Реферат: Финансы предприятий в финансовой системе страны

Название: Финансы предприятий в финансовой системе страны
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: реферат

План:

Введение

Глава 1 Финансы предприятий в финансовой системе страны

1.1 Сущность и формы проявления финансов предприятий…………………4

1.2 Функции финансов предприятий…………………………………………….7

1.3 Принципы организации финансов предприятия……………………………8

Глава 2 Основные направления деятельности финансового менеджмента на предприятии

2.1 Финансовый менеджмент: характеристика, основные направления деятельности……………………………………………………………………….11

2.2 Анализ финансового состояния организации «Читинский узел почтовой связи». ………………………………………………………………………………17

2.3 Обобщение результатов анализа и разработка рекомендаций

по финансовому оздоровлению………………………………………………28

Глава 3 Мероприятия по улучшению финансового состояния

предприятия

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Рыночная экономика в Российской Федерации набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса. Конкурентоспособность предприятию, акционерному обществу, любому другому хозяйствующему субъекту может обеспечить только правильное управление движением капитала и финансовых ресурсов, находящихся в их распоряжении.

Действующая рыночная экономика требует от организации повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе применения эффективных форм хозяйствования и управления производством, активиза­ции предпринимательства и т.д.

Важная роль в реализации этой задачи отво­дится анализу финансовой деятельности организации. С его помощью вы­рабатываются стратегия и тактика развития организации, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполне­нием, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцени­ваются результаты деятельности организации, ее подразделений и работни­ков.

Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важна работа финансового менеджера

Подъём экономики России невозможно представить без участия в этом высококвалифицированных кадров с обширными теоретическими знаниями и хорошей практической школой, позволяющей им осуществлять объективную защиту интересов инвесторов, аукционеров, заимодателей и прочих участников финансовых отношений. Вот почему в настоящее время в России уделяется много внимания подготовке и обучению профессионалов в сфере финансовой деятельности.

Данная курсовая работа направлена на изучение роли финансов предприятия и финансового менеджмента на предприятии в современной рыночной экономике, особенности требований предъявляемых к финансовому менеджеру, сущности его работы и его функций.Финансовый анализ рассмотрен на примере Читинского узла почтовой связи. Целью данной курсовой работы является анализ финансового состояния организации, и выявления резервов по улучшению финансового состояния.

Глава 1 Финансы предприятий в финансовой системе страны

1.1 Сущность и формы проявления финансов предприятий

Финансы пред­приятия представляют собой систему денежных отноше­ний, выражающих формирование и использование денежных фондов в процес­се кругооборота ресурсов предприятия, формирование его денежных дохо­дов и накоплений.

Финансы предприятий обеспечивают кругооборот основного и оборот­ного капитала, взаимоотношения с государственными органами, налоговой системой, бюджетами, банками и другими кредитными учреждениями, стра­ховыми компаниями и так далее. В каждом государстве любая государ­ственная система включает финансовую систему. Она состоит из двух под­систем:

- общегосударственные финансы;

- финансы хозяйствующих субъектов.

Формы проявления финансов предприятий:

Отношения с другими хозяйствующими субъектами в процессе формиро­вания и распределения выручки (нематериальные отноше­ния):

- штрафы, пени, неустойки;

- отношения аренды;

- выпуск и реализация ценных бумаг;

- совместная деятельность;

- коммерческое кредитование;

- отношения с работниками по выплате заработной платы. В на­стоящее время целесообразно выделять самостоятельную группу финансовых отношений, которые складываются у предприятия со своими работниками по поводу распределе­ния прибыли: выплаты дивидендов, выплаты за паи в уставном капитале.

Финансовые отношения с собственными структурными подразделе­ниями. Сюда же относятся отношения внутри производственных объединений и от­ношения предприятия со своими дочерними структурами.

Отношения с налоговой службой. Значительная часть отношений - отношения с банковской системой. Это не просто система расчетов и кредитования, ведь появились новые формы отношений: факторинг, траст, залоги и так далее. Отношения с различными страховыми компаниями по всем видам стра­хования. Отношения с органами государственного управления (таможня, Минис­терство внешних отношений, различные бюджеты, внебюджетные фонды и так далее).

Финансовые процессы, происходящие на предприятии,- это все поступления денежных средств и все осуществляемые выплаты.

Поступления - это результат хозяйственной деятельности нашего предприятия, т.е. результат продажи товаров, предоставления услуг, следствие различных банковских операций, получение дивидендов.

Выплаты, перечисления - тоже результат хозяйственной деятельности, связанной с закупкой исходных видов сырья и материалов, оплатой сторонних услуг и труда собственных работников.

Если необходимо установить величину платежных средств , которыми располагает предприятие на определенную дату, то она складывается между приходом и расходом платежных средств:

ПС = НПС + ППС – ВПС

Начальные поступившие выплаченные

Финансовая устойчивость предприятия определяется наличием платежных средств. Его финансовое положение зависит от того насколько длительнее промежутки времени ПС > 0.

Не всегда и не у всех предприятий ПС > 0, т.е. поступления средств оказываются меньше, чем выплаты, которые производит данное предприятие , следовательно возникает очередность платежей, штрафы и т.п.

Данный разрыв необходимо закрыть, для чего следует решить вопросы:

1.Каков размер необходимых для этого ресурсов?

2.За счет каких источников их можно получить?

Их решение возложено на финансовых менеджеров, обеспечивающих управление финансами предприятия.

Финансовый менеджмент - область производственных отношений, связанная с оптимизацией использования финансовых ресурсов с целью обеспечения максимального дохода собственникам предприятия.

Каждое предприятие выражает отношения собственности, которые предполагают определенную ответственность каждого хозяйствующего субъекта на рынке.

Собственность предприятия - это его имущество. Совокупность имущества определяет не только лицо предприятия на рынке, но и его технические и финансовые возможности. Чем больше собственность, тем больше эти возможности.

Имущество предприятия - совокупность материальных и нематериальных ценностей или средств, которыми владеет предприятие, а именно:

· земля

· здания

· сооружения

· производственное оборудование

· запасы всякого рода

· денежные средства

· и др. платежные требования, составляющие оборотные средства предприятия

нематериальные средства:

·всякого рода права

· управленческие и организационные решения

· оценка стоимости имиджа фирмы

Имидж предприятия: возникает при оценке предприятия с целью его продажи, залога и т.п.

Складывается из следующих факторов:

·хорошая репутация

·удачное местоположение офисов

·наличие постоянных клиентов

·штат сотрудников старожилов ( ядро фирмы)

·здоровая внутрифирменная атмосфера

·структура организации и т.п.

Основу имущества предприятия составляет капитал, призванный реализовать те цели, которые ставит перед собой предприятие, начиная собственную деятельность.

1.2 Функции финансов предприятий

Функции финансов предприятий: 1. распределительная;

2. контрольная

В условиях товарного производства распределение - связующее звено между производством и потреблением. Т.о. с помощью финансов происходит распределение общественного продукта.

На поверхности мы видим:

·поступление выручки от реализации и использование ее на возмещение израсходованных средств производства и образование валового дохода.

·дальнейшее распределение полученного дохода в ходе формирования бюджетных средств, внебюджетных фондов, формирование фонда оплаты труда, различных фондов и резервов, т.е. того, что обеспечивает жизнедеятельность и развитие предприятия.

Иначе, распределительная функция финансов предприятий - это направленная деятельность по распределению и перераспределению денежных доходов предприятия.

Контрольная функция (функция отражения) - исторически сложившееся понятие, отражающее финансово-хозяйственные процессы, протекающиена предприятии.

В финансах предприятий отражаются все процессы, происходящие на предприятии. С помощью данной функции устанавливаются, выявляются и реализуются важнейшие экономические пропорции , обеспечивается контроль на всех стадиях осуществления задач, обеспечивается контроль за величиной финансового результата (в т.ч. по стадиям его достижения). В свою очередь функция контроля позволяет не только выявлять неэффективные действия, но и изыскивать резервы, предупреждать возможные потери и непроизводительные затраты.

1.3 Принципы организации финансов предприятия

Любой предприниматель при начале своего дела ставит себе цель - получение прибыли. Взаимодействие на рынке производителя и потребителя - есть отношения между производителем конкретного товара и лицом, имеющим спрос на этот товар.

Первопричиной производства является неудовлетворенный спрос.

Спрос представляет из себя форму проявления потребности в сфере обращения, но для финансистов важен не спрос вообще, а важен платежеспособный спрос. Спрос, обеспеченный денежными средствами, и представляет из себя платежеспособный спрос.

Обмен платежеспособного спроса на товар представляет из себя обмен спроса на деньги.

Для всей системы рыночных отношений характерными являются принципы организации, создающие самовоспроизводящуюся систему, не только обеспечивающие ей устойчивость, но и условия для развития и совершенствования.

Принципы организации финансовой системы.

1). Одинаковость воздействия внешних факторов на производителей и потребителей товаров.

2). Определенное равновесие финансовых инструментов (т.е. цен, процентных ставок, курсов и комиссий и т.д.)

3). Использование законодательных и нормативных актов для регулирования самостоятельных действий каждого из хозяйствующих субъектов.

4). Конкуренция как условие развития и регулятор экономических процессов. В результате этого преимущество получают наиболее эффективные производства.

6). Самофинансирование предпринимательской деятельности.

Финансы предприятий также имеют свою собственную организацию, основанную на своих принципах.

Основные принципы организации финансов предприятий.

1). Принцип полной самостоятельности. Самостоятельность в использовании собственных и приравненных к ним средств, благодаря чему обеспечивается необходимая маневренность ресурсов, которая в свою очередь позволяет концентрировать финансовые ресурсы на нужных направлениях хозяйственной и других видов деятельности предприятия.

2). Ответственность за результаты хозяйственной деятельности. Финансовый результат на предприятии является качественным показателем деятельности как руководства предприятия, так и всего коллектива предприятия. Ответственность возникает также и по поводу всех тех рисков, которые принимает на себя предприятие в условиях рынка.

3). Финансовое планирование. Финансовое планирование определяет направления движения денежных потоков на ближайшее будущее и на перспективу, предполагает получение и направления использования денежных средств. Благодаря финансовому планированию обеспечивается планирование финансового результата.

4). Этот принцип в качестве обязательного условия предполагает формирование финансовых резервов для любого предприятия. Финансовые резервы обеспечивают устойчивую производственную деятельность в условиях возможных колебаний рыночной конъюнктуры, рисков и т.д. Если предприятие создает в достаточном и необходимом размере финансовые резервы, то это обеспечивает предприятию соответствующий положительный имидж на рынке.

5). Финансовая дисциплина. Предприятие должно своевременно и полно обеспечивать выполнение финансовых обязательств перед партнерами, банковскими институтами, органами власти и разнообразными фондами (бюджетными или внебюджетными), перед своими работниками и т.д.

6). Самоокупаемость предприятия. Предприятие должно обеспечивать покрытие своих расходов за счет результатов своей собственной производственной деятельности, тем самым обеспечивается возобновляемость производства и кругооборот ресурсов предприятия.

7). Деление средств, участвующих в обслуживании оборота предприятия, на собственные и заемные. (Краткосрочные банковские кредиты - источник заемных средств.)

8). Разграничение основной и инвестиционной деятельности предприятия.

Глава 2 Основные направления деятельности финансового менеджмента на предприятии

2.1 Финансовый менеджмент: характеристика, основные направления деятельности

Финансовый менеджмент, или управление финансовыми ресурсами и отношениями, охватывает систему принципов, методов, форм и приёмов регулирования рыночного механизма в области финансов с целью повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Оптимальное взаимодействие финансовых отношений достигается путём использования финансовых категорий (выручка, прибыль, амортизация, оборотные средства, безналичные расчёты, кредит) и нормативов (налогов, рентабельности) различных стимулов, льгот, санкций и других финансовых рычагов.

Понятие планирования.

Финансовое планирование - это планирование всех его доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

Исходя из этого финансовые планы можно разделить на перспективные, текущие и оперативные.

Примером сочетания перспективного и текущего планирования является бизнес-план, который принято разрабатывать в развитых капиталистических странах при создании нового предприятия или обосновании производства новых видов продукции. Он составляется на период от трех до пяти лет, поскольку плановые разработки на более длительные периоды не могут быть достоверными.

Как правило, различают краткосрочное и долгосрочное планирование. Значение некоторых из принимаемых решений распространяется на очень долгую перспективу. Это относится, например, к решениям в таких областях, как приобретение элементов основного капитала, кадровая политика, определение ассортимента выпускаемой продукции. В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование и имеют дело с плановым периодом, равным одному году. Цели планирования могут быть различны на разных предприятиях. Функциям планирования может придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия. Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализованно. В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две схемы организации работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down (сверху-вниз) и по методу build-up (снизу-вверх). По методу break-down работа по составлению бюджетов начинается “сверху”, т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия.

Методы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практике не целесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений.

Прогнозирование в финансовом менеджменте -разработка на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и различных его частей. Прогнозирование в отличие от планирования не ставит задачу непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы. Эти прогнозы представляют собой предвиденье соответствующих изменений. Особенностью прогнозирования является также альтернативность в построении финансовых показателей и параметров, определяющая вариантность развития финансового состояния объекта управления на основе наметившихся тенденций. Прогнозирование может осуществляться на основе переноса прошлого в будущее с учётом экспертной оценки тенденции изменения, так и прямого предвидения изменений. Управление на основе их предвидения требует выработки у финансового менеджера определённого чутья рыночного механизма и интуиции, а также применения гибких экстренных решений.

Организация. Функция организаций в финансовом менеджменте сводится к объединению людей, совместно реализующих финансовую программу на базе каких-то правил и процедур. К последним относятся создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка норм, нормативов, методик и т.п.

Регулирование. Регулирование в финансовом менеджменте -воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости финансовой системы в случае возникновения отклонения от заданных параметров. Регулирование охватывает главным образом текущие мероприятия по устранению возникших отклонений от графиков, плановых заданий, установленных норм и нормативов.

Стимулирование. Стимулирование в финансовом менеджменте выражается в побуждении работников финансовой службы к заинтересованности в результатах своего труда. Посредством стимулирования осуществляется управление распределением материальных и духовных ценностей в зависимости от количества и качества затраченного труда.

Координация. Координация в финансовом менеджменте -согласованность работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и специалистов. Координация обеспечивает единство отношений объекта управления, субъекта управления, аппарата управления и отдельного работника.

Управление активами. Существуют следующие основные направления расходования фондов большинства предприятий: закупка сырья, деталей, запасов, зарплата рабочим и служащим, процент, плата по счетам за коммунальные услуги, налоги.

Увеличение активов. Наличные деньги, выручка от реализации, запасы, оборудование, здания, земля - все это активы. Любое увеличение активов означает использование фондов.

Уменьшение пассивов. Пассив предприятия включает все, что оно должно другим: банковские займы, выплата поставщикам и налоги. Фонды, получаемые предприятием, могут пойти на уменьшение пассива, например, возврат банковских займов.

Платежи собственникам. В частных предприятиях и товариществах все, что осталось после увеличения активов и уменьшения пассивов, принадлежит владельцам. В корпорациях капитал, который предприятие не используют на себя, выплачивается владельцам в виде дивидендов.

Управление текущими активами.

Под текущими активами понимаются активы, которые предприятие может держать в пределах года. Цикл оборотного капитала. Текущие активы используются в качестве оборотного капитала. Фонды, используемые в качестве оборотного капитала, проходят определенный цикл. Ликвидные акт2ивы используются для покупки исходных материалов, которые превращают в готовую продукцию; продукция продается в кредит, создавая счета дебиторов; счета дебитора оплачиваются и инкассируются, превращаясь в ликвидные активы.

Эффективное использование оборотного капитала. Любые фонды, не используемые для нужд оборотного капитала, могут быть направлены на оплату пассивов. Кроме того, они могут использоваться для приобретения основного капитала или выплачены в виде доходов владельцам. Один из способов экономии оборотного капитала заключается в совершенствовании управления материально-техническими ресурсами (запасами) посредством:

- планирования закупок необходимых материалов;

- введения жестких производственных систем;

- использования современных складов;

- совершенствования прогнозирования спроса;

- быстрой доставки.

Второй путь сокращения потребности в оборотном капитале состоит в уменьшении счетов дебиторов путем ужесточения кредиткой политики, в оценке ненужных фондов, которые могли бы быть использованы для других целей, в оценке счетов, предъявляемых к оплате.

Третий путь сокращения издержек оборотного капитала заключается в лучшем использовании наличных денег. По банковским счетам, на которых фирмы держат свои ликвидные активы, процент не уплачивается. Однако другие ликвидные активы (краткосрочные государственные ценные бумаги, депозитные сертификаты, разновидность единовременного займа, называемая перекупочным соглашением) приносят доход в виде процентов.

