Контрольная работа: Объект, предмет, основные понятия и задачи логистики
Название: Объект, предмет, основные понятия и задачи логистики Раздел: Рефераты по логике Тип: контрольная работа |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский Институт Профессиональных Инноваций» КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (РЕФЕРАТ) ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «Логистика» НА ТЕМУ: «Объект, предмет, основные понятия и задачи логистики.» ВЫПОЛНИЛ: Третьякова Я.В. группа М-09 ПРОВЕРИЛ: преподаватель ________________ Каменск-Уральский – 2011 Содержание Введение………………………………………………………………...3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛОГИСТИКИ 1.1 Понятие и сущность логистики…………………………………...4 1.2 Предмет изучения логистики и ее цели…………………………..8 1.3 Задачи и функции логистики…………………………………….10 1.4 Материальный поток……………………………………………..14 1.5 Информационный поток…………………………………………17 Заключение……………………………………………………………20 Список литературы…………………………………………………...22 ВВЕДЕНИЕ Логистика является относительно молодой и бурно развивающейся наукой и сферой бизнеса в нашей стране. Интерес, который проявляют к логистике отечественные ученые, преподаватели вузов, научно-технические работники, менеджеры предприятий промышленности и транспорта, инженеры и бизнесмены, объясняется не только новым для отечественной экономики и непривычно звучащим термином, но и, главное, — теми впечатляющими результатами, которые получены благодаря применению логистического подхода в экономике промышленно развитых стран. Зарубежный опыт показывает, что логистике принадлежит стратегически важная роль в современном бизнесе. Неслучайно все больше специалистов, добившихся успеха в этой области, продвигается на высшие должности в руководстве компаний. С позиций бизнеса под логистикой понимают эффективное управление материальными и сопутствующими (информационными, финансовыми, сервисными) потоками для достижения корпоративных целей с оптимальными затратами всех ресурсов. В настоящее время в передовых фирмах традиционные функциональные области логистики (транспортировка, управление запасами, закупками и заказами, складирование , грузопереработка, упаковка) интегрировались на базе общей информационно-компьютерной платформы, образовав стратегическую инновационную систему. Внедрение методов логистического менеджмента в практику бизнеса позволяет фирмам значительно сократить все виды запасов продукции в производстве, снабжении и сбыте, ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить себестоимость производства и затраты в дистрибьюции, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребителей в качестве товаров и сервиса. В данной контрольной работе рассматривается сущность и задачи логистики. Мы ознакомимся с понятием логистики как науки, ее целями, предметом ее изучения, с различными видами логистики и ее функциями. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛОГИСТИКИ 1.1 Понятие и сущность логистики Логистика произошла от греческого слова logistike - искусство вычислять, рассуждать. История возникновения и развития логистики уходит в далекое прошлое. Первые должности логистов появились в Афинах. В период Римской империи существовали служители логисты или логистики, которые занимались распределением продуктов, формированием запасов, обменом между провинциями. В Византии в 1 тысячелетии н.э. задачами логистики являлось вооружение армии, снабжение ее военным имуществом. Первые научные труды по логистике появились во Франции в начале XIX века, автор А. Жомини – военный специалист. Особенно бурное развитие логистика получила в период 2-й мировой войны, когда была применена для решения стратегических задач и четкого взаимодействия оборонной промышленности, снабженческих баз и транспорта с целью своевременного обеспечения армии вооружением и продовольствием. В 60-ые годы логистика постепенно переходит из военной области в гражданскую, а потом в производство. В конце XX в логистическая наука включила в себя закупочную, транспортную, производственную, информационную, сбытовую логистику. Таким образом логистика стремится максимально удовлетворить запросы потребителя с минимальными затратами для производителя. Логистика - это наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и др. материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья и материалов и п/ф, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачей хранения и переработки соответствующей информации и соответствующих финансовых потоков. Логистика - наука об управлении товародвижением. На объект логистики можно смотреть с разных точек зрения: с позиций маркетолога, финансиста, менеджера по планированию и управлению производством, ученого. Этим объясняется многообразие определений понятия логистики. Анализ зарубежной и отечественной экономической литературы показал, что сегодня под логистикой понимается: - теория планирования различных потоков в человеко-машинных системах; - новое направление в организации движения грузов; - совокупность различных видов деятельности с целью получения необходимого количества груза в нужном месте в нужное время с минимальными затратами; - оптимизация процессов доставки оборотных средств и готовой продукции и материальных потоков производственных процессов; - процесс планирования затрат по перемещению и хранению грузов от производства до потребления; - эффективное движение готовой продукции от места производства до места потребления; - новое научное направление, связанное с разработкой рациональных методов управления материальными и информационными потоками; - наука о рациональной организации производства и распределения. Удобно всю совокупность определений логистики разделить на две группы: - первая группа определяет логистику как направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материалопотоками в сферах производства и обращения; - другая группа определений рассматривает логистику как междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском возможностей повышения эффективности материальных потоков. Логистическое управление базируется на выборе лучшего решения из нескольких возможных. Производственно-коммерческая логистика как наука призвана разрабатывать методы моделирования логистических систем и нахождения оптимальных решений при управлении этими системами. Логистику следует рассматривать как систему, цель которой - доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте, в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек. Такая система содержит функциональные области, между которыми существуют связь и взаимозависимость. Например, если в основном производстве используется технология, не требующая наличия существенных промежуточных запасов материалов и сырья, то в соответствии с логистикой поставки предусматривается осуществлять в строго определенное время через короткие интервалы. Для выполнения нерегулярных заказов в минимальные сроки, в области закупок используются соответствующие способы, позволяющие приобрести разнообразные материальные ресурсы, с тем, чтобы выполнить индивидуальные заказы. В логистической цепи, т. е. цепи, по которой проходят товарный и информационный потоки от поставщика до потребителя, выделяются следующие главные звенья (рис.1): - поставка материалов, сырья и полуфабрикатов; - хранение продукции и сырья; - производство товаров; - распределение (включая отправку товаров со склада готовой продукции); - потребление готовой продукции. Каждое звено логистической цепи включает свои элементы, что в совокупности образует материальную основу логистики. К материальным элементам логистики относятся: транспортные средства и обустройства, складское хозяйство, средства связи и управления. Логистическая система, естественно, охватывает и кадры, т. е. тех работников, которые выполняют все последовательные операции.
Рис.1. Логистическая цепь Возможность планирования различных операций и проведения анализа уровней элементов логистической системы предопределила ее разделение на макро- и микрологистику. Макрологистика решает вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции распределения, размещением складов на полигоне обслуживания, выбором вида транспорта и транспортных средств, организацией транспортного процесса, рациональных направлений материальных потоков, пунктов поставки сырья, материалов и полуфабрикатов, с выбором транзитной или складской схемы доставки товаров. Микрологистика решает локальные вопросы в рамках отдельных звеньев и элементов логистики. Примером может служить внутрипроизводственная логистика, когда в пределах предприятия планируются различные логистические операции, такие, как транспортно-складские, погрузочно-разгрузочные, обеспечивает операции по планированию, подготовке, реализации и контролю над процессами перемещения товаров внутри промышленных предприятий. 1.2 Предмет изучения логистики и ее цели Предметом изучения логистики является оптимизация МП, потоков услуг и сопутствующих им финансовых (ФП) и информационных потоков (ИП). Существуют так называемые «шесть правил логистики», которые описывают конечную цель логистического управления: 1) груз – нужный товар; 2) качество – необходимого качества; 3) количество – в необходимом количестве; 4) время – должен быть доставлен в нужное время; 5) место – в нужное место; 6) затраты – с минимальными затратами. Задачи логистики весьма разнообразны и обусловлены приведенной выше конечной целью логистического управления. Как наука логистика ставит и решает следующие задачи: - прогноз спроса и на его основе планирование запасов; - определение необходимой мощности производства и транспорта; - разработка научных принципов распределения готовой продукции на основе оптимального управления материальными потоками; - разработка научных основ управления перегрузочными процессами и транспортно-складскими операциями в пунктах производства и у потребителей; - разработка построение различных вариантов математических моделей функционирования логистических систем; - методов совместного планирования, снабжения, производства, складирования, сбыта и отгрузки готовой продукции, а также ряд других задач. Основными задачами логистики являются: - рационализация материальных потоков предприятия; - максимизация загрузки производственных мощностей заказами потребителей; - экономия материальных ресурсов на всех стадиях материального потока; - оптимизация затрат на производство и реализацию готовой продукции. Принципы логистики : синхронизация, оптимизация и интеграция – служат основным методологическим подходом к повышению организованности и эффективности, функционирования производственных систем. Логистическая система обычно функционирует в условиях ярко выраженной неопределенности внешней среды - для конъюнктуры рынка, работы транспорта характерны случайные процессы, поэтому в условиях их действия непременным свойством логистической системы является способность к адаптации. Методология логистики позволяет осуществлять системную рационализацию сложных производственных систем. Она вооружает нас методами повышения организованности производственных систем и позволяет эффективно завоевывать конкурентные преимущества. 