Реферат: Статистические методы изучения рентабельности
Название: Статистические методы изучения рентабельности Раздел: Рефераты по маркетингу Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение Умение рассчитать уровень производственной рентабельности предприятия, безусловно, является одним из важнейших качеств экономиста, работающего в любой из возможных сфер производства, поскольку именно уровень рентабельности позволяет взглянуть на реальное положение фирмы на рынке и на успешность производственной деятельности.В условиях рыночной экономики основу экономического развития предприятия образует прибыль. Показатели прибыли являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятий как самостоятельных товаропроизводителей, показателем эффективности работы предприятия. В данной работе будут рассмотрены различные методы изучения уровня рентабельности, указаны формулы, при помощи которых возможно рассчитать уровень рентабельности, а также дано определение рентабельности. Также будут представлены несколько различных показателей рентабельности и пути их нахождения. Статистика не только дает оценку уровня рентабельности, но и характеризует ее изменение под влиянием отдельных факторов, которые также будут описаны в работе. Задача данной работы не только раскрыть основную тему теоретически, но и применить полученные знания на практике, решив расчетную часть, которая состоит из четырех заданий. В расчетной части работы будет рассмотрен и рассчитан уровень рентабельности конкретного предприятия. Статистические методы изучения уровня рентабельности Различные стороны производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия находят свое отражение в системе показателей финансовых результатов, основные из которых выручка (валовой доход) от реализации продукции, прибыль и рентабельность. Выручка (валовой доход) от реализации продукции, товаров и услуг характеризует общий финансовый результат работы предприятия. Сюда относится выручка (доходы) от реализации готовой продукции, полуфабрикатов собственного производства, работ и услуг, покупных изделий (приобретенных для комплектации), строительных, научно-исследовательских работ, услуг по перевозке грузов и пассажиров на предприятиях транспорта и т.п. В условиях рыночной экономики основу экономического развития предприятия образует прибыль. Показатели прибыли являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятий как самостоятельных товаропроизводителей, показателем эффективности работы предприятия. Рост прибыли создает базу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществления расширенного воспроизводства и удовлетворения социальных и материальных потребностей работников предприятия. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками и другими организациями. Рассчитывают несколько показателей прибыли: • балансовую, прибыль от реализации товаров и услуг, чистую. Общий финансовый результат называют балансовой прибылью (балансирование общей суммы всех прибылей и убытков). В балансовую прибыль включают: • прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров и услуг; • прибыль (убыток) от реализации материальных оборотных средств и других активов; • прибыль (убыток) от реализации и прочего выбытия основных средств; • доходы (убытки) от внереализационных операций. Прибыль от реализации продукции, товаров и услуг (валовая прибыль от реализации) представляет собой разницу между выручкой от реализации товаров продукции, работ и услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и других обязательных платежей) и затратами на производство реализованной продукции, товаров и услуг. Доходы (расходы) от внереализационных операций это различные поступления, расходы и потери, не связанные с реализацией продукции. В частности, к внереализационным доходам относят: — дивиденды и доходы по акциям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию; — прибыль, выявленную в отчетном году от операций прошлых лет; — доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, находящихся на территории России и за ее пределами; — поступления от сдачи имущества в аренду; — доходы по операциям в иностранной валюте и положительные разницы курсов по валютным счетам; — пени, штрафы, неустойки и другие виды экономических санкций за нарушение обязательств и условий, признанные должником; — прочие доходы, не связанные с производством и реализацией товаров и услуг. Внереализационные расходы (убытки), составляют: — стоимостной ущерб от уценки готовой продукции и производственных запасов; — арбитражные и судебные издержки; — некомпенсируемые затраты, связанные с ликвидацией последствий от стихийных бедствий или их предотвращением; — убытки от содержания законсервированных объектов и мощностей; — экономические санкции, включая санкции за невыполнение обязательств по поставкам; — отрицательные курсовые разницы по операциям с иностранной валютой. Как видим, балансовая прибыль как общий финансовый результат включает доходы и расходы, как связанные, так и не связанные с основной деятельностью предприятия. Из балансовой прибыли в соответствии с законодательством о налогах на прибыль производятся обязательные платежи. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов, называется чистой прибылью. Она определяется как разница между, облагаемой налогом балансовой прибылью (ПБ') и величиной налогов с учетом льгот (Н'): ЧП= ПБ'-Н'. Общая схема формирования и использования прибыли представлена на рис. 1. Кроме показателей прибыли эффективность хозяйственной деятельности предприятия характеризуют также относительные показатели — показатели рентабельности ( R ), позволяющие оценить, какую прибыль имеет предприятие с каждого, рубля средств, вложенных в активы. Показатель рентабельности рассчитывается как отношение прибыли от реализации (ПР), либо балансовой прибыли (ПБ) либо чистой прибыли (ЧП) к затратам на производство реализованной продукции, либо стоимости производственных фондов, валовому доходу, собственному капиталу и др. В зависимости от того, какие показатели используются в расчетах, различают несколько показателей рентабельности: Рис. 1 Формирование и использование прибыли в условиях рынка • рентабельность производства— отношение балансовой прибыли (ПБ) к средней стоимости производственных фондов (ПФ): — показывает размер прибыли на один рубль стоимости производственных фондов; • рентабельность основной деятельности — отношение прибыли от реализации к затратам на производство реализованной продукции, товаров и услуг: — показатель, позволяющий судить, какую прибыль (коп.) дает каждый рубль производственных затрат; • рентабельность продукции— отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализации в целом (РП): — показывает, сколько прибыли (коп.) дает каждый рубль реализованной продукции; •рентабельность отдельных изделии— отношение прибыли от реализации продукции конкретного вида к выручке от ее реализации: В странах с рыночной экономикой для характеристики рентабельности вложений в деятельность того или иного вида рассчитывают рентабельность собственного капитала ( Rс.к. ) И рентабельность основного (авансированного) капитала (Rо.к. ): Анализ факторов рентабельности Статистика не только дает оценку уровня рентабельности, но и характеризует ее изменение под влиянием отдельных факторов. С этой целью используют показатели: — рентабельности производства как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных средств; — рентабельности реализованной продукции — как отношение прибыли от реализации продукции к стоимости реализованной продукции в отпускных ценах предприятия. В число факторов, влияющих на рентабельность производства, входят рентабельность реализованной продукции, фондоемкость продукции (фондоотдача), коэффициент закрепления оборотных средств (оборачиваемость оборотных средств). Для выявления влияния указанных факторов преобразуем формулу расчета рентабельности производства: разделив и числитель, и знаменатель на сумму выручки от реализации продукции: Изучение факторов, влияющих на показатель рентабельности производства, осуществляется в динамике (в сравнении с данными за предыдущие годы). Для оценки влияния названных факторов следует выполнить следующие расчеты. Сначала определить общее изменение рентабельности производства (DRпр ): затем рассчитать влияние — изменения рентабельности продукции: — изменения фондоемкости продукции (фондоотдачи): — изменения коэффициента закрепления (оборачиваемости) оборотных средств: Суммарная величина влияния трех факторов даст общее изменение рентабельности производства: РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ Для Выполнения заданий расчетной части в табл. 1 представлены исходные выборочные данные по организациям одной из отраслей хозяйствования в отчетном году (выборка 20%-ная, бесповторная). Таблица 1. Статистическая информация о результатах производственной деятельности организаций.
Задание 1. По исходным данным табл. 1: 1. Постройте статистический ряд распределения организаций по признаку – уровень рентабельности продукции (рассчитайте как отношение разности между выпуском продукции и затратами на ее производство к затратам на производство продукции), образовав пять групп с равными интервалами. 2. Постройте графики полученного ряда распределения. Графически определите значение моды и медианы. 3. Рассчитайте характеристики ряда распределения: среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации. 4. Вычислите среднюю арифметическую по исходным данным (табл. 1), сравните ее с аналогичным показателем, рассчитанным в п. 3 настоящего задания. Объясните причину их расхождения. Сделайте выводы по результатам выполнения задания. Задание 2 . По исходным данным табл. 1: 1. Установите наличие и характер связи между признаками выпуск продукции и уровень рентабельности продукции, образовав пять групп с равными интервалами по обоим признакам, методами: а) аналитической группировки, б) корреляционной таблицы. 2. Измерьте тесноту корреляционной связи между названными признаками с использованием коэффициента детерминации и эмпирического корреляционного отношения. Сделайте выводы. Задание 3. По результатам выполнения задания 1 с вероятностью 0,954 определите: 1. Ошибку выборки среднего уровня рентабельности и границы, в которых будет находиться средний уровень рентабельности в генеральной совокупности. 2. Ошибку выборки доли организаций с уровнем рентабельности продукции 23,9% и более и границы, в которых будет находиться генеральная доля. Задание 4. Имеются следующие данные по организации о прбыли от реализации продукции и ее рентабельности:
Определите: 1. Индекс рентабельности реализованной продукции по трем видам продукции вместе. 2. Абсолютные изменения прибыли от реализации продукции в результате роста рентабельности. Сделайте выводы. Задание №1. Решение: 1. Рассчитаем уровень рентабельности продукции (табл. 2). Таблица 2. Уровень рентабельности продукции.
Определив, что xmax = 29,87%, xmin =14,94%, произведем расчеты:
Получим 5 групп организаций с уровнями рентабельности продукции в % : 1. 14,940 – 17,926 2. 17,926 – 20,912 3. 20,912 – 23,898 4. 23,898 – 26,884 5. 26,884 – 29,870 Таблица 3. Рабочая таблица.
Получим статистический ряд распределения (табл. 4): Таблица 4. Статистический ряд распределения организаций по признаку рентабельность продукции.
2. Построим графики полученного ряда распределения. Графически определим значение моды и медианы. 3. Рассчитаем характеристики ряда распределения по формулам: а) средняя арифметическая Таблица 5. Таблица значений.
Получим: б) среднее квадратическое отклонение
в) коэффициент вариации
4. Вычислим среднюю арифметическую по исходным данным:
Сравним ее с аналогичным показателем, рассчитанным в п. 3 настоящего решения: Сделаем выводы по результатам выполнения задания 1: 1) анализ интервального ряда распределения показывает, что распределение предприятий по уровню рентабельности продукции носит равномерный характер, однако преобладают предприятия с уровнем рентабельности продукции от 20,912% до 23,898%; 2) анализ полученных значений 3) значение Задание №2. Решение. 1. Установим наличие и характер связи между признаками выпуск продукции и уровень рентабельности продукции методами: а) аналитической группировки: Аналитическую группировку проведем по факторному признаку выпуск продукции. Определив, что xmax
=79,2 млн. руб., а xmin
= 14,4 млн. руб., рассчитаем: Получим 5 групп организаций с выпуском продукции в млн. руб.: 1. 14,40 – 27,36 2. 27,36 – 40,32 3. 40,32 – 53,28 4. 53,28 – 66,24 5. 66,24 – 79,20 Таблица 6. Рабочая таблица.
Таблица 7. Аналитическая группировка.
Вывод: с ростом факторного признака (выпуск продукции) при переходе от группы к группе растет среднее значение результативного признака (уровень рентабельности продукции). Следовательно, между признаками существует прямая зависимость. б) корреляционной таблицы (табл. 8): Таблица 8. Корреляционная таблица.
Так как распределение частот осуществляется вдоль главной диагонали, то можно сделать вывод, что связь между признаками прямая и тесная. 2. Измерим тесноту корреляционной связи:
Вывод: изменение уровня рентабельности продукции на 95,9% определяется изменением объема выпуска продукции и на 4,1% – другими признаками. Измерим тесноту корреляционной связи между вышеназванными признаками с использованием эмпирического корреляционного отношения по формуле: Получим, что: Согласно таблице Чеддока, делаем вывод, что связь между признаками весьма тесная. Задание №3. Решение: С вероятностью 0,954: 1. Определим ошибку выборки среднего уровня рентабельности организации:
Тогда границы, в которых будет находиться средний уровень рентабельности организаций в генеральной совокупности, найдем по формуле: 2. Определим ошибку выборки доли организаций с уровнем рентабельности продукции 23,9% и более. Определим, что количество предприятийn , уровень рентабельности которых удовлетворяет условию = 9.
Тогда границы, в которых будет находиться генеральная доля, найдем по формуле:
Задание №4. Решение:
1. Индекс рентабельности реализованной продукции по трем видам продукции вместе:
Получим: 2. Абсолютные изменения прибыли от реализации продукции в результате роста рентабельности:
Получим:
Сделаем выводы: 1. Рентабельность возросла на 5% под влиянием самой рентабельности. 2. В результате роста рентабельности прибыль от реализации продукции А выросла на 0,08 млн. руб., от продукции Б – на 0,07 млн. руб., а прибыль от реализации продукции В снизилась на 0,02 млн. руб. Заключение Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что тема данной работы раскрыта как в теоретической части, так и в практической. Найдены пути нахождения различных показателей уровня рентабельности. В расчетной части использованы формулы для нахождения рентабельности конкретного производства. Также, на примере, представленном в расчетной части работы, можно при помощи определенных формул рассчитать уровень рентабельности других предприятий. Поскольку, рентабельность-это относительный показатель, характеризующий результаты финансовой деятельности предприятия, он является наиболее важным для любого предприятия стран с рыночной экономикой. Также был проведен анализ факторов рентабельности. Указано, какие из этих факторов влияют на рентабельность и как можно регулировать уровень рентабельности на предприятии. Были рассмотрены различные методы изучения уровня рентабельности, указаны формулы, при помощи которых возможно рассчитать уровень рентабельности, а также дано определение рентабельности. Список литературы Статистика: Учебное пособие/Харченко Л.П., Долженкова В.Г., Ионин В.Г. и др./Под ред. Ионина В.Г. – М.: ИНФРА-М, 2002, с. 328-332, с.334-337. |