Реферат: Учёт хозяйственных операций на предприятии 2
Название: Учёт хозяйственных операций на предприятии 2 Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Байкальского государственного университета экономики и права в г. Братске Кафедра бухгалтерского учёта и налогообложения Специальность «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» Дисциплина «Теория бухгалтерского учёта» КУРСОВАЯ РАБОТА УЧЁТ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ Вариант 3
Братск, 2010 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1 УЧЁТНЫЕ РЕГИСТРЫ 1.1 Понятие учётных регистров 1.2 Виды учётных регистров 1.3 Требования к ведению учётных регистров 1.4 Способы выявления и исправления ошибок в учётных регистрах 1.5 Практическое задание к главе 1 2 ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА 2.1 ФБУ «Журнал-Главная» 2.2 ФБУ «Простая» 2.3 ФБУ «Упрощённая» 2.4 ФБУ «Мемориально-ордерная» 2.5 ФБУ «Журнально-ордерная» 2.6 Автоматизированная ФБУ 2.7 Смешанные ФБУ 2.8 Практическое задание к главе 2 3 ОТРАЖЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ НА СЧЕТАХ БУХГАЛТЕРКОГО УЧЁТА 3.1 Понятие счетов бухгалтерского учёта 3.2 Схемы бухгалтерских счетов, их виды 3.3 Классификация бухгалтерских счетов 3.4 Понятие плана счетов 3.5 Практическое задание к главе 3 Введение Эффективно управлять хозяйственной многосложной деятельностью любого предприятия, т.е. целесообразно использовать её ресурсы, немыслимо без данных о наличии ресурсов и результатах их использования. Необходимо наблюдение, измерение и фиксация фактов хозяйственной жизни и их последующее обобщение. Это и есть хозяйственный учёт. Бухгалтерский учёт – один из видов хозяйственного учёта. Назначение любой информационной службы – удовлетворять потребность в информации. Потребителями информации, формируемой аппаратам бухгатерии, являются многие подразделения и лица самой фирмы, многие подразделения и лица самой фирмы, многие внешние контрагенты: поставщики, банки, налоговая инспекция, статорганы и др. Бухгалтерский учёт, стремясь отобразить хозяйственную деятельность , руководствуется следующими принципами: принцип продолжения деятельности, принцип преемственности и принцип осторожности. Метод бухгалтерского учёта состоит из 8 элементов: · Бухгалтерский баланс (характеризует состояние ресурсов фирмы на определенную дату и служит отправной и завершающей позицией каждого очередного цикла работ); · Система бухгалтерских счетов (служит для отражения всех хозяйственных операций); · Двойная запись на бухгалтерских счетах (обеспечивает формирование необходимой и достаточной совокупности экономических показателей и защиту информации); · Оценка имущества; · Калькуляция; · Инвентаризация; · Документирование хозяйственных операций (обязательное оформление документом каждой хозяйственной операции); · Отчетность (формирование результативных показателей с разной степенью обобщения информации). Цель данной работы: · Изучение особенности ведения бухгалтерского учёта на предприятии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: · Изучить учётные регистры; · Изучить ФБУ; · Изучить отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учёта; · На практических заданиях закрепить теоретическую основу. Информация, которую представляет бухгалтерский учёт, составляет базу для принятия экономических решений как внутри организации, так и за пределами многочисленными пользователями рынка учётной финансовой Работа состоит из следующих элементов: содержания, введения, трёх глав, заключения и списка литературы. Первая глава «Учётные регистры» содержит 4 теоретических и 1 практический разделы. В теоретических разделах рассмотрены: понятие Учётных регистров, их виды, требования к ведения и методы выявления и исправления ошибок в учётных регистрах. В практическом разделе приведено решение задач на исправление ошибок в учётных регистрах. Вторая глава «Формы бухгалтерского учёта» состоит из 5 теоретических и 1 практического разделов. В теоретических разделах дано краткое описание семи современных форм бухгалтерского учёта. В практическом разделе составлены: бухгалтерские проводки для журнала регистрации хозяйственных операций по кассе, расчётному счёту и расчетам с подотчётными лицами; журнал-ордер №1, ведомость №1, журнал-ордер №2, ведомость №2, журнал-ордер №7. Глава 3 «Отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учёта» содержит пять теоретических разделов, в которых дано понятие плана счетов бухгалтерского учёта, их виды, схемы, краткая классификация по двум признакам, понятие плана счетов. В шестом практическом разделе главы 3 составлены: журнал регистрации прочих хозяйственных операций; схемы счетов, оборотная ведомость по счетам синтетического учёта и бухгалтерский баланс. 1. УЧЁТНЫЕ РЕГИСТРЫ 1.1. Понятие учетных регистров Данные первичных учётных документов регистрируются и систематизируются в специальных таблицах, которые называются учётными регистрами.[1] Учётные регистры представляют собой специальным образом разграфлённые листы, в которые производятся текущие учётные записи хозяйственных операций. Запись хозяйственных операций в регистры называется учётной регистрацией. [1] В учётных регистрах группируются и систематизируются по счетам данные о состоянии и движении хозяйственных средств и источников их образования. Записи в учётных регистрах могут делаться от руки или с Записи в учётных регистрах используются для контроля за хозяйственной деятельностью предприятия, последующего экономического анализа и подготовки рекомендаций с целью принятия управленческих решений. По данным, приведённым в учётных регистрах, определяется финансовый результат предприятия. [1] 1.2. Виды учётных регистров Все учётные регистры классифицируются по нескольким признакам[2]: · по внешнему виду; · по объёму содержания; · по характеру записи; · по строению регистров. По внешнему виду регистры могут быть книгам, карточками, вкладными листами и электронными носителями. [1] Книги как учётные регистры отличаются тем, что помещённые в них листы с отпечатанными таблицами от начала до конца нумеруются и скрепляются печатью и надписью «Зашнуровано и пронумеровано страниц» с подписями ответственных лиц. [1] Для быстрого нахождения определённых страниц книги в начале в начале или конце её помещается оглавление или составляется алфавитный Обязательные реквизиты книги: наименование предприятия, период времени, за который отражаются хозяйственные операции. [1] Основной недостаток книг заключается в том, что они затрудняют разделение учётного труда, так как с каждой книгой может одновременно работать только один человек, книги непригодны для автоматизации учёта, требующей вкладных учётных регистров. [1] Достоинства книг в том, что переплёт – надёжное средство сохранности листов с учётными записями от различного рода потерь и злоупотреблений. [1] В настоящее время в качестве учётных регистров в основном используются для учёта денежных средств – Кассовая книга. В организациях применяется также Главная книга как регистр синтетического учёта и Книга остатков материалов на складах как регистр аналитического учёта. [1] Карточкой называется бланк, отпечатанный в виде таблицы. Они используются, как правило, для ведения аналитического учёта товарно-материальных ценностей, различного рода расчётов и затрат на Обязательными реквизитами карточек считаются: наименование предприятия, наименование и код синтетического счёта, наименование и код аналитического счёта, единица измерения, количество (для карточек количественно-суммового учёта). В основном они используются для аналитического учёта товарно-материальных ценностей. Карточки подлежат обязательной регистрации в специальном реестре. [1] Существуют различные формы карточек: 1) контокоррентные карточки применяются для учёта в денежном выражении расчётов с дебиторами и кредиторами, подотчётными лицами и т.д. Они имеют одностороннюю форму. Наличие двух параллельных колонок по дебету и кредиту позволяет чётко видеть состояние расчётов предприятия. 2) Карточки количественно-суммового или суммового учёта применяются для учёта товарно-материальных ценностей. В каждой карточке присутствуют три графы: приход, расход и остаток. Каждая графа делится на две колонки: количество и сумма. В заголовке проставляется лимит запаса. [1] Каждая карточка рассчитана на определённое количество записей. После того как карточка будет заполнена, записи продолжают вести на новом бланке той же карточки, присвоив ей очередной порядковый номер страницы. Для хранения и удобства использования используются картотеки. [1] Вкладные листы изготавливаются в типографии на отдельных листах бумаги, определённым образом разграфлённых. Они обязательно имеют название (например, журнал-ордер, ведомость и т.п.), указание периода, на который рассчитан учётный регистр (месяц, квартал), таблицу для ведения учётных записей. Вкладные листы могут применятся в качестве всех видов учётных записей. Они хранятся и брошюруются в папках. [1] Для карточек и вкладных листов необходимо вести реестры. Основное назначение реестров в том, что их наличие не позволяет подменить карточки, а в случае утери какой-либо из них всегда можно установить, какой карточки не хватает. [1] По объёму содержания регистры делятся на регистры аналитического учёта, регистры синтетического учёта, регистры, совмещающие аналитический и синтетический учёт. [2] Для аналитического учёта применяются три вида учётных регистров[1]: 1) регистры, которые ведутся параллельно регистрам синтетического учёта и отдельно от них; 2) регистры, записи в которые производятся с целью группировки и накапливания однородных хозяйственных операций по аналитическим счетам для последующего их переноса итогом за месяц в регистры синтетического учёта; 3) регистры, которые совмещают синтетический и аналитический учёт. Аналитический учёт материальных ценностей чаше всего ведется в отдельных регистрах, записи в которые производятся параллельно записям в регистры синтетического и аналитического учёта (инвентарная карточка по учёту основных средств). [1] Параллельное ведение аналитического учёта с регистрами синтетического учёта создает много технической работы по обобщению и сверке счётных записей путем составления оборотных ведомостей по аналитическим счетам. Поэтому в последнее время стали применять такие регистры аналитического учета, в которых одновременно подготавливаются данные для итоговых записей в синтетические счёта. [1] Регистры синтетического учёта предназначаются для записи хозяйственных операций по синтетическим счетам. В основу построения регистров синтетического учёта заложена шахматная форма графления учётных Дебетуемые счета располагаются в горизонтальных колонках, а кредитуемые – в вертикальных. Каждая хозяйственная операция записывается по дебету одного счёта и по кредиту другого. Сумма хозяйственной операции записывается на пересечении дебетуемого и кредитуемого счёта. Получается, что сумма записывается один раз, а учитывается она дважды: по дебету одного счёта и по кредиту другого. Регистры, совмещающие синтетический и аналитический учёт, – журнал-ордер по счёту «расчёты с подотчётными лицами». По характеру записи регистры подразделяются на хронологические, систематические и комбинированные. [1] Хронологические регистры используются для регистрации хозяйственных операций по мере их совершения и поступления документов в бухгалтерию. Такие регистры обеспечивают контроль за сохранностью поступающих в бухгалтерию документов и полнотой бухгалтерских записей (кассовая книга, журнал хронологической регистрации хозяйственных операций и т. п.). Систематические регистры применяют для записей однородных по содержанию хозяйственных операций. Это регистры для ведения бухгалтерских счетов — Главная книга. [1] Записи в хронологических и систематических регистрах должны дополнять друг друга, вследствие чего сумма оборотов хронологических регистров равна сумме дебетовых или кредитовых оборотов систематических регистров. Комбинированные (комплексные) регистры — регистры, в которых сочетаются хронологические и систематические записи (журналы-ордера, записи в которых ведут по синтетическим счетам в хронологическом порядке). [1] По строению регистры подразделяются на односторонние, линейные и шахматные. [2] В односторонних регистрах вся учётная информация размещена с одной стороны (как правило, справа). Примером могут быть все типовые карточки аналитического учёта. [7] Двусторонние регистры состоят из двух частей: левая предназначена для учёта дебетовых записей, правая – для кредитовых. К таким регистров относится Главная книга. [7] Шахматные учётные регистры построены по принципу шахматной