Реферат: Функции, полномочия и обязанности налоговых органов в области финансово экономического контроля
Название: Функции, полномочия и обязанности налоговых органов в области финансово экономического контроля Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту Тип: реферат |
Содержание Введение............................................................................................................3 Функции, полномочия и обязанности налоговых органов в области финансово экономического контроля………………………………………….4 Заключение……………………………………………………………………….8 Список используемой литературы……………………………………………..9 ВВЕДЕНИЕ Во всех современных государствах контроль за уплатой налогов находится в компетенции специальных государственных органов - налоговых служб, организационные структуры которых существенно различны. В России налоговые органы с 1991 года представляют собой единую централизованную систему, отделены от финансовых органов и имеют собственную структуру. Единство системы налоговых органов обеспечивается тем, что функции контроля за взиманием налогов всех уровней на территории Российской Федерации выполняют органы МНС России. Создание налоговых органов, не входящих в систему МНС России, не допускается. Такое построение системы налоговых органов определено конституционным принципом единства налоговой политики и необходимо для единообразного применения налогового законодательства. Следует иметь в виду, что ряд полномочий налоговых органов передан по законодательству государственным внебюджетным фондам и таможенным органам, которые, как и органы налоговой полиции, налоговыми органами не являются, действуют строго в пределах своей компетенции, определенной соответствующими законодательными актами. Налоговые органы представляют собой независимую систему контроля за соблюдением налогового законодательства. Проверки, проводимые налоговыми органами, - это составная часть финансовых проверок и важнейшая форма налогового контроля над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогоплательщиками в бюджеты и государственные внебюджетные фонды налогов и сборов, а также за исполнением ими иных обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах и другими нормативными актами. Функции, полномочия и обязанности налоговых органов в области финансово-экономического контроля Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, Налоговым кодексом РФ и другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов (статья 3 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ). Главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему РФ налогов и сборов (статья 6 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ). Точное установление функций государственного органа имеет важное юридическое значение: права, предоставленные законодательством этому органу, и обязанности, на него возложенные, могут быть реализованы и должны трактоваться исключительно в рамках его функций и задач так, как они установлены законом. Функции налоговых органов - центральных, региональных и местных - несколько различаются. Но поскольку главная задача всех звеньев едина - контроль за соблюдением налогового законодательства, налоговым органам всех уровней присущи общие функции: - учет налогоплательщиков; - контроль за соблюдением налогового законодательства участниками налоговых правоотношений; - определение в установленных случаях суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет налогоплательщиками; - ведение оперативно-бухгалтерского учета сумм налогов; - возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов; - разъяснительная работа и информирование налогоплательщиков о порядке применения налогового законодательства; - применение мер ответственности к нарушителям налогового законодательства; - взыскание недоимок, пеней и штрафов с нарушителей налогового законодательства; - контроль за соблюдением законодательства о наличном денежном обращении (Налоговые органы осуществляют и иные функции, не связанные с налогообложением, обладают полномочиями и по контролю за соблюдением валютного законодательства); - сотрудничество с зарубежными и международными налоговыми организациями. Для выполнения своих функций налоговые органы наделены соответствующими правами, которые реализуются через права различных должностных лиц этих органов. Во-первых, каждое должностное лицо выполняет только то, что прямо разрешено ему законом, т.е. действует в рамках установленной ему компетенции. Во-вторых, права налоговых органов являются одновременно обязанностью их должностных лиц. Например, закрепленное в НК РФ право налоговых органов предъявлять иски о взыскании сумм финансовых санкций подразумевает, и обязанность налоговых органов предъявлять такие иски для контроля соблюдения налогового законодательства. Полномочия налоговых органов по налоговому контролю имеют важнейшее значение при решении их главной задачи - контроля за соблюдением налогового законодательства. Следует иметь в виду, что эта задача может быть решена и иными способами, с применением иных полномочий, так как понятие "контроль за соблюдением налогового законодательства" значительно шире, чем понятие "налоговый контроль", формы которого определены в ст. 82 НК РФ. Согласно этой статье налоговый контроль может осуществляться должностными лицами налоговых органов посредством: - налоговых проверок; - получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора; - проверки данных учета и отчетности; - осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в иных формах, предусмотренных НК РФ. Основным способом налогового контроля являются налоговые проверки, которые позволяют наиболее полно выявить правильность исполнения налогоплательщиком своих обязанностей. Остальные формы контроля чаще используются в качестве вспомогательных методов выявления налоговых нарушений или в целях сбора доказательств по выводам, которые содержатся в акте проверки. В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят проверку налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговые органы вправе проводить проверки на всех предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности, организационно-правовой формы, подчиненности и т.п., в том числе на предприятиях с особым режимом работы. Согласно п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль (и соответственно налоговые проверки как форма такого контроля) проводится должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции. Статья 7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации" предусматривает право налоговых органов проводить проверки "денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет". Налоговые органы обязаны: 1) соблюдать законодательство о налогах и сборах; 2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; 3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц; 4) руководствоваться письменными разъяснениями МФ РФ по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах; 5) принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов; 6) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение; 7) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора; 8) представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. 9) по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные Налоговым Кодексом и иными федеральными законами. (п. 3 в ред. Федерального закона от 29.12.2009 N 383-ФЗ) ЗАКЛЮЧЕНИЕ Налоговые доходы являются одной из важнейших составляющих доходной части государственного бюджета, кроме того, посредством взимания налогов - изменения ставки, объекта налогообложения, квалификации тех или иных операций как облагаемых или, напротив, необлагаемых, государство осуществляет управление экономикой, что также оказывает воздействие на иные виды доходов и существенно влияет на структуру финансовой системы. Из вышеизложенного следует, что в целях достижения надлежащих результатов регулирования и контроля финансовой системы необходим действенный и эффективный механизм регулирования сферы налоговых отношений, причем как в правовом аспекте, так и в экономическом. Список использованной литературы 1. Налоговый кодекс Российской Федерации 2. Закон РФ от 21.03.1991г. №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» 3. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004г. №506 №Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» 4. Аснин Л.М., Кононова И.Я. Контроль и ревизия в организациях: Учебное пособие – Ростов н/д: Феникс, 2004.-288 с. 5. Бровкина Н.Д. Основы финансового контроля: учеб. Пособие / Н.Д. Бровкина: под. Ред. М.В. Менькин. –М.: Магистр, 2009.382 с. 6. КонсультантПлюс, 2004-2010 |