Управление основными активами.

К основным активам относятся те, которые фирма использует больше года. Они включают основной капитал и природные ресурсы. Одной из обязанностей финансистов является выбор варианта использования имеющихся фондов: на приобретение основного капитала или увеличение текущих активов, или сокращение пассива, или на уплату собственникам. При принятии решения необходимо сравнить стоимость нового капитала с дополнительной стоимостью или с размерами сокращения расходов, к которому приведет его использование.

Решение о приобретении основного капитала складывается в процессе составления сметы капиталовложений и их окупаемости. Это сложный процесс, поскольку “плюсы” добавочных основных активов обычно проявляются по прошествии нескольких лет.

То обстоятельство, что главным для финансистов является основной капитал, не должно отвлекать их от необходимости эффективного управления недвижимостью.

Контроль в финансовом менеджменте сводится к проверке организации финансовой работы, выполнения финансовых планов и т.п. Посредством контроля собирается информация об использовании финансовых средств и о финансовом состоянии объекта, вскрываются дополнительные резервы и возможности, вносятся изменения в финансовые программы, в организацию финансового менеджмента. Контроль предполагает анализ финансовых результатов. Анализ - часть процесса планирования финансов. Следовательно, финансовый контроль является оборотной стороной финансового планирования

и должен рассматриваться как его составная часть - контроль за выполнением финансового плана, за исполнением принятых решений.

2.2 Анализ финансового состояния организации «Читинский узел почтовой связи».

Цели и методы финансового анализа.

Главная цель анализа - оценка существования финансового состояния организации и разработка мероприятий по финансовому оздоровлению; своевременное выявление и устранение недостатков финансовой деятельности и прогноз резервов улучшения финансового со­стояния организации его платежеспособности. При этом основными задачами финансового анализа являются:

1. Обоснование бизнес-планов и осуществление контроля, за их реализацией.

2. Прогнозирование будущих финансовых результатов.

3. Выявления проблем в управлении производственной деятельностью.

Анализ финансового состояния организации основывается главным образом на относительных показателях, так как абсолютные показатели ба­ланса в условиях инфляции практически невозможно привести в сопостави­мый вид. Относительные показатели анализируемой организации можно срав­нивать:

- с общепринятыми «нормами» для оценки степени риска и прогнозирования возможностей банкротства;

- с аналогичными данными других организаций, что позволяет выявить сильные и слабые стороны организации и ее возможности;

- с аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденций улучшения и ухудшения финансового состояния организации.

Анализ ликвидности и платежеспособности баланса предприятия.

Одним из показателей, характеризующих финансовое положение пред­приятия, является его платежеспособность - возможность наличными де­нежными ресурсами погашать свои платежные обязательства или финансировать свою деятельность. Оценка платежеспособности по балансу осуществляется на основе ха­рактеристики ликвидности оборотных активов, которая определяется време­нем, необходимым для превращения их в денежные средства. Чем меньше требуется времени для инкассации данного актива, тем выше его ликвид­ность. Ликвидность баланса и предприятия определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. То есть - это возможность предприятия обратить активы в наличность и погасить свои платежные обязательства. Поня­тия платежеспособность и ликвидность очень близки, но второе более емкое. От степени ликвидности баланса и предприятия зависит платежеспособность. Предприятие может быть платежеспособным на отчетную дату, но иметь не­благоприятные возможности в будущем и наоборот.

Проведение анализа финансовой состоятельности и финансовых ре­зультатов деятельности объектов почтовой связи сопряжено с использовани­ем больших массивов информации. Для сокращения объема исходных дан­ных необходимых для проведения финансового анализа, полученных непосредственно из бухгалтерской отчетности (форма № 1), целесообразно при­менять метод агрегирования (укрупнения) статей баланса.

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по акти­ву, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочны­ми обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения.

Активы делятся на четыре группы.

Первая группа A1 включает в себя наиболее ликвидные активы, такие как:

- денежная наличность и краткосрочные финансовые вложения

Ко второй группе А 2 относятся быстрореализуемые активы:

- готовая продукция, товары отгруженные и дебиторская задолженность. Ликвидность этой группы оборотных активов зависит от оборачиваемости реализуемых товаров и услуг, скорости платежного документооборота в банках, от спроса на товары и услуги, их конкурентоспособности, платежеспособности потре­бителей, форм расчетов и т.д.

К третьей группе Аз относятся медленно реализуемые активы:

- запасы, НДС, дебиторскую задолженность ,платежи по которой ожидается более, чем через 12 месяцев после отчетной даты, и прочие оборотные активы.

Четвертая группа А 4 - это труднореализуемые активы, куда входят:

- ос­новные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложе­ния, незавершенное строительство, т.е. статьи I раздела баланса - внеобо­ротные активы.

Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты.

Группа П. 1 наиболее срочные обязательства - к ним относятся:

- кредиторская задолженность.

Группа П. 2 краткосрочные пассивы, это:

- краткосрочные заемные средства, расчеты дивидендам, доходы будущих периодов, фонды потребления, резер­вы предстоящих расходов и платежей и прочие краткосрочные пассивы.

Группа Пз - долгосрочные пассивы:

- статьи баланса относящиеся к V и VI раз­делам, т.е. долгосрочные кредиты и заемные средства, резервы предстоящих расходов и платежей, а также доходы будущих периодов, фонды потребле­ния.

Группа П. 4 - постоянные пассивы или устойчивые, это:

- собственный капитал.

Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги группы по активу и пассиву.

Оценка ликвидности баланса рассматривается на примере баланса узла почтовой связи в таблице 1

Таблица 1 - Анализ ликвидности баланса,за 2007 год (тыс.руб.)

