Реферат: Порядок создания и ликвидации предприятия, система банкротства
Название: Порядок создания и ликвидации предприятия, система банкротства Раздел: Рефераты по экономической теории Тип: реферат |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: «Экономика и статистика предприятия» на тему: «Порядок создания и ликвидации предприятия, система банкротства» Тула, 2009г. Содержание Введение 1. Порядок создания предприятия 2. Понятие несостоятельности предприятия, признаки банкротства 3. Ликвидация предприятия Заключение Список литературы Введение Предприятие – хозяйствующий субъект, который производит товары, оказывает услуги. Оно имеет собственное название, фирменный знак (марку), самостоятельный баланс, расчетный счет в банке. Как хозяйствующий субъект предприятие обладает обусловленной законодательством административной и экономической самостоятельностью, т.е. правами юридического лица, организационно-техническим единством, общностью целей деятельности. Как юридическое лицо фирма имеет в распоряжении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. В период перехода экономики от административно-хозяйственной к смешанной системе появляется потребность в переосмыслении форм и методов ведения экономики предприятия. При этом возникает множество вопросов и проблем, требующих решения: как создавать новую компанию или фирму, как должна работать экономика предприятия, от чего зависит эффективность ее ведения, что следует предпринимать для большей результативности деятельности предприятия. Иными словами, применительно к российской экономике речь должна идти о создании жизнеспособных образований, адекватных современному уровню требований производственных и организационных условий развития рынка. Поиск ответов на эти вопросы происходит на основе метода проб и ошибок, что в настоящих условиях дорого обходится не только предприятию, но и обществу в целом. Основной причиной этого является неумение и незнание руководителями предприятий форм и методов работы в условиях рыночной системы хозяйствования. В экономически развитых странах имеется большой опыт решения подобных вопросов. Однако он не всегда может быть применен в Российской Федерации. Необходима его адаптация с учетом традиций и менталитета российских хозяйственников. Проблемы создания, реорганизации и прекращения деятельности предприятий весьма актуальны для современной российской действительности. Именно поэтому тема данной контрольной работы: «Порядок создания и ликвидации предприятия, система банкротства». Цель данной контрольной работы - раскрытие вышеуказанных аспектов деятельности предприятий. Для раскрытия темы, нужно решить следующие задачи: - изучить порядок создания и регистрации предприятия; - дать определение несостоятельности предприятия; - рассмотреть признаки банкротства; - определить виды и порядок ликвидации предприятия. 1. Порядок создания предприятия Решение о формировании новых предприятий принимает владелец капитала. На первом этапе капитал нужен для строительства и организации предприятия, закупки достаточных запасов сырья, материалов, найма рабочей силы. На базе первоначальных вложений, израсходованных или предназначенных на указанные цели, образуется уставный капитал предприятия. Увеличение уставного капитала происходит за счет прибыли, оставляемой на предприятии для развития производства, а в отдельных случаях – за счет ассигнований из бюджета. Кроме того, предприятие может получить средства за счет выпуска и продажи акций и других ценных бумаг, а также получить кредиты, погашаемые впоследствии из прибыли. Дополнительные средства могут быть получены также от продажи лишнего имущества. За счет привлечения дополнительных денежных средств, предприятие увеличивает свои основные и оборотные фонды, наращивает выпуск продукции, улучшает ее качество, увеличивает доход. При образовании нового предприятия преследуются в основном следующие цели: - увеличение выпуска продукции, в которой нуждаются потребители и получение дохода за счет ее реализации; - вовлечение в производство незанятого трудоспособного населения и решение тем самым социальной проблемы трудоустройства; - вовлечение в предпринимательство имеющихся дополнительных и природных ресурсов; - изготовление принципиально новых видов промышленной продукции с использованием передовых достижений науки и техники; - удовлетворение личных интересов отдельных граждан или группы лиц, создающих небольшие предприятия (типа товариществ) для индивидуальной или совместной деятельности. Коммерческие предприятия основной целью своей деятельности считают получение прибыли. Полученная прибыль распределяется между участниками. Порядок образования предприятия регламентируется Гражданским кодексом РФ (часть 1). Предприятие как юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации . Данные о государственной регистрации включаются в единый открытый для свободного ознакомления государственный реестр юридических лиц. Органы, осуществляющие государственную регистрацию, контролируют соблюдение установленного порядка создания юридического лица, учредительные документы которого должны соответствовать действующему законодательству. В качестве регистрирующих могут выступать различные органы. Согласно Постановлению Правительства РФ от 17 мая 2002 года № 319 государственную регистрацию юридических лиц осуществляют налоговые органы РФ. На оформление государственной регистрации предприятия отводится не более пяти рабочих дней с момента представления регистрирующему органу всех необходимых документов. Для государственной регистрации юридического лица необходимо представить в