Реферат: Инфраструктура туризма и гостеприимства
Название: Инфраструктура туризма и гостеприимства Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: реферат |
Содержание Введение.………………………………………………………………………......3 1. Инфраструктура туризма и гостеприимства………………………………....5 1.1. Значение развития инфраструктуры туризма и гостеприимства……....5 2. Технологическая инфраструктура…………………………………………….6 2.1. Технологическая инфраструктура размещения туристов…………...…6 2.2. Технологическая инфраструктура питания туристов…………………..9 3. Развитая индустрия туризма……………………………………………...….14 3.1. Инфраструктура развлечений туристов…………………………….….14 3.2. Производственная (промышленная) составляющая инфраструктуры индустрии туризма………………………………………...…………………….15 Заключение…..…………………………………………………..……………….17 Список используемой литературы……………………………………………...18 Введение Инфраструктура (от лат. infra — ниже, под и structura — строение, расположение) — совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования отраслей материального производства и обеспечения условий жизнедеятельности общества. Различают производственную (дороги, каналы, порты, склады, системы связи и др.) и социальную (школы, больницы, театры, стадионы и др.) инфраструктуру. Иногда термином «инфраструктура» обозначают комплекс так называемых инфраструктурных отраслей хозяйства (транспорт, связь, образование, здравоохранение и др.). Исходя из этого определения, инфраструктура менеджмента должна включать условия, материальные и социальные факторы, обеспечивающие управление организацией. В общем случае нужен субъект управления, нужен объект управления, нужны каналы управления, нужна власть и другие рычаги воздействия, нужны компетенция управленцев, авторитет руководителя. На каждом уровне менеджмента, в зависимости от ситуации, специфики менеджмента, объекта управления, требуются также специфицированные виды обеспечения управления из следующего набора: • научно-методическое обеспечение: включает разработку оригинальных или использование имеющихся современных научных методологий и методов осуществления процесса управления, исследование управляемых систем, передового отечественного и зарубежного опыта, выбор инструментария управления, проведение исследований рынков труда, проведение исследований перспектив развития организации; • финансовое обеспечение: включает обоснование, планирование и получение финансовых средств на проведение работ по управлению объектом (бюджетирование), составление сметы затрат на управление и контроль за ее исполнением; • материально-техническое обеспечение: наличие средств организационной техники, получения и обработки информации, необходимой для управления; • организационное обеспечение: включает разработку и реализацию проектов разделения труда, организации, специализации и кооперации рабочих мест на основе современных принципов, организацию ведения информационно-справочного аппарата, структуризацию системы управления; • правовое обеспечение включает подведение основательной правовой базы под все действия, связанные с управлением, включая хозяйственное, гражданское, административное, трудовое и другие виды права, а также нормативные документы всех уровней, регламентирующие деятельность работников, подразделений, организации в целом; • информационное обеспечение: получение и обработка всей доступной информации для принятия управленческих решений, включая сведения о состоянии и тенденциях во внешней среде и в самой организации; кадровое обеспечение: наличие в самой системе управления на всех позициях квалифицированного персонала, который в состоянии провести весь вышеперечисленный спектр работ самостоятельно либо с привлечением специалистов. 1. Инфраструктура туризма и гостеприимства. 1.1. Значение развития инфраструктуры туризма и гостеприимства. Под инфраструктурой туризма и гостеприимства понимают совокупность общих условий производства турпродукта. При раскрытии содержания понятия «общие условия производства» мнения специалистов расходятся. Одни подразумевают виды деятельности или объекты, обеспечивающие основной технологический процесс, другие – весь технологический процесс, третьи – технологический процесс плюс управленческие воздействия, необходимые для формирования турпродукта. Именно последнее в наибольшей степени отвечает сложному содержанию понятия «туристский продукт». Инфраструктура выступает как обязательная составляющая социально-экономической системы «туризм и гостеприимство». Для современного качественного и полного удовлетворения потребностей населения в туризме необходимы прогрессивные технологии и эффективное управление инфраструктурой, ориентированные на высокие конечные результаты. Элементы инфраструктуры могут классифицироваться по разным признакам. По критерию пространственной принадлежности выделим международную, национальную, региональную, городскую инфраструктуру. По критерию сферы деятельности разграничивают технологическую, управленческую и социальную инфраструктуру. По критерию фактора времени (в сравнении с получением туристского продукта) следует выделить синхронную, опережающую, запаздывающую инфраструктуру. 2. Технологическая инфраструктура. 2.1. Технологическая инфраструктура размещения туристов. Средствами размещения туристов являются любые объекты, которые предоставляют туристам эпизодически или регулярно место для ночевки (обычно в помещении). В качестве дополнительных условий принимаются: общее число мест ночевки превышает некоторый минимум; объект размещения имеет руководство; управление объектом строится на коммерческой основе. В соответствии с рекомендациями Всемирной туристской организации (ВТО) все средства размещения можно представить двумя категориями: коллективными и индивидуальными. В состав коллективных средств размещения включаются гостиницы и аналогичные заведения, специализированные заведения, прочие коллективные средства размещения туристов. Из основных признаков гостиниц следует отметить прежде всего наличие номеров. В зависимости от особенностей управления гостиницы могут представлять собой обособленные предприятия или образовывать гостиничные цепи. Гостиницы предоставляют обязательные услуги: уборку номера, ежедневную заправку потребителей и уборку санитарного узла, а также дополнительные услуги обширной номенклатуры. Группа заведений, аналогичных гостиницам , обладает номерным фондом и предоставляет обязательные услуги. Таковы, например, пансионы, меблированные комнаты и туристские общежития. Специализированные заведения (с единым руководством) также предназначены для обслуживания туристов. Они не имеют номеров. Здесь исходной единицей может быть жилище, коллективная спальня, площадка. Кроме предоставления места для ночлега туристам заведение может осуществлять и другие виды деятельности. Примерами таких специализированных заведений служат оздоровительные заведения (здравницы, курорты, санатории, оздоровительные «фермы» и пр.), лагеря, средства размещения в общественных видах транспорта (поездах, судах), конгресс-центрах. Функция предоставления мест для ночевки в здравницах, санаториях, на курортах не главная. Прежде всего необходимы лечение и профилактика заболеваний благодаря естественным факторам: климату, морю, минеральной воде и пр. Наряду с лечением организуются ночевка, питание, отдых, спорт, быт проживающих. Типичными примерами прочих коллективных средств размещения служат гостиницы квадратного типа, комплексы домов или бунгало. Эти помещения имеют единое управление, сдаются за плату, в аренду, бесплатно любым лицом (лицами) или организацией. В состав прочих коллективных средств размещения входят объекты (с единым управлением) на площадках для кемпингов, в бухтах для малых судов. Клиенту предоставляется ночевка и ряд услуг: типа информационных, торговых, досуговых. Туристские общежития, молодежные гостиницы, школьные и студенческие общежития, дома отдыха для престарелых и аналогичные объекты социальной значимости следует также считать прочими коллективными средствами размещения. Индивидуальные средства размещения предоставляются за плату, в аренду, бесплатно. Сюда включаются жилища (квартиры, коттеджи, особняки), которые арендуются поочередно членами домохозяйства (таймшеринг). Турист может также разместиться в семейном доме на правах аренды: получить в аренду у частного лица или агентства полностью оборудованное жилище (дом, квартиру, коттедж), либо бесплатно остановиться у родственников, знакомых. Гостиница призвана создать комфортабельные условия для ночевки туриста и предоставить ему ряд дополнительных услуг. Здании гостиницы является многофункциональным сооружением и содержит технологически сложное оборудование. Главные принципы, принимаемые во внимание при сооружении зданий гостиниц таковы: · здания (или комплекс зданий) должны органически вписываться в окружающую среду, сохраняя особенности городского или сельского ландшафта; · следует учитывать природно-климатические факторы, температуру и влажность воздуха, количество осадков, инсоляцию, скорость и направление ветра и пр.; · архитектурное, конструктивное и планировочное решение здания должно обеспечивать экономичность его эксплуатации, основные усилия проектантов направляются на рациональное сочетание текущих и единовременных затрат; · при проектировании здания определенную роль играют рекламные соображения – обеспечение оформления фасада, подчеркивающего престижность гостиницы, установление рекордов определенного направления (постройка самого высокого здания, самого экзотичного здания и т.д.), расположение витрин гостиничных торговых центров и пр.; · планировка здания должна обеспечивать рациональную организацию обслуживания и соответствующий комфорт проживающим, отвечать функциональным требованиям; · здание должно соответствовать эстетическим, техническим, санитарно-гигиеническим, экологическим нормам и рекомендациям. Следует предусматривать возможность реконструкции здания; · необходимо соблюдать условия экономичности процесса строительства здания. 2.2. Технологическая инфраструктура питания туристов. Цель работы предприятия питания – удовлетворение потребностей человека в пище. Процесс потребления пищи совпадает отчасти по времени с процессами общения людей, воспитания, развлечения. Выбор месторасположения предприятия питания происходит перед его строительством или при реконструкции ранее построенного здания в предприятие питания. Существует мнение, что удачное расположение ресторана может на 30% повысить его товарооборот. Основной деятельностью предприятия питания являются приготовление и реализация пищи. Для развлечения посетителей комфортабельные предприятия питания приглашают музыкантов, артистов. На балансе предприятия могут числиться магазины, подсобные хозяйства и пр., что свидетельствует о развитии неосновной деятельности предприятия. В зависимости от формы участия в основной деятельности предприятия выделяют подразделения (цехи), результат деятельности которых – кулинарная продукция, и подразделения (отделы, службы), не производящие продукцию, а выполняющие функции организации, обслуживания производства и управления им (например, дирекция, склад, бухгалтерия). В основных цехах готовится и реализуется пища. В подсобных цехах осуществляются мойка сырья, тары, хранение отходов и т.д. Вспомогательные службы необходимы для функционирования основных цехов и предприятия в целом. Таковы, в частности, транспортные, энергетические, ремонтные службы. Продукция предприятия питания может выражаться в двух формах: продукт и дополнительная обработка кулинарных изделий. К продуктам относятся блюда, кулинарные изделия, полуфабрикаты, булочные, мучные кондитерские изделия, напитки. Изучение продуктов по степени готовности имеет важное значение для анализа результатов деятельности предприятия и управления им. Необходимо учитывать также цикл приготовления пищи. Современные технологии позволяют разделять по времени и в пространстве стадии обработки сырья, полуфабрикатов, кулинарных изделий. Предприятия питания с неполным технологическим циклом, занятые лишь дополнительной обработкой кулинарных изделий, представляют прогрессивное направление развития индустрии питания. Сырьем для таких предприятий служат полуфабрикаты, кулинарные изделия. Для выполнения различных технологических процессов предусматриваются помещения для приема и хранения сырья, производственные, для потребителя, служебные и бытовые, технические. К помещениям для приема и хранения сырья относят приемочную, неохлаждаемые кладовые, охлаждаемые камеры, моечную тару. Производственные помещения (кухня) в общем случае будут состоять из заготовочных цехов (мясной, рыбный, птицегольевой, овощной), доготовочных цехов (горячий, холодный, кондитерский), сервизной, моечных для кухонной и столовой посуды, буфета и раздаточной (если посетители обслуживаются официантами), помещения заведующего производством. Помещения для обслуживания потребителей включают аванзал, залы для потребителей, помещение официантов, вестибюльную группу помещений, артистическую. При самообслуживании посетителей сюда относятся также буфет и раздаточная. В служебные и бытовые помещения входят помещения дирекции, управленческого персонала, бухгалтерии, гардеробные, туалетные, душевые, ванные для персонала, бельевые, помещения для приема пищи персоналом. Мастерские, службы жизнеобеспечения предприятия относятся к техническим помещениям. Перечень помещений предприятия питания формируется в соответствии с санитарными требованиями, нормами, особенностями технологии. Здание оснащается сложным инженерным оборудованием. Во всех помещениях устанавливается система автоматического обнаружения пожара, чувствительная к дымам и газам сгорания. Возглавляет предприятие директор. Заведующий производством организует процесс производства полуфабрикатов, кулинарных изделий, блюд. Он контролирует технологию, санитарию, гигиену кухни. В его функции входит ежедневное составление меню, заявок на сырье. Администратор (метрдотель) организует работу в зале для посетителей. В производстве заняты повара разной квалификации, кондитеры, буфетчики, официанты, уборщики зала и другой персонал. Классификация предприятий питания выполняется по многим признакам. По признаку связанности управления различают предприятия, Объединенные в цепи, и предприятия, работающие самостоятельно. К крупнейшим ресторанным цепям США относят Макдоналдс, Бургер Кинг, КФЦ, Уэндиз и др. В зависимости от ассортимента различают предприятия комплексные, универсальные, специализированные. В зависимости от обслуживаемого контингента предприятия могут работать с постоянным контингентом (такое предприятие питания находится при гостинице, санатории и т.п.), с переменным контингентом (например, городской ресторан). В зависимости от метода обслуживания различают предприятия, в которых потребители обслуживаются официантами, предприятия самообслуживания, предприятия смешанного обслуживания. Предприятия питания различаются также по полноте технологического цикла, объему и характеру услуг, виду питания, режиму работы, времени функционирования и другим признакам. Посетителей привлекают интерьер и чистота зала, гигиена кухни, внешний вид персонала, качество блюд, культура, эффективность и эффектность обслуживания. Оборудование, инвентарь должны находиться в хорошем состоянии, отвечать эстетическим вкусам потребителей и пропускной способности зала. Комфорту посетителей служат соответствующая звукоизоляция, освещение, воздухообмен. Чистота зала обеспечивается тщательной его подготовкой к обслуживанию посетителей. Выполняются уборка зала, расстановка мебели, подготовка предметов сервировки и столового белья, сервировка столов. При изучении качества обслуживания посетителей следует выделять три составляющие: характеристику качества приготовления блюд (вкусовые свойства и внешний вид блюда), продолжительность обслуживания, а также собственно качество работ, выполняемых при обслуживании посетителей. К индустрии развлечений относятся предприятия, чья основная деятельность связана с удовлетворением потребностей в развлечениях. Такими единицами являются предприятия с ярко выраженным развлекательным характером деятельности: цирки, зоопарки, аттракционы, парки отдыха, передвижные городки и пр. Разнообразные зрелищные предприятия, включая стационарные и передвижные театры, кинотеатры, изостудии, концертные организации и коллективы (филармонии, оркестры, ансамбли, мюзик-холлы, художественные и музыкальные коллективы радиовещания и телевидения и пр.) также обеспечивают процесс развлечения. Развлечения осуществляются в ходе занятий физической культурой (в искусственных водных бассейнах и на катках, в спортивных залах и клубах, манежах и пр.), а также в ходе посещения спортивно-зрелищных предприятий. Приобщение к культурным ценностям (в библиотеках, музеях, на выставках, во всевозможных клубных учреждениях и т.п.)тоже сопровождается развлечением. К сфере обслуживания населения развлечениями в мировой практике относятся и предприятия туризма, в том числе средства размещения туристов. Для ряда предприятий обеспечение развлечений – не основная деятельность. Радостные эмоции туриста могут быть связаны с любым моментом туристской поездки. Помимо гостиниц к сфере обслуживания населения развлечениями относятся государственные зоны отдыха и исторические достопримечательности. 3. Развитая индустрия туризма. 3.1. Инфраструктура развлечений туристов. Цель индустрии развлечений туристов – создание условий развлечения, т.е. совокупности явлений, от наличия которых зависит результат развлечения. Развлекаясь, человек (группа людей) удовлетворяет свои духовные потребности, оценивает собственную личность, анализирует свою роль в социальных системах. Процессы развлечения осуществляются как в естественной, так и в искусственно созданной обстановке. Социальная направленность развития инфраструктуры развлечений выражается в том, что она служит формированию новых личных и общественных потребностей, а также проявлению и развитию потребностей при сложившихся предпосылках. Инфраструктура развлечений, решая многосторонние задачи (прежде всего воспитания, формирования оптимистического настроения, образования, отдыха, развития культуры), по сути формирует и развивает личность. Заполняя развлечениями часть свободного времени, человек восстанавливает себя и как трудовую единицу. Опыт развития индустрии развлечений в разных странах позволяет представить принципиальный состав ее самостоятельных единиц. К сфере обслуживания населения развлечениями в мировой практике относятся и предприятия туризма, в том числе средства размещения туристов. Для ряда предприятий обеспечение развлечений – не основная деятельность. Радостные эмоции туриста могут быть связаны с любым моментом туристской поездки. Помимо гостиниц к сфере обслуживания населения развлечениями относятся государственные зоны отдыха и исторические достопримечательности. Отрасли промышленности, выпускающие соответствующее оборудование и инвентарь, также должны входить в состав индустрии развлечений. Индустрия развлечений выступает как самостоятельное, относительно обособленное звено экономической системы, привлекая значительные материальные, финансовые и трудовые ресурсы. В этом плане предприятия индустрии развлечений характеризуются специфическими технологиями, системами управления, результатом деятельности, организацией труда персонала. Общие условия театрального зрелища создаются театральным зданием с необходимым оборудованием, актерами и обслуживающим персоналом. Театральное здание композиционно представляется двумя частями: зрительской и демонстрационной. Клуб создается с целью развития социальной активности его членов, реализации их творческого потенциала, просвещения и повышения культурного уровня. Клубная деятельность всегда многофункциональна. Дискотека предоставляет неограниченные возможности для проявления эмоциональных контактов человека и снятия стрессовых ситуаций. К важнейшим социальным характеристикам проведения дискотек относятся изменение эмоционального состояния групп участников, отдельных участников, формирование творческого и самодеятельного персонала дискотеки, социальный контроль поведения участников, стимулирование общения молодежи, развитие ценностно-ориентационных процессов. 3.2. Производственная (промышленная) составляющая инфраструктуры туризма. Развитая индустрия туризма оказывает значительное позитивное воздействие на степень развития смежных отраслей, включая промышленность, на внедрение новых форм хозяйствования, на уровень занятости, а также на регион в целом. Это немаловажно с точки зрения составления комплексной программы социально-экономического развития конкретного региона. К промышленным предприятиям туристской индустрии относятся предприятия стекольной и легкой промышленности, художественные промыслы и др. Многочисленные формы народного декоративно-прикладного искусства группируется по двум следующим основным сферам деятельности: народные художественные ремесла и народные художественные промыслы и промышленность. Художественная промышленность полностью ориентирована на механизированное производство изделий по образцам профессиональных художников, часто учитывающих местные темы, образы, сюжеты произведений и своеобразие местного, уже сложившегося художественного стиля. Примерами являются хрусталь, набивные ткани, гобелены и т.д. Будучи капиталоемким и высокомеханизированным производством, использующим современные технологии, данная сфера деятельности в отличие от народного художественного ремесла менее приспособляема в условиях быстро меняющейся конъюнктуры рынка. Поэтому сегодня такие производства находятся в упадке. Являясь уникальным по своему характеру и художественной значимости, они могут найти выход из кризиса только в ориентации на стабильно существующий рынок сбыта, которым в первую очередь является развивающая сфера туризма. Заключение Такова инфраструктура туризма и гостеприимства. В процессе раскрытия этого вопроса нам стало понятно, что же такое инфраструктура туризма, какие виды инфраструктуры бывают. А также мы теперь знаем что, доступность туристского ресурса, комфортность пребывания туриста в месте посещения обеспечивает развитая инфраструктура. Функционирование и развитие индустрии туризма и гостеприимства в свою очередь выступают в качестве важного элемента социально-экономической системы страны, требующего крупных инвестиций и приносящего немалые доходы государству и предпринимателям. Список используемой литературы. 1. Чудновский А.Д. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве: учебник. М.: ЗАО «Кнорус», 2007г. – 320с 2. Васильев Ю.В., Паразина В.Н., Ушвицкий Л.И. Практикум по теории управления. М.: издательство «Финансы и статистика», 2005г. – 304с. 3. Биржаков М.В. Введение в туризм. СПб.: Издательский торговый дом «Герда», 2000г. 4. Каурова А.Д. Организация сферы туризма. СПб.: Герда, 2004г. 5. Уокер Дж. Р. Введение в гостеприимство. М.: ЮНИТИ, 2002г. |