Реферат: Мировая экономика и международные отношения Швейцарии

Название: Мировая экономика и международные отношения Швейцарии
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

Введение

Швейцария - высокоразвитое индустриальное государство с интенсивным сельским хозяйством, один из крупнейших экспортеров капитала и финансовых центров мира. Высокий уровень концентрации капитала сочетается с относительно невысокой степенью концентрации производства.

Для промышленности Швейцарии характерно немассовое производство высококачественных изделий на экспорт. Страна специализируется на производствах высококачественных дорогих изделий, требующих немного сырья, но большого труда. Такому направлению развития промышленности способствовало и то, что страна располагает высококвалифицированной рабочей силой.

Страна небогата природными ресурсами, и поэтому существенную долю импорта составляет сырье, а также полуфабрикаты и потребительские товары. В результате, импортируя относительно дешевое сырье, Швейцария выводит на европейский и международный рынок, в основном, дорогую высокотехнологичную и высококачественную продукцию, что обеспечивает ей стабильный профицит торгового баланса. Важную роль в развитии швейцарской экономики играет туристический сектор, в котором задействовано большое количество населения страны. Все лучшее, чем обладает Швейцария, представлено взыскательным вкусам туристов: замечательные отели, куда еще в прошлом столетии ездили отдыхать царствующие особы Европы, превосходные рестораны, престижные горнолыжные курорты, а также вековые традиции гостеприимства, предполагающие безупречный сервис и комфорт.

Швейцария известна своей политикой нейтралитета. Вкладчиков издавна привлекали швейцарские банки: в соответствии со швейцарским банковским законом 1934, банкам запрещается предоставление информации о своих клиентах без их согласия. Однако не всё так хорошо как кажется. В последнее время статус страны, как финансового центра мира стал падать.

Целью данной работы является: познакомиться с экономикой и положением страны на международной арене, а также выяснить причину разногласий США и Швейцарии в финансовой сфере за последнее время.

Основными задачами данной работы являются: ознакомиться с общей характеристикой страны, изучить структуру внешней и внутренней экономики, проследить внешнеэкономические связи с другими странами, а также выявить проблему крупных швейцарских банков.

1. Общие сведения о стране

Швейцария расположена почти в самом центре Зарубежной Европы, на перекрестке важнейших торговых путей. Три четверти ее границ - с Францией, Австрией и Италией: проходят по высоким горным хребтам Юры и Альп, и лишь граница с Германией и Лихтенштейном идет по низменности - долине Рейна.

Швейцария лежит в самом сердце Альп, на ее территории находятся 10 величайших гор Западной Европы. Горы широко используются в рекреационных целях. В Швейцарии находится самый большой ледник в Европе - Алечский (он тянется на 27 км, занимая площадь 115 кв. км), с ледников швейцарских гор берут начало также крупные реки, как Рейн и Рона. Территория этой страны делится на три природных региона: Горы Юра на севере, Швейцарское плато в центре, Горы Альпы на юге, занимающие 61 % всей территории Швейцарии. Плато лежит в низине, но большая его часть расположена выше 500 метров над уровнем моря. Состоящие из лесистых хребтов (до 1600 м) молодые складчатые горы Юра протянулись на территорию Франции и Германии. Около 25 % территории Швейцарии покрыто лесами — не только в горах, но и в долинах, и на некоторых плоскогорьях. Древесина является важным сырьём и источником топлива. Также крупную часть страны занимают субальпийские и альпийские луга. В Ретийских Альпах (кантон Граубюнден) находится Швейцарский Национальный Парк. Он занимает территорию в 16 870 га. Основную часть парка составляют горные хвойные леса, альпийские луга. В парке расселены: олени, серны, сурки, глухари, альпийские горные козлы.

Швейцария богата и знаменита своими озёрами, наиболее привлекательные из них расположены по краям Швейцарского плато — Женевское, Фирвальдштетское, Тунское на юге, Цюрихское на востоке, Бильское и Невшательское на севере. К югу от оси Альп в кантоне Тичино расположены озера Лаго-Маджоре и Лугане. Крупные озера - не только места паломничества туристов, они играют важную роль в судоходстве и мелиорации. [1]

Для Швейцарии характерны очень сильные различия в климатических условиях. Это обуславливается сложным характером рельефа. В Альпах, где расположено большое количество лыжных курортов и санаториев, средний ход зимних температур колеблется в пределах -10, -12 градусов, но почти всегда стоит солнечная погода. На вершинах Альп снег не тает в течение всего года. На Швейцарском плоскогорье зима мягкая, средняя температура января около -2 градусов. Снег, как правило, держится лишь несколько дней. Лето теплое (средняя температура июля +18 градусов), осень продолжительная и солнечная. Такой климат благоприятствует с/х работам.

Коренное население Швейцарии составляют 4 этнические общности: германо-швейцарцы (около 4,3 млн. человек), франко-швейцарцы(1,3 млн. человек), итало-швейцарцы (около 200 тыс. человек) и ретороманцы (около 50 тыс. человек). В стране около 1 млн. иностранцев. Этнический состав: немцы (65 %), французы (18 %), итальянцы (10 %), другие национальности (7 %). Общая численность населения по оценкам 2008 года составляет 7 580 000 чел. Возрастная структура населения: 0-14 лет: 15,8 % 15-64 года: 68,2 % старше 65 лет: 16 %. Средний возраст населения средний: 40,7 мужчины: 39,6 женщины: 41,7. В Швейцарии проживает наибольшее количество столетних жителей Европы. По результатам исследования, в 2000 г. здесь было 796 человека в возрасте ста лет (ср.: в 1900 г. их было лишь 2).

Средняя плотность населения Швейцарии составляет 154 жителя на 1 кв. км. По регионам население распределено очень неравномерно. Городское население составляет около 75%. Швейцария относится к странам с низким естественным приростом. За последние двадцать с лишним лет наблюдается тенденция снижения рождаемости. Согласно статистике смертности и рождаемости, которая ведется с 1871 г., в стране впервые в 1998 г. уровень смертности превысил уровень рождаемости. В соответствии с прогнозом, опубликованном в 2004 г., в период с 2003 по 2012 гг. ожидается снижение численности детей школьного возраста (от 7 до 15 лет) до 100 000 человек. Вследствие увеличения средней продолжительности жизни человека число пожилых и старых людей постепенно растет, а из-за снижения рождаемости количество детей и подростков уменьшается. На конец 2004 г. число пожилых людей в возрасте 65 лет и выше составило 16% от общего количества населения. Увеличение численности населения до 1975 года происходило как за счёт естественного прироста, так и за счёт иммиграции (главным образом, въезда иностранных рабочих). В связи с экономическим кризисом численность иностранных рабочих сократилась. Начиная с 1993 г. число граждан Швейцарии увеличивается только за счет иностранцев, получивших швейцарское гражданство. В Швейцарии количество иностранцев, получивших швейцарское гражданство, намного меньше, чем в любой отдельно взятой стране Европы. [8]

Швейцария - единственная страна в Европе, где сразу 4 национальных языка имеют статус официального государственного: немецкий, французский, итальянский и ретороманский.Для немецкоязычного населения культурными центрами являются города Базель, Цюрих и Берн, для франкоязычного - Женева и Лозанна, а для италоязычного - Лугано.
По последним подсчетам 74% граждан Швейцарии родным языком считают немецкий, 20% - французский, 4,5% - итальянский, около 1% - ретороманский. Английский язык распространен повсеместно. Население контактных районов, а также промышленных и курортных центров двуязычно и трёхъязычно.Выделяются областные группы, сложившиеся в пределах административных единиц (кантонов) и общин и не совпадающие с этническими группами, обладающими культурными особенностями. [10]

Медицина в Швейцарии ещё с давних времён закрепила за собой репутацию одной из лучших в мире. Являясь мировым центром исследований в области медицины и фармакологии, Швейцария постоянно внедряет новейшие разработки и передовые технологии. Медицина в Швейцарии установила чрезвычайно высокие даже по европейским меркам стандарты качества, а гуманная налоговая политика государства, способствует тому, что медицина в Швейцарии обеспечивается самыми передовыми научными разработками. Руководство здравоохранением децентрализовано: федеральное правительство через федеральную службу обществ, гигиены, входящую в департамент внутренних дел, осуществляет лишь контроль над заболеваемостью (инфекционными болезнями, ревматизмом), подготовкой врачей, охраной внешней среды, а также руководит борьбой с алкоголизмом, торговлей наркотиками. Непосредственное руководство больницами, организацией внебольничной помощи, службой школьной гигиены и т. д. осуществляют кантональные органы здравоохранения. Система социального страхования охватывает 90% населения. Расходы на здравоохранение составили 15% государственного бюджета. [9]

Швейцария известна всему миру своими частными школами, закрытыми пансионами и университетами. Уровень образования в частном секторе довольно высокий, благодаря отличной подготовке педагогов и традициям качества. Стоит также упомянуть о таких аспектах, дополняющих идеальные условия для обучения, как стабильность, безопасность и престиж. Все вышеупомянутые факторы привлекают огромное количество студентов и учащихся со всего мира. Что касается самого образования, то единой системы нет. В Швейцарии начальные и средние школы делятся на государственные и частные. Государственные школы открыты для детей иностранцев, постоянно проживающих в стране. Каждый кантон имеет своё школьное законодательство и управление. Общим для всех кантонов является обязательное обучение детей от 6-7 до 15- 16 лет. Для детей от 3-4 до 6-7 лет имеются детские сады. Основная (начальная) школа в зависимости от принятой в каждом кантоне системы 7-9-летняя и состоит из 2 ступеней (4 + 3, 4 + 4 или 4 + 5). Cpедние школы Швейцарии по своему типу очень разнообразны и имеют различные учебные программы, но при всём разнообразии их можно разделить на 2 основные категории - общеобразовательные и специализированные. Средние школы тоже имеют 2 ступени - младшую и среднюю. В Швейцарии насчитывается около 120 колледжей. Колледжи имеют узкую специализацию и дают хорошее профессиональное образование, например, в области секретарского дела и бухгалтерского учета. Колледжи гостиничного хозяйства и туризма считаются лучшими в мире. Glion Hotel School - одно из самых престижных учебных заведений в этой области. Продолжительность обучения в вузах 3-5, на некоторых факультетах - 6 лет. В систему высшего образования входят 7 университетов. [6]

В религиозной приверженности, как и во всем остальном, швейцарцы неоднородны. Протестанты - 44%, а католиков чуть больше - 48%. Согласно легенде, Швейцарское государство было создано в 1291 г. жителями трех небольших долин: Ури, Швиц, Унтервальд. Они стремились к объединению в борьбе против австрийских завоевателей. Со временем к ним присоединились и другие области - в Швейцарии их называют кантоны (сейчас их 26), последними в 1815 году стали Женева, Невшатель и Вале. Население равнинных кантонов (это, как правило, большие города) - протестанты, жители горных районов католики. Количество прихожан в христианских общинах и сектах в целом не изменилось. Вследствие большого притока эмигрантов из стран Ближнего Востока и Югославии ислам и православие получили в Швейцарии широкое распространение. [8]

2. Экономическое развитие страны

2.1 Структура торговли

Швейцария обладает развитой экономикой, специализирующейся на высокотехнологичной продукции, производство которой ориентировано, в первую очередь, на внешний рынок. Она относится к странам развитого капитализма с высоким уровнем индустриализации, интенсивным сельским хозяйством. Большое значение в экономике имеют торгово-финансовая деятельность. Швейцария издавна использовала выгоды своего традиционного нейтралитета, развивая посредничество в международной торговле. Швейцария - экспортноориентированная страна, так как относительно небольшой объем внутреннего рынка вынуждает швейцарские компании выходить на мировую арену. Благодаря высокой конкурентоспособности швейцарских компаний на внешнем рынке, обусловленной высоким качеством выпускаемых продуктов, более 90% произведенной в стране продукции вывозится за границу.

Страна небогата природными ресурсами, и поэтому существенную долю импорта составляет сырье, а также полуфабрикаты и потребительские товары. В результате, импортируя относительно дешевое сырье, Швейцария выводит на европейский и международный рынок, в основном, дорогую высокотехнологичную и высококачественную продукцию, что обеспечивает ей стабильный профицит торгового баланса. В составе швейцарского экспорта свыше 9/10 по стоимости занимают готовые промышленные изделия (продукция машиностроения и металлообработки), химические, текстильные товары, лекарства (составляют 12% экспорта капиталистических стран), часы (половина экспорта капиталистических стран), продовольствие (сыры, молочные продукты, детское питание и пр.). В импорте преобладают продовольственные товары, сырье для промышленности и топливо. [9]

Среди очень широкого круга торговых партнеров Швейцарии первым является Германия, на долю которой приходится примерно 15-17% всего швейцарского экспорта и около 30% импорта. Затем идут Франция, Италия, США и Великобритания. Швейцария - член Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), однако ее торговля со странами "Общего рынка" (ЕЭС) более интенсивна. Из стран ЕЭС она импортирует 3/5 всех нужных ей товаров и ввозит туда около 2/5 своих экспортных изделий. Швейцария занимает 10-е место среди ведущих в мире стран-экспортеров машиностроительной промышленности. По определенным видам продукции Швейцария входит в число мировых лидеров. Главные регионы продаж: внутри страны - 23%, Европа - 55%, другие страны - 22%.

Наряду с этими "ощутимыми" поставками важными экспортными сферами экономики государства являются также предоставление консультантских услуг, страхование и туризм. Торгово-экономическая политика Швейцарии направлена на развитие свободной торговли, словом на уменьшение таможенных пошлин на ввозимые товары и на снижение ограничений на импорт (за исключением сельскохозяйственной продукции). Так или иначе, в рамках двустороннего соглашения со странами ЕС даже эти ограничения будут постепенно сняты. [6]

3.2 Промышленность и сельское хозяйство

Для промышленности Швейцарии характерно немассовое производство высококачественных изделий на экспорт. Страна специализируется на производствах высококачественных дорогих изделий, требующих немного сырья, но большого труда. Такому направлению развития промышленности способствовало и то, что страна располагает высококвалифицированной рабочей силой. Высокое качество промышленных изделий объясняется тем, что здесь широко поставлена научно-техническая разработка их новых видов. Решающее значение имеют две отрасли - машиностроение (производство турбин, электромоторов, судовых двигателей, сверхточных станков, электронной и измерительной аппаратуры, часов) и химическая промышленность (производство красителей удобрений для сельского хозяйства, лекарств и прочего).

Швейцария среди стран капиталистического мира занимает 1-е место по выпуску часов, в Западной Европе – 3-е место по производству текстильного оборудования и синтетических красителей, 4 – по производству станков, генераторов и турбин, 5-е по медикаментам. Вследствие неучастия в войне, поступления больших доходов из-за границы, высокого уровня капиталовложений, эксплуатации иностранных рабочих объем промышленного производства за 1938-1964гг. вырос приблизительно в 2,5 раза.

Из других отраслей наибольшую роль играют текстильная (тонкие хлопчатобумажные и шелковые ткани, вышивки), швейная, трикотажная, обувная, бумажная, полиграфическая и пищевая промышленность. Текстильная индустрия, самая старая в стране, многие годы была важнейшей отраслью промышленности. Однако во время Второй Мировой Войны произошел сдвиг в пользу металлургии и химической промышленности, а на протяжении 1980-х годов быстро развивалось производство машин и оборудования. В 1990-х годах большую роль играло производство химических продуктов и медикаментов, научных и измерительных приборов, оптических инструментов, станков и продуктов питания, особенно сыра и шоколада. Среди прочих промышленных продуктов выделялись обувь, бумага, изделия из кожи и резины. [10]

Крупных заводов в стране очень мало, и, наоборот, насчитывается много средних и даже мелких предприятий. Эти небольшие предприятия успешно выступают на мировом рынке благодаря тому, что они выпускают требующую очень большой квалификации высококачественную и, как правило, несерийную продукцию по индивидуальным заказам. Мелкие предприятия характерны особенно для часовой промышленности. Эта старейшая отрасль рассредоточена примерно по 800 фабрикам, из которых только три имеют свыше тысячи рабочих. Часовые предприятия ежегодно выпускают 65-68 млн. штук часов и 9/10 их направляют на экспорт. Часовые фабрики группируются в Женеве, Ла-Ше-де-Фоне, Ле-Локе и Бьенне - городах, лежащих вдоль французской границы.

Машиностроительные предприятия расположены преимущественно в густонаселенных районах, обеспеченных рабочей силой. Хим. заводы находятся почти исключительно в Базеле и его окрестностях, так как по Рейну сюда легко можно было доставлять сырье. Крупная лесоперерабатывающая промышленность работает на внутренний и внешний рынки. Однако в последние годы леса Швейцарии сильно пострадали от загрязнения воздуха, что заставило правительство ввести строгий контроль над выбросом выхлопных газов автомобилей. [8]

Сельское хозяйство имеет ярко выраженную животноводческую направленность (с упором на производство мясомолочной продукции), отличается высокой урожайностью и производительностью труда. Характерно преобладание мелких хозяйств. Швейцарский сыр уже не одно столетие хорошо известен во многих странах мира. В целом сельское хозяйство обеспечивает потребности страны в продуктах питания на 56-57 %. В сельском хозяйстве используется свыше 50% площади страны, в том числе под пашней всего 9% территории, под лугами и пастбищами 41%; под многолетними насаждениями около 0,5%. Животноводство- главная отрасль сельского хозяйства; ¾ (80%) сельскохозяйственной продукции приходится на животноводство. Поголовье крупного рогатого скота - 2 млн., свиней - 1,9 млн. На первом месте стоит производство молока, а затем уже мяса. На альпийских и субальпийских пастбищах шесть месяцев в году пасутся коровы знаменитой швицкой породы, дающие большие удои. Молоко почти полностью перерабатывается в сыр или масло. Сыр - один из важных предметов экспорта.

Основные сельскохозяйственные культуры - это пшеница, ячмень, сахарная свекла, картофель, кормовые травы. Под пашней занято около 6% площади страны. Главные районы зерновых культур находятся на Швейцарском плоскогорье и в долине Рейна. В кантоне Тессин возделывается виноград, из которого делают белое столовое вино. В нижней части долины Роны произрастают абрикосы и яблоки. [1]

Около 12% площади Швейцарии используется под пашни и еще 28% для экстенсивного разведения крупного рогатого скота и производства молочных продуктов. Примерно треть территории страны занята непродуктивными землями (по крайней мере непригодными для земледелия), особенно в кантонах Ури, Вале и Граубюнден, и четверть – покрыта лесами. Неудивительно, что 40% продовольственных товаров приходится импортировать. В то же время Швейцария обеспечивает себя пшеницей, мясомолочная продукция производится в избытке. Основные очаги земледелия сосредоточены в кантонах Берн, Во, Цюрих, Фрибур и Аргау. [10]

3.3 Туристический бизнес

Являясь традиционной страной туризма, Швейцария удерживает в этой сфере прочные позиции в Европе. Наличие развитой туристической инфраструктуры, сети железных и автомобильных дорог в сочетании с живописной природой и выгодным географическим положением обеспечивает приток в страну значительного количества туристов, прежде всего немцев, американцев, японцев, а в последние годы также русских, индийцев, китайцев, 15 % национального дохода поступает за счёт туризма.

Огромной популярностью пользуются такие курорты, как Блед, Гармиш-Партенкирхен, Давос, Кортина-д’Ампеццо, Лугано, Мерано, Оберетдорф, Санкт-Мориц, Шамони-Монблан и другие. И летом и зимой почти со всего света наполняют страну туристы, альпинисты, горнолыжники. Отдыхающих и туристов в Альпы привлекают прежде всего красота и разнообразие горных ландшафтов, хорошая сохранность естественной природы (в экологическом отношении Альпы продолжают оставаться одним из наиболее незагрязненных районов Европы). Альпы пересечены сетью первоклассных, большей частью электрифицированных, железных дорог, во всех направлениях проложены автострады, построены многочисленные мосты и тоннели (в том числе и самый длинный в Европе - Симплонский тоннель, 19,8 км)- все это сделало легко доступными самые удаленные уголки Альп и превратило этот район в популярнейшую зону отдыха и туризма, ежегодно привлекающую десятки миллионов отдыхающих из большинства стран Европы. Почти в каждой долине имеются отели, рестораны, кафе, функционируют множество подъемников, позволяющих туристам даже без специальной подготовки легко достигать многих вершин и ледников в гребневой зоне Альп, действуют службы альпийских проводников, налажено обучение основам альпинизма и горнолыжного спорта. Оптимальные условия для зимнего спорта способствовали тому, что многие альпийские города избирались местами проведения зимних олимпийских игр, крупных международных соревнований горнолыжников.

Совсем недавно эта страна решила создать себе новый туристический имидж. Швейцария собирается изменить стратегию рекламы поездок в свою страну. Швейцарский национальный офис по туризму предполагает акцентрировать в рекламе внимание на богатой культурной жизни страны и ее культурном наследии, наравне с рекламой красивой природы. До настоящего времени Швейцария рассматривалась как страна, обладающая природными достопримечательностями: красивыми ландшафтами, видами и т.д. Проводится несколько туристических ярмарок, где курорты Швейцарии пропагандируются на весь мир. Изменение акцентов в рекламной деятельности, по мнению специалистов только усилит позиции страны на туристических рынках.

Поклонникам активного отдыха и экстремальных видов спорта в Швейцарии всегда есть чем заняться. Зимой их ждут горнолыжные трассы. Осенью развлечений еще больше: катание на горном велосипеде (с крутых склонов — для профи, по холмам — для новичков), параглайдинг (полет на параплане с инструктором или без), скандинавская ходьба (полезнейшее занятие: работают 90% мышц), катание на собачьих упряжках, да и просто неторопливые пешие прогулки. В горном отеле можно остановиться на ночь.

Успех Швейцарии как страны туризма определяется наличием высококачественных 4-х и 5-звездочных гостиниц, предлагающих отдыхающим летом: площадки для игры в гольф, катания на лодках, виндсерфинг, возможности для верховой езды; зимой: множество горнолыжных трасс различной степени сложности, подъёмники, трассы для беговых лыж, санные трассы, а также школы для начинающих горнолыжников и любителей монолыж; в течение всего года: различные пешеходные маршруты, восхождения на вершины гор в сопровождении опытных инструкторов, закрытые залы с искусственным льдом для фигурного катания, а также крытые корты для тенниса и сквоша, манежи для верховой езды, прыжки с парашютами и парапантами, катание на воздушных шарах и многое другое. Ориентация в предложении идёт на подходящий сегмент туристического рынка и соответствии предложения цене. Швейцария ориентируется на клиентуру, которая готова платить высокую цену за высококачественный продукт. [5]

Можно отдыхать не только в горах. Швейцарские сыр и шоколад по праву считаются символами государства. Кстати, в кантоне Фри-бург — на родине знаменитого классического сыра Грюйер — можно не только отведать лакомство, но и понаблюдать за его производством на местной сыроварне. Стоит совершить экскурсию и на шоколадную фабрику "Нестле. Ну, а традиционные для швейцарской кухни блюда — фондю и раклет — можно попробовать в любом регионе страны.

Музеи, соборы, церкви находятся на каждом шагу. Впрочем, и сама Швейцария вправе рассчитывать на статус музея под открытым небом. Даже в сдержанном и серьезном Цюрихе — крупнейшем городе, где расположены банки, страховые компании и проживает несколько Нобелевских лауреатов, не приходится скучать. Но есть и иная — тихая, провинциальная Швейцария. Пряничные средневековые домики с непохожими друг на друга балконами, цветы на фасадах ухоженных зданий, фонтаны, вода в которых настолько чистая, что ее разрешается пить. [8]

2.4 Власть и бизнес

Госрегулирование рынка - отличительная черта экономики Швейцарии среди многих других стран Европы. При общем росте цен на товары, реализуемые на рынке Швейцарии, на 0,3%, на бензин и другие виды топлива они повысились в 2004 г. по сравнению с предыдущим годом на 3,1%, продукты питания и безалкогольные напитки подорожали на 1,3%, алкоголь и табачные изделия – на 1,1%, кухонные принадлежности и средства по уходу за домом – на 0,8%. Исключение составили лишь цены на бытовую электронику, упавшие на 9,2%, одежду, обувь и косметические товары, снизившиеся на 0,4%. Значительный рост цен в 2004 году наблюдался в сфере услуг (в среднем на 1%), в т.ч. в сфере образования и воспитания цены выросли по сравнению с предыдущим годом на 1,9%, в гостиничном и ресторанном бизнесе – на 1,3%. На 0,3% повысились тарифы на транспортные услуги, на 0,5% возросла квартплата и стоимость коммунальных услуг. На 0,4% снизилась стоимость услуг связи. Повышение цен наблюдалось в основном на товары швейцарского производства и услуги швейцарских фирм. Цены на зарубежные товары и услуги сохранились на уровне предыдущим годом – прирост составил всего 0,1%.

Внутренние цены на потребительские товары и услуги в Швейцарии в среднем превышают на 36% уровень цен в странах Евросоюза. В качестве основных причин выделяются слабое картельное законодательство, запрет на параллельный импорт медикаментов, высокие импортные пошлины на некоторые товары, жесткие требования по защите окружающей среды. Высокое качество производимых товаров и услуг лишь на 11% определяет завышенный уровень цен. [9]

Основополагающим законодательным актом, регулирующим непосредственно обращение продовольственных и потребительских товаров является Федеральный закон «О продовольствии и предметах потребления» от 9 окт. 1992 г. В частности, он определяет конкретные требования и условия купли-продажи товаров, порядок контроля за их соблюдением и ответственность за нарушение правил торговли. Практическая организация контроля отнесена законодательством к компетенции кантонов. Эту деятельность осуществляют кантональные контрольные ведомства, эксперты по продовольственным товарам, местные органы здравоохранения и др. Важную роль в организации контроля цен и качества товаров играет Фонд защиты интересов потребителей.

В целом, как показывают различные исследования, в т.ч. подготовленный ОЭСР экономический обзор «Швейцария 2003», внутренний рынок Швейцарии характеризуется значительным участием государства в регулировании отдельных сегментов потребительского рынка (продовольствие, транспорт, связь), что сдерживает усиление конкурентной борьбы и является одной из предпосылок для стагнационных процессов в экономике страны. В качестве выхода из сложившейся ситуации многие специалисты, в т.ч. и ОЭСР, рекомендуют проведение реформ, направленных на либерализацию внутреннего рынка страны и создание предпосылок для добросовестной конкуренции.

Именно в Швейцарии базируются пять компаний, входящих в мировой список 100 крупнейших предприятий: компания-производитель продовольственных товаров «Nestle», гиганты в области финансовых услуг UBS и «Credit Suisse Group», а также фармацевтические компании «Novartis» и «Roche Holding». Для сравнения: в Германии расположено всего шесть компаний, входящих в этот список, хотя население этой страны в 10 раз больше, чем у Швейцарии.

Оборотной стороной этих успехов является то, что они заставляют руководство таких компаний, как «Swissair», «Zurich Financial Services» и «Credit Suisse» продвигать нежизнеспособные программы развития, настаивая на их осуществлении даже тогда, когда это явно идет вразрез с интересами акционеров этих фирм. Сегодня эта болезнь поразила как частный, так и государственный сектор Швейцарии. «Сегодня никто не требует от менеджеров дисциплины, никто не хочет задавать „неудобных“ вопросов»,— говорит Ханс Гейгер, глава Университета цюрихского швейцарского банковского института и бывший член исполнительного комитета банка «Credit Suisse».

Сегодня правления большинства швейцарских компаний представляют собой закрытый клуб, состоящий из членов местного малочисленного, самодовольного и консервативного «высшего света». Все эти люди знают друг друга, и каждый из них одновременно заседает в правлении целого ряда компаний. Так, генеральный директор «Nestle» Питер Брэбек-Летмахе в то же время является вице-председателем правления «Credit Suisse», в то время как почетный председатель правления «Credit Suisse» Рейнер И. Гут является председателем правления «Nestle». Все эти люди, даже если они не принадлежат к одной и той же политической партии или цюрихской гильдии, хорошо знают друг друга еще с армейских времен: многие из нынешних лидеров швейцарской экономики в свое время носили на плечах офицерские погоны.

Швейцарская тяга к прямому демократическому правлению пока не реализовала себя в корпоративной сфере. Институциональные инвесторы пока ведут себя слишком пассивно. Так, например, они не предъявили никаких претензий к бывшему председателю правления и генеральному директору Zurich Financial Services Рольфу Хюппи даже после того, как принятая под его руководством программа резкого расширения операций столкнулась с трудностями, в результате чего цены на акции этой компании упали.

Избиратели всё активнее выражают свое недоверие к крупным компаниям и к свободному рынку как к таковому. Жители Тюргау, кантона, лежащего к северо-западу от Цюриха, приняли решение об отказе от превращения местного банка, ныне являющегося государственным учреждением, в акционерное общество. Таким образом, правительство кантона не может даже помыслить о приватизации этого банка.

В подобных условиях ведущие швейцарские компании больше не могут позволить себе закрывать глаза на выявленные недостатки в своей деятельности и вынуждены вводить новые правила корпоративного управления. Так, отныне компании будут обязаны оглашать размеры вознаграждения своих наиболее высокооплачиваемых руководителей, а также сообщать об общем объеме вознаграждения и других привилегиях, получаемых членами их правления.

В настоящее время некогда всемогущие менеджеры швейцарских компаний всё чаще вынуждены отвечать за свои дела. Швейцарские политики уже не так стремятся усесться в правления местных компаний как прежде, опасаясь, что возможные проблемы этих компаний скажутся на их собственной репутации. Всё это должно привести к созданию столь необходимой дистанции между политикой и бизнесом. [3]

3. Швейцария на международной арене

3.1 Конкурентоспособность страны

Объем валового внутреннего продукта Швейцарии в 2006г. составил 258,97 млрд. долл. (в расчете на душу населения 35,48 тыс. долл.). По этому показателю Швейцария среди стран ОЭСР уступает лишь Люксембургу и Норвегии. По уровню производительности труда Швейцария занимает пятое место в мире. Доля экспорта товаров и услуг в ВВП Швейцарии составляет 45% и является одной из самых высоких среди стран ОЭСР. Швейцария занимает 5 место в мировой торговле услугами и 6 место в мировой торговле товарами, а также занимает девятую позицию в списке стран, являющихся ведущими международными инвесторами и шестнадцатую – среди государств-реципиентов иностранных инвестиций.

Особенностью Швейцарии является практически полное отсутствие собственной топливной и сырьевой базы, в связи с чем, экономика страны в значительной мере зависит от внешних источников сырья. Из полезных ископаемых добывается некоторое количество каменной соли, а также исходного сырья для производства стройматериалов. Вместе с тем, страна располагает крупными гидроресурсами: их доля в производстве электроэнергии сохраняется в последние годы на уровне 55-60%.

Сильная зависимость от внешних источников сырья предопределяет ориентацию швейцарской экономики на импорт топливных и сырьевых товаров (главным образом нефтепродуктов, природного газа), а также различных базовых полуфабрикатов. В 2003г. в стране был проведен всенародный референдум по вопросам дальнейшего развития национальной энергетики, диверсификации источников энергии, в частности перспектив развития собственной атомной энергетики, стимулирования создания мощностей на альтернативных видах топлива. Результатом референдума явилось отклонение проектов правительства по отказу от атомной энергии и привлечению значительных средств в альтернативную энергетику. Соответствующие законопроекты направлены на доработку.

Швейцария располагает высокоразвитой транспортной инфраструктурой, степень плотности и загруженности которой являются самыми высокими среди европейских стран. Специалистами отмечаются совершенство систем безопасности, управления и сопряжения разномодульных транспортных потоков. 67% грузоперевозок в Швейцарии обеспечивается автотранспортом, а 33% доставляется по железным дорогам. Дальнейшее развитие транспортных сетей связано с прокладкой к 2004г. ряда новых трансальпийских тоннелей и внедрением механизмов финансового стимулирования экологических проектов. Ситуация на рынке авиаперевозок в 2003-4 годах определялась тяжелым финансовым положением национальной авиакомпании «Свисс» и неурегулированностью с ФРГ вопросов организации воздушного графика в районе аэропорта Клотен.

Рынок трудовых ресурсов насчитывает 4,1 млн. чел., что составляет 57% всего населения страны, доля иностранных рабочих в занятом населении превышает 20%, они выполняют порядка 1/4 всего объема работ. Иностранные рабочие заняты в основном в сфере обслуживания, ряде обрабатывающих отраслей промышленности, строительстве – сферах с напряженными условиями труда. В целом, Швейцария заинтересована в привлечении рабочей силы из других стран.

Структурная динамика занятости в целом отражает общее для всех западных стран изменение соотношения между первичным (аграрное производство), вторичным (промышленность) и третичным (сфера услуг) секторами под влиянием экономического развития и научно-технического прогресса.

Также Швейцария является одним из главных финансовых центров мира и обладает развитой, весьма эффективной и глубоко интегрированной в международную финансовую сеть банковской системой. Общий объем швейцарских авуаров за границей составил в 2006г. 2,3 трлн. шв. фр. Швейцарские банки ЮБС и «Креди Свисс» входят в первую десятку крупнейших банков мира. Общий объем накопленных прямых швейцарских инвестиций за рубежом в 2006г. достиг 416 млрд. шв. фр., а портфельных – более 820 млрд. шв. фр. За 9 мес. 2005г. в Швейцарию было привлечено 3,32 млрд. долл., а за рубеж направлено 1,52 млрд. долл.

В ведущей промышленной отрасли – машиностроении, электронной и металлургической индустрий (8 тыс. предприятий, 309 тыс. чел.) экспортная квота составляет в среднем 75%, и в 2005г. возросла на 0,9%. Индекс заказов увеличился на 2,8%. Ситуация в данном секторе производства оставалась сложной, что привело к росту числа безработных на 19,7% (11,53 тыс. чел.), снижению загруженности мощностей на 3,6%, сокращению оборота на 3,8%. Основная часть продукции экспортируется в ФРГ, Японию, Францию, США. Швейцарские производители текстильного оборудования (экспортная квота – 95%) занимают по экспорту данной продукции третье место в мире, уступая Германии и Японии. [6]

Согласно страновому докладу ОЭСР, средние темпы роста ВВП Швейцарии за последние 5 лет составили 0,8%, что на 0,5% ниже среднего показателя по странам-членам организации. Швейцария опустилась с 5 на 7 место в рейтинге наиболее конкурентоспособных экономик, опережающими темпами по сравнению со странами ЕС росли госрасходы (38% ВВП в 2003г.) и внутренний долг (222 млрд. шв. фр.).

Придерживаясь традиционной политики нейтралитета, Швейцария стремится активно участвовать в международных делах. С учетом географического положения страны в центре Европы, швейцарская экономика тесно интегрирована в общеевропейские политико-экономические связи. Свои отношения с Европейским сообществом Швейцария строит на основе семи рамочных договоров, предусматривающих взаимное признание сертификатов соответствия, свободу перемещения трудовых ресурсов, взаимодействие транспортных инфраструктур. Были консультации между Швейцарией и Евросоюзом относительно заключения десяти новых соглашений, предусматривающих расширение взаимодействия в следующих областях: борьба с нарушениями таможенных правил (с мошенничеством); упрощение режима торговли пищевкусовыми товарами и продуктами переработки с/х сырья; налогообложение доходов с процентов по банковским вкладам физических лиц; охрана окружающей среды; либерализация обмена услугами; налогообложение вышедших на пенсию бывших чиновников ЕС, которые проживают в Швейцарии; статистика; образование; юстиция, полицейский контроль и миграция населения; средства массовой информации. Переговоры с этой организацией по расширению договорно-правовой базы отношений показывают, что ЕС не отказывается от различных средств давления на Швейцарию в ходе переговоров, а практика реализации вступивших в силу соглашений (в частности, о воздушном сообщении) свидетельствует о том, что они не обеспечивают Швейцарии равного доступа на рынок стран Евросоюза. [12]

3.2 Швейцария – банковский центр мира

Швейцария – один из важнейших финансовых центров мира. Традиционный статус нейтрального государства, местоположение в центре Европы, устоявшиеся демократические институты обеспечили Швейцарии особое положение на политической карте мира. Швейцария - вне военных, политических и расовых конфликтов.

Ее банковская система значительно превышает объем, необходимый для внутренних сделок. Имеются две взаимосвязанные банковские системы: государственная система, включающая Швейцарский национальный банк и банки кантонов, и система частных банков. Швейцарский национальный банк, начавший свою деятельность в 1907, является единственным финансовым учреждением, выпускающим национальную валюту. Основная денежная единица – швейцарский франк – одна из наиболее стабильных в мире валют. Национальный банк контролируется федеральными властями и оказывает большое влияние на экономическую политику конфедерации.

Система частных банков Швейцарии в 1990-х годах состояла из нескольких крупных коммерческих банков, входящих в «большую четверку»: «Швайцеришер банкферайн» (ШБФ), «Швайцерише банкгезельшафт» (ШБГ), «Швайцерише кредитанштальт» и «Швайцерише фольскбанк». В 1997 «большая четверка» превратилась в «большую тройку», после слияния ШБГ с ШБФ. Действуют также 28 кантональных банков, сотни региональных и сберегательных банков, финансовых кампаний и прочих банков, 20 из них принадлежат иностранцам. Роль иностранных банков возрастает.

Ежедневно через банки Альпийской республики проходит более 100 миллиардов швейцарских франков, их совокупный баланс приближается к полутора триллионам франков. Налоги высоки для местных жителей, а налог с суммы дивидендов, распределяемых среди держателей акций в виде дохода, заработанного в Швейцарии, достигает 35% для нерезидентов. Крупные банки универсальны. Они осуществляют все виды банковской деятельности: принятие вкладов, выдачу кредита, операции с иностранной валютой и драгоценными металлами, управление портфелями ценных бумаг, трастовую деятельность, работу на рынке ценных бумаг и т. п. При этом клиентам ставят определенные условия, например, годовой оборот по счету должен быть минимум 3 млн. долл. либо неснижаемый остаток — 250 тыс. долл. Швейцарские банки предлагают невероятное разнообразие услуг в добавление к обычным банковским услугам, включая выступление в качестве брокера по акциям, торговцев ценными металлами, инвестиционных управляющих и даже в качестве агентов по путешествиям для своих клиентов.

В швейцарских банках интересная система выдачи пластиковых карт. Дебетовые карты практически не выдаются. Для получения же кредитной карты клиенту необходимо заморозить определенную сумму денег (например, 30 тыс. долл.) на депозите и не притрагиваться к ней в течение всего срока пользования картой. Часто используют зеркальную выдачу карты, когда обслуживающий вас банк замораживает деньги и выставляет гарантию другому швейцарскому банку, в котором вы и получаете карту. Это особенно часто происходит со счетами нерезидентов. [3]

Существуют некоторые возможности по дистанционному открытию счетов через Интернет (стоимость открытия около 500 долл.). Этот простейший вид счета сочетает в себе широкие возможности управления вкладом по Интернету, открытие международной дебетовой карты, позволяющей снимать наличные в банкоматах, отсутствие требований к минимальной сумме депозита, а также гарантию полной сохранности средств. Через швейцарское почтовое ведомство, насчитывающее более 43 тыс. сотрудников и 3400 офисов, осуществляется подавляющая часть внутренних платежей и оплата жителями большинства счетов (за электроэнергию, телефон, коммунальные услуги и т. д.). Именно к таким дебетовым картам обращаются швейцарцы со средним прожиточным уровнем для оплаты своих текущих расходов (за квартиру, ресторан, бензин и т. п.). Счета в «настоящих» банках для этого практически не используют.

Вкладчиков издавна привлекали швейцарские банки: в соответствии со швейцарским банковским законом 1934, банкам запрещается предоставление информации о своих клиентах без их согласия. Секретность в банковских операциях и во всех коммерческих и деловых операциях является нормальным состоянием дел в Швейцарии. Законы о банковской секретности являются частью Конституции Швейцарии и воспринимаются очень серьезно. Швейцария принимает все меры для обеспечения конфиденциальности своих банковских клиентов. В последнее время в результате Договора между США и Швейцарией о Взаимопомощи следователи, работающие через каналы Министерства Юстиции США и Государственного Департамента, сумели получить учетные документы и другую документацию на швейцарские счета преступников из США. Швейцарцы сами обеспокоены нарушением их банковской системы иностранными преступниками. Они опасаются также потенциальной угрозы цельности этой системы из-за миллионов "легких денег", которые могут соблазнить нормально безупречных сотрудников швейцарских банков.

Периодически в Швейцарии выявляются факты проникновения в страну "грязных капиталов". В 1987 году, когда в "отмывании" доходов от торговли наркотиками были уличены три крупнейших банка: "Сосьете де банк сюисс", "Юнион де банк сюисс" и "Креди сюисс". Наличные деньги, общая сумма которых достигала миллиарда долларов, доставлялись курьерами из США и с Ближнего Востока. В незаконных операциях принимал участие Ганс Копп - муж федерального министра юстиции и полиции Швейцарии Элизабет Копп (впоследствии супруги оказались на скамье подсудимых).

Несколько лет назад вскрылся факт отмывания 150 миллионов долларов, принадлежавших колумбийской наркомафии. Операции по перекачке капиталов осуществлялись при помощи одного из вице-президентов "Юнион де банк сюисс", который получал за это один процент комиссионных (в конечном счете банкир был оправдан судом, заключившим, что подсудимый не знал происхождения денег). Среди клиентов швейцарских банков фигурировали также и диктаторы, нажившие миллиарды на ограблении своих народов.

Коррумпированные итальянские политики также депонировали в Женеве, Цюрихе и Лугано по крайней мере миллиард долларов. Однако самый большой урон репутации швейцарских банков нанес открывшийся факт их участия в "отмывании" денег, награбленных нацистами у своих жертв в годы Второй мировой войны.

В мае 1984 года состоялся референдум по предложению ослабления банковской секретности, чтобы позволить иностранным следователям иметь доступ к учетным документам по счетам иностранных преступников. Референдум отказал в этом, но такой вопрос был поставлен, является шагом в правильном направлении.

Обеспокоенные репутацией страны власти Швейцарии в последние годы постепенно ужесточали меры, направленные против притока "грязных" денег. Законом о контроле в финансовой сфере от 1990 года была установлена уголовная ответственность для швейцарских граждан, принимающих иностранные деньги и ценности, не выясняя их происхождение. В 1991 году Федеральная банковская комиссия запретила (кроме некоторых исключительных случаев) открытие анонимных счетов и лишило распорядителей имущества права скрывать при открытии счета подлинные имена своих клиентов. С 1994 года швейцарским банкам было предоставлено право сообщать правоохранительным органам о сомнительных клиентах и сделках.

В настоящее время в Швейцарии вступил в силу новый Закон о борьбе с "отмыванием капиталов". Он обязывает банкиров, а также адвокатов и других участников операций с наличностью и имуществом информировать власти обо всех подозрительных финансовых переводах. Счета могут быть блокированы на пять дней без уведомления клиента. Одно из главных новшеств Закона - расширение фронта борьбы против "грязных денег". Если раньше проявлять бдительность вменялось в обязанность только банкирам, то теперь требование сообщать о подозрительных клиентах распространяется также на нетрадиционные финансово-кредитные учреждения.

Согласно заявлению Министра Финансов Швейцария до сих пор придерживается традиции банковской тайны. Министр заявил, что Швейцария не собирается расставаться с традицией банковской тайны, которая являлась одной из важнейших характеристик Швейцарии на протяжении многих веков.

Но за последнее время всемирно известная традиция Швейцарии постоянно нарушалась. В 1998г. законы против отмывания денег коренным образом изменили Швейцарские частные банки. Раньше банкиры сами решали, сообщать властям о подозрительных транзакциях или нет. Теперь же, уступив давлению ЕЭС, США и OECD, отказ от подачи формуляра о подозрительной транзакции является уголовным преступлением. Теперь Швейцарский банкир может оказаться в тюрьме, если он не раскроет властям имена подозрительных клиентов. Раньше же банкира могла ожидать тюрьма, если бы он посмел подать такое сообщение.

Несмотря не суровые законы по борьбе с отмыванием денег Швейцарская полиция сообщила, что в 1999г. в Швейцарии продолжалось широкомасштабное отмывание денег. Начиная с 1989 г. в Швейцарии были заведены крупные уголовные дела на 90 Швейцарских компаний, которые подозревались в связях с Русской мафией. Всего же в связях с Русской мафией было уличено 687 граждан Швейцарии и других государств, на которых было заведено 153 уголовных дела.

Очень серьезным нарушением банковской тайны считается факт уступки крупных Швейцарских банков под давлением правительства США. Слияние в 1998г. двух Швейцарских банков Swiss Bank Corp и Union Bank of Switzerland, в результате чего появился новый банк: UBS AG, было одобрено Федеральным Казначейством США только после того, как банковский гигант согласился предоставить Американским властям всю информацию, "необходимую для определения и выполнения федеральных законов США". Несомненно, это также означает налоговое законодательство США. Американское правительство пригрозило Швейцарскому банку, что оно закроет все его филиалы, находящиеся в США, если последний не уступит. Уступка UBS под давлением бюрократической машины США явилась большим ударом по банковской тайне.

В феврале 2007г. власти США опять начали разбирательство в отношении банка и его клиентов в связи с подозреваемым использованием "серых" схем ухода от налогов и потребовали от UBS предоставления сведений об их счетах. UBS заплатил огромный штраф и согласился раскрыть информацию о нескольких сотнях клиентов, однако в отношении остальных счетов апеллировал к швейцарскому законодательству, которое воспрещает разглашение информации о частных счетах.

Правительство Швейцарии вступило в переговоры, чтобы защитить неприкосновенность банковской тайны, благодаря которой швейцарские банки всегда пользовались такой большой популярностью. Нарушение банковской тайны является уголовным преступлением в Швейцарии.

19 февраля UBS согласился заплатить США 780 млн долларов и раскрыть имена около 300 своих богатых американских вкладчиков, чтобы избежать крупных судебных преследований из-за океана. Однако этого оказалось недостаточным, чтобы удовлетворить американские власти, которые потребовали информацию обо всех клиентах-американцах.

Давление США привело к тому, что клиенты из США перестали быть желанными клиентами в швейцарских банках. Некоторые швейцарские банки прекратили принимать депозиты клиентов, базирующихся в США, и запретили им открывать счета. Большинство из них - небольшие финкомпании, однако само появление подобной тенденции свидетельствует о том, что "дело UBS" оказывает негативное влияние на банковскую систему Швейцарии. [6]

3.3 Участие в интеграционных группировках

Внешнеполитической доктриной Швейцарии является «вечный нейтралитет», признанный и гарантированный Венским конгрессом в 1815 г. и подтвержденный Версальским договором в 1919г. Однако, Швейцария была одной из стран учредителей Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) в 1959, в 1972 швейцарские избиратели одобрили соглашение о свободной торговле с Европейским экономическим сообществом (ныне – Европейский союз, ЕС), в 1977 были отменены все пошлины на промышленные товары. 3 марта 2002 года на референдуме народ Швейцарии проголосовал за вхождение в ООН. 11 марта 2002 года Швейцария стала полноправным членом Организации Объединенных Наций. 57-я Генассамблея ООН была первой, в которой участвовала Швейцария в качестве полноправного члена ООН. Среди швейцарских приоритетов здесь важную роль играл вопрос совершенствования механизма «прицельных санкций». Признавая необходимость такого инструмента международного воздействия, как санкции, Швейцария призывала однако к только таким санкциям и такому порядку их применения, при котором они, по возможности, затрагивали бы исключительно тех, кто реально ответственен за возникновение приведшего к введению санкций кризиса, не принося при этом вреда гражданскому населению или третьим странам. Среди возможных санкций подобного рода Швейцария выделяет замораживание счётов, введение эмбарго на поставки определённых видов товаров (оружие, нефть, алмазы, другие природные ресурсы), ограничения в области виз и перемещений частных и официальных лиц. По мнению самой Швейцарии, вхождение её в ООН придало её усилиям в области оптимизации порядка применения санкций дополнительный вес и убедительность. Таким образом, официально Швейцария вступила 10 сентября 2002 г. в ООН, а также она является членом ЕАСТ, ВТО, МВФ и Всемирного банка, входит в ОБСЕ и ОЭСР, участвует в Совете Европы. [4]

В последние годы в связи с переменами в мире и в Европе политика швейцарского правительства была направлена на вступление в Европейский Союз. В рамках этой политики Швейцария активно расширяет договорно-правовую базу отношений с ЕС. В июне 2002 г. вступили в силу семь соглашений между Швейцарией и ЕС о сотрудничестве в приоритетных областях: государственные закупки, научные исследования, снятие технических барьеров в торговле, свобода передвижения физических лиц, торговля сельскохозяйственной продукцией, наземный транспорт, воздушное сообщение. Страны — члены ЕС единогласно одобрили вхождение Швейцарии в Шенгенскую зону. Она станет 25−й европейской страной, подписавшей соглашение о безвизовом пространстве.
Пограничный контроль между Швейцарией и ЕС официально упразднен 12 декабря. Представители 27 стран — членов ЕС формально и окончательно одобрили присоединение Швейцарии к Шенгенской зоне. Страна соответствует всем необходимым требованиям для упразднения визового контроля.
26 октября 2004 года Швейцария подписала двустороннее соглашение с ЕС, открывающее путь к Шенгену. 17 декабря того же года обе палаты швейцарского парламента одобрили соглашение. В 2005 году швейцарцы поддержали на референдуме вступление страны в Шенгенскую зону. 19 мая 2004 года были подписаны следующие соглашения: «Об освобождении от таможенного налогообложения экспорта в ЕС швейцарских переработанных сельхозпродуктов», «О вхождении Швейцарии в Европейское экологическое агентство», «О присоединении Швейцарии к системе европейского статистического учёта („Евростат“)», «О присоединении Швейцарии к Европейской программе развития в области масс-медиа», «О присоединении Швейцарии к европейской образовательной программе», «Об освобождении живущих в Швейцарии вышедших на пенсию чиновников ЕС о двойного налогообложения», «О присоединении Швейцарии к Шенгенскому и Дублинскому соглашениям», «О налогообложении процентов с размещённых в швейцарских банках европейских капиталов», «О присоединении Швейцарии к соглашению о борьбе с уклонением от непрямых налогов (НДС, акцизы и пр.)». .)". Конфедерации удалось всё-таки сохранить за собой право не оказывать правовую помощь странам-членам ЕС по делам, связанным с уклонением от прямых налогов, в рамках присоединения к Шенгену/Дублину. В 5 июня 2005 года на референдуме граждане Швейцарии высказались за вступление в Шенгенское пространство.

С 12 декабря 2008 года Швейцария официально вступила в Шенгенское безвизовое пространство. На границах страны на всех наземных пропускных пунктах отменен паспортный контроль. В аэропортах Швейцарии паспортный контроль сохранился только до 29 марта 2009 года. За это время страна подготовила свои авиационные терминалы для обслуживания внутришенгенских авиарейсов, где паспортный контроль не требуется, и отделила эти рейсы от остальных международных терминалов. А 8 февраля 2009 года граждане Швейцарии одобрили на референдуме продление соглашения с Евросоюзом о свободном движении рабочей силы, дав зелёный свет и на то, чтобы это право распространилось на граждан Румынии и Болгарии. [2]

3.4 Взаимоотношения с Россией

Швейцария является одним из стабильных торговых партнеров России. На ее долю приходится около 3,3% внешнеторгового оборота нашей страны.

В структуре импорта Швейцарии из России основной позицией являются драгоценные металлы и камни (95 %), а также закупаются энергоносители (2,5%), черные и цветные металлы (1%), машины и оборудование, продукция химической промышленности, 95,5% российского экспорта в Швейцарию составляли драгоценные металлы, в основном платина и палладий, 2.1% - энергия, 0.9% - металлургическое производство. Основу российского импорта из Швейцарии составляли оборудование (31.6%), фармацевтические продукты (17.1%), химикаты (12.2%), часы (14.5%), металлургическое производство (3.3%), ювелирные изделия (2.9%) и текстиль (1.4%).

Как показывает анализ по основным товарным группам, для динамики развития российского экспорта минеральных продуктов, драгоценных металлов, драгоценных камней, цветных металлов и металлоизделий в последние годы было характерно повышение их совокупной доли в импортных закупках Швейцарией этих групп товаров. Также ведущие позиции продолжают занимать единичные товары: природный газ и металлы платиновой группы. Российские экспортеры природного газа занимают в швейцарском импорте в целом устойчивые позиции, доля природного газа из Росси в объеме закупок Швейцарией этого товара составляла 12-15%.

Около 180 швейцарских фирм представлены на российском рынке представительствами или дочерними структурами. Швейцарско-российская торговая палата находится в Цюрихе. Российские фирмы также имеют возможность пользоваться услугами организации SIPPO (Swiss Import Promotion Program – Швейцарская программа поддержки импорта), а также различными услугами, которые предлагает швейцарская организация OSEC (Swiss Office for Trade Promotion – Швейцарский центр поддержки торговли) и SOFI (Swiss Organization for Facilitating Investments – Швейцарская организация содействия инвестициям). Общая сумма швейцарских инвестиций в Россию на начало 2002 года оценивается в 770 млн. долларов. [7]

Отмечая усиление позиции России в швейцарском импорте, необходимо вместе с тем подчеркнуть, что она в то же время стала и более уязвимой в силу изменений, которые произошли за последние пять лет в товарной структуре российских поставок в Швейцарию. Характерным при этом был взрывной рост экспорта товаров, входящих в доминирующую в структуре российского экспорта, но в то же время сравнительно узкую товарную группу: «драгоценные металлы и камни, цветные металлы и металлоизделия», и замещение практически всех остальных групп товаров. При сложившейся товарной структуре наших поставок в Швейцарию любое ухудшение конъюнктуры на мировом или внутреннем рынках драгоценных металлов может негативно повлиять на позиции России в швейцарском импорте и дестабилизировать нашу взаимную торговлю в целом.

В настоящее время около 108 швейцарских предприятий зарегистрировались в посольстве Швейцарии в России. Некоторые компании открыли здесь свое производство. В основном преобладают представительства и филиалы. Швейцарские инвесторы предпочитают вкладывать средства в дочерние компании, нежели в совместные предприятия. Тридцать процентов швейцарских инвестиций были вложены в промышленное оборудование, 23 % - в услуги, по 10 проц. приходится на долю химической и фармацевтической промышленности, строительства и товаров народного потребления, по 7 проц. - на банковское дело и гастрономию, 3 проц. - на программное обеспечение.

В соответствии с Соглашением о торговле и экономическом сотрудничестве между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией от 12 мая 1994 г. товары российских поставщиков пользуются на швейцарском рынке режимом, установленным для стран-членов ВТО.

10 января 2007 г. Федеральный совет (правительство) Швейцарии распространил доклад парламенту страны о внешнеэкономической политике страны в 2006 году. Среди задач внешнеэкономической стратегии Швейцарии в отношении России на ближайшее будущее названы следующие: 1) начало переговоров, направленных на заключение соглашения о свободной торговли со странами ЕАСТ, 2) упрощение порядка выдачи виз и предоставления прав на работу, 3) обновление соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений и 4) обновление двустороннего соглашения об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал. Важным итогом 2006 г. стало значительное увеличение стоимостного объема взаимного товарооборота. По сравнению с 2005 г. он увеличился в 1,6 раза и превысил уровень 4,1 млрд. шв. франков. Кроме того, в 2006 г. удалось преодолеть негативную тенденцию к сокращению объемов российских поставок в Швейцарию, существовавшую на протяжении последних нескольких лет. Указанные положительные изменения в динамике российских поставок в Швейцарию были вызваны в первую очередь увеличением стоимостных объемов поставок по таким товарным группам, как драгоценные металлы и камни, химико-фармацевтические товары и энергоносители. Наиболее сильное влияние на динамику российских поставок в Швейцарию традиционно оказывает товарная группа «драгоценные металлы, драгоценные и полудрагоценные камни».

Также в рамках двустороннего Протокола по ВТО Россией и Швейцарией в январе 2006 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании в сфере санитарных и фитосанитарных мер. В рамках этого документа Россия обязалась обеспечить мясным товарам из Швейцарии такой же режим, как и товарам из стран с аналогичным уровнем заболеваемости скота. Швейцария, в свою очередь, обещала предоставлять всю необходимую для этого информацию. Между ветеринарными службами России и Швейцарии согласованы и парафированы ветеринарные сертификаты на экспортируемые в Российскую Федерацию эмбрионы крупного рогатого скота и репродуктивный биоматериал быков-производителей. С 1 июня 2006 г. разрешены разовые поставки рожденного не ранее 2002 г. и выращенного в Швейцарии племенного крупного рогатого скота, за исключением некоторых кантонов.[12]

Развитие сотрудничества в области туризма. В соответствии с договоренностью швейцарская сторона принимала участие в международной выставке «Интурмаркет-2006» в Москве 19-22 марта 2006 г. и была представлена Швейцарской национальной туристической корпорацией (Представительство по России и странам СНГ). Торгпредство активно способствовало привлечению швейцарских туристических компаний на выставку. На выставке было представлено более 100 швейцарских турфирм. В рамках подготовки к «Интурмаркет-2006» Торгпредство также провело ряд технических консультаций с представителями наиболее крупных туристических компаний, ориентированных на российский рынок. Российское Федеральное агентство по туризму совместно со Швейцарской национальной туристической корпорацией проводят исследование рынка туристических услуг в России и Швейцарии. Стороны договорились содействовать участию туристических фирм обеих стран в специализированных выставках, проводимых как в России, так и в Швейцарии.

В 2007 году был сделан ещё один значительный шаг к сближению Швейцарии и России, когда Государственный Секретариат Швейцарии по науке и технологиям включил Россию в список приоритетных стран для развития отношений. Как сообщил в Берне «Интерфаксу» представитель отдела двустороннего сотрудничества этого ведомства Маркус Гюблер, «Россия наравне с Индией, Китаем и ЮАР числится в списке стран, стратегическое сотрудничество с которыми на период 2008—2011 гг. планирует развивать Государственный секретариат Швейцарии по науке и технологиям». Он также добавил, что «за четыре года объем ресурсов, направляемых на финансирование программ двустороннего сотрудничества с упомянутыми странами, достигнет суммы в 53 млн швейцарских франков (почти 32 млн евро). Из них на российское направление будет выделено 8-10 млн швейцарских франков (4,82-6 млн евро)».

Таким образом, можно заключить, что отношения Швейцарской Конфедерации и России находятся в стадии их расцвета, и это касается как чисто политических вопросов, так и вопросов, связанных с экономическим сотрудничеством обеих стран. Безусловно, ещё далеко не весь потенциал использован сторонами, однако наметившиеся тенденции к расширению отношений дает возможность предположить, что предстоит дальнейшая интенсификация диалога между сторонами, целью которого станет устранение оставшихся препятствий. [11]

Заключение

Проделав данную курсовую работу, я познакомилась с международными отношениями Швейцарии, изучила большинство превосходств и недостатков экономики страны, её конкурентоспособность на внешнем рынке, проследила историю взаимоотношений с Россией, а также разобралась в одной из основных проблем данной курсовой - потеря лидирующих позиций Швейцарии на рынке финансов.

Швейцария обладает высокоразвитой экономикой. Уровень жизни населения высок. Банковское дело, страхование и туризм являются ведущими секторами швейцарской экономики. Швейцария экспортирует продукцию точного машиностроения, химической промышленности и, конечно, знаменитые часы. Сельское хозяйство менее развито, чем промышленность. И это, естественно, учитывая географическое положение страны, большую часть территории занимают горы.

Животноводство находится на очень высоком уровне. Молоко, масло, сыр, молочный шоколад и другие продукты известны во всем мире своим отменным качеством.

Швейцария, где сохранилось еще много мест с нетронутой природой, маленьких уютных городов, старинных обычаев - долго считалась "тихим уголком" Западной Европы. Однако в последнее время в этой небольшой стране бурные международные события получают все больший резонанс. Швейцарию можно назвать государством, где решаются не только судьбы Европы, но и судьбы всего мира.

Список используемой литературы

1. Алисов Н.В., Хореев Б.С. «Экономическая и социальная география» Учебник. – М.: Гардарика, 2000.

2. Юданов Ю. «Швейцария и Евросоюз: трудные поиски партнерства», 2000.

3. Дэвид Фэйрлемб «Швейцария: прощай, иллюзии!»– Журнал «BussinesWeek», №29, 2004.

4. «Ритмы глобальной интеграции». В монографии: «Экономическая география мирового развития». ХХ век / Под общ. ред. Ю.Г. Липеца, В.А. Пуляркина, С.Б. Шлихтера. — СПб: Алетейя, 2003.

5. Журнал "Швейцарский взгляд/ Swiss Vision", № 2-3, сентябрь 2002.

6. Журнал «Мировая экономика и международные отношения», 2002.

7. Интернет версия журнала «Русская Швейцария» / www.ruswiss.ch

8. www.gzt.ru

9. www.economy.gov.ru

10. www.reisen.ru

11. www.soyuz-fair.com.ua

12. www.diplomatrus.ru