Курсовая работа: Социальная политика в современной России 2

Название: Социальная политика в современной России 2
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: курсовая работа

Министерство образования и науки Российской Федерации

Социальная политика в современной России: проблемы, поиски, решения

Курсовая работа

Выполнил: Студента 1 курса 1 группы
Иванов Иван Иванович
Проверил: К.э.н., доцент Сидоров Сидор Сидорович.

Гусь Хрустальный, 2009г.

Введение

Совсем недавно, когда снег и лёд ещё не растаяли, повсюду можно было наблюдать картину: пожилые пенсионеры пытаются хоть как-то расчистить дорогу подручными средствами. В удивительно холодную зиму этого года, особенно отличившуюся обилием снега и гололёда, эти пенсионеры стали практические единственными, кто пытался убрать улицы. На мой взгляд, это один из самых ярких примеров современной социальной политики России, а точнее её отсутствия. Демонстрируя ситуацию в Саратове, я говорю о российских масштабах, потому что такая ситуация наверняка имела место и в других регионах Российской Федерации. Власть на местах обычно проявляет себя одинаково.

Таких примеров отсутствия социальной политики можно привести множество: постоянно растущие цены на коммунальные услуги, продукты питании, средства личной гигиены, лекарства и другие необходимые товары; мизерные пенсии и заработные платы, и т.д. Как следствие – проблема хронического алкоголизма, потому что люди пьют, чтобы забыться, убежать от этой жизни, и в итоге спиваются.

Да, на словах наше правительство постоянно думает, заботится о населении страны. Стоит включить радио или телевизор, тут же слышишь о новых законах и постановлениях, принимаемых в пользу среднего класса. Но ещё одна проблема кроется в том, что средний класс практически отсутствует, а пропасть между бедными и олигархами только растёт. Это говорит о том, что дальше слов дело не заходит.

Из всего этого следует, что проблемы социальной политики в современной России – чрезвычайно актуальны, а пути их решения ещё предстоит найти и реализовать.

Глава 1. Экономическая сущность социальной политики государства

§1. Понятие социальной политики государства

Социальная политика включает в себя систему практических мероприятий, которые проводятся правительством через местные и региональные органы власти и которые направлены на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп. Финансируются из средств госбюджета и соответствуют идеологическим установкам государства на данный момент, или ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.

Социальная политика - это составная часть общей стратегии государства, которая относится к социальной сфере, а именно: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, которые непосредственно касаются человека; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку.

Социальная политика должна оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу. В современных условиях социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государства. Конституция РФ (ст. 114) устанавливает следующее: Правительство обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соцобеспечения, экологии. Главное направление политики в социальной сфере - это забота о человеке, создание условий для его достойной жизни и всестороннего развития.

Важным направлением в социальной политике является поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитие системы денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, который смягчает многие негативные последствия ее развития.

Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи, используются показатели, определяющие уровень бедности. Сама бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума. Последний выражается в двух видах

· Социальный минимум

· Физиологический минимум

Социальный минимум - помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей - это затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Это совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения тех потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни (при этом предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия). Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг. Рассматривается в относительно коротком периоде (без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров).

Таким образом, социальная полтика государства – этоприоритеты и принципы развития социальной сферы, которые устанавливаются посредством трехстороннего договора между государством, бизнесом, общественными организациями и профессиональными объединениями работников.

§2. Инструменты социальной политики государства

Подход активистов гражданских институтов к вопросам политики в социальной сфере не однозначен: некоторые концентрируют свое внимание на конкретных случаях, оказывая конкретную помощь конкретным группам населения; другие обращают особое внимание на важность взаимосвязи между личностью и жизненной средой, приходя к идее, что все люди имеют право доступа к ресурсам, необходимым для удовлетворения своих основных потребностей и максимальной реализации своих способностей. И стараются политическими методами помочь именно этому доступу. Естественным становится вопрос - где истина? Какой подход в итоге оправдан?

Очевидно, что ни государственная система социальной защиты населения, ни благотворительность не смогут сами по себе удовлетворить потребности людей, хотя бы потому, что в здоровом обществе услуги формируются потребностями, а не наоборот. Поэтому важнейшими задачами для всех, от кого зависит решение индивидуальных и групповых проблем людей, является предвидение изменений, поиск оперативных и адекватных ответов на грядущие вопросы.

Каждый человек имеет право влиять на окружающий его мир и, соответственно влиянию, нести определенные обязательства. При этом эффективность реализации личностного потенциала людей напрямую зависит от системы распределения общественных ресурсов, от принимаемых законов и степени их исполнения, от действий администраций и от уровня агрессивности социальной среды. Стоит добавить, что к ресурсам, помимо материальных и человеческих, относятся и морально-этические.

Понятно, что для эффективной реализации личностного потенциала людей необходимы условия, достижение которых невозможно без сочетания активной политической деятельности и просвещения/образования. Нельзя получить хороший урожай там, где не посеяно и не ухожено. Политика - это власть, а информация, знания, связи и ресурсы - составные части политики. Власть эффективна только тогда, когда она отстаивает интересы граждан.

В социальной сфере под политикой понимается не борьбу за влияние и право управления, а деятельность, ориентированная на решение проблем конкретных граждан, тех или иных групп, и общества в целом. Это предполагает создание условий для свободного развития личности. Именно поэтому третий путь, ориентированный на изменение общества таким образом, чтобы оно отвечало потребностям граждан, кажется наиболее рациональным. Крайне важным является обучение граждан способам взаимодействия друг с другом для изменений к лучшему и развитию общества.

В обществе люди по-разному решают свои проблемы, взаимодействуя с формальной и неформальной системами. При этом каждая из систем обладает своими преимуществами. Формальная обеспечена гарантированными ресурсами и профессионалами; неформальная - общественной поддержкой, гибкостью и многогранностью услуг. Чтобы быть по-настоящему эффективными, обе эти системы должны взаимодействовать. Связующим звеном этого взаимодействия может явиться участие граждан в социальных программах. Это позволит гражданам влиять на выработку основных решений и распределение ресурсов, вносить свой вклад в формирование и осуществление конкретных программ и наблюдать за их выполнением, добиваться того, чтобы результатами программ пользовались именно их целевые группы.

Добровольческое участие граждан в решении конкретных социальных задач местных сообществ в перспективе может стать одной из важных составляющих для реализации местной социальной политики.

Таким образом, фундаментом для распространения новых идей является просветительская и обучающая функции. Гражданское образование, в том числе представителей органов власти, является решающим в распространении микротехнологий, способных совершенствовать большую социальную политику.

Глава 2. Особенности социальной политики в современной России

§1. Политика государства в формировании доходов населения России

Доходы и покупательная способность населения имеют не только социальное значение – как слагаемые уровня жизни. Они весьма значимы, как элемент экономического подъёма, который определяет ёмкость внутреннего рынка. Ёмкий внутренний рынок, обеспеченный платёжеспособным спросом является мощнейшим стимулом поддержки отечественного производителя.

Низкий уровень доходов и, как следствие, низкая покупательная способность основной массы населения, денежный потенциал которого частично отвлекается на покупку импортных товаров, есть одна из основных причин стагнации экономики России.

Под доходом населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведённых домашними хозяйствами за определённый промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов.

Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсии, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг, недвижимости, продукции сельского хозяйства, различных изделий, доходов от оказаний на сторону различных услуг и др.

Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей. Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения, кроме размеров самой заработной платы, выступает динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и пр.

Неравенство в распределении доходов существует во всех странах. В нашей стране оно весьма существенно. Разрешение такой острой социальной проблемы как бедность есть одно из направлений деятельности государства и связано с поддержкой на уровне хотя бы промежуточного минимума, а также сокращением (экономическими средствами) числа лиц, живущих за чертой бедности. [1]

Целью политики личных доходов и остальных аспектов макроэкономической политики является обеспечение в будущем восстановления того, что было утрачено в период перехода к рыночным отношениям – дореформенного уровня реальных доходов населения. Чтобы вернуться к дореформенному уровню, развитие общественного производства должно было обеспечить увеличение в два раза дохода населения и пенсии, в три раза – заработной платы.

Среди мер, необходимых для улучшения ситуации, можно отметить следующие:

· оптимизация роли государства в распределении доходов на макроуровне,

· изменение соотношений между системой государственной социальной защиты и системой личной самозащиты с усилением опоры на собственные силы на основе политики высокой занятости и высокой цены рабочей силы,

· перераспределение источников финансирования социально-защитных мероприятий – от налогов и государственного бюджета к страховым взносам предпринимателей и работников, а также накоплениям домохозяйств,

· изменение подхода к субъекту социальных действий – не безусловное право по закону, а персонифицированный, адресный учёт нуждаемости, требующий специальных процедур подтверждения этого права,

· более чёткое разделение ответственности между центром и субъектами Федерации в социальной сфере – единые критерии и правила для всех субъектов; определённая стабильность этих правил; перераспределение источников; особая роль муниципального уровня,

· активизация негосударственных форм распределения и социальной защиты - некоммерческого сектора, общественной деятельности, различных форм народной, потребительской, финансовой, производственной кооперации, благотворительности.

Все названные выше принципы политики доходов направлены на постепенное, но постоянное улучшение жизни населения.

Таким образом, чрезмерно активное вмешательство государства в перераспределительные процессы, выравнивание доходов ведёт к снижению деловой активности в обществе и сокращению эффективности производства в целом. С другой стороны, сокращение роли государства и регулировании доходов населения ведёт к росту дифференциации доходов, социальной напряжённости, обострению социальных конфликтов и в итоге к падению производства, снижению его эффективности.

§2. Политика государства регулирования рынка труда

Экономическая основа трудовых отношений в нашей стране сильно трансформировалась за последние полтора десятилетия. Изменились и сами трудовые отношения. Одним из проявлений этого стало возрастание таких форм занятости, которые раннее либо запрещались, либо играли третьестепенное значение. Хотя эти формы и называются нестандартными, они являются весьма массовыми. В этом смысле российский рынок труда стал приобретать многие черты, с которыми развитые индустриальные экономики давно знакомы.

Понятия «стандартной» и «нестандартной» занятости не являются общепринятыми, но всё чаще используются исследователями и политиками.

«Стандартной» обычно считается занятость по найму в режиме полного рабочего дня на основе бессрочного трудового договора на предприятии или в организации, под непосредственным руководством работодателя или назначенных им менеджеров. В большинстве развитых стран такой «стандарт» так или иначе закреплён законодательством.

Наоборот, все формы занятости, отклоняющиеся от описанного стандарта, включая самозанятость, могут рассматриваться как «нестандартные».

Приобретая всё большие масштабы, одной из весомых состовляющих российской экономики переходного периода становится неформальная занятость. Согласно оценкам специалистов, в России неформально занято приблизительно 30% взрослого населения, или от 25 до 30 миллионов человек, а всего с теневой экономикой так или иначе связано 58-60 миллионов человек[2] .

В России одной из ключевых сфер неформальной занятости является торговля, особенно мелкооптовая рыночная. Городские вещевые и продуктовые потребительские рынки представляют собой крупнейшую составляющую современной неформальной экономики везде в мире, являясь средоточием юридически неоформленных отношений найма, но и местами концентрации нелегальных мигрантов и теневого предпринимательства. В России, согласно экспертным оценкам, эти рынки вбирают до 15% экономически активного населения в качестве наёмных работников и предпринимателей, причём более 90% последних, являясь по сути самозанятыми, не имеют и не стремятся приобрести легальный статус и, следовательно, не несут связанных с этим статусом обязанностей (уплата налогов, оформление сделок, предоставление отчётности, сертификация товара и т.д.).

