Реферат: Общество как социальная система, типология и динамика общественных систем
Название: Общество как социальная система, типология и динамика общественных систем Раздел: Рефераты по социологии Тип: реферат |
общество как социальная система , типология и динамика общественных систем Напротяжениимногихвеков «общество» представлялосьлюдямнекимобразованиемстуманнымиочертаниямиивнешнеразбалансированной, неопределеннойдинамикой. Всеэтипредставленияпоповодуобществаобычноукладывалисьвтриобобщенныхподхода: - общество – этолюди, анеодинчеловек; - людиэтичем-то связаны, объедены; - человекувыгодножитьвобществе. Приэтомобществовоздействуетначеловекамистически, принудительноитотально, ачеловек наобщество – практически, избирательноилокально. Этаизначальноневернаятрактовкаобщества порождалаиненаучные теорииегопроисхождения. Средикоторыхобычновыделяютследующие: - божественную (осуществлениепроектаБога); - общественныйдоговор (договорпроисходитмеждулюдьми, анечеловеком иБогом); - космическую (обществоилюдиимеютвнеземнуюоснову); - семейную (обществостроитсяпообразуиподобиюсемьи). Всеониценныиинтересны, вравноймередискуссионные, нониоднаизнихнеотвечаетнавопросо «техническихдеталях» социальногомеханизма, производящегообщество. Ответнанегодаеттольконаучнаясоциологическаятеория. ВажнымшагомвразвитиисистемногоподходасталатеориянемецкогосоциологаН. Лумана. Социальнаясистема, поЛуману, имеетсвоиспецифическиепризнаки, которыепозволяютотличатьееотвсехдругихсистем. Этосамореференция, т.е. способностьсистемыотличатьсебяотокружающейсредыивозможностьустанавливатьсвоиграницы, иаутопойэсис – возможностьвоспроизводствасистемныхэлементовиотношенийвнутрисамойсистемы. ГлавнымэлементомсоциальнойсистемыЛуманаявляетсякоммуникация, котораяпредставляетсобойпростейшиепроцессконструированияреальности. Спозицийсовременныхтеоретиковсистемногоподходаконструктамисоциальныхсистеммогутвыступать: - социальныесвязи, какнеобходимыйнаборфактов, обусловливающихсовместнуюдеятельностьлюдейдлядостижениятехилииныхцелей; - социальныевзаимодействия, представляющиепроцесс, вкоторомдействуютлюди, испытывающиевзаимодействиядругсдругом; - социальныеотношения, которые характеризуютотносительноустойчивыеисамостоятельныесвязимеждуиндивидамиисоциальнымигруппами. Стремясьреализоватьсвоиинтересыипотребностивобщении, производстве, власти, культуре, образованииит. д., людисоздаютразличногородасоциальныесистемы (функционирующиесообщества), различающиесяпостепениустойчивости, организационномуединству, количественнымпоказателям. Социальнаяжесистемаобщества — этомаксимальноинтегрированнаясистема, обретающаямакросоциальное (называемоеиногдасоциетальным) качество. Это: 1) общностьтерриториипроживаниялюдей, обычносовпадающаясгосударственнымиграницами; 2) целостность, т.е. функциональноеединствоивзаимозависимостьвсехегомногообразныхэлементов; 3) автономностьисамодостаточность, характеризующиепризнаксамообеспечения; 4) способностьксаморегуляциичерезразличныесистемыиканалысоциальногоконтроля; 5) наличиеобщейкультуры. Такимобразом, организациясоциальнойжизнинауровнеобществаобеспечиваетвзаимодействиеконкретныхсообществменьшегоуровнявединомкоммуникационномпространстве. Крометого, науровнеобществапроисходитструктурированиеважнейшихподсистемобщества: экономической, социальной, политическойикультурной. Парсонс жевыделяетвкачествеотдельнойещеисоциетальнуюподсистемувсовокупнойобщественнойсистеме. Онаобразуетсясовокупностьюнормиролевыхстатусов, благодарякоторымструктурируетсясовместнаяжизньиндивидов. Даннаяподсистемаспособствует: 1) упорядочениюотношениймеждуотдельнымилюдьми; 2) воспроизводствупорядкаихколлективногосуществования. Вроссийскойсоциологииданныйсрезсистемыобществакакразиназываютсоциальнымвузкомсмыслеэтогослова. Однако, посколькусистемаобщества - этоцелостноеобразование, аненаборразличныхэлементов, необходимоустановитьмеждуееподсистемамикоординационныеисубординационныезависимости. Онитоиобеспечат, соднойстороны, согласованностьивзаимозависимостьподсистем (координацию), а, сдругойстороны, подчиненностьисоподчиненностьэлементовсистемы (субординацию). Особоезначениевэтомконтекстеимеетдетерминистскийподход, ярчевсеговыраженныйвмарксизме. Однаконебудемупрощатьмарксизм, ибоонобращаетвниманиеинаобратнуюзависимостьэкономическойподсистемыотвсехдругихподсистем. Детерминистскийподходдополняетсявсоциологииструктурно-функциональным. Представителиэтогоподходаинтерпретируютобществокакцелостнуюсистемусогласованнодействующихлюдей, стабильноесуществованиеивоспроизводствокоторойобеспечиваетсянеобходимымнаборомфункций. Основнымитеоретикамиданногоподходавыступают, преждевсего, ТолкоттПарсонсиРобертМертон. Парсонссчитает, чтолюбаясоциальнаясистемадолжнавыполнятьрядфункций, средикоторыхнаиболеезначимымиявляютсяадаптация, целедостижение, интеграцияилатентность. Онивыполняютсякаксистемойвцелом, такиподсистемамивотдельности. Важнымкомпонентомсоциальнойсистемы, поегомнению, выступаетинституционализация - процесссозданиясоциальнойструктуры, котораявсвоюочередь, представляетсовокупностистандартныхотношенийносителейролей. Поэтому, социальнуюсистемуещеможнопредставитьикакинституционализированныйнаборролей. ПомнениюПарсонса, важныммеханизмомустойчивостиистабильностисистемыявляетсясоциальныйконтроль, который, благодарясанкциям, насилиюипринуждению, обеспечиваетеецелостность. Р.Мертонвыступилсальтернативнойформойфункциональногоанализаобщества, приэтомонподвергкритикитрадиционныепостулатыфункционализма. Во-первых, постулатофункциональномединствеобщества. Мертонсчитает, что степеньинтеграциисистемы - величинанепостояннаяиможетварьироватьсявразличныхобществах. Во-вторых, постулатобуниверсальностифункционализма. Впротивоположностьэтомуутверждению, онсчитает, чтоэлементысистемынарядусфункциямимогутвыполнятьдисфункции (функциясознакомминус). В-третьих, постулатотом, чтофункцииудовлетворяютбазовыепотребностисистемы, акаждаяструктуравыполняетвполнеопределеннуюфункцию. Мертонвозражалпротивжесткойсвязиструктурифункций. Такимобразом, всестороннийанализобществакаксистемыпоказывает, чтосоциологическаянаукарасполагаетцелымрядомметодологическихподходов, которыевзаимнодополняютдругдруга. Какилюбоесложноеявление, системаобществаотличается, соднойстороны, стабильностьюиустойчивостьювпространствеивовремени, а, сдругойстороны, — подвижностьюиизменчивостью. Такаянеоднозначностьвжизнедеятельностиобществаполучилаотражениевсоциологическойтеорииввидетипологииидинамикисоциальныхсистем. Подтипологиейсоциальныхсистемпринятопониматьклассификациюобществ, объединенныхсходнымипризнакамииликритериями. Всоциологическойнаукевыделяютнесколькотипологий, взависимостиотположенныхвихоснованиекритериев. Есливкачествеосновногокритериявыбираетсяписьменность, товсеобществаделятсянадописьменные, т.е. умеющиеговорить, нонеумеющиеписать, иписьменные, владеющиеитемидругим. Втораятипологияделитобществанапростыеисложные. Здеськритериемвыступаетчислоуровнейуправленияистепеньсоциальногорасслоения. Воснованиитретьейтипологиилежитспособдобываниясредствсуществования. Длядревнихобществими, вчастности, былиохотаисобирательство. Аграрноеобщество, всвоюочередь, основывалосьназемледелииискотоводстве. Индустриальноеобществобазировалосьнаиндустриализациииурбанизации. Апостиндустриальноеобществовырасталонаинформатизированныхтехнологияхиавтоматизированныхсистемах. Четвертаятипологиябазируетсянатакомкритерии,какгосподствующиеобщественныесвязииотношения, взависимостиотчеговсеобществаделятсянатрадиционныеисовременные. Однимизпервых, ктообратилвниманиена этиспецифические формы, былФердинандТеннис. Онсчитал, что, есливтрадиционномобществеречьидето «владении», «земле», «территории», «семейномправе», товсовременномобществе – об «имуществе», «деньгах», «обязательственном» (торговом) праве. Динамикаобщественныхсистемобусловливаетсясодержаниемтакихкатегорий, как «социальныеизменения», «социальноеразвитие», «социальныйпрогресс» и «регресс». Понятие «социальныеизменения» носитсамыйобщийхарактерипредставляетсобойпереходобществизодногосостояниявдругое. Всвоюочередь, понятие «социальноеразвитие» придаетнаправленностьизменениямсоциальныхсистем, онимогут, соднойстороны, характеризоватьпереходобществанаболеевысокуюкачественнуюступень, а, сдругойстороны, рассматриватьегоизмененияпонисходящейлинииотболееразвитыхформкменееразвитым. Такимобразом, понятие «социальноеразвитие» уточняетсявсоциологиитакимикачественнымихарактеристиками, как «социальныйпрогресс» и «социальныйрегресс». Различаютпостепенныйискачкообразныйвидысоциальногопрогресса. Первыйназываетсяреформистским, второй – революционным. Реформы – частичныеусовершенствованиякаких-либосферобщественнойжизни, которыенезатрагиваютоснов существующегосоциальногостроя. Ихсубъектом, какправило, выступаютправящиеслоиобщества. Революции, наоборот, характеризуюткомплексное, коренноеизменениевсехсторонобщественнойжизни, преобразующееосновысуществующегостроя. Социальныеинституты (отлат. institutum – устройство, установление) – этоопределенныетипыотношениймеждулюдьми, которыепостоянновостребованыобществомипоэтомувозрождаютсявновьивновь (государство, семья, религия, образование, экономика). НедаромфранцузскийсоциологЭмильДюркгеймназывалих «фабрикамивоспроизводства» социальныхотношенийисвязей. Социальныйинститутможнопредставитьввидепространства, вкотороминдивидыприучаетсякопределеннымправиламсовместнойжизни, поэтомуповедениекаждогочленаобществастановитьсядостаточнопредсказуемым. Дажевслучаенарушенияилизначительныхвариацийролевогоповедения, основнойценностьюинститутаостаютсякакразнормативныерамки. КакправильнозаметиламериканскийсоциологПитерБергер, институтыпобуждаютлюдейидтипротореннымипутями, которыеобществосчитаетжелательными. Однакосоциальныйинститутнепростобазисныймеханизмрегулированияобщественныхотношений, онпредназначендляудовлетворенияжизненныхпотребностейлюдей. Средиважнейшихинститутовмывыделимпятьосновных, соответствующихосновнымчеловеческимпотребностям: - потребностиввоспроизводстверода (институтсемьиибрака); - потребностивдобываниисредствсуществования (экономическиеинституты); - потребностивпередачезнанийисоциализацииподрастающегопоколения (институтыобразования); - потребностивбезопасностиисоциальномпорядке (политическиеинституты); - потребностиврешениидуховныхпроблем (институтрелигии). Социальныеинститутывсейсвоейдеятельностьюподчеркивают, чтоонипостоянновосстанавливают (подпитывают, поддерживают, развивают) тканьобщественныхотношений, характерсоциальнойорганизации, возможностивоспроизводства. Поэтомудлятого, чтобывозникиразвивалсятакойструктурныйэлементобщества, нужныособыеусловияформализациииупорядочиваниясоциальныхсвязейиотношений, т.е. институционализация, котораявключаетвсебярядмоментов. Во-первых, вобществедолжнавозникнутьираспространитьсянекаяпотребность, которая, будучиосознанноймногимичленамиобществакакобщесоциальная, становитсяглавнойпредпосылкойстановленияновогоинститута. Во-вторых, должныбытьвналичииоперационныесредстваудовлетворенияэтойпотребности, т. е. сложившаясясистеманеобходимыхдляобществафункций, действий, операций, реализующихновуюпотребность. В-третьих, длятогочтобыинститутмогвыполнятьсвоюмиссию, оннаделяетсянеобходимымиресурсами (материальными, финансовыми, людскими, организационными), которыеобществодолжностабильнопополнять. И, в-четвертых, дляобеспечениясамовоспроизводстваинститутанеобходимаиособаякультурнаясреда, т.е. определеннаясистемазнаков, действий, правилповедения, которыеотличаютлюдей,принадлежащихкэтомуинституту. Еслисоциальныйинститутрешаетзадачи, достигаетцелииоказываетуслугивтойсфереобщества, длякоторойпредназначен, значит, онвыполнятсвоифункции. Напротив, еслиотдеятельностиинститутапомимопользыпроисходитвред, топодобныедействиябудутназыватьсядисфункцией. Первыеизнихполучиливсоциологииназваниеявныхфункций. Посколькуонивсегдаофициальнооглашеныидекларируютсявкодексахиуставах, конституцияхипрограммах, закрепляютсявсистеместатусовиролей. Вторыеполучилиназваниелатентные (скрытые) функции. НаиболееяркоихохарактеризовалТорстейнВебленвсвоейкниге «Теорияпраздногокласса», которыйписал, чтобылобынаивноутверждать, чтолюдиедятчернуюикрупотому, чтохотятутолитьголод, ипокупаютроскошный «Кадиллак» потому, чтохотятприобрестихорошуюмашину. Очевидно, чтоэтивещиприобретаютсянерадиудовлетворенияявныхнасущныхпотребностей, адлятого, чтобывыполнитьскрытую, латентнуюфункцию, заключающуюсявповышениисобственногопрестижа. ДелениефункцийсоциальногоинститутанаявныеилатентныевпервыепроизвеламериканскийсоциологРобертМертонвработе «Социальнаяструктураианомия». институциональное единство общества : процессы современной трансформации Несуществуеттакогосоциальногоинститута, который действовалбыввакууме, визоляцииотдругихсоциальныхинститутов. Религия, правительство, образование, производство, торговля, семья - всеэтиинститутынаходятсявомножественномвзаимодействии, аоно, всвоюочередь, обусловливаетусложнениеобщественнойструктуры. Общейтенденциейздесьвыступаетсегментацияинститутов, т. е. умножениеихчислаисложности, восновекоторойлежитстепеньразделениятрудавобществе. Специализациядеятельностивызывает, всвоюочередь, дифференциациюинститутов. Впрочем, ивсовременномобществеимеютместотакназываемыетотальныеинституты, которыеохватываютполныйсуточныйциклсвоихподопечных. Проблемавзаимодействияинститутоввозникаетивтомслучае, еслисистеманорм, свойственнаяодномуинституту, начинаетраспространятьсянадругиесферыжизни. Так, всредневековойЕвропецерковьустановиласвоедоминирующеегосподствонадвсемиобластямижизниобщества. Изменениясоциальныхинститутовмогутбытьвызванывнутреннимиивнешнимипричинами. Первые, какправило, связаныснеэффективностьюсуществующихинститутовивозможнымипротиворечиямимеждуними; вторые - сосменойкультурныхпарадигмикультурнойориентациейвразвитииобщества. Этопоследнеехарактернодляобществпереходноготипа, вкоторыхменяетсяструктурасоциальныхинститутов, многиеизкоторыхнаделяютсянесвойственнымиимранеефункциями. Итак, всвоемразвитиисоциальныеинститутыоказываютпротиворечивоевлияниенасоциальнуюжизнь. Одниизнихпредставляютсобойустойчивыекомплексынормиправил, оникакбы «связывают» обществовединоецелое. Другие появляютсяпомереусложнениясамойинституциональнойжизни. Такимобразом, изучениесоциальныхинститутоввсоциологиидаетвозможностьпонять, какобществосоотноситсясиндивидом, какнаправляетегожизньизаставляетприниматьустановленныйпорядок. |