Учебное пособие: Расчет элементов циркуляции и инерционных характеристик судна
Название: Расчет элементов циркуляции и инерционных характеристик судна Раздел: Рефераты по транспорту Тип: учебное пособие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению курсовой работы по дисциплине «Управление судном»Тема: « Расчет элементов циркуляции и инерционных характеристик судна » 1. Общие положения курсовой работы В соответствии с Резолюцией ИМО А.160 (ES.IV) и параграфа 10 Правила II/I Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несению вахты 1978 г. на каждом судне должна быть представлена информация о маневренных характеристиках. Выполнение курсовой работы по дисциплине «Управление судном» предусматривает более глубокое изучение вопросов, связанных с определением маневренных элементов судна. Задание по КР включает в себя расчеты элементов циркуляции и инерционны свойств судна, а также составление типовой таблицы маневренных элементов по полученным результатам. Курсовая работа выполняется курсантами 5 курса судоводительского факультета в 10 семестре после изучения Раздела 3 (темя 13–17) типовой программы дисциплины «Управление судном». Курсовая работа включает следующие темы: 1. Определение элементов циркуляции судна расчетным способом. 2. Расчет инерционных характеристик судна, включающих в себя пассивное торможение, активное торможение и разгон судна при различных режимах движения. 3. Расчет увеличения осадки судна при плавании на мелководье и в каналах. 4. Составление таблицы маневренных элементов судна на основании результатов расчета (расчетно-графическая часть работы). Курсовая работа оформляется в соответствие с существующими требованиями. Размерность физических величин в используемых формулах должна соответствовать приведенной в разделе «Условные обозначения», если в тексте МУ не оговорено иное. После проверки курсовой работы преподавателем учащийся в назначенный срок защищает ее на кафедре. 2. Условные обозначения Δ – объемное водоизмещение, м3 D – весовое водоизмещение судна, т L – длина судна между перпендикулярами, м В – ширина судна, м d – осадка, м V0 – скорость полного хода, м/с Vн – начальная скорость для конкретного маневра, м/с Св – к-т общей полноты См – к-т полноты мидельшпангоута Сд – к-т полноты ДП Су – к-т подъемной силы пера руля η – пропульсивный коэффициент λ11 – коэффициент присоединенной массы α – угол поворота судна, град β – угол дрейфа судна на циркуляции, град δр – угол перекладки руля, град θ – угол крена, град ψ – угол дифферента, град lр – длина пера руля, м hр – высота пера руля, м λр – относительное удлинение пера руля Ар – площадь пера руля, м2 Ад – площадь погруженной части ДП судна, м2 Ам – площадь погруженной части мидельшпангоута, м2 Dв – диаметр гребного винта, м Hв – шаг винта, м n0 – частота вращения винта, 1/с Ni – индикаторная мощность главного двигателя, л.с. Nе – эффективная мощность, л.с. Мш – момент на швартовых Рзх – упор винта на швартовых на заднем ходу, тс Т1 – время первого периода, с Т2 – время второго периода, с Тр – время реакции судна на перекладку руля, с Тц – период циркуляции, с Д0 – диаметр установившейся циркуляции, м Дт – тактический диаметр циркуляции, м Дк – диаметр циркуляции кормовой оконечности судна, м l1 – выдвиг, м l2 – прямое смещение, м ΔS – ширина полосы движения на циркуляции, м S0 – инерционная постоянная, м Sт – тормозной путь при активном торможении, м tт – время активного торможения, с Sп – тормозной путь при пассивном торможении, м tп – время пассивного торможения, с Sр – путь разгона судна, м tр – время разгона судна, мин g – ускорение свободного падения, м/с2 3. Задание по разделу «Определение элементов циркуляции судна» Все элементы циркуляции определяются для двух водоизмещений судна (в грузу и в балласте) с полного переднего хода с положением руля «на борт» (35°) и «полборта» (15°). Результаты расчета сводятся в таблицу и по ним строится кривая циркуляции для двух водоизмещений и двух перекладок руля.
3.1 Методика расчета элементов циркуляции Диаметр установившейся циркуляции с некоторыми допущениями рассчитывается по эмпирической формуле Шенхера [3]. , где К1 – эмпирический коэффициент, зависящий от отношения ; . Таблица значений коэффициента К1
Площадь пера руля определяется по формуле: , где А – эмпирический коэффициент, определяемый по формуле: . Коэффициент подъемной силы пера руля Су может быть найден по формуле: , где ; (в расчете принимать ). Тактический диаметр циркуляции можно определить по формулам: – в грузу: ; – в балласте: , где Дт – тактический диаметр циркуляции при перекладке руля «на борт». Зависимость тактического диаметра циркуляции от угла перекладки руля выражается формулой: . Выдвиг и прямое смещение рассчитываются по формулам: , , где К2 – эмпирический коэффициент, определяемый по формуле: , где – относительная площадь пера руля, выраженная в процентах от площади погруженной части ДП: . Угол дифферента определяется по формуле: . Диаметр циркуляции кормовой оконечности судна можно определить по формуле: , где . Поступательная скорость на установившейся циркуляции определяется по приближенным формулам: при перекладке руля «на борт» ; при перекладке руля «пол борта» Период установившейся циркуляции определяется по формуле: . Ширина полосы движения судна на циркуляции определяется по формуле: . 3.2 Методика построения циркуляции судна Кривую эволюционного периода циркуляции можно построить из дуг окружностей переменных радиусов. После поворота судна на угол 180° радиус циркуляции считается постоянной величиной. Величина радиуса циркуляции постоянно уменьшается от наибольшего значения в начале поворота до значения поворота радиуса установившейся циркуляции. Относительные значения радиусов неустановившейся циркуляции в зависимости от угла поворота судна и угла перекладки руля показаны в таблице: Таблица значений Rн /Rц
где Rн – радиус неустановившейся циркуляции; R0 – радиус установившейся циркуляции. Порядок построения циркуляции: 1. Проводим линию первоначального курса и откладываем на ней в выбранном масштабе отрезок пути судна, пройденного за маневренный период: . 2. Рассчитываем средний радиус поворота судна на угол 10° по данным таблицы. Для этого, например, выбираем из таблицы от ношение радиусов Rн /Rц при углах поворота на 5° и 10° при р = 35. Эти значения будут равны 4,4 и 3,2. Отсюда: . Затем рассчитываем средние радиусы поворота судна в интервалах от 10° до 30° и т.д. 3. Кривую циркуляции судна строим (аппроксимируем) из ряда дуг окружностей различных радиусов до угла поворота на 180°. 4. Построив кривую циркуляции в эволюционном периоде завершаем построение, описав окружность радиусом установившейся циркуляции до угла поворота на 360° (рис. 1) Рис. 1. Схема построения циркуляции судна 4. Задание по разделу «Определение инерционных характеристик судна» Инерционные характеристики должны быть рассчитаны при маневрах ППХ-ПЗХ, СПХ-ПЗХ, МПХ-ПЗХ, ППХ-СТОП, СПХ-СТОП, МПХ-СТОП, разгон из положения СТОП-ППХ. Перечисленные характеристики представляются в виде графиков для водоизмещений судна в грузу и в балласте. Результаты расчета сводятся в таблицу:
4.1 Методика определения инерционных характеристик судна 4.1.1 Активное торможение Активное торможение рассчитывается в три периода. Расчет ведется до полной остановки судна (Vк = 0). Принимаем , . Определяем сопротивление воды движению судна на полном ходу по формуле Рабиновича: , где . Инерционная постоянная: , где m1 – масса судна с учетом присоединенной массы: Упор винта на заднем ходу: , где ; Nе = η ∙ Ni ; η может быть определена по формуле Эмерсона: . Путь, пройденный в первом периоде: S1 = Vн ∙ Т1 Скорость судна в конце второго периода: . Путь, пройденный судном во втором периоде: . Путь, проходимый судном в третьем периоде: . Время третьего периода: Общий путь и время торможения: Sт = S1 + S2 + S3 tт = t1 + t2 + t3 4.1.2 Пассивное торможение Расчет ведется до скорости Vк = 0,2 ∙ V0 . Определяем время пассивного торможения: , . 4.2 Разгон судна Расчет судна ведется до скорости Vк = 0,9 ∙ V0 Определяем путь и время разгона по эмпирической формуле: Sр = 1,66 ∙ С , где С – коэффициент инерционности, определяемый по выражению: , где Vк , узлы; Nе , л.с. 5. Расчет дополнительных данных для таблицы маневренных элементов 5.1 Увеличение осадки судна на мелководье Величина увеличения осадки судна на мелководье может быть рассчитана по формулам института гидрологии и гидромеханики Украины (формула Г.И. Сухомела), модифицированным А.П. Ковалевым [13]: при при где – отношение глубины моря к средней осадке; k– коэффициент, зависящий от отношения длины к ширине судна. Таблица для определений k:
Результаты расчета представляются в виде графика зависимости dк = f(V) при соотношении h/d = 1,4; 2,0; 3,0. Дополнительное приращение осадки при плавании в канале: , где k' – коэффициент, зависящий от отношения площадей сечения канала и погруженной части мидельшпангоута. Таблица для определения k'
Результаты расчета представляются в виде графика зависимости dк = f(V) при соотношении h/d = 1,4 и Ак /Ам = 4; 6; 8. 5.2 Увеличение осадки судна от крена Увеличение осадки при различных углах крена рассчитывается по формуле: Результаты расчета представлены в табличной форме для углов крена до 10º. 5.3 Определение запаса глубины на ветровое волнение Волновой запас глубины определяется в соответствии с приложением 3 РШС‑89 для высот волн до 4 метров и представляется в табличной форме. 5.4 Маневр «Человек за бортом» Одним из видов маневра судна «Человек за бортом» является разворот с выходом на контркурс. Выполнение этого маневра зависит от выбора угла отклонения судна от первоначального курса (α). Величина угла α определяется по формуле: где Тп – время перекладки руля с борта на борт (Тп = 30 сек); Vср – средняя скорость на циркуляции, определяемая из выражения: Построение схемы маневра выполняется по данным циркуляции, рассчитанным в разделе 3. Литература 1. Войткунский Я.И. и др. Справочник по теории корабля. – Л.: Судостроение, 1983. 2. Демин С.И. Приближенное аналитическое определение элементов циркуляции судна. – ЦБНТИ ММФ, экспресс-информация, серия «Судовождение и связь», вып. 7 (162), 1983, с. 14–18. 3. Знамеровский В.П. Теоретические основы управления судном. – Л.: Издательство ЛВИМУ, 1974. 4. Карапузов А.И. Результаты натурных испытаний и расчет маневренных элементов судна типа «Прометей». Сб. Безопасность мореплавания и ведения промысла, вып. 79. – Л.: Транспорт, 1987. 5. Мастушкин Ю.М. Управляемость промысловых судов. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. 6. Рекомендаций по организации штурманской службы на судах Минморфлота СССР (РШС‑89). – М.: Мортехинформреклама, 1990. 7. Справочник капитана (под общей редакцией Хабура Б.П.). – М.: Транспорт, 1973. 8. Судовые устройства (под общей редакцией Александрова М.Н.): Учебник. – Л.: Судостроение, 1988. 9. Цурбан А.И. Определение маневренных элементов судна. – М.: Транспорт, 1977. 10.Управление судном и его техническая эксплуатация (под общей редакцией Щетининой А.И.). – М.: Транспорт, 1982. 11.Управление судами и составами (Соларев Н.Ф. и др.). – М.: Транспорт, 1983. 12.Управление крупнотоннажными судами (Удалов В.И., Массанюк И.Ф., Матевосян В.Г., Ольшамовский С.Б.). – М.: Транспорт, 1986. 13.Ковалев А.П. К вопросу о «проседании» судна на мелководье и в канале. Экспресс-информация, серия «Безопасность мореплавания», вып 5,1934. – М.: Мортехинформреклама. 14.Гире И.В. и др. Испытания мореходных качеств судов. – Л.: Судостроение, 1977. 15.Ольшамовский С.Б., Миронов А.В., Маричев И.В. Совершенствование маневрирования крупнотоннажными судами. Экспресс-информация, серия «Судовождение связь и безопасность мореплавания», вып. 11 (240). – М.: Мортехинформреклама, 1990. 16.Экспериментальное и теоретическое определение маневренных элементов судов НМП для составления формуляров маневренных характеристик. Отчет о НИР УДК. 629.12.072/076. – Новороссийск, 1989. |