Реферат: Банковская система в современных условиях
Название: Банковская система в современных условиях Раздел: Рефераты по экономической теории Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение. Банки составляют неотъемлемую часть современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Они находятся в центре экономической жизни, обслуживают интересы производителей, связывая денежным потоком промышленность и торговлю, сельское хозяйство и население. Во всем мире банки имеют значительную власть и влияние, они распоряжаются огромным денежным капиталом, стекающимся к ним от предприятий и фирм, от торговцев и фермеров, от государства и частных лиц. По существу, банковская система - это сердце хозяйственного организма любой страны. Для России эта тема особенно актуальна. Отечественным банкам, как и всей нашей экономике, не повезло во многих отношениях. Долгие годы административное, зачастую непрофессиональное мышление подменяло экономический подход, и в результате подлинные экономические функции кредитных учреждений из главных превращались во второстепенные. Роль банков так часто игнорировалась, их экономическое назначение было до такой степени снижено, что даже сейчас, когда наша страна начала жить по иным экономическим законам, многие люди - а среди них и государственные чиновники, и промышленники, и торговцы - не уделяют деятельности банков того внимания, которое оно заслуживает. Между тем с началом экономических реформ банковская сфера России начала стремительно развиваться, занимая ту нишу, которую отводит ей рыночная экономика. И этот процесс не был искусственно навязан, предприниматели просто стремились удовлетворить спрос потребителей на банковские услуги. Кредитно-денежная система России еще мало развита, ее нельзя сравнить с кредитно-денежной системой любой промышленно развитой страны. Но если в России в один день прекратится деятельность всех банков, это вызовет большие затруднения и дезорганизацию в работе и взаи модействии всех сфер жизни - не меньшие, чем если бы речь шла об остановке какой-либо отрасли промышленности. Предприятия не смогут осуществлять взаиморасчета, люди не получат зарплату, а государство - налоги. Банки прочно вошли в нашу жизнь. Они обеспечивают жизнедеятельность экономики, оставаясь при этом не на виду у широких масс. Однако это не повод забывать об их проблемах и потребностях, которые нужно решать и обеспечивать. Только таким путем можно создать благоприятные условия для развития и деятельности банковской системы - необходимого компонента для эффективной деятельности рыночных механизмов. 1. Понятие банковской системы. Понятие «банковская система» является одним из ключевых в изучении как банковского дела, так и экономической системы в целом. Это обусловлено тем, что банковские и небанковские кредитные организации функционируют в рыночной экономике не изолированно, а во взаимосвязи и взаимозависимости друг с другом. Например, взаимосвязь между банками проявляется в осуществлении межбанковских расчётов, когда банк, по поручению клиентов, осуществляет платежи и расчёты через: ·Расчётную сеть Банка России; ·Банки-корреспонденты – на основании заключенного между ними (банками) договора; ·Банки, уполномоченные на ведение определённого вида счетов и осуществление платежей; ·Клиринговые центры – небанковские кредитные организации, осуществляющие расчётные операции. Взаимозависимость банков проявляется в заимствованиях на рынке межбанковских кредитов. В обоих случаях невыполнение обязательств одним из банков приводит к трудностям функционирования связанных с ним прямо и опосредованно других банков, т.е. к возникновению так называемого «эффекта домино». Таким образом, в современных условиях банки представляют не просто случайный набор банков, а действительно банковскую систему, т.е. множество элементов с отношениями и связями, образующими единое целое. Основными свойствами банковской системы, как и систем в целом, являются: 1) иерархичность построения; 2) наличие отношений и связей, которые являются системообразующими, т.е. обеспечивают свойство целостности; 3) упорядоченность её элементов, отношений и связей; 4) взаимодействие со средой, в процессе которого система проявляет и создаёт свои свойства; 5) наличие процессов управления. Учитывая относительную непродолжительность процесса становления банковской системы рыночного типа в России, отдельные признаки банковской системы могут не проявляться отчётливо, но прослеживаться при функционировании банковской системы в целом. Исходя из этих основных свойств, рассмотрим особенности российской банковской системы. 1.1. История развития банковского дела. Для того, чтобы понять сущность любого экономического явления, необходимо знать историю его развития, основные этапы его эволюции от простых форм к более сложным и разнообразным. Не являются исключениями и такие понятия, как " денежно-кредитное обращение " и " банки и банковская система ". Первые упоминания об обособленных кредитных операциях относятся к шестому веку до новой эры. В Древнем Вавилоне практиковалась вкладная операция: прием вкладов и уплата по ним процентов. Эти же операции в четвертом веке до новой эры практиковались и в Греции. Наряду с приемом вкладов греки за известную плату производили обмен денег. Затем первые банкиры поняли, что огромные денежные богатства, накопленные ими, лежат без дела. Деньги начали отдавать во временное пользование, на них открывали самостоятельные торговые и ремесленные предприятия. Залогом при этом обычно выступали корабли и товары, иногда – дома, драгоценные вещи, рабы. Предоставление банковской ссуды сопровождалось взиманием высоких процентов, уровень которых доходил до 36% годовых. Вместе с кредитными операциями древних банков постепенно стали развиваться и расчеты по обслуживанию вкладчиков. Расчеты производились с помощью так называемого "трансферита", т.е. переноса денежных средств с одной таблицы (счета) на другую. Постепенно клиентура банков расширялась. Услуги, предоставляемые банками, привлекали деловых людей. Соответственно, и банки старались угодить клиентам, предлагая все новые удобства. Так, банки стали выпо лнять работу доверителей по составлению договоров между клиентами, выступать посредниками в торговых сделках. Однако несправедливо было бы считать, что все эти операции древнего товарно-денежного обращения свидетельствуют о функционировании банка. Несомненно, банк – это гораздо более сложный институт и его нельзя охарактеризовать описанием нескольких простейших кредитно-денежных операций. По поводу времени возникновения банка в современном понимании этого слова мнения исследователей расходятся. Некоторые авторы считают, что банк, как особый институт товарного хозяйства, возник не в связи с развитием товарно-денежных отношений на ранних этапах товарного хозяйства, а только в тот их период, когда нужна была сеть специальных учреждений, которые регулировали бы запутанное денежное обращение и производили в более широких масштабах кредитные операции. Отсюда выдвигается предположение, что банк возник только на такой стадии развития кредита, когда без его помощи не могли нормально функционировать капиталистические предприятия. Таким образом, банк воспринимается исключительно как явление капиталистического хозяйства. Распространена и другая точка зрения. В "Словаре русского языка" Ожегова банк характеризуется как "крупное кредитное учреждение". Следовательно, речь идет о степени развития банковского дела, о том, какие операции выполняет кредитор по обслуживанию клиентов. Ростовщик становится банкиром, когда выполняемые им кредитные операции становятся системой. Кредит перестает удовлетворять чисто потребительские наклонности заемщика и выдается на проведение хозяйственных операций. Признаком банка является и то, что кредит в своей системе становится платным. Ссудный процент при этом не только покрывает расходы банкирского дома, но и обусловливает производительное использование заемщиком ресурсов, полученных им во временное пользование. Наряду с совершением кредитных сделок кредитор начинает выполнять расчетные и другие операции по распоряжению своих клиентов. Следовательно, банк – это такая ступень развития кредитного дела, при которой кредитные, денежные и расчетные операции стали концентрироваться в едином центре. Если такая точка зрения верна, то первые банки возникли задолго до мануфактурной стадии производства, в период становления государства, на этапе достаточно оживленного развития товарного обмена, денежных и кредитных отношений. А по свидетельству истории, такого рода отношения были уже в рабовладельческом обществе. В настоящее время никто еще не поставил точку в этом споре. Оба подхода имеют право на существование, и лишь недостаток обоснованных исторических фактов не позволяет определить, кто из исследователей находится ближе к истине. Несомненно только одно – банк имеет долгую историю поступательного, эволюционного развития; этот хозяйственный институт играл и играет важную роль в развитии и функционировании экономики. 1.2. Иерархичность построения. В Федеральном законе № 395-1 от 02 декабря 1990 г. «О Банках и банковской деятельности» с последними изменениями и дополнениями в редакции Федерального закона № 19-ФЗ от 02 февраля 2006 г. отмечается, что банковская система включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. В действительности банковская система России характеризуется большим разнообразием элементов, такими как: банковские ассоциации и союзы, банковские группы (не являющиеся юридическим лицом объединения кредитных организаций, в которых одна (т.е. головная) кредитная организация оказывает существенное влияние на решения, принимаемые органами управления других кредитных организаций, входящих в данные группы) и холдинги (не являющиеся юридическим лицом объединения юридических лиц с участием кредитных организаций, в которых юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитных организаций), дочерние организации кредитных организаций, Бюро кредитных историй и Агентство по страхованию вкладов. Количество и структура кредитных организаций, входящих в элементы банковской системы, отражены в табл. 1.1.1. Таблица 1.1.1. Количество и структура кредитных организаций.
