Реферат: Игра Мозайка на Делфи Delphi
Название: Игра Мозайка на Делфи Delphi Раздел: Рефераты по информатике Тип: реферат | ||||||||||||||||||||
Министерство образования и науки Российской Федерации Курский государственный технический университет Кафедра ПО и ВТ КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Программирование на языках высокого уровня» ИГРА «МОЗАЙКА» Выполнил: студентка группы ПО-51 Елизавета Королева студентка группы ПО-51 Анастасия Зиновьева Проверил: преподаватель Петрик Е. А. Курск 2006 СОДЕРЖАНИЕ 1.2Основания для разработки. 4 1.3.1Функциональное и эксплуатационное назначение изделия. 4 1.3.1.1Перечень требований пользователя к программному обеспечению.. 4 1.3.1.2Рассмотренные альтернативы.. 4 1.3.2Требования к программе или программному изделию.. 5 1.3.2.2Программная совместимость. 5 1.3.2.3Требования к составу и параметрам технических средств. 5 1.3.2.7Результирующие компоненты изделия. 6 1.3.2.9Безопасность и секретность. 7 1.3.2.10Требования к надежности. 7 1.3.2.13Требования к программной документации. 7 1.4Стадии и этапы разработки. 7 1.5Порядок контроля и приемки. 8 2.2Функциональные и эксплуатационные характеристики изделия. 8 2.2.1Программные ограничения. 8 2.2.2Требования к составу и параметрам технических средств. 9 2.2.3Результирующие компоненты изделия. 9 2.2.4Требования к надежности. 9 2.3.1.1Таблица компонентов. 10 2.3.1.3Промежуточные данные. 11 2.3.1.5Блок-схемы алгоритмов. 11 2.3.2.2Промежуточные данные. 12 2.3.2.4Блок-схемы алгоритмов. 12 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 37 1. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ1.1 Введение1.2 Основания для разработкиОснованием для разработки программы является задание к курсовой работе по предмету «Программирование на языках высокого уровня». 1.3 Назначение разработки1.3.1 Функциональное и эксплуатационное назначение изделия1.3.1.1 Перечень требований пользователя к программному обеспечениюИгра «Мазайка» должна обеспечивать следующее: - если картинка собрана полностью, выводится сообщение о завершении игры; - имеется возможность выбирать картинки; - можно начинать игру заново. 1.3.1.2 Рассмотренные альтернативы При постановке задачи на разработку программы «Мазайка» были рассмотрены следующие альтернативы: - Программная платформа. Рассматривались операционные системы Windows и Linux. Была выбрана система Windows в связи с широчайшим ее распространением, доступностью и наличием гибких средств разработки программного обеспечения под эту платформу. - Средства разработки. Были рассмотрены следующие средства разработки: Delphi и С++ Builder. Был выбран BorlandDelphi7. Выбор обоснован популярностью и доступностью данного программного обеспечения. 1.3.2 Требования к программе или программному изделиюРазработка программной документации и программы должна производиться согласно ЕСПД, ГОСТ 19.701-90, ГОСТ 2.304-88. 1.3.2.2 Программная совместимость Данная программа должна работать автономно под управлением операционных систем Windows 98, Windows ME, Windows 2000, Windows XP. 1.3.2.3 Требования к составу и параметрам технических средств Программный продукт должен работать на компьютерах со следующими характеристиками: · объем ОЗУ 512 Мб; · объем жесткого диска 40 Гб; · микропроцессор IntelCeleron400МГц; · монитор 17” с разрешением 1024*768; · звуковая карта. Входными данными программы являются: · выбранная картинка; · сигналы манипулятора «мышь»; · При запуске программного изделия должно происходить открытие программной оболочки (формы). Выходными данными программы являются: · сообщение о выигрыше, если картинка собрана. 1.3.2.7 Результирующие компоненты изделия В комплект поставки программного продукта должны входить следующие компоненты: · исполнительный файл программы; · рабочие модули программы; · программная документация на изделие. Программа поставляется на дискете размером 3,5 дюйма и объемом 1,44 Мб. 1.3.2.9 Безопасность и секретность Информация, содержащаяся в изделии, не является секретной, поэтому программа не требует защиты. 1.3.2.10 Требования к надежности Программа должна пройти функциональное тестирование и успешно отработать на всех тестах. Тесты разрабатываются на этапе выполнения рабочего проекта. Восстановления данных при программном или аппаратном сбоях не предусматривается. Программа должна свободно переноситься с одного компьютера на другой при помощи соответствующих носителей информации. 1.3.2.13 Требования к программной документации Программная документация должна разрабатываться согласно ЕСПД, ГОСТ 19.701-90, ГОСТ 2.304-88. Программная документация должна включать следующие документы: · Техническое задание; · Рабочий проект. В приложении к документу «Рабочий проект» должен быть приведен листинг исходных текстов программы и блок-схемы алгоритмов. 1.4 Стадии и этапы разработкиВыполнение разработки должно включать две стадии: · Техническое задание; · Рабочий проект. На стадии «Техническое задание» проводится постановка задачи, разработка требований к программному изделию, изучение литературы по задаче и оформление документа «Техническое задание». На стадии «Рабочий проект» проводится разработка схем алгоритмов для каждого из функциональных модулей, физическое проектирование программного изделия, разработка тестов, тестирование и отладка программных модулей. В заключение данного этапа оформляется документ «Рабочий проект». 1.5 Порядок контроля и приемкиТесты должны быть разработаны на этапе рабочего проектирования программного изделия. Приемка программного изделия осуществляется при сдаче документально оформленных этапов разработки, передаче программного изделия и проведении испытаний на основе установленных тестов. 2.РАБОЧИЙ ПРОЕКТ2.1 ВведениеПриложение представляет собой игру «Мазайка», для которой не требуется особое оформление в связи с тем, что рабочее поле полностью закрывается загруженной картинкой. Игра затягивает пользователя, прежде всего популярностью близкой игры «Пятнашки», которая не так давно была очень популярна. 2.2 Функциональные и эксплуатационные характеристики изделия2.2.1 Программные ограниченияДанная программа должна работать автономно под управлением операционных систем Windows 95, Windows 98, WindowsME, NT 4.0, Windows 2000, WindowsXP. 2.2.2 Требования к составу и параметрам технических средствДля работы программного изделия требуется персональный компьютер, обладающий следующими параметрами: · объем ОЗУ не менее 32 Мб; · объем жесткого диска не менее 900 Мб; · микропроцессор с тактовой частотой не менее 133 МГц; · монитор с глубиной цвета 16 бит; · дисковод floppy-дисков. Для бесперебойной работы программы рекомендуем следующие параметры компьютера: · объем ОЗУ 128 Мб; · объем жесткого диска 3 Гб; · микропроцессор с тактовой частотой 333 МГц. 2.2.3 Результирующие компоненты изделия· исполнительный файл программы Mazaika.exe; · рабочие модули программы; · программная документация на изделие. 2.2.4 Требования к надежностиПрограмма прошла функциональное тестирование и успешно отработала на всех тестах. Тесты разрабатывались на всех этапах выполнения проекта. 2.2.5 Удобство эксплуатацииПрограмма содержит интуитивный интерфейс, позволяющий без дополнительных подсказок запустить игру. 2.2.6 МобильностьДля копирования программы с дискеты на компьютер необходимо скопировать содержимое папки «Курсовик» на жесткий диск компьютера. 2.3 Описание модулей2.3.1 Модуль Unit1
положение фишек; проверка на наличие «собранности» мозайки; результат игры. Приложение А, стр. 13 Приложение Б, стр. 25 ПРИЛОЖЕНИЯПриложение А Приложение Б Листинг модуля Unit1 unit Unit1; interface uses Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, ExtDlgs, Menus; type TForm1 = class(TForm) MainMenu1: TMainMenu; N2: TMenuItem; N3: TMenuItem; N4: TMenuItem; C1: TMenuItem; N5: TMenuItem; OpenPictureDialog1: TOpenPictureDialog; procedure FormCreate(Sender: TObject); procedure FormMouseDown(Sender: TObject; Button: TMouseButton; Shift: TShiftState; X, Y: Integer); procedure FormPaint(Sender: TObject); procedure Load; procedure Refresh; procedure New; procedure N3Click(Sender: TObject); procedure N2Click(Sender: TObject); procedure C1Click(Sender: TObject); procedure N5Click(Sender: TObject); private { Private declarations } public { Public declarations } end; var Form1: TForm1; implementation {$R *.dfm} const H=4; W=4; // размер поля 4*4 клетки var widt,heig:integer; // ширина и высота одной клетки pole:array[1..H,1..W] of byte; // свойства поля zx,zy:integer; // координаты пустой клетки pos:array[1..H, 1..W] of byte =(( 1, 2, 3, 4),( 5, 6, 7, 8),( 9,10,11,12),(13,14,15, 0)); // выигрышный вариант pic:TBitmap; // сама картинка procedure TForm1.New; var f: string[20]; // файл загружаемой картинки i,j: integer; begin f:='picture10.bmp'; try pic.LoadFromFile(f); except on EFopenError do begin ShowMessage('Ошибка загрузки файла'); Form1.Close; end; end; heig:=Pic.Height div H; // Размер клетки widt:=Pic.Width div W; ClientWidth:=widt*W; //Размер формы по размеру картинки ClientHeight:=heig*H; for i:=1 to H do for j:=1 to W do pole[i,j]:=pos[i,j]; Form1.Refresh; // перемещение клеток Form1.Load; // загрузка поля end; // проверка на факт выигрыша function GameOver: boolean; var rw,cl:integer; i:integer; begin rw:=1; cl:=1; GameOver:=True; // клети расставлены правильно for i:=1 to 15 do begin if pole[rw,cl]<>i then begin GameOver:=False; break; end; if cl<4 then inc(cl) else begin cl:=1; inc(rw); end; end; end; // ход в соседнюю пустую клетку procedure Go(clickx,clicky:integer); var r:integer; begin if not ((abs(clickx-zx)=1) and (clicky-zy=0) or // проверка на возможность хода (abs(clicky-zy)=1) and (clickx-zx=0)) then exit; pole[zy,zx]:=Pole[clicky,clickx]; // осуществим переход из [x,y] в [zx,zy] pole[clicky,clickx]:=0; zx:=clickx; zy:=clicky; Form1.Load; // перерисовка поля if GameOver then begin pole[4,4]:=16; Form1.Load; r:=MessageDlg('Вы выиграли!'+ #13+'Сыграем ещё?',mtInformation,[mbYes,mbNo],0); if r=mrNo then Form1.Close; Form1.New; end; end; // клик по клетке procedure TForm1.FormMouseDown(Sender: TObject; Button: TMouseButton; Shift: TShiftState; X,Y:Integer); var clickx,clicky:integer; // координаты кликаемой клетки begin clickx:=Trunc(X/widt)+1; // переведём щелчок мыши в координаты клетки clicky:=Trunc(Y/heig)+1; Go(clickx,clicky); end; procedure TForm1.Load; // отвечает за загрузку поля var into,outof:Trect; // ввод и вывод lx,ly:integer; // координаты верхнего левого угла ввода i,j:integer; begin for i:=1 to W do // отслеживает содержимое клеток for j:=1 to H do begin ly:=((pole[i,j]-1) div W) * heig; // присвоим координатам верхнего левого угла ввода номер картинки lx:=((pole[i,j]-1) mod W) * widt; into:=Bounds(lx,ly,widt,heig); outof:=Bounds((j-1)*widt,(i-1)*heig,widt,heig); if pole[i,j]<>0 then Canvas.CopyRect(outof,pic.Canvas,into) else Canvas.Rectangle((j-1)*widt,(i-1)*heig,j*widt,i*heig); end; end; procedure TForm1.refresh; // "тусует" фрагменты картинки var x1,y1:integer; // координаты пустой клетки x2,y2:integer; // взять картинку из этой координаты и поменять её с пустой n:integer; // направление возможного хода i:integer; begin x1:=4; y1:=4; randomize; for i:=1 to 150 do // варианты расстановки begin repeat x2:=x1; y2:=y1; n:=random(4)+1; case n of 1:dec(x2); 2:inc(x2); 3:dec(y2); 4:inc(y2); end; until (x2>=1) and (x2<=4) and (y2>=1) and (y2<=4); pole[y1,x1]:=pole[y2,x2]; // определим фрагмент перемещения pole[y2,x2]:=0; x1:=x2; y1:=y2; end; zx:=x1; // координаты пустой клетки zy:=y1; end; procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject); begin pic:=TBitMap.Create; New; end; procedure TForm1.FormPaint(Sender: TObject); begin Form1.Load; end; procedure TForm1.N3Click(Sender: TObject); begin close; end; procedure TForm1.N2Click(Sender: TObject); var i,j: integer; begin heig:=Pic.Height div H; // Размер клетки widt:=Pic.Width div W; ClientWidth:=widt*W; //Размер формы по размеру картинки ClientHeight:=heig*H; for i:=1 to H do for j:=1 to W do pole[i,j]:=pos[i,j]; Form1.Refresh; // перемещение клеток Form1.Load; // загрузка поля end; procedure TForm1.C1Click(Sender: TObject); begin showmessage('Программа к курсовому проекту'); end; procedure TForm1.N5Click(Sender: TObject); var f: string[20]; // файл загружаемой картинки i,j: integer; begin openpicturedialog1.Execute; try pic.LoadFromFile(openpicturedialog1.FileName); except on EFopenError do begin ShowMessage('Ошибка загрузки файла'); Form1.Close; end; end; heig:=Pic.Height div H; // Размер клетки widt:=Pic.Width div W; ClientWidth:=widt*W; //Размер формы по размеру картинки ClientHeight:=heig*H; for i:=1 to H do for j:=1 to W do pole[i,j]:=pos[i,j]; Form1.Refresh; // перемещение клеток Form1.Load; // загрузка поля end; end. |