соответствующий орган: - подписанное заявителем заявление о государственной регистрации юридического лица по утвержденной Правительством РФ форме, - решение о создании юридического лица в форме протокола, договора или иного документа согласно законодательству РФ; - учредительные документы юридического лица; - выписка из реестра иностранных юридических лиц или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя; - документ об оплате государственной пошлины. Предприятие действует на основании устава и учредительного договора, либо только учредительного договора. Устав предприятия утверждается учредителями и вместе с заявкой учредителя регистрируется местными органами власти. На Устав (учредительные документы) проставляется специальный штамп, в котором указывается номер государственной регистрации; штамп скрепляется подписью должностного лица и печатью регистрирующего органа. После этого предприятие получает право на собственную печать и открывает расчетный счет в банке. Учреждение, которое не имеет печати и расчетного счета, не является юридическим лицом и не относится к категории предприятия. Предприятие может иметь представительства и (или) филиалы. Однако они не являются юридическими лицами. Их руководители назначаются предприятием как юридическим лицом. Организация управления предприятия зависит от его размеров и специфики, функции управления может осуществлять либо единолично предприниматель, либо наемный управляющий. Иначе говоря, хорошая идея – это тоже ценность, которая способна приносить доходы, но которая, однако, должна дополняться деловой инициативой и упорной работой над ее реализацией. 2. Понятие несостоятельности предприятия, признаки банкротства В соответствии с Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» под несостоятельностью предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров, работ и услуг, включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника. Внешним признаком несостоятельности предприятия является приостановление его текущих платежей, если предприятие не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их выполнения. Это внешний признак несостоятельности. Формально же предприятие считается несостоятельным по решению арбитражного суда или добровольной ликвидации со дня официального уведомления. К предприятию-должнику могут быть применены следующие меры: - реорганизационные, которые могут привести либо к установлению внешнего управляющего (арбитражного), либо к осуществлению санации (оздоровления предприятия, на что дается 18 месяцев); - ликвидационные, которые выливаются либо в добровольную ликвидацию под контролем кредиторов, либо в принудительную – по решению арбитражного суда и открытие конкурсного производства; - мировое соглашение, то есть достижение договоренности между должником и кредиторами относительно рассрочки или долгов. При рассмотрении вопроса о несостоятельности нельзя исключать возможного стремления предприятия к умышленному или фиктивному банкротству. Умышленное банкротство – это преднамеренное создание или увеличение руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности, нанесение ими ущерба предприятию в личных интересах или интересах иных лиц, заведомо некомпетентное ведение дел. Фиктивное банкротство – заведомо ложное объявление предприятием о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов. В целях подтверждения того, что банкротство не является умышленным или фиктивным, необходимо проводить оценку результатов анализа финансового состояния предприятия независимыми экспертами. 3. Ликвидация предприятия Принудительная ликвидация предприятия под контролем кредиторов предполагает открытие конкурсного производства, результатом которого является распределение конкурсной массы – имущества должника, на которое может быть обращено взыскание в процессе конкурсного производства. С момента открытия конкурсного производства запрещается передача либо другие отчуждение имущества должника, погашение его обязательств, прекращается начисление пени и процентов по всем видам задолженности предприятия-должника, а сроки исполнения всех долговых обязательств должника считаются наступившими. Руководитель предприятия-должника отстраняется от должности, а его права и обязанности переходят к конкурсному управляющему, назначаемому арбитражным судом по рекомендации собрания кредиторов. Конкурсный управляющий создает ликвидационную комиссию и работает над контролем собрания кредиторов, которое: - может образовать комитет кредиторов и определить его функции; - дает ему разрешение на совершение отдельных сделок, связанных с отчуждением имущества должника; - решает вопрос о начале продажи, форме продажи, а также начальной цене имущества предприятия-должника; - может принять решение о заключении мирового соглашения. В работе собрания кредиторов имеют право участвовать: конкурсный управляющий, представитель трудового коллектива и должник. Представитель трудового коллектива вправе осуществлять совместно с кредиторами проверку сумм требований в части, относящейся к обязательствам должника перед работниками предприятия, а также проверку документов, представленных в обоснование несостоятельности. В ходе конкурсного производства проводится инвентаризация и оценка имущества предприятия-должника и определяется конкурсная масса – имущество, подлежащее конкурсной продаже в интересах погашения долгов предприятия. Не включается в конкурсную массу арендованное имущество, имущество, находящееся на ответственном хранении, и личное имущество работников, на которое не может быть обращено взыскание. Имущество предприятия-должника распределяется