Контрольная работа: Методика преподавания физической культуры в учебных заведениях
Название: Методика преподавания физической культуры в учебных заведениях Раздел: Рефераты по педагогике Тип: контрольная работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Міністерство освіти та науки України Вищій навчальний заклад Відкритий міжнародний університет розвитку людини «Україна» Горлівський регіональний інститут Контрольна робота з дисципліни: «Методи викладання фізичного виховання в учбових закладах» за темою: 1. Методика викладання фізичної культури в учбових закладах. 2. Методика викладання фізичного виховання в учбових закладах Розробив: студент 3 курсу групи ЗФР-07 ГРІ ВНЗ ВМУРоЛ «Україна» кафедра фізичної реабілітації Співак В.М. Викладач ст. викл. Кириллов О.М. 2010р Содержание Контрольная работа № 1 1 Краткая характеристика планирования и учёта работы по физическому воспитанию в учебном заведении 2 Развёрнутый план-конспект урока по физическому воспитанию 2.1 Гимнастика в 3 классе 2.2 Лёгкая атлетика в 6 классе 2.3 Спортивные игры, баскетбол в 10 классе Контрольная работа № 2 1 Гимнастика до занятий в режиме учебного дня 2 Физкультурная минутка для учащихся младших классов Контрольная работа № 1 1 Краткая характеристика планирования и учёта работы по физическому воспитанию в учебном заведении Важное значение для успешного и своевременного выполнения программы по физическому воспитанию имеют правильное планирование и учёт учебной работы. Все документы планирования можно разделить на две группы: государственные документы и документы, которые составляются учителем. Государственные документы планирования - Учебный план, который предопределяет количество часов, отведенных на предмет "Физическая культура"; - Учебные программы (базовая, региональная). Учебная программа образовательного учреждения должна иметь четыре раздела: "Цель и учебные, воспитательные и оздоровительные задачи физического воспитания"; "Содержание учебного материала"; "Деятельность учителя и учеников в учебном процессе"; "Уровни личного развития учеников - ожидаемые результаты". Учебные программы постоянно совершенствуются, периодически изменяются. Наиболее значимыми причинами их усовершенствования являются: • значительное улучшение материальной базы, внедрение в учебный процесс достижений научно-технического прогресса и передового опыта; • подъем образовательного ценза учителя, уровня подготовленности учеников; • постановка обществом новых задач относительно физического воспитания, которые нуждаются в поиске новых средств и форм работы[2]. Документы планирования, которые составляются учителемМноголетний передовой опыт показывает, что для эффективного решения задач физического воспитания, на уроках физической культуры необходимо создать определенную систему планирования. Эта система представляет собой завершенный, логически связанный ряд планов, каждый из которых имеет четко определенные функции, а вообще они дают возможность целесообразнее построить процесс физического воспитания. Поскольку реальный процесс физического воспитания строится в форме больших, средних и малых циклов, то их продолжительность преимущественно и представляет масштабы планирования, а именно: годовой график учебно-воспитательной работы, рабочий план на семестр, конспект урока (нескольких уроков). Годовой график учебно-воспитательной работыПлан учебной работы учитель должен составить перед началом учебного года. График составляется для каждой параллели классов. Его функция - равномерно, целесообразно распределить учебный материал и систематизировать работу на год. Составление графика начинается с предусмотрения результатов, которые должны получить к концу года, и с анализа учебного материала для определения опорных (основных) упражнений и расчета времени, необходимого для их усвоения (составление программ изучения). Учитывая календари соревнований и климатические условия, учитель определяет порядок прохождения учебного материала. Известно три способа планирования разделов школьной программы: параллельный, последовательный и смешанный. При параллельном прохождении разделов материала в уроки одновременно включают материал из разных разделов (комплексные уроки). Последовательное прохождение разделов практикуется в старших классах и предусматривает поочередное изучение упражнений легкой атлетики, спортивных игр, гимнастики и т.