Курсовая работа: Конституционный статус Правительства РФ 2

Название: Конституционный статус Правительства РФ 2
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: курсовая работа

Московский Гуманитарный Университет

Юридический факультет

Кафедра государственно-правовых дисциплин.

М.В. Шабушкина студент 2-ого курса

Курсовая работа

Конституционный статус Правительства РФ

Научный руководитель :

к.ю.н., доцент кафедры

Государственно-правовых

Дисциплин

Е.В. Еременко

Москва- 2009

План

Введение…………………………………………………………….3

1. Правовой статус Правительства РФ……………………………7

2. Состав и порядок формирования Правительства РФ…………15

3. Полномочия Правительства РФ………………………………..21

3.1 Общие полномочия…………………………………….22

3.2 Отраслевые полномочия……………………………….24

4. Организация деятельности Правительства РФ………………..28

5. Отставка Правительства РФ……………………………………34

Заключение…………………………………………………………36

Список нормативно-правовых актов и литературы……………..39

Введение

В данной курсовой работе рассмотрена тема “Правительство РФ”. Моя работа преследует цель рассмотреть институт правительства в Российской Федерации.

Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки. Реальные характеристики этой ветви власти отражают состояние государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.

Однозначного понимания системы исполнительной власти в практике и в законодательстве Российской Федерации пока не сложилось, однако важные изменения во взглядах на эту ветвь власти произошли после принятия Конституции РФ 1993 года. В связи с этим, многие вопросы конституционного права стоят наиболее остро.

Актуальность и значение темы доказываются особым значением этого института в современном конституционном праве, обусловленном большой гибкостью и широтой сферы его применения.

Методологическую основу исследования составляют различные общенаучные и частные методы познания: диалектический, историко-правовой, сравнительного правоведения, логический, изучения документов, метод системного подхода, анализ и синтез. Предмет исследования составляют нормы законодательства, регулирующие деятельность Правительства РФ - прежде всего Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации».

В курсовой работе использован широкий круг литературных источников по вопросу Правительства РФ как высшего органа государственной власти. В юридической специальной литературе данной теме уделено достаточно много внимания.

А конкретно структура и задачи данного органа характеризуют его

общественную направленность, показывают всю важность деятельности Правительства для развития самостоятельного, процветающего государства и для функционирования развитого, гражданского общества.

Основными целями исследования являются:

1) комплексное изучение проблем правового, теоретического и практического характера Правительства РФ;

2) обобщение достижений предыдущего научного опыта исследования рассматриваемой проблемы;

3) изучение и анализ нормативно-правовых актов и научной литературы.

Для достижения указанных целей в процессе исследования ставилась задача глубоко и всесторонне изучить труды ученых, занимавшихся исследованием вопросов, связанных с деятельностью Правительства РФ.

Первоочередная задача – определить правовой статус Правительства Российской Федерации. Прежде всего здесь следует сделать акцент на том, что Правительство возглавляет систему органов исполнительной власти и является коллегиальным органом. Также здесь необходимо дать характеристику Правительства Российской Федерации по Конституции Российской Федерации как основному закону страны, обладающему высшей юридической силой.

Также в курсовой работе требуется охарактеризовать порядок назначения Председателя Правительства Российской Федерации. Это необходимо, так как Председатель Правительства является ключевой фигурой в данном исполнительном органе: он организует деятельность Правительства, распределяет обязанности между его членами, утверждает принятые Правительством решения.

Не менее важным является рассмотрение состава Правительства Российской Федерации. Тут следует отметить новшество Конституции Российской Федерации 1993г., в соответствии с которой в состав Правительства Российской Федерации помимо Председателя и его заместителей входят только федеральные министры, а в соответствии с Указом Президента России от 30 сентября 1992г. «О системе центральных органов федеральной исполнительной власти» в состав Совета Министров - Правительства Российской Федерации входили также председатели государственных комитетов РФ.

На дальнейшем этапе курсовой работы следует особенно подробно остановиться на изучении задач Правительства Российской Федерации. Для начала – рассмотреть компетенцию и круг полномочий Правительства Российской Федерации, определённых Конституцией РФ. И самое главное - необходимо определить задачи Правительства Российской Федерации на современном этапе. Важность заключается в том, что на основе современных задач можно найти наиболее эффективную модель Правительства, актуального на данном этапе развития Российского государства.

Следующая задача – изучение организации деятельности Правительства Российской Федерации. Для реализации данной задачи нам необходимо опираться на Регламент Правительства Российской Федерации, который детально регулирует вопрос обозначенной задачи.

1. Правовой статус Правительства РФ.

В связи с тем, что вместо термина «гос ударст вен но го управления» стал употребл яться термин «исполнительная власть», в механизме госуд арственной власти был осуществле н пе рех од от « ра зде ления труда» к «разделению власт ей» . Для исполнительной власти характерны следующие признаки:[1]

1. Исполнительная вла сть представляет с обо й относите льно

самостоятельную ветв ь е диной государственной власти Российской Федерации, тесно взаимодействующую с законодател ьной и судебной ее ветвями. Разделение властей не льз я абсолютиз ировать, доводя д ело до признания пол ной независ имости каждой ветв и. Все они взаи мосвя заны, что однако, не до лжно приводить к подмене одной ветви власти другой, как это было в начале 9 0-х го дов, к вторж ению законодательной власти в сфе ру испол нительной в ласти и наоборот.

2. Исполнительна я власть с ам ост оят ель на только к функционально-

компетенционном смысле. Ее функц ии связаны с практической реализ ацие й з аконо в в общегосударственном масштабе, для чего используется определе нная часть государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочи й прих одится на долю з аконодательн ой и суде бн ой вл астей. Следователь­но, исполнител ьну ю власть можно х арактериз овать в качестве подсистемы в рамках системы единой госуд арственной власт и или же ее м ех ани зма. Действующим з аконо­дательство м фиксируются функц ии и компетен ция не самой исполните льной вла сти, как государственно-правово го института, асубъектов, ре ализ ующ их ее на том или и ном уров не государственной организации ( напри мер, ст атус феде ральных и регионал ьны х органов исполнительной власти).

3. Отличи тел ьн ым приз наком исполнительной власти является то, чт о

власть реализуется в общего суда рственном масшт абе и в к ачестве специфи ческой госуда рственной функции правоприменительного (правоисполнительного) характера.

4. Исполнительная властьолицетворяется в деятельности специальных

субъ ект ов, наде ленных исполнительной компетен цией. Таково о дно из непременны х требований раздел ения властей. Соответственно ис полните льна я власть представлена в государст венно-властном механизме органами испо лн ит ельной вла сти . Федеральные органы исполнител ьной власти и органы испо лнительно й власти субъе ктов федерации образую т е диную систему испол ните ль­ной власти в Российской Федерации[2] . Таковы четко оп ределенные конституционные границы, необхо димые для понимания суб ъектно й характеристики исполнительной власти.

5. Ис полни тельная вл асть в соответствии с Конституци ей Российской

Фе дерации организуется и осуществляется на началах феде рал изма. Это означае т, что конст итуционным или законод ательным путем прово ди тся разграничение предметов ве дения и полномочий м ежду федеральными исполните льными органами и аналогичным и органами субъектов фе дерации.

6. Важн ая ро ль при этом пр инад леж ит Фе деративному д ог овору и иным

договорам о разгра ничении пре дметов веден ия и полном очий.[3]

7. Исполнительная власть не может отождествляться с

админ истра тивно й в ластью. По добное от ождествление неправомер­но но, так как админист рати вная вл асть, как правило, свя зывается с реализацией п олномочий вн есудеб ного, т.е . административного принуждени я. [4] Од нако, админи ст ративное принуждение является лишь одним из средств достижения цел ей, стоя щих перед исполните льной деятельностью.

8. Испол нител ьная вла сть харак терна тем, что в непосредственном

распоряже нии ее суб ъектов нахо дя тся все наиболее существенные атрибуты госуд арстве нной в ласти: финансы; важне йшие сред­ства комму никации; армия и иные воинские формирования, милиция, службы внутре нней и внешней безопасности, исправительно-трудовые учреждения и т.п.

Система федеральных органов исполнительной власти определяется Указом Президента РФ от 14.08.1996 г. «О системе федеральных органов исполнительной власти» и Указом Президента РФ от 14.08.1996 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и состоит из Правительства РФ, федеральных министерств, государственных комитетов РФ, федеральных служб России, российских агенств, федеральных надзоров России.[5]

Конституция РФ 1993 г. Знаменует собой качественно новый этап и подход в регулировании всей системы исполнительной власти и органов, осуществляющих данную ветвь единой государственной власти.

С принятием Конституции 1993 г. Значительно расширился круг органов государственной власти в РФ. К ним теперь относятся представительные (законодательные), исполнительные и судебные органы государственной власти.[6] До принятия новой Конституции РФ к числу органов государственной власти относились только Советы народных депутатов.[7] Такой подход понятен и объясним, если учесть, что вся концепция советского народовластия строилась на искусственной и утопичной в своей первоначальной основе «концепции» о Советах. Якобы соединяющих и воплощающих в себе полновластие, законодательную и исполнительную власть, а также контрольные функции.

Отнесение органов исполнительной власти к числу органов государственной власти обуславливает еще один вывод: органы исполнительной власти как разновидность органов государственной власти участвуют в осуществлении власти народа (народовластия) в России.[8]

По сравнению с Конституцией 1978г., многое существенно уточнено и поставлено на свое место в соответствии с доктриной разделения властей, местом и принципиально новым положением и ролью Президента РФ по конституции 1993г.

В связи с вышеназванной проблемой выделим следующее. По Конституции 1978г. Президент РФ являлся высшим должностным лицом РФ и главой исполнительной власти. По Конституции 1993г. статус Президента РФ серьезнейшим образом изменился. Исчезли формулировки о нем как о высшем должностном лицеи, что особенно важно, как о главе исполнительной власти.

Последовательное проведение в Конституции 1993г. принципа разделения властей обусловило качественно новое по сравнению с Конституцией 1978г. решение вопроса о соотношении Правительства и исполнительной власти Российской Федерации. Если по Конституции 1978г. Совет Министров – Правительство только орган исполнительной власти, то по Конституции 1993г. исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.[9]

При общей характеристике Правительства РФ как органа, осуществляющего исполнительную власть Российской Федерации, необходимо выделить главные, наиболее существенные черты и особенности, отличающие его среди других органов в системе исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации – федеральный орган исполнительной власти.[10] Из ч.1 ст.110 Конституции и Указа Президента РФ от10.01.94г. №66 «О структуре органов исполнительной власти» можно сделать вывод, что Правительство РФ призвано возглавлять систему органов исполнительной власти (хотя в Конституции не используется такое понятие), а также обеспечить их согласованную деятельность

Правительство - это коллегиальный орган общей компетенции, издающий от своего имени административно-правовые акты и являющийся одним из основных институтов управления государственными делами.

Коллегиальные органы – это организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции данных органов.[11]

Правовой статус Правительства РФ определяется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г. №2 - ФКЗ. Правительство Российской Федерации осуществляет контроль деятельности всех органов власти, за исключением тех, контроль деятельности которых осуществляет Президент РФ. Руководство Правительства распространяется на федеральные органы, действующие в экономической и социально-культурной сферах, руководство Президента - на федеральные ведомства, управляющие главным образом административно-политической сферой, и на само Правительство. Согласно Закону о Правительстве РФ ( с изменениями 2004 г.) в отношении министерств и ведомств, подчинённых непосредственно Президенту РФ, Правительство РФ осуществляет только координирующую деятельность в соответствии с распоряжениями Президента РФ.

По мнению Комковой Г.Н – «Президент РФ, будучи главой государства, одновременно является фактическим главой всей федеральной исполнительной власти».В данном качестве он действует в рамках и на основании Конституции РФ и осуществляет свои полномочия как непосредственно, так и через федеральные и иные органы исполнительной власти.[12] .

Президент РФ не является главой Правительства РФ, но вправе председательствовать на его заседаниях, осуществлять контроль за его действиями и решениями, в том числе за выполнением своих указов. Он назначает (с согласия Государственной думы) Председателя Правительства РФ, назначает (по предложению Председателя Правительства РФ) и освобождает от должности министров - членов Правительства. Таким образом, состав Правительства РФ не может быть определен без решающего участия Президента РФ.

