Реферат: Отчет по практике в Московском филиале ГСК Югория

Название: Отчет по практике в Московском филиале ГСК Югория
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: реферат

Введение.

Практика является важнейшим видом учебно-воспитательного процесса подготовки высококвалифицированных специалистов.

Задачей практики является закрепление теоретических знаний, полученных студентами в процессе обучения, приобретение практических знаний, умений и навыков работы по специальности, изучение методов управления производством, планирование и анализ производственных, экономических и финансовых показателей работы предприятия и его подразделений.

Практика проходила в Московском филиале ГСК «Югория». Основными задачами при прохождении практики являлись:

· изучение основных направлений деятельности, структуру организации и технологии производства, основные функции производственных, экономических и управленческих подразделений;

· оценить номенклатуру и качество выпускаемой продукции;

· выявить формы и методы маркетинговых исследований;

· анализ системы планирования производства и сбыта продукции;

· исследование действующей системы материально-технического обеспечения предприятия;

· проведение необходимого анализа проводимых научно-исследовательских и экспериментальных работ (НИЭР);

· анализ организации труда и системы оплаты труда персонала;

· изучение механизма формирования затрат и ценообразования;

· анализ системы планирования, учета, контроля технико-экономических показателей предприятия;

· изучение оперативной, экономической, финансовой отчетностей;

· провести анализ финансовых результатов деятельности компании.

Базой для прохождения практики послужило отделение Московского филиала ОАО ГСК «Югория».

1. О предприятии.

ОАО "Государственная страховая компания "Югория" основана в 1997 г. Единственным акционером компании является Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, представляемый Департаментом государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Уставный капитал компании в настоящее время составляет 1,833 млрд. рублей.

ГСК «Югория» - универсальная страховая компания. Компания вправе осуществлять деятельность по 20 видам страхования и перестрахованию с использованием 72 различных правил страхования. Особое внимание компания уделяет развитию региональной сети, на долю филиалов традиционно приходится около 80% общего объема страховых взносов. Мощная региональная сеть компании состоит из 53 филиалов и 130 агентств, работающих в 40 регионах России. Для оптимизации управления в 2005 году были созданы территориальные управления. В настоящее время их пять: в Ханты-Мансийске, Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону.

Высокие темпы роста компании на протяжении последних шести лет значительно опережают темпы развития страховой отрасли в России. Среднегодовой прирост страховой премии за последние пять лет составляет 57%, что в два раза превышает среднерыночные показатели по России. ГСК «Югория» ежегодно укрепляет позиции на рынке России, стабильно поднимается в рейтингах крупнейших страховщиков, в настоящее время.

Приоритетные цели развития компании: рост капитализации, внедрение международных стандартов деятельности. Свои перспективы «Югория» связывает с внедрением более высоких стандартов деятельности, повышением качества страхового продукта и сервисного обслуживания клиентов. ГСК «Югория» - член профессиональных объединений: Всероссийского союза страховщиков, Российского союза автостраховщиков, Национального союза страховщиков ответственности, Российского сельскохозяйственного страхового пула.

Компания является лауреатом ежегодной общественной премии в области страхования "Золотая Саламандра" в номинации «Межрегиональная страховая компания 2006 года»; лауреатом Премии «Финансовая Элита России 2007» в номинации «Лучшая региональная страховая компания»; лауреатом Всероссийского Конкурса «Элита российского бизнеса 2007» в номинации «За весомый вклад в развитие национальной системы страхования»; лауреатом Международной премии "Российский Финансовый Олимп-2006" в номинациях "Лучшая региональная страховая компания", «Самая динамично развивающаяся страховая компания»; лауреатом других федеральных и региональных премий и конкурсов.

Генеральный директор ОАО «ГСК «Югория» Волков В.В. является членом Экспертного совета по страхованию при Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору; членом-корреспондентом Международной Академии менеджмента; победителем Российского конкурса «Менеджер года 2005»; лауреатом премии «Золотая Саламандра» в номинации «Руководитель межрегиональной страховой компании 2005 года»; лауреатом Премии «Российский Финансовый Олимп-2006» в номинации «Руководитель года». В 2007 году В. В. Волков избран депутатом Тюменской областной Думы от партии «Единая Россия».

Стратегия развития компании соответствует политике государства в области формирования модели социально-ответственного бизнеса. В компании действует ряд благотворительных программ, в том числе по оказанию помощи малообеспеченным гражданам. Спонсорство и участие в благотворительных акциях компания считает наиболее приемлемым способом выразить гражданскую позицию, содействовать развитию и процветанию россиян.

В различных городах через свои подразделения «Югория» постоянно оказывает помощь в проведении фестивалей, конкурсов, спортивных соревнований местного масштаба. Филиалы компании выступают спонсорами различных художественных студий, театров, детско-юношеских спортивных клубов и секций. В традициях компании осуществление помощи детским домам, пенсионерам и ветеранам во всех регионах, где есть представительства «Югории».

Среди постоянных клиентов компании: Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югра, ОАО «Ханты-Мансийский банк», ОАО «Западно-Сибирский коммерческий банк», ОАО «Югрателеком» (Ханты-Мансийск); ЗАО «Промышленная лизинговая компания», ЗАО «Лизинговая компания «Европа», ООО Холдинговая компания «Лидер» (Екатеринбург); Фонд «Центр стратегических разработок», Институт физики полупроводников, Институт вычислительных технологий, женский баскетбольный клуб «Спартак» (Москва); Завод «Алмаз» (г. Ростов-на-Дону); МНТК «Микрохирургия глаза» имени С. Федорова, ОАО «Северное морское пароходство» Гостиничный комплекс «Балтийская звезда», ЗАО «Трест Ленмостострой», (Санкт-Петербург); авиакомпания «Ютэйр» (Сургут); СКП ОАО «АВТОВАЗ» (г. Тольятти), Администрация Тюменской области, ОАО ДОК «Красный Октябрь» (Тюмень) и многие другие.

Адрес Московского филиала: г. Москва, ул. Бутырский вал, д.68/70

2. Исследование рынка и конкурентов.

Любая организация или компания находится под воздействием внешней среды, и она вынуждена реагировать на происходящие изменения. Существует три основных фактора, влияющих на фирму – это поставщики, конкуренты и потребители. Эти факторы наиболее подробно будут рассмотрены, благодаря модели 5 сил М. Портера.

Также существуют факторы косвенного и прямого воздействия на организацию. К прямым относятся факторы, которые оказывают непосредственное влияние на компанию. Это деятельность конкурентов, деятельность государства по отношению к компаниям, занимающихся страховым бизнесом, поведение клиентов.

К косвенным же относят те факторы, которые не оказывают немедленного влияния на организацию, но в определенной степени влияют на ее функционирование. Это, прежде всего экономическое развитие страны, а также ее состояние на данный период времени, введение новых разработок в области страхования, определенные политические (законодательные) и демографические изменения. А также к косвенным факторам можно отнести общественные связи и благотворительную политику страховой компании «Югория», которая во многом определена ее направленностью на развитие и защиту проектов, имеющих общегосударственное значение. Во-первых – это участие в профессиональных сообществах, во-вторых, спонсирование спортивных мероприятий и участие в научных и культурных проектах, и, в-третьих – шефская деятельность.

Для наиболее детального анализа внешней среды страховой компании «Югория» используется методика модель 5 сил М. Портера. Данная методика очень проста в изучении и удобна для комплексного восприятия особенностей внешней среды страховых организаций.

Модель 5 сил М. Портера включает в себя:

- конкурентную борьбу;

- угрозу появления новых конкурентов;

- угрозу появления товаров-субститутов;

- способность покупателей диктовать свои условия;

- способность поставщиков диктовать свои условия.

Если применять данную модель к деятельности страховой компании «Югория», то можно сделать следующие выводы.

Конкурентная борьба. Вообще на данный момент страховых компаний в России более 1000, поэтому ясно, что конкурентная борьба очень жесткая. В то же время есть несколько факторов, которые еще более обостряют конкуренцию. Во-первых, это вхождение страховых компаний в ВТО и, во-вторых, стремление государства свести к минимуму количество страховых компаний, а именно до 300.

Все это свидетельствует о том, что на рынке страховых услуг господствуют только те компании, которые довольно продолжительный срок предоставляют свои услуги и обладают мощной региональной страховой структурой во многих городах России.

Что касается «Югории», то данная организация составляет довольно большую конкуренцию всем крупным страховым компаниям России, таким как «Ингосстрах», «Росгосстрах», «Московская страховая компания», «РЕСО», «Согласие», «УралСиб» и «МАКС», то есть успешно конкурирует с крупными компаниями и даже входит в число пятидесяти крупнейших компаний России.

Угроза появления новых конкурентов. Вообще такая угроза присуще абсолютно всем организациям и компаниям. Но, чтобы создать страховую компанию государственного масштаба, способную составить конкуренцию уже существующим компаниям, необходим не только большой объем капиталовложений, но и компетентных в этой отрасли сотрудников.

Поэтому, можно сделать вывод, что, в общем, не выгодно внедряться на рынок страховых услуг, так как на сегодняшний день страховых компаний в 3,5 раза больше, чем планировалось государством. И если сейчас начнется отсеивание со стороны государства, то останется 300 успешно развивающихся крупных страховых компаний. Так что существует очень большой риск для новых страховых компаний потерпеть финансовый крах.

Угроза появления услуг-субститов. Услуги-субституты, если переносить их на деятельность страховых компаний, это, прежде всего, появление новых видов страхования. И составить конкуренцию в наиболее разнообразном ассортименте могут только иностранные компании, так как за рубежом страховая деятельность более развита, чем в России. А так как видов страхования больше, то и страховые тарифы значительно ниже российских, в первую очередь за счет того, что страховые резервы иностранных компаний в 3-4 раза больше, чем страховые резервы российских компаний.

Способность клиентов диктовать свои условия. В принципе такая ситуация неприемлема для страховых компаний, так как существует фиксированная ставка на те или иные страховые услуги и снизить ее страховые агенты не имеют права. Но в связи с очень высокой конкуренцией руководство компании, в силу финансовых возможностей данной компании, может незначительно снизить размер страховых ставок.

Способность поставщиков диктовать свои условия. Поставщиков как таковых в страховой деятельности не существует. Но есть люди, которые разрабатывают страховые программы – андеррайтеры. И конечно при продаже новых разработанных видов страхования андеррайтеры устанавливают свои цены.

Таким образом, можно сказать, что страховая компания «Югория» занимает довольно выгодное положение на российском страховом рынке, и пошатнуть ее финансовое состояние если смогут, то только крупные иностранные компании.

3.Экономическое развитие предприятия.

Стратегия в управлении – это масштабный, неограниченный временными рамками прогноз в отношении совершенствования конкурентной позиции, выбора рынка, видов услуг, а также путей достижения поставленных целей.

То есть стратегия представляет собой план действий, включающий в себя понятие о том, когда, как, зачем и что компания собирается предпринять.

Все стратегии, которые организации применяют в реальной жизни, являются модификациями нескольких базовых стратегий. Поэтому выделяют четыре базовых стратегии:

1 Ограниченный рост – эту стратегию выбирает большинство организаций в сложившихся отраслях. Цели развития устанавливаются от достигнутого и корректируются на изменяющиеся условия. Это простой, наименее рискованный путь.

2 Рост – применяется в динамично развивающихся отраслях. Для нее характерно повышение уровня развития над уровнем предыдущего года.

3 Сокращение – к этой стратегии прибегают, когда показатели ухудшаются.

4 Комбинированная стратегия – это любое сочетание альтернатив.

Выбор стратегии является центральным моментом стратегического управления, поэтому в государственной страховой компании ОАО «Югория» выделяют три основных стадии:

- на первой стадии создается стратегия, то есть здесь важно разработать больше стратегий;

- на второй стадии формируется общая стратегия, то есть разрабатывается комплексная программа действий, касающаяся деятельности всего предприятия;

- на третьей стадии общая стратегия наполняется конкретным содержанием, по отдельным функциональным зонам разрабатываются частные стратегии, то есть происходит детализация стратегии для каждого отдела.

Выбор стратегии в основном зависит от внешних и внутренних характеристик предприятия, поэтому можно сделать вывод, что страховой компании «Югория» присуще стратегия роста, так как страховой бизнес – это динамично развивающийся и совершенствующийся бизнес. При этом компания постоянно расширяет ассортимент оказываемых услуг, а именно новых видов страхования, преследует цель получения больших объемов прибыли и, следовательно, увеличения страховых резервов.

Формирование стратегии роста компании также включает:

- выявление видов страхования, которые компания хотела бы внедрить в будущем;

- определение сфер направления своих усилий при различных вариантах роста по трем уровням. На первом уровне выявляются возможности, которыми компания может воспользоваться при нынешних масштабах деятельности. Это, например, более глубокое внедрение с уже существующими видами страхования на старый рынок, либо расширение границ отработанного рынка, либо совершенствование видов страхования, но на отработанном рынке. На втором уровне выявляются возможности интеграции с другими элементами маркетинговой системы отрасли (например, ужесточение политики с конкурентами). На третьем уровне выявляются возможности, открывающиеся за пределами отрасли (например, освоение совершенно новых видов страхования).

Так вот ГСК «Югория» на данный момент находится на первом уровне, то есть использует возможности интенсивного роста.

Одно из стратегических направлений компании – развитие бизнеса на федеральном рынке страховых услуг. ГСК «Югория» стремится создать разветвленную сеть филиалов в стране, совершенствуя уже функционирующие структуры в центральном регионе. Стратегическая задача - стать крупнейшей компанией федерального уровня.

«Югория» является Государственной страховой компанией, поэтому ее деятельность абсолютно прозрачна. У компании имеются достаточные финансовые и людские ресурсы для реализации поставленных задач. Десятилетний опыт работы не пропал даром. ГСК «Югория» строит разветвленную сеть продаж в стране. Основные усилия будут направляться на укрепление тех филиалов, которые уже открыты в крупных городах. В первую очередь – в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Краснодаре и Самаре.

В компании активно строится система современного управления бизнесом. Все составляющие для успешного его развития имеются. А если к ним прибавить еще и желание коллектива - то цель будет достигнута.

Руководство ГСК «Югория» используют стратегию роста, то есть это:

1 рост уставного капитала;

2 увеличение страховых резервов;

3 расширение филиальной сети в стране;

4 укрепление позиций на рынке страховых услуг;

5 увеличение объёмов страховых сборов;

6 выход на международный рынок страховых услуг.

Являясь активным участником страхового рынка, ГСК «Югория» осуществляет деятельность по десяткам видов добровольного страхования, а также имеет лицензию на проведение обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Приоритетными в деятельности компании стали классические виды страхования.

Основные виды страховой деятельности можно объединить в следующие отрасли страхования:

• имущественное страхование;

• страхование ответственности;

• личное страхование.

Осуществляя свою деятельность по вышеупомянутым направлениям, «Югория» имеет лицензии на следующие виды страхования:

- добровольное медицинское страхование;

- страхование жизни с выплатой страховой ренты;

- добровольное страхование от несчастных случаев и болезней;

- страхование детей от несчастного случая;

- коллективное страхование работников от несчастных случаев и болезней за счет средств предприятий;

- страхование работников детективных (охранных) служб от несчастных случаев;

- страхование судей всех судов общей юрисдикции Российской Федерации;

- страхование граждан, выезжающих за границу;

- комплексное страхование граждан, выезжающих за пределы постоянного места жительства;

- обязательное личное страхование пассажиров (туристов, экскурсантов) автомобильного, внутреннего водного транспорта;

- добровольное страхование домашнего имущества граждан;

- добровольное страхование автотранспортных средств;

- добровольное страхование строений граждан;

- комплексное ипотечное страхование;

- страхование имущества предприятий;

- страхование имущества юридических лиц от огня и других опасностей;

- страхование контейнеров;

- страхование грузов;

- страхование воздушных судов;

- страхование водного транспорта;

- страхование сельскохозяйственных животных;

- страхование урожая сельскохозяйственных культур;

- страхование лесного фонда;

- страхование газо- и нефтепродуктопроводов;

- страхование гражданской ответственности при осуществлении работ в области недропользования;

- страхование инженерных сетей;

- страхование строительно-монтажных работ;

- страхование инвестиций;

- страхование дополнительной пенсии;

- страхование банковских вкладов и других инвестиций;

- страхование непредвиденных расходов;

- страхование рисков, связанных с использованием пластиковых карточек;

- страхование риска неуплаты банковского кредита (страхование банковских ссуд);

- страхование неисполнения договорных обязательств;

- страхование ответственности финансовых институтов за причинение убытков;

- страхование гражданской ответственности изготовителей и продавцов товара, исполнителей работ и услуг;

- страхование профессиональной ответственности строителей;

- страхование профессиональной ответственности риэлтеров;

- страхование профессиональной ответственности нотариусов;

- страхование ответственности юристов и адвокатов;

- страхование ответственности медицинских учреждений и частнопрактикующих врачей;

- страхование ответственности таможенных перевозчиков;

- страхование гражданской ответственности владельцев воздушных судов и авиаперевозчиков;

- страхование гражданской ответственности автоперевозчиков (аэровокзала) за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров;

- страхование гражданской ответственности предприятий - источников повышенной опасности;

- страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц окружающей природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте;

- страхование гражданской ответственности устроителей зрелищных, спортивных, оздоровительных культурных и общественных мероприятии;

- страхование общегражданской ответственности физических юридических лиц;

- обязательное страхование автогражданской ответственности.

Таким образом, стратегия роста идеально подходит для такой динамично развивающейся компании, как «Югория». Но для наиболее эффективной деятельности компании, руководителям рекомендуется применять стратегические альтернативы, то есть набор различных стратегий, в которые обязательно нужно включить стратегию управления персоналом. Так как продажа страховых услуг проходит с помощью страховых агентов, то на их развитие требуется обратить повышенное внимание.

4.Анализ финансового состояния предприятия.

4.1. Методы и приемы проведения анализа.

В процессе анализа используются различные методы и приемы с учетом поставленных целей и задач, а также имеющихся в распоряжении аналитика временных, информационных ресурсов, технического обеспечения. Метод экономического анализа – это способ познания хозяйственных процессов в их взаимосвязи, изменении и развитии.

На протяжении истории развития анализа учеными и практиками были выработаны основные (стандартные) методы анализа финансовой отчетности.

Горизонтальный (временной) анализ – сравнение позиции отчетности с предыдущим периодом, которое позволяет выявить тенденции изменения отдельных показателей. Заключается в построении аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста.

Вертикальный (структурный) анализ . В основе вертикального анализа лежит иное представление отчетности – в виде относительных величин, характеризующих структуру актива и пассива баланса с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. На практике объединяют горизонтальный и структурный анализы, на основе чего строится сравнительный аналитический баланс, который позволяет отслеживать структурные сдвиги в составе имущества и источников их покрытия, определить общие тенденции в изменении финансового положения предприятия. Этот метод позволяет также сглаживать негативное влияние инфляционных процессов.

Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем. Для этого рассчитывается уравнение регрессии, где в качестве переменной выступает анализируемый показатель, а в качестве фактора, под влиянием которого изменяется переменная, – временной интервал. На основании чего строится линия, отражающую теоретическую динамику показателя. Подставив в уравнение регрессии порядковый номер планируемого года, рассчитывают прогнозное значение показателя.

Сравнительный анализ – базируется на сопоставлении значений аналогичных показателей. Это как внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям фирмы, подразделений, так и межхозяйственное сравнение показателей фирмы с показателями конкурентов и со среднеотраслевыми.

Анализ относительных показателей (коэффициентов ). Это ведущий элемент анализа финансового состояния, применяемый различными группами пользователей. Базируется на расчете соотношения различных абсолютных показателей деятельности предприятия между собой, в процессе чего определяются относительные показатели, характеризующие отдельные результаты деятельности и финансового состояния предприятия.

Данный метод занимает особое место в анализе, являясь наиболее эффективным и вместе с тем самым проблемным. Эффективность коэффициентов заключается в том, что они наиболее точно позволяют определить слабые и сильные стороны предприятия, выявить основные направления динамики показателей, степень воздействия факторов на результативный показатель. Однако существуют проблемы с интерпретацией коэффициентов, необходим учет отраслевой и региональной специфик предприятия. А множественность коэффициентов, используемых в анализе, затрудняет однозначную оценку.

Факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым, т.е. заключающимся в раздроблении результативного показателя на составные части, так и обратным, когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель. Он позволяет получить наиболее углубленную оценку условий формирования отдельных агрегированных финансовых показателей.

В настоящее время финансовый анализ включает в себя большую совокупность различных методов и приемов.

Жестко детерминированные модели факторного анализа широко распространены, особенно в рамках ретроспективного анализа. Существуют следующие виды моделей:

· аддитивная модель , в которую факторы входят в виде алгебраической суммы (например, издержки на производство продукции включает амортизационные отчисления, материальные затраты и оплату труда);

· мультипликативная модель , представлена произведением факторов;

· кратная модель представляет собой отношение факторов (например, производительность труда – это средняя выработка на одного работника);

· смешанная модель, т.е. факторы включены в различных комбинациях.

·

4.2. Информационное обеспечение анализа.

Анализ хозяйственной деятельности базируется на использовании экономической информации. Экономическая информация – это совокупность сведений, характеризующих экономическую сторону производства. При необходимости также используют техническую и технологическую информацию, информацию об организации производства. Важным элементом информационного обеспечения являются законы, постановления, определяющие правовую основу деятельности предприятия, а также нормативные документы государственных органов РФ, международных организаций, содержащие требования, рекомендации и нормативы в области финансов.

Основная задача бухгалтерского учета – удовлетворить потребности пользователей в финансовой информации через бухгалтерскую отчетность. ПБУ 4/99 гласит: «Пользователь – это юридическое и физическое лицо, заинтересованное в информации об организации». В соответствии с Федеральным законом РФ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (приказ Минфина РФ от 29.07.98 №34н) и ПБУ 4/99, предприятия и организации представляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность следующим пользователям: собственникам предприятия, налоговым органам, органам государственной статистики для обобщения и публичного использования информации внешними пользователями, другим государственным органам, на которые возложена проверка отдельных сторон деятельности предприятия.

Приказом Минфина РФ от 13.01.2000 г. №4н определены состав, порядок составления и предоставления отчетности, а также рекомендованы образцы отчетных форм. Предприятия самостоятельно, согласно общим требованиям, представленным в ПБУ 4/99, должны разработать собственные формы отчетности. В состав бухгалтерской отчетности организации включаются:

· Бухгалтерский баланс – форма №1;

· Отчет о прибылях и убытках – форма №2;

· Отчет об изменениях капитала – форма №3;

· Отчет о движении денежных средств – форма №4;

· Приложение к Бухгалтерскому балансу – форма №5;

· Пояснительная записка;

· Итоговая часть аудиторского заключения.

Основным источником информации служит бухгалтерский баланс. Согласно ст. 48 ГК РФ он является одним из признаков юридического лица, обеспечивая реализацию принципа бухучета – имущественную обособленность хозяйствующего субъекта. По балансу определяют конечный финансовый результат работы предприятия в виде наращения собственного капитала за отчетный период. Баланс содержит информацию на определенную дату об имуществе предприятия, входящего в актив, и источников его образования, составляющих пассив. Информация представляется «На начало года» и «На конец года».

Статьи актива размещаются в балансе по степени ликвидности, т.е. в прямой зависимости от того, с какой быстротой данная часть имущества приобретает денежную форму. В отечественной практике актив строится в порядке возрастающей ликвидности. Статьи пассива баланса группируются и располагаются по возрастанию степени срочности погашения обязательств. Пассив определяется как обязательства за полученные ценности. Балансовое уравнение имеет вид: Активы = Капитал + Обязательства

Баланс позволяет оценить эффективность размещения капитала предприятия, его достаточность для хозяйственной деятельности, оценить размер и структуру заемных источников. На основе изучения баланса внешние пользователи могут принять решения о целесообразности и условиях ведения дел с данным предприятием как с партнером; оценить кредитоспособность предприятия как заемщика; оценить возможные риски своих вложений, целесообразность приобретения акций данного предприятия. Некоторые статьи баланса расшифровываются в Приложении к балансу (форма №5). Данные формы №5 вместе с балансом и показателями формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» используются для оценки финансового состояния предприятия .

Форма №2 «Отчета о прибылях и убытках» содержит сведения о текущих финансовых результатах деятельности предприятия за отчетный период. Показаны величины бухгалтерской прибыли или убытка и слагаемые этого показателя. В форме представлены также выручка от реализации продукции, затраты предприятия на производство, коммерческие и управленческие расходы, суммы налога на прибыль и отвлеченных средств, нераспределенная прибыль. Форма №2 является источником информации для анализа финансового результата деятельности организации, его структуры и динамики, а также факторного анализа прибыли и рентабельности.

Отчет об изменениях капитала (форма №3) отражает данные о движении собственного капитала, фондов и резервов, содержит показатель чистых активов, показывает структуру собственного капитала предприятия, представленную в динамике. По каждому элементу отражены данные об остатке на начало года, пополнении источника собственных средств, его расходовании и остатке на конец года.

Отчет о движении денежных средств (форма №4) отражает остатки денежных средств на начало года и конец отчетного периода и потоки денежных средств в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) содержит подробную информацию о движении заемных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, амортизируемом имуществе, затратах организации, финансовых вложениях и т.д., что дает возможность провести подробный анализ.

Пояснительная записка является одним из основных источников дополнительной информации, т. к. раскрывает общие данные по организации; объявляет об изменениях учетной политики; раскрывает финансовые и другие данные, используемые в анализе; выявляет и оценивает положительное и отрицательное влияние факторов на итоговые результаты деятельности предприятия; интерпретирует, обобщает полученные результаты анализа.

Аудиторское заключение (для предприятий, подлежащих обязательному аудиту) является гарантией соответствия бухгалтерской отчетности установленным требованиям, что способствует уменьшению риска, связанного с принятием решения.

Таким образом, информационная база, которая может быть использована при анализе деятельности предприятия, весьма обширна. Объем ее использования зависит прежде всего от вида самого анализа.

4.3. Основные задачи финансового анализа:

1. Своевременное выявление и устранение недостатков деятельности фирмы и поиск резервов (по улучшению финансового состояния)

2. Прогнозирование возможных финансовых результатов, экономической рентабельности, исходя из наличия собственного капитала, реальных условий хоз. деятельности и конъюнктуры рынка;

3. разработка моделей финансового состояния при различных вариантах использования ресурсов.

4. Разработка конкретных мероприятий по повышению финансовых результатов и совершенствованию ФСП (финансовое состояние предприятия.) Для этого необходимо проанализировать:

- Наличие и размещение капитала, эффективность и интенсивность его использования.

- Оптимальность структуры активов и пассивов баланса и степень производственного и финансового риска.

- Оптимальность и равновесное состояние структуры источников формирования оборотных активов (в т.ч. запасов).

- Платежеспособность, ликвидность, кредитоспособность и инвестиционная привлекательность предприятия, риск банкротства

- Рейтинг предприятия.

- Запас финансовой устойчивости (зона безубыточного объема продаж).

Полный анализ финансового состояния предприятия — сложная комплексная задача, требующая затраты значительных усилий и времени. Но можно достаточно быстро получить представление о финансовом состоянии предприятия на основе данных Баланса и Отчета о прибылях и убытках (см. Приложения).

Для быстрой оценки финансового состояния предприятия проводят горизонтальный и вертикальный анализ баланса, горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках. На основании наборов соответствующих финансовых коэффициентов, вычисляемых по данным баланса и ОПУ определяют уровни платежеспособности, ликвидности, финансовой устойчивости и деловой активности предприятия.

Коэффициенты ликвидности. Характеризуют текущую платежеспособность предприятия.

· Коэффициент текущей ликвидности характеризует способность компании погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счёт оборотных активов.

Ктл =

=8927127/1705+72707+13253 = 101,8

=8952752/58507+15034=121,7

Повышение коэффициента текущей ликвидности в 2009 году по сравнению с 2008 говорит об улучшении платежеспособности предприятия.

· Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности характеризует способность компании погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счёт оборотных активов.

=стр.240+стр.250+стр.260/стр.610+стр.620+стр.660

= 448713+839626/87665=14,7

= 9233+4590/1500+27212=13,9

· Коэффициент абсолютной ликвидности характеризует способность компании погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счёт денежных средств, средств на расчетный счетах и краткосрочных финансовых вложений.

= стр.250+стр.260/стр.610+стр.620+стр.660

= 839626/13253+72707=9,7

= 311776/58507+15034=4,2

Финансовую устойчивость предприятия, соотношение собственных и заемных средств характеризуют коэффициенты структуры капитала:

· Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует достаточность у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для финансовой устойчивости.

= стр.490-стр.190/стр.290

= 2609794-1255877/7671215 = 0,17

= 2631712-1195127/7757625 = 0,18

Повышение коэффициента обеспеченности собственными средствами говорит о обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами.

· Коэффициент маневренности собственного капитала показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, т.е. вложена в оборотные средства, в наиболее маневренную часть активов.

= стр.490-стр.190/стр.490

= 2609794 - 1255877/2609794 = 0,51

= 2631712 - 1195127/2631712 = 0,55

· Коэффициент автономии (Коэффициент финансовой независимости) показывает долю активов предприятия, которые обеспечиваются собственными средствами.

= стр.490/стр.700

= 2609794/8927127 = 0,29

= 2631712/8952752 = 0,30

Коэффициенты оборачиваемости средств характеризуют эффективность финансового менеджмента:

· Коэффициент оборачиваемости активов показывает, сколько раз за период, обычно за год, совершается полный цикл производства и обращения, приносящий эффект в виде прибыли.

= стр.10 Ф2/стр.300

= 7015574/8927127= 0,78

= 8668439/8952752= 0,96

· Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности показывает сколько раз за период (за год) оборачивается кредиторская задолженность.

= стр.10 Ф2/стр.620

= 7015574/411080 = 17,1

= 8668439/562471 = 15,4

· Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает сколько раз за период (за год) оборачивается дебиторская задолженность.

= стр.10 Ф2/стр.230+стр.240

= 7015574/519955 = 13,5

= 8668439/772881 = 11,2

Коэффициенты оборачиваемости дебиторской задолженности не превышают коэффициенты оборачиваемости кредиторской задолженности, это значит, что компания не может во время рассчитываться с кредиторами.

· Коэффициент оборачиваемости оборотных активов характеризует эффективность использования (скорость оборота) оборотных активов.

= стр.10 Ф2/стр.290

= 7015574/7671250 = 0,92

= 8668439/7757625 = 1,12

Заключение.

В ходе прохождения практики мной был проведен анализ финансового состояния предприятия за 2008-2009 год.

В результате произведенных расчетов было выявлено улучшение финансового состояния предприятия в 2009 году по сравнению с предыдущим годом. Динамика роста наглядно видна по многим показателям.

Предприятие постоянно растёт и развивается, планирует войти в число первых десяти страховых компаний России. Таким образом, в процессе написания отчета были выработаны следующие рекомендации:

1. Увеличение количества продающих подразделений;

2. Внедрение мотивации для работников Компании в зависимости от финансового результата;

3. Автоматизация основных бизнес-процессов Компании;

4. Качественное улучшение существующих и разработка новых страховых продуктов;

5. Внедрение системы качества сервисного обслуживания клиентов;

6. Строгое выполнение Компанией взятых на себя обязательств перед клиентами по договорам страхования;

7. Увеличение узнаваемости бренда Компании