доски. Записи суммы хозяйственных операций в таких регистрах делают только один раз в ячейке на пересечении столбца и строки таблицы, которая означает кредит одного счета и дебет другого. Такое строение значительно сокращает количество записей, поскольку двойной записи осуществляется в один рабочий приём. Шахматная форма является характерным признаком журнально-ордерной формы бухгалтерского учёта. [7] 1.3. Требования к ведению учётных регистров Качество записей в учётные регистры играет в учёте важную роль и является одним из определяющих факторов в достижении своевременности и повышении качества учётных данных. В связи с этим к учётным записям предъявляются требования документальности, своевременности, краткости, точности и ясности. [2] В соответствии с этими требованиями учетной практикой выработан ряд правил ведения записей в учётных регистрах: 1. Записи в учётные регистры должны производиться на основании оформленных, проверенных и размеченных документов. 2. Записи в учётные регистры должны вестись в следующем порядке: • непосредственно в журналах-ордерах; • предварительно группироваться в ведомостях. 3. По окончании записей на каждом документе во избежание повторного его использования делается отметка путём проставления в разметке номера учётного регистра, в котором этот документ отражён. 4. Записи в учётные регистры должны производиться своевременно. 5. Кроме текущих записей в практике бухгалтерского учёта широко применяется запись однородных операций итогом за месяц по совокупности документов (расход материалов на производственные и другие нужды, начисленная заработная плата). 6. Содержание записи в учётных регистрах определяется видом учётного регистра, его построением и назначением, но можно выделить обязательные элементы записей: • дата записи в учётный регистр; • номер и дата документа, на основании которого произведена запись; • основание записи (краткое содержание записи со ссылкой на наименование, номер и дату того документа, на основании которого произве- • номера счетов и позиций аналитического учёта; • сумма. [2] Целесообразно применять в учётных записях выработанные практикой сокращения некоторых наименований: «сч.» — счёт, «тр.» — требование, «а/о» авансовый отчёт, к/о – кассовый ордер и др. [1] Сумма итогов подсчитывается по каждой графе и записывается в специально отведённых для этого строках и графах регистров. [1] Одна из задач подсчёта итогов – проверка их правильности. [1] После всех проверок записей, итогов и полного согласования журналов-ордеров и ведомостей заполняется заключительная сверка учётных данных - перенос итогов журналов-ордеров в Главную книгу. По выверенным данным Главной книги, журналов-ордеров, ведомостей и карточек составляется 1.4. Способы выявления и исправления ошибок в учётных регистрах При составлении первичных документов или учётных регистров могут быть допущены ошибки. Они должны быть выявлены и исправлены. [8] При большом количестве записей в учётных регистрах для обнаружения ошибок в них используется: сплошная проверка (пунктировка записей), выборка, просмотр первичных документов. [8] Пунктировка записей состоит в том, что все записи в учётных регистрах, в которых обнаружена ошибка, последовательно сверяются с документами или другими учётными регистрами, в которых отражены те же операции. Перед каждой проверенной суммой ставиться специальный значок (V) для того, чтобы видеть, какие суммы проверены, а какие – нет. [8] Выборка – способ выявления ошибок при несовпадении синтетического и аналитического учёта. Для этого делают выборку сумм из аналитических счетов по статьям или субсчетам синтетического счёта. Затем подсчитывают итоги выборки и сравнивают с данными синтетического счёта. [8] При неправильно составленных проводках ошибки выявляются путём просмотра их и ознакомления с первичными документами, на основании которых были составлены проводки. [8] После того, как ошибки найдены, производят их исправление. [8] Корректирующий способ применяется для исправления ошибок в документах (кроме кассовых и банковских) до подведения итогов в них. Исправление производиться путём зачёркивания неправильных записей одной чертой так, чтобы можно было прочитать зачёркнутое, и записывания правильных сумм, заверенных подписью исправляющего с оговоркой «Исправлено». [8] Ошибки, допущенные в корреспонденции счетов и повторенные в разных учётных регистрах, исправляются способом «дополнительный проводок». Этот способ применяется также в том случае, если корреспонденция счетов правильная, но сумма указана меньшая, чем следовало, или ошибка обнаружена после подведения итогов. Ошибка исправляется путём составления дополнительной бухгалтерской записи. [8] Например, была составлена проводка: Дт 10 Кт 60 200 руб., а следовало указать сумму 250 руб. Для исправления ошибки составляют дополнительную запись на сумму разницы (250-200) = 50 руб. Дт 10 Кт 60 50 руб. Способ «Красное сторно» (аннулирование) применяется при исправлении ошибок в корреспонденции счетов. Цифры, записанные красными чернилами на счетах, при подсчете итогов вычитаются. [8] Способ обратных проводок используется для исправления неправильной корреспонденции счетов. При этом неправильная запись исправляется обратной проводкой, а затем делается правильная запись. [8] Например: Отпущены материалы для изготовления продукции на сумму 2500 руб. Неправильная проводка: Дт 23 Кт 10 2 500 Обратная проводка: Дт 10 Кт 23 2 500 Правильная проводка: Дт 20 Кт 10 2 500 Данный способ можно использовать, если не искажается экономическое содержание операции. [8] 1.5. Практическая часть к главе 1. Задача 1. На основании данных для выполнения задачи выявить ошибку и исправить ее способом дополнительной записи, при этом на схемах счетов бухгалтерского учета отразить начальную хозяйственную операцию и внесенные исправления. Данные для выполнения задачи: в организации в производство отпущены материалы на сумму 85 500 руб. На счетах бухгалтерского учета была осуществлена следующая запись Д 20 К 10 80 000 руб. Решение: Корреспонденция счетов указана правильно, но в меньшей сумме. На основании оправдательного документа дополнительно производится запись обычными чернилами на сумму 5500 руб. На схемах счетов бухгалтерского учёта это выглядит так:
Задача 2. На основании данных для выполнения задачи выявить допущенную ошибку и исправить ее способом обратных проводок, при этом на схемах счетов бухгалтерского учета отразить начальную хозяйственную операцию и внесенные исправления. Данные для выполнения задачи: начислена заработная плата рабочим. Занятым изготовлением продукции, в сумме 165 000 руб. В бухгалтерском учете сделана запись Д 25 К 70 165 000 руб. Решение: Указана неправильная корреспонденция счетов. Неправильная запись исправляется обратной проводкой, а затем делается правильная запись. Неправильная проводка: Д 25 К 70 165 000 руб. Обратная проводка: Д 70 К 25 165 000 руб. Правильная проводка: Д 20 К 70 165 000 руб. Отражение на схемах счетов бухгалтерского учёта начальная хозяйственная операция и внесенные исправления имеют вид:
Задача 3. Доведите учетную оценку готовой продукции до уровня фактической производственной себестоимости. Данные для выполнения задачи: списана в течение месяца выпущенная из производства готовая продукция по учетной стоимости 800 000 руб. Фактическая себестоимость той же продукции составила 750 000 руб. Корреспонденция счетов указана неверно, причем сумма учтена больше, чем следовало. Для исправления допущенной ошибки составляют две проводки, из которых в первой повторяется красными чернилами неправильная корреспонденция (цифры, подлежащие записи красными чернилами условно взяты в рамки): 1. Неправильная проводка: Д 43 К 20 800 000 руб. 2. Сторнированная проводка: Д 43 К 20 50 000 руб. 3. Правильная проводка Д 43 К 20 750 000 руб. Схемы данных счетов:
Задача 4. На основании данных для выполнения задачи выявить допущенную ошибку и исправить ее способом переноса сумм со счета на счет. Данные для выполнения задачи: отпущены материалы на основное производство на сумму 70 000 руб. В бухгалтерском учете сделана запись Д 23 К 10 70 000 руб. Решение: Неправильная запись: Д 23 К 10 70 000 Исправляющая запись: Д 20 К 23 70 000 Правильная запись: Д 20 К 10 70 000 Схемы данных счетов:
2. ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА Под формой бухгалтерского учёта понимается процесс обработки учётной информации с использованием различных регистров аналитического и синтетического учёта, их состояние, взаимосвязь и последовательность записи в них. В настоящее время применяются следующие формы бухгалтерского учёта: · Журнал-Главная; · Простая; · Упрощённая; · Мемориально-ордерная; · Журнально-ордерная; · Таблично-автоматизированная; · Смешанные. 2.1. Журнал-Главная Это наиболее простая форма бухгалтерского учёта. Любая операция по первичному документу или группа однородных операций по накопительному документу сразу записывается в книгу «Журнал-Главная».[3] Эта книга совмещает и регистрационный журнал (хронологическая запись) и синтетический учёт (систематическая запись). [3] Книга имеет вид[3]: Таблица 2.1 Книга «Журнал-Главная»
Последовательность заполнения книги «Журнал-Главная»: 1. Записывают остатки по синтетическим счетам; 2. Все записи по документам записывают в хронологическом порядке: приход в кассу, расход из кассы, приход расчётного счёта, расход 3. Подсчитывают обороты. При этом следует сделать проверку: сумма оборотов общая должна быть равна сумме оборотов по дебету всех счетов и сумме оборотов по кредиту всех счетов. 4. Затем выявляют остаток на конец месяца. Эта форма находит применение в предприятиях с небольшим количеством хозяйственных операций, с небольшой численностью работников. Она обеспечивает наглядность записей и ведёт её один бухгалтер. [3] 2.2. Простая Простая форма бухгалтерского учёта рекомендована министерством финансов для малых предприятий. В этой форме Журнал-Главная носит название Книга хозяйственных операций (форма К-1). Кроме того, в этой книге предусматривается ведение ведомостей по учёту заработной платы (форма В-8), а также по расчёту с бюджетом по налогам. [3] Форма К-1 имеет следующий вид[5]: Таблица 2.2 Форма К-1
Книга учета К-1 является комбинированным регистром. Некоторые предприятия ведут её в виде ведомости с вкладными листами, а другие предприятия открывают книгой на целый год, которая пронумеровывается и прошнуровывается, на последней странице заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера и печатью малого предприятия. [3] Книгу открывают записями остатков на начало года или на начало деятельности. В содержание операции в хронологической последовательности позиционным способом разносят каждый документ (хозяйственную операцию). Кроме того, параллельно ведут ведомости: В-1 – по основным средствам; В-2 – по инвентарю и хозяйственным принадлежностям; В-3 – по учёту затрат; В-4 – по денежным средствам; В-5 – по расчётным операциям; В-6 – по учёту реализации - оплата, В-6 – по учёту реализации – отгрузка, В-7 – по финансовым результатам; В-8 – по заработной плате. [5] Данные этих ведомостей переносят в шахматную ведомость. Затем составляется бухгалтерский баланс. 2.3. Упрощённая Упрощённая форма (Форма «9 ведомостей») [5] Таблица 2.3. Форма «9 ведомостей»
Условия, в которых использование этой формы целесообразно: имущества немного, производство и хозяйственная деятельность несложны, операций мало. [5] Основу ФБУ составляют 9 форм: В-1, В-2 и т.д., каждая из которых заменяет часть Главной Книги. [5] Содержание отдельных форм: В-1 – это поле счёта 01, В-2 – это поле счетов 10, 43 и 19 (т.е. производственные запасы), В-3 – это поле счетов 20 и 08 (т.е. затраты), В-4 – это поле счетов 50, 51, 02, 99 и 80 (т.е. денежные средства и собственные ресурсы), В-5 – это поле счетов 68, 69, и 76 (т.е. расчёты), В-6 – это поле счета 90 (т.е. момент реализации – оплата) В-6 – это поле счета 90 (т.е. момент реализации –отгрузка) В-7 – это поле счёта 60, В-8 – это поле счёта 70. Таким образом, получается: всего 9 форм (шестых форм две); форма может быть одинаковой для двух и более счетов. [5] Особенности[5]: · резко сокращенный план счетов (менее 20); · все группировочные записи производятся только по оконча- · поскольку каждому объекту учёта в силу их немногочисленности отведена строка в соответствующей ведомости, не нужны специальные регистры аналитического учёта. Недостатки[4]: · нет субсчетов; · функции отсутствующих счетов оставленные счета порой выпол- · оперативная информация обеспечивается только выборкой; · много конторских работ по окончании месяца. 2.4. Мемориально-ордерная форма. Мемориально-ордерная система учёта – это такая форма учёта, при которой на все финансово-хозяйственные операции составляются отдельные мемориальные ордера (проводки). (Схема 2.1.) [4] Схема 2.1 Схема мемориально-ордерной формы бухгалтерского учёта[3]:
Положительные качества – в довольно простом построении. Вместо многочисленных регистров синтетического учёта используется один регистр – Главная книга[4]. Её особенности следующие[5]: · отдельный регистр синтетического учёта – Главная книга; · в Главной книге столько разворотов, сколько у фирмы счетов: левая страница каждого разворота – дебет какого-либо счёта, правая – кредит · записи в Главной книге делают ежедневно, причём дважды по каждой проводке: на дебетовой стороне одного разворота и на кредито · основное содержание каждого документа в журнале не регистрируют, а копируют в небольшом служебном документе, именуемом мемориальным ордером, где указывают проводку, то есть записи в Главной книге делают на основании мемориальных ордеров; · в журнале регистрируют мемориальные ордера; · для контроля записей в Главной книге используют оборотную Недостатки мемориально-ордерной формы[4]: · многократность записей одной и той же суммы в учётные регистры, увеличивается объём работ, а значит, и вероятность допущения ошибок; · отсталость аналитического учёта и открываемость синтетического; · приспособленность к использованию ручного труда и средств малой механизации. При составлении большого количества мемориальных ордеров допускается следующее[5]: · составлять один ордер на группу однородных документов; · или мемориальный ордер не составлять, а проводку указывать в самом документе; · или указывать общую проводку на последнем из пачки однородных документов. Эти варианты придают живучесть форме, которую традиционно именуют мемориальной формой бухгалтерского учёта, даже при отсутствии мемориальных ордеров. [5] 2.5. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учёта Журналы-ордера – учётные регистры хронологической регистрации хозяйственных операций синтетического и в ряде случаев аналитического учёта. Регистрация происходит по кредитовому признаку, т.е. по кредиту данного счёта в корреспонденции с дебетуемыми счетами. [4] Журнально-ордерная форма характерна следующим: а) ядром её являются журналы-ордера (8 или 16). Каждый журнал-ордер содержит кредитовую сторону одного или нескольких бухгалтерских счетов и, соответственно, посвящён определённой группе проводок; б) записи в журналы-ордера делают непосредственно по данным первичных документов, т.е. в журналах-ордерах и регистрируют документы, и указывают проводки; в) итоги каждого журнала-ордера по окончании месяца переносят в Главную книгу, где есть НС, формируют дебетовые обороты и новое сальдо по каждому счёту. [5] В Главной книге каждому счёту посвящён разворот, а каждая строка содержит параметры счёта за определённый месяц. [5] Журналы-ордера состоят из двух частей: правая сторона – регистр непосредственно журнал-ордер, левая – дебетовая ведомость для расшифровки дебетовых оборотов. [3] В журналы-ордера записывают: сальдо начальное, суммы по дебетуемым и кредитуемым корреспондентским счетам (в порядке исключения кассовые операции, операции по расчётному счёту и валютному счёту в банках регистрируют в журналы-ордеры по кредиту, а в ведомости – по дебету). Итоговые данные в конце месяца переносят в Главную книгу. По данным Главной книги составляется Бухгалтерский баланс. Схема 2.2
Главная книга открывается на один год и служит для обобщения данных из журналов-ордеров, взаимной проверки проведённых записей, правильности и для составления сальдового баланса. Главное достоинство этой формы состоит в экономической группировки операций и в ограничении записей данных об этих операций. Недостатки формы: 1. Нет органического совмещения синтетического и аналити- 2. Не всегда соблюдается принцип взаимосвязи и взаимоконтроля 3. Журналы-ордера громоздки по своему построению. [3] 2.6. Автоматизированная форма бухгалтерского учёта Для совершенствования организации бухгалтерского учета на предприятиях создавались АРМ бухгалтеров. Здесь выделилось несколько этапов: Создание отдельных АРМов на основе вычислительной техники; Создание локальных сетей АРМов; Объединение локальных сетей в одну систему со средствами организационной и вычислительной техники. В перспективе это должно было привести к безбумажной технологии обработки информации. На современном этапе имеются все предпосылки для решения 1-го и 2-го этапов. В связи с этим разработана автоматизированная система обработки информации. В общем виде это можно представить как последовательную обработку различных участков учета на отдельных АРМах, которые являются последовательными фазами обработки всей учетной информации. В качестве технической базы используют микро-ЭВМ различных сетей, периферийное оборудование: дисплей, накопительные магнитные ленты, твердые и гибкие магнитные диски, устройства печати. Основными функциональными направлениями этой формы являются: информационно-справочное обслуживание производственно-хозяйствен-ной и финансовой деятельности; обработка учетной информации; анализ функционирования АРМов. На практике форма учета редко используется в чистом виде, в полном объеме. Наблюдается проникновение элементов одних форм в другие, приспособления к специфике конкретных организаций. В настоящее время предприятия самостоятельно выбирают форму бухгалтерского учета, которая в течение отчетного периода не меняется. 2.7. Смешанные формы бухгалтерского учёта Практика малых предприятий породила формы бухгалтерского учёта, порой представляющие весьма удачные сочетания идеё мемориально-ордерной и журнально-ордерной форм бухгалтерского учёта: замечено, что для проводок, встречающихся часто, когда один счёт кредитуется, а дебетуется несколько, удобен журнально-ордерный принцип. Например, по кредиту счёта 50, или 51, или 10. [5] 2.8. Практическая часть к главе 2 Таблица 2.3 Сквозная задача по ООО «МИРАЖ»
Журнал регистрации ХО по кассе, журнал-ордер №1, ведомость №1 Журнал регистрации хозяйственных операций по кассе содержит весь перечень введенных за определенный отчетный период хозяйственных операций по кассе с указанием суммы, даты и содержания операции и корреспонденции счетов. Таблица 2.5 Журнал регистрации хозяйственных операции по кассе за январь 2009 г.
Журнал-ордер №1 Для отражения кассовых операций, записанных по кредиту счёта «Касса» используют журнал-ордер № 1. Основанием для заполнения журнала-ордера №1 служат отчёты кассира. Количество занятых строк должно соответствовать количеству сданных кассиром отчётов. Таблица 2.6 Журнал-ордер №1 по дебету счёта №50 «Касса» с кредита счетов за январь 2009 года по ООО «Мираж»
Ведомость №1 В целях контроля движения денежных средств параллельно журналу-ордеру №1 открывается вспомогательная ведомость №1 по дебету счёта Таблица 2.7 Ведомость №1 по дебету счёта №50 «Касса» с кредита счетов за январь 2009 года по ООО «Мираж»
Журнал регистрации ХО по расчётному счёту, журнал-ордер №2, ведомость №2 Журнал регистрации хозяйственных операций по расчетному счёту содержит весь перечень введенных за определенный отчетный период хозяйственных операций по расчётному счёту с указанием суммы, даты и содержания операции и корреспонденции счетов. Таблица 2.8 Журнал регистрации хозяйственных операций по расчетному счету за январь 2009г. по ООО «МИРАЖ»
Журнал-ордер №2 Для отражения оборотов по кредиту счёта «Расчётный счёт» при учёте операций по расчётному счёту ведётся журнал-ордер №2. Таблица 2.9 Журнал-ордер №2 по кредиту счёта №51 «Расчётные счета» в дебет счетов за январь 2009 года по ООО «Мираж»
Ведомость №2 Параллельно журналу-ордеру №2 по дебету счёта «Расчетный счёт» открывают вспомогательную ведомость №2. Таблица 2.10 Ведомость №2 по дебету счёта №51 «Расчетный счёт» с кредита счетов за январь 2009 года по ООО «Мираж»
Журнал регистрации ХО по расчёту с подотчетными лицами, журнал-ордер №7 Журнал регистрации хозяйственных операций по расчёту с подотчётными лицами содержит весь перечень введенных за определенный отчетный период хозяйственных операций по расчёту с подотчётными лицами и движению подотчётных сумм с указанием суммы, даты и содержания операции и корреспонденции счетов. Таблица 2.11 Журнал регистрации хозяйственных операций по расчетам с подотчетными лицами за январь 2009г. по ООО «МИРАЖ»
Журнал-ордер №7 Журнал-ордер №7 – учётный регистр, применяемый для учета операций по движению подотчётных сумм и расчётов с подотчётными лицами. Применяется комбинированный регистр, сочетающий хронологические и систематические записи. Основанием для заполнения журнала-ордера№7 являются расходные кассовые ордера на суммы, выданные под отчёт, авансовые отчёты на израсходованные суммы, новые приходные или расходные кассовые ордера на расхождения в суммах полученных и расходованных. Таблица 2.12 Журнал-ордер №7 за январь 2009 года по ООО «Мираж»
Окончание таблицы 2.12
3 ОТРАЖЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ НА СЧЕТАХ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА 3.1. Понятие счетов бухгалтерского учёта В процессе деятельности предприятия происходит множество различных хозяйственных процессов: поступают сырьё и материалы, производится и реализуется продукция, начисляется и выдаётся заработная плата и т.д. Чтобы правильно отразить в учёте многочисленные хозяйственные операции, их группируют по однородным хозяйственным признакам. Для такой группировки используются бухгалтерские счета. [3.1] Бухгалтерский счёт – основная единица хранения информации, которая после обобщения всей бухгалтерской информации необходима для принятия управленческих решений. [3.1] Счета бухгалтерского учёта – это способы группировки, текущего отражения и контроля изменений отдельных объектов бухгалтерского учёта. Счета бухгалтерского учёта отдельно отражают увеличение и уменьшение соответствующего показателя. То есть счета бухгалтерского учёта имеют двустороннюю форму. Левая часть называется дебетом, а правая – кредитом. Каждая операция отражается на счетах бухгалтерского учёта методом двойной записи, который заключается в том, что каждая операция записывается в одной и той же сумме дважды: по дебету одного счёта и по кредиту другого счёта. Связь между счетами бухгалтерского учёта при оформлении хозяйственной операции получила название корреспонденция счетов бухгалтерского учёта. Для обеспечения единообразного отражения операций в счетах типовая корреспонденция счетов бухгалтерского учёта устанавливается инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учёта. План счетов бухгалтерского учёта и Инструкция по его применению утверждены приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. На основе указанного приказа руководитель разрабатывает свой рабочий план счетов по бухгалтерскому учёту. Перечень всех счетов, которые применяются в бухгалтерском учёте, их номера с 01 по 99, а также их названия приведены в типовом плане счетов. [3.1] 3.2. Виды бухгалтерских счетов, их виды В зависимости от того, что отражается на счетах, счета бухгалтерского учёта могут быть активными, пассивными и активно-пассивными. На активных счетах (схема 3.1) ведётся учёт движения активов предприятия, т.е. наличия, поступления и выбытия хозяйственных средств. Схема 3.1 Схема активного счёта
Активные бухгалтерские счета Активные счета имеют следующие особенности: · на них отражается наличие и движение хозяйственных средств и имущества предприятия; · сальдо начальное всегда дебетовое и показывает наличие средств на начало отчётного периода; · обороты по дебету отражают получение средств; · обороты по кредиту показывают выбытие средств; · сальдо конечное ксегда дебетовое и показывает остаток средств на конец отчётного периода. Сальдо конечное рассчитывается по следующей формуле: Ск = Сн + Од – Ок К основным активным средствам относятся: 01 – «Основные средства»; 04 – «Нематериальные активы»; 10 – «Материалы»; 20 – «Основное производство»; 43 – «Готовая продукция»; 50 – «Касса»; 51 – «Расчётные счета»; 52 – «Валютные счета»; 58 – «Финансовые вложения» (в акции и другие ценные бумаги). Пассивные бухгалтерские счета На пассивных бухгалтерских счетах ведётся учёт источников образования хозяйственных средств. По аналогии с активными счетами можно сказать, что на пассивных счетах ведётся учёт движения пассивов предприятия. К основным пассивам или источникам образования хозяйственных средств относятся все виды капитала, прибыли и обязательств предприятия. Можно дать следующую характеристику пассивному счету: · на пассивных счетах ведется учет источников образования хозяйственных средств предприятия, т.е. капитала и обязательств (задолженности) предприятия; · сальдо начальное всегда кредитовое и показывает величину капитала или наличие обязательств предприятия на начало отчетного периода; · обороты по дебету показывают уменьшение капитала или обязательств предприятия; · обороты по кредиту показывают увеличение капитала или обязательств предприятия; · сальдо конечное всегда кредитовое и показывает величину капитала или обязательств предприятия на конец отчетного периода. Сальдо конечное рассчитывается по следующей формуле: Ск = Сн + Ок - Од Схема 3.2 Схема пассивного счета
К основным пассивным счетам относятся: 80 — «Уставный капитал»; 82 — «Резервный капитал»; Активно-пассивные бухгалтерские счета На активно-пассивных бухгалтерских счетах ведется учет расчетов с различными организациями или отдельными лицами, т. е. учет дебиторской и кредиторской задолженности. Если предприятие пользуется привлеченными или заемными средствами, то оно имеет кредиторскую задолженность перед другими организациями или отдельными лицами, которые являются кредиторами этого предприятия. Если предприятию должны другие организации или отдельные лица, то этих должников называют дебиторами, а их задолженность предприятию — дебиторской. Дебиторы должны предприятию, а кредиторам должно само предприятие. Слово «дебет» образовано от латинского debet, что означает «должен», а «кредит» — от латинского слова credo, что значит — «верю». Схема 3.3 Схема активно-пассивного счета
К основным активно-пассивным счетам относятся: 71 — «Расчеты с подотчетными лицами»; На счете 71 ведутся расчеты с подотчетными лицами. Подотчетными лицами являются работники предприятия, которым из кассы выдаются деньги на командировочные расходы или хозяйственные нужды, т. е. для покупки товаров на небольшие суммы. После того как работник израсходовал полученные деньги, он должен отчитаться, т.е. предоставить счета о покупке товаров, железнодорожные или авиабилеты, счета за гостиницу и т.п. Все это утверждается в авансовом отчете, который сдает подотчетное лицо. Эти расходы обычно списывают как производственные затраты. 3.3. Классификация бухгалтерских счетов По экономическому содержанию счета подразделяют на следующие группы: Счета, предназначенные для учета имущества предприятия (счета №№ 01,02,07,04,05,10,41,50,51 и др.) Счета источников формирования имущества (счета №№ 80.82,83,86,96 и др.) Счета, предназначенные для учетов хозяйственных процессов (счета №№ 15,20,25,26,90 и др.) По назначению и структуре счета бухгалтерского учета подразделяют на следующие группы: основные счета; регулирующие счета; калькуляционные счета; распределительные счета; сопоставляющие счета. Основные: а) материальные (имущественные) (счета 01, 10, 41, 43 и др.) Материальные (имущественные) счета предназначены для учета материальных ценностей и предполагают организацию натурально-денежного аналитического учета отдельных объектов. Количественный учет обязателен. б) денежные (счета 50, 51, 52, 57 и др.); Денежные счета отражают операции по приходу, расходу и перечислению денежных средств. Материальные и денежные счета всегда активные, сальдо только дебетовое. в) расчетные (счета дебиторов, счета кредиторов, смешанные счета - 60, 62, 71, 73, 75, 76 и др.); Расчетные счета отражают операции по взаимным расчетам между организациями и лицами. По дебету этих счетов показывают дебиторскую задолженность и погашение кредиторской задолженности, по кредиту – кредиторскую задолженность и погашение дебиторской задолженности. Дебетовое сальдо по этим счетам может переходить в кредитовое и, наоборот, в зависимости от количественного содержания операции. г) фондовые (капитала) (счета 80, 82, 83, и др.); Отражают операции по образованию и движению капитала (фондов) предприятия. д) счета кредитов банка и финансирования (счета 66, 67, 86 и др.) Отражают операции по получению и погашению кредитов и займов, целевого финансирования. Регулирующие: а) контрарные (контрактивные, контрпассивные) (счета 02; 05; 42; 59; 14; 63). б) дополнительные (счет 16) в) контрарно-дополнительные (счет 16) Регулирующие счета нужды для уточнения оценки имущества, для повышения аналитической ценности получаемой информации. Эти счета иногда называют уточняющими, так как при помощи них получают дополнительные показатели. Контрарные счета предназначены для уточнения оценки основного счета путем вычитания из его показателя величины регулятива, отраженной на противоположной стороне счета. Дополнительные счета уточняют оценку показателей основных счетов по одноименной стороне с основным счетом. Они предназначены для определения действительной величины регулируемого объекта путем прибавления к первоначальной оценке регулируемой суммы. Калькуляционные: К данным счетам относят счета 20, 21, 23, 28, 15 и др. По дебету счетов 20, 23 собираются затраты, из которых складывается себестоимость продукции, по кредиту списывается фактическая себестоимость продукции. Остаток на счете 20 только дебетовый и представляет собой затраты на незаконченную продукцию, т.е. себестоимость незавершенного производства. Распределительные: Распределительные счета служат для обобщения и контроля отдельных видов издержек предприятия и распределения их по отчетным периодам. Здесь выделяют 2 подгруппы: а) распределительные по периодам – предназначены для распределения доходов и расходов по отчетным периодам. На них аккумулируются все доходы или расходы предприятия для последующего их распределения по периодам, а также образуются резервы для осуществления расходов в будущем или по мере их возникновения. К ним относят счета 97, 98, 96. б) собирательно – распределительные применяются для собирания расходов по тому или другому хозяйственному процессу с целью последующего их распределения. К ним относят счета 25, 26, 44. Сопоставляющие: Сопоставляющие счета позволяют выявлять валовые обороты по производственным процессам, прибылям и получать показатели, отражающие финансовый результат за определенный период хозяйственной деятельности. Они подразделяются на 3 подгруппы: а) операционно-результатные – отражают результат отдельных хозяйственных операций (снабжение, производство, реализацию); б) финансово – результатные – показывают обобщенный результат всей хозяйственной деятельности; в) контрольно – сопоставляющие – обеспечивают контроль внутренних оборотов предприятия. а) Операционно-результатные счета На дебете и кредите этих счетов отражают одни и те же хозяйственные операции, но в разных оценках: по дебету – по фактической себестоимости, по кредиту – по ценам реализации, по плановой или нормативной себестоимости. Сопоставляя дебетовые и кредитовые обороты, выявляется результат по всем учетным операциям, который затем переносится на соответствующий счет. В эту группу относят счета 40, 90. б) финансово – результатные счета На дебете этих счетов учитывают все убытки предприятия, а на кредите – все прибыли. Сопоставляя итоги прибылей и убытков, выявляют сальдо, которое показывает окончательный финансовый результат. Сальдо показывается нарастающим итогом с начала года. К ним относят счета №91, 99. В конце года эти счета закрываются и сальдо не имеют. в) На контрольно – сопоставляющих счетах учитывают операции, требующие специального контроля выполнения заданий, а также контроля расходов по сметам и их соответствию имеющимся источникам средств. В эту группу относят счет 08. По дебету показываются фактические затраты по капитальным вложениям, по кредиту показывают перенос показателей на счета источников финансирования. Если возникает дебетовое сальдо, то оно показывает несоответствие источников финансирования производственным затратам, или превышение сметы расходов. 3.4. Понятие плана счетов План счетов бухгалтерского учета – это систематизированный перечень счетов, определяющий построение системы бухгалтерского учета на предприятии. План счетов включает в себя синтетические счета (первого порядка) и субсчета (счета второго порядка). Каждому счету присваивается шифр, условное числовое обозначение. Все счета подразделяются на балансовые и забалансовые. У балансовых счетов - шифр двухзначный, у забалансовых – трехзначный. Пример: Счет № 01 “Основные средства” – балансовый счет Счет № 001 “Арендованные средства”– забалансовый счет В забалансовых счетах двойная запись не применяется. В настоящее время в России действуют три плана счетов: План счетов для бюджетных организаций (Новый план счетов бюджетного учета). План счетов для кредитных учреждений План счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организаций (для всех предприятий вне зависимости от формы собственности, вида деятельности). Приказ министерства финансов РФ от 31.10.2000 г. № 94 Н. Действующий План счетов имеет 8 разделов: I раздел Внеоборотные активы (счета 01 – 09) II раздел Производственные запасы (счета 10 – 19) III раздел Затраты на производство (счета 20 – 39) IV раздел Готовая продукция и товары (счета 40 – 49) V раздел Денежные средства (счета 50 – 59) VI раздел Расчеты (счета 60 – 79) VII раздел Капитал (счета 80 – 89) VIII раздел Финансовые результаты (счета 90 – 99) Каждая организация на основании типового плана счетов составляет рабочий план счетов бухгалтерского учета с учетом специфики и объема деятельности своего предприятия. Организация вправе из всей совокупности синтетических счетов выбрать действительно необходимые для данной организации счета, вводить субсчета. 3.5. Журнал регистрации прочих хозяйственных операций
3.5.2. Схемы счетов
3.5. Оборотная ведомость по счетам синтетического учёта Одним из способов обобщения данных бухгалтерских счетов в балансе организации является составление оборотной ведомости. Учетная информация, поступающая в течение месяца, оказывается разобщенной по многим счетам синтетического и аналитического учета. Оборотная ведомость позволяет обобщить учетную информацию, отражаемую на счетах бухгалтерского учета. Таблица Оборотная ведомость по счетам синтетического учёта
В оборотной ведомости по счетам синтетического учёта должны получиться три пары равных итогов, из которых итоги начальных остатков (сальдо начальных) должны равняться итогу начального баланса, а итоги оборотов – итогу по журналу хозяйственных операций. Попарное равенство итогов оборотной ведомости по счетам синтетического учета имеет большое контрольное значение, так как отсутствие указанного равенства свидетельствует о наличии ошибок в учетных записях, которые необходимо выявить и устранить. 3.5.4. Бухгалтерский баланс способ группировки и обобщенного отражения в денежном выражении состояния средств предприятия по их видам и источникам образования на определенную дату. Бухгалтерский баланс составляется, как правило, на первое число месяца (квартала, года) в виде таблицы определенной формы и состоит из двух взаимосвязанных частей: актива и пассива. В активе Бухгалтерского баланса отражаются средства по их видам, составу и размещению, а в пассиве — источники образования этих средств и их целевое назначение Итоги актива и пассива баланса всегда равны между собой. Это равенство обусловлено тем, что в активе и пассиве отражается один и тот же объем средств, только в разных группировках. Актив и пассив баланса подразделяются на разделы, а разделы — на статьи. Статьями Бухгалтерского баланса называются отдельные показатели актива или пассива, характеризующие виды средств или источники их образования. Бухгалтерский баланс. является основным источником анализа финансового состояния фирмы Приложение к приказу Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н (с учетом приказа Госкомстата РФ и Минфина РФ от 14 ноября 2003 г. № 475/102н) Бухгалтерский баланс
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |