Реферат: Понятие кредитоспособности и оценка кредитоспособности предприятий
Название: Понятие кредитоспособности и оценка кредитоспособности предприятий Раздел: Рефераты по банковскому делу Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание Глава 1: Понятие кредитоспособности и оценка кредитоспособности предприятий в России. 3 1.ПОНЯТИЕ И ПОКАЗАТЕЛИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ.. 3 2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. 3 2.1. Внешние источники информации. 3 2.2. Источники сведений, необходимых для расчета показателей кредитоспособности3 3. ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ РОССИЙСКИМИ БАНКАМИ.. 3 4. ПОКАЗАТЕЛИ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РОССИЙСКИМИ БАНКАМИ.. 3 Глава 2: Оценка кредитоспособности предприятий за рубежом. 3 5. ПОКАЗАТЕЛИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ЗАРУБЕЖНЫМИ КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ.. 3 5.1. Показатели кредитоспособности, используемые Американскими банками3 5.2.Оценка кредитоспособности Французскими коммерческими банками. 3 6. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ КЛАССА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА НА ОСНОВЕ РЕЙТЕНГОВЫХ ОЦЕНОК.. 3 7. ПОКАЗАТЕЛИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПАРТНЕРОВ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ДОГОВОРНЫМ ОТНОШЕНИЯМ.. 3 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 3 ВВЕДЕНИЕЗадачи коренного улучшения функционирования кредитного механизма выдвигают на первый план необходимость использования экономических методов управления кредитом. Это позволит предотвратить неоправданные с точки зрения денежного обращения и народного хозяйства кредитные вложения, их структурные сдвиги, обеспечить своевременный и полный возврат ссуд. Я считаю, что тема курсовой работы абсолютно своевременна и актуальна, так как на данный момент малый бизнес развивается, а денег на это развитие не хватает. В лучшем случае, из десяти малых предприятий, обращающихся в банк за кредитом, деньги получает лишь одно. Потому что банки боятся финансировать владельцев мелких магазинов и кустарных производств – риски их бизнеса слишком велики, а деятельность непрозрачна.И в отличие от бурно развивающегося рынка потребительского кредитования и уже устоявшейся практики кредитования среднего и крупного бизнеса, малые предприятия пока не входят в сферу интересов кредитных организаций. А все потому, чтоосновная проблема при оценке кредитоспособности потенциального клиента из сферы малого бизнеса – его непрозрачность. Если крупные и средние предприятия активно внедряют западные принципы корпоративного управления, привлекают ведущие аудиторские и рейтинговые фирмы для оценки своего финансового состояния и получения кредитных оценок, то малым предприятиям эти расходы не по карману. "Рейтингов малые и средние предприятия не получают, ...поэтому оценка рисков при кредитовании таких предприятий осуществляется при помощи внутрибанковских методик". Если малое предприятие берет в долг сумму, не превышающую $10 000, то, кроме оценки кредитоспособности клиента, у банка других проблем, как правило, не возникает. Однако если сумма кредита выше, банк берет в залог имущество, находящееся на балансе индивидуального предпринимателя или компании. Примерно 90% обеспечения, которое предлагают представители малого бизнеса, – залог товаров в обороте.Это и понятно – более 50% предприятий малого бизнеса занято торговлей, около 20% – оказанием услуг и лишь 30% – производством. При этом основные средства, как правило, отсутствуют. Очень невелик процент предприятий малого бизнеса, которые ведут бизнес, имея недвижимость или новое технологичное оборудование. Как правило, залогом выступают товары массового спроса. Очевидно, что банки несут более высокие риски при таком залоге и поэтому предлагают кредит под поручительство физического или юридического лица. Задачи: узнать об оценке кредитоспособности предприятий малого бизнеса. Цель работы: Определить особенности оценки кредитоспособности малого бизнеса. Глава 1: Понятие кредитоспособности и оценка кредитоспособности предприятий в России1. ПОНЯТИЕ И ПОКАЗАТЕЛИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИКредитование малого бизнеса — продукт высокотехнологичный и при этом достаточно массовый. Эти характеристики, равно как и необходимость залога (в большинстве случаев), делают его похожим на ипотечное кредитование. Более того текущая ситуация в сегменте кредитованиямалогобизнеса имеет много общего с ситуацией в ипотечном кредитовании начала 2000−х. И основные проблемы здесь те же — необходимость создания мотивированного спроса на кредитные ресурсы, потребность банков в «удлинении» пассивов, а также несовершенства институциональной среды, препятствующие как нормальному функционированию малого бизнеса, так и развитию кредитования малых предпринимателей. Под кредитоспособностью банковских клиентов следует понимать такое финансово-хозяйственное состояние предприятия, которое дает уверенность в эффективном использовании заемных средств, способность и готовность заемщика вернуть кредит в соответствии с условиями договора. Изучение банками разнообразных факторов, которые могут повлечь за собой непогашение кредитов или, напротив, обеспечить их своевременный возврат, составляет содержание банковского анализа кредитоспособности. При анализе кредитоспособности (credit analysis) банки должны решить следующие вопросы: Способен ли заемщик выполнить свои обязательства в срок? Готов ли он их исполнить? На первый вопрос дает ответ разбор финансово-хозяйственных сторон деятельности предприятий. Второй вопрос имеет юридический характер, а также он связан с личными качествами руководителей предприятий. Состав и содержание показателей вытекают из самого понятия кредитоспособности. Они должны отразить финансово-хозяйственное состояние предприятий с точки зрения эффективности размещения и использования заемных средств и всех средств вообще, а также оценить способность и готовность заемщика совершать