, Пакистан, Турцию, Нигерию и другие страны.

В-пятых, увеличивается число долгосрочных соглашений на поставку важнейших видов сырья (до 15-20 лет и более). К этим видам сырья относятся: железная, марганцевая, хромовая, урановая руды, природный газ, фосфаты, бокситы, уголь. При этом используются соглашения типа «развитие-импорт» или их называют компенсационными сделками. Импортер дает экспортеру долгосрочный кредит на разработку сырья и по мере его поступления кредитору происходит погашение кредита.

В-шестых, наблюдается еще одна особенность торговли сырьем и сельскохозяйственными товарами – активное влияние транснациональных корпораций на ход, объемы, цены поставляемой продукции. Транснациональные корпорации контролируют 80-90% экспорта чая, какао, хлопка, табака, меди, железной руды, бокситов. Над каждым видом сырья контроль осуществляют 3-6 крупнейших транснациональных компаний мира.

В-седьмых, в большинстве развитых стран с рыночной экономикой на защиту интересов рыночных структур встают и их правительства, которые путем бюджетных ассигнований, регулирования экономики, аграрных программ, таможенной политики, ценовых ограничений, регулирования валютного курса существенно облегчают деятельность экспортеров сырья и сельхозпродукции.

Для защиты интересов экспортеров в мире уже создано около двадцати ассоциаций экспортеров сырьевых товаров, которые осуществляют коллективную политику контроля над добычей, торговлей и ценами. Классическим примером организации подобного рода может служить ОПЕК Организация стран экспортеров нефти, созданная в 1960 г. и объединяющая в своем составе почти полтора десятка нефтедобывающих государств.

Благодаря этому им удается получать значительное увеличение доходов от продажи нефти.

Большую помощь экспортерам оказывает ЮНКТАД – Конференция ООН по торговле и развитию. С ее помощью осуществляется государственное регулирование рынков сырьевых товаров. Конференция устанавливает экспортные квоты, руководит созданием буферных запасов и стабилизационных фондов.

Буферный запас помогает регулировать цену следующим образом: если она на мировом рынке на какой-либо вид сырья падает, то осуществляется закупка больших партий данного товара для размещения в запас; а если цена резко возрастает, то осуществляется выброс товара из запасов на мировой рынок.

В 1976 г. в ООН была принята «Интегрированная программа для сырьевых товаров» – ИПСТ, определившая 18 основных товаров, формирующих третью часть мирового экспорта сырья и оказывающих большое влияние на экономику развивающихся стран. Программа реализует меры по стабилизации мирового рынка этих товаров. Конференцией ООН по торговле и развитию в 1979 г. принята «Хартия экономических прав и обязанностей государств», определяющая права, суверенитет государств по контролю за своими ресурсами и за деятельностью транснациональных корпораций.

Существенные резервы по сохранению сырьевых товаров для нужд населения заключены в демилитаризации экономики различных стран мира. По оценкам ООН, от 3 до 12% полезных ископаемых расходуется на содержание армий. Ежегодное потребление нефти для обслуживания армий государств составляет 6% от ее мировой добычи.

Правильное определение стратегии и тактики торговли сырьевыми и продовольственными товарами создает необходимые условия для успешной продажи этих товаров на мировом рынке.

4.Особенности торговли промышленными товарами, машинами, оборудованием.

Предприятия и организации России при закупке продукции зарубежных фирм наряду с непродовольственными товарами определенное внимание уделяют приобретению некоторых видов машин и технологического оборудования, необходимого для оснащения и модернизации своих производств. В международной торговле используется термин «непродовольственные товары» для характеристики трех групп товаров в зависимости от их назначения.

1. Непродовольственные товары, необходимые для использования в качестве полуфабрикатов и комплектующих деталей в различных отраслях промышленности.Их называют товарами промышленного назначения (металлопрокат, подшипники, комплектующие узлы, агрегаты, станки и т.п.).

2. Товары, используемые для удовлетворения личных потребностей населения, или товары широкого потребления(обувь, одежда, белье, посуда, культтовары, товары длительногопользования и др.).

3. Товары, необходимые для удовлетворения социально-бытовых потребностей общества(для здравоохранения, защитыокружающей среды, дорожного строительства и т.д.).Чем выше доля готовых изделий в экспорте, тем эффективнееучастие страны в мировых хозяйственных связях, в международном разделении труда.Поставка машин и оборудования в готовом к эксплуатациивиде наиболее распространена при продаже транспортных

средств, изделий машиностроения и культурно-бытового назначения.

Техническое обслуживание– это комплекс мероприятий, выполняемых экспортером по поддержанию оборудования, закупленного импортером в рабочем состоянии, и обеспечению преемственности при замене устаревшего оборудования новым. Техническое обслуживание осуществляется поставщиком по всему комплексу услуг не только в своей стране, но и в других государствах.

Техническое обслуживание состоит из следующих элементов:

- изучение особенностей эксплуатации машин и оборудования в стране импортера;

- разработка и издание технической документации на языке покупателя;

- подготовка и обучение ремонтно-эксплуатационного персонала на достаточно высоком квалификационном уровне;

- строительство и развертывание в стране покупателя учебных пунктов, гарантийных пунктов ремонта, складов запасных частей, консультационных пунктов, станций технического обслуживания и т.п.;

- создание дифференцированной системы технического обслуживания:

а) техническое обслуживание непосредственно изготовителем уникального современного оборудования, представляющего большую ценность для фирмы;

б) техническое обслуживание через посредников обычного оборудования, не содержащего в себе коммерческой тайны;

в) техническое обслуживание самим потребителем наиболее известного и простого оборудования;

г) обеспечение запасными частями в течение всего срока службы.

Как правило, стоимость запчастей в 2-2,5 раза больше тех, которые находятся в собранной машине. Со временем эксплуатации число потребляемых запчастей растет и очень важно правильно рассчитать их набор на 2-3 года. Весьма желательно для импортера в контракте заложить пункт, в котором бы предусматривалась поставка запчастей хотя бы в течение трех лет после его исполнения.

Экспорт продукции в разобранном виде (машины, оборудование, мебель, строительные конструкции и т.д.) выгоден, так как таможенные пошлины на детали, конструкции ниже, чем на готовое изделие. Кроме того, правительства ряда стран, опасаясь подрыва собственной экономики, иногда запрещают ввоз целого ряда готовых изделий.

Ввоз деталей и конструкций выгоден для ряда стран, так как способствует развитию дополнительных производств по сборке изделий.

При поставке узлов и деталей следует соблюдать следующие дополнительные требования на организацию производства и коммерческой деятельности:

- продукция делится на такие узлы и детали, сборка которых не требует высокой квалификации рабочих;

- точность изготовления отдельных частей должна устранить подгоночные работы;

- обеспечение экономии на транспортных издержках;

- своевременность поставок узлов и деталей;

- оптимизация запасов узлов и деталей на складах за границей.

Существенный вклад в эту форму сотрудничества вносит прогрессивная сборка, которая предусматривает организацию сборочного производства готовой продукции из импортных узлов и деталей. Одновременно экспортер содействует импортеру в организации собственного производства отдельных деталей и запчастей, продает лицензию на саму продукцию и поставляет необходимое технологическое оборудование.

Поставка узлов и деталей дает возможность импортерам начать выпуск готовой продукции за счет налаживания собственного производства. Готовая продукция, предназначенная для конечного потребления, передается, например, путем подписания контрактов непосредственно между сбытовыми организациями производителями и потребителями товаров или через посредников.

Комплектное оборудование означает набор машин и механизмов для определенного технологического процесса. Экспортер осуществляет монтаж и доводку оборудования. Уровень комплектности оборудования в настоящее время довольно высок и может представлять собой комплекс оборудования для цеха или небольшого завода.

Поскольку цены могут оказаться весьма большими, то возникает необходимость авансирования и кредитования импортера. Соотношение аванса, оплат наличными и кредиты примерно следующее: 10% – аванс в течение 30-90 дней со дня подписания контракта, 10% покупатель выплачивает наличными, а 80% средств за счет кредита сроком на 7-10 лет, при этом банковская гарантия должна составить 15-30% от суммы контракта, при подписании которого контрагенты приходят к консенсусу, согласовав 80-90% средств, требуемых сметой.

В настоящее время имеется отставание технического уровня многих видов отечественной продукции от требований мирового рынка.

В связи с этим в России импорт машиностроительной продукции превышает экспорт в несколько раз. Основные причины неблагополучного положения в машиностроении такие: низкие темпы внедрения в технологию результатов научно-исследовательских и конструкторских работ, неудовлетворительные технико-экономические характеристики и низкое качество, высокая материало- и энергоемкость, низкий уровень технического обслуживания и нехватка запчастей, неудовлетворительная договорная дисциплина, слабое участие в международной кооперации и специализации; несоблюдение, недоучет рекомендации международных организаций по стандартизации; уход от требований международных рынков.

Поэтому необходим комплекс мер по улучшению конструкторских, технологических работ и по совершенствованию коммерческой работы на внешнем рынке, а также следует использовать различные пути приспособления продукции к требованиям зарубежных импортеров. Наиболее простой путь – это выбор отечественной модели, отвечающей внутренним стандартам и соответствующей требованиям внешнего рынка. Но в этом под- ходе преобладает элемент случайности, а не закономерности, и такой путь нельзя считать основным. Следующий путь предполагает адаптацию серийной продукции к требованиям рынков (если расхождения качественных параметров серийной продукции и требований к ней невелики и легко поддаются корректировке). Одним из главных направлений следует считать разработку и изготовление товаров в полном соответствии с рекомендациями международных организаций по стандартизации. Перспективным направлением является выход на передовые рубежи в производстве или технологии и завоевание позиции законодателя моды, технологии, изделия. В России такие возможности имеются благодаря разработкам ученых военно-промышленного комплекса и в сфере космических исследований, создавших немало уникальных высокоточных технологий.


Заключение

Спецификой внешнеторговой структуры нашей страны продолжает быть, с одной стороны, традиционно топливно-сырьевой характер российского экспорта и, с другой стороны, насыщенный техникой и потребительскими товарами импорт.

Совершенствование структуры экспорта затрудняется прежде всего продолжающимся спадом производства, неконкурентоспособностью большинства обрабатывающих отраслей, потерей ряда традиционных рынков сбыта техники. Со стороны западных стран сохраняется ряд дискриминационных барьеров в отношении отдельных российских товаров и услуг, обладающих конкурентными преимуществами. Ограничивается и доступ России к западным передовым технологиям.

В Российской Федерации еще не заработали механизмы защиты внутреннего российского рынка от недобросовестной зарубежной конкуренции.

Дальнейшее развитие внешнеторговых отношений тесно связано с перспективой вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Целесообразность вступления определяется прежде всего необходимостью обеспечить приемлемый для России баланс прав и обязательств в сфере международной торговли, потребностью развивать внешнеэкономические связи на принятых в мире основах. В частности, это устранит действующие сейчас дискриминационные меры со стороны западных стран по отношению к российскому экспорту и обеспечит ему режим наибольшего благоприятствования, а также национальный режим для наших товаров и услуг за рубежом.

Российская Федерация, вступив в ВТО, будет иметь возможность выносить проблемы торгово-экономических отношений с партнерами на этот международный форум и добиться их решения на цивилизованной основе. Правила ВТО позволяют защищать внутренний рынок, повышая ставки пошлин, а иногда и вводя количественные ограничения на импорт, если импорт причиняет или даже угрожает причинить серьезный ущерб национальному производству.

Список используемой литературы

1.Бровкова Е.Г. Внешнеэкономическая деятельность / Е.Г. Бровкова, И.П. Продиус. К.: Сирин, 2006.

2. Грачев Ю.Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и техника внешнеторговых операций: учеб.-практ. пособ. / Ю.Н. Грачев. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2005.

3. Дегтярева О.И. Внешнеэкономическая деятельность: учеб. пособие / О.И. Дегтярева, Т.Н. Полякова, С.В. Саркисов. М.: Дело,2007.

4. Диденко Н.И. Основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации / Н.И. Диденко. СПб.: СПбИВЭСЭП Общ-во «Знание», 2008.

5. Григорук Н.Е. Статистика внешнеэкономических связей: учебник / Н.Е. Григорук. М.: Финансы и статистика, 2005.

6.Лылов А.И. Внешнеэкономическая деятельность предприятия в условиях развивающегося рынка / А.И. Лылов, Л.Д. Хацкевич. Воронеж: Центрально-Черноземное книж. изд-во, 2004.

7.Стровский Л.Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник для вузов / Л.Е. Стровский, С.К. Казанцев, Е.А. Паршина и др.; под ред. проф. Л.Е. Стровского. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

8.Прокушев Е.Ф. Лицензирование экспорта и импорта товаров: учеб. практич. пособие / Е.Ф Прокушев, О.П. Матвеева. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2005.

9. Прокушев Е.Ф. Основы внешнеэкономической деятельности: учеб. пособие / Е.Ф. Прокушев. Белгород: БКАПК, 2005.

10. Синецкий Б.И. Внешнеэкономические операции: организация и техника: учебник / Б.И. Синецкий. М.: Международные отношении, 2007.

11. Основы внешнеэкономических знаний: учебник для экономического образования / под ред. И.П. Фаминского. М.: Международные отношения, 2006.

12. Попов С.Г. Внешнеэкономическая деятельность фирмы / С.Г. Попов. М.: Ось-89, 2005.

13. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: учеб. пособие / Е.Ф. Прокушев. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИТК «Дашков и К0», 2007.

14. Смитиенко Б.М. Внешнеэкономическая деятельность / Б.М. Смитиенко, В.К. Поспелов, С.В. Карпова и др.; под ред. Б.М. Смитиенко, В.К. Поспелова. М.: Мастерство, 2006.

15.Внешнеэкономическая деятельность: учебное пособие / И.В. Ковалева, Ю.В. Хренова. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2006.