Реферат: Cистемы контроля знаний, умений, навыков учащихся

Название: Cистемы контроля знаний, умений, навыков учащихся
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: реферат

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ…………………6

1.1 Цели контроля знаний и умений учащихся………………………..6

1.2 Функции и принципы контроля знаний, умений и навыков учащихся..............................................................................................................8

1.3 Виды проверки……………………………………………………...12

2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ТЕХНОЛОГИИ………………………………………………………………..14

2.1 Особенности нетрадиционных форм урока……………………….14

2.2 Формы контроля на занятиях технологии…………………………20

2.3 «Общественный смотр знаний» – одна из форм нетрадиционного контроля знаний, умений, навыков………………………………………….31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………37

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Проблема совершенствования методов контроля, критериев оценивания состояния и результатов теории и практики обучения становится наиболее актуальной на этапе отслеживания процесса внедрения образовательных стандартов.

Контроль – один из важнейших этапов обучения. Он активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет получать данные о промежуточных и итоговых результатах учебно-воспитательного процесса, оценивать их путём сопоставления с планируемыми результатами, вносить в учебный процесс необходимую корректировку и намечать пути его дальнейшего совершенствования [17, с.4].

Чтобы правильно строить процесс обучения, соразмерно развитию предлагать задания различной трудности, необходимо знать уровень развития того или иного ребенка, вовремя проводить коррекцию заданий, отслеживать динамику роста творческих способностей. Для этого нужна хорошо налаженная система контроля и оценивания, разнообразная по форме и содержанию, не отнимающая много времени, включающая все виды контроля, отдавая приоритет самоконтролю.

Цель курсовой работы состоит в изучении теоретических положений и совершенствовании методического инструментария по разработке и реализации системы контроля знаний, умений, навыков учащихся.

В ходе исследования выдвинута гипотеза:

«Если учитель будет систематически, всесторонне использовать различные формы контроля знаний и умений, то будет повышаться заинтересованность учащихся в изучении предмета, а следовательно будет повышаться и качество обучения».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) Изучить литературу, которая позволит выявить правила и закономерности специфики контроля знаний, умений и навыков учащихся.

2) Систематизировать накопленные сведения в виде концентрированного текста, схем, рисунков.

3) Выяснить, какие формы контроля сложились в практике учителей и какие формы контроля знаний и умений учащихся целесообразно использовать.

Объект исследования: обучение учащихся образовательной области «Технология» в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: формы контроля качества ЗУН, методические основы эффективного применения и использования контроля качества учебной деятельности учащихся по технологии.

Без хорошо налаженной проверки и своевременной оценки результатов нельзя говорить об эффективности обучения технологии.

Теоретической и методологической основой исследования являются научные труды и разработки отечественных авторов таких как: З.Н. Корнейчук, В.Ф. Шаталов, М.П. Гурьянов, А.А. Милушкин, Ш. А. Амонашвили, И.П. Волков, С.Н. Лысенков, В.Я. Брагин и др.

Выбор методов и средств контроля в образовательной области «Технология» осложняется разнообразием видов учебной деятельности и необходимостью обеспечить, с одной стороны, полноту охвата пройденного материала и всех учащихся, а с другой – объективность и оперативность получения результата.

Применяемые в настоящее время традиционные методы контроля не полностью отвечают указанным требованиям, что затрудняет управление, познавательной деятельностью учащихся на уроках технологии, не позволяя получать объективные данные об уровне их обученности, отрицательно сказываются и на эффективности трудовой подготовки. Для того чтобы добиться положительных результатов в обучении технологии необходимо изучить, обобщить и систематизировать методы и средства контроля знаний, умений и навыков, выявить новые приёмы контроля и адаптировать их непосредственно к образовательной области «Технология». Исходя из вышесказанного, мною и взята данная тема курсовой работы «Формы, методы контроля знаний, умений, навыков».

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.

1.1 Цели контроля знаний и умений учащихся.

Цель учета и контроля знаний, умений и навыков – формирование у школьников ответственности за результаты своего труда, критического отношения к успехам и недостаткам в работе, а также развитие способности к творчеству и привычки к самоконтролю. Отметка в классном журнале – это и мера поощрения за проявленное усердие, и мера наказания за небрежность, неумение и нежелание правильно организовать свой труд, за нарушение требований техники безопасности.

Проверка и оценка знаний, умений и навыков неотъемлемый компонент учебно-воспитательного процесса. Основной целью контроля является определение качества усвоения школьниками изученного материала и повышение ответственности к учёбе. В процессе контроля происходит окончательное осмысление, систематизация и обобщение приобретенных учащимися знаний.

Контроль и оценка результатов учебной деятельности побуждает ребят своевременно и старательно выполнять порученные задания, совершенствовать свои знания, умения и навыки, т.е. проверка, стимулирует учащихся к самостоятельной деятельности, предупреждает пробелы в знаниях, способствует выявлению путей повышения эффективности обучения. Результаты контроля помогают наметить, что необходимо сделать для того, чтобы каждый ученик действительно усвоил требуемый учебной программой материал [4, с.128].

Контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся должна проводиться на основе научно-обоснованных и проверенных опытом принципов. К ним относятся: объективность, всесторонность, систематичность [6, с.337].

Проверить и оценить объективно – значит предупредить случаи субъективных и ошибочных мнений и суждений учителей и учащихся. Для реализации принципа объективности, широко используется комментирование оценок и обсуждение на уроках ошибок допущенных при выполнении заданий.

Под всесторонностью проверки и оценки подразумевается анализ усвоения школьниками различного по содержанию и характеру учебного материала, выявления их способностей применять его в практической деятельности.

Систематической является такая проверка, которая проводится регулярно, органически связана с самим учебным процессом и оказывает своё влияние на его протекание.

Контроль знаний учащихся выполняет, по меньшей мере, три функции:

1. Управляет процессом усвоения.

2. Направлен на воспитание познавательной мотивации и педагогической стимуляции, учащихся к деятельности.

3. Направлен на развитие и обучение [3].

1.2 Функции и принципы контроля знаний, умений и навыков учащихся.

Знание и понимание функций контроля поможет учителю грамотно, с меньшей затратой времени и сил планировать и проводить контрольные мероприятия, достигать должного эффекта [23, с 294].

Функции проверки, которые выделяют ученые-педагоги и методисты приведены на Схеме 1.

Схема 1

Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками, изучается глубина и объем их усвоения. Сравнивается планируемое с действительными результатами, устанавливается эффективность используемых учителем методов, форм и средств обучения [15].

Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации. Проверка помогает школьникам выделить главное, основное в изучаемом материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными. Контроль способствует также обобщению и систематизации знаний.

Сущность диагностической функции контроля – в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах затруднений учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.

Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы). Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приемов познавательной деятельности. Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.

Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление школьников. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.

Сущность ориентирующей функции контроля - в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом – насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.

Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности. Проверка побуждает школьников более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду [15].

Выделение функции контроля подчеркивает его роль и значение в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике делает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс.

Основные принципы контроля знаний, умений и навыков учащихся приведены на Схеме 2.

Схема 2.

Раскроем эти принципы контроля подробнее:

Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой проверки. Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемых форм, методов и средств контроля. Цели контроля предполагают ответы на следующие вопросы: что должно проверяться, кто должен опрашиваться, какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки, какой ожидается эффект от проведения проверки. При конкретизации целей контроля исходят из целей воспитания, развития и обучения учащихся, которые реализуются на данном этапе обучения.

Объективность контроля предупреждает случаи субъективных и ошибочных суждений, которые искажают действительную успеваемость учащихся и снижают воспитательное значение контроля. Объективность контроля зависит от многих факторов. Среди них выделяют следующие: четкое выделение общих и конкретных целей обучения, обоснованность выделения и отбора объектов и содержания контроля, обеспеченность методами обработки, анализа и оценивания результатов контроля, организованность проведения контроля. От решения этих вопросов во многом зависит объективность и качество контроля [17, с.31].

Под всесторонностью контроля понимается охват большого по содержанию проверяемого материала. Этот принцип включает в себя усвоение основных идей данного курса, и усвоение учебного материала по определенным содержательным, стержневым линиям курса, и знание учащимися отдельных и существенных фактов, понятий, закономерностей, теорем, способов действий и способов деятельности. При таком обилии проверяемого материала усложняется методика составления заданий, т.е. предъявляются повышенные требования к методике выделения и сбора объектов проверки.

Под регулярностью подразумевается систематический контроль, который сочетается с самим учебным процессом.

Индивидуальность контроля требует оценки знаний, умений, навыков каждого ученика.

1.3 Виды проверки.

В практике обучения наиболее распространенными являются такие виды проверки как: текущая, тематическая и итоговая.

Текущая проверка проводиться на каждом уроке. Она позволяет выявить знания, на основе которых будет строиться учебный процесс. Текущая проверка знаний проводится чаще всего в форме опроса в специально отведенное время проверки домашнего задания, во время выполнения самостоятельной проверочной работы, иногда в форме вопросов и заданий в ходе объяснения, повторения и закрепления.

Текущий контроль может проводиться в форме наблюдений за познавательной активностью учащихся, их желанием работать на уроке, их работоспособностью. Текущий контроль помогает учителю следить за эффективностью обучения и корректировать работу [7, с.84].

Тематическая проверка заключается в обеспечении контроля усвоения всей темы, проверяется содержание одной из изученных тем учебной программы. Этот вид проверки имеет очень большое значение для систематизации материала. На уроке необходимо задавать такие вопросы или предлагать такие задания, в которых учащийся увидел бы основное содержание темы, её главные идеи. В этом и есть смысл тематической проверки [14, с.104].

Тематический контроль может быть осуществлен путём выполнения контрольных работ на обобщающих уроках, методика проведения которых должна быть тщательно разработана.

Например: при проведении обобщающего урока по разделу «Технология обработки ткани» в 5 классе может быть выбрана форма контроля урок-экскурсия, в ходе которого будут проверены знания, умения и навыки учащихся по большому разделу учебной программы.

При проведении урока экскурсии возможно сделать целый ряд остановок:

· Тканиевая (проверить знания по теме «Материаловедение»).

· Машинная (проверить знания по теме: «Машиноведение»; выявить степень сформированности практических умений и навыков, в подготовке швейной машины к работе и работа на ней).

· Конструкторская (проверить знания учащихся в области конструирования, моделирования одежды, чтения и построения чертежей, правил и приёмов снятия мерок).

· Пошивочная (проверить знания, умения и навыки в соблюдении технологической последовательности обработки, знания терминологии и т.д.).

Итогом данного урока-экскурсии может стать то, что каждый ученик получит по две оценки: за устную работу и практическую.

Итоговая проверка проводится за каждую четверть или за учебный год. Проводится она в форме зачета или письменной контрольной работы, зачетных практических или лабораторных работ, выполнения ученического проекта. Цель итоговой проверки: определить полноту и качество усвоения каждым учащимся всего программного материала.

2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ТЕХНОЛОГИИ.

2.1 Особенности нетрадиционных форм урока.

Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы.

В школах должен происходить постоянный поиск, цель которого - найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения. Коллективу учителей школ необходимо реализовать концепцию, которая предполагает необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого – с учетом его индивидуальных способностей и возможностей [8, с 28].

Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными.

Нетрадиционные формы урока, реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля и оценки знаний учащихся. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока осуществляются при обязательном участии всех учеников класса/параллели, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности (компьютерной и видео техники, выставки, буклеты, стенды) [12, с. 39]. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

- осуществляется контроль знаний, умений и навыков учащихся по определенной теме;

- обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;

- предусматривается минимальное участие на уроке учителя.

Методически высоко эффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок–игра, урок-викторина, урок–конкурс, урок-презентация (защита проекта), урок–конференция, урок- экскурсия и другие формы занятий.

Рассмотрим некоторые из них.

Урок – игра.

В последнее время все большее распространение получают игровые методы обучения. Учебные, деловые или деятельностные игры основаны на принципе имитационного моделирования ситуаций реальной профессиональной деятельности в сочетании с принципами проблемности и совместной деятельности [11, с.62].

Достоинство игры в том, что через эмоции сопереживания, внимание учащихся концентрируется на ответе “сильного” учащегося, прошедшего отборочный тур, в результате чего лучше усваивается и закрепляется учебный материал. А установка в начале урока на то, что им самим придется оценивать свои знания и знания одноклассников, вызывает чувство ответственности каждого члена команды за общий результат, побуждает к более строгому само- и взаимоконтролю.

Цели:

1. Формирование навыков самоанализа, само- и взаимоконтроля.

2. Развитие познавательной активности и самостоятельности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации.

3. Воспитание ответственности перед коллективом, критического отношения к достигнутому результату.

Урок- конкурс.

Позволяет:

1. Проверить прочность теоретических знаний, практических умений и навыков за весь курс обучения.

2. Систематизировать знания учащихся.

3. Формировать у учащихся добросовестное отношение к труду, сознательное отношение к выполнению трудовых заданий; воспитывать волю к победе.

4. Прививает учащимся интерес к выбранной профессии.

5. Развивать у учащихся самостоятельность мышления, творческую инициативу и активность.

Урок – конференция.

Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого материала является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-конференцию. Урок-конференция – это своеобразный диалог по обмену информацией. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения [17, с.28].

В зависимости от поставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы. Во всех этих случаях мы имеем дело с обменом значимой информацией. В такой ситуации логично прибегать к элементам ролевого диалога. Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы. Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.

Метод проектов.

Проектная деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путём самообразования [16, с.113].

Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащихся, даёт простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создаёт положительную мотивацию ребёнка к учёбе. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить". Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

Использование проектной технологии создаёт условия, при которых учащиеся:

а) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

б) учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;

в) приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

г) развивают у себя исследовательские умения.

Использование проектной технологии позволяет сформировать следующие компетенции:

а) информационную - способность грамотно выполнять действия с информацией;

б) коммуникативную - способность вступать в общение с целью быть понятым;

в) социальную - способность действовать в социуме с учётом позиций других людей;

г) предметную - способность применять полученные знания на практике.

Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать её, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью [19, с.284].

Технология как учебный предмет - плодотворная почва для проектной деятельности. Интересная работа в группах даёт ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания.

Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе автора, творца, и в решении этой задачи помогают такие формы, как конкурс, турнир, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т. д.

Обязательные условия при этом - чёткое определение выполнения задания по времени и рефлексия деятельности, то есть оценка того, что лично дало каждому выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чём заключались причины неудач и как этого избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности.

Формы рефлексии:

1. Продолжи предложения:

а) На занятии для меня было важно________________

б) Занятие помогло задуматься о __________________

в) Я научился___________________________________

г) К моим достижениям можно отнести_____________

2. Выбери:

а) Превзошёл сам себя

б) Это ещё цветочки, а ягодки будут впереди

в) Не ударил лицом в грязь

г) Бил мимо цели

д) Язык плохо подвешен

е) Из кожи вон лез

Изготовление учебных пособий, составление кроссвордов по теме - это умение применять на практике свои знания, обдумать и создать новый продукт - свой проект.

Элементы проектной деятельности можно использовать на разных этапах урока, если в этом есть педагогическая целесообразность. Когда учащиеся освоили основные приёмы, необходимые при работе с проектом, можно проводить уроки-проекты.

2.2 Формы контроля на занятиях технологии.

Основными формами контроля знаний, умений и навыков являются: практическая, устная, письменная проверка, а также индивидуальная и фронтальная проверка.

Практическая проверка позволяет выяснить, насколько учащиеся умеют применять знания на практике. Практическая проверка на уроках технологии осуществляется на каждом уроке, она способствует правильному формированию трудовых навыков, позволяет вовремя исправить допущенные ошибки [ 22, с 72] .

Контроль выполнения учащимися практических работ представляет для учителя технологии значительную трудность. Это обусловлено, прежде всего, разнообразием видов деятельности и проверяемых параметров. В данном случае необходимо использовать метод пооперационного контроля. Оценка каждой операции осуществляется с помощью карты пооперационного контроля по заранее разработанным критериям. Для удобства оценки в картах использована пятибалльная система. Рассмотрим карту пооперационнго контроля, предназначенную для проверки уровня практических умений по теме «Обработка вытачек».

Карта пооперационного контроля[9]

Фамилия и имя учащегося

Технологические операции и критерии их оценки

Сумма баллов

(5 баллов)

Точность наметки по намеченной линии

Выполнение закрепки шва обратным ходом (есть/нет)

Ровность строчки

Плавность окончания вытачки (есть/нет)

Влажно-тепловая обработка (есть/нет)

Количество баллов по операциям

1

1

1

1

1

Иванова Л.

1

1

0

1

0

3

Петрова К.

0

0

1

1

1

3

Суслова Е.

1

1

1

1

1

5

Подобные карты необходимо использовать на каждом практическом занятии. Анализ результатов по горизонтальным рядам таблицы дает пооперационную и суммарную характеристику обученности каждого ученика. По ним можно судить как о сформированности трудовых умений, так и о трудностях и ошибках, часто допускаемых учениками при выполнении отдельных операций. Просмотр вертикальных столбцов показывает степень освоения всей группой конкретной операции. Используя результаты пооперационного контроля, учитель имеет возможность скорректировать свою деятельность с целью исправления пробелов в знаниях и умениях учащихся.

Одной из форм практической проверки являются самостоятельные домашние работы. Здесь ученики выполняют такой объём типовых задач из числа предложенных учителем, который в его силах (рассчитать количество ткани, необходимое для пошива прямой, клиньевой, клешевой юбок при определенной ширине ткани; выполнить построение чертежа в масштабе 1:4 по предложенным меркам). Так при выполнении построения чертежа изделия выявляется степень умения читать чертёж, пользоваться расчётными формулами, пользоваться чертёжными инструментами, вести последовательное построение; при расчёте количества ткани осуществляется связь с математикой, необходимо знать и учитывать структуру ткани, уметь раскладывать выкройки с учётом направления долевой нити, рисунка, количества ткани [14,с 109].

К формам практической проверки знаний, относится и проектная деятельность учащихся. Хотя проект это творческая, самостоятельная работа учащегося она, прежде всего, строится на основе имеющихся навыков, знаний и умений.

Хорошей формой выявления практических умений и навыков являются конкурсы по профессии. Об этой форме работы последнее время как-то забыли, а ведь именно они позволяют определить детей, хорошо владеющих трудовыми приемами, с интересом занимающихся данным предметом.

Устная проверка наиболее широко используется в процессе обучения, она привычна для учащихся.

Одним из видов устной проверки является рассказ ученика. Он позволяет учителю объективно и точнее определить знания учащихся, развить их мышление и устную речь. Однако этот вид проверки требует много времени и приводит к активизации в основном тех учащихся, которые отвечают на уроке. Поэтому его необходимо сочетать с другими видами и приёмами проверки знаний. В сочетании с другими приемами устная проверка позволяет вовлечь учащихся своего класса в активную работу, сократить время на индивидуальный опрос. Например: одному ученику предлагается кратко записать на доске последовательность выполнения стачного шва вразутюжку. Другой, на этой же доске делает соответствующие рисунки, схемы, третий комментирует выполнение задания и подробно рассказывает о последовательности выполнения данного шва.

Вторым видом устной проверки, применяемым на уроках технологии, является беседа, способствующая фронтальной проверке знаний учащихся и установления живого контакта между учителем и учащимися. Беседа одновременно активизирует учащихся всего класса, стимулирует их внимание, память и мышление. Вместе с тем этот вид проверки позволяет в относительно короткий срок проверить знания учащихся по ряду вопросов и подготовить весь класс к восприятию нового материала. Четкая формулировка вопросов – одно из необходимых условий проверочной беседы.

Необычной формой устного контроля могут стать уроки-конкурсы. На таких уроках избирается жюри, и класс делится на две группы, им предлагается ряд вопросов:

1. Кто быстрее найдет недостающие линии на чертеже?

2. Что такое конструирование? Что такое моделирование?

3. Кто быстрее из представленных команд в коллекции машинных швов выберет все соединительные?

Такая форма выявления знаний нравится учащимся и повышает интерес к предмету. Результаты оцениваются жюри и учителем, который выставляет учащимся соответствующие отметки [15].

Одной из форм устной проверки являются коммуникативно-мыслительные игры (КМИ). КМИ способствуют объединению таких понятий как мышление и коммуникация в реализации таких дидактических целей, как диагностика и контроль теоретических знаний обучающихся [18, с.186].

В основе организации КМИ лежит групповая форма, при этом следует учитывать, что оптимальный состав групп 5-6 человек. Порядок взаимодействия участников обусловлен определенными правилами, принятыми в игре, системой оценивания по разработанным критериям. Взаимодействие участников проявляется на всех этапах игры: при уяснении задачи, при определении роли каждого, при обсуждении и оценке результатов. Наличие развернутой системы индивидуального и группового оценивания снимает конфликтные ситуации и порождает дух соревнования внутри группы или между группами. Выделяют три варианта коммуникативно-мыслительных игр [20].

ВАРИАНТ 1. Деление на группы, определение или назначение ведущего в каждой группе, одновременная игра всех команд с поочередной игрой игроков внутри команды, индивидуальное решение проблемы с оценкой ответа, выведение среднего балла игрока и суммарного балла команды. В ходе игры игроки поочередно выбрасывают игральную кость, продвигаются по игровому полю с обязательным ответом на вопрос того символа, где останавливается фишка. Игра продолжается либо до того момента, когда будут исчерпаны все вопросы, либо может быть ограничена временными рамками. Итог игры: индивидуальная оценка знаний каждого и суммарного балла команды.

ВАРИАНТ 2. Деление на команды, жеребьёвка, поочередная игра команд на основе единого игрового поля, коллективное обсуждение проблем за единицу времени, взаимная оценка ответа противоборствующими командами, оценка преподавателя, штрафы и шансы. Результаты ответов фиксируются в единой карте. Итог игры - распределение командных мест.

ВАРИАНТ 3. Данный вариант представляет сочетание двух вышеизложенных вариантов игры. При этом за основу берется второй, но в каждой команде назначается ведущий, который фиксирует в карте игроков команды их личный вклад. Итог игры - командное распределение мест и выборочная оценка отдельным игрокам по результатам их активности и компетентности.

Итак, первый вариант игры дает возможность каждому учащемуся систематизировать знания и оценить их. Второй и третий создают атмосферу азарта, борьбы за командное первенство, а, следовательно, больше служит целям воспитания чувства коллективизма.

На уроках технологии можно использовать и такую форму контроля как взаимоконтроль, который основан на коллективном способе обучения. Проводя опрос, работа организуется парами, используются карточки с вопросами и ответами. Каждый задает своему напарнику вопросы по карточке и по ней же проверяет его ответ, в случае необходимости поправляя и дополняя его. Взаимопроверка значительно повышает активность учащихся, развивает мышление, речь, создает условия для естественного общения детей [10].

Разнообразные формы устной проверки имеют и ряд недостатков. Они не дают возможности сравнить ответы разных учащихся на один тот же вопрос, чтобы сделать объективный вывод об уровне овладения знаниями учеников класса в целом по тому или иному вопросу. Кроме того, устная проверка занимает много времени, не приучает детей кратко, логично и доказательно излагать ответ. Преодолению этих недостатков способствует письменная проверка знаний.

Письменная проверка знаний позволяет выявить знания учащихся целого класса за сравнительно короткий срок и получить ответы на основные вопросы темы. Систематически проводимая письменная проверка знаний стимулирует учащихся на изучение нового материала, усвоение его существенных вопросов так, как, давая письменные ответы, они должны суметь кратко, научно и орфографически правильно изложить свои знания. Письменные проверки могут быть проведены на любом этапе урока в зависимости от дидактических целей.

Письменная проверка знаний включает применение разного рода тестов, позволяющих выявить усвоение учащимися фактического материала, контрольные и самостоятельные работы, решение кроссвордов, графические диктанты и так далее.

Самостоятельные работы – им придается особое значение в системе контроля знаний, умений и навыков. Здесь преследуется две цели:

1. Дать возможность ученику проверить уровень своих знаний и умений.

2. Способствовать более глубокому развитию умений по применению своих знаний.

Вопросы, включаемые в самостоятельную работу должны содержать максимально большее число вариантов и разную степень сложности, это позволяет каждому взять тот вариант и степень сложности, что ему под силу. На самостоятельной работе ученик может пользоваться любой справочной литературой, содержащей формулы, законы, расчёты и т.д. При самостоятельных работах не преследуется цель заучить формулы, а главное уметь их применять. При выполнении самостоятельных работ вполне возможна и целесообразна разумная подсказка учителя, поскольку наряду с контролирующей функцией самостоятельная работа решает, и задачи выработки умений применять знания на практике.

В отличие от самостоятельной, контрольная работа должна быть одинаковой трудности для всех. Практика показывает, что контрольные работы порождают у детей определенную неуверенность, боязнь получить двойку. Такое психологическое напряжение приводит порой к заметному искажению истинной картины знаний [5].

В последнее время всё более широкое применение стала находить проверка знаний, умений и навыков с помощью ТЕСТОВ [5].

Энциклопедический словарь определяет тесты в педагогике как «стандартизированные задания по результатам выполнения, которых судят о личностных характеристиках, а так же о знаниях, умениях и навыках испытуемого».

Задания в тестовой форме – это такие задания, к которым предъявляются определенные требования, а именно:

· Наличие чёткой инструкции по его выполнению;

· Краткость и четкость выражения его смысла;

· Формулирование задания в логической форме высказывания;

· Правильность расположения его элементов;

· Наличие определенного места для ответов;

· Одинаковость правил их оценивания.

Ученикам при выполнении теста необходимо напомнить правила работы с ним:

· Прочесть все тестовые задания.

· Сначала решить наиболее простые и знакомые задания.

· Не задерживаться долго на решении затруднительного задания, лучше вернуться к нему в конце, если останется время.

Тест для проверки, включает, как правило, 15-20 заданий. Задания в тестовой форме (Приложение 1) могут быть различны, например:

· Задания с выбором правильного ответа.

· Задания с выбором наиболее правильного ответа.

· Задания с выбором нескольких правильных ответов.

· Задания на определение правильной последовательных операций.

· Задания на установление соответствия.

· Задания на добавление правильного ответа.

· Задания на заполнение схем, таблиц.

Тестовая проверка имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами. Она позволяет более рационально использовать время урока, охватить большой объём содержания, быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения учебного материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы. Тестовый контроль обеспечивает одновременную проверку знаний учащихся всего класса и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому уроку, дисциплинирует их. Тестовый контроль позволяет сравнить результаты нескольких классов и даже разных школ.

В то же время тестовый контроль знаний, умений учащихся не лишен недостатков. Выбор из предложенных ответов, одного правильного, допускает определенную вероятность его угадывания, возможность списывания правильного ответа у соседей. Тестовый контроль не позволяет проверить умение учащихся логично излагать изученный материал, доказательно строить ответ, иллюстрировать его примерами. С помощью тестовых заданий трудно проверить уровень овладения школьниками практическими умениями.

Наиболее целесообразно нетрадиционные формы и методы проверки использовать в сочетании с традиционными. Так, следует включать в тест кроме заданий с выбором ответа задания со свободным ответом: Что означает слово «кулинария»? Что она изучает? Чем салат отличается от винегрета? А также задания практического характера: в наборе машинных швов найдите накладной шов с двумя открытыми срезами; рассмотрите предложенную ручную строчку и определите её назначение и название.

Только комплексная проверочная работа, включающая задания с открытыми и закрытыми ответами и задания практического характера, позволяет объективно определить уровень подготовки учащихся и правильно оценить её результаты.

Интеллектуальные игры, к которым относятся учебные кроссворды, также являются эффективной формой знаний, умений и навыков. Кроссворды помогают быстро проверить знания учащихся [21, с.23].

Для максимально быстрой проверки знаний используются графические диктанты, которые требуют от учащихся внимания, сосредоточенности, они показывают, насколько твердо учащиеся усвоили изученный материал. Проводиться диктант в очень быстром темпе, что снижает возможность списывания [13, с.47].

Например. Отвечая на вопрос «да» над номером вопроса ставится дуга, если ответ отрицательный, то отрезок остается свободным.

1. Мерка полуобхват талии обозначается буквами «Сб».

2. Направление долевой нити на выкройке обозначается стрелкой.

3. Точки, лежащие на линии талии, обозначаются буквой «Н».

4. Горизонтальные линии фартука – это линии низа и талии.

5. Моделирование фартука – это украшение его тесьмой, вышивкой, изменение формы фартука.

Предметную область «Технология» нельзя освоить без знаний терминологии. Знание и понимание учащимися терминов сохраняет время при объяснении на уроке, при выполнении работ, поэтому необходим контроль знаний терминологии. С этой целью можно проводить диктанты. На доске выписываются 3-5, 5-10 терминов, а учащиеся на листках разъясняют их значение. Или другой вариант этой же работы: зачитывается определение того или иного термина, а учащиеся должны его назвать.

Любой контроль знаний, умений и навыков завершается оценкой и выставлением отметки по пятибалльной системе [2].

При оценке выполнения практических заданий учитель может руководствоваться следующими критериями:

«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;

«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;

«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;

«2» - ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.

В исследованиях Н.Г. Дайри, посвященных методам проверки, установлены условия при которых проверка создает положительное отношение учащихся к этому виду работ и, следовательно, активизирует их познавательную деятельность. Такие условия создаются:

1) если, с точки зрения учащихся, проверка полезна, интересна, помогает совершенствовать знания и развивает навыки, т.е. широко выполняет обучающую функцию;

2) если, каждый ученик может ожидать, что его спросят независимо от количества полученных отметок;

3) если, знания и навыки оцениваются требовательно и справедливо;

4) если, замечания с места поощряются и учитываются при аттестации;

5) если, проверка не выражается в нескольких вызовах ученика за четверть, а происходит ежедневно.

Таким образом, контроль знаний является неотъемлемым компонентом современного урока. Разнообразные формы и методы контроля делают его эффективным средством управления процессом учения, обучения и воспитания.

2.3 «Общественный смотр знаний» – одна из форм нетрадиционного контроля знаний, умений, навыков.

Многие годы единственной формой итоговой контрольной знаний, умений и навыков учащихся оставалась контрольная работа, при этом личностный рост ребёнка оставался вне поля зрения педагога.

Изменения формы обучения влечёт за собой изменение в системе контроля, которое позволит не только организовать контроль ЗУН, но и развить интеллектуальные и творческие способности учащихся.

Широкие возможности для развития памяти, внимания, интереса к предметам, мышления школьника, воспитания личности и коллектива в целом дают нетрадиционные формы контроля. Одной из таких форм является общественный смотр знаний (ОСЗ), который проводится по определённым разделам программы [12, с.74].

Это мероприятие позволяет одним учащимся продемонстрировать свои знания, а другим, общаясь с ними в коллективной форме работы, приобретать знания. В результате передача знаний осуществляется в интересной и доступной для всех форме, и делает учащихся успешными. Также это мероприятие открывает простор для проявления инициативы и творчества.

Меняется и характер взаимоотношений учителя и учащихся. В процессе подготовки учащиеся ощущают себя помощниками учителя, ассистентами, лаборантами, консультантами. Деятельностный подход увеличивает возможности индивидуального процесса познания. Каждый ученик, кроме минимума знаний, умений и навыков, приобретенных на уроке, получает и закрепляет те знания и умения, которые в наибольшей степени способствуют его способностям и потребностям.

Педагогическая целесообразность использования общественного смотра знаний заключается в том, что участие в контроле знаний учителей и учащихся из других классов, поможет превратить его в праздник знаний, поднять интерес учащихся к учёбе, повысить эффективность обучения, обобщить и систематизировать весь материал.

Общественный смотр знаний даёт возможность заинтересовать учёбой детей не только в плане «отметок», а показать учебную деятельность изнутри.

Возможности общественного смотра знаний для учащихся приведены на Рис.1.

Рис.1 Возможности ОСЗ для учащихся

Для подготовки общественного смотра знаний требуется 2-3 недели. Смотр проводится между параллельными классами. Наиболее оптимальное время – начало IV четверти. К этому времени у ребят накапливается определенный объем знаний, которые можно показать на ОСЗ.

Для того чтобы подготовиться к общественному смотру знаний необходимо:

1) Заранее отобрать основной материал по разделам.

2) Вывесить перечень основных вопросов и упражнений в кабинете заранее за 2-3 недели.

3) Выбрать жюри и разработать критерии оценивания учащихся, с которыми учащиеся должны ознакомиться.

Оценивание учащихся:

Все учащиеся получают оценку, которая выставляется жюри в конце урока по сумме набранных отметок за урок. Критерии оценивания приведены в Таблице 1.

Таблица 1

Устная работа

- чёткость выводов

- речь

- логика

- умение формулировать проблему

- выделение главного

- правильность ответа

Работа в парах

- уровень сопереживания

- умение общаться

- умение отстоять и доказать свою точку зрения

Письменная работа

- верность решений

- правильность оформления

При решении у доски

- правильность решения

- нестандартность решения

- использование нескольких способов решения

- доказательность

- эмоциональность

- рациональность

Общественный смотр знаний открывает председатель жюри, смотру придается приподнятый, торжественный характер. Учащиеся приходят в праздничной форме. Помещение украшается, делается выставка работ учащихся и учебно-методических материалов и т.д. Расстановка столов (парт) в помещении (классе) необычна. Члены жюри рассаживаются за столами так, чтобы были видны доска и класс. Впереди один ряд столов оставляется свободным - для самостоятельно работающих учащихся. Они сидят по группам со своим консультантом.

После торжественного открытия приступает к своим обязанностям ведущий смотра, у которого есть план смотра с указанием видов работ (письменных, устных, графических, решения задач, задания на смекалку и т.п.) и список учащихся.

Часть учеников выполняют работу у доски, часть - сидя за отдельными столами, часть отвечают с мест. После каждого ответа, если он недостаточно полон, учащиеся с мест могут дополнить и уточнить его. Все ответы и поправки также учитываются. Жюри, если сочтет нужным, может задать вопросы отвечающему. На общественном смотре может быть предусмотрена и фронтальная работа (короткий диктант, текст, перфокарты или простые задачи, требующие для выполнения немного времени). В программу смотра могут быть включены развлекательные элементы, домашние заготовки (по типу известного КВН).

Результаты общественного смотра знаний зачитывает перед всем классом председатель жюри. Вместе с индивидуальными оценками, полученными каждым учеником, сообщаются данные, характеризующие работу групп. Итоги общественного смотра знаний предаются гласности, обсуждаются в педагогическом коллективе школы, а также в органах информации.

В результате использования ОСЗ происходит:

1) Развитие личности ребёнка через формирование следующих навыков и способностей: коммуникативность (общение, взаимовыручка при работе в группе, эмпатия).

2) Творческие способности (через принятие нестандартных решений, применение знаний на практике, то есть реализуется социализация учащихся).

3) Развиваются психологические особенности (мышление, память, внимание, требовательность к себе).

Общественный смотр знаний – является одной из форм организации коллективной деятельности учащихся при обобщении, систематизации и проверки знаний. Такие уроки положительно влияют на познавательную активность учащихся, создают ситуацию успеха для всех, укрепляет уверенность в своих силах, способствует активному сотрудничеству.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С давних времён установлено, что в процессе познания важнейшим условием усвоения является постепенность. Разбор любого учебного материала необходимо начинать с более общих отношений, постепенно переходить к усилению частностей, уточнению отдельных элементов и лишь затем обобщать и делать выводы. Только при соблюдении последовательности, постепенности, терпеливости учащиеся могут сознательно приобретать и прочно усваивать новые знания.

Этап учёта знаний, умений, навыков школьников является необходимым звеном в цепи процесса обучения и позволяет "отслеживать" результаты этого процесса. Внедрение нетрадиционных форм наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков значительно повышает уровень владения этими знаниями, поскольку даёт школьнику мотивацию обучения, прививает интерес к предмету. В результате такой работы учащиеся с удовольствием идут на урок, активно работают, отстаивают свою точку зрения, любят творческие задания, умеют работать с кроссвордами, являются авторами кроссвордов, с удовольствием выполняют разнообразные виды работ [12,с.18].

Контроль знаний, умений, навыков - это итог, результат, оценка работы ученика. На современном этапе развития образовательной системы существует две методические категории оценки уровня овладения детьми изучаемым материалом: критерии и нормативы.

Критерии характеризуют качество усвоения учеником материала. Нормативы определяют допустимое количество ошибок и недочётов, позволяющие считать школьника успевающим.

Таким образом, можно только тогда правильно организовать обучение, когда хорошо виден уровень знаний, умений и навыков учащихся. Именно поэтому организация чётко спланированной, тщательно продуманной, гибкой, неформальной системы контроля является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Амонашвили Ш.А. Лысенкова С.Н. Волков И.П. и др. Педагогический поиск. – М.: Педагогика, 1989. – 560с.

2. Бабина Н.Ф. Воспитывающая роль оценки на уроках труда.// Школа и производство.1998. №3.

3. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа. 1998.№ 4.

4. Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников. Вопросы теории и методики. – М.: Педагогика, 1981. – 192 с.

5. Брагин В.Я. Стимулирование и оценка творческой деятельности учащихся.// Школа и производство. 2000.№7.

6. Гурьянова М.П. Школа и социальная педагогика. Пособие для педагогов. – Мн.: Амалфея, 2000. – 448с.

7. Казакевич В.М., Поляков В.А., Ставровский А.Е. Основы методики трудового обучения. – М.: Просвещение, 1983. – 298с.

8. Каневец О.Ф. Технология. Тетрадь для 5 класса. 1и 2 части. Вариант для девочек. – Саратов: Лицей, 2001. – 64с.

9. Кожина О.А., Малюкова Н.Н., Алямовская Н.А. Тестовые задания для образовательной области «Технология».//Школа и производство. 1999. №2.

10. Корнейчук З.Н. Взаимоконтроль учащихся на уроке.//Школа и производство. 1998.№5.

11. Костылев Ф.В. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы. – М.: Владос, 2000. – 104с.

12. Кульневич С., Лакоценина Т. Нетрадиционные уроки в начальной школе. – Воронеж: Учитель, 2004 – 168c.

13. Лабзина А.Я., Васильченко Е.В., Савельева Н.В. Дидактический материал по обслуживающему труду. 4 класс. – М.: Просвещение, 1983. – 95c.

14. Мельникова Л.В., Осипова Л.В., Фридман Т.Б. Методика трудового обучения (обслуживающий труд). – М.: Просвещение, 1985. – 224c.

15. Милушкин А.А. Эффективная форма контроля. //Школа и производство. 1999.№5.

16. Муравьев Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. – Брянск: Издательство БГПУ им. акад. И.Г. Петровского, НМЦ «Технология», 2000 – 235с.

17. Оболенкина Н.В.Оценка качества обучения: образовательная область «Технология». – Тамбов: ТОИПКРО, 2007. – 43 с.

18. Падалко Н.В., Федорова В.Н., Шапошников Н.И. Методика обучения ботанике. Под общ.ред. Н.В.Падалко и В.Н.Федоровой. Пособие для учителя. Изд. 3-е, перераб. – М.: Просвещение, 1982. – 351с.

19. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для вузов. – М: Высшее образование, 2008. – 540c.

20. Скатова Н.Н., Тимошенко А.И. Коллективный способ обучения на уроках труда.// Школа и производство. 1998.№5.

21. Старикова Е.В., Корчагина Г.А. Дидактический материал по трудовому обучению. – М.: Просвещение, 1996. – 53с.

22. Тхоржевский, Д.А.Занятия по техническому труду: пособие для учителей труда 6 класс. / Д.А. Тхоржевский – М.: Просвещение, 1985. –155с.

23. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. – Донецк: Сталкер,1998. – 400с.