среди кредиторов в следующей очередности. Вне очереди покрываются расходы, связанные с: - конкурсным производством, выплатой вознаграждений арбитражному и конкурсному управляющим; - продолжением функционирования предприятия-должника. После покрытия указанных выше расходов удовлетворяются требования в следующей очередности: 1) граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей; 2) по оплате труда работников, по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, по выплате пособий в течение одного года со дня открытия конкурсного производства и по выплате вознаграждений, причитающихся по авторским и лицензионным договорам; 3) по погашению задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды, возникшей в течение одного года со дня открытия конкурсного производства; 4) конкурсных кредиторов; 5) членов трудового коллектива предприятия-должника, обладающих вкладом в его имущество; 6) прочих собственников; 7) все остальные требования. Кредиторы первой, второй и третьей очереди являются привилегированными. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного погашения требований предыдущей очереди. Если окажется, что сумма недостаточна для полного удовлетворения всех требований кредиторов соответствующей очереди, то эти требования удовлетворяются пропорционально сумме, причитающейся каждому из них. Продажа имущества должника проводится конкурсным управляющим. При этом имущество продается покупателю, предложившему наиболее высокую цену. Наряду с принудительной ликвидацией существует также добровольная ликвидация предприятия. Она осуществляется в следующем порядке: - решение о добровольной ликвидации принимает руководитель предприятия-должника совместно с кредиторами, оно утверждается собственником; - собственник и (или) кредиторы назначают конкурсного управляющего; - конкурсный управляющий управляет имуществом должника и созывает собрания кредиторов, на которых отчитывается о ходе ликвидации предприятия; - предприятие считается ликвидированным с момента исключения его из государственного реестра на основании представления. Порядок продажи имущества должника и удовлетворения требований кредиторов при добровольной ликвидации такой же, как и при принудительной. Заключение Для эффективного функционирования экономической системы необходимо постоянное вливание в нее новых предприятий и выход из нее обанкротившихся. Разрешение проблем создания новых предприятий – одно из приоритетных направлений современной российской экономики. Для развития малого и среднего бизнеса на государственном уровне проводятся изменения в системе налогообложения, чтобы дать предпринимателям возможность успешно создавать и развивать свое дело. Необходимы также значительные изменения в порядке государственной регистрации для вновь создаваемых или реорганизуемых предприятий. Таким образом, силы предпринимателей на начальном этапе будут направлены не столько на согласование своей деятельности со всеми необходимыми инстанциями, сколько на решение многочисленных внутренних вопросов нового предприятия. Когда предприятие создано, зарегистрировано и развивает свою деятельность, оно может столкнуться с такой проблемой как «заказное» банкротство со стороны тех, кто нечестным способом пытается завладеть чужим бизнесом. Нынешний Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», принятый в 1998 году, к сожалению, не в состоянии предотвратить такой исход дела. Процедуры несостоятельности и банкротства возбуждаются для должника достаточно внезапно и вдобавок не дают ему права вовремя защищаться от необоснованных посягательств. Поэтому в марте 2002 года в Государственную Думу был внесен новый законопроект «О несостоятельности (банкротстве)», призванный усовершенствовать политику по финансовому оздоровлению и банкротству предприятий. Таким образом, банкротство – неизбежное явление рыночной системы хозяйствования, выступающее, с одной стороны, в качестве средства отсеивающего все ненужное, непрогрессивное, а с другой – в качестве рыночного инструмента перераспределения капитала, направленного на структурную перестройку экономики. Вместе с тем банкротства можно избежать, если хозяйствующий субъект будет систематически отслеживать факторы, негативно влияющие на его финансовое состояние, и своевременно принимать меры по их уравнению или ослаблению. В этом случае рекомендуется регулярно проверять бухгалтерскую отчетность (баланс предприятия, отчет о доходах и расходах, отчет о движении денежных средств). Причем ее следует рассматривать за несколько лет подряд, чтобы иметь возможность сопоставить данные и на этой основе выявить тенденции развития хозяйствования предприятия. Следить за основными параметрами развития предприятия необходимо постоянно, чтобы поддерживать его высокую конкурентоспособность на основе проведения соответствующих мероприятий, а в случае невозможности использовать первое направление следует осуществить мероприятия по ослаблению негативных последствий, ведущих к банкротству. Итак, цель данной контрольной работы достигнута, поставленные задачи решены. Список литературы 1. Сиротина Т.П. Экономика и статистика предприятия: Учебное пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики.- М., 2004.-152с. 2. Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998г. №6-ФЗ. 3. О. Шестоперов. «Современные тенденции развития малого предпринимательства в России» «Вопросы экономики» №4, 2001 4. Сиреев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000. 5. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. Горфинкеля, проф. Швандара. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. |