Мелкооптовые потребительские рынки весьма неоднородны в этническом отношении. Помимо численно преобладающих русских (по оценкам, от 60 до 70% персонала рынков) на них присутствуют представители стран ближнего (Украина, Беларусь, Молдова, государства Закавказья) и дальнего зарубежья (Китай, Вьетнам, Афганистан, Индия и др.).

Характеризуя мотивы, побуждающие работающих к неформальной занятости, а работодателей – к её использованию, подавляющее большинство респондентов безоговорочно поставили на первое место стремление заработать и поддержать или повысить уровень жизни свой и семьи. Следом по значимости идут стремление работодателей снизить издержки и скрыть доходы от налогообложения. Значительно меньшую роль, по мнению специалистов, играет необходимость заполнения непрестижных рабочих мест и более гибкого использования рабочей силы.

Среди других мотивов были названы необходимость заработать на учёбу в вузе, которая стала по преимуществу платной, невостребованность той или иной специальности на рынке труда, а также – что особенно примечательно – сложность процедуры оформления и регистрации предпринимательской и трудовой деятельности, без которой оказывается проще, легче и быстрее получить заработанные деньги.

Таким образом, созданные государством высокие барьеры вступления на рынок (включая рынок труда) – одна из важнейших причин (если не самая важная) ухода в тень российской экономики и сферы занятости. Без устранения этих барьеров вряд ли можно ожидать существенного сокращения масштабов неформальной занятости.

Всё это свидетельствует о недостаточности существующих социальных гарантий занятым и фактической платности многих официально бесплатных социальных услуг, что нередко побуждает людей полагаться во всём на собственные средства, включая поиск путей их добывания.

Среди других причин отмечено отсутствие социальной ответственности работодателей, депрессивное состояние экономики, несоответствие спроса и предложения на рынке труда, высокий уровень фактической безработицы (в отличие от её регистрируемого уровня)[3] .

Заключение

Социальная полтика государства – этоприоритеты и принципы развития социальной сферы, которые устанавливаются посредством трехстороннего договора между государством, бизнесом, общественными организациями и профессиональными объединениями работников.

Фундаментом для распространения новых идей является просветительская и обучающая функции. Гражданское образование, в том числе представителей органов власти, является решающим в распространении микротехнологий, способных совершенствовать большую социальную политику.

Чрезмерно активное вмешательство государства в перераспределительные процессы, выравнивание доходов ведёт к снижению деловой активности в обществе и сокращению эффективности производства в целом. С другой стороны, сокращение роли государства и регулировании доходов населения ведёт к росту дифференциации доходов, социальной напряжённости, обострению социальных конфликтов и в итоге к падению производства, снижению его эффективности.

Созданные государством высокие барьеры вступления на рынок (включая рынок труда) – одна из важнейших причин (если не самая важная) ухода в тень российской экономики и сферы занятости. Без устранения этих барьеров вряд ли можно ожидать существенного сокращения масштабов неформальной занятости.

Список литературы

1) Актуальные проблемы социально-экономического развития России / Под ред. проф. Пилипенко Н.Н. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. – 442с.

2) Актуальные проблемы социально-экономического развития России / Под ред. проф. Овчинникова С.А., проф. Воронова Ю.С. – Саратов: СГСЭУ, 2005 – 90с.

3) Матвиенко В. Актуальные вопросы социальной политики / Международная жизнь, 1999 г. №4.

4) Микульский К. Экономическая реформа и социальная политика / Вопросы экономики, 1993 г. №12.1.

5) Торлопов В. К вопросу о российской концепции социального государства / Человек и труд, 1998 г. №9

6) http://www.wikipedia.org


[1] Актуальные проблемы социально-экономического развития России. Сборник научных трудов. 2008.

[2] Е.С.Кубишин. Неформальная занятость населения России. ЭКО. 2003. №2.С.160-176.

[3] Н.З.Скударева Занятость в России. Сборник трудов. 2008.