Реферат: Нормы построения сложноподчин нного предложения
Название: Нормы построения сложноподчин нного предложения Раздел: Топики по английскому языку Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||
Урок русского языка в 11 «З» классе СШ № 21 г. Могилёве. Тема урока: «Нормы построения сложноподчинённого предложения» Цели урока: - образовательная: актуализировать знания учащихся о сложноподчинённых предложениях, углубить их; упрочить умения в расстановке знаков препинания в ССП; - воспитывающая: формировать у учащихся орфографическую, пунктуационную грамотность; - развивающая: развивать речь, мышление, логику учащихся. Ход урока: I Организационный момент. Проверить готовность учащихся к уроку, настроить их на восприятие. Учащиеся записывают в тетради число, тему. II Проверка домашнего задания. Два ученика выполняют задания, написанные на карточках: Карточка № 1
Карточка № 2
Работа над словарными словами (два ученика пишут за доской, остальные – в рабочих тетрадях). Искусный, адаптация, интриганский, втридорога, сослепу, бок о бок, майор, галерея, волейбол, теннис, баланс, имитация, тренажёр, аплодировать, аллея, экскурсия, факсимиле, санитария, бриллиант, аттракцион. Затем проверяем написание словарных слов, исправляем ошибки. III Вопросы на повторение. – Что такое сложное предложение? Чем оно отличается от простого? (Наличие двух и более грамматических основ) – Какие виды сложных предложений бывают? – Что такое бессоюзное сложное предложение? Приведите пример. – Что такое сложносочинённое предложение? Приведите пример. – Что такое сложноподчинённое предложение? Приведите пример. IV Сообщение новой темы. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о СПП. Давайте вспомним, какие виды СПП бывают. На доске чертим (в процессе ответа учащегося) таблицу: Дети перечерчивают в таблицу конспекты.
V Закрепление материала. Упражнение 231 в учебнике ученики выполняют по цепочке устно. Ученики вставляют пропущенные буквы, объясняют свой выбор. Расставляют знаки препинания. Определяют тип сложноподчинённого предложения. (2 последних предложения выполняют письменно, чертят схемы.) 1. К утру когда небо почти про…снилось от туч кто(то) (не)сколько раз ост…рожно тронул за плечо нашего крепко спавшего героя. 2. Над пр…странствами олед…нелыми где студе(н,нн)ая блещет звезда пр…летают калё(н,нн)ыми стрелами (огне)дышащие поезда. 3. Нельзя вос…оздать прошлое и(с,сс)ку(с,сс)тве(н,нн)о собрать его как соб…рают матер…ал в творч…ских поез…ках. 4. Двум поэтам в комн…те одной трудно находит…ся потому(что) музы за спиной (с,сс)ор…т(?)ся мечтая пом…рит(?)ся. 5. Ты дума…ш(?) что ты чтихи читаеш(?). Пр…чтёш(?) стр…ку и вздрогнув п…речтёш(?). Ты руку в боль чужую п…гружаеш(?) и горяча(ль) (на)ощупь узнаеш(?). 6. Только в разлуке береж…ш(?) как др…гоце(н,нн)ость каждую малость если к неё прик…сался любимый. 7. Леч(?)(бы) на дно как подводная лодка что(б) (не)могли зап…ленговать! 8. (В)низу (не)встретиш(?) как (н…)т…нись за всю счас(?)ливую ж…знь десытой доли таких красот и ч…дес. 9. Вот ты влез на третью полку и забился в уголок там где ехал (в)тихомолку сле…ший ночью старич…к. 10. Я ехал так как едут (на)удачу решая в сер(?)це старую задачу. 9. Вот ты влез на третью полку и забился в уголок там, где ехал втихомолку (наречие, пишется слитно) слез ший (проверочное слово: слезает) ночью старичо к (в суффиксах после шипящих под ударением пишется О). [… там], (где…). Где? (СПП с придаточной места) 10. Я ехал так, как едут наудачу (наречие ~ наобум ), решая в серд це (в корне пишем непроизносимую согласную; т.к это словарное слово, то написание нужно запомнить) старую задачу. [… так], (как…). Как? (СПП образа действия) Существуют СПП с несколькими придаточными частями. Вспоминаем типы подчинения: Кроме того, бывает ещё комбинированный тип подчинения (сочетание нескольких типов). Под диктовку ученики записывают предложения (двое учащихся – на доске). Расставляют знаки препинания, подчёркивают грамматические основы в предложении, рисуют схемы и определяют тип подчинения: · (1)Я рассказал всю эту историю, (2)в которой нет ничего особенного, только затем, (3)чтобы дать хотя бы отдалённое понятие о том, (4)что представляют собой мещерские болота. · (1)Ей казалось, (2)что если с толком расписать царю, (3)сколько бедствий претерпела матушка, оставшись вдовой, (4)как она выбивается из сил, (5)чтобы добыть кусок хлеба для сирот, и хорошенько попросить царя взять Сашу на казённый счёт в учебное заведение, (6)то царь непременно исполнит такую просьбу. Выполняем упражнение 233 (по рядам), среди «троек» предложений находим «третье лишнее». Затем три ученика (представители своих рядов) зачитывают выписанное предложение. I В каком предложении что является союзом?(Ребята выписывают предложение, в котором это условие нарушено). 1. Конец рабочей верёвки наматывался на вал, что крутил мельничный верхний жёрнов. 2. Это было через три года после того, что описано выше. 3. Я живу в тоске, меня мучит мысль, что я не герой, не открыватель. II В каком предложении когда является союзом? (Ребята выписывают предложение, в котором это условие нарушено). 1. Когда я очень затоскую, достану книжку записную. 2. Не пугайтесь, когда не на месте закат. 3. Гущин долго ждал, когда инвалид-охранник выпишет ему пропуск искалеченной рукой. III В каком предложении как является союзным словом? (Ребята выписывают предложение, в котором это условие нарушено). 1. Как летом роем мошкара летит на пламя, слетались хлопья со двора к оконной раме. 2. Нет! Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца. 3. Жизнь вернулась так же беспричинно, как когда-то странно прервалась. Делаем фонетический разбор слова бабочка: Бабочка – ба-бо-чка – 3 слога б – [б] – согл., тв., зв., парный а – [а] – гласный, ударный б – [б] – согл., тв., зв., парный о – [о] – гласный, безударный ч – [ч’] – согл., мягк., гл., непарный к – [к] – согл., тв., гл., парный а – [а] – гласный, безударный 7 букв, 7 звуков Производим словообразовательный анализ: Работа по учебнику. VI Д/з: § 17, упр. 230. VII Подведение итогов урока, рефлексия. · О чём мы сегодня говорили на уроке? · Что такое СПП? · Назовите виды СПП. · Какие виды подчинения существуют? · Кто сегодня на уроке был наиболее активным? Чья работа на уроке вам больше всего понравилась? VIII Выставление отметок. Выставляю отметки ученикам, комментирую. |