Сочинение: Иммануил Кант. Основные этапы творчества

Название: Иммануил Кант. Основные этапы творчества
Раздел: Рефераты по философии
Тип: сочинение

СОДЕРЖАНИЕ:

1)Иммануил Кант. Основные этапы творчества---стр.3-4

2)Этика И.Канта---стр.4-5

3)Эстетика И.Канта—стр.6-8

4)Мораль.Понятие морали у И.Канта---стр.8-10

5)Заключение—стр.10

6)Сочинение И.Канта---стр.11

7)Список литературы---стр.11

ИММАНУИЛ КАНТ .ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ТВОРЧЕСТВА.

Иммануи́л Кант(1724 -1804)

Иммануил Кант - (нем. Immanuel Kant [ɪˈmanuɛl kant] родился 22 апреля 1724 в городе Кёнигсберг, в Пруссии .Иммануил Кант — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.

Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Мальчик был назван в честь святого Эммануила, в переводе это еврейское имя означает «с нами Бог». До поступления в университет активно изучал естествознание. Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле одарённость, Кант окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем поступил в Кёнигсбергский университет. Был сначала доцентом, затем профессором, и, наконец, ректором . Получил известность благодаря своим трудам в области философии, а также математики, естествознания, права и др. В 1781 г. выходит в свет главный труд Канта «Критика чистого разума».

Главная идея критической философии Канта следующая: прежде чем с помощью мышления исследовать какой-либо предмет, следует сначала изучить само «орудие» познания. Или, по терминологии того времени, дать критику способности познания. Этого не осуществила предшествующая философия, с чем в первую очередь и был связан общий кризис наук в XVIII столетии, который Кант стремился осмыслить и преодолеть.

«Критика чистого разума» имеет принципиально важное значение для науки, поскольку Кант обращается здесь к новым, неизвестным ранее проблемам: к проблеме априорных форм познания, к вопросу об источнике активности и свободы сознания, к проблеме субъекта, которую он ставит иначе, чем метафизика Нового времени. В учении об антиномиях Кант закладывает основы возрождения диалектического способа мышления. В то же время решение этих проблем в кантовской философии не может быть признано удовлетворительным: противопоставив субъективное объективному, мышление бытию, Кант считает их единство всего лишь идеалом, суть которого непостижима для человека. Стремясь преодолеть противоречие между бытием и мышлением, Кант подходит к нему иначе, чем в исследовании теоретической способности человека. А именно: в «Критике практического разума», составляющей основу его учения о морали, праве и государстве, философ осуществляет исследование воли как практической способности человека к действию.

Этапы творчества Иммануила Канта :

Кант прошёл в своем философском развитии два этапа: «докритический» и «критический» (Эти термины определяются работами философа «Критика чистого разума», 1781; «Критика практического разума», 1788 г.; «Критика способности суждения», 1790 г.)

I этап (1747—1755 годы) — Кант разрабатывал проблемы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью.

разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755 г.)

выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения;

выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас;

изучал роль приливов и отливов на нашей планете.

II этап (начинается с 1770 или с 1780-х гг.) — занимается вопросами гносеологии и в особенности процессом познания, размышляет над метафизическими, то есть общефилософскими проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетик.

Главным философским произведением Канта является «Критика чистого разума». Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?». Прежде всего, это касается возможности чистой математики и чистого естествознания («чистый» означает «неэмпирический», то есть такой, к которому не примешивается ощущение). Указанный вопрос Кант формулировал в терминах различения аналитических и синтетических суждений — «Как возможны синтетические суждения априори?» Под «синтетическими» суждениями Кант понимал суждения с приращением содержания, по сравнению с содержанием входящих в суждение понятий, которые отличал от аналитических суждений, раскрывающих смысл самих понятий. Термин «априори» означает «вне опыта», в противоположность термину «апостериори» — «из опыта».

Бог — «абсолютно необходимая сущность». Искренне верить в Бога — значит быть добрым и вообще истинно нравственным. В философии Канта нравственное соединено с идеей божественного. Церковь, исходя из идеала веры, есть всеобщее и необходимое нравственное соединение всех людей и представляет собою царство Божие на земле. Стремление же к господству нравственного миропорядка в земной и чувственной жизни, есть высшее благо.

Мнимая мораль — та, которая основана на принципах полезности, приятности, инстинкте, внешнем авторитете и различного рода чувствах.

О наличии у человека истинных моральных чувств, нравственных чувств или достоинств можно судить по тому, как человек свои частные интересы или все благополучие жизни подчиняет моральному долгу — требованиям совести.

Этика И .Канта: Этика Канта - это оригинальная, терминологически разработанная теория, имеющая глубокие корни в западной философской традиции. Центральная проблема этики Канта, как и Сократа, а также стоиков - проблема свободы.

Хотя корни его этики лежат еще глубже - в золотом правиле нравственности.

Главное открытие Канта - что в морали человек выступает собственным (и одновременно всеобщим) законодателем.

"Основы метафизики нравственности" (1785) имели цель разработать чистую моральную философию, основанную на априорных идеях - идее долга, нравственного закона, идее человеческого достоинства. Представление о долге, по мнению Канта, не выводится из опыта, который фиксирует испорченность человеческой природы. "Не нужно быть врагом добродетели, чтобы сомневаться есть ли в мире добродетель". Моральные законы берут свое начало в чистом разуме, на этом основывается их всеобщность и необходимость. Чистый разум - это очищенное от всего эмпирического мышление, исходящее из логических идей.

Этическое учение Канта изложено в «Критике практического разума» . Этика Канта основана на принципе «как если бы» Бога и свободу невозможно доказать, но надо жить как если бы они были. Практический разум — это совесть, руководящая нашими поступками посредством максим (ситуативные мотивы) и императивов (общезначимые правила). Императивы бывают двух видов: категорические и гипотетические. Категорический императив требует соблюдения долга. Гипотетический императив требует, чтобы наши действия были полезны. Существует две формулировки категорического императива:

«Поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)»;

«Относись к человечеству в своем лице (так же, как и в лице всякого другого) всегда только как к цели и никогда — как к средству».

"Критика практического разума" (1788) - еще одна попытка доказать, что чистый практический разум существует. Чистый разум дает людям моральный закон, который имеет форму императива, то есть чистый разум принуждает человека к поступкам. Автономия чистого разума и есть свобода. Нравственный закон, выведенный из чистого разума, является безусловным, автономным, всеобщим и священным.

Важнейшее понятие этики Канта - идея человеческого достоинства. "Не поддерживает ли честного человека в огромном несчастье, которого он мог бы избежать, если бы мог пренебречь своим долгом, сознание того, что в своем лице он сохранил достоинство человечества и оказал ему честь и что у него нет основания стыдиться себя и бояться внутреннего взора самоиспытания?... Человек живет и не хочет в собственных глазах стать недостойным жизни. Это внутреннее успокоение удерживает человека от опасности потерять собственное достоинство"... "Оно - результат уважения не к жизни, а к чему-то совершенно другому, в сравнении с чем жизнь со всеми ее удовольствиями не имеет никакого значения".

Эстетика И.Канта:

В эстетике Кант различает два вида эстетических идей — прекрасное и возвышенное . Эстетическое — это то, что нравится в идее, безотносительно к наличию. Прекрасное — это совершенство, связанное с формой. Возвышенное — это совершенство, связанное с безграничностью в силе (динамически возвышенное) или в пространстве (математически возвышенное). Пример динамически возвышенного — шторм. Пример математически возвышенного — горы. Гений — это человек, способный к воплощению эстетических идей.

Эстетические взгляды

“Критика способности суждения”

Система философии возникла у Канта лишь после того, как он обнаружил между

природой свободой своеобразный “третий мир” - мир красоты. Когда он создавал

“Критику чистого разума”, он считал, что эстетические проблемы невозможно

осмыслить с общезначимых позиций. Принципы красоты носят эмпирический

хзаконов. Термином “Эстетика” Кант обозначал учение о чувственности, об

идеальном пространстве и времени. Однако, в 1787 году Кант сообщает

Рейнгольду об открытии нового всеобщего принципа духовной деятельности, а

именно “чувства удовольствия и неудовольствия”. Теперь философская система

мыслителя обретает более четкие контуры. Он видит ее состоящей из трех частей

в соответствии с тремя способностями человеческой психики: познавательной,

оценочной (“чувство удовольствия”) и волевой (“способность желания”). В

“Критике чистого разума” и “Критике практического разума” изложены первая и

третья составные части философской системы - теоретическая и практическая.

Вторую, центральную, Кант пока называет теологией - учением о

целесообразности. Затем термин “теология” уступит свое место эстетике -

учению о красоте. Задуманное произведение философ намеревался окончить к

весне 1788 года. Но работа затянулась. Трактат получил название “Критика

способности суждения”. В работе “Критика чистого разума” термином

“способность суждения” обозначалась одна из интуитивных познавательных

способностей. Если рассудок устанавливает правила, то способность суждения

дает возможность пользоваться этими правилами в каждом конкретном случае.

Теперь Кант размышляет над другим видом интуиции, который называет

“рефлективной способностью суждения”. Речь идет об отыскании по данному

частному некоего формального общего, но не об абстрагировании общих

признаков, - это дело рассудка). Применяя рифлективную способность суждения,

человек задумывается над целевым назначением данного частного. Учение о целях

- телеология; поэтому Кант называет эту разновидность рефлективной

способности суждения телеологической. Телеология для него - принцип

рассмотрения предмета, в первую очередь живого организма, где все

целесообразно, то есть каждая часть необходимым образом связана с другой.

Рядом он располагает эстетическую способность суждения, исходя из того, что

художественное переживание доставляет субъекту такое же удовольствие, как и

обнаружение целесообразности. В 1788 году философ обнаружил в деятельности

человека сферу, где результаты также представляют собой нечто органическое.

Это искусство. Телеология Канта - это не теология, но и не естествознание: с

ее помощью философ не отыскивает бога в природе, но и не открывает законов,

ею управляющих, в центре его рассмотрения по - прежнему человек. Только

человек может ставить перед собой сознательные цели, в результате достижения

которых возникает мир культуры. Так телеология Канта перерастает в теорию

культуры. В ходе работы над “Критикой способности суждения” Кант все более

сужал сферу телеологии, лишая ее самостоятельной роли, ее функции как

центрального звена системы переходили к эстетике. Телеология у философа

фиксирует специфику предмета и границы его познания: объективная

целесообразность налицо, но суть ее непостижима. Телеология в этом плане

аналогична теоретическому разуму, который с неизбежностью наталкивается на

противоречия, пытаясь проникнуть в сущность вещей самих по себе. И телеология

и теоретический разум выполняют регулятивную функцию. Конститутивную (т.е.

конструктивную) роль разум играет в области поведения человека,

нравственности. В области познания конститутивную функцию осуществляет

рассудок. В сфере “способности суждения” конститутивна эстетическая оценка,

родственная телеологической и в тоже время противоположная ей. Единый подход

к живой природе и художественному творчеству на основе принципа

целесообразности - одна из основных идей “Критики способности суждения”.

Предшественники философа - англичане Шефтсбери и Хатчесон подчеркнули

специфичность эстетического, его несводимость ни к знанию, ни к морали. Кант

отстаивает этот тезис. Но рядом выдвигает антитезис: именно эстетическое есть

средний челн между истиной и добром, именно здесь сливаются воедино теория и

практика. Поэтому у эстетического две ипостаси: с одной стороны оно обращено

преимущественно к знанию (это прекрасное), с другой - преимущественно к

морали (это - возвышенное). Кантовский анализ основных этических категорий

ограничивается рассмотрением указанных двух категорий, т.к. философа

интересует не эстетика как таковая, а ее опосредующая роль, и категорий

прекрасного и возвышенного ему вполне достаточно для решения поставленной

задачи. Одна из важнейших заслуг Канта - эстетика в том, что он открыл

опосредованный характер восприятия прекрасного. До него считалось, что

красота дается человеку непосредственно при помощи чувств. Достаточно быть

чутким к красоте и обладать эстетическим чувством. Между тем, само

“эстетическое чувство” - сложная интеллектуальная способность. Чтобы

насладиться красотой предмета, надо уметь оценить его достоинства, и чем

сложнее предмет, тем специфичнее его эстетическая оценка. Сопоставляя

возвышенное с прекрасным, Кант отмечает, что последнее всегда связано с

четкой формой, первое же без труда можно обнаружить и в бесформенном

предмете. Удовольствие от возвышенного носит косвенный характер; прекрасное

привлекает, а возвышенное и привлекает и отталкивает. Основание для

прекрасного “мы должны искать вне нас, для возвышенного - только в нас и в

образе мыслей”. Таким образом, Кант расчленил эстетическое на две части -

прекрасное и возвышенное, он показал связь между каждой из этих частей с

сопредельными способностями психики. В заключение он снова говорит об

эстетическом суждении как о целом. Он делает вывод, что эстетическая

способность суждения вы целом связана с разумом - законодателем

нравственности. Что касается связи эстетической способности с разумом -

законодателем знания, то, отвергая ее в непосредственном виде, философ

утверждает ее косвенным путем. С его точки зрения, эстетическая идея

“оживляет” познавательные способности. Кант находит следующую формулу

синтеза: “В применении к познанию воображение подчинено рассудку и ограничено

необходимостью соответствовать понятиям, а в эстетическом отношении,

наоборот, оно свободно давать помимо указанной согласованности с понятием ...

богатый содержанием, хотя и неразвитый материал для рассудка”. Таким образом,

сфера духовной деятельности человека обрисована, ограждена в своей

специфичности. Истина, добро и красота поняты в их своеобразии и сведены

воедино. Единство истины, добра и красоты находит дополнительное обоснование

в учении об искусстве. В эстетике Канта, развернутой в сторону

общефилософских проблем, искусству отведено сравнительно небольшое, хотя и

достаточно важное место. Все отмеченные выше особенности эстетического

проявляют себя здесь в полной мере. Искусство, по Канту, - это не природа, не

наука, не ремесло. Искусство может быть механическим и эстетическим.

Последнее, в свою очередь, делится на приятное и изящное. Приятные искусства

предназначены для наслаждения, развлечения и времяпрепровождения. Изящные

искусства содействуют “культуре способности души”, они дают особое

“удовольствие рефлексии”, приближая сферу эстетического сфере познания.

Однако, кантовская дихотомия искусства на этом не ограничивается. Философ

одним из первых в истории эстетики дает классификацию изящных искусств.

Основанием деления служит способ выражения эстетических идей, то есть

красоты. Различные виды искусства - различные виды красоты. Может быть

красота мысли и красота созерцания. Во втором случае материалом художника

служит либо созерцание, либо форма. В результате Кант обнаруживает три вида

изящных искусств - словесное, изобразительное и искусство игры ощущений. В

свою очередь, словесные искусства - это красноречие и поэзия. Изобразительные

искусства включают в себя искусство чувственной истины (пластика) и искусство

чувственной видимости (живопись). К пластике философ относит ваяние и

зодчество (в том числе прикладное искусство). Третья часть - искусство игры

ощущений опирается на слух и зрение. Это игра звуков и игра красок. Поэзию

Кант считает высшей формой художественного творчества. Значение поэзии, в

том, что она совершенствует интеллектуальные и моральные потенции человека;

играя мыслями, она выходит за пределы понятийных средств выражения и

тренирует тем самым ум, она возвышает, показывая, что человек не только часть

природы, но созидатель мира свободы.

Об абсолютной морали и доброй воле

Во введении к «Основоположению к метафизике нравов» (1785) Кант сформулировал исходную аксиому своей теоретической этики: если моральный закон обязателен, то он непременно содержит в себе абсолютную необходимость. Моральный закон имеет в себе указания «по которым все должно происходить». Каждый человек должен знать принципы, законы морали и те случаи, в которых они реализуются. Абсолютный закон лежит в основе морального закона, а тот, в свою очередь, основывается на доброй воле.

Добрая воля — чистая (безусловная воля). Чистая добрая воля не может существовать вне разума, так как она чистая и не содержит в себе ничего эмпирического. И, для того, чтобы породить эту волю, нужен разум.

Категорический императив

Нравственный закон — принуждение, необходимость действовать вопреки эмпирическим воздействиям. А значит, он приобретает форму принудительного веления — императива.

Мораль. Понятие морали у И.Канта

Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества, которых складывались взаимоотношения между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы общения.

Она выступала как совокупность норм и правил поведения, выработанных обществом. Правила морали были обязательны для всех, они не допускали исключений для кого-либо, ибо в них отражены существенные условия жизни людей, их духовные потребности.

В морали отражены отношения человека к обществу, отношения человека к человеку и требования общества к человеку. В ней представлены правила поведения людей, которые определяют их обязанности друг к другу и к обществу.

Нравственное сознание пронизывает все сферы деятельности человека. Можно выделить профессиональную мораль, бытовую мораль и мораль семейную.

Иммануил Кант, полагал , что у человека имеются врождённые представления о добре и зле, т.е. внутренний моральный закон. Однако жизненный опыт не подтверждает этот тезис. Иначе как объяснить тот факт, что у людей разных национальностей и вероисповеданий правила морали порой очень отличаются? Ребёнок рождается безразличным к каким-либо моральным или нравственным установлениям и приобретает их в процессе воспитания. Следовательно, детей нужно учить нравственности так же, как мы учим их всему остальному - наукам, музыке. И это обучение нравственности требует постоянного внимания и совершенствования.

Кант понимает под моралью закон, обладающий абсолютной необходимостью. Таковым является только чистая (добрая) воля, которая дана в форме безусловного долга, категорического императива. Моральное пространство индивидуально-ответственного поведения совпадаете автономией воли - со всеобщим общезначимым законом, который разумная воля задает самой себе.

Есть только один моральный закон. Все прочие правила приобретают моральное качество только в той мере, в какой не противоречат ему, за этими пределами они существуют только в силу целесообразности. Соответственно есть только один моральный мотив - долг как уважение к моральному закону. Он не только отличается от других мотивов (склонностей), но и обнаруживает себя в акцентированном противостоянии им. Это значит, что не существует поступков, которые совершались бы только по мотиву долга, т.е. собственно моральных поступков. Если для Аристотеля добродетельные поступки есть единственная форма бытия морали, которая тем самым выступает как конкретные обязанности перед конкретными индивидами в конкретных обстоятельствах, то для Канта мораль никогда не может воплотиться в материи живых поступков и представляет собой долг перед человечеством (долг человечности).

Кантовская этическая теория обобщает моральную ситуацию общества, в котором отношения людей приобрели "вещный характер" (К. Маркс). В социологических теориях эти общества именуются индустриальными, капиталистическими, экономическими. В них общественные отношения выступают как отношения столь больших масс людей, что они неизбежно оказываются а) безлично-анонимными и б) акцентировано функциональными. Социум организуется таким образом, что его жизнеспособность не зависит от собственно моральных качеств и решений составляющих его индивидов, общественно релевантное поведение которых гарантируется институциональными нормами. Здесь этика дополняется по преимуществу правом.

И Аристотель, и Кант исходят из единства человека и общества. Различие между ними в том, что первый рассматривает общество как развернутую, вынесенную вовне сущность человека, а второй видит в человеке чистое воплощение закономерной сущности общества. Соответственно аристотелевская этика есть этика поступка, а кантовская этика есть этика закона. Если исходить из того, что моральная практика как практика разумно (сознательно) деятельных существ складывается из поступков (действий) и правил (основоположений), по которым они совершаются, то Аристотель и Кант рассматривают ее в двух крайних точках, разрывая целое на части. Можно сказать так: в силлогизме поступка Аристотель акцентирует внимание исключительно на частном утверждении, в результате чего вывод оказывается безосновным (не обоснованным). Кант - на обшей посылке, из-за чего отсутствует сам вывод (поступок). И в том и в другом случае силлогизм поступка оказывается урезанным, неполным.

Волю Кант подразделяет на высшую и низшую способность желания. Низшую способность составляют влечения и склонности, направленные на чувственные, земные, конечные цели. Подчиненный низшей способности желания человек влечется к личному счастью, к благополучию. Высшая же способность направлена на достижение всеобщих целей. Предмет влечения определенной ею воли – абсолютное, божественное благо. Лишь на этом пути действия человека имеют моральный образ. Действия морального человека, стремящегося к абсолютному благу, определены практическим разумом. Хотя законы, по которым он действует, носят всеобщий и обязательный характер, их источник все же заключен в самом разуме, поэтому высшим принципом разумной воли

является ее свобода и автономия. Содержание основного нравственного закона Кант раскрывает, форматируя свой категорический императив «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». Необходимость следовать нравственным законам выступает для человека как долг.

Взаимоотношение морали и права определяется тем, что они оба представляют правило должного, продиктованное идеей разума. Понятие долга занимает очень важное место в практической философии Канта. В отношении к нему определяются понятия легальности и моральности. Если идея долга уже сама по себе является для человека значимым мотивом следования закону, то тогда поступки его будут моральными. Соответствие же поступка закону безотносительно к его мотиву Кант называет легальностью. Различие между легальностью и моральностью важно для понимания его учения о праве, поскольку идею права Кант определяет, ограничивая ее исключительно областью легального. Согласно Канту, право формально, в конечном счете оно должно лишь обеспечить сохранение всеобщей свободы в качестве главного требования морального сознания, когда между собой сталкиваются волевые устремления изначально свободных и равных друг другу индивидов.

Для определения и разграничения понятий морали и права Кант использует понятие свободы. Свободу он понимает как независимость человека от принуждающего произвола кого бы то ни было. Поскольку свобода может быть совместима со свободой каждого другого человека, соответствующей всеобщему нравственному закону, она должна рассматриваться как единственное первоначальное право, присущее каждому человеку в силу его принадлежности к человеческому роду «Если предполагают свободу воли, – писал философ, – то достаточно расчленить понятие свободы, чтобы отсюда следовала нравственность вместе с ее принципом». И право и мораль, по Канту, могут и должны основываться только на свободе. Лишь в ней человек находит свое абсолютное самосознание.

Исходя из понятия свободы, Кант определяет, что, во-первых, понятие права относится только к внешним отношениям между людьми, ибо их поступки как действия могут иметь влияние друг на друга. Во-вторых, понятие права означает не отношение произвола к желанию другого лица, а лишь отношение к его произволу. В-третьих, в этом взаимном отношении произвола не принимается во внимание содержание этого произвола, т.е. цель, которую преследует каждый в отношении желаемого объекта.

Таким образом, право, согласно Канту, – это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого лица с точки зрения всеобщего закона свободы.

Кант различает: 1) естественное право, имеющее своим источником самоочевидные априорные принципы, т.е. предшествующие опыту и независимые от него, 2) положительное право, источником которого является воля законодателя; 3) справедливость – притязание, не предусмотренное законом и потому необеспеченное принуждением.

Естественное право, в свою очередь, разделяется на частное право и публичное право. Первое регулирует отношения индивидов как собственников, второе – определяет отношения между людьми, объединенными в государство, как членами единого целого.

Важнейшие обязанности права, которые вытекают, по Канту, из анализа понятия свободы личности, определяются необходимостью обеспечить для гражданского общества реализацию следующих принципов:

1) свободу каждого члена как человека;

2) равенство его с каждым другим как подданного;

3) самостоятельность каждого члена общества как гражданина.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

12 февраля 1804 года Кант умирает. На его похоронах присутствует практически

весь город...

Кант стал наиболее яркой фигурой в немецкой философии. В докритический период Кант занимался проблемами физики и математики. Кант впервые поставил вопрос о том что же изучает наука.

Формирование философских воззрений Канта проходило постепенно. Пожалуй можно

сказать, что Кант впервые в истории немецкого идеализма восстановил

диалектику. Маркс и Энгельс высоко оценили социально-классовые основы

философской системы Канта. Практически вся концепция Канта направлена на

человека, его связь с природой, изучение человеческих возможностей.

Сочинения Иммнуила Канта :

Русские издания:

Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 1. — М., 1963, 543 с (Философское наследие, Т. 4)

Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 2. — М., 1964, 510 с (Философское наследие, Т. 5)

Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 3. — М., 1964, 799 с (Философское наследие, Т. 6)

Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 4, часть 1. — М., 1965, 544 с (Философское наследие, Т. 14)

Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 4, часть 2. — М., 1965, 478 с (Философское наследие, Т. 15)

Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 5. — М., 1966, 564 с (Философское наследие, Т. 16)

Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 6. — М., 1966, 743

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

И. Кант. Исследование отчетливости принципов естественной теологии и морали, М., 1985

Примечания

(*)Стендовый доклад, подготовленный для секции Философии, социологии, психологии и права Отделения общественных наук РАН обобщает исследования последних лет, более развернуто представленные в статьях: "Сослагательное наклонение морали"; "Об идее абсолютного в морали" (Вопросы философии. 2002. № 5; № 3 за 2003); "Этика и мораль в современном мире"; "Закон и поступок (Аристотель, Кант, М.М.Бахтин)"; "Цели и ценности: как возможен моральный поступок?" (Этическая мысль. Вып. 1-й. 2-й и 3-й. М.: ИФ РАН, 2000, 2001, 2002 гг.).

Вернуться к оглавлению

История философии права. Под ред. Керимова Д. А. – СПб., Санкт-Петербургский университет МВД России, 1998. С.158