1.3 Задачи и функции логистики В соответствии с современными задачами логистики различают следующие типы функций: оперативные и координационные. Оперативный характер функций связан с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения и, по существу мало, чем отличается от функций традиционного материально-технического обеспечения. К числу функций логистической координации относится: - выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства; - анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование поведения других источников этих рынков; - обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры. Перечисленные функции логистики заключаются в координации спроса и предложения на товар. С концептуальных позиций можно выделить следующие функции логистики: - системообразующая функция. Логистика представляет собой систему эффективных технологий обеспечения процесса управления ресурсами. В «узком смысле» логистика образует систему управления товародвижением (формирование хозяйственных связей, организация перемещения продукции через места складирования, формирование и регулирование запасов продукции, развитие и организация складского хозяйства); - интегрирующая функция. Логистика обеспечивает синхронизацию процессов сбыта, хранения и доставки продукции с ориентацией на рынок средств производства и оказание посреднических услуг потребителям. Она обеспечивает согласование интересов логистических посредников в логистической системе; - регулирующая функция. Логистическое управление материальными и сопутствующими потоками направлено на экономию всех видов ресурсов, сокращение затрат живого и овеществленного труда в различных отраслях экономики; - результирующая функция. Логистическая деятельность направлена на поставку продукции в необходимом количестве, в указанное время и место, с заданным качеством (состоянием), при минимальных издержках. Логистика стремится охватить все этапы взаимодействия «снабжение — производство — распределение — потребление», т.е. она представляет собой алгоритм преобразования ресурсов в поставку готовой продукции в соответствии с существующим спросом. Усложнение производства и обострение конкуренции в 80 – 90-х гг нашего столетия потребовали более точной увязки логистики со стратегическими целями фирм, а также активизации роли логистики в повышении гибкости фирм, их способности быстро реагировать на рыночные сигналы. В связи с этим главной задачей логистики стала разработка тщательно взвешенного и обоснованного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы фирмы, повышению ее рыночной доли и получению преимуществ перед конкурентами. Как показала практика, недоучет тесной связи концепции логистики с активной рыночной стратегией часто приводил и приводит к тому, что сама по себе закупка сырья, полуфабрикатов и комплектующих становится стимулом для начала выпуска той или иной продукции без наличия должного спроса на нее. В современной рыночной ситуации такой подход к выпуску продукции чреват коммерческим провалом. Разумеется, ориентация на минимизацию издержек остается в силе, как об этом уже отмечалось выше, но лишь при условии нахождения оптимального уровня сочетания издержек и рентабельности основного и оборотного капитала, задействованного в рамках рыночной стратегии. Одна из основных задач логистики заключается также в создании интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставки продукции. С этой задачей самым тесным образом сопряжено решение таких проблем, как: - соответствие друг другу материальных и информационных потоков; - контроль за материальным потоком и передача данных о нем в единый центр; - определение стратегии и технологии физического перемещения товаров; - разработка способов управления операциями движения товаров; - установление норм стандартизации полуфабрикатов и упаковки; - определение объема производства, транспортировки и складирования; - расхождение между намеченными целями и возможностями закупки и производства. Рис.2. Функциональная схема логистики К числу функций логистической координации относятся: выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства; анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование поведения других источников этих рынков; обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры (рис. 2). Перечисленные функции логистики заключаются в координации спроса и предложения на товар. В этом смысле маркетинг и логистика тесно взаимосвязаны, а утвердившаяся формула – «маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует» – имеет под собой весомое основание. В известной степени формула применима и к координации взаимоотношений логистики и производства. Таким образом, логистика занимается «состыковкой» двух сфер: предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого компанией предложения, базирующегося на соответствующей информации. Итак, внедрение логистической системы в управление предприятием, сокращает время работы, ускоряет поставку материалов и сбыт продукции, а в целом – повышает производительность. 1.4 Материальный поток Материальным потоком (МП) называют физическое перемещение материальных ресурсов, понимаемое как процесс их движения на пути от изготовителя до потребителя и внутри предприятия – потребителя этих ресурсов. Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями – начиная с первичного источника сырья и вплоть до конечного потребления. Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия. Из материальных ресурсов часто выделяют группу под названием "материалы". Ее деля т на две подгруппы: 1) основные материалы – материалы, из которых в процессе их производственной обработки образуется вещественная основа изготовления продукции; 2) вспомогательные материалы – материалы, которые в вещественной части готовой продукции отсутствуют, они входят лишь в ее денежную оценку, поскольку расходуются в производстве. Существует несколько условий, при которых материальные ресурсы превращаются в материальный поток: - конкретность наименования материальных ресурсов; - четкость определения объема ресурсов; - указание, какая организация является поставщиком материальных ресурсов и ответственна за их отгрузку покупателю; - определение, в каком месте хранятся материальные ресурсы, которые передаются и подлежат перемещению; - указание, какая организация является получателем материальных ресурсов; - знание места, на которое должны быть доставлены передаваемые ресурсы их получателю; - установление срока перемещения ресурсов от места хранения у поставщика до места хранения у получателя. Таким образом, материальный поток – это материальные ресурсы определенных видов, в определенных количествах, перемещаемых от определенных поставщиков этих ресурсов к их определенным получателям, из одного определенного места в другое в заранее оговоренные сроки. Материальные потоки очень разнообразны. Важно учитывать следующие их различия: - по номенклатуре: в них могут быть материальные ресурсы одной номенклатуры (класса, группы, и т.д.) и нескольких номенклатурных группировок; - в зависимости от натурально-вещественного состава материальные потоки делятся на одноассортиментные и многоассортиментные – при двух и большем числе разных позиций материальных ресурсов; - по степени готовности: среди материальных потоков выделяют проектируемые, планируемые, формируемые, созданные (сформированные), расформировываемые, расформированные (распоточенные) или ликвидированные; - по месту в процессе обращения: материальные потоки делят на ожидающие отгрузки, ожидающие разгрузки, разгруженные, принятые на склад; - по признаку непрерывности: материальные потоки бывают непрерывные и дискретные; - по частоте прибытия или отправления: потоки делят на срочные, длительные, часовые, ежедневные, суточные, ежемесячные и т.д. Для крупных непрерывных производств характерны ежедневные или суточные потоки, мелких – ежемесячные и более редкие; - по длительности пребывания материальных ресурсов в потоках: МП делят на краткосрочные (не более суток) и долгосрочные (двухнедельные, месячные); - по различиям массы или объема: материальные потоки делят на массовые, крупные, средние и мелкие (массовыми считают потоки, перемещение которых осуществляется большой группой транспортных средств; крупные перевозки мельче массовых и реже; к мелким относят потоки, требующие совмещения с другими – попутными материальными потоками); - по различиям массы: материальные потоки разделяют на тяжеловесные и легковесные; - по степени повторяемости: материальные потоки бывают повторяющиеся и разовые, причем повторяющиеся делят на часто повторяющиеся и редкие; - по степени агрессивности, огне- и взрывоопасности перевозимых материалов: потоки делят на огне- и взрывоопасные, агрессивные, неогнеопасные, взрывонеопасные, неагрессивные; - по способу затаривания: потоки разделяют на грузы в контейнерах, ящиках, мешках и других видах тары (в особую группу выделяют бестарные потоки); - по консистенции грузов: потоки делят на жидкие, насыпные, газообразные и твердые. Различают потоки по месту их поступления и отправки. Поступающие материальные потоки считают входными, отгружаемые - выходными. Входной и выходной потоки - важные определения материальных потоков, указывающие момент начала движения потока (его выход) из логистической системы и окончание этого движения (вход в логистическую систему назначения). Потоки делят на внешние и внутренние. Внешние материальные потоки перемещаются за пределами логистической системы, т.е. в среде, внешней по отношению к логистической системе, в которой он сформирован или в которую он направлен. Внутренний материальный поток перемещается только внутри одной логистической системы. 1.5 Информационный поток Информационным потоком считают совокупность сообщений, циркулирующих внутри логистистической системы, а также между этой системой и средой, внешней по отношению к ней, необходимых для управления и контроля логистических операций. Сообщения, составляющие информационные потоки выполняются на разных носителях: - бумажных документах традиционного типа; - электронных документах (магнитных и бумажных — перфоленте, перфокартах) и др. Сообщения могут быть и устными: телефонными, а также речевыми (общение без телефона). В логистике выделяют следующие виды информационных потоков: - в зависимости от вида связываемых потоком систем: горизонтальный и вертикальный; - в зависимости от места прохождения: внешний и внутренний; - в зависимости от направления по отношению к логистической системе: входной и выходной. Горизонтальными называют информационные потоки, охватывающие сообщения между партнерами по хозяйственным связям одного уровня управления. Вертикальные – информационные потоки, охватывающие сообщения, поступающие сверху, из руководящих инстанций в подведомственные им звенья логистической системы. Внешними являются информационные потоки, протекающие в среде, внешней по отношению к логистической системе. Входные информационные потоки представляют собой сообщения, входящие в логистическую систему либо в одну из ее подсистем. Выходные информационные потоки – сообщения, выходящие за пределы одной логистической системы либо одной из ее подсистем. Информационные потоки разделяют по срочности: на обычные, срочные, очень срочные ("молнии"). Соответствующая пометка ("срочная", "молния") указывается на носителе информации и служит указателем срочности сообщения. Информационные потоки различают по степени конфиденциальности (секретности). Сообщения, содержащие коммерческую тайну, направляются с грифом (пометкой) о секретности документа. В том же порядке направляются сообщения, содержащие государственную тайну. Благодаря этому удается ограничить доступ к такого рода документам и предотвратить утечку важной информации. По значимости информационные потоки почтовых сообщений делят на простые, заказные и ценные. По скорости передачи сообщений информационные потоки классифицируют на быстрые и традиционные. По области охвата информационные потоки делят, на местные, иногородние, дальние, международные. Управлять информационным потоком можно следующим образом: - изменяя направление потока; - ограничивая скорость передачи до соответствующей скорости приема; - ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути. Поскольку логистика имеет дело с большими массами материальных ценностей, документальные сообщения в ней играют большую роль. Потоки документов, используемые в логистике, разнообразны по форме, содержанию, методам и срокам хранения и другим признакам. В каждой логистической системе они подбираются в соответствии с установленными в ней правилами учета, планирования и контроля приемки расхода материальных ресурсов и их запасов на складах. Документальное обеспечение логистического процесса – важная задача логистики. Информационные потоки в логистике формируются в соответствии с материальными. Часто информационные и материальные потоки протекают в разных временных интервалах. Так, материальный поток может прибыть в заданное место, а документы на него сюда могут быть еще не доставлены. Тогда материальный поток считается неотфактурованными поставками, принимается получателем на ответственное хранение и лишь потом, после прибытия документов, проверяется соответствие прибывших материалов этим документам. Может быть и наоборот: документы на груз прибыли на место назначения, а материальный поток находится еще в пути следования. Такие документы фиксируются как основание для учета "запасов в пути" и после прибытия груза сверяются с его составом и объемом. Информационные потоки характеризуют c помощью ряда оценок: - по источнику возникновения; - направлению; - объему; - периодичности; - порядку согласования; - порядку утверждения; - срокам действия; - порядку хранения и др. Использование в логистике технологии автоматизированного управления позволяет существенно улучшить управление материальными потоками на всех этапах логистического процесса. Заключение Логистика в России, как наука начала развиваться сравнительно недавно, но уже сейчас можно говорить о ее значимости на предприятии. Применение логистики на промышленных предприятиях приводит к следующему: - производство ориентировано на рынок; - налаживаются партнерские отношения с поставщиками; - сокращаются простои оборудования; - оптимизируются запасы - одна из центральных проблем логистики (анализ опыта ряда фирм Западной Европы показывает, что применение логистики позволяет уменьшить производственные запасы на 50%); - сокращается численность вспомогательных рабочих; - улучшается качество выпускаемой продукции; - улучшается использование производственных и складских площадей; - сокращается время движения продукции на 25-30%; - снижается уровень запасов продукции у потребителя в 30-50%. - обеспечивается комплексный учет всех затрат по завозу и вывозу грузов, а не только перевозочных тарифов, которые составляют лишь часть совокупных затрат на передвижение продукции. - повышается уровень транспортного обслуживания, что достигается не только и не столько улучшением работы транспортных подразделений, сколько слаженным выполнением комплекса работ по снабжению, сбыту и перевозкам продукции. Логистика как сегодня, так и в будущем будет основным фактором в конкурентной борьбе. Успех в конкурентной борьбе между предприятиями и сетями единой цепочки создания стоимости, между странами и экономическими регионами определяется в первую очередь уровнем компетенции в логистике. Так, исследования, проведенные на предприятиях, доказывают положительную взаимосвязь между эффективной логистикой и успехом в предпринимательской деятельности. По сути, отдел логистики должен являться связующим звеном в работе всех служб предприятия, так сказать координирующим центром фирмы. Исключительное значение, которое имеет логистика сегодня и которым будет обладать в будущем, объясняется в первую очередь современными представлениями о логистике, а во-вторых, современным и будущим состоянием развития систем создания стоимости и экономических структур. На рынке труда появился спрос на специалистов такого профиля, не исключено, что в скором будущем профессия «логистик» будет входить в десятку наиболее престижных и пользующихся спросом специальностей. Список литературы: 1. Бакарев П. Ф. Этапы стратегического управления: управление компанией. – М., 2004. 2. Гаджинский A.M. Основы логистики: Учебное пособие. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2002. 3. Котлер Ф. Маркетинг по Котлеру: как создать, завоевать и удержать рынок. – М.: Альпина Паблишер, 2003. 4. Маркова В.Д., Кузнецов С.А. Стратегический менеджмент. – М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2003. 5. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005 |