Реферат: Стратегические альянсы фирм сущность, виды, значение, развитие
Название: Стратегические альянсы фирм сущность, виды, значение, развитие Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По дисциплине: Экономика фирмы на тему: Стратегические альянсы фирм: сущность, виды, значение, развитие. 2011 Содержание: Введение 3 1. Особенности стратегических альянсов 5 2. Сущность, классификация и виды стратегически альянсов 8 3. Современные российские особенности развития стратегических альянсов 13 Заключение 18 Список литературы 19 Введение Поиск эффективных организационных форм объединения компаний продолжается, по крайней мере, на протяжении последнего столетия. В мировой практике сложились разнообразные типы интеграции корпораций, различающиеся в зависимости от целей сотрудничества, характера хозяйственных отношений между их участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий. Это - консорциумы, картели, синдикаты, пулы, ассоциации, конгломераты, тресты, концерны, промышленные холдинги, финансово-промышленные группы и т.п. С 80-х гг. ХХ века получила развитие новая форма интеграции компаний и корпоративного роста - стратегические альянсы. Речь идет о новом типе интегрированных научно-производственно-финансовых структур, где общая собственность распространяется лишь на нематериальные активы - технологии, ноу-хау, маркетингово-сбытовые и лоббистские каналы, где нет ни материнской, ни дочерних компаний. Стратегические альянсы представляются уникальным средством, для удовлетворения своих ресурсных потребностей. Простота, возможность быстрого заключения сделки, достаточная свобода действий партнеров, позволяющая им оперативно реагировать на изменения внешней среды – все это придает особое значение и привлекает многих хозяйствующих субъектов к использованию стратегических альянсов в межфирменном сотрудничестве. Все вышеназванное обусловило значительную актуальность данной темы для изучения. Целью данной контрольной работы является определение сущности, видов и особенностей функционирования стратегических альянсов. В связи с поставленной в работе целью необходимо решить ряд взаимосвязанных задач: · определить сущность, понятие и необходимость создания стратегических альянсов; · охарактеризовать цели и мотивы участников стратегических альянсов; Объектом исследования данной контрольной работы выступают стратегические альянсы. Предметом является особенности их функционирования. 1. Особенности стратегических альянсов Стратегический альянс(Strategic Alliance) – соглашение о кооперации двух или более независимых фирм для достижения определенных коммерческих целей, для получения синергии объединенных и взаимодополняющих стратегических ресурсов компаний. Стратегические союзы являются самой перспективной формой интеграции компаний, именно они из всех возможных форм оказались в центре внимания ТНК (транснациональные корпорации) в 90-х годах. Прогнозируется, что в XXI веке они превратятся в важнейшее орудие конкурентной борьбы. Заключение альянсов представляет собой один из наиболее быстрых и дешевых путей реализации глобальной стратегии. В современной динамичной экономике стратегические альянсы позволяют бизнесу создать конкурентное преимущество за счет доступа к ресурсам и способностям партнера, таким как рынки, технологии, капиталы и люди. Создание команды позволяет обеим сторонам синергично увеличить свои ресурсы и способности и за счет этого расти и расширяться быстрее и эффективнее. Быстрорастущие фирмы особенно активно полагаются на стратегические альянсы, чтобы расширить свои технические и операционные ресурсы. В результате, они экономят время и скачком увеличивают продуктивность, поскольку не должны создавать новые компетенции с нуля. Таким образом они могут концентрироваться на инновациях и своем стержневом бизнесе. Многие быстрорастущие инновационные фирмы используют стратегические альянсы, чтобы получить возможность пользоваться более сильными каналами маркетинга и продаж или репутацией бренда более крупного и хорошо известного игрока. Более традиционные бизнесы предпочитают создавать альянсы с целью географического расширения, сокращения себестоимости, улучшения производства и создания других синергий в цепочке создания ценности. В качестве особенностей стратегических альянсов можно назвать: 1. это соглашения о сотрудничестве между фирмами, идущие дальше обычных торговых операций, но не доводящие дело до слияния компаний. Существуют значительные различия между стратегическими союзами, основанными на долгосрочных отношениях партнеров, и партнерскими отношениями контрактного типа, т.к. последний вид сотрудничества существует ограниченное время и используется для конкретных проектов или целей. Обычные контрактные отношения, как правило, не предполагают развития отношений в дальнейшем; 2. этот тип хозяйственного объединения основан на заключении среднесрочных или долгосрочных, двусторонних или многосторонних соглашений; 3. в стратегический альянс могут вступать не только поставщики и клиенты, но и конкуренты, объединившие свои усилия в какой-либо области деятельности; 4. в рамках стратегических союзов осуществляется совместная координация стратегического планирования и управления участниками деятельности, что позволяет им согласовать их долгосрочные партнерские отношения с выгодой для каждого участника; 5. стратегические альянсы создаются на основе горизонтальной межфирменной кооперации, а также между компаниями, занятыми в смежных сферах деятельности и обладающими взаимодополняющими технологиями и опытом; 6. альянс, как правило, не является самостоятельным юридическим лицом; 7. компании могут быть участниками множества стратегических альянсов; 8. стратегические альянсы достаточно подвижны, свободны для партнеров, более ориентированы в будущее, уменьшают неясность и неопределенность в отношениях партнеров, увеличивают стабильность в обеспечении ресурсами и распределении продукции и услуг; 9. альянсы создаются на определенный срок, они распадаются, когда необходимость в объединении отпадает; 10. альянсы оказывают влияние на конкуренцию: объединившиеся компании направляют усилия в большей степени против общих конкурентов, чем против друг друга; 11. это пока наименее ограничиваемые в законодательном порядке способы проникновения на рынок. 2. Сущность, классификация и виды альянсов На современном этапе экономического развития образования стратегических альянсов появляются постоянно, при этом в качестве партнеров выступают как известнейшие транснациональные корпорации, так и компании, масштаб деятельности которых не столь велик. Стратегические альянсы заключаются как между компаниями, работающими в одной отрасли и даже являющимися конкурентами, так и между компаниями, основная деятельность которых сосредоточена на различных, на первый взгляд, рынках. В чем же заключается сущность альянса? Обобщая понятие стратегический альянс, не будем ошибочно смешивать его со сделкой слияния и поглощения или вполне обычным контактом между контрагентами, т.е. стратегический альянс - это деловые отношения между организациями, в рамках которых они разделяют риски, объединяют свои сильные стороны интегрируют бизнес функции для достижения взаимной выгоды. Каждый из партнеров по альянсу является отдельным лицом, в отличие от слияния, при котором объединяются активы лиц. Объединения, которые характеризуются следующим образом - это соглашение о кооперации двух или более независимых компаний для достижения определенных стратегических целей можно отнести, к альянсам. Такой союз часто заключают компании, занятые в смежных или далеких друг от друга сферах деятельности и обладающие взаимодополняющими технологиями или опытом. Стратегический союз компаний в отличие от диверсифицированной корпорации не является самостоятельным юридическим лицом. Именно поэтому их союз имеет больше степеней свободы и часто приобретает более глубокий характер и гибкость. Компании, участницы альянсов, не ограничены формальной регламентацией прав и обязанностей сторон, сохраняют свои собственные стратегические цели и существенные черты корпорационной культуры. Поэтому альянсы могут заключать даже конкуренты, не говоря уже о поставщиках и их клиентах, не теряя при этом индивидуальность самой компании. Альянсы разделяются на две группы: · альянсы между неконкурентами; · между конкурентами. К первой группе относятся следующие типы альянсов: · транснациональные совместные предприятия (СП) – в них сборка или сбыт продукции иностранного производителя производится другим партнером; · вертикальные альянсы – партнерские отношения предполагают работу в смежных звеньях цепочки производства продукции или услуг; · межотраслевые альянсы – соглашения компаний из разных отраслей, не связанных между собой производственной цепочкой. Такие виды альянсов необходимы для диверсификации бизнеса, расширения производственной деятельности за счет кооперации с участником нового интересующего рынка. Альянсы между конкурентами также можно разделить на три вида. Интеграционные, - они заключаются для создания эффекта масштаба производства. Но зачастую совместный выпуск компонентов какой-либо продукции приводит к жесткой конкуренции друг с другом на рынке готовой продукции. Псевдоинтеграционные - в этих альянсах происходит общая разработка, производство и реализация продукта, принадлежащего всем партнерам. Чаще всего такие альянсы создаются для реализации сложных и затратных проектов в тяжелом машиностроении, авиастроении и т.п. Комплиметарные альянсы - в них один партнер разрабатывает и производит продукцию, а реализуется она через других партнеров. Эти альянсы необходимы для расширения географии поставок. Для заключения альянса и его эффективной работы необходимы некоторые предпосылки и условия, а именно: · долгосрочное планирование, в том числе и совместное; · координация при принятии политических решений; · взаимное доверие участников альянса; · готовность к разделению рисков. Факторы, определяющие потребность компаний вступать в альянсы, зачастую крайне просты: · сокращение издержек; · получение новых технологий; · доступ на новый рынок; · снижение рисков при инновационных проектах; · взаимное обучение. Альянсы облегчают создание новых изделий и единых стандартов для них, обеспечивают совместную рекламу при пониженных затратах на нее каждой из фирм. Некоторые виды деятельности становятся более эффективными, если проводятся в больших масштабах. Одним из путей совершенствования деятельности благодаря созданию альянса является распределение операций между партнерами. Поскольку каждая фирма получает возможность сконцентрироваться на том, что она делает лучше, альянс обладает более высоким качественным потенциалом. Сотрудничество в рамках альянса способно сделать возможным проведение исследований и разработок, которые были бы невозможны силами одной корпорации в силу ресурсоемкости либо отсутствия всех необходимых компетенций. Альянсы также могут способствовать уменьшению степени риска при помощи распределения ответственности за инвестиции между партнерами при новых разработках. Работая в условиях жестокой конкуренции, многие компании, включая прямых конкурентов, объединяют свои ресурсы и ресурсы финансовых институтов для достижения своих экономических целей. Поскольку истинная структура и взаимосвязи внутри компаний часто носят скрытую форму, и все время меняются необычным образом, необходимость создания альянсов и управления ими ставит руководителей перед трудной задачей - разобраться в существе такой нетрадиционной формы интеграции. Стратегические альянсы формируют новую деловую стратегию, так как объединение ресурсов с целью удержать и расширить позиции на определенных рынках охватывает группу фирм, действующих совместно. Для руководства фирм, входящих в альянс, открываются новые пути выхода за пределы обычных интересов и возможностей. Чтобы оценить плодотворность создания альянсов, можно сравнить их с другими способами укрепления позиции фирмы, как работу внутри фирмы, приобретение другой фирмы, разовые сделки с другими фирмами. Все вышесказанное характеризует лишь положительные моменты для создания альянса, но существуют и отрицательные стороны, тогда союз становится рушимым. Определить срок действия альянса бывает зачастую сложно. Можно сформулировать основные причины разрушения альянса: · Ошибки в расчетах совместного проекта. · Несовместимость стратегий компаний партнеров. · Неспособность управленческих команд и их лидеров работать вместе (слишком высокие амбиции каждого из партнеров). · Окончание конкретного проекта, под который заключался альянс. · Слияние или поглощение компаний в результате альянса. Мировая практика показывает, что альянсы не могут развиваться до бесконечности. Процесс укрупнения и роста переходит в процесс деления. Этот процесс уже можно наблюдать на примере российской экономики. Если на первом этапе альянсы концентрировали усилия участников в конкурентной борьбе, то сейчас происходит деление на более мелкие компании. И в заключении хочется сказать, что создание альянсов достаточно эффективно, как для крупных промышленных предприятий, так и в сфере среднего и малого бизнеса, так как «идти в одиночку всегда тяжелее, чем вдвоем». 3. Современные российские особенности развития стратегических альянсов Современный период развития стратегических альянсов в российской экономике и, прежде всего, в промышленности обладает рядом качественных особенностей и новых моментов. В чем они состоят? Во-первых, для российской промышленности стратегические альянсы - относительно новая форма интеграции ресурсов партнеров для достижения общих целей. Они потенциально столь же актуальны, что и для ведущих отраслей западных стран. Однако в количественном отношении отечественные компании существенно отстают по числу заключенных партнерств. Если в европейских странах насчитывается не менее 800 межкорпоративных образований, то в российской экономике их на порядок ниже. Недостаточная развитость стратегических альянсов объясняется в первую очередь условиями и особенностями экономического развития. В зарубежных странах накоплен значительный практический опыт создания альянсов и имеются многочисленные исследования, обобщающие практику. Что же касается российских условий, то реформирование экономики в 90-е годы позволило лишь создать предпосылки для образования простейших форм стратегических альянсов. Однако, более важные причины неразвитости альянсов связаны не столько с экономическими, а сколько с поведенческими факторами. Дело в том, что одним из основополагающих условий образования альянсов является выстраивание партнерских отношений на доверительной основе. Стратегические альянсы - наиболее сложный тип союзов. Менеджерам, работающим в них, необходимо внимательно относится к балансу интересов компаний, которые они представляют, и самих альянсов. Это требует большого дипломатического таланта, умения смотреть на вещи глазами партнера, понимания мотивации. В этом отношении российский бизнес действует в русле объективных процессов консолидации предприятий и налаживании партнерских отношений, поиска совместных проектов. Но российские компании, только недавно закончившие процесс первоначального накопления капитала с его корпоративными конфликтами, экономической и административной борьбой за передел собственности и контролем над ресурсами, в ментальном плане еще не готовы в полной мере к выстраиванию сложных, доверительных отношений, составляющих основу стратегических альянсов. Но, как показывает анализ действующих альянсов, в последнее время ситуация меняется. Есть много свидетельств того, что прежний агрессивный стереотип поведенческой модели российского бизнеса уходит в прошлое. Во-вторых, можно, говорить о переосмыслении места и роли стратегических альянсов российскими менеджерами для перспектив развития предприятий. Тенденция осознания возможностей и преимуществ стратегических альянсов становится все более очевидной. Тому есть свои причины. Одна из них - изменение представлений об организационном построении производства. Широко применяемая "жесткая" производственная структура дает возможность реализовать технологические преимущества современного производства, обеспечивая целостность технологического процесса. Однако чем больше наблюдается объединение предприятий, исходя из производственно-технологической целесообразности, тем больше опасность возникновения конъюнктурных, рыночных расхождений между ними. Стратегические альянсы в определенной мере позволяют решить эту проблему с помощью координации. Другой причиной можно считать переоценку места и роли слияний и поглощений. Не случайно многие предприятия повысили интерес к альянсам после того, как они разочаровались от сделок по слиянию и поглощению. В качестве основных преимуществ можно назвать следующие: альянсы позволяют избежать ломки структуры и культуры покупаемой компании, которая происходит во время поглощения; слияния и поглощения нередко считаются неприемлемой формой интеграции из-за эффекта несовместимости целей и функций присоединяемой компании; альянсы основываются на сотрудничестве, которое предполагает, что роли и задачи партнеров оговариваются заранее и подтверждаются письменно в договоре. В-третьих, обращают на себя внимание формы стратегических альянсов. Наибольшее распространение получили партнерства с иностранными компаньонами. Это объясняется во многом тем, что в то время, как за рубежом накоплен достаточно большой опыт создания международных альянсов, российским предприятиям не надо создавать особых механизмов сотрудничества, а следует лишь адаптироваться к уже налаженным схемам. Кроме того, участие в таких альянсах открывает для российских предприятий новые возможности и перспективы. Наблюдается и другая особенность в развитии форм стратегических альянсов. В исследованиях зарубежных авторов обращается внимание на то, что в этих странах заметное развитие получили альянсы фирм-конкурентов. По некоторым подсчетам, они составляют не менее 70% от общего числа соглашений о сотрудничестве, заключаемых между компаниями. В российской статистике отсутствуют данные о количестве, формах и видах стратегических альянсов. Однако анализ эмпирических данных позволяет сделать предположение о том, что альянсы, образуемые фирмами-конкурентами, не являются типичной тенденцией. Российская действительность образования стратегических партнерств является многоплановой и говорить о каких-либо преобладающих тенденциях было бы преждевременно. В-четвертых, особое место в процессе образования и развития стратегических альянсов отводится взаимодействию бизнеса и государства. История развития альянсов в мировой экономике показывает, что государство не стоит в стороне от этого процесса и стремится в той или иной форме контролировать его. Но формы и методы государственного воздействия могут быть различными. В российских условиях государство принимает активное участие в развитии интегрированных структур холдингового типа, что привело к созданию крупных бизнес-групп, а также в создании необходимых законодательных условий для развития совместных предприятий. Особой формой альянса государства и бизнеса в настоящее время являются государственно-частные партнерства. Наиболее широкое распространение они получили в сфере добычи полезных ископаемых и в инфраструктурных отраслях. Для государства такая форма партнерства рассматривается как способ привлечения частного капитала к финансированию и управлению государственной собственностью. В-пятых, существенное влияние на процесс развития стратегических альянсов в российской экономике оказывает мировой экономический и финансовый кризис. Здесь наблюдаются различные тенденции. В отношении уже существующих альянсов кризисные явления в мировой и национальной экономике оказывают на них, как и на остальных участников рыночных отношений, негативное воздействие. Это выражается в обострении проблем развития бизнеса. Многие альянсы в таких условиях проходят "проверку на прочность". Усиливающаяся конкурентная борьба на рынках вместе с тем ведет к тому, что предприятия начинают заключать "множественные" альянсы. В результате сотрудничество между отдельными участниками превращается в сотрудничество в рамках "сетевых" альянсов. Переход на сетевые формы организации бизнеса - это действие, которое предпринимают предприятия для получения конкурентных преимуществ. Кризисные условия заставляют по-новому взглянуть на значение совместных действий. Все игроки на рынке стремятся к консолидации своих активов и поиску вариантов сотрудничества. Это должно помочь не только пережить кризис, но и выйти на новую траекторию развития. При всех существующих проблемах, связанных с формированием и развитием стратегических альянсов, партнеры получают несравненно большие выгоды от сотрудничества. Не случайно процесс создания стратегических альянсов с российскими и зарубежными партнерами в настоящее время значительно активизировался. На основе анализа современных особенностей развития стратегических альянсов, можно сделать вывод о том, что данная форма партнерства является одной из наиболее перспективных направлений интеграции российских предприятий. Крупные компании и стратегические альянсы могут стать основой современной корпоративной экономики. Заключение Стратегические альянсы являются самой перспективной формой интеграции компаний, именно они из всех возможных форм оказались в центре внимания ТНК (транснациональные корпорации) в 90-х годах. Заключение альянсов представляет собой один из наиболее быстрых и дешевых путей реализации глобальной стратегии. Альянсы могут заключать даже конкуренты, не говоря уже о поставщиках и их клиентах, не теряя при этом индивидуальность самой компании. Альянсы облегчают создание новых изделий и единых стандартов для них, обеспечивают совместную рекламу при пониженных затратах на нее каждой из фирм. Сотрудничество в рамках альянса способно сделать возможным проведение исследований и разработок, которые были бы невозможны силами одной корпорации в силу ресурсоемкости либо отсутствия всех необходимых компетенций. Альянсы также могут способствовать уменьшению степени риска при помощи распределения ответственности за инвестиции между партнерами при новых разработках. Мировая практика показывает, что альянсы не могут развиваться до бесконечности. Процесс укрупнения и роста переходит в процесс деления. Данная форма партнерства является одной из наиболее перспективных направлений интеграции российских предприятий. Крупные компании и стратегические альянсы могут стать основой современной корпоративной экономики. И в заключении хочется сказать, что создание альянсов достаточно эффективно, как для крупных промышленных предприятий, так и в сфере среднего и малого бизнеса, так как «идти в одиночку всегда тяжелее, чем вдвоем». |