Правительство Российской Федерации устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.[13]

Ассигнования - суммы денежных средств, выделенные из централизованных и децентрализованных источников для покрытия затрат на определенные цели.[14]

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации,

федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

2.Состав и порядок формирования Правительства РФ

Структура федеральных органов исполнительной власти есть

создаваемая в порядке, определённом Конституцией РФ, совокупность государственных органов, осуществляющих под руководство Правительства РФ федеральную исполнительную власть.[15]

Правительство Российской Федерации состоит из членов

Правительства Российской Федерации - Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.[16]

Руководители федеральных органов исполнительной власти

(государственных комитетов, федеральных служб, главных управлений, федеральных надзоров), кроме федеральных министров, не входят в состав Правительства, однако статус федерального министра может быть им предоставлен Президентом РФ.

Формирование Правительства охватывает два взаимосвязанных этапа,

две стадии. На первом этапе формируется институт главы Правительства. Глава Правительства - ключевая и ведущая должность в государстве. В силу значительности процедура и порядок назначения Председателя Правительства определены Конституцией и федеральным конституционным законом.

Председателем Правительства РФ является должностное лицо, определяющие основные направления деятельности Правительства и организующего его работу.[17]

В СССР Правительство формировал Парламент – Верховный Совет.

Почти во всех странах западной демократии высшая исполнительная власть формируется Парламентом, что обеспечивает более эффективный контроль над ней. Премьер становится ответственным не перед одним лицом, а перед партией, выигравшей выборы. Процедура назначения Премьера включает проведение конституцией с победившими на выборах партиями, только после этого производится выбор кандидатуры.[18]

Формирование Правительства РФ начинается с назначения

Председателя Правительства. В соответствии со ст. 111 Конституции РФ Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится Президентом не позднее двухнедельного срока после вступления его в должность или после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня ее внесения. Регламент Государственной Думы устанавливает определенный порядок рассмотрения этого вопроса. Кандидат на должность Председателя Правительства докладывает Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства, отвечает на вопросы депутатов. По окончании ответов на вопросы представители фракций и депутатских групп высказываются за выдвинутую кандидатуру или против нее. Решение о даче согласия на назначение Председателя Правительства принимается тайным голосованием. Согласие на назначение считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов. По результатам голосования принимается постановление. В случае отклонения Государственной Думой кандидатуры на пост Председателя Правительства Президент в течение недели вносит на согласование палаты новую кандидатуру. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой,

Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы .

Президент Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу на этом основании в течение последних шести месяцев действия его полномочий, в период действия военного или чрезвычайного положения на всей территории государства, а также в случае инициирования Государственной Думой процедуры отрешения президента от должности в порядке импичмента.

В Конституции, не указывается должен ли президент РФ после отклонения первой кандидатуры вносить в следующий раз другую кандидатуру или он вправе предлагать одно и тоже лицо. Конституционный Суд РФ поддержал последнее.

Второй этап формирования Правительства связан с назначением чле-

нов Правительства: первых заместителей Председателя Правительства, заместителя Председателя и федеральных министров.

После получения согласия Думы Президент РФ назначает Председ-

ателя Правительства.

Структуру Правительства, его персональный состав определяет

Президент РФ в ходе консультаций с назначенным ранее Председателем Правительства.[19] Если быть точнее, то Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

Первый заместитель замещает Председателя Правительства,

заместители замещают его по определённому кругу вопросов и одновременно координируют работу нескольких министерств, близких по своему профилю. Первый заместитель и заместители участвуют в определении политики Правительства по тем или иным вопросам. В конце 2005 г. Предметы ведения заместителей премьер-министра разделили по-новому. Первый вице-премьер ведает национальными проектами, природопользованием, массовыми коммуникациями, взаимодействует с органами юстиции, один из заместителей координирует экономическую, финансовую, торговую, инвестиционную политику, другой, оставаясь министром обороны, ведает также вопросами оборонного комплекса. Руководителю Аппарата Правительства РФ (он – министр РФ) также поручили координацию отдельных блоков.[20]

Поскольку Правительство представляет собой коллектив ( юридически премьер – первый среди равных), то теоретически возможно, что решения могут приниматься большинством голосов ( так фактически бывает в результате обсуждения, хотя формального голосования не проводится). На деле, решающая роль в Правительстве РФ принадлежит Председателю Правительства, его мнение имеет решающие значение.[21]

В соответствии с указом президента РФ Председатель Правительства

Российской Федерации имеет восемь заместителей, в том числе двух первых заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра финансов Российской Федерации.

Восемь заместителей Председателя Правительства на данный момент:

· Первый заместитель Председателя Правительства - Зубков Виктор Алексеевич

· Первый заместитель Председателя Правительства - Шувалов Игорь Иванович

· Заместитель Председателя Правительства - Иванов Сергей Борисович

· Заместитель Председателя Правительства - Козак Дмитрий Николаевич

· Заместитель Председателя Правительства - Кудрин Алексей Леонидович

· Заместитель Председателя Правительства - Сечин Игорь Иванович

· Заместитель Председателя Правительства - Собянин Сергей Семёнович

· Заместитель Председателя Правительства - Жуков Александр Дмитриевич

Структура федеральных органов исполнительной власти есть

создаваемая в порядке, определенном Конституцией РФ, совокупность государственных органов, осуществляющих под руководством Правительства РФ федеральную исполнительную власть. Основываясь на предложениях Председателя Правительства, Президент своим указом утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти в составе: 1) федеральных министерств и 2) иных федеральных органов исполнительной власти - государственных комитетов, комитетов, федеральных служб, государственных служб, агентств, федеральных надзоров, департаментов налоговой полиции РФ.

Все федеральные органы исполнительной власти находятся в

ведении Правительства. Исключение составляют ряд федеральных структур, непосредственное руководство деятельностью которыми осуществляет Президент РФ. Это те федеральные органы, которые находятся в юрисдикции Президента - министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, федеральная служба безопасности, федеральное агентство правительственной связи и др. Из общего числа федеральных органов исполнительной власти к ведению Президента отнесено 16 - пять федеральных министерств; семь федеральных служб; одно российское агентство, а также федеральные ведомства, отнесенные к иным федеральным органам исполнительной власти: Главное управление специальных программ Президента, Государственная техническая комиссия при Президенте и Управление делами Президента.

3.Полномочия Правительства РФ.

Компетенция есть совокупность полномочий, регламентирующих

деятельность Правительства в интересах народов России.[22]

Правительство Российской Федерации является органом многофункциональной компетенции. Оно ведает общими вопросами исполнительного и распорядительного характера, а не отдельными отраслями управленческой деятельности. Правительство руководит органами исполнительной власти в политической, экономической, социально-культурной сферах, обеспечивает государственную безопасность, национальную оборону и внешние связи Российской Федерации; координирует деятельность органов исполнительной власти в центре и на местах; организует соблюдение и исполнение законов и указов Президента.

Правительство в своей деятельности руководствуется принципами разделения властей, законности, гласности, управленческого профессионализма, В пределах своих полномочий Правительство контролирует деятельность нижестоящих органов исполнительной власти.

Правительство в любом государстве осуществляет ши­рокую деятельность, охватывающую государственным управ­лением практически все сферы жизни. Поэтому конституци­онно закрепить предметную компетенцию этого органа госу­дарственной власти в конституциях с исчерпывающей пол­нотой весьма затруднительно, вследствие чего она всегда устанавливается только в общей форме. Таково положение и в Российской Федерации. В ст. 114 Конституции РФ закреплен перечень вопросов, относящих­ся к компетенции Правительства РФ, но в заключении его говорится, что оно осуществляет и "иные полномочия", воз­ложенные на него Конституцией РФ, федеральными закона ми, указами Президента РФ. Следовательно конституционный перечень не является исчерпывающим, да и сами во­просы, которые включены в него, выглядят скорее как самое общее обозначение основных обязанностей государства. Однако нельзя забывать, что предметная компетенция Правительства РФ прямо вытекает из вопросов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Разумеется, Правительство РФ решает эти вопросы не единолично, а совместно с другими федеральными органами государственной власти (Президентом РФ, Федеральным Собранием) своими специфическими средствами и методами.

3.1 Общие полномочия.

Общая компетенция – это круг полномочий, определяющих, главные

направления и сферы деятельности Правительства.[23]

Основные принципы деятельности Правительства:

верховенство Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, народовластия, федерализма, функциональное разделение власти, ответственность, гласность и обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Общие полномочия Правительства РФ: руководит работой

федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность; создает свои территориальные органы и назначает должностных лиц, устанавливает порядок их создания и финансирует их деятельность из федерального бюджета; назначает на должность и освобождает от должности заместителей министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти и их заместителей, утверждает членов коллегий; отменяет акты или приостанавливает действие актов федеральных органов исполнительной власти; вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве РФ.

Правительство РФ организует реализацию внешней и

внутренней политики РФ; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; осуществляет право законодательной инициативы; по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Федерации они могут передавать друг другу часть своих полномочий, если это не противоречит федеральному законодательству. Оформляется это соответствующими соглашениями.

Правительство Российской Федерации по соглашению с

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному конституционному закону и федеральным законам. Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании соответствующих соглашений.

Правительство РФ также определяет и утверждает структуру аппарата Правительства РФ, их численность и месячный оклад.

Полномочия федеральных министров:

• участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства РФ;

• принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства РФ, обеспечивают их исполнение;

• принимают участие в выработке и реализации политики Правительства РФ;

• обладают установленными законодательством РФ полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти;

• определяют структуру, штаты и месячный оклад для служащих аппарата своего министерства.

3.2 Отраслевые полномочия .

Предметная (специальная) компетенция характеризует круг полномочий,

определяющих деятельность Правительства в конкретных областях общественной жизни. Экономическая, бюджетно-финансовая, денежная политика, в социальной сфере, а также развитие науки, культуры, образования, природопользования, обеспечение законности, прав и свобод граждан и др.[24]

Полномочия Правительство РФ в сфере экономики:

осуществляет регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; прогнозирует социально-экономическое развитие страны, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики; вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации; управляет федеральной собственностью; разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного, экономического, финансового и инвестиционного сотрудничества; осуществляет общее руководство таможенным делом; принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг; формирует мобилизационный план экономики России; обеспечивает функционирование оборонного производства России.

В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной

политики Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; предоставляет государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы; принимает согласованные с Центральным банком РФ меры по регулированию рынка ценных бумаг; осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом России; осуществляет валютное регулирование и валютный контроль; руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях с иностранными государствами; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

Полномочия Правительства РФ в социальной сфере:

обеспечивает единую государственную социальную политику, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности; принимает меры по реализации трудовых споров граждан; разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ; обеспечивает единую миграционную политику; принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия; содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики; взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями; разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.

В сфере науки, культуры, образования Правительство РФ

разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющей общегосударственное значение, по приоритетным направлениям прикладной науки; обеспечивает единую государственную политику в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования; обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов России.

Полномочия Правительства РФ в сфере обеспечения

законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью: участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными деяниями; разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов; осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.

Полномочия Правительства РФ по обеспечению обороны и

государственной безопасности: осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности России; организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных сил и воинских формирований; обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям; обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с законом к обороне или обеспечению государственной безопасности; принимает меры по охране Государственной границы; руководит гражданской обороной.

Полномочия Правительства РФ в сфере внешней политики и

международных отношений: осуществляет руководство в сфере обеспечения отношений России с иностранными государствами, международными организациями; обеспечивает представительство в иностранных государствах и международных организациях; в пределах своих полномочий заключает международные договоры, обеспечивает выполнение обязательств по ним, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств; отстаивает геополитические интересы России; защищает граждан РФ за пределами ее территории; осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества.

В сфере природопользования и охраны окружающей среды

Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулирование природопользования и развития минерально-сырьевой базы страны; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий, катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

Особенности деятельности Правительства РФ при введении режима военного и чрезвычайного положения определяются федеральными конституционными законами. Правительство РФ осуществляет иные полномочия, возложенные законодательством и указами Президента РФ.

4.Организация деятельности правительства РФ

Организация деятельности Правительства Российской Федерации— это

предусмотренные законом и регламентными нормами порядок и организационно-правовые формы осуществления Правительством РФ своих полномочий. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации" (с изм. и доп.) и Регламентом Правительства РФ деятельность Правительства осуществляется на основе текущих и перспективных программ и планов.[25]

Деятельность Правительства осуществляется по трём основным направлениям:

1. стратегическое планирование

2. нормативное

3. оперативное управление

Правительство определяет экономическое и социальное содержание

стратегии. Для этого проводится теоретический анализ, моделирование ситуаций, долгосрочное прогнозирование, привлекаются представители отечественной и зарубежной науки и практики. Так, для разработки стратегии развития России на период до 2010 г. Специально создан Центр стратегических исследований, который привлёк для работы более 200 учёных и специалистов разных направлений и убеждений.

Нормотворчество выражается в подготовке законопроектов для

внесения в Государственную Думу и принятии постановлений по вопросам экономического и социального развития страны. При этом качеству документов уделяется первостепенное внимание, в противном случае приходится только, что принятые законы пересматривать, вносить в них изменения. Основную часть нормативных актов законодатели обычно принимают по предложению исполнительной власти.

Оперативную работу составляют ежедневно принимаемые решения,

рассмотрение вопросов на заседаниях комиссий, по поручением вице-премьеров и Правительства. Подготовка и принятие решений проходит несколько ступеней (стадий): Министерство – министр - руководитель аппарата Правительства – департамент аппарата Правительства – секретариаты вице-премьеров Правительства – вице-премьер - Председатель Правительства. Самостоятельно без согласования на других ступенях, довести проект до последней верхней ступени практически нельзя, так как на каждой стадии процесс согласования может прерваться, а инициатива отклонится.[26]

Правительству для осуществления его полномочий предоставлено

право законодательной инициативы по всем вопросам, включая предложения об изменении Конституции РФ. Законопроекты, подготовленные от имени Правительства, вносятся в Государственную Думу только по его решению. Лишь Правительство может вносить законопроект о государственном бюджете. В Правительство направляются все законопроекты и поправки к ним, поступающие в палаты Федерального Собрания, и оно вправе направлять в Совет Федерации и Государственную Думу официальные отзывы на рассматриваемые законопроекты и предложения об их изменениях. Эти отзывы Правительства подлежат обязательному оглашению в Совете Федерации и Думе ( обычно – на заседаниях соответствующих комитетов, готовящих к слушанию законопроектов).[27]

В качестве постоянного органа Правительства действует его Президиум. В состав Президиума Правительства входят Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры финансов, экономики, иностранных дел, обороны, внутренних дел, по делам национальностей и региональной политики, федеральный министр - Руководитель Аппарата Правительства.

Заседания Президиума Правительства РФ проводятся по мере необходимости. Решение принимается большинством голосов от общего числа членов Президиума. При этом Правительство вправе отменить любое решение Президиума.[28]

В заседаниях Правительства могут участвовать с правом

совещательного голоса представители палат Федерального Собрания, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генеральной прокуратуры, Счетной палаты, Председатель Центробанка и Президент Российской Академии наук. В заседаниях Правительства может принимать участие на правах председательствующего Президент РФ.

По каждому из рассматриваемых на заседаниях вопросу

приглашаются лица, имеющие к нему непосредственное отношение. Состав этих лиц определяется Руководителем Аппарата Правительства по предложениям государственных органов и организаций, ответственных за подготовку рассматриваемых вопросов. На заседание Правительства могут приглашаться также работники Аппарата Правительства, непосредственно готовящие материалы по повестке заседания. Особые требования предъявляются к подготовке тех решений, принятие которых предусмотрено актами Президента, а также проектов решений, рассматриваемых на заседаниях Правительства под председательством Президента. Такие проекты в обязательном порядке направляются в Администрацию Президента для согласования.

Заседания ведет Председатель Правительства. Он открывает и

закрывает заседания, предоставляет слово выступающим, при необходимости проводит голосование. В случае равенства голосов при голосовании решающим является голос Председателя.

В заседаниях Правительства могут участвовать председатели

Палат Федерального Собрания, представители Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Счётной палаты, Генеральный прокурор, иные лица, но в случае, если это установлено федеральными законами, или в порядке, определённом самим Правительством. Заседания Правительства могут иметь открытый изакрытый характер. Представителям прессы обычно разрешают присутствовать только в начале открытого заседания, иначе создаются помехи для работы. Материалы к заседанию Правительства, ход их рассмотрения на заседании, