Контрольная работа: Разработка плана производства продукции и услуг на предприятии 2
Название: Разработка плана производства продукции и услуг на предприятии 2 Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: контрольная работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО- ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра менеджмента КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Производственный менеджмент» на тему «Разработка плана производства продукции и услуг на предприятии» Исполнитель: Раманникова Л.В. Специальность: маркетинг Группа: 507 № зачетной книжки: 05МАБ00387 Руководитель: Сычев Ю.К. Москва 2010 Содержание Введение ……………………………………………………………………..........3 I . Теоретическая часть ………………………………………………………….5 1.1.Планирование - необходимая предпосылка эффективного и стабильного бизнеса……………………………………………………………………………5 1.2.Понятия «производственной мощности» и «пропускной способности»….................................................................................................8 1.3.MRPII – модель управления производством и запасами………...………………………………………………………………….9 II . Практическая часть ………………………………………………………...12 Заключение ……………………………………………………………………..15 Список литературы ……………………………………………………………16 Введение. Переход к рыночным отношениям и формированию инновационной стратегии хозяйствования отличается изменением концепции и направлений развития промышленности, совершенствованием организации производства и управления предприятием. Основным инновационным ресурсом на современном этапе развития экономики становятся новые знания и технологии, эффективный менеджмент и организация устойчивого и гибкого производства конкурентоспособной продукции, оперативно переналаживаемого в зависимости от потребностей рынка. Организация производства – это наука и искусство выбрать цель, разработать программу, организовать дело и обеспечить его процветание на основе выработки и реализации эффективных решений. Организация производства, как сложная система, обеспечивающая рациональное использование всех её элементов (средств труда-оборудования, предметов труда-материалов и самого труда-работников) и финансовых ресурсов (инвестиций – капитальных вложений, текущих денежных затрат – себестоимости и кредитов, выплаты дивидендов и процентов), состоит из нескольких подсистем: инновационно-технической, маркетингово-сбытовой, производственно-диспетчерской, финансово-кредитной, которые обеспечивают прибыльную работу предприятия за счет принятия оптимальных решений на каждом этапе технологической цепочки создания, выпуска и продажи изделия. Цель работы: разобраться с принципами планирования производства продукции, с функциями планирования, различать стратегическое и тактическое планирование, сформировать годовой план производства и реализации продукции на основе предприятия ООО «Троя». Задачи работы: выделить преимущества грамотно разработанного плана производства, изучить понятие «мощность предприятия» , её виды, рассчитать стоимостные измерители производственной программы, научиться находить взаимосвязь стоимостных показателей предприятия, проанализировать измерители производственной программы и разработать план производства (производственную программу) для ООО «Троя». Предмет изучения : стоимостная оценка произведенной и отгруженной продукции, ее номенклатурно-ассортиментный профиль, определение объема товарной продукции, анализ валовой продукции, внутризаводского оборота, реализованной и условно-чистой продукции. Объект изучения: завод ООО «Троя» по производству технической изоляции из вспененного каучука с номенклатурой более 200 позиций. I . Теоретическая часть 1.1.Планирование - необходимая предпосылка эффективного и стабильного бизнеса Хотя планирование успешно применяется в корпорациях и компаниях развитых стран мира уже столетия и считается необходимой предпосылкой эффективного и стабильного бизнеса, в России при переходе к рыночным отношениям оно оказалось практически полузабытым. Между тем планирование – важная функция управления любым предприятием. Многолетний опыт зарубежных фирм и российских предприятий показал, что недооценка планирования, сведение его к минимуму, игнорирование и некомпетентное осуществление зачастую приводят к неоправданным экономическим потерям и в конечном счету к банкротству. Грамотные руководители хорошо знают, что все великие битвы сначала выигрывают на бумаге – на плане, а только потом в реальной действительности. Рынок не подавляет и отрицает планирование вообще, а только перемещает его в основном в первичное производственное звено. Наличие хорошо разработанного плана позволяет активно развивать производство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы, а также: · определять пути и способы достижения поставленных целей; · максимально использовать конкурентные преимущества предприятия; · предотвращать ошибочные действия; · отслеживать новые тенденции в экономике, технике и технологии и использовать их в своей деятельности; · доказывать и демонстрировать обоснованность, надежность и реализуемость проекта; · смягчать влияние слабых сторон предприятия; · определять потребность в капитале и денежных средствах; Одновременно план является руководством к действию и исполнению. Он используется для проверки идей, целей, для повышения эффективности управления предприятием и прогнозированием результатов деятельности. Итак, план и рынок – это взаимодействующие, взаимодополняющие, а не взаимоисключающие компоненты хозяйственного механизма. В действительности они объединены в общую систему экономических отношений, и ограничение или разрушение одной из составляющих ведет, в конечном счете, к снижению или даже разрушению экономического потенциала всей системы. Формирование годового плана производства и реализации продукции требует, прежде всего, увязки заказов потребителей на поставку продукции с производственной мощностью предприятия в разрезе всех его подразделений. План производства (ТП) и реализации продукции (РП) равен емкости рынка (ЕР), с одной стороны, и предельному использованию производственной мощности предприятия (ПМ) – с другой. ЕР = РП ± ΔТО ± ΔТН = ТП ± ΔТО ± ΔТН = ПМ Производственная программа – перечень выпускаемой продукции, осуществляемых работ и услуг по заказам и договорам потребителей , исчисленной в натуральном и стоимостном выражении (в разрезе номенклатурных и ассортиментных групп), в определенных договором (заказом) временных рамках и при соблюдении установленных качественных параметров. Производственная программа – центральный раздел плана развития предприятия, включающий в себя стоимостную оценку произведенной и отгруженной продукции, ее номенклатурно-ассортиментный профиль. 1.2.Понятия производственной мощности и пропускной способности Производственная мощность предприятия (ПМ) – максимально возможный годовой (суточный) выпуск продукции в установленной номенклатуре при полном использовании оборудования и площадей, применении передовой технологии и наиболее совершенной организации производства, который определяется по мощности ведущих цехов, участков основного производства с учетом мер по ликвидации узких мест. Пропускная способность (ПС) – наиболее вероятный выпуск продукции при среднем выполнении норм выработки: ПС = О * Fp / t, О – количество единиц технологически однотипного оборудования; Fp – действительный фонд времени работы единицы оборудования в плановый период, ч; t – средняя трудоемкость изготовления изделия, ст-ч. Соответствие пропускной способности цехов, участков определяется путем расчета коэффициента сопряженности (k с ): k с = ПМ 1 / (ПМ 2 * dy ), где ПМ 1 , ПМ 2 – мощности цехов, участков, между которыми определяется коэффициент сопряженности в принятых единицах измерения; dy – удельный расход продукции первого цеха для производства продукции второго цеха. 1.3. MRP II – модель управления производством и запасами В конкурентной борьбе побеждает только тот, кто быстрее других реагирует на изменения в бизнесе и принимает более верные решения. Именно информационные технологии помогают руководителям промышленных предприятий в решении этих сложных задач. Страны рыночной экономики имеют большой опыт создания и развития информационных технологий для промышленных предприятий. Одним из наиболее распространенных методов управления производством и дистрибуции в мире является стандарт MRP II (Manufacturing Resourse Planning), разработанный в США и поддерживаемый американским обществом по контролю за производством и запасами - American Production and Inventory Control Society (APICS). APICS регулярно издает документ “MRP II Standart System”, в котором описываются основные требования к информационным производственным системам. Последнее издание этой системы промышленных стандартов вышло в 1989 г. MRP II - это набор проверенных на практике разумных принципов, моделей и процедур управления и контроля, служащих повышению показателей экономической деятельности предприятия. Идея MRP II опирается на несколько простых принципов, например, разделение спроса на зависимый и независимый. MRP II Standart System содержит описание 16 групп функций системы: 1. Sales and Operation Planning (Планирование продаж и производства). Система планирования потребности в материалах (MRP-1 и MRP-2) представляет собой модель управления запасами, в которой производство, и, соответственно, запасы планируются исходя из спроса на конечную продукцию. Эти системы относятся к толкающим системам продвижения материальных потоков. Толкающая система представляет собой систему подачи материалов (комплектующих) с предыдущей технологической операции на последующую независимо от потребностей. В такой системе формирование заказов производится в соответствии с прогнозом объема продаж. В системах MRP-1 и MRP-2 используется большое количество различных машинных программ, которые обеспечивают согласование, оперативное регулирование снабженческих, производственных и сбытовых функций в масштабе фирмы в режиме реального времени. Определение потребности в материалах предполагает решение ряда задач по прогнозированию спроса, управлению запасами, управлению закупками и пр. В системе MRP-1 производятся обработка и корректировка информации о приходе, движении и расходе материалов (сырья, комплектующих), учет запасов по месту их хранения, выбор стратегий пополнения и контроля уровня запасов по каждой позиции номенклатуры сырья и материалов, контроль скорости оборачиваемости запасов и т.д. Для решения задач управления закупками используется файл заказов, в который вводится информация о заказах и их выполнении. Система MRP-2 представляет собой усовершенствованную систему планирования потребностей в материалах и отличается от системы MRP-1 в первую очередь номенклатурой выполняемых функций. В ней объединены производственное, финансовое планирование и логистические операции. II . Практическая часть. 1.Учитывая основную задачу производства ООО «Троя» (выпуск технической теплоизоляции из вспененного каучука) – получение максимальной прибыли, определить сезонные запасы, объёмы выпуска продукции и заказы по договорам, млн. шт. за 6 месяцев. Табл. 1. Планируемый выпуск продукции на 6 месяцев, с учетом данных о сезонных запасах, заказам по договорам и объемом выпуска продукции, млн. шт.
2. На основе исходных данных о производственной мощности (ПМ) на начало года, вводе ПМ за год, выбытии ПМ за год и плане производства рассчитать среднегодовую производственную мощность (ПМ). Табл. 2. Исходные данные для расчета среднегодовой мощности, млн. руб.
1. Расчет производственной мощности на конец года, млн. руб.: ПМ к = 150 + 180 – 50 = 280. 2. Расчет среднегодовой вводимой производственной мощности по кварталам, млн.руб.: ПМ (ВВ 1) = (70 * 10,5) /12 = 61,25; ПМ (ВВ 2) = (70 * 7,5) /12 = 43,75; ПМ (ВВ 3) = (10 * 4,5) /12 = 3,75 ПМ (ВВ 4) = (30 * 1,5) /12 = 3,75 ПМВВ i = Σ ПМВВ i = 61,25 + 43,75 + 3,75 + 3,75 = 112,5. 3. Среднегодовой вывод рассчитывается так же, млн. руб.: ПМ (ВЫВ 1) = (20 * 10,5) /12 = 17,25; ПМ (ВЫВ 2) = 0; ПМ (ВЫВ 3) = (10 * 4,5) /12 = 3,75; ПМ (ВЫВ 4) = (20 * 1,5) /12 = 2,5; ПМ (ВЫВ ) = 17,5 + 3,75 + 2,5 = 23,75. 4. Расчет среднегодовой действующей производственной мощности, млн. руб. ПМ = 150 + 112,5 - 23,75 = 238,75 5. Коэффициент использования ПМ определяется по формуле k и = 172 / 238,75 = 0,72. Заключение Эффективная организация производства продукции на предприятии базируется на практическом использовании следующих основных принципов: · пропорциональности, требующего кратности и равенства всех элементов процесса производства (материалов, оборудования и труда), а также производственных участков относительно их производительности; · непрерывности работы всех подразделений предприятия и снижения перерывов во время производства конкретных изделий; · параллельности или одновременности выполнения отдельных этапов и операций производственного процесса; · ритмичности производства продукции, направленного на равномерную работу каждого рабочего места, выпуск и поставку изделий потребителю точно в срок; · экономичности, который состоит в выборе гибкой системы организации производства, обеспечивающей прибыльную работу предприятия при снижении цен на выпускаемые товары и росте заработной платы каждого работника. Ведущими принципами в организации производства и инновационной системе управления должны стать синхронизация планирования производства и денежных потоков с учетом требований потребителя (заказчика), а также оптимизация использования ресурсов в реальном масштабе времени и принятие эффективных решений на основе комплексной оценки финансового состояния с применением компьютерных технологий. Список литературы: 1. Организация производства. Учебник. / Радиевский М. В. 2-е издание переработанное и дополненное, 2009 г., М., Инфра-М. 2. Экономика промышленного предприятия. Учебное пособие. /Алексеенко Н. А., Гурова И. Н., 2009 г., М., Издательство Гревцова 3. Планирование на предприятии. Учебник./Горемыкин В. А. 5-е издание, 2009 г., М., Высшее образование. 4. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций: Учебное пособие./ Швандар В.А. 1998. - М.:ЮНИТИ. 5. Гражданский кодекс РФ., 1999 г., М. 6. Производственный менеджмент: Учебное пособие. / Макаренко М.В., Махалина О.М. 1998 г., - М.:ПРИОР. |