Актив

Значение показателей

Пассив

Значение показателей

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Наиболее лик­видные активы

A1

547

1517

Наиболее срочные обяза­тельства П1

4018 7646

Быстрореали­зуемые активы

A2

1173 816

Краткосрочные пассивы П.2

-

-

Медленно реа­лизуемые акти­вы Аз

2440 2577

Долгосрочные пассивы Пз

573

616

Труднореали­зуемые активы

А4

6479 5485

Постоянные пассивы

П4

6048

2133

Баланс

10639 10395

Баланс

10639 10395

Бухгалтерский баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются следую­щие соотношения: А1>П1 ; А2 >П2 ; Аз >Пз ; А4<П4.

Исходя из данных таблицы 1 - наблюдаются следующие соотно­шения:

На начало года: На конец года:

А1 < П1 А1 < П1

А2 > П2 А2 > П2

А3 > П3 А3 > П3

А4 > П4 А4 > П4

Вывод: Баланс не является абсолютно ликвидным, так как не выполняются 1 и 3 условие на конец года.

При сопоставлении ликвидных средств и общих обязательств вычис­ляются показатели - текущей ликвидности (ТЛ), которая свидетельствует о платежеспособности (+) или неплатежеспособности (-) предприятия на ближайший период к рассматриваемому промежутку времени.

TЛ =(A1+A2) - ( П1+ П2)

На начало года (547+1173) - (4018+0) = - 2298 тыс. руб.

На конец года (1517+816) –(7646+0) = - 5313 тыс. руб.

Перспективная ликвидность (ПЛ) рассчитывается на основе сравнения будущих поступлений и платежей. И определяется на конец года.

ПЛ = (Аз - Пз )= (2577-616) = 1961 тыс.руб.

Вывод: На начало и на конец года узел почтовой связи не платежеспособен. Отрицательный результат говорит об этом. Предприятие не способно финансировать свою деятельность, активов не хватает для того, чтобы покрыть обязательства. Расчеты показали, что платежеспособность анализируемого узла почтовой связи в будущем будет обеспече­на, т. к значение перспективной платежеспособности положительное.

Анализ прибыли и рентабельности.

Прибыль и рентабельность, показатели характеризующие финансовые результаты предприятия. Рентабельность- это относительный показатель, определяющий уровень доходности. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.); они более полно, чем прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп :

· Показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

· Показатели, характеризующие рентабельность продаж;

· Показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Чистая прибыль является одним из важнейших экономических показателей, характеризующих конечные результаты деятельности предприятия.

В нашем случае предприятие убыточное, поэтому эти показатели не анализируются.

Прогнозная оценка возможной финансовой несостоятельности (банкротства) предприятия.

Банкротство - это документально подтвержденная неспособность предприятия платить по своим долгам и финансировать текущую основную деятельность из-за отсутствия средств.

Основным признаком банкротства является неспособность предпри­ятия обеспечить выполнение требования кредиторов в течении 3 месяцев со дня наступления сроков платежей. По истечению этого срока кредиторы по­лучают право на обращение в арбитражный суд о признании предприятия -должника банкротом. Банкротство предопределено самой сущностью рыночных отношений, которые сопряжены с неопределенностью достижения конечных результатов и риском потерь.

Предпосылки банкротства могут быть внутренними и внешними.

Внешние факторы.

1. Экономические: (кризисное состояние страны, общий спад произ­водства, инфляция, нестабильность финансовой системы, рост цен на ресур­сы, изменение конъюнктуры рынка, неплатежеспособность и банкротство партнеров).

2. Политические: (политическая нестабильность общества, внешне­экономическая политика страны, разрыв экономических связей, потеря рын­ков сбыта, изменение условий импорта и экспорта, несовершенство законо­дательства в области хозяйственного права, антимонопольной политики и др.)

3. Усиление международной конкуренции в связи с развитием научно-технического прогресса.

4. Демографические: (численность, уровень благосостояния народа, культурный уклад общества, определяющий потребность, платежеспособный спрос на товары и услуги).

Внутренние факторы:

1. Дефицит собственного оборотного капитала.

2. Низкий уровень техники, технологий и организации производства.

3. Снижение эффективности использования ресурсов и как результат высокий уровень себестоимости, убытки и т.д.

4. Создание сверхнормативных остатков незавершенного строительст­ва, незавершенного производства, производственных запасов, готовой про­дукции из-за чего происходит затоваривание и замедляется оборачиваемость капитала, вследствие чего, образуется его дефицит.

5. Неплатежеспособность потребителей.

6. Отсутствие сбыта продукции из-за неэффективной организации маркетинговой деятельности, что заставляет предприятие залезать в долги.

7. Привлечение заемных средств на невыгодных условиях, что ведет к увеличению расходов.

8. Быстрое и неконтролируемое расширение хозяйственной деятельно­сти, при этом растут запасы, затраты, и дебиторская задолженность растут быстрее объема продаж.

Банкротство, как правило, является следствие совместного действия внутренних и внешних факторов.

Для прогнозирования вероятности банкротства используются несколь­ко методов, основанных на применении финансового анализа состояния предприятия. Но при этом необходимо рассматривать соответствие метода проводимой учетной политики на предприятии. В соответствии с действующим законодательством о банкротстве предприятий для прогнозирования их несостоятельности применяется огра­ниченный круг показателей:

• коэффициенты ликвидности;

• коэффициенты финансовой устойчивости;

• коэффициенты восстановления платежеспособности;

• коэффициент обеспеченности собственным капиталом.

Согласно данным правилам предприятие признается неплатежеспо­собным при наличии несоответствия указанных коэффициентов норматив­ным значением.

Из вышеизложенного следует, что финансовое состояние кризисное и возможно банкротство узла почтовой связи .

Общая оценка финансового состояния районного узла почтовой связи.

Общий анализ основных экономических показателей Читинского узла почтовой связи проводится на основании отчета о прибылях и убытках ф.2 за 2007 год и экономических отчетов. Он представлен в таблице 2

Таблица 2 – Обобщающий анализ основных экономических показателей районного узла почтовой связи.

(тыс. руб.)

Наименование показателей

2006

год

2007

год

Темп измене­ния %

Абсолютные отклонения (+,-)

1. Выручка (нетто) от продажи продукции, работ, услуг за минусом НДС, акцизов (тыс. руб.)

9649 12576 130 + 2927

В том числе:

· Доходы от основной деятельности

· Доходы от нетрадиционных услуг

( тыс. руб.)

6548

3101

8240

4336

126

140

+1692

+1235

1. Затраты на производство

(тыс. руб.)

10086

15214 151 +5128
2. Убыток валовый (тыс. руб.) 437 2638 в 6 раз +2201

3. Коммерческие расходы

(тыс. руб.)

363 705 194 +342
4. Убыток от продаж ( тыс.руб) 800 3343 В 4 раза +2543
5. Сальдо прочих доходов и расходов (тыс. руб.) +408 +66 16 -342

6. Текущий налог на прибыль

( с коммерч.дохода - ЕНВД)

39 43 110 +4
7. Пени по налогам

31

+ 31

8. Чистый убыток отчетного года

( тыс. руб.)

431 3352 в 8 раз +2921

9. Среднесписочная численность

ра­ботников ( чел.)

105 108 103 +3

10. Производительность труда

(тыс. руб.)

92 116 127 +24

11. Себестоимость единицы продукции ( руб.)

( руб.)

1,05 1,21 116 +0,16

13.Среднегодовая стоимость основных производственных фондов (тыс. руб.)

10.

6453

5982

93

-471

14.Среднегодовая стоимость

оборотных средств (тыс. руб.)

3995 4735 119 +740

15. Фондоотдача (руб.)

1,5 2,1 140 +0,6
16. Фондовооруженность ( руб.) 61 55 90 -6

17.Рентабельность затратная

пр. вал: затраты х 100%

- - - -

18. Рентабельность ресурсная

приб.вал. : (ср. ОПФ + оборот.ср.)

х 100%

-

-

-

-

За отчетный год выручка узла почтовой связи составила 12576 тыс.руб. и возросла по сравнению с предыдущем периодом в 1,3 раза. Как за счет доходов от основной деятельности в 1,2 раза, так и нетрадиционных доходов в 1,4 раза. Выручка от основной деятельности составила 8240 тыс. руб. и на рост повлияло увеличение объемов услуг почтовой связи, увеличение тарифов на услуги почтовой связи. Выручка от услуг нетрадици­онной деятельности составила 4336 тыс.руб. и она выросла в связи с увеличением товарооборота.

За 2007 получен убыток от продаж в размере 2638 тыс.руб. и увеличен в 6 раз за счет роста затрат. Районный узел почтовой связи получил внереализационные доходы 636 тыс.руб и операционные расходы в сумме 570 тыс. руб., налоги и сборы в сумме 43 тыс.руб., относимые на финансовый ре­зультат. Убыток от финансовой деятельности получен в сумме 3278 тыс.руб. и увеличился в 8 раз к соответствующему периоду прошлого года. Себестоимость составила 121 руб. доходов на 100 руб. затрат в 2003 году и 105 руб. доходов на 100 руб. за­трат в 2002 году, т.е. вырос на 3 % к прошлому году за счет увеличения расходов.

В организации не достаточно полное использование основных фондов. Увеличилась фондоотдача в 1,4 раза. За счет того, что темп роста доходов опережает темп роста стоимости фондов. А вот фондовооруженность снизилась на 10 % , за счет уменьшения стоимости основных производственных фондов и увеличения численности работников.

Так как у организации по результатам за 2006-2007 гг. финансовое состояние кризисное, наблюдается рост убытка, то узел почтовой связи заимствует средства с переводных сумм. И позаимствование составляет 3 млн. руб., что в свою очередь является финансовым нарушением. Поэтому необходима разработка направлений, по оздоровлению финансового состояния (увеличению роста доходов и снижению уровня затрат) узла почтовой связи.

2.3 Обобщение результатов анализа и разработка рекомендаций по финансовому оздоровлению

В результате финансово-хозяйственной деятельности за 2007 год получен убыток от продаж, который увеличен в 8 раз, в сравнении с предыдущим отчетным периодом.

Анализ финансового состояния узла почтовой связи по средствам ис­следования структуры и динамики бухгалтерского баланса показал, что ва­люта баланса снижена на 2,3 %, в связи со снижением объема операцийпо внеоборотным активам на 15,3 %. Оборотные активы увеличены на 18%. Также собственный капитал снижен на 64,7%. А краткосрочные обязательства выросли на 80 %.

За 2007 год анализируемый Читинский узел почтовой связи увеличил валовые доходы на 30%, за счет роста количества предоставляемых непрофильных услуг. За­траты на эксплуатацию почтовой связи увеличены на 51%, в связи с ростом тарифов на услуги сторонних организаций, увеличением цен на товар­но-материальные ценности, топлива, роста заработной платы и др. Нет роста до­ходов над затратами, превышение затрат составляет 21%, что является отрицательным фактором в деятельности узла почтовой связи.

В целях предотвращения осложнений в финансовом состоянии узла почтовой связи необходимо разработать соответствующие мероприятия.

Одними из основных и наиболее радикальных направлений финансового оздоровления являются:

· поиск внутренних резервов по увеличе­нию прибыльности организации и достижения безубыточной работы за счет повышения качества и конкурентоспособности услуг;

· снижение ее себе­стоимости, расширения предоставляемых услуг, рационального использова­ния материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращения непроизво­дительных расходов и потерь.

Устойчивость финансового состояния может быть повышена путем принятия следующих мер по оздоровлению финансового состояния:

· Поиск внутренних резервов по увеличению прибыльности предприятия и достижения безубыточной работы;

· Пополнение собственного оборотного капитала за счет внутренних источников увеличение прибыли;

· Увеличение объемов предоставляемых услуг;

· Повышение эффективности маркетинга, внедрение новых видов услуг;

· Повышение качества предоставляемых услуг, влекущее увеличение спроса на них;

· Гибкое регулирование тарифов и цен за дополнительные и непрофильные услуги;

· Ускорение оборачиваемости капитала в текущих активах

Глава 3 Мероприятия по улучшению финансового состояния

предприятия

На основании проведенного анализа, совместно с вышестоящей УФПС РС(Я) разработан план мероприятий по финансовому оздоровлению Читинского УУПС. Мероприятия по финансовому оздоровлению предприятия можно условно разделить на блоки:

1. Производственная деятельность

2. Маркетинг

3. Финансовая деятельность

4. Управление персоналом

Производственная деятельность :

Разработка мероприятий по сокращению издержек, оптимизация расходов, согласно анализа статей расходов- выявление «центров» расходов, т.е. статей расходов, дающих наибольший удельный объём затрат.

• Ревизия трудовых договоров

• Ревизия хозяйственных договоров. Организация тендерной комиссии по заключению договоров с поставщиками и подрядчиками.

• Проведение инвентаризации основных фондов, в т.ч. зданий, сооружений, объектов социальной и непроизводственной сфер. Решение вопроса о необходимости указанных объектов, передача максимально возможного количества объектов социальной и непроизводственных сфер на баланс муниципальных образований. Решение вопроса об аренде, реализации неиспользуемых производственных зданий, сооружений, с целью экономии

коммунальных расходов. Анализ целесообразности и эффективности вложений в основные фонды.

• Инвентаризация и анализ производственной востребованности оборудования, автомобильной и прочей техники, решение вопроса замене оборудования и техники на более экономичное и высокопроизводительное.

• Повышение качества предоставляемых услуг - проведение тренингов продаж с персоналом.

Маркетинг:

Выявление «центров» доходов, т.е. статей доходов, дающих наибольшие удельные объёмы доходов, а также наиболее рентабельные статьи доходов.

• Разработка комплекса мер по увеличению объёма реализации продукции. Особое внимание при разработке комплекса увеличению объёмов реализации в «центрах» доходов, проведение рекламной кампании.

• Повышение привлекательности, востребованности услуг Читинского узла почтовой связи.

Финансовая деятельность:

Ревизия дебиторской задолженности. Группировка задолженностипо степени ликвидности. Выявление задолженности с низкой степенью вероятности погашения, решение вопроса о списании просроченной задолженности, разработка комплекса мероприятий (в зависимости от степени ликвидности) по истребованию задолженности с дебиторов.

• Ревизия кредиторской задолженности. Группировка задолженности по степени ликвидности. Выявление просроченной задолженности и решение вопроса о её списании, разработка комплекса мероприятий по погашению задолженности. Для этого возможна реструктуризация задолженнности, особенно с давним сроком возникновения - разработка графиков погашения (с учётом наличия источников погашения) с возможными отсрочками расчётов и применением уменьшающих дисконтов.

• Более плотная работа с Правительством РФ и Минфином РФ по вопросу увеличения дотаций из Республиканского бюджета и своевременности их выделения.

• Работа с муниципальными образованиями по вопросу выделения помощи на содержание объектов почтовой связи, транспортировке и доставке почтовых отправлений.

• Введение финансового плана и строгой финансовой дисциплины.

Управление персоналом:

• Анализ эффективности существующей организационной структуры управления, разработка мероприятий по её совершенствованию.

• Оптимизация численности персонала

• Повышение профессионального уровня персонала, для чего возможно проведение аттестации персонала. Цель - формирование профессиональной команды специалистов.

• Курсы подготовки персонала. Повышение квалификации персонала по схеме:

Управление - специалисты районных узлов, районные узлы - специалисты отделений связи. Организация работы действующих курсов по указанной схеме в Управлении и районных узлах. Регулярное проведение аттестаций и оценка работы курсов (особенно в улусных узлах).

• Разработка положения о повышении квалификации специалистов на курсах, семинарах; разработка положения о получении сотрудниками средне-специального и высшего образования по профилю работы.

• Повышение производительности труда - разработка положения о моральном и материальном стимулировании (исходя из наличия финансовых источников).

Из указанных мероприятий, реализация которых рассчитана на период 1 квартала 2008 г., для Читинского узла планируется осуществить следующее:

1.Выявление статей доходов, дающих наибольшие удельные объёмы доходов, а также наиболее рентабельные статьи доходов.

1. Разработка мероприятий по сокращению издержек.

Основные направления улучшения финансового состояния Читинского узла почтовой связи

Внедрение новых видов услуг:

1. Создание Единой системы денежных переводов (ЕСПП) или переход на осуществление почтовых переводов денежных средств по электронной технологии .

2. Прием платы за электроэнергию и плату за коммунальные услуги.

Оптимизация расходов:

1. Сокращение численности штата работников: двух штатных единиц сортировщиков, в связи с уменьшением объема работ.

2. Сокращение рабочего времени почтальонам, по тем же причинам

При достижении намеченных мероприятий повысится уровень обеспе­ченности собственными оборотными средствами для формирования запасов и затрат, а также обеспечится финансовая независимость деятельности уз­ла почтовой связи, повысится его платежеспособность.

Также для вывода предприятия из кризисного состояния и для финансирования активов предприятия, будут привлечены долгосрочные заемные средства.

Заключение

Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.

Анализируемый Читинский узел почтовой связи, вид деятельности которого, пре­доставление услуг почтовой связи населению и организациям всех форм соб­ственности, отработал отчетный период не рентабельным. Анализ финансового состояния показал, что узел почтовой связи является не платежеспособным не только на отчетный период, но и в будущем его платежеспособность не будет обеспечена. В целом ликвидность баланса не стабильна. Так как у предприятия по результатам за 2006-2007 гг. финансовое состояние кризисное, наблюдается рост убытка, то узел почтовой связи заимствует средства с переводных сумм. И позаимствование составляет 3 млн. руб., что в свою очередь является финансовым нарушением. Поэтому разработан план, по оздоровлению финансового состояния (увеличению роста доходов и снижению уровня затрат) узла почтовой связи. Разработанные мероприятия содержат разделы:

- Введение финансового плана - бюджета и строгой финансовой дисциплины .

- Разработка мероприятий по росту доходов и оптимизации расходов.

- Ревизия хозяйственных и трудовых договоров.

- Ревизия дебиторской и кредиторской задолженности, основных фондов, производственной востребованности оборудования.

- Разработка комплекса мер по росту объема реализации продукции.

Мероприятий дают возможность стабилизи­ровать финансовое состояние узла почтовой связи и принять их к руково­дству. Вместо убытка, предприятие получит прибыль. Следовательно повысятся показатели рентабельности и сни­зятся показатели себестоимости услуг почтовой связи. Улучшится структура баланса, а также обеспечивается финансовая независимость деятельности уз­ла почтовой связи, и его платежеспособность.

Ответственность по выполнению рассмотреной деятельности лежит на финансовом менеджере. Поэтому деятельность финансового менеджера настолько широка и многофункциональна, что в рамках курсовой работы можно было наметить лишь основные грани того поля деятельности, которое выполняет профессиональный финансист. И это понятно, так как финансовый менеджмент в современной рыночной экономике есть - высококвалифицированный профессионал своего дела. В своей курсовой работе я попыталась лишь ознакомить с некоторыми ее аспектами. Для успешного осуществления своих обязанностей финансовый менеджер должен обладать высокой профподготовкой, которая включает в себя знание экономики, бухучета, права, статистики и глубочайших, специализированных знаний по финансовому менеджменту.

Если раньше предприятия не уделяли финансовому менеджменту достаточного внимания, то в настоящее время данная практика становиться распространенным явлением, и более того - объективной необходимостью в складывающихся условиях жесткой конкуренции.

Список использованной литературы

1. Константинова О.Г. Финансы, денежное обращение и кредит. М, 2007

2. Огурцова Е.В. Финансы и кредит: учеб.-метод. Пособие для студентов экономических специальностей. - Саратов.: изд. "Лотос". - 2007 г.

3. Финансы. Денежное обращение. Кредит.: Учебник/Под ред. Бабич А. М, Павловой Л. Н. - М., 2007.

4. Финансы: Учеб. для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. М.: Перспектива; Юрайт, 2000.

5. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. -М.: ЮНИТИ, 2000

6. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. /Под ред. Сенчагова В.К., Архипова А.И. -М.: Проспект, 2002 г.

7. Финансы: Учебник. / Под ред. проф. СИ. Лушина, проф. В.А. Слепова. -М.: Экономистъ, 2003 г.

8. Романовский М.В., Врублевская О.В., Иванова Н.Г. Основы теории и практики государственных финансов. М., 2008.

9. Финансовый менеджмент: Учебник. / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ, 2007

10. Финансы предприятий: Учебник. / Под ред. Н.В. Колчиной. - М.: ЮНИТИ, 2008

11. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник. / Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007

12. Финансы: Учебник. / Под ред. В.М. Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 2006

13. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: Экономическая теория и политика: Учеб. для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2006.

14. Коласс Б. Управление финансовой деятельностью предприятия: Проблемы, концепции и методы: Учеб. пособие для вузов / Пер. с франц. под ред. Я.В. Соколова. - М. : Финансы, ЮНИТИ,2007.-576 с.

15. Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия. № 118. – Экономика и жизнь – 2008 - № 2.

16. Павлова Л. Н.. Финансы предприятий: Учебник для вузов. - М. : Финансы, ЮНИТИ,2007.- 639 с.

17. Финансовое планирование на предприятии : Курс лекций для вузов/ Г.А. Ярин, Е.Г. Калабина, Е.Г. Ярина.-Екатеринбург:УГЭУ,2007.-285 с.

18. Финансы. Денежные обращение. Кредит: учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007 (стр. 83).

19. Финансы предприятий: Учебное пособие для вузов /Бородина Е.И., Голикова Ю.С., Колчина Н.В., Смирнова З. М.; Под ред. Е.И. Бородиной. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,2005.-207 с.

20. Финансы: Учебник для вузов /Под ред. Л. А. Дробозиной. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008.-527 с.

21. Финансы: Учебное пособие для вузов /Под ред. А.М. Ковалевой.-2-е изд. - М. : Финансы и статистика, 2007.-334 с.

22. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятия. - М., ИНФРА-М, 2007. - 343с.

23. Экономика предприятия : Учебник /Под ред. О.И. Волкова.-М.:ИНФРА-М,2007.-416 с.

24. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. Н. А. Сафронова. - М. : Юристъ,2007.-581 с.

25. http://www.nalog.ru

26. 42. http://www.minfin.ru

27. 43. http://www.economy.gov.ru

28. 45. http://www.cbr.ru

29. http://www.aup.ru

30. http://www.cfin.ru

31. http://www.delovoy.spb.ru/