Банки подразделяются на универсальные и специализированные. Универсальные банки осуществляют широкий круг банковских операций. Специализированные банки ограничивают свою деятельность одной или несколькими банковскими операциями и имеют, как правило, отраслевую целенаправленность. Банковская система РФ также представлена как универсальными банками, так и специализированными. Большинство созданных в Российской Федерации в 1992 – 1994 гг. банков сформировались как специализированные коммерческие отраслевые банки. Это сохранилось в их названии, например: БИН-банк (Банк инвестиций и Новаций); ОАО «Инкомбанк» (Инновационный коммерческий банк); Внешторгбанк (Банк для внешней торговли) и др. Однако если первоначально специализированные банки можно было определить по их целевому назначению, которое отражалось в их названии, то сейчас по такому принципу определить уже сложно, так как в последние годы развивающийся рынок банковских услуг постепенно начал вытеснять специализированные банки в разряд универсальных. Это связано с обострением конкурентной борьбы банков за каждого потенциального клиента путём развития широкого спектра банковских услуг. 1.3. Системообразующие связи и отношения. Системообразующие связи и отношения определяются прежде всего через специфические банковские операции, на осуществление которых имеют право только кредитные организации в целом и банки в частности. В российской практике они определены в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности». Это: 1) привлечение вкладов; 2) предоставление кредитов; 3) ведение счетов клиентов; 4) осуществление расчётов по поручению клиентов и банков-корреспондентов; 5)инкассация денежных средств, векселей, платёжных и расчётных документов и кассовое обслуживание клиентов; 6) финансирование капитальных вложений по поручению владельцев или распорядителей инвестируемых средств, а также за счёт собственных средств; 7) выпуск платёжных документов (чеков, аккредитивов, пластиковых карт и др.); 8) покупка у организаций и граждан и продажа им иностранной валюты; 9) покупка и продажа в России и за границей драгоценных металлов, природных драгоценных камней, а также изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней; 10) привлечение и размещение драгоценных металлов на счета и во вклады и иные операции с этими ценностями; 11) трастовые операции (привлечение и размещение средств, управление ценными бумагами и др.) по поручению клиентов; 12) выдача банковских гарантий; 13) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов). Систематизирующий характер банковских операций и услуг для банковской системы косвенно определяется ст. 178 Уголовного кодекса РФ, согласно которой уголовно преследуются те, кто занимается банковскими операциями незаконно, тем самым фиксируется исключительный характер отношений и связей, в которые банки могут вступать. Таблица 1.1.2. Количество кредитных учреждений в РФ.
1.4. Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора в 2006 году. Согласно основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 г. банковский сектор продолжает своё поступательное развитие. Рост банковского сектора обусловлен продолжающимся ростом российской экономики и опережающим расширением спроса на банковские услуги. Вместе с тем российский банковский сектор испытывает увеличивающееся конкурентное давление как среди российских кредитных организаций, так и со стороны иностранных поставщиков банковских услуг. Причинами усиления конкуренции являются новые возможности трансграничного оказания банковских услуг иностранными финансовыми институтами российским клиентам в связи с продолжающейся валютной либерализацией, а также постепенное заполнение всех сегментов внутреннего рынка банковских услуг более качественными, сложными, но и более затратоёмкими банковскими продуктами. Рост востребованности банковских услуг в сочетании с усилением конкуренции на банковском рынке приводит к ускорению следующих процессов в российском банковском секторе. Во-первых, продолжается опережающее развитие крупных универсальных банков, уже занимающих заметные рыночные позиции, а также активное развитие этими банками своих филиальных сетей. Во-вторых, многие устойчивые средние и малые банки выбирают стратегию добровольной специализации на определённых клиентских сегментах и банковских продуктах. В-третьих, кредитные организации со стабильным капиталом, устойчивой клиентской базой, хорошими системами риск-менеджмента, внутреннего контроля, финансового и стратегического планирования укрепляют своё положение на рынке, в то время как финансово слабые, плохо управляемые и недобросовестные кредитные организации выбывают с рынка банковских услуг. В-четвёртых, опережающий (по сравнению с темпами роста экономики) рост объёмов кредитования ведёт к накоплению кредитных рисков в банковском секторе, что потребует особого внимания к совершенствованию риск-менеджмента. В-пятых, несколько увеличивается участие иностранных банков в капиталах российских кредитных организаций как за счёт увеличения капитала уже существующих банков с иностранным участием, так и за счёт приобретения иностранными инвесторами тех банков, которые имеют хорошие перспективы на российском рынке банковских услуг. Банк России в ходе работы по совершенствованию банковского сектора и банковского надзора в 2006 г. руководствуется Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 г. Деятельность Банка России по реализации этой Стратегии осуществляется по 3 направлениям. Во-первых, это участие в разработке соответствующих законодательных решений и принятие собственных нормативных актов, направленных на повышение финансовой устойчивости; усиление защиты интересов инвесторов, кредиторов и вкладчиков; Укрепление доверия к банковскому сектору. Во-вторых, это продолжение реализации мер, на правленых на совершенствование банковского надзора, в первую очередь на развитие содержательного риск-ориентированного надзора, на повышение качества оценки финансовой устойчивости кредитных организаций. В-третьих, это последовательная реализация законодательства о противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. В числе приоритетных перед Банком России стоят следующие вопросы: · Контроль эффективности функционирования системы страхования вкладов граждан в банках РФ; · Проведение работ по подготовке к внедрению международных подходов к оценке достаточности капитала кредитных организаций; · Выявление ситуаций, угрожающих законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций (банковских групп), стабильности банковской системы; · Уточнение рекомендаций по порядку становления финансовой отчётности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчётности и по анализу данной отчётности, участие в работе по законодательному укреплению статуса указанной отчётности, обеспечивающего её применение в целях банковского надзора; · Развитие нормативной базы, регулирующей процедуры слияний и соединений, направленное на снятие излишних административных процедур, оптимизацию процессов консолидации при должном уровне защиты прав кредиторов и вкладчиков; · Продолжение работы по реализации положений Федерального закона «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ». · Концентрация основного внимания надзора и инспекционных проверок на вопросах качества систем управления, эффективности организации внутреннего контроля, системы управления рисками, особенно в крупных и многофилиальных банках; на вопросах соблюдения кредитными организациями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма. 2. Центральный Банк.
Центральный банк участвует в управлении государственным долгом и осуществляет расчетно-кассовое обслуживание бюджета государства. Это основной проводник денежно-кредитной политики, направленной на стабилизацию денежного обращения. Первичная обязанность его в рыночной экономике — защищать стоимость и покупную способность денег и создавать нормальные условия функционирования финансовых рынков. Развивая и укрепляя банковскую систему России, Центральный Банк эффективно воздействует на хозяйственную активность и деятельность банковских институтов, в первую очередь коммерческих банков. Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной системой управления. Главный банк России организует экономическую жизнь общества, создавая необходимые условия для функционирования созданной им денежной системы страны. Наиболее полно роль Центрального банка проявляется при выполнении тех функции по обеспечению работы каждого составного элемента национальной денежной системы, которые он реализует через национальную единицу валюты - рубль.
Традиционно перед центральным банком ставится пять основных задач. — эмиссионным центром страны — пользование монопольным правом на выпуск банкнот; — банком банков — совершение операций с банками данной страны; хранение их кассовых резервов; осуществление надзора, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе; — банкиром правительства — поддерживание государственных экономических программ и размещение ценных бумаг; предоставление кредитов; хранение золотовалютных резервов; — главным расчетным центром страны — посредничество между банками страны при выполнении безналичных расчетов (клиринг); — органом регулирования экономики — денежно-кредитными методами. При решении этих задач центральный банк выполняет три основные функции: — регулирующую — регулирование денежной массы в обращение, которая достигается путем сокращения или расширения наличной или безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики; — контролирующую — процедура допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок; — информационно-исследовательская функция — оперативное реагирование на глобальные и локальные экономические процессы. В соответствии с Федеральным законом Центральному банку предписано выполнение следующих функций: 1) денежно-кредитное регулирование экономики; 2) эмиссия кредитных денег; 3) контроль за деятельностью кредитных учреждений; 4) аккумуляция и хранение кассовых резервов других кредитных учреждений; 5) кредитование коммерческих банков (рефинансирование); 6) кредитно-расчетное обслуживание правительства; 7) хранение официальных золотовалютных резервов; 2.3. Признаки независимости Банка России. Центральный банк России, являясь государственным с точки зрения собственности на капитал, обладает юридической самостоятельностью в вопросах тактики и стратегии проведения денежно-кредитной политики, направленной на поддержание стабильности обращения денег и сбалансированности платежного баланса. Вопросы независимости Центрального банка имеют принципиальное значение в связи с необходимостью разграничения государственных финансов и банковских ресурсов. Правительству, как правило, не хватает государственных финансов, что подтверждается наличием дефицита Федерального бюджета. В процессе обслуживания государственного долга Банк должен не только поддерживать Правительство, но, проявляя независимость, заботиться и о сохранении ликвидности банковской системы. Банк России исходит из того, что реструктуризация региональных банков является на сегодня центральным звеном процесса реструктуризации банковской системы. Следующий принцип независимости Центральный Банк проявляется в передаче функций по кассовому исполнению бюджета из ЦБ в Федеральное казначейство. Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения (Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Также принцип финансовой независимости Банка РФ выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, которые не регистрируются в налоговых органах.
Банк России обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, которое предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе, путем контроля их деятельности. Центральный банк сегодня является ключевым элементом финансово-кредитной системы любого развитого государства. Он выступает проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь, денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики. Банк России в полном соответствии с новой редакцией Закона РФ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" считает своей главной текущей целью борьбу с инфляцией, вместе с тем он будет защищать интересы банковской сферы там, где это будет необходимо. 3. Коммерческие Банки. 3.1. Сущность коммерческих банков.
Коммерческие банки – основное звено кредитной системы. Они выполняют практически все виды банковских операций. Исторически сложившимися функциями коммерческих банков являются прием вкладов на текущие счета, краткосрочное кредитование промышленных и торговых предприятий, осуществление расчетов между ними. В современных условиях коммерческим банкам удалось существенно расширить прием срочных и сберегательных вкладов, средне- и долгосрочное кредитование, создать систему кредитования населения (потребительского кредита). Коммерческие банки создаются на паевых или акционерных началах и могут различаться: по способу формирования уставного капитала (с участием государства, иностранного капитала и др.), по специализации, по территории деятельности, видам совершаемых операций и т.д. — собственные (уставный фонд, резервный фонд и другие фонды, образованные за счет прибыли); — привлеченные (средства на счетах предприятий, их вклады и депозиты, вклады граждан и т.д.). Инвестиционные операции коммерческих банков связанны в основном с куплей-продажей ценных бумаг правительства и местных органов власти. Коммерческие банки выполняют расчетно-комиссионные и торгово-комиссионные операции, занимаются факторингом, лизингом, активно расширяют зарубежную филиальную сеть и участвуют в многонациональных консорциумах (банковских синдикатах). Современные коммерческие банки — банки, непосредственно обслуживающие предприятия и организации, а также население — своих клиентов. Коммерческие банки выступают основным звеном двухуровневой банковской системы. Независимо от формы собственности коммерческие банки являются самостоятельными субъектами экономики. 3.2. Функции коммерческого банка. 1) привлечение временно свободных денежных средств; 2) предоставление ссуд; 3) осуществление денежных расчетов и платежей в хозяйстве; 4) выпуск кредитных средств обращения; 5) консультирование и предоставление экономической и финансовой информации; Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком. Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на условиях платности и возвратности. Плата за отданные и полученные взаймы средства формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве. Значение посреднической функции коммерческих банков для успешного развития и функционирования рыночной экономики состоит в том, что они своей деятельностью уменьшают степень риска и неопределенности в экономической системе. Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы, не только мобилизируют имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и формируют достаточно эффективные стимулы к накоплению средств. Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков. Во всех странах с рыночной экономикой коммерческие банки занимают ведущее место в платежном механизме экономики. При оценке экономической роли коммерческих банков следует иметь в виду, что: кредитные операции способствуют увеличению объема, расчетные операции опосредуют осуществление процессов операции с ценными бумагами увеличивают приток кассовые операции и их регулирование позволяют 3.3. Ликвидность и платежеспособность. Ликвидность является одной из важнейших качественных характеристик деятельности банка, которая свидетельствует о его надежности и стабильности. — проводить платежи по поручению клиентов; — возвращать кредиторам (вкладчикам) средства вовремя и досрочно; — удовлетворять спрос клиентов на денежные средства; — погашать выпущенные банком ценные бумаги; — отвечать по обязательствам. Таким образом, для коммерческого банка ликвидность является необходимым условием его финансового состояния. Также она имеет немаловажное значение и для клиентов банка. Высокая ликвидность это показатель того, что клиент в любой момент сможет вернуть вложенные средства или получит кредит в банке. Акционеров банка она защищает от принудительной продажи активов в случае наступления форс-мажорных обстоятельств. Одной из ключевых задач для вывода экономики страны из кризиса является поддержание ликвидности коммерческих банков на должном уровне. На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что ликвидность — это динамический показатель, который отражает способность банка отвечать по обязательствам, как в настоящем, так и в будущем — краткосрочная, среднесрочная, долгосрочная ликвидность. Платежеспособность банка — способность проводить расчеты и отвечать по обязательствам клиентов в полном объеме в установленные сроки на конкретный момент, определенную дату. Это статический показатель деятельности банка. Для поддержания ликвидности банк должен стремиться к максимальному снижению издержек в ходе реализации активов и привлечения пассивов, что является неотъемлемым условием поддержания устойчивости его финансового состояния. 3.4. Типы коммерческих банков. Сегодня к группе коммерческих банков в разных странах относится целый ряд институтов с различной структурой и разным отношением собственности. Главным их отличием от центральных банков является отсутствие права эмиссии банкнот. Среди коммерческих банков различаются два типа – универсальные и специализированные банки. — Универсальный банк осуществляет все или почти все виды банковских операций: предоставление как краткосрочных, так и долгосрочных кредитов; операции с ценными бумагами, прием вкладов всех видов, оказание всевозможных услуг и т.п. — Специализированный банк, напротив, специализируется на одном или немногих видах банковской деятельности. В отдельных странах банковское законодательство препятствует или просто запрещает банкам осуществлять широкий круг операций. Тем не менее, прибыли банков от отдельных специальных операций могут быть настолько велики, что деятельность в других сферах становится необязательной. К специализированным банкам относятся: инвестиционные банки, ипотечные банки, сберегательные банки, банки потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки. 4. Специализированные банки. — Сберегательные банки — небольшие кредитные учреждения местного значения, которые объединяются в национальные ассоциации и обычно контролируются государством, а нередко и принадлежат ему. Пассивные операции сберегательных банков включают прием вкладов от населения на текущие и другие счета. Активные операции представлены потребительским и ипотечным кредитом, банковскими ссудами, покупкой частных и ценных государственных бумаг. Сберегательные банки выпускают кредитные карточки. — Ипотечные банки — учреждения, предоставляющие долгосрочный кредит под залог недвижимости (земли, зданий, сооружений). Пассивные операции этих банков состоят в выпуске ипотечных облигаций. — Банки потребительского кредита — тип банков, которые функционируют в основном, за счет кредитов, полученных в коммерческих банках, и выдачи краткосрочных и среднесрочных ссуд на приобретение дорогостоящих товаров длительного пользования и т.д. — Банковский холдинг — держательская (холдинговая) компания, владеющая пакетами акций и иных ценных бумаг других компаний и осуществляющая операции с этими ценными бумагами. Различают смешанные холдинги, которые, кроме того, ведут предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики. Холдинг, обычно, выступает в качестве собственника контрольного пакета акций, что позволяет ему оказывать решающее влияние на функционирование подконтрольных компаний. — Банковский филиал выступает как юридическое лицо, — Представительство занимается сбором информации, — Агентство осуществляет активные банковские операции — Отделение проводит как активные, так и пассивные операции. Перечень их может совпадать с перечнем операций банка-учредителя или ограничиваться какой-то его частью. В отличие от филиала представительство, агентство и отделение юридическими лицами не являются и не имеют самостоятельного баланса. Централизация банковского капитала проявляется в слиянии крупных банков в крупнейшие банковские объединения, в росте филиальной сети крупных банков. —Банковские объединения – это банки-гиганты, играющие господствующую роль в банковском деле. Формы банковских объединений: — картели — соглашения, ограничивающие самостоятельность отдельных банков и свободную конкуренцию между ними путем согласования и установления единообразных процентных ставок, проведения одинаковой дивидендной политики и т.п. — синдикаты, или консорциумы — соглашения между несколькими банками для совместного проведения крупных финансовых операций. — тресты — это объединения, возникающие путем полного слияния нескольких банков, причем происходит объединение капиталов этих банков и осуществляется единое управление ими. — концерны — объединение многих банков, формально сохраняющих самостоятельность, но находящихся под финансовым контролем одного крупного банка, скупившего контрольные пакеты их акций. 5. Кризисы в банковской системе РФ. Банковский кризис как процесс достаточно болезненной переориентации банковского сообщества страны с краткосрочных спекулятивных финансовых операций на собственно банковское обслуживание начался в на шей стране еще в 1993г., когда банки, привыкшие получать стабильную прибыль в результате государственных финансовых вливаний в экономику и валютных спекуляций, столкнулись с некоторой стабилизацией финансовых рынков. Следствием упомянутого кризиса стало первое масштабное сокращение числа банков, большинство из которых, не закрылось, а в условиях острого дефицита банковских услуг было скуплено более сильными банками, санировано и превращено в их филиалы. После обострения в 1993 г. банковский кризис принял скрытую форму. Однако уменьшения числа закрываемых банков в 1994 г. по сравнению с 1993 г. не улучшили ситуацию, кризисные явления в банковском сообществе нарастали и во все меньшей степени компенсировались процессами слияния и поглощения. Так, удельный вес банков закрывшихся, по отношению к среднему за рассматриваемый период количеству коммерческих банков вырос с 1,1% в 1993 г. до 3,0% в 1994 г. и 3,4% в первые семь месяцев 1995 г. При этом рост числа банков замедлился с 24,5% в 1993 г. до 17,9% в 1994 г., а в 1995 г. увеличение их количества практически прекратилось, составив в январе-июле лишь 2,3 %. Основными причинами банковского кризиса явилась неразвитая финансовая инфраструктура, относительно высокие и неравномерные темпы инфляции, а также прибыльность банковской деятельности при низких требованиях к начальной квалификации кадров, привлекло в отрасль большое количество авантюристов. Все эти перечисленные факторы привели к тому, что подавляющее число большинства Российских банков стало ориентироваться на краткосрочные спекуляции. Как мелкие так и крупные банки России ориентировались преимущественно на спекулятивные операции но крупные банки имели страховку в виде относительно постоянного круга крупных и средних клиентов, которой не было у большинства мелких и средних банков. На банковские кризисы также повлияло то, что практически отсутствует полная достоверная информация о любом из действующих банков, а также государственный контроль за их деятельностью. Это повлияло на мышление людей и их негативное отношение к банковской системе в целом, что вызвало снижение инвестиций и ухудшение положения в экономике. Несмотря на то что паника среди банков прекратилась и они стали привыкать к новым условиям деятельности, кризис банков занимающихся одной спекуляцией будет продолжатся до тех пор, пока они не исчезнут, и этот процесс займет до 2-х лет. Отток клиентов из мелких, средних , а также и крупных банков, которые не будут внушать доверия, ускорит их исчезновение. Новые банкротства и поглощения банков будут приводить к тому, что клиенты будут стремиться стать клиентами крупных и устойчивых банков. Финансовый кризис 17.08.98 г. Августовский кризис мгновенно отразился на положении российских коммерческих банков. Иммобилизация государственных ценных бумаг и фактическая остановка рынка межбанковского кредитования резко подорвали ликвидность банковской системы. Последовавший затем отток средств клиентов, прежде всего физических лиц, с банковских счетов и нарушение работы платежной системы, происшедшие за короткий срок вслед за решениями от 17 августа, наглядно показали, что банковский кризис приобрел системный характер. Очевидные потери российских банков прослеживаются по всем основным параметрам их деятельности. По данным коммерческих банков, убытки банковской системы по состоянию на 1.03.99 составили 35,3 млрд. рублей по сравнению с 2,9 млрд. рублей прибыли на 1.08.98, а удельный вес убыточных банков в общем количестве действующих вырос с 32% на 1.08.98 до 37,4% на 1.03.99. Совокупный капитал банковской системы (по методике Банка России без учета Сбербанка России) сократился за период с 1.08.98 по 1.03.99 со 102,1 до 41,2 млрд. рублей, или на 59,6%. Наибольший удар кризис нанес крупнейшим многофилиальным банкам в силу специфики структуры их операций, включающих большой объем срочных сделок на валютном рынке, активную работу с вкладами населения. Потери, понесенные крупными многофилиальными банками, предопределили также возникновение сложностей с обслуживанием бюджетных средств банковской системой и стали одной из основных причин замораживания операций на рынке межбанковских кредитов. Доля активов проблемных банков в совокупных активах банковской системы увеличилась с 1.08.98 по 1.03.99 соответственно с 12,1 до 43,3%. Доля проблемных банков в общей величине привлеченных банковской системой средств населения во вклады (без учета Сбербанка России) увеличилась за тот же период с 12,9 до 58,5%. За период с августа 1998 года по март 1999 года доля проблемных банков в общем объеме размещенных в банковской системе бюджетных средств выросла с 12,9 до 40,9%, а в общем объеме привлеченных межбанковских кредитов — соответственно с 15,7 до 78,3%. Ситуация в банковской системе усугубилась оттоком средств населения в условиях девальвации рубля и роста недоверия к банкам. В результате доля депозитов физических лиц в совокупных пассивах банковской системы за период с 1.08.98 по 1.03.99 уменьшилась с 25,4 до 17,7%. Сужение ресурсной базы кредитных организаций и увеличение всего спектра рисков привели к замораживанию программ кредитования реального сектора экономики. Кредиты, предоставленные банками реальному сектору экономики, за период с августа 1998 года по март 1999 года в рублях сократились на 0,9 млрд. рублей в номинальном выражении, или на 0,8%, в иностранной валюте — на 5,5 млрд. долл., или на 33,5%. Доля кредитов небанковскому сектору экономики (без учета просроченной задолженности) в совокупных активах банковской системы сократилась за тот же период с 32,6 до 31%. Одновременно ухудшилось качество активов банков. Общий объем просроченной задолженности банкам по предоставленным кредитам (в реальном выражении) вырос в период с 1.08.98 по 1.03.99 с 17,5 до 26,4 млрд. рублей, или на 50,6%, что составило соответственно 6,0 и 10,6% от общего объема кредитных вложений. За тот же период с 82,9 до 78,8% сократилась доля стандартных ссуд в кредитных портфелях банков, а доля безнадежных ссуд, наоборот, возросла с 6,8 до 10,1%. Заключение. Сегодня, в условиях развития товарного и становлении финансового рынка, резко меняется структура банковской системы. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслуживание клиентов. Идет поиск оптимальных форм устройства кредитной системы, эффективно работающего механизма на рынке капиталов, новых методов обслуживания коммерческих структур. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших задач экономической реформы в России. Понятно, что недостаточно просто объявить о создании новых кредитных институтов. Коренным образом должна измениться вся система отношений внутри банковского сектора, принципы взаимоотношений банков и их клиентов, необходимо изменить психологию банкира, воспитать нового банковского работника - хорошо образованного, думающего, инициативного и готового идти на обдуманный и взвешенный риск. На это требуется время. Необходимо, путем вдумчивого изучения зарубежной практики, восстановить утраченные рациональные принципы функционирования кредитных учреждений, принятые в цивилизованном мире и опирающиеся на многовековой опыт рыночных финансовых структур. . |