Курсовая работа: Расчеты двухступенчатого цилиндрического косозубого редуктора
Название: Расчеты двухступенчатого цилиндрического косозубого редуктора Раздел: Промышленность, производство Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ СУМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ОСНОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МАШИН ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАна тему: «Расчеты двухступенчатого, цилиндрического, косозубого редуктора» 080402 КП-09.000.00 Выполнил Студент ИТ-22Остапенко Вариант 9 Проверил Концевич Сумы 2005 Содержание 1 Выбор электродвигателя и кинематический расчет 2 Расчет передач 3 Предварительный расчет валов редуктора 3.1 Ориентировочный расчет валов 3.2 Компоновка редуктора, конструирования зубчатых колес и корпуса редуктора 3.3 Приближенный расчет валов 3.4 Выбор подшипников 3.5 Выбор посадок 3.6 Расчет соединений 4 Выбор смазки 5 Выбор и проверочный расчет муфт 6 Список литературы 1 В ыбор электродвигателя и кинематический расчет Задание : Спроектировать привод цепного конвейера. Исходные данные : Окружная сила на звёздочке : Скорость движения цепи : Диаметр звёздочки : Рисунок 1. Схема привода цепного конвейера Определяем общий КПД привода : КПД муфты : КПД цилиндрической передачи : КПД пары подшипников качения : КПД цепной передачи : Мощность на валу звёздочки : Требуемая мощность электродвигателя : По требуемой мощности с учётом возможностей привода, состоящего из одноступенчатого редуктора с цилиндрической прямозубой передачей, выбираем электродвигатель 3-х фазный, короткозамкнутый, серии 4А, закрытый обдуваемый, с синхронной частотой вращения с параметрами и скольжением . Номинальная частота вращения и угловая скорость : Угловая скорость барабана : бщее передаточное отношение : Частные передаточные числа : - для тихоходной ступени : - для быстроходной ступени : Вал 1 : Вал 2 : Вал 3 : Вал 4 : Таблица результатов :
Проверка : - Условие выполняется 2.1 Расчет цилиндрических зубчатых передач 2.1. 1 Определение допускаемых напряжений По условию задания материал шестерни – Сталь 35ХМ, с термообработкой – закалкой. С HRC и МПа [1, с.8, табл. 2.1 и 2, с.35, табл.3.3]. Допускаемое контактное напряжение: , . Допускаемое напряжение изгиба: , , [1, с.9, табл. 2.2]. Материал колеса – Сталь 40Х с термообработкой – улучшение, 235-262 НВ и пределом текучести МПа. Допускаемое контактное напряжение [1, с.8, табл. 2.1, 2.2]: , . Допускаемое напряжение изгиба: , . 2.1.2 Определения размеров венцов зубчатых колес Расчетное допускаемое напряжение: , . В качестве расчетного контактного напряжения принимаем . Требуемое условие выполнено. Межосевое расстояние быстроходной ступени: , (2.1) где для косозубых колес , а передаточное число быстроходной ступени , =0,4 [1, с.11]. Срок службы в редуктора в часах: часа, где =0,25, =0,4. Число циклов нагружения редуктора: , где =192 об\мин. Базовое число циклов нагружений -[смотрим график нагружений]: , где - средняя твердость колеса. Коэффициент концентрации загрузки: , где [1, с.11] - эквивалентный момент на колесе, где - коэффициент долговечности, - крутящий момент на зубчатом колесе быстроходной ступени. Коэффициент эквивалентной нагрузки: Принимаем: . Тогда . . Принимаем: .[1, с.12] Делительный диаметр колеса: . Ширина колеса: . Модуль зацепления: , (2.2) где = 5,8 [1, с.12], допускаемое напряжение изгиба - , - эквивалентный момент на колесе. Коэффициент долговечности: , (2.3) где - базовое число циклов нагружения. Коэффициент эквивалентности: m=6 при термической обработке улучшения. . . Принимаем , . . Принимаем m1 =2мм. Минимальный угол наклона зубьев: . Суммарное число зубьев: зуба. Определяем действительный угол наклона зубьев: . Число зубьев шестерни: зубьев. Число зубьев колеса: зуба. Уточняем передаточное число: , , что допустимо [1, с.13]. Делительный диаметр шестерни: . . Диаметры окружностей вершин: , . Диаметры окружностей впадин: , . Межосевое расстояние тихоходной ступени: , (2.4) где для косозубых колес , а передаточное число тихоходной ступени , =0,4 [1, с.11]. . Коэффициент концентрации загрузки: , гдеx=0,75 – коэффициент режима нагрузки [1, с.11] . В качестве расчетного контактного напряжения принимаем . . . Принимаем: [1, с.12]. Делительный диаметр колеса: . Ширина колеса: . Модуль зацепления: , (2.5) где = 5,8 [1, с.12], допускаемое напряжение изгиба - , - крутящий момент на колесе. . Принимаем m2 =3мм. Минимальный угол наклона зубьев: . Суммарное число зубьев: зуба. Определяем действительный угол наклона зубьев: . Число зубьев шестерни: зубьев. Число зубьев колеса: зуба. Уточняем передаточное число: , , что допустимо [1, с.13]. Делительный диаметр шестерни: . . Диаметры окружностей вершин: , . Диаметры окружностей впадин: , . 2.1.3 Проверочные расчеты зубчатых передач По напряжению изгиба в зубьях колеса: , (2.6) Предварительно определим окружную скорость колеса быстроходней ступени: . При такой скорости степень точности зацепления 9 [1, с.14, табл.2.5]. Тихоходной ступени: . Степень точности зацепления – 9 [1, с.14, табл.2.5]. Окружная сила в зацеплении тихоходной ступени: . Быстроходной ступени: . Проверка на изгиб быстроходной ступени: (1, с.14) , z2 =103, z1 =20, коэффициент формы зуба: [1, с.16, табл.2.8]. При переменной нагрузке: , где x=0,75 – коэффициент режима [см. выше], - начальный коэффициент, концентрации нагрузки [1, с.15, табл.2.6] . Эквивалентная окружная сила: , где (см. выше), тогда . , . Расчетное напряжение изгиба в зубьях шестерни: . Тихоходная ступень: [1, с.14]. , z4 =94, z3 =24, коэффициент формы зуба: [1, с.16, табл.2.8]. При переменной нагрузке: , где x=0,75 – коэффициент режима [см.выше], - начальный коэффициент, концентрации нагрузки [1, с.15, табл.2.6]. . Эквивалентная окружная сила: , где [см. выше], тогда . , (2.7) . Расчетное напряжение изгиба в зубьях шестерни: . Проверка зубьев колес по контактным напряжениям. Для быстроходной ступени: , (2.8) [1, с.16 табл.2.9], - ширина колеса, - передаточное число быстроходной ступени, - межосевое расстояние быстроходной ступени, , - для косозубых передач, [1, с.10] , . Тихоходная ступень: , (2.9) [1, с.16 табл.2.9], - ширина колеса, - передаточное число тихоходной ступени, - межосевое расстояние тихоходной ступени, , - для косозубых передач, [1, с.10]. , . 2.1.4 Определения сил действующих в зацеплении Окружная сила на колесе быстроходной ступени: . Тихоходной ступени: . Радиальная сила быстроходной ступени: , где , , . Для тихоходной ступени: , где , , . Осеева сила: Для быстроходной ступени: Для тихоходной ступени: . 3 Предварительный расчет валов редуктора 3.1 Ориентировочный расчет валов Предварительный расчет валов проведем на кручение по пониженным допускаемым напряжениям. Ведущий вал быстроходной ступени: , где - допускаемое напряжение при кручении, - крутящий момент на шестерни быстроходной ступени. С учетом соединения вала шестерни быстроходной ступени с валом электродвигателя муфты МУВП (муфта упруга втулочно-пальцева), принимаем диаметр:мм. Диаметр вала под уплотнением и подшипником: . Шестерню выполняем заодно с валом: . Ведомый вал быстроходной ступени (и ведущий тихоходной ступени): , где - допускаемое напряжение при кручении, - крутящий момент на ведомом валу быстроходной ступени. Принимаем диаметр вала под подшипники: , диаметр под ведомым колесом быстроходной ступени: . Диаметр выходного конца ведомой тихоходной ступени: , где - допускаемое напряжение при кручении, -крутящий момент на ведомом валу тихоходной ступени. Принимаем: , ,. 3.2 Компоновка редуктора, конструирования зубчатых колес и корпуса редуктора 3.2.1 Конструктивные размеры зубчатой передачи Шестерни выполняются заодно с валами. Быстроходный вал: , , . Колесо быстроходной ступени кованое: , , , . Диаметр вала под колесом: . Диаметр ступицы: . Длина ступицы: . Толщина обода: . Толщина диска: . Тихоходная ступень: Размер шестерни: , , . Колесо быстроходней ступени кованое: , , . Диаметр вала под колесом: . Диаметр ступицы: . Длина ступицы: . Толщина обода: . Толщина диска:. 3.2.2 Конструктивные размеры корпуса редуктора Толщина стенок корпуса и крышки: . Принимаем: . . Толщина фланцев поясов корпуса и крышки: , . Нижний пояс корпуса: . Принимаем . Диаметр болтов: Фундаментальных: . Принимаем М20. Крепящих крышку к корпусу у подшипников: . Принимаем болты с резьбой М16. Соединяющих крышку с корпусом: . Принимаем болт с резьбой М12. Компоновка необходима для приближенного определения положения зубчатых колес относительно опор, определения опорных реакций и подбора подшипников. При очерчивании внутренней стенки корпуса: 1) принимаем зазор между корпусами ступицами колеса . Принимаем А1 =10мм. 2) Принимаем зазор от окружности вершин зубьев колеса до внутренней стенки корпуса А=δ=8мм. Предварительно намечаем радиальные шарикоподшипники. Результаты подбора занесем в таблицу: Таблица 2 - Предварительный подбор подшипников
Подшипники ведомого вала быстроходной ступени будем смазывать пластичной смазкой. Измерением находим расстояния между наружными торцами подшипников: , , . Для радиально упорных подшипников расстояние от торцов до точки приложения реакции опор: , . Ведущий вал быстроходной ступени: (см. рисунок 1) , . Ведомый вал быстроходной ступени: , . Ведомый вал тихоходной ступени: (см. рисунок 2) , . 3.3.1 Расчет ведущего вала быстроходной ступени Из предыдущих расчетов: - окружная сила быстроходной ступени; - осевая сила в зацеплении быстроходной ступени; - радиальная сила быстроходной ступени. Расчетная схема вала червячного колеса приведена на Рисунке 1. Определяем реакции в опорах плоскости XZ , (3.1) , (3.2) Проверка: , , (3.3) -722+2577-1855=0 0=0. Определяем реакции в опорах плоскости YZ , (3.4) , (3.5) Проверка: =0, , (3.6) -229+953-724=0, 0=0. Построим эпюры крутящих и изгибающих моментов в горизонтальной плоскости: ; . Построим эпюры крутящих и изгибающих моментов в вертикальной плоскости: . Опасным сечением является сечение Б-Б: , (3.7) где , . . Из условия прочности: , (3.8) , (3.9) где =310МПа. . По расчету , что значительно больше расчетного.