платежи и погашать кредиты в заранее определенные сроки. Способность своевременно возвращать кредит оценивается путем анализа баланса предприятия на предмет ликвидности, эффективности использования кредита и оборотных средств, уровня рентабельности, а готовность определяется посредством изучения дееспособности заемщика, перспектив его развития, деловых качеств руководителей предприятий. В связи с тем, что предприятия значительно различаются по характеру своей производственной и финансовой деятельности, создать единые универсальные и исчерпывающие методические указания по изучению кредитоспособности и расчету соответствующих показателей не представляется возможным. Это подтверждается практикой нашей страны. В современной международной практике также отсутствуют твердые правила на этот счет, так как учесть все многочисленные специфические особенности клиентов практически невозможно. Основная цель анализа кредитоспособности - определить способность и готовность заемщика вернуть запрашиваемую ссуду в соответствии с условиями кредитного договора. Банк должен в каждом случае определить степень риска, который он готов взять на себя, и размер кредита, которыйможет быть предоставлен в данных обстоятельствах. Рассматривая кредитную заявку, служащие банка учитывают много факторов. На протяжении многих лет служащие банка, ответственные за выдачу ссуд исходили из следующих моментов: · дееспособности Заемщика; · репутации Заемщика; · способности Заемщика получать доход; · владения Заемщиком активами; · состояния экономической конъюнктуры. 2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ2.1. Внешние источники информацииДля получения такого рода данных банку, разумеется, потребуется информация, характеризующая финансовое состояние фирмы. Это обуславливает необходимость изучения финансовых отчетов, возможностей появления непредвиденных обстоятельств и положения со страхованием. Источниками информации о кредитоспособности Заемщика могут служить: · переговоры с Заявителями; · инспекция на месте; · анализ финансовых отчетов; · внешние источники. Например, в российской практике наиболее известный источник данных о кредитоспособности – БКИ (бюро кредитных историй), которое собирает информацию о фирмах России или конкретных регионах и предоставляет ее по подписке. В них публикуются краткие сведения и оценки кредитоспособности каждой фирмы в общенациональных и региональных справочниках. Более детальная информация об отдельных фирмах сообщается в виде финансовых отчетов: наиболее распространенный из них - "Информация о деловом предприятии". Первый из 6 разделов отчета содержит сведения общего характера: наименование и адрес фирмы, код отрасли и предприятия, характер производства, форма собственности, суммарная оценка кредитоспособности (рейтинг), быстрота оплаты фирмой счетов, объем продаж, собственный капитал, число занятых, общее состояние и тенденции развития фирмы. Суммарная оценка кредитоспособности состоит из двух частей - двух букв (или цифры и буквы) и цифры. Первые два знака представляют собой оценку финансовой устойчивости фирмы, а последний - оценку ее кредитоспособности. Второй раздел отчета содержит сведения, полученные от поставщиков фирмы, относительно аккуратности в оплате счетов и о максимальном кредите, полученном в течение года. Третий раздел включает последний баланс и информацию о продажах и прибыльности фирмы (если таковая имеется). Четвертый раздел показывает обычный размер остатка на депозитном счете и платежи по ссудам. В пятом разделе содержаться данные о руководителях и владельцах фирмы. В последнем разделе подробно охарактеризованы род деятельности фирмы, ее клиентура и производственные мощности. Иногда банки сверяют свою информацию с данными других банков, имевших отношения с подателем кредитной заявки. Они могут также проверить данные у различных поставщиков и покупателей данной фирмы. Поставщики могут снабдить информацией об оплате ею счетов, предоставленных скидках, максимальной и минимальной сумме коммерческого кредита, необоснованных претензиях и удержаниях со стороны интересующей банк фирмы. Контакты с покупателями фирмы позволяют получить информацию о качестве ее продукции, надежности обслуживания и количестве рекламаций на ее товары. Такая сверка информации с контрагентами фирмы и другими банками позволяет также выявить репутацию и возможности как самой фирмы, обратившейся за кредитом, так и ее руководящих работников. Еще одним источником сведений является Служба взаимного обмена кредитной информацией при национальной ассоциации управления кредитом - организация, снабжающая своих членов сведениями о кредитах, полученных фирмой у поставщиков по всей стране. Члены организации получают ответ на вопрос: как аккуратно платит фирма? Однако информация содержит только факты, при этом в ней отсутствует анализ, объяснения и какие-либо рекомендации. Другими источниками информации о фирмах, служат коммерческие журналы, газеты, справочники, государственная отчетность и т.д. Некоторые банки обращаются даже к конкурентам данной фирмы. Такую информацию следует использовать крайне осторожно, но она может оказаться весьма полезной. 2.2. Источники сведений, необходимых для расчета показателей кредитоспособностиПервым источником информации для оценки кредитоспособности хозяйственной организации должен служить ее баланс с объяснительной запиской к нему. Анализ баланса позволяет определить, какими средствами располагает предприятие и какой по величине кредит эти средства обеспечивают. Однако для обоснованного и всестороннего заключения о кредитоспособности клиентов банка балансовых сведений недостаточно. Это вытекает из состава показателей. Анализ баланса дает лишь общее суждение о кредитоспособности, в то время как для выводов о степени кредитоспособности необходимо рассчитать и качественные показатели, оценивающие перспективы развития предприятий, их жизнеспособность. Поэтому в качестве источника сведений, необходимых для расчета показателей кредитоспособности, следует использовать: данные оперативного учета, техпромфинплан, сведения, накапливаемые в банках, сведения статистических органов, данные анкет клиентов, информацию поставщиков, результаты обработки данных обследований по специальным программам, сведения специализированных бюро по оценке кредитоспособности хозяйственных организаций. 3. ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ РОССИЙСКИМИ БАНКАМИВ настоящее время, значительную часть клиентов большинства коммерческих банков составляют предприятия малого бизнеса. При оценке их кредитоспособности следует учитывать следующие особенности: 1. Банк имеет дело со значительным количеством вновь созданных предприятий малого бизнеса. Это не дает возможности оценить их уровень кредитоспособности традиционным способом - на основе фактических данных о финансово - хозяйственной деятельности предприятия в истекшем году. В связи с этим следует разграничивать определение риска кредитования: - вновь созданных предприятий малого бизнеса; - действующих предприятий. 2. Относительная неустойчивость производственных связей предприятий малого бизнеса вызывает значительные колебания в поступлении выручки от реализации производимой ими продукции. Это определяет повышенный риск коммерческого банка при предоставлении ссуд, так как и в условиях балансирования кредитных ресурсов и кредитных вложений требуется гарантия высвобождения кредитных ресурсов в любой период года. 3. Предприятия малого бизнеса, получают ссуды периодически. Выдача может резко изменить уровень кредитоспособности, что следует учитывать в методике расчета соответствующих коэффициентов. 4. Нередко предприятия малого бизнеса плохо обеспечены собственным капиталом. В соответствии с изложенным предлагается следующая система показателей кредитоспособности действующих предприятий малого бизнеса: Показатели кредитоспособности функционирующих предприятий малого бизнеса. Таблица 1
Особенности указанных коэффициентов кредитоспособности вытекают из особенностей предприятий малого бизнеса и заключаются в следующем: 1. В расчет коэффициента ликвидности включается размер испрашиваемой ссуды. 2. При расчете коэффициента покрытия в ликвидные средства включается стоимость собственных основных фондов. 3. В собственные средства предприятия включаются остатки специальных фондов. Для предприятий вновь образованных и занимающихся торгово - посреднической деятельностью основное внимание должно быть уделе но оценке делового риска отражаемого в технико - экономическом обосновании. Необходимо обратить внимание на размер испрашиваемой ссуды и размер запланированного дохода, а также на ликвидность товара. Необходимо также установить наличие договоров на поставку и реализацию продукции, местонахождение поставщиков и покупателей продукции, что может привести к затруднениям в расчетах с другими регионами страны. Предложенная методика была опробована нами на 37 предприятиях малого бизнеса. Были получены следующие результаты: Таблица 2
В основе определения класса кредитоспособности клиента лежит критериальный уровень показателей и их рейтинг. Особенности организации оборотных средств в нашей стране не позволяют прямо использовать критериальные уровни коэффициентов ликвидности и покрытия, применяемые в мировой практике. Коэффициенты и показатели на уровне средних величин являются основанием отнесения заемщика ко 2 классу, выше средних - к 1 и ниже средних - к 3. Также в настоящее время система оценки банком кредитоспособности МП складывается из четырех этапов: 1) Наблюдение за работой предприятия МБ; Традиционные методы оценки кредитоспособности неприемлемы для малого бизнеса. Это объясняется высоким урони ошибок в финансовой отчетности малых предприятий, использованием различных схем ухода от уплаты налогов и. т.д. В связи с этим, формирование инструментария для оценки кредитоспособности предприятий малого бизнеса является весьма актуальным. 4. ПОКАЗАТЕЛИ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РОССИЙСКИМИ БАНКАМИБанки должны получить ответ на вопрос о платежеспособности предприятия, т.е. о готовности возвращать заемные средства в срок. За счет чего предприятие будет возвращать долги, в том числе кредит, если оно получит этот кредит в банке? Средства для погашения долгов - это, прежде всего, деньги на счетах предприятия. Потенциальным средством для погашения долгов является дебиторская задолженность, которая при нормальном кругообороте средств должна превратиться в денежную наличность. Средством для погашения долгов могут также служить имеющиеся у предприятия запасы товарно-материальных ценностей. При их реализации предприятие получит денежные средства. Иными словами, теоретически погашение задолженности обеспечивается всеми оборотными средствами предприятия. Точно также теоретически можно было бы предположить, что если у предприятия оборотные средства превышают сумму задолженности, то оно готово к погашению долгов, то есть оно платежеспособно. Однако если предприятие действительно направит все оборотные средства на погашение долгов, то в тот же момент прекратится его производственная деятельность, так как из средств производства у него останутся только основные средства, а денег на приобретение материальных оборотных средств нет - они полностью ушли на выплату задолженности. Поэтому платежеспособным можно считать предприятие, у которого сумма оборотных средств значительно превышает размер задолженности. Платежеспособность - это готовность предприятия погасить долги в случае одновременного предъявления требования о платежах со стороны всех кредиторов предприятия. Ясно, что речь идет лишь о краткосрочных заемных средствах - по долгосрочным займам срок возврата известен заранее и не относится к данному периоду. Платежеспособность - это наличие у предприятия средств, достаточных для уплаты долгов по всем краткосрочным обязательствам и одновременно бесперебойного осуществления процесса производства и реализации продукции. Показатель, характеризующий уровень платежеспособности, это отношение ликвидных оборотных средств к сумме краткосрочной задолженности. Ликвидные оборотные средства включают данные 2 и 3 разделов актива баланса предприятия за вычетом расходов будущих периодов и прочих активов, так как средства по этим двум статьям не могут быть превращены в деньги для погашения долгов. Выше было отмечено, что числитель данного показателя должен значительно превышать знаменатель. Соответственно, уровень показателя платежеспособности должен быть значительно выше единицы. Эта качественная оценка уровня показателя платежеспособности на каждом предприятии должна быть измерена количественно. Однако именно нестабильность делает невозможным какое-либо нормирование этого показателя вообще. Он должен оцениваться для каждого конкретного предприятия по его балансовым данным. Для такой оценки надо определить, сколько оборотных средств должно остаться в распоряжении предприятия после погашения текущих долговых обязательств на такие нужды, как бесперебойное ведение производственного процесса, погашение долгосрочных обязательств и т.п. Кроме того, следует учесть, что при определении общего коэффициента покрытия необходимо принимать в расчет источника погашения краткосрочных обязательств всю дебиторскую задолженность. Но среди дебиторов есть и неплатежеспособные покупатели и заказчики, которые по разным причинам не оплатят продукцию данного предприятия. Все эти обстоятельства и определяют то, насколько должен быть выше единицы показатель общего коэффициента покрытия. Если формализовать сказанное, то общий коэффициент покрытия будет равен: К = (Кр +Мп +Дб ) / Кр = 1 + (Мп + Дб ) / Кр , где К - общий коэффициент покрытия; Мп - материальные ресурсы, необходимые для бесперебойного ведения производственного процесса; Дб - безнадежная дебиторская задолженность; Кр - величина краткосрочной задолженности всех видов. Глава 2: Оценка кредитоспособности предприятий за рубежом5. ПОКАЗАТЕЛИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ЗАРУБЕЖНЫМИ КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИБанки развитых капиталистических стран применяют сложную систему большого количества показателей для оценки кредитоспособности клиентов. Эта система дифференцирована в зависимости от характера Заемщика (фирма, частное лицо, вид деятельности), а также может основываться как на сальдовых, так и на оборотных показателях отчетности клиентов. 5.1. Показатели кредитоспособности, используемые Американскими банкамиТак, ряд американских экономистов описывает систему оценки кредитоспособности, построенную на сальдовых показателях отчетности. Американские банки используют четыре группы основных показателей: · показатели ликвидности фирмы; · показатели оборачиваемости капитала; · показатели привлечения средств; · показатели прибыльности. К первой группе относятся коэффициент ликвидности (Кл ) и коэффициент покрытия (Кпокр ). Коэффициент ликвидности Кл - соотношение наиболее ликвидных средств и долгосрочных долговых обязательств. Ликвидные средства складываются из денежных средств и дебиторской задолженности краткосрочного характера. Долговые обязательства состоят из задолженности по ссудам краткосрочного характера, по векселям, неоплаченным требованиям и прочим краткосрочным обязательствам. Кл прогнозирует способность Заемщика оперативно и в срок погасить долг банку на основании оценки структуры оборотного капитала. Чем выше Кл тем выше кредитоспособность. Коэффициент покрытия Кпокр - соотношение оборотного капитала и краткосрочных долговых обязательств. Кпокр показывает предел кредитования и достаточность всех видов средств клиента для погашения долга. Если Кпокр менее 1, то границы кредитования нарушены, и Заемщику больше нельзя предоставлять кредит: он является некредитоспособным. Показатели оборачиваемости капитала, относящиеся ко второй группе, отражают качество оборотных активов и могут использоваться для оценки роста Кпокр . Например, при увеличении значения этого коэффициента за счет роста запасов и одновременном замедлении их оборачиваемости нельзя делать вывод о повышении кредитоспособности Заемщика. Коэффициенты привлечения (Кпривл ) образует третью группу оценочных показателей. Они рассчитываются как отношение всех долговых обязательств к общей сумме активов или к основному капиталу; показывают зависимость фирмы от заемных средств. Чем выше коэффициент привлечения, тем хуже кредитоспособность Заемщика. Если растет зависимость фирмы от заемных средств, то снижение кредитоспособности, оцениваемой на основе Кпривл , может компенсироваться ростом прибыльности. 5.2.Оценка кредитоспособности Французскими коммерческими банкамиОценка кредитоспособности клиентов Французскими коммерческими банками включает 3 блока: 1. оценку предприятия и анализ его баланса, а также другой отчетности; 2. оценку кредитоспособности клиентов на основе методик, принятых отдельными коммерческими банками; 3. использование данных картотеки Банка Франции для оценки кредитоспособности. При оценке предприятия банк интересуется следующими вопросами: · характером деятельности предприятия и длительностью его функционирования; · факторами производства: a. трудовыми ресурсами руководителей, управленцев и персонала - образованием, компетентностью и возрастом руководителя, наличием у него преемников, частотой передвижения управленцев по рабочим местам, структурой персонала, показателями простоя, соотношением оплаты труда и добавленной стоимости, которое должно быть в пределах 70 %; b. производственными ресурсами - соотношением амортизации и амортизируемых средств, уровнем инвестиций; c. финансовыми ресурсами; d. экономической средой - на какой стадии жизненного цикла находится выпускаемая продукция, является ли предприятие монопольным производителем, каковы условия конкуренции, стадии развития рынка основной продукции предприятия, коммерческой политикой фирмы, степенью освоения приемов и способов маркетинга. В ходе анализа в активе баланса выделяются три составные части: · иммобилизованные активы, · оборотные средства (запасы, дебиторы, прочие) и · денежная наличность (касса, деньги на счете в банке). Пассив баланса делится на следующие составные части: · постоянные ресурсы, · кредиторскую задолженность, · денежную наличность На основе полученных результатов деятельности определяются следующие показатели (см. табл. 3): Таблица 3.
Баланс и другие формы отчетности используются, во-первых, для оценки соотношения сальдовых показателей и, во-вторых, для расчета коэффициентов кредитоспособности на основе оборотных показателей. Предметом анализа являются такие пропорции, как соотношение долгосрочной задолженности и собственных средств, соотношение стабильных собственных ресурсов и суммы активов, динамика затрат и убытков по сравнению с темпами роста производства и т.д. Данные отчетности фирмы сопоставляются с данными сводного баланса, который составляется на основе баланса однородных предприятий. Одним из основных направлений анализа данных баланса является определение банковского риска. Показатели состояния денежной наличности оцениваются с учетом уровня развития предприятия, его рентабельности и потребности в оборотных средствах. В качестве одного из вариантов частной методики оценки кредитоспособности клиента коммерческим банком можно привести методику Credit Line. Эта методика представляет собой систему оценки, построенную на 5 коэффициентах: K1 = ВЭД / ДС; Каждый из показателей оценивается в пределах четырех баллов и определяется общий итог в баллах. Сумма баллов определяет уровень кредитоспособности клиента. Учитываются также и данные картотеки банка Франции. Эта картотека имеет четыре раздела. В первом предприятия разделяются на 10 групп в зависимости от размера актива баланса и каждой группе присваиваются литеры от А до К. Второй раздел является разделом кредитной котировки, выражающий доверие, которое может быть допущено в отношении предприятий. Эта котировка основывается на изучении финансовой ситуации и рентабельности, а также на оценке руководителей, держателей капиталов и предприятий, с которыми клиент имеет тесные коммерческие связи. Кредитная котировка делит предприятия на 7 групп, которым присваиваются шифры от 0 до 6. Третий раздел классифицирует предприятия по их платежеспособности. Банк Франции фиксирует все случаи неплатежей и в зависимости от этого разделяет клиентов коммерческих банков на три группы, которым присваиваются шифры 7, 8 или 9. Шифр 7 означает пунктуальность в платежах, отсутствие реальных трудностей в денежных средствах в течение года. Шифр 8 дается при временных затруднениях, связанных с наличием денежных средств, которые не ставят под серьезную угрозу платежеспособность предприятия. Шифр 9 означает, что платежеспособность предприятия сильно скомпрометирована. Четвертый раздел картотеки делит всех клиентов на две группы: предприятия, векселя и ценные бумаги которых могут быть переучтены, и предприятия, векселя и ценные бумаги которых не могут быть переучтены в Банке Франции. 6. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ КЛАССА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА НА ОСНОВЕ РЕЙТЕНГОВЫХ ОЦЕНОКВ основе определения класса кредитоспособности Заемщика лежит критериальный уровень показателей и их рейтинг. Коэффициенты и показатели на уровне средних величин являются основанием для отнесения Заемщика ко 2 классу, выше средних - к 1 и ниже средних - к 3. В качестве примера можно привести следующую модель шкалы для предприятий (Табл. 4). Таблица 4
Рейтинг (значимость) показателя в системе определяется экономистом индивидуально для каждого Заемщика в зависимости от политики данного коммерческого банка, особенностей клиента, ликвидности его баланса, положения на ссудном рынке. Например, высокая доля краткосрочных ресурсов, наличие просроченной задолженности по ссудам и неплатежей поставщикам повышают роль коэффициента ликвидности, который оценивает способность предприятия к оперативному высвобождению денежных средств. Втягивание ресурсов банка в кредитование постоянных запасов, занижение размера собственных средств - все это повышает рейтинг показателя обеспеченности собственными средствами. Нарушение экономических границ кредита, "закредитованность" клиентов выдвигает на первое место уровень коэффициента покрытия при оценке кредитоспособности. Общая оценка кредитоспособности дается в баллах. Баллы представляют собой сумму произведений рейтинга каждого показателя на класс кредитоспособности: Б = Реi x Клi , где Б - сумма баллов, Реi - рейтинг i-го показателя, Клi - класс i-го показателя . По сумме баллов предприятию присваивается класс кредитоспособности (I, II, III) . I класс присваивается при 100-150 баллах, II класс - при 151-250 баллах и III класс - при 251-300 баллах. Предприятие наиболее кредитоспособно, если ему присвоили класс I. Пример определения суммы баллов приводится в таблице 5.
При коэффициентах и показателях, все значения которых соответствуют I классу, количество баллов равно 100, II классу - 200 и III классу - 300 (варианты I,II,III). Поэтому предлагается, чтобы при промежуточной величине баллов, близкой к 100 (т.е. 100-150 баллов), присваивался I класс, близкой к 200 (т.е. 151-250 баллов) - II класс и близкой к 300 (т.е. 251-300) - III класс. В 4-ом варианте фактическое значение Кл и Кпокр позволяет присвоить 3 класс, а Псс - 2 класс. В итоге Заемщик имеет 270 баллов, что соответствует III классу. Изменение рейтинга показателей при сохранении классности каждого из них может привести к изменению общего класса кредитоспособности. Например, в 4-м и 6-м вариантах Кл , Кпокр и Псс имеют одинаковый класс, но рейтинг присвоен разный. В результате при 4-м варианте Заемщик имеет III класс, а при 6-м - II. Наиболее кредитоспособным в примере является предприятие, соответствующее первому варианту (сумма баллов равна 100 - I класс кредитоспособности). При оценке кредитоспособности клиента коммерческого банка рекомендуется использовать не только основные, но и дополнительные показатели. В их числе могут быть показатели, характеризующие оборачиваемость запасов или средств в расчетах, долю ликвидных активов в общей сумме оборотных средств или соотношение ликвидных активов I класса и задолженности, уровень неплатежей за истекший период, эффективность производственного потенциала, доходность и прибыльность партнеров (например, кредитоспособность заказчика), среднюю продолжительность строительства, равномерность распределения дохода. Одинаковый уровень показателей и сумма баллов достигаются влиянием разных факторов. Так, увеличение общего размера ликвидных средств за счет нормируемых активов далеко не всегда создает прочную гарантию возврата ссуд. Рост остатков годовой продукции, не имеющей широкого потребителя или связанной с транспортными затруднениями, не гарантирует своевременного возврата ссуды. Рост Кл и Кп может объясняться сокращением долговых обязательств. Заключение о кредитоспособности клиента будет зависеть от причины этого сокращения. Если, например, задолженность по краткосрочным ссудам уменьшилась из-за срыва поставок сырья, то нельзя рост коэффициента оценивать как укрепление финансового положение клиента. Анализ факторов, изменивших уровень соответствующих коэффициентов и показателей, должен являться обязательным элементом оценки кредитоспособности клиентакоммерческого банка. В качестве основных направлений этого анализа можно выделить: · Анализ влияния ликвидных средств в целом и их элементов на основании коэффициентов ликвидности и покрытия; · Оценку изменения коэффициента покрытия под влиянием нормируемых активов; · Изучение изменения структуры долговых обязательств и ее воздействия на коэффициенты ликвидности и покрытия; · · Анализ факторов, определивших рост или снижение показателя обеспеченности собственными средствами; · Оценку показателя обеспеченности собственными средствами с позиции достаточности собственных средств клиента; · Анализ факторов изменения уровня коэффициентов и показателей кредитоспособности позволяет более точно определить класс кредитоспособности , а также выработать условия по данному классу. Не рекомендуется улучшать класс кредитоспособности клиента банка или оговаривать условия кредитования по данному классу при: · улучшении коэффициента ликвидности только за счет роста дебиторской задолженности или остатков готовой продукции; · повышении коэффициента покрытия за счет роста остатков готовой продукции, не обеспеченной договорами на сбыт, или труднореализуемых остатков сырья и незавершенного производства; · ухудшении структуры ликвидных средств; · фактическом наличии собственных оборотных средств в размере менее постоянной минимальной потребности в них; · росте показателя обеспеченности собственными средствами малых производственных структур за счет фондов, связанных с рисковой деятельностью предприятия; · улучшении показателя обеспеченности производственной деятельности договорами за счет заключения договоров с некредитоспособными покупателями и поставщиками; · сокращение долговых обязательств банку в связи с не поставками кредитуемого сырья. 7. ПОКАЗАТЕЛИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПАРТНЕРОВ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ДОГОВОРНЫМ ОТНОШЕНИЯМПартнеров по договорным отношениям, так же, как и банки, интересует платежеспособность предприятия. Партнерам важна не только способность предприятия возвращать заемные средства, но и его финансовая устойчивость, то есть финансовая независимость предприятия, способность маневрировать собственными средствами, достаточная финансовая обеспеченность бесперебойного процесса деятельности. При возникновении договорных отношений между предприятиями у них появляется обоюдный интерес к финансовой устойчивости друг друга как критерию надежности партнера. Показатели финансовой устойчивости характеризуют состояние и структуру активов предприятий и их обеспеченность источниками покрытия (пассивами). Их можно разделить на две группы: · показатели, определяющие состояние оборотных средств, и · показатели, определяющие состояние основных средств. Состояние оборотных средств отражается в следующих показателях: · обеспеченность материальных запасов собственными оборотными средствами; · коэффициент маневренности собственных средств. Состояние основных средств измеряется: · индексом постоянного актива; · коэффициентом долгосрочного привлечения заемных средств; · коэффициентом накопления износа; · коэффициентом реальной стоимости имущества. Кроме того, еще один показатель отражает степень финансовой независимости предприятия в целом: · коэффициент соотношения заемных и собственных средств. Несмотря на большое количество измерителей, все они могут быть систематизированы. Обеспеченность материальных запасов собственными оборотными средствами - это частное от деления собственных оборотных средств на величину материальных запасов. Уровень показателя оценивается, прежде всего, в зависимости от состояния материальных запасов. Если их величина значительно выше обоснованной потребности, то собственные оборотные средства могут покрыть лишь часть материальных запасов, то есть показатель будет меньше единицы. Наоборот, при недостаточности у предприятия материальных запасов для бесперебойного осуществления производственной деятельности, показатель может быть выше единицы, но это не будет признаком хорошего финансового состояния предприятия. Коэффициент маневренности собственных средств показывает, насколько мобильны собственные источники средств предприятия, и рассчитывается делением собственных оборотных средств на все источники собственных средств предприятия. Зависит от характера деятельности предприятия: в фондоемких производствах его нормальный уровень должен быть ниже, чем в материалоемких. В числителе обоих показателей - собственные оборотные средства, поэтому в целом улучшение состояния оборотных средств зависит от опережающего роста суммы собственных оборотных средств по сравнению с ростом материальных запасов и источников собственных средств. Оценка финансовой устойчивости предприятия была бы односторонней, если бы ее единственным критерием была мобильность собственных средств. Не меньшее значение имеет финансовая оценка производственного потенциала предприятия, то есть состояния его основных средств. Индекс постоянного актива - коэффициент отношения основных средств и внеоборотных активов к собственным средствам или доля основных средств и внеоборотных активов в источниках собственных средств. Если предприятие не пользуется долгосрочными кредитами и займами, то сложение коэффициента маневренности собственных средств и индекса постоянного актива всегда даст единицу. Собственными источниками покрываются либо основные, либо оборотные средства предприятия, поэтому сумма основных средств, внеоборотных активов и собственных оборотных средств при отсутствии в составе источников долгосрочных заемных средств равна величине собственных средств. В этих условиях увеличение коэффициента маневренности возможно лишь за счет снижения индекса постоянного актива, и наоборот. Такая ситуация существует на практике, если предприятие не пользуется долгосрочными кредитами и займами для капитальных вложений. Как только в составе источников средств появляются долгосрочные заемные средства, ситуация меняется: можно достигать увеличения обоих коэффициентов. В этом случае сумма коэффициента маневренности собственных средств и индекса постоянного актива равна: Км + Кп = 1+ (Дк / Cc ), где Дк - сумма долгосрочного кредита; Cc - собственные источники средств предприятия. Соотношение (Дк / Сс ) в пределах которого растет коэффициент маневренности без снижения индекса постоянного актива - это тоже измеритель финансовой устойчивости в части оценки основных средств. Он называется коэффициентом долгосрочного привлечения заемных средств. Его значение состоит не только в том, что он увеличивает коэффициент маневренности собственных средств. Кроме того, он оценивает, насколько интенсивно предприятие использует заемные средства для обновления и расширения производства. Интенсивность формирования другого источника средств на капитальные вложения определяется еще одним показателем финансовой устойчивости - коэффициентом накопления износа. Этот коэффициент рассчитывается как соотношение начисленной суммы износа к первоначальной балансовой стоимости основных фондов. Он измеряет, в какой степени замена и обновление основных средств профинансированы за счет износа. Очень важным показателем финансовой устойчивости является коэффициент реальной стоимости имущества. Он определяет, какую долю в стоимости имущества составляют средства производства. Наиболее интересен этот коэффициент для предприятий, производящих продукцию. Коэффициент рассчитывается делением суммарной величины основных средств, производственных запасов, незавершенного производства и малоценных и быстроизнашивающихся предметов на стоимость активов предприятия. По существу, этот коэффициент определяет уровень производственного потенциала предприятия, обеспеченность производственного процесса средствами производства. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств, как следует из названия - результат деления величины заемных средств на величину собственных. Коэффициент отражает степень зависимости предприятия от заемных средств. Он показывает, каких средств у предприятия больше - заемных или собственных. Чем больше коэффициент превышает единицу, тем больше зависимость предприятия от заемных средств. Допустимый уровень зависимости определяется условиями работы каждого предприятия и, в первую очередь, скоростью оборота оборотных средств. Его расчет по состоянию на какую-либо дату недостаточен для оценки финансового состояния предприятия. Дополнительно к расчету коэффициента необходимо определить скорость оборота материальных оборотных средств и дебиторской задолженности за анализируемый период. Если дебиторская задолженность оборачивается быстрее материальных оборотных средств, это означает довольно высокую интенсивность поступления денежных средств на счета предприятия, то есть в итоге - увеличение собственных средств предприятия. Поэтому при высокой скорости оборачиваемости материальных оборотных средств и еще более высокой скорости оборачиваемости дебиторской задолженности коэффициент соотношения заемных и собственных средств может значительно превышать единицу. Кроме того, при оценке нормального для предприятия уровня этого коэффициента надо сопоставить его с рассмотренным выше коэффициентом обеспеченности запасов собственными оборотными средствами. Если последний высок, то есть материальные запасы покрыты в основном собственными источниками, то заемные средства покрывают главным образом дебиторскую задолженность. Условием уменьшения заемных средств в этом случае является возврат предприятию дебиторской задолженности. В то же время коэффициент обеспеченности, как правило, невысок на предприятиях, где, даже при одинаковом соотношении заемных и собственных средств в структуре имущества, большой удельный вес занимают материальные средства - не самая мобильная часть имущества. ЗАКЛЮЧЕНИЕЦелью данной курсовой работы являлось изучение вопросов анализа кредитоспособности и платежеспособности для предприятий малого бизнеса, независимо от рода их деятельности. Однако специализация предприятия накладывает свои особенности на задачи и результаты анализа его кредитоспособности. Группировка показателей кредитоспособности предприятия, данная в этой работе, достаточно условна. Речь идет, в конечном итоге, о том, какие финансовые показатели представляют интерес для тех или иных юридических и физических лиц, имеющих с ним экономические отношения. Но для того, чтобы правильно оценить уровень и динамику каждого показателя, определяющего кредитоспособность, необходимо представлять себе все финансовое состояние полностью. Все показатели взаимозависимы: нельзя, например, правильно оценить сложившийся уровень дивидендов на акции, не проанализировав динамику балансовой прибыли, рентабельности и оборачиваемости капитала, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. Уровень и динамика каждого показателя обеспечиваются уровнем и динамикой других показателей. Анализируя кредитоспособность, необходимо оценить качественную и количественную взаимозависимость всех финансовых показателей. Являясь одним из ключевых элементов рыночного механизма, малое предпринимательство играет важную роль в обеспечении устойчивого развития экономики страны. В экономически развитых странах МП выполняют ряд важнейших социально-экономических функций, таких, как обеспечение занятости, формирование конкурентной среды, поддержание социальной стабильности и др. В странах ЕС на 10 тыс. жителей приходится 300 малых предприятии, в то время как в России на 10 тыс. жителей приходится только 71 малое предприятие. В 2007г. общая численность субъектов малого бизнеса в России составила 953,1 тыс. предприятий, в 2008 достигла 1 млн., а по данным на 1 января 2009 г. - уже 1032,8 тыс. предприятий. Вклад малого предпринимательства в ВВП России, достиг 11 %, а доля производства продукции и услуг малыми предприятиями составила около 12% суммарных объемов ВВП. На вопрос «Как Вы оцениваете состояние Вашего бизнеса в течение последнего года? (%)» наблюдается следующая динамика ответов: · Число представителей малого бизнеса,выбравших ответ улучшилось за период с февраля по август 2010г., уменьшилось с 23% до 5% · число представителей малого бизнеса, выбравших, · число представителей малого бизнеса, выбравших ответ ухудшилось, за период с февраля по август 2010г. увеличилось с 40% до 64% Эти цифры характеризуют состояние малого и среднего бизнеса в целом. Ответы на вопрос «Планируете ли Вы привлекать кредиты на развитие бизнеса в течение 2011 года?» по состоянию 2010г. демонстрируют следующую картину: · Планируем в большем объеме - 9% предпринимателей · Не планируем - 83% предпринимателей · Планируем в меньшем объеме - 8% предпринимателей Основным фактором реализации экономического потенциала малых предприятий является возможность получения кредитов для финансирования текущей деятельности и инвестиционных проектов. Рынок кредитования малого бизнеса в России находится в стадии формирования, и конкуренция в этом сегменте между федеральными и региональными банками обостряется с каждым годом. Некоторые небольшие региональные Банки уже сегодня видят свою нишу именно в сегменте кредитования малого бизнеса. Малый бизнес не требует значительных вложений для становления и развития, однако на отдельных этапах своей деятельности малые предприятия не способны функционировать без заемных средств. А, в общем, то, банки не в состоянии решить все существующие проблемы с кредитованием малого бизнеса. По мнению банкиров, для развития этого направления необходимо внести изменения в законодательство о залоге, чтобы банк, с одной стороны, имел возможность без проблем реализовать заложенное имущество, а с другой стороны, в случае банкротства заемщика имел гарантии обращения взыскания на заложенное имущество. Необходима и государственная поддержка, в том числе госгарантии по кредитам, выдаваемым малому бизнесу. Сейчас в Москве реализуется совместная программа по кредитованию предприятий малого бизнеса с Фондом содействия кредитованию малого бизнеса Москвы. Суть программы заключается в предоставлении поручительства на сумму 50% от суммы кредита. Есть и банки, специализирующиеся на кредитах для малого бизнеса – это КМБ-банк. У остальных банков доля малых предприятий в общем портфеле невелика, некоторые кредитные организации и вовсе вышли на этот рынок совсем недавно. Тем не менее, темпы роста кредитования малого бизнеса впечатляют, кредитный портфель увеличивается на 30 – 50% в год. Я считаю, что надо поддерживать и развивать предприятия малого бизнеса, чтобы они были кредитоспособными. А все цели и задачи в данной работе были достигнуты. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Банковские операции / О. И. Лаврушина и др. М.:КНОРУС, 2007 2. Банковское дело /Под ред. Д.Г. Черника. – М.: Финансы и статистика, 2005. 3. Борисов А. Н., Крумберг О. А., Федоров И. П. Принятие решений на основе нечетких моделей. Рига: Занамне, 1990 4. Голубев С.Г., Галочкин В.В. Коммерческие банки. – Мн.: Алгоритм, 2006 5. Данные Экономического департамента "О социально-экономической ситуации в январе - сентябре 2009г.". URL:http: www. economy.ru. 6. Деньги и кредит, 2002, Чикина М.О. "О показателях кредитоспособности" 7. Деньги и кредит, 2003, Барингольц С.Б. "Анализ финансового состояния промышленных предприятий" 8. Деньги и кредит, 2003, Кирисюк Г.М., Ляховский В.С. "Оценка банком кредитоспособности Заемщика" 9. Деньги и кредит, 2006, Ларионова И.В., Иванова М.Г. "Об организации кредитования" 10. Деньги, кредит, банки /Под общ.ред. Г.И. Кравцова – Мн.: Мисанта, 2006. 11. Деньги. Кредит. Банки. /Под ред. Истомина И.В. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005 12. Журнал «Финансы и кредит» 12(348) - 2009 март 13. Илларионов А. В. Классификация показателей, характеризующих систему рисков предприятия с точки зрения оценки кредитоспособности: Материалы международной конференции "Наука и инновации". Днепропетровск. 2005. 14. Караваева И.В. Банковское дело.- М.: Юристъ, 2005 15. Лаврушин О.И. "Банковское дело", М., Банковский и Биржевой научно-консультационный центр, 2007 16. Лыкова Л. Н. Банки в России.- М.: ВЕК, 2006 17. Метелев С., Мурзагаянова З. Малое предпринимательство нуждается в поддержке государства// Человек и труд, 2007, N 2. 18. Основы банковского дела. /Под ред. Ю.М. Ясинского. – Мн.: Тесей, 2005 19. Попова Г.С. Анализ финансового состояния коммерческого банка. – М.: Финансы и статистика, 2006 20. Рид Э., Коттер Р. "Коммерческие банки", М., СП Космополис, 2006 21. Румянцева Е. Е. Финансы организаций: финансовые технологии управления предприятием, М.: ИНФРА-М, 2008. 22. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб и доп. - Минск: ООО "Новое время", 2009 23. Типенко Н.Г. Определение лимитов кредитования предприятий // Банковское дело. 2007. № 6, 24. Финансовый анализ деятельности фирм, М., "Ист-Сервис", 2009 25. Чернов В. Г. Альтернативный выбор в случае допустимости "люфта" в оценках критериального соответствия // Приборы и Системы. Управление, Контроль, Диагностика. 2005. N 4. С. 57 - 62. 26. Чернов В. Г. Проекция нечетких множеств и ее применение для многокритериальности альтернативного выбора // Кибернетика и высокие технологии 21 века: Труды VI международной конференции. Воронеж, 2008. С. 154 - 158. |