Реферат: Привод ленточного транспортера 3
Название: Привод ленточного транспортера 3 Раздел: Рефераты по физике Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Московский Государственный Технический Университет им. Н.Э. Баумана Кафедра «Детали Машин» Привод ленточного транспортёра Пояснительная записка ДМ 416-02.00.00.ПЗ Студент ( ) Группа ИБМ подпись Руководитель проекта ( ) подпись Москва, 2007 Подготовка исходных данных для расчета редуктора на ЭВМ и выбор электродвигателя 3 Подготовка данных для расчёта на ЭВМ 4 Расчет цилиндрического двухступенчатого редуктора 4 Материалы и термообработка деталей передач. 5 Расчёт диаметров и длин ступиц 6 Расчет соединений с натягом, шпоночных и шлицевых соединений 7 Расчет валов и подшипников качения 10 Определение сил реакций в опорах валов 10 Построение эпюр изгибающих и крутящих моментов 11 Расчет валов на прочность по на статическую прочность и сопротивление усталости 14 Выбор масла и уплотнения для редуктора 22
Ленточный транспортёр – машина непрерывного транспорта для горизонтального перемещения различных грузов, устанавливаемая в отапливаемом помещении. Спроектировать его привод, состоящий из двухступенчатого мотор-редуктора (асинхронный электродвигатель и цилиндрический двухступенчатый прямозубый двухпоточный редуктор по соосной схеме (2-я ступень с внутренним зацеплением)), а также приводной вал с барабаном штампосварной конструкции и муфтой. Исполнение двигателя IM 3081, степень защиты IP44. Технические требования. а. Электропитание от сети переменного 3-х фазного тока с частотой 50 Гц и напряжением 380 В. б. Типовой режим нагружения – 3, режим работы S1. в. Расчётный ресурс 10000 часов при надёжности подшипников качения 90%, зубчатых передач 98%. г. Изготовление серийное 1000 штук в год. д. Приводная станция смонтирована на сварной раме транспортёра. Исходные данные.
Требуемая мощность асинхронного электродвигателя: , где - общий КПД привода; - ориентировочное значение КПД редуктора; - КПД упругой муфты; - КПД пары подшипников приводного вала Частота вращения приводного вала : Частота вращения тихоходного вала редуктора : Предварительная частота вращения электродвигателя: где u’ = 30 – предварительное передаточное отношение редуктора. Выбираем двигатель исходя их условий: 1. Рэ £ Pэл 2. n’э ~ nэ Исходя из наших данных выбираем двигатель 100S4/1410 Pэл = 3 кВт nсинх. = 1500 мин-1 nэл. = 1410 мин-1 dэл. = 28 мм Расчёт действительного передаточного отношения редуктора: Расчёт момента на приводном валу:
Зубчатый цилиндрический двухступенчатый редуктор по соосной схеме с тихоходной ступенью внутреннего зацепления. Вращающий момент на тихоходном валу, Н*м ТТ = 519,1 Н*м Частота вращения тихоходного вала, мин-1 nТ = 48,53 мин-1 Расчётный ресурс работы, час 10000 часов Режим нагружения III Передаточное отношение механизма U = 29,05 Коэффициент ширины венца 0,250 Степень точности 8 Коэффициент запаса по изгибной прочности 2,2 Твёрдость поверхности шестерни, HRCэ варьируется колеса, HRCэ варьируется Минимально допустимое число зубьев шестерни 12 Отношение передаточных чисел ступеней варьируется Угол наклона зубьев тихоходной передачи 0 Расчет цилиндрического двухступенчатого редуктора Расчетредукторабыл проведен с помощью ЭВМ. При проектировании двухступенчатого редуктора необходимо решить вопрос о распределении известного общего передаточного числа uред. между быстроходной uб и тихоходной uт ступенями редуктора (uред. = uб*uт ). Поэтому в программе предусматривается проведение расчетов при различных отношения uб/uт. В программе также варьируется термообработка колес, которая очень существенно влияет на массу редуктора и его стоимость. По рассчитанным данным ищется оптимальный вариант конструкции, учитывающий минимальную массу редуктора, минимальную стоимость и габариты. Также необходимо учитывать следующие требования : диаметр шестерни быстроходной ступени не должен снижать жесткость вала; возможность размещения в корпусе подшипников валов быстроходной и тихоходной ступеней; зубчатое колесо быстроходной ступени не должно задевать за тихоходный вал; зубчатые колеса обоих ступеней должны погружаться в масляную ванну примерно на одинаковую глубину.
В качестве типа обработки передач был выбран II. Шестерни – закалка ТВЧ, колёса – улучшение. Выбор материалов деталей: Быстроходный вал-шестерня и промежуточный вал-шестерня – Сталь 40Х Тихоходный вал – Сталь 45 Колесо быстроходное в сборе: Материал основы колеса – Сталь 40Х Материал упругих элементов (пружины растяжения сжатия) – Сталь 40Х13
Быстроходный вал : Принимаем: в = 32 мм, чтобы не ослаблять шестерню входного вала. dБД = 42 мм – диаметр полой части вала для сопряжения в выходным валом электродвигателя. Промежуточный вал : Принимаем : Диаметры вала для посадки подшипников из сборочных соображений принимаем: Тихоходный вал : Принимаем :
Определение длины ступицы. Определения диаметра ступицы. Материал колеса – Сталь Тихоходное колесо Определение длины ступицы. Определения диаметра ступицы. Материал колеса – Сталь
Шпоночное соединение для передачи вращающего момента с электродвигателя на быстроходный вал. Диаметр вала : Передаваемый момент : Тип шпонки : призматическая Окончательно выбираем : «Шпонка 8х7х28 ГОСТ 23360-78» Шпоночное соединение для передачи вращающего момента с тихоходного вала на муфту. Диаметр вала : Передаваемый момент : Тип шпонки : призматическая Окончательно выбираем : «Шпонка 10х8х63 ГОСТ 23360-78» Соединения с натягом а). Соединения с натягом промежуточного вала с колесом 1. Среднее контактное давление (Н/мм2 ) 2. Деформация деталей (мкм) 3. Поправка на обмятие микронеровностей : 4. Потребный измеренный натяг (мкм),с учётом смятия микронеровностей: 5. Максимальный натяг (мкм), допускаемый прочностью деталей 6. Выбор посадки Из таблицы для и выбираем посадку H7/u7 7. Температура нагрева колеса Для диаметра d=33 мм Zсб=10 мкм. Коэффициент линейного расширения для стали , что является допустимым б). Соединения с натягом тихоходного вала с колесом 1. Среднее контактное давление (Н/мм2 ) 2. Деформация деталей (мкм) 3. Поправка на обмятие микронеровностей : 4. Потребный измеренный натяг (мкм),с учётом смятия микронеровностей: 5. Максимальный натяг (мкм), допускаемый прочностью деталей 6. Выбор посадки Из таблицы для и выбираем посадку H7/u7 7. Температура нагрева колеса Для диаметра d=56 мм Zсб=10 мкм. Коэффициент линейного расширения для стали , что является допустимым Расчёт корпуса Материал корпуса – серый чугун не ниже марки СЧ15. Метод изготовления – литьё. Толщину стенки корпуса рассчитываем через приведённый габарит N.
Принимаем d=8 мм. Диаметр винтов для крепления частей корпуса. Расстояние между деталями. Между подвижными и неподвижными. Между подвижными деталями Между дном корпуса и поверхностью колёс
а) Сила, действующая на выходной конец вала со стороны муфты : Силы реакций в опорах вала : б) Силы реакций в опорах вала от радиальной и осевой нагрузки : Данные силы реакций находятся в плоскости XZ : в) Силы реакций в опорах вала от окружной нагрузки : Данные силы реакций находятся в плоскости YZ : г) Суммарные силы реакций в опорах тихоходного вала :
а) Силы реакций в опорах вала от радиальной осевой нагрузки : Данные силы реакций находятся в плоскости XZ : б) Силы реакций в опорах вала от окружной нагрузки : Данные силы реакций находятся в плоскости YZ : в) Суммарные силы реакций в опорах промежуточного вала :
Тихоходный вал Наиболее нагруженным является тихоходный вал редуктора, таким образом проведем для него следующие расчеты : - расчет на статическую прочность; - расчет на сопротивление усталости; Исходные данные для расчета :
Предположительно, наиболее опасным сечением относительно совместного изгиба и кручения является сечение 1 : , где Кп – коэффициент отношения максимального вращающего момента электродвигателя к номинальному. (Для большинства электродвигателей Кп=2,2) Осевой момент сопротивления сечения : Момент сопротивления сечения при кручении : Касательное и нормальное напряжение: Коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям: Общие коэффициент запаса прочности: Предположительно, наиболее опасным сечением относительно усталостной прочности является сечение 1 : Амплитуда напряжений цикла в опасном сечении : Коэффициенты концентрации напряжений в рассматриваемом сечении Пределы выносливости вала : Коэффициенты запаса по нормальным и касательным напряжениям: Расчетный коэффициент запаса прочности : Таким образом условие сопротивления усталости для сечения 1 выполнено. Промежуточный вал Проведем для промежуточного вала следующие расчеты: - расчет на статическую прочность Исходные данные для расчета :
Предположительно, наиболее опасным сечением относительно совместного изгиба и кручения является сечение 1 : Осевой момент сопротивления сечения : Момент сопротивления сечения при кручении : Касательное и нормальное напряжение: Коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям: Общие коэффициент запаса прочности: Быстроходный вал Проведем для промежуточного вала следующие расчеты: - расчет на статическую прочность Исходные данные для расчета :
Предположительно, наиболее опасным сечением относительно совместного изгиба и кручения является сечение 1 : Осевой момент сопротивления сечения : Момент сопротивления сечения при кручении : Касательное и нормальное напряжение: Коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям: Общие коэффициент запаса прочности: Подбор подшипников Исходные данные для расчета :
Предварительно принимаем подшипники шариковые радиальные однорядные легкой серии 211 :
Наиболее нагруженной является опора Б, следовательно расчет будем проводить для нее. Таким образом, получаем : Для типового режима нагружения III коэффициент эквивалентности Эквивалентная динамическая радиальная нагрузка при Требуемая динамическая грузоподъемность : Так как , то выбранный подшипник подходит. Ресурс подшипника : Таким образом, окончательно выбираем подшипники шариковые радиальные однорядные легкой серии 211
Исходные данные для расчета :
Предварительно принимаем подшипники шариковые радиальные однорядные легкой/средней серии 207/306 :
Расчёт опоры А. Подшипник 306. Для типового режима нагружения III коэффициент эквивалентности Эквивалентная динамическая радиальная нагрузка при Требуемая динамическая грузоподъемность : Так как , то выбранный подшипник подходит. Ресурс подшипника : Таким образом, окончательно выбираем подшипники шариковые радиальные однорядные легкой серии 306 Расчёт опоры Б. Подшипник 207. Для типового режима нагружения III коэффициент эквивалентности Эквивалентная динамическая радиальная нагрузка при Требуемая динамическая грузоподъемность : Так как , то выбранный подшипник подходит. Ресурс подшипника : Таким образом, окончательно выбираем подшипники шариковые радиальные однорядные легкой серии 207
Тихоходный и промежуточный валы редуктора устанавливается на подшипниках шариковых радиальных. Внутреннее кольцо подшипника вращается вместе с валом относительно действующей радиальной нагрузки и имеет циркулярное нагружение. а) Для опор тихоходного вала: Отношение эквивалентной динамической нагрузки к динамической грузоподъемности : , следовательно принимаем поле допуска вала k6; б) Для опоры промежуточного вала: Опора А: , следовательно принимаем поле допуска вала k6 Опора Б: , следовательно принимаем поле допуска вала k6 Поле допуска отверстий для посадки внешних колец: H7.
Муфта используется для передачи момента с тихоходного вала редуктора на приводной вал ленточного транспортёра. Для данного механизма возьмём компенсирующую цепную муфту по ГОСТ 20742-81. Допустимые смещения каждого вида: Радиальное ∆=0,4 мм Угловое g до 1о Так как допускаемые радиальные смещения малы, то для достижения требуемой соосности валов, соединяемых цепными муфтами, должны быть применены компенсирующие прокладки. Число звеньев в цепи – 14 Цепь по ГОСТ 13568-75 – Пр-31,75-8850
Частота вращения тихоходного вала : Окружная скорость колеса : Так как окружная скорость тихоходного колеса < 1 м/с в масло должны быть погружены колёса обеих ступеней. Контактные напряжения : Целесообразно использовать масло :«И-Г-С-100» Система смазывания - картерная Глубина погружения колеса в масляную ванну тихоходного колеса: При данной глубине погружения быстроходное колесо также погружено в масло. Принимаем : Выходные концы валов редуктора имеют манжетные уплотнения по ГОСТ 8752-79 Для герметизации разъёмов корпуса при сборке применяем анаэробный герметик Анатерм-6В ТУ 6-01-1215-79.
Вал соединяется с муфтой с помощью конического конца по ГОСТ 12081-72 Тип 1. Конический конец по размерам полностью соответствует концу выходного вала редуктора. Начальный диаметр конуса – 45 мм Диаметр для посадки подшипников – 55 мм Диаметр для посадки барабана транспортера – 56 мм Для передачи момента с вала на барабан используется шпонка Расчёт шпоночного соединения приводного вала и барабана транспортёра. Диаметр вала : Передаваемый момент : Тип шпонки : призматическая Окончательно выбираем : «Шпонка 16х10х70 ГОСТ 23360-78» Расстояние между центрами подшипников: , где В – длина барабана. (В=500 мм) Расчёт шпоночного соединения приводного вала и муфты. Для данного соединения используется та же шпонка, что и для соединения тихоходного вала редуктора с муфтой, т.е. «Шпонка 10х8х63 ГОСТ 23360-78» Определение реакций в подшипниках а) Силы реакций в опорах вала от радиальной осевой нагрузки : Данные силы реакций находятся в плоскости XZ : б) Силы реакций в опорах вала от окружной нагрузки : Данные силы реакций находятся в плоскости YZ : в) Суммарные силы реакций в опорах приводного вала : Построение эпюр изгибающего и крутящего моментов для приводного вала Подбор подшипников для приводного вала Исходные данные для расчета :
Предварительно принимаем подшипники шариковые радиальные однорядные легкой серии 211 :
Наиболее нагруженной является опора Б, следовательно расчет будем проводить для нее. Таким образом, получаем : Для типового режима нагружения III коэффициент эквивалентности Эквивалентная динамическая радиальная нагрузка при Требуемая динамическая грузоподъемность : Так как , то выбранный подшипник подходит. Ресурс подшипника : Таким образом, окончательно выбираем подшипники шариковые радиальные однорядные легкой серии 211 Посадка вала под подшипники – k6 Посадка наружных колец подшипников – Н7 Расчёт приводного вала на статическую прочность. Исходные данные для расчета :
Предположительно, наиболее опасным сечением относительно совместного изгиба и кручения является сечение 1 : Осевой момент сопротивления сечения : Момент сопротивления сечения при кручении : Касательное и нормальное напряжение: Коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям: Общие коэффициент запаса прочности:
П.Ф.Дунаев, О.П.Леликов «Конструирование узлов и деталей машин» Атлас конструкций в 2-х частях под редакцией Д.Н.Решетова В.В.Лычагин, Курс лекций «Основы проектирования машин» |