Реферат: Особенности формирования финансов аграрных формирований

Название: Особенности формирования финансов аграрных формирований
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3

1 Теоретические и методические основы организации финансов предприятий агропромышленного комплекса……………………………………………………………..5

1.1 Сущность и функции финансов агропромышленных формирований………………...5

1.2 Особенности организации финансов аграрных формирований……………………….9

1.3 Структура и особенности обращения основного и оборотного капитала в сельском хозяйстве………………………………………………………………………………………17

1.4 Формирование финансовых результатов предприятий сельского хозяйства………..20

1.6 Система государственной поддержки аграрных формирований………………………25

1 Теоретические основы формирования финансов предприятий агропромышленного комплекса

1.1 Сущность и функции финансов агропромышленных формирований

Рыночная экономика при всем разнообразии применяемых в мировой практике моделей представляет собой социально ориен­тированное хозяйство, дополняемое государственным регулирова­нием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отноше­ний, так и в управлении ими со стороны государства играют фи­нансы — неотъемлемая часть рынка, важный инструмент государ­ственной политики.

Финансы — это совокупность объективно обусловленных эко­номических отношений, носящих распределительный характер, денежную форму, материализуемых в доходах и накоплениях, используемых субъектами хозяйствования и государством для расширенного воспроизводства, материального стимулирова­ния работающих, удовлетворения социальных и других потреб­ностей общества.

Основные принципы организации финансов всех отраслей едины, что обусловлено общими законами рынка и сущностью де­нег. Финансы при помощи присущих им определенных катего­рий, всесторонне характеризующих хозяйственную и коммерческую деятельность (оборотные средства, амортизация, себестои­мость, цена, выручка, валовой доход, чистый доход, прибыль и др.), выполняют ряд функций, основными из которых являются распределительная и контрольная, которые раскрывают их сущность.

Распределение — связующее звено между производством и по­треблением. Благодаря распределительной функции финансы об­служивают воспроизводственный процесс, активно влияя на все его стадии. С помощью этой функции осуществляется возмеще­ние стоимости потребленных средств производства и образование доходов в различных формах. Вместе с тем указанная функция позволяет товаропроизводителям сформировать фонды целевого назначения, необходимые для удовлетворения потребностей про­изводства и материального стимулирования работающих. Благода­ря данной функции обеспечиваются также общегосударственные потребности, формируются ресурсы для содержания и развития непроизводственной сферы.

Однако распределительная функция, несмотря на ее много­гранность, не раскрывает полностью свойств финансов. Дело в том, что последние обладают еще и способностью объективно от­ражать (посредством определенных категорий) и тем самым конт­ролировать состояние экономики хозяйствующего субъекта и от­расли в целом. Данное свойство проявляется посредством конт­рольной функции, инструментом реализации которой является фи­нансовая информация. Показатели бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности позволяют увидеть различные стороны работы организации и оценить результаты деятельности. Так, на­пример, размер прибыли, уровень рентабельности показывают степень результативности хозяйственной деятельности, наличие убытков и потерь свидетельствует о необходимости серьезного анализа работы и принятия мер, направленных на устранение не­достатков, негативных тенденций.

Кроме того, финансы способны воздействовать на степень эф­фективности работы посредством так называемого контроля рублем. Он осуществляется во взаимоотношениях товаропроизводителя с другими предприятиями (при оплате поставляемых товаров, оказан­ных услуг и выполненных работ) и финансово-кредитными учрежде­ниями (платежи налогов, получение и возврат банковских ссуд, фи­нансирование из бюджета), а также внутри производства (контроли­руют количество и качество труда, образование и использование ос­новных и оборотных, а также поощрительных фондов).

Поскольку «сигналы», посылаемые контрольной функцией, выражаются количественными параметрами, т. е. соответствую­щими показателями, очень важна достоверность финансовой (как и любой другой) информации. Только при качественном информационном обеспечении возможно принятие обоснован­ных, эффективных решений. Контрольная функция действует не изолированно, а в тесной связи с распределительной. В одновременном их действии полностью проявляется экономическая сущность финансов.

Рассмотренные функции финансов аналогичны для любой от­расли. В то же время в аграрной сфере они имеют свою специфи­ку, связанную с технико-экономическими особенностями сель­скохозяйственного производства.

Финансы сельского хозяйства — экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением совокупного общественного продукта и национального дохода, образованием централизованных и децентрализованных денежных фондов, ис­пользуемых для развития аграрного сектора в целях получения прибыли.

В сельском хозяйстве главным средством производства являет­ся земля, которая не амортизируется и, следовательно, не участву­ет в формировании себестоимости продукции. В то же время раз­ный уровень природного плодородия земель и месторасположе­ние угодий способствуют образованию у товаропроизводителей дифференцированного дохода (ренты).

В составе основных производственных фондов значительное место занимает продуктивный и рабочий скот, воспроизводство которого осуществляется непосредственно в самой отрасли пу­тем выращивания молодняка. По продуктивному скоту аморти­зацию не начисляют, и, таким образом, стоимость его не перено­сится на себестоимость продукции. По рабочему скоту амортиза­цию начисляют.

Существенной спецификой сельского хозяйства является само­воспроизводство. Значительная часть полученной продукции не реализуется на сторону, а остается в хозяйстве в качестве молодня­ка животных, кормов, навоза для удобрения полей и поэтому не входит в состав товарной продукции и не принимает денежную форму, являясь внутрихозяйственным оборотом.

Естественный процесс выращивания животных и растений определяет особенности кругооборота средств сельскохозяй­ственных товаропроизводителей: его сравнительную замедлен­ность, постепенное нарастание затрат, высвобождение средств из кругооборота единовременно в периоды выхода и реализа­ции продукции.

Вышеперечисленные факторы обусловливают специфические формы организации финансов хозяйствующих субъектов. В тече­ние года у последних образуется сезонный разрыв между срока­ми осуществления затрат и получения доходов. В связи с этим товаропроизводители должны иметь значительные суммы обо­ротных средств, однако не за счет собственных источников, так как это нецелесообразно (ресурсы не будут использоваться по­стоянно в связи с сезонностью производства; потребуется отвле­чение большой суммы собственных средств). Минимальные за­пасы, затраты и средства в расчетах формируются за счет собственных источников, а сезонные запасы и затраты — заемных, поэтому в сельском хозяйстве кредиты банка имеют большее зна­чение, чем в других отраслях.

Зависимость аграрной сферы производства от природных усло­вий вызывает необходимость создания в хозяйствах натуральных и денежных страховых и резервных фондов на случай неурожая, на­воднения, засухи и других стихийных бедствий и неблагоприятных климатических условий. В силу особенностей живых организмов все виды работ и сроки их выполнения носят обязательный харак­тер, промедление в том или ином случае вызывает большие потери и убытки. Поэтому важное значение для результатов деятельности имеет и полное обеспечение товаропроизводителя соответствую­щими материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.

Учитывая, что производственный цикл в отрасли длится много месяцев (в растениеводстве до 9—12), финансовые ре­зультаты деятельности определяют только по итогам года. Со­ответственно происходит и распределение прибыли, а также об­разование фондов.

В сельском хозяйстве складывается весьма разветвленная систе­ма финансовых отношений: с поставщиками, покупателями, кредит­ной и налоговой системами, социальными и другими внебюджет­ными, инвестиционными фондами, работниками и т. п. В свою очередь, это влияет на кругооборот средств и организацию финан­сов схема которых представлена на риске 1.


Рисунок 1 – финансовые отношения и кругооборот средств в аграрном секторе

В современных условиях формы финансовых отношений пре­терпевают серьезные изменения. Становление рынка и предпри­нимательства в России предполагает не только создание условий для свободного развития аграрного сектора на основе конкурен­ции, либерализацию цен и внешнеэкономических связей, но и финансовое оздоровление отрасли, формирование адекватной си­стемы денежных отношений. Последняя базируется на следующих принципах: самостоятельность, самофинансирование, заинтересо­ванность, ответственность за результаты работы, контроль.

Для экономического подъема сельского хозяйства России не­обходимо осуществить комплекс мер, первоочередными из кото­рых являются:

введение ценовых субсидий по ограничению колебаний цен с установлением их верхнего и нижнего пределов путем товарных интервенций и прямых государственных выплат;

государственное регулирование земельных отношений, рынка земли, использования сельскохозяйственных угодий;

введение прямых субсидий на капитальные вложения, раз­витие аграрной науки, освоение и внедрение новой техники и технологий;

осуществление аграрного протекционизма в целях: сохранения экономической, в том числе продовольственной, безопасности; под­держания внешнеторгового баланса с ограничением импорта и суб­сидированием экспорта; сохранения и развития отечественного сельского хозяйства как важнейшей отрасли экономики;

организация ипотечных банков, кредитование с учетом специ­фики аграрного сектора;

возмещение потерь от стихийных бедствий и других неблаго­приятных природно-климатических условий путем страхования имущества, урожая и животных в значительной доле за счет цент­рализованных фондов государства.

Вмешательство государства в экономику, в производственный и социальный механизмы сельского хозяйства требует значитель­ных бюджетных затрат, которые многократно окупятся. Помимо этого необходимы создание эффективной нормативно-правовой базы, построение отношений на взаимном доверии хозяйствую­щих субъектов и соблюдении законов [17, с.5-8].

1.2 Особенности организации финансов аграрных формирований.

Каждая отрасль народного хозяйства характеризуется специфи­ческими средствами производства, трудовыми навыками работни­ков, изготовляемой продукцией, производственными отношения­ми. Агропромышленному производству присуща своя специфика, которую необходимо учитывать при осуществлении предприни­мательской деятельности.

Первая особенность сельского хозяйства заключается в том, что в качестве главного, незаменимого средства производства высту­пает земля. В отличие от других средств производства она при правильном использовании не изнашивается, а сохраняет свои ка­чества.

Земельные ресурсы, используемые в сельском хозяйстве, резко отличаются по плодородию и местоположению, что приводит к возникновению дифференциальной ренты; товаропроизводите­ли, имеющие лучшие почвы и расположенные ближе к рынкам сбыта, получают дополнительный доход (прибыль).

Вторая особенность — в качестве специфических средств про­изводства в сельском хозяйстве выступают живые организмы (рас­тения и животные), развивающиеся в соответствии с биологичес­кими законами. Экономический процесс воспроизводства в сельс­ком хозяйстве переплетается с естественным, природным.

Третья особенность состоит в пространственной рассредото­ченности сельскохозяйственного производства; оно ведется в раз­личных почвенно-климатических условиях, и это приходится учи­тывать при выборе средств механизации производственных про­цессов, подборе сортов сельскохозяйственных культур и пород животных, химизации и мелиорации.

Четвертая особенность — результаты сельскохозяйственного производства сильно зависят от природных условий, тогда как на промышленное производство этот фактор существенного влияния не оказывает. Например, урожайность зерновых культур в Цент­ральном экономическом районе составляет 12—15ц с 1га, а на Северном Кавказе — 22—25 ц с 1 га; себестоимость продукции во втором районе на 40—45 % ниже, чем в первом. Кроме этого, природно-климатические условия оказывают существенное влияние на размещение и специализацию сельского хозяйства. Многие сельскохозяйственные культуры могут возделываться только в оп­ределенных климатических условиях.

Погодные условия оказывают сильное воздействие и на конъюнктуру рынка. Так, в 2002 г., благоприятном для возделывания зерновых культур, объем производства зерна в России составил 86,6 млн т — на 30 % больше, чем в 2000 г.

Пятая особенность состоит в том, что в сельском хозяйстве ра­бочий период не совпадает с периодом производства, что приво­дит к большой сезонности производства, прежде всего в растение­водстве. Наиболее отчетливо это проявляется при выращивании озимых зерновых культур. Период их производства начинается в июле-августе, с момента подготовки почвы и посева, а заканчива­ется в июле следующего года уборкой урожая. За это время рабо­чий период прерывается и возобновляется несколько раз, тогда как период производства, который определяется в основном есте­ственными условиями роста и развития растений, продолжается непрерывно. Это оказывает существенное влияние на организа­цию производства, использование техники и трудовых ресурсов.

Сезонность характерна и для перерабатывающей промышлен­ности, так как сельскохозяйственное сырье поступает в течение года очень неравномерно. Например, сахарные заводы в наиболь­шей степени бывают загружены в сентябре—ноябре, в период уборки корнеплодов и их поставки на завод; молокозаводы — в весенне-летний период, объем производства молока в хозяйствах обычно возрастает.

Шестая особенность сельского хозяйства — созданная в нем продукция часто продолжает использоваться в самой отрасли (се­мена, корма, молодняк скота, органические удобрения и др.); на­против, промышленность свое основное сырье получает от пред­приятий других отраслей. С этой особенностью связана и специ­фика технологий производства. В сельском хозяйстве технологи­ческий процесс базируется на биологических факторах, характерных для живых организмов, тогда как в промышленности технология основана на химических, физических и механических процессах.

Седьмая особенность — высокая фондоемкость отрасли, низкая скорость оборота капитала, что делает сельское хозяйство менее привлекательным для инвестиций по сравнению с другими отрас­лями и объективно усиливает потребность в помощи государства.

Восьмая особенность связана с условиями использования техни­ки. В сельском хозяйстве, как правило, передвигаются орудия производства (трактора, машины, комбайны и другая сельскохо­зяйственная техника), а предметы труда (растения) неподвижны. В промышленности, напротив, обычно перемещаются предметы труда (сырье), а оборудование, машины, станки закреплены на месте.

Сельскохозяйственная техника весьма специфична, и многие машины могут использоваться для производства одного вида продукции. Фактически в каждой подотрасли существует свой комплекс машин. Поэтому общая потребность в технике на единицу продукции здесь значительно выше, чем в промыш­ленности.

Девятая особенность сельского хозяйства состоит в том, что об­щественное разделение труда здесь проявляется по-иному, чем в промышленности, где предприятия обычно бывают узкоспециа­лизированными. Большинство сельскохозяйственных предприя­тий производят несколько видов товарной продукции, развивая одновременно растениеводство и животноводство. Это позволяет эффективно использовать побочную продукцию (например, зерноотходы и навоз), а также земельные ресурсы, непригодные для возделывания полевых культур.

Десятая особенность — ценовая неэластичность спроса на сель­скохозяйственные продукты; коэффициент эластичности в дан­ном случае намного меньше единицы (в большинстве развитых стран он составляет 0,2—0,25). Это означает, что цены на сельхоз­продукцию должны понизиться на 40—50 % для того, чтобы по­требители увеличили свои закупки всего лишь на 10 %. Это суще­ственно ухудшает финансовые условия развития отрасли, требует больших усилий по стабилизации рынка.

Наконец, одиннадцатой особенностью сельского хозяйства яв­ляется наличие большого количества однотипных товаропроизво­дителей, что создает условия для высокой конкуренции на рынке. Это делает невозможным влияние на рыночную цену со стороны отдельного сельхозпредприятия или их группы; условия для со­здания монополии здесь отсутствуют.

Перечисленные выше и некоторые другие особенности агро­промышленного производства необходимо обязательно учитывать при анализе и оценке функционирования предприятий АПК [19, с.15-17].

Отметим, что для всех товаропроизводителей аграрного сектора общим является: наличие основных и оборотных средств, земли; производство и реализация продукции (выполнение работ и услуг); получение прибыли, ее распределение, в том числе платежи в бюджет в соответствии с установленным порядком; использова­ние краткосрочных и долгосрочных кредитов; получение бюджет­ных ассигнований. Однако хозяйствующие субъекты различных организационно-правовых форм имеют свои особенности.

Нормальное функционирование рыночных отношений орга­нически связано с многообразием форм собственности, обеспечи­вающих самостоятельность и экономическую ответственность хо­зяйствующих субъектов. В сельском хозяйстве, как ни в какой другой отрасли, представлены товаропроизводители разнообраз­ных организационно-правовых форм.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.91 г. № 86 в нашей стране в основном прошла, а в отдельных случаях продолжается реорганизация колхозов и совхозов, нацеленная на изменение форм собственности путем предоставления права се­лянам свободного выбора вида предпринимательства с закрепле­нием за ними имущественных паев и земельных долей. У всех образуемых таким способом хозяйствующих субъектов равные права, к ним предъявляются одинаковые требования в части со­блюдения законов.

Аграрный сектор экономики России, претерпевший серьезные структурные изменения в ходе проводимых реформ, состоит из крупных и средних сельскохозяйственных предприятий, кресть­янских (фермерских) хозяйств, личных приусадебных хозяйств (ЛПХ), или крестьянских дворов.

Совхоз — сельскохозяйственное производство с коллективной собственностью на принадлежащее ему имущество и государ­ственной собственностью на землю, переданную в бессрочное (постоянное) пользование; производит и реализует сельскохозяй­ственную и иную продукцию, выполняет работы и оказывает услуги. Совхоз является собственником произведенной продук­ции, средств производства и другого имущества, необходимого для осуществления производственной и иной, не запрещенной за­коном деятельности.

При данной организационно-правовой форме хозяйствования могут устанавливаться имущественные паи работников, размер которых определяется исходя из трудового участия (стажа работы, суммы заработной платы и т. п.) и отражается на лицевых счетах трудящихся. На пай ежегодно могут начисляться и выплачиваться проценты (дивиденды) в размере, определенном общим собрани­ем коллектива.

По решению общего собрания трудового коллектива создается неделимый фонд, не распределяемый на паи, в который зачисля­ется стоимость объектов социальной сферы, инженерной инфра­структуры, если они не переданы органам местной власти, и дру­гих объектов.

Финансовые ресурсы совхоза формируются из доходов от реа­лизации продукции и услуг, амортизационных отчислений, де­нежных вкладов граждан, организаций и иных поступлений. Рас­сматриваемый хозяйствующий субъект имеет право поставлять продукцию в кредит с оплатой потребителями процентов за пользование заемными средствами.

Колхоз образуется крестьянами на добровольной основе для совместного ведения сельскохозяйственного производства путем объединения имущества его членов и личного трудового участия. Добровольность предусматривает не только право вступления, но и свободный выход из состава колхоза с получением земельной доли и имущественного пая.

Имущество колхоза формируется за счет паевых взносов его членов, произведенной продукции, доходов, полученных от ее

реализации, и иной деятельности, поступлений от продажи акций, других ценных бумаг, принадлежащих хозяйствующему субъекту, кредитов банка.

При данной организационно-правовой форме земля закрепля­ется в бессрочное (постоянное) пользование. В случае выделения последней в коллективно-долевую собственность руководствуют­ся следующими принципами:

участки передаются бесплатно в пределах площади, исчисляе­мой путем умножения дифференцированной нормы бесплатной передачи земли по зонам или средней расчетной доли, сложив­шейся в данном административном районе, на число лиц, имею­щих право на получение земельного пая;

оставшиеся после бесплатной передачи земель участки нахо­дятся в государственной собственности и могут передаваться хо­зяйству на праве бессрочного пользования или аренды.

Для осуществления своей деятельности колхоз формирует не­обходимые ему основные и оборотные средства, которые исполь­зуются только по целевому назначению в соответствии с решени­ем собрания трудового коллектива. В целях развития производства хозяйство имеет право привлекать средства своих членов и других граждан, а также предприятий и организаций на заемной и инвес­тиционной основе и распределять полученные доходы в порядке, установленном правлением колхоза. [14, с 76-77]

Товарищество на вере (коммандитное товарищество) создается на основе договора между индивидуальными предпринимателями и (или) коммерческими организациями. В него могут входить один или несколько участников, занимающихся от имени товарищества предпринимательской деятельностью и несущих ответственность по обязательствам всем своим имуществом (полные товарищи), а также участники, которые несут ответственность в пределах сумм внесенных ими вкладов (коммандисты или вкладчики). Последни­ми могут быть любые юридические или физические лица.

Имущество коммандитного товарищества формируется за счет вкладов участников, получаемых доходов и других источни­ков. Товарищество является юридическим лицом, участники ко­торого также сохраняют права и самостоятельность юридическо­го лица. Это товарищество не отвечает по обязательствам ком­мандистов. Вкладчики участвуют в прибыли и убытках пропор­ционально своим вкладам, участия в управлении товариществом они не принимают.

Прибыль товарищества на вере облагается налогами в зави­симости от вида предпринимательской деятельности. Распреде­ляемая между участниками товарищества прибыль учитывается ими в составе внереализационных доходов и облагается нало­гом у источника (коммандитного товарищества) по ставке, ус­тановленной на доходы, получаемые от долевого участия в дру­гих предприятиях.

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо мо­гут быть полными товарищами только в одном товариществе на вере либо в полном товариществе. Участие в качестве коммандис­тов действующим законодательством не ограничено.

Отсутствие вкладчиков в товариществе на вере требует его пре­образования в полное товарищество. В случае ликвидации товари­щества на вере коммандисты пользуются преимущественным пра­вом на получение вкладов из имущества товарищества, остающе­гося после удовлетворения требований его кредиторов. После этого имущество распределяется между полными товарищами и вкладчиками пропорционально их долям в уставном капитале. Однако учредительный договор может предусматривать и иной порядок распределения имущества в ликвидированном товари­ществе на вере.

Общество с ограниченной ответственностью — объединение юри­дических и физических лиц для совместной предприниматель­ской деятельности. Имущество этого общества состоит из вкла­дов участников, оплаченных доходов и других источников. Если участниками общества являются юридические лица, они сохраня­ют права юридического лица и полную самостоятельность. Выс­шим органом управления является общее собрание участников, которое решает вопросы, связанные с изменением устава и вели­чины уставного капитала, формированием исполнительных орга­нов для текущего руководства обществом, утверждением годовых отчетов и бухгалтерских балансов, распределением прибылей и убытков, реорганизацией или ликвидацией общества, избранием ревизионной комиссии.

Участники общества получают часть прибыли в виде процентов пропорционально доле в уставном капитале. Заработанная при­быль по решению собрания участников может оставаться нерас­пределенной. Нераспределенная прибыль текущего года присое­диняется к нераспределенной прибыли прошлых лет, таким обра­зом создается база для самофинансирования.

Акционерное общество — наиболее сложная организационно-пра­вовая форма коммерческих организаций. Как правило, акционерное общество объединяет широкий круг юридических и физических лиц. Имущество общества формируется за счет продажи акций в форме открытой (открытое общество) либо закрытой (закрытое общество) подписки, полученных доходов и иных источников.

Уставный капитал акционерных обществ образуется за счет взносов, оформленных в виде определенного количества акций равной номинальной стоимости. Акционерные общества выпус­кают обыкновенные и привилегированные (не более 25 % устав­ного капитала) акции, имеющие разную номинальную стоимость и дающие их держателям разные права. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков от деятельности общества в пределах части неоплаченной стоимости акций.

Средства в уставный фонд могут вноситься в различных фор­мах—в виде зданий и сооружений, оборудования, денежных средств, в том числе в иностранной валюте, интеллектуальной собственности и т. д., однако при этом весь капитал и доля каждо­го переводятся в акции. Последние являются не только инстру­ментом мобилизации финансовых ресурсов, эффективным мето­дом быстрого перелива средств из одних отраслей в другие, но и способом дробления («распыления») риска.

Акционерное общество вправе по решению общего собрания акционеров увеличить капитал путем возрастания номинальной стоимости или выпуска дополнительных акций. Увеличение пос­леднего для покрытия убытков не допускается. Если уставом пре­дусмотрено, то возможны покупка и погашение собственных ак­ций в целях уменьшения уставного капитала.

Акционерное общество не вправе объявлять и выплачивать ди­виденды: до полной оплаты всего уставного капитала, а также ес­ли стоимость чистых активов меньше его уставного и резервного фондов либо станет таковой в результате указанных действий.

Полученная обществом прибыль используется в соответствии с нормой распределения, в том числе на выплату дивидендов по ак­циям. Последние могут выплачиваться ежеквартально, один раз в полгода или в год. Промежуточный дивиденд объявляется дирек­тором и имеет фиксированный размер, окончательный — устанав­ливается общим собранием по результатам года с учетом проме­жуточных выплат.

Открытое акционерное общество имеет потенциально неогра­ниченные возможности по привлечению капитала, увеличению числа акционеров, количеству и сумме эмиссии, осуществляемых в форме открытой подписки. Закрытую подписку проводят при учреждении акционерного общества, в дальнейшем — открытые подписки. До полной оплаты уставного капитала учредители ак­ционерного общества не вправе проводить открытую подписку на акции. Цель открытой подписки — увеличение уставного капита­ла, расширение финансовых возможностей.

Закрытое акционерное общество относительно меньше по со­ставу участников, величина уставного капитала имеет ограниче­ния. Применяется закрытая подписка на акции, что означает оп­ределенный, ограниченный круг акционеров.

Сельскохозяйственный кооператив — организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями на основе добро­вольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении иму­щественных паевых взносов в целях удовлетворения материаль­ных и других потребностей участников.

Имущество, находящееся в собственности кооператива, за ис­ключением неделимого фонда, разбивается в денежном выраже­нии на паевые взносы его членов в соответствии с уставом. Помимо названных источников собственные средства формируются за счет доходов от деятельности, размещения средств в банках, ценных бумаг и т. д.

Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием, если иной порядок не пре­дусмотрен законом и уставом.

Крестьянское (фермерское) хозяйство — самостоятельное товар­ное хозяйство, созданное семьей или отдельным гражданином, базирующееся на личном и семейном труде, имеющее землю, иму­щество, глава которого признается предпринимателем (фермером) с момента государственной регистрации данного хозяйства. Ос­новное достояние фермера составляют: земельный участок, на­саждения, жилые и хозяйственные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, техника и обо­рудование, транспорт, инвентарь, другие средства, необходимые для хозяйственной деятельности. Основным источником указан­ного достояния крестьянского (фермерского) хозяйства является имущественный пай, выделяемый ему реорганизуемым предприя­тием. Помимо этого важным фактором становления и развития хозяйства являются кредиты: краткосрочные — на текущие произ­водственные нужды, долгосрочные — на строительство, приобре­тение сельскохозяйственной техники, оборудования и др.

Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам па праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное. Продукция и дохо­ды, полученные в результате деятельности, являются общим имуществом и используются по соглашению между членами хозяйства.

В целях обеспечения своих материальных потребностей кресть­янские хозяйства вправе добровольно объединяться между собой и (или) с другими физическими и юридическими лицами на основе членства в потребительские кооперативы, а для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности — в про­изводственные кооперативы (артели).

Крестьянские хозяйства имеют права и несут обязанности, пре­дусмотренные уставами объединений, членами и участниками которых они являются. Крестьянские хозяйства принимают участие к управлении деятельностью кооперативов, союзов (ассоциаций), л органы управления этих объединений не имеют прав по управ­лению крестьянскими хозяйствами.

Кооперативы, союзы несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам. Крестьянское хозяйство несет убытки, связанные с деятельностью этих объединений, в пределах принад­лежащих ему долей капитала. Кооперативы, союзы (ассоциации) и другие объединения крестьянских хозяйств (ассоциации) в соот­ветствии с действующим законодательством имеют права юриди­ческих лиц и подлежат регистрации.

При выборе определенной организационно-правовой формы необходимо исходить из возможности в конкретных условиях получить максимальный экономический эффект. Лишь в этом случае возможно создать финансовый механизм, в наибольшей стен пени учитывающий потребности производства, нужды производителя и потребителей продукции [17. с.12-20].

1.3 Структура и особенности обращения основного и оборотного капитала в сельском хозяйстве

Характер производства в сельском хозяйстве обуславливает наличие ряда особенностей функционирования основного и оборотного капитала.

Традиционно основные фонды сельского хозяйства также подразделяется на производственные и непроизводственные. Основные производственные фонды (ОПФ) представляют совокупность средств труда, входящих в материально-техническую базу сельского хозяйства.

Непроизводственные основные фонды представлены жилыми и административными зданиями, учреждениями ит.п. они не участвуют в создании материальных ценностей, а только создают для этого условия.

Все основные производственные фонды делятся на следующие виды:

1) здания, сооружения, передаточные устройства;

2) машины и оборудования;

3) измерительные и регулирующие приборы и устройства (регулирования количества и расхода кормов, жидкостей и т.п.);

4) транспортные средства;

5) производственный и хозяйственный инвентарь;

6) рабочий скот;

7) продуктивный скот (коровы, быки-производители и т.п.)

8) многолетние насаждения (плодовые, ягодные и т.п.)

9) капитальные затраты по улучшению земель (без сооружений), в том числе затраты на планировку земельных участков, корчевание леса и т.п.;

10) прочие основные фонды.

ОПФ подразделяются на основные фонды сельскохозяйственного назначения (на их долю приходится до 95%) и основные фонды несельскохозяйственного назначения.

Существенно особенностью оборотных средств является то, что значительная часть их формируется в натуральной форме, минуя денежную фазу кругооборота. Это семена, корма, органические удобрения, молодняк животных. Состав нормируемых собственных оборотных средств предприятий сельского хозяйства включает:

· Производственные запасы;

· Незавершенное производство;

· Расходы будущих периодов;

· Готовая продукция;

· Дебиторы;

· Денежные средства.

Структура оборотных средств характеризуется высоким удельным весом производственных запасов. Они включают в себя: молодняк животных на откорме, семена и посадочные материалы, запасные части и материалы для ремонта, нефтепродукты, топливо, минеральные удобрения, ядохимикаты и медикаменты, тару и тарные материалы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

Нормирование собственных оборотных средств осуществляется путем определения норматива оборотных средств в денежном выражения без разработки и установления норм запасов расчет норматива имеет особенности.

1. Молодняк животных и животные на откорме. Норматив рассчитывается исходя из количества голов молодняка скота и животных на откорме на конец планируемого года и стоимости головы.

2. Корма. Собственными оборотными средствами покрывается стоимость страховых запасов кормов. Все остальные запасы кормов целесообразно покрывать кредитом банка. В связи с этим норматив по кормам устанавливается в размере стоимости страховых запасов, составляющих по зернофуражу 8%, сену и соломе на корм – 15-20% годового запаса.

3. семена и посадочные материалы. Норматив устанавливается на создание запаса семян и посадочного материала, необходимого для ярового посева и посадок будущего года, а также для образования страхового фонда в размере 10-15% общей потребности семенах зерновых культур ярового посева.

4. материальные ценности промышленного производства. Нормирование ведется на основе типовых норм и уровня фактических запасов, сложившихся в отчетном периоде:

- медикаменты и ядохимикаты – в размере месячной потребности, твердое топливо – в размере 2-месячой потребности;

- минеральные удобрения – в размере среднемесячного поступления в планируемом году;

- тара, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы – из фактического минимального остатка по отчету за предшествующий год.

5. незавершенное производство. Сюда относятся затраты под урожай будущих лет: посев озимых культур, подъем зяби, подъем целены, подъем пара, полив орошаемых земель, известкование почвы, снегозадержание, уход за чайными плантациями и плодоносящими садами и др.

6. дебиторы – норматив определяется исходя из среднесуточной реализации молока, яиц и другой скоропортящейся продукции и сроков периодичности расчетов с покупателями, обусловленных договорами.

7. денежные средства. В связи с неравномерностью реализации продукции и территориальной удаленностью предприятий сельского хозяйства от учреждений банка норматив собственных оборотных средств на денежную наличность в кассе для оплаты неотложных нужд не должен превышать 0,2% о планового годового фонда оплаты труда.

1.4 Формирование финансовых результатов предприятий сельского хозяйства

Выручка от реализации для сельскохозяйственных предприятий так же, как и для предприятий других отраслей является основным источником возмещения оборотных средств, авансированных в производство, и обеспечения расширенного воспроизводство. Однако оценка результатов в сельском хозяйстве имеет особенности.

Оценка результатов деятельности предприятия выполняется на основе производственных и экономических показателей. Производственные показатели характеризуют результаты в растениеводстве и животноводстве в натуральном выражении: урожайность сельскохозяйственных культур (п/га), выход кормов (центнеры кормовых единиц с 1 га кормовой площади), продуктивность животных (среднегодовой надой молока на 1 корову, средняя годовая яйценоскость кур-несушек, средний годовой настриг шерсти с 1 овцы, среднесуточный привес, продукция выращивания скота в расчете на 1 голову в среднем за од, выход приплода на 100 голов маточного поголовья по видам скота).

Основой для расчета экономических показателей служат натуральные производственные показатели. Уровень экономических показателей зависит не только от урожайности, и продуктивности, но и от размера затрат на производство и реализацию, уровня рыночных цен, конъюнктуры и прочих условий сбыта продукции. Сегодня сельскохозяйственные предприятия реализуют свою продукцию по свободным (рыночным) ценам, складывающимся под влиянием спроса и предложении. Экономические показатели рассчитываются по всей произведенной и реализовано продукции.

Планирование выручки от реализации сельскохозяйственной продукции начинается с определения валовой продукции, ее товарной части. Валовая продукция сельскохозяйственной предприятий включает всю созданную на протяжении года продукцию растениеводства, животноводства подсобных предприятий и промыслов, а также стоимость незавершенного производства в размере его разницы на начало и конец года.

Объем реализации продукции сначала определяется в натуральных показателях, затем – в стоимостных. По каждому виду продукции устанавливаются остаток на начало года, приход, расход в планируемом году и остаток на конец года. Объем реализуемой продукции животноводства, определяется на основании оборота стада животных и птиц.

Выручка от реализации продукции по отдельным видам определяется умножениям цены на объем реализуемой продукции в натуральном выражении. Полученные итоги суммируются по направлениям реализации, по отраслям и в целом по хозяйству.

Кроме реализации продукции сельскохозяйственные предприятия оказывают услуги на сторону. К ним относятся ремонтные работы, перевозки грузов для сторонних организаций и др. выручка определяется по каждому виду услуг и по хозяйству в целом.

На основе начисленной выручки от реализации по отдельным вида продукции определяется сумма налога на добавленную стоимость исходя из действующих дифференцированных по видам продукции ставкам.[17, с.24-25]

1.6 Система государственной поддержки аграрных формирований

В развитых и крупных развивающихся странах государственное участие в аграрных делах считается обязательным условием эф­фективного функционирования экономики и социальной ста­бильности общества.

В современной истории развитие АПК можно разделить на постсоветский и современный.

Результатом первых лет реформ 1990-х стал тяжелейший кризис отрасли. К концу 1990-х объем всей агропродукции сократился на 40% (в коллективном секторе - на 60%).

В начале 1990-х неоднократно списывались долги предприятий, что, впрочем, провоцировало их накопление. Был создан механизм лизинга сельскохозяйственной техники, проводились зерновые интервенции для регулирования цен, вводились импортные квоты на мясо и т. д. Однако эти действия были хаотичны, так что происходившее скорее напоминало спешное залатывание пробоин в тонущем корабле.

В 1997 году большинство предприятий сельского хозяйства (до 82%) были убыточными.В 2000 году первые серьезные шаги в поддержку АПК ознаменовались с приходом к власти Владимира Путина.

Еще будучи исполняющим обязанности президента РФ одним из первых распоряжений 15 марта 2000 года был воссоздан Россельхозбанк, главной задачей которого является обеспечение доступного, качественного и эффективного удовлетворения потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения Российской Федерации в банковских продуктах и услугах, всемерное содействие формированию и функционированию современной национальной кредитно-финансовой системы агропромышленного сектора России, поддержка развития агропромышленного комплекса и сельских территорий Российской Федерации [8].

В 2001 году была создан Росагролизинг. Который является государственной компанией, успешно выполняющей задачи, поставленные Правительством Российской Федерации по обеспечению отечественных сельхоз товаропроизводителей современной сельскохозяйственной техникой, высокотехнологичным животноводческим оборудованием и высокопродуктивным племенным скотом. С 2008 года ОАО «Росагролизинг» является исполнителем Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы по обеспечению регионов России племенным скотом, животноводческим оборудованием и сельхозтехникой в комплексе.

Реализация этих направлений госпрограммы позволит внедрить высокопроизводительные ресурсосберегающие технологии, повысить техническую оснащенность сельхозпроизводства, рентабельность животноводства, провести техническое перевооружение действующих животноводческих комплексов (ферм), ввести в эксплуатацию новые мощности.

С 2009 года ОАО «Росагролизинг» осуществляет новые направления деятельности. По системе федерального лизинга компания поставляет лесозаготовительную технику, оборудование для предприятий лесопереработки, технологическое оборудование для хранения и переработки рыбной продукции. Соответствующее решение о расширении сфер применения федерального лизинга было принято Правительством РФ в декабре 2008 года[24].

В настоящее время основным содержанием аграрной политики большинства экономически развитых стран, в т.ч. России, является государственная поддержка аграрного сектора посредством разного рода субсидий, дотаций и льгот. В некоторых странах Европы государственные финансовые вложения в сельское хозяйство в 1,5-2 раза превышают рыночную стоимость его продукции.

Можно выделить меры прямого и косвенного государственного субсидирования.

К мерам прямого государственного субсидирования относится поддержка доходов сельхозпроизводителей, которая заключается в прямых государственных компенсационных платежах, платежах при ущербе от стихийных бедствий.

К мерам косвенного государственного регулирования АПК относятся: ценовое вмешательство на рынке продовольствия посредством поддержки внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию, интервенции при закупе сельхозпродукции, компенсация издержек сельхозпроизводителей на приобретение средств производства путем предоставления субсидий на приобретение удобрений, ядохимикатов и кормов, выплату процентов по полученным кредитам. Так в качестве субсидий рассматриваемому в научной работе объекту исследования - СПК Колхоз «Нива» в 2009 году было выделено 1322 тыс. руб. в т.ч. 712 тыс. руб. из федерального бюджета и 610 тыс. руб. – из местных бюджетов.

Оценить реальную степень государственной поддержки сельского хозяйства довольно сложно. Прямое финансирование сельского хозяйства из федерального бюджета в России пока ниже, чем в США или странах ЕС, однако бюджетными вливаниями поддержка АПК в России не ограничивается. Например, в России сохранена льготная система налогообложения - сельхозпроизводители почти не платят за землю (для сравнения: в Европе плата за пользование землей составляет около 20% себестоимости продукции). Также существует поддержка в виде единого сельскохозяйственного налога на доходы предприятий АПК.

С начала 2000-х были утверждены специализированные Госпрограммы АПК:

В 2003 году была принята федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года», включающая две задачи - развитие собственно социальной сферы и улучшение инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований. В рамках которой, рассматриваемый в данной научной работе объект исследования в 2009 году получил 605 тыс. руб. из них 448 тыс. руб. из федерального бюджета.

Новым этапом в государственной политике стал национальный проект «Развитие АПК», принятый осенью 2005 года. Нацпроект включает 3 направления: ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования и обеспечение жильем молодежи на селе.

Принятая в 2007 году и функционирующая по сей день Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446) расставила основные приоритеты развития сельского хозяйства. В рамках данной программы половина средств направляется на достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства, а попросту на продолжение субсидирования процентной ставки по кредитам.

Очень важное направление — таможенно- тарифная политика. Регулирование импорта и экспорта продовольствия должно обеспечивать рост доходов отечественных товаропроизводителей, создавать' условия ценовой конкуренции с импортерами. Такие инструменты используют все развитые страны Запада. Вместе с тем должен быть

установлен мягкий таможенный режим для ввоза в страну сельскохозяйственной техники, технологического оборудования, аналогов которого в России не выпускают. Такое решение уже принято в отно­шении оборудования для предприятий, производящих детское пита­ние и финансирующихся за счет бюджетов всех уровней.

Целесообразно создавать структуры, работающие по принципу об­ществ взаимного кредитования и кооперативных банков, учредите­лями которых стали бы хозяйства и жители сельской местности. Такие структуры в отличие от коммерческих организаций не ставят целью максимизацию прибыли. Это позволит удешевить кредит, предотвратить утечку денежных ресурсов в несельскохозяйствен­ные сферы. Функционирование альтернативной кредитной систе­мы позволит создать конкурентную среду в сфере банковского об­служивания, особенно в отдаленных сельских районах.

В связи с ограниченностью финансовых ресурсов государства актуальным становится вопрос внебюджетного финансирования.За счет средств внебюджетных источников в 2008 -2010 годах привлеклось 311 млрд. рублей

В перспективе оно может стать главным в хозяйственном управле­нии агропромышленным комплексом на всех уровнях.

Активно ведется поиск альтернативных (антикризисных) моде­лей и механизмов, которые бы обеспечивали предприятиям агро­промышленного комплекса возможность для саморазвития за счет внутренних резервов регионов. Для этого предстоит освоить мето­ды работы с товаронаполненными неэмиссионными ценными бу­магами (двойными и простыми складскими свидетельствами, про­стыми и переводными векселями, чеками, сертификатами), кото­рые широко применяются в мировой практике.

Рациональное сочетание бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов, их эффективное использование при осуществлении целевых комплексных программ позволит создать многокомпонентный механизм оздоровления аграрной экономики, в котором остро нуждается отрасль в переходный период. Регулирование уровня финансовой устойчивости и доходности производства, переработки и реализации продукции сегодня становится одним из основных направлений экономической работы в АПК

Участие государства в такой важной отрасли, как сельское хозяйство, несомненно является положительным фактором, хотя очевидно, что всех проблем одними субсидиями за столь короткий (для сельского хозяйства) период не решить. Провал, который произошел в сельском хозяйстве с конца 90-х по начало 2000-х, настолько велик, что выбираться из него, по оценкам различных экспертов, отрасли предстоит вплоть до 2020 года [17, с36-44].

Основные направления финансового регулирования аграрного производства

Во всех развитых странах сельское хозяйство является одной из отраслей, подверженных усиленному государственному регулиро­ванию. Объясняется это спецификой отрасли.

Сельское хозяйство — высокорискованная отрасль экономики, успехи которой в сильной степени зависят от природных условий. Осуществление сельскохозяйственного производства основано на использовании ограниченного и неоднородного по качеству при­родного ресурса — земли. Необходимость рационального исполь­зования и охраны земли, повышения ее плодородия обусловлива­ет целесообразность государственного вмешательства в вопросы землепользования. Продукция сельского хозяйства характеризует­ся сложностью изменения потребительских качеств. Отсюда и воз­можность повышения цен на нее более ограничена по сравнению с промышленными изделиями. И наконец, сельское хозяйство — стратегическая отрасль экономики, так как обеспечивает общест­во жизненно необходимыми продуктами питания.

Основная цель государственного регулирования аграрного про­изводства — создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования.

Формирование действенной системы государственного регули­рования сельского хозяйства в целом и его структурных звеньев начинается с разработки концепции развития.

До перехода к рыночным отношениям регулирование аграрного производства основывалось на принципе демократического централизма, предусматривавшем установление государством твер­дых закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, пря­мое перераспределение средств через централизованные денеж­ные фонды, обеспечение села материально-производственными ресурсами посредствам централизованных поставок и т. п. Жест­кая система государственного финансового регулирования сельско­хозяйственного производства оказалась неэффективной.

В условиях рыночных отношений концепция государственного регулирования аграрного производства основывается на двух ос­новных принципах:

агропромышленные формирования работают на самофинанси­ровании, и любые конкретные централизованные меры их под­держки являются лишь дополнительными в обеспечении нор­мальных экономических условий;

регулирующие рычаги (инструменты) должны ориентировать товаропроизводителей на более эффективное хозяйствование посредством их дифференцированного применения с учетом ре­гиональных особенностей и условий производства, не допуская непроизводительных затрат.

Государственное регулирование экономики аграрного сек­тора осуществляется административными и экономическими методами.

Применение административных методов, предусматривающих меры запрета, принуждения и разрешения, в рыночной экономи­ке ограниченно. В основном используются лицензирование экс­порта семян подсолнечника, рапса, соевых и бобовых культур, ли­цензирование и квотирование экспорта отдельных видов лекар­ственного сырья и некоторые другие.

В настоящее время на первый план выдвигаются экономи­ческие методы регулирования. Посредством экономических рычагов государство оказывает влияние на цены и доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей, их конкурентную способность на внутреннем и внешнем рынках. Направлении государственного регулирования аграрного сектора экономики закреплены Федеральным законом «О государственном ре­гулировании агропромышленного производства». Вот основные из них:

формирование и функционирование рынка сельскохозяйствен­ной продукции, сырья, продовольствия;

финансовое регулирование;

защита интересов сельскохозяйственных товаропроизводи­телей;

развитие социальной сферы села.

Каждое направление представляет собой более узкую, специ­фическую, непрерывно совершенствующуюся систему государст­венного воздействия с конкретными методами и рычагами.

Государственное финансовое регулирование представляет собой законодательно оформленную систему внешнего воздействия на финансы АФ. В общем виде к направлениям государственного финансового регулирования относятся упорядочение бюджетно­го финансирования, регулирование кредитования, расчетно-платежного механизма, страхования экспортно-импортных операций и др. (установление минимальной суммы уставного и резервного капитала, выплаты дивидендов и т. д.). Все они взаимосвяза­ны, взаимообусловлены и влияют друг на друга.

С учетом основ регулирования, заложенных в указанном зако­не, в ежегодно утверждаемых законах о формировании и использо­вании бюджета на предстоящий год утверждается перечень феде­ральных программ, строек и объектов, а также структура расходов по сельскому хозяйству, осуществляемых за счет федерального бюджета. В последние годы объем бюджетных ассигнований, вы­деляемых на нужды сельского хозяйства и рыболовства, постоян­но сокращается.

Организация расчетов является самостоятельным направлени­ем государственного финансового регулирования сельскохозяй­ственного производства. Договор на продажу, регламентирующий расчеты между покупателями и поставщиками, фиксирует все ус­ловия их взаимоотношений, в том числе и по оплате товаров. Од­нако в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О государст­венном регулировании агропромышленного производства» безна­личные расчеты юридических лиц, являющихся потребителями продукции, с АФ, находящимся на территории России, произво­дят по инкассо, если иной порядок не предусмотрен договором. Срок оплаты установлен до 10 дней, а по скоропортящейся про­дукции — до 5 дней после поступления расчетных документов в банк плательщика.

При наличии устойчивых хозяйственных связей расчеты осу­ществляются посредством обязательных платежей не реже трех раз в месяц. При отсутствии достаточного объема денежной на­личности покупатели должны производить оплату сельскохозяй­ственной продукции в первоочередном порядке после уплаты на­логов и других обязательных платежей в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды. Сокращение объемов денежных расче­тов, обусловленное бартерными (обменными) операциями, сни­жает эффект государственного регулирования на данном участке финансовой работы.

Вместе с тем даже своевременные расчеты не гарантируют бес­перебойность сельскохозяйственного производства в связи с влия­нием неблагоприятных природных условий. Поэтому сельскохо­зяйственные предприятия в обязательном порядке осуществляют страхование урожая сельскохозяйственных культур, животных и другого имущества. В настоящее время в соответствии с Федераль­ным законом «О страховании» страхование имущества и сельско­хозяйственных коммерческих рисков осуществляется на добро­вольной основе. Государственная поддержка аграрных формиро­ваний, заключивших договор на имущественное страхование по­севов, производится следующим образом: 25 % взносов страховой фирме оплачивается из федерального бюджета, 75 % — за счет средств предприятия.

Система государственного финансового регулирования вклю­чает помимо федерального также региональный уровень. Кроме того, сельское хозяйство получает финансовую поддержку из де­нежных фондов органов местного самоуправления.

Финансовое регулирование аграрного производства осущест­вляется за счет одного источника — государственного бюджета (иногда привлекаются внебюджетные фонды государства). Однако методы поддержки сельского хозяйства, используемые государ­ством, различны.

Методы бюджетного финансирования. В рамках официальной системы государственного финансового регулирования аграрного воспроизводства Правительством страны используется несколько методов бюджетного финансирования производственной и ин­вестиционной деятельности АФ: оказание прямой бюджетной поддержки товаропроизводителям, финансирование целевых про­грамм, связанных с функционированием данного сектора эконо­мики, снижение налоговой нагрузки.

Прямая бюджетная поддержка — это безвозвратное финанси­рование, которое может осуществляться в следующих формах: предоставление дотаций на продукцию; компенсация отдельных видов затрат; финансирование капитальных вложений, мероприя­тий по улучшению земель и других расходов.

Финансирование целевых программ — предоставление бюджет­ных ассигнований на развитие отдельных направлений деятельно­сти агропромышленной сферы. Программы разрабатываются и ут­верждаются Правительством РФ на несколько лет. объем финансирования Программы в 2008 - 2012 годах составляет за счет средств федерального бюджета - 551,3 млрд. рублей (2008 год - 76,3 млрд. рублей, 2009 год - 100 млрд.рублей, 2010 год - 120 млрд. рублей, 2011 год - 125 млрд. рублей,2012 год - 130 млрд. рублей);за счет средств бюджетов субъектов РФ - 544,3 млрд. рублей (2008 год - 83 млрд. рублей,2009 год - 99,4 млрд. рублей,2010 год - 108,3 млрд. рублей, 2011 год- 121,2 млрд. рублей, 2012 год - 132,4 млрд. рублей) [23]. Примерами таких программ являются: Федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2012 года", Федеральная целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2012 года" .[25].

Снижение налоговой нагрузки является косвенным методом бюд­жетного финансирования, так как предусматривает снижение нало­говых платежей, поступающих в бюджет от АФ и, следовательно, увеличение объема финансовых ресурсов, предназначенных для осу­ществления текущей или инвестиционной деятельности предприя­тий. Налогообложение коммерческих организаций, в том числе и АФ, регулируется Налоговым кодексом РФ, а также Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, касающи­мися сбора и использования соответствующих налогов.

Действующим налоговым законодательством предусмотрены значительные льготы аграрным формированиям по сравнению с другими налогоплательщиками. В частности, доходы от сельскохо­зяйственной деятельности полностью освобождены от налога на прибыль. АФ практически не платят налоги за пользование автомо­бильными дорогами, с владельцев транспортных средств, на иму­щество, так как у большинства из них выручка от реализации сель­хозпродукции превышает 70 % общего объема выручки от продажи продукции (работ, услуг). Аграрным формированиям установлена более низкая ставка единого социального налога.

Распределение бюджетных дотаций и субсидий между реги­онами осуществляется с участием Министерства сельского хо­зяйства РФ.

Кроме средств Федерального бюджета на цели финансиро­вания могут использоваться также ассигнования из региональ­ных бюджетов.

Методы кредитного регулирования. Важнейшим направлением государственного регулирования аграрного производства, приоб­ретающим в последние годы первостепенное значение, является кредитное регулирование.

Методы кредитного регулирования сельского хозяйства, ис­пользуемые государством, включают централизованное банков­ское льготное кредитование, централизованный товарный кре­дит, предоставление ссуд из фонда льготного кредитования, ин­вестиционный бюджетный кредит, налоговый кредит и др. Каж­дый из них реализуется посредством использования специфи­ческих финансово-кредитных инструментов.

Несмотря на довольно внушительные размеры бюджетного финансирования и кредитования, аграрный сектор РФ остро нуждается в денежных средствах. Поэтому Правительство РФ постоянно изыскивает новые направления регулирования раз­вития АФ, особенно в области государственного кредитования и системы страхования[17, с364-375].