п. (предметные уроки). Смешанное планирование прохождения учебного материала предусматривает комбинацию первого и второго способов, т.е. некоторые разделы изучаются параллельно, другие - отдельно. При определении программного материала на семестр необходимо обеспечить разностороннее влияние физических упражнений на организм детей (для этого следует включать возможно больше видов упражнений) и соответствие программного материала сезону[1,2]. Учёт Для правильной постановки физического воспитания в школе большое значение имеет хорошо организованный учёт работы. Учёт помогает проверить правильность планирования и проведения учебной и внеклассной работы, а также выявить успеваемость учащихся. В практике работы школ определились три вида учёта: предварительный, текущий и итоговый. Предварительный учёт фиксирует состояние здоровья и физическую подготовленность учащихся. Он основывается на данных личного дела, сведениях, полученных от родителей, результатах медицинского осмотра и наблюдениях учителя. Эти сведения помогают учителю определить степень (согласованную с врачом) участия детей в различных видах учебной и внеклассной работы. Учёт физической поготовленности учащихся проводится два раза в год – в начале и в конце учебного года. Основным видом учёта является текущий учёт. Сюда входит учёт выполнения общего плана работы по физическому воспитанию и учёт учебной работы. Учёт выполнения плана проводится директором школы (или по его поручению другими работниками школы), а учёт учебной работы - учителем. Учёт успеваемости проводится на уроках методом наблюдения и опроса. Итоговый учёт проводится в конце каждого семестра и в конце года. Основным документом для учёта учебной работы по физической культуре в школе является классный журнал. Итоговый учёт за семестр выражается в окончательных оценках успеваемости учащихся, а также в учёте выполнения плана учебной работы. Оценка за год выставляется на основании семестровых оценок в соответствии с общепедагогическими требованиями[1,4]. 2. План – конспект урока по физическому воспитанию 2.1 Тема : «Гимнастика в 3 классе» Задачи: •Закрепление двигательных навыков и умений в выполнении общеразвивающих упражнений; • Изучение элементов акробатики, кувырков вперёд. Тип урока : комбинированный Место проведения : спортивный зал. Инвентарь : маты, короткие скакалки, гимнастическая палка. Ход урока
2.2 Тема : «Лёгкая атлетика в 6 классе» Задачи : • Закрепление двигательных навыков и умений в беге на короткую дистанцию с низкого старта; • Изучение прыжка в длину с разбега, способом согнув ноги. Место проведения : спортивная площадка. Инвентарь : беговая дорожка 30 м, обозначенная перпендикулярная линия, площадка с песком, разметка в сантиметрах (на продольной линии), флажки. Таблица 2.2
2.3 Тема урока : «Спортивные игры, баскетбол в 10 классе» Задачи : •Закрепление двигательных навыков и умений ведения, ловли и передачи мяча; •Совершенствование координационных качеств средствами физического воспитания игры в баскетбол. Место проведения : спортивный зал школы. Оборудование : Баскетбольные мячи, магнитофон, средства наглядной агитации. Таблица 2.3
Контрольная работа № 2 Тема: Составление комплексов физических упражнений основных мероприятий по физическому воспитанию в режиме учебного дня Краткая характеристика гимнастики до занятий в режиме учебного дня Гимнастика до занятий – это физические упражнения, проводимые в школе ежедневно до начала уроков. Основные задачи гимнастики до занятий - воспитательные и оздоровительные. Ежедневные физические упражнения оказывают благотворное влияние на организм, способствуют формированию правильной осанки, воспитывают привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями, а также дисциплинирует, организует и сплачивает учащихся. Проводимые на открытом воздухе упражнения, содействуют закаливанию школьников. Гимнастику до занятий лучше всего проводить на открытом воздухе. Занятия в помещении проводятся только в том случае, если температура на открытом воздухе ниже 10є, а также во время дождя, снегопада, сильного ветра или оттепели. Для каждой группы занимающихся отводится определённое место. Гимнастика до занятий проводится в течение 6 -10 минут. Звонок на гимнастику даётся за 10 – 15 мин. до начала первого урока, в зависимости от места проведения занятий. Для окончания гимнастики также даётся звонок за 2 – 5 мин. до начала первого урока. За это время дети переходят в класс и готовятся к урокам. Общее руководство занятиями осуществляется учителем физической культуры, который разрабатывает подробный план организации и проведения гимнастики до занятий. Желательно, чтобы гимнастика до занятий проводилась под музыку[1]. Каждый комплекс гимнастики до занятий должен: − разносторонне влиять на мышечную систему и умеренно активизировать сердечную деятельность; − не переутомлять и не перевозбуждать учащихся; − положительно влиять на осанку учеников; − состоять из знакомых, легко воспринимаемых с первого показа упражнений; − вызывать эмоциональный подъём; − соответствовать месту проведения[4]. Примерный комплекс гимнастики до занятий для учащихся 5 – 9 классов 1. Учащиеся по сигналу выстраиваются на заранее определённых местах. 2. Ходьба на месте - 30 с. 3. И. п. – ноги на ширине плеч, руки согнуты, кисти у плеч, пальцы полусогнуты. Выполнение. Подняться на носки, руки вперёд – вверх (вдох); присесть на всей ступне, руки через стороны вниз и соеденить, обхватывая колени (выдох). Темп средний. 7 – 8 раз. 4. И. п. – то же. Наклоны туловища влево – руки вверх (вдох). Вернуться в и. п. (выдох). То же, вправо. 4 -5 раз вкаждую сторону. 5. И. п. – основная стойка. 1- прыжок ногиврозь, руки вверх; 2 – ноги вместе, руки вниз. Прыгать на носках. 30 с. 6. После прыжков переход на быструю ходьбу на месте с постепенным замедлением. Дыхание через нос, рот закрыт. 40 с. 7. И. п. – основная стойка. 1- подняться на носки, руки на пояс, 2 – присесть, руки вперёд, колени развести в стороны; 3 – подняться на носках, руки на пояс; 4 – основная стойка. Следить за сохранением правильной осанки. Темп средний. 8 раз. 8. И. п. – ноги на ширине плеч, ступни параллельно, руки внизу. Выполнение.1 – 2 – поднять руки вперёд и вверх, правую ногу назад на носок, прогнуться, смотреть между рук (вдох); 3 - 4 – руки через стороны вниз, ногу приставить (выход) – темп медленный. То же, с другой ноги. 5 раз с каждой ноги. 9. Ходьба на месте. – 20 -30 с. Организованный уход в класс. 2 Краткая характеристика физкультурной минутки для учащихся младших классов Физкультурные минутки – это физические упражнения, проводимые в классе во время урока. Правильно и вовремя проведенные физкультурные минутки являются эффективным средством для повышения внимания и активности детей и лучшего усвоения ими учебного материала. Также они благотворно влияют на весь организм[1]. Для проведения физкультурных минуток требуется 1,5-2 мин. Выполняемые упражнения не должны вызывать утомления или возбуждения детей. Учитель проводит физкультурные минутки во время урока, когда это необходимо для улучшения состояния детей и повышения их внимания. Проведение физкультминутки не должно отражаться на ходе урока. Поэтому её следует проводить после завершения какого-либо процесса, связанного с учебными занятиями[4]. В классных комнатах дети располагаются в проходах между партами, всегда на одних и тех же местах. Физкультминутки проводятся также и за партами, стоя или сидя. Комплекс физических упражнений физкультурной минутки (занятия между партами) 1. «Потягивание». И.п. - Ноги на ширине плеч, руки перед грудью, кисти сжаты в кулаки. Выполнение. Руки в стороны - вверх, ладонями вверх, кисти разжать, пальцы развести, одновременно прогнуться назад и потянуться (вдох); руки перед грудью, кисти сжать в кулаки, слегка наклониться вперёд (выдох). Выполнить 4-6 раз. 2. Приседания. И.п. – основная стойка. Выполнение. Подняться на носки, кисти рук к плечам. Присесть на носках, колени развести, спина прямая, руки вперёд, кисти сжать в кулаки; встать, подняться на носки, руки к плечам; вернуться в исходное положение. Темп средний, дыхание свободное. Выполнить 4-6 раз. 3. Наклоны туловища. И.п. – ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклониться в левую сторону, левая рука к колену левой ноги, правая рука вверх над головой (вдох), выпрямиться и принять исходное положение (выдох); то же в правую сторону. Дыхание не задерживать. Выполнить 4-6 раз. Список использованной литературы 1. Качашкин В. М. Методика физического воспитания. – М.,: Просвещение, 1980.- 304 с. 2. Основы здоровья и физическая культура. Программа для общеобразовательных учебных заведений 1 - 11 классы., МОН Украины, 2001г. 3. Фізичне ивховання в школі № 3.- «Педагогічна преса», 2002. – 56 с. 4. Шиян Б. М. Методика фізичного виховання школярів.- Львів: Світ, 1993.- 184 с. |