Рисунок 1 – Расчетная схема ведущего вала 3.3.2 Расчеты ведомого вала быстроходной ступени Рисунок 2 – Расчетная схема ведомого быстроходной ступени Из предыдущих расчетов: , - окружная сила ведомого вала быстроходной ступени; , - осевая сила ведомого вала в зацеплении быстроходной ступени; , - радиальная сила ведомого вала быстроходной ступени. Расчетная схема вала червячного колеса приведена на Рисунке 2. Определяем реакции в опорах плоскости XZ , (3.10) , (3.11) Проверка: , , (3.12) -746-2577+7225-3902=0 0=0. Определяем реакции в опорах плоскости YZ , (3.13) , (3.14) Проверка: =0, , (3.15) -668-953+2674-1053=0, 0=0. Построим эпюры крутящих и изгибающих моментов: ; ; ; ; ; Опасным сечением является сечение Б-Б: , (3.16) где , . . Из условия прочности: , (3.17) , (3.18) где =310МПа. . т.е. по расчету , что значительно больше расчетного. 3.3.3 Расчеты ведомого вала тихоходной ступени
Рисунок 3 – Расчетная схема ведомого вала тихоходной ступени Из предыдущих расчетов: - окружная сила ведомого вала; - осевая сила ведомого вала в зацеплении; - радиальная сила ведомого вала. Расчетная схема вала червячного колеса приведена на Рисунке 2. Определяем реакции в опорах плоскости XZ , (3.19) , (3.20) Проверка: =0, , (3.21) 4817-7225+2408=0, 0=0. Определяем реакции в опорах плоскости YZ , (3.22) , (3.23) Проверка: =0, , (3.24) -21-2674+2695=0, 0=0. Построим эпюры крутящих и изгибающих моментов: ; ; . Опасным сечением является сечение Б-Б: , (3.25) где , . . Из условия прочности: , (3.26) , (3.27) где =480МПа. . А у нас по расчету , что значительно больше расчетного. 3.4.1 Ведущий вал быстроходной ступени Суммарные реакции: ; . Предварительно принимаем подшипники 36208 [см. табл.2] Эквивалентная нагрузка: более нагруженная опора 1. , (3.28) Где Pr =1991Н, V=1 – вращается внутреннее кольцо подшипника, Fа1 =467Н, kб =1 [2, табл.9.19], kт =1 [2, табл.9.20]. при этом е=0,316 [2, табл.9.18]. Осевые составляющие: ; . В нашем случае S1 > S2 , Fa >0, тогдаPa1 =S1 =629H, Pa2 =S1 -Fa =629-467=162H. , тога x=1, y=0. . Расчетная долговечность, млн. об: , (3.29) млн. об. Расчетная долговечность в часах: , (3.30) часов, что больше установленных, значить подшипник подходит. 3.4.2 Расчет подшипника ведомого вала быстроходной ступени Суммарные реакции: ; . Предварительно принимаем подшипники 36208 [см. табл.2] Эквивалентная нагрузка: более нагруженная опора 4. Fa =Fa 3 -Fa 4 =1336-467=869H. при этом е=0,35 [2, табл.9.18]. Осевые составляющие: ; . В нашем случае S3 < S4 , тогда Fa 4 =S4 +Fa =1915+869=2284H. , тога x=0,45, y=1,57[2, табл.9.18]. . Расчетная долговечность, млн. об: , (3.31) ,млн. об. Расчетная долговечность в часах: , (3.32) часов, что больше установленных, значить подшипник подходит. 3.4.3 Расчет подшипников ведомого вала тихоходной ступени Суммарные реакции: ; . Предварительно принимаем подшипники 46215 [см. табл.2] Эквивалентная нагрузка: более нагруженная опора 6. е=0,68 [2, табл.9.18]. Осевые составляющие: ; . В нашем случае S5 < S6 , тогда Fa 4 =1336H, Fa 5 =1637H, Fa 6 = S5 + Fa 4 =1637+1336=2973Н. , тога x=1, y=0. . Расчетная долговечность, млн. об: , (3.33) млн. об. Расчетная долговечность в часах: , (3.34) часов, что больше установленных, значить подшипник подходит. Посадки назначаем в соответствии с указанными данными в табл.10.13 [2]. Посадки зубчатых колес на валы - по ГОСТ 25347-82 Посадки муфт на валы редуктора - . Шейки валов под подшипники выполняем с отклонением по посадке k6. Отклонений отверстий в корпусе под наружные кольца подшипников по посадке Н7. Мазеудерживающие кольцо сажаем на вал по посадке - . Посадка вала под монтажом – h8. 3.6.1 Расчет шпоночных соединений Применяем шпонки призматические по ГОСТ 23360-78. Материал шпонки, сталь 45, нормализованная. Условие прочности: , (3.35) где Lp =L-b. Допускаемое напряжение смятия при стальной ступицы , при чугунной . Ведущий вал: d=36мм; bxh=10x8мм; t1 =5 мм; длина шпонки l=80 мм; момент на ведущем валу Т=55,6٠103 Н٠мм. , т.е. шпонка подходит. Расчет шпонки под зубчатое колесо наведомом валу быстроходной ступени: d=50мм; bxh=14x9мм; t1 =5,5 мм; длина шпонки l=90 мм; момент на ведущем валу Т=269,7٠103 Н٠мм. , т.е. шпонка подходит. Ведомый вал тихоходной ступени: d=65мм; bxh=18x11мм; t1 =7 мм; длина шпонки l=90 мм; момент на ведущем валу Т=1036٠103 Н٠мм. , т.е. шпонка подходит. Расчеты шпонки под зубчатым колесом на ведомом валу: d=85мм; bxh=22x14мм; t1 =9 мм; длина шпонки l=100 мм; момент на ведущем валу Т=1036٠103 Н٠мм. , т.е. шпонка подходит. 4 Выбор смазки 4.1 Выбор смазки зацеплений и подшипников Смазывание зубчатого зацепления производиться окунанием зубчатого колеса в масло, заливаемое внутрь корпуса до уровня, обеспечивающие погружение колеса примерно на 10 мм. Объем масляной ванны V определяем из расчета 0,25 дм3 масла на 1 кВт передаваемой мощности: V=0,25٠5,76=1,44 дм3 . Устанавливаем вязкость масла [2, с.253, табл.10.8]. При контактных напряжениях и скорости v=2,1м/с рекомендуемая вязкость масла должна быть примерно равна 20٠10-6 м2 /с. Принимаем масло индустриальное И-30А [2, с. 253, табл. 10.10] по ГОСТ 20799-75. Камеры подшипников заполняем пластичным смазочным материалом УТ-1 [2, с.204, табл. 9.14] периодически пополняем его шприцом через пресс-масленки. 5 Выбор и проверочный расчет муфт Выбираем для соединения редуктора и электродвигателя упругую втулочно-пальцевую муфту (МУВП). Эту муфту применяют в случаях, когда возможна несоосность валов и работа соединения сопровождается толчками и ударами. Расчет муфты сводится к определению размеров пальцев и упругих элементов. Пальцы рассчитываются на изгиб: Крутящий момент на быстроходном валу Т1 =55,6Н٠м; Тр =2٠55,6=11,2Н٠м.[4, с.386, табл. 17.8 и 17.9]. z=6 – число пальцев; dn =14 мм – диаметр пальцев; D0 =100 мм – диаметр окружности расположения пальцев; ln =33 мм – длина пальцев; dвт =27 мм – диаметр втулки; ln =14 мм – длина втулки. , (5.1) Проверяем прочность втулки на смятие: , (5.2) . Выбираем туже муфту (МУВП) для соединения редуктора и цепного конвеера. Крутящий момент на быстроходном валу Т3 =1036Н٠м; Тр =1٠1036=1036Н٠м.[4, с.386, табл. 17.8 и 17.9]. z=10 – число пальцев; dn =18 мм – диаметр пальцев; D0 =170 мм – диаметр окружности расположения пальцев; ln =42 мм – длина пальцев; dвт =35 мм – диаметр втулки; ln =36 мм – длина втулки. Расчет пальцев на изгиб: . Проверяем прочность втулки на смятие: 1. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин.- М.: Высшая школа, 1985.- 125с 2. Чернавский С.А. Курсовое проектирование деталей машин. – М.: Машиностроение, 1987.- 150с 3. Иванов М.Н. Детали машин – М.: Высшая школа, 1991. – 200с. 4. Кузьмин А.В., Чернин И.М., Козницов Б.С. Расчеты деталей машин.- М.: Высшая школа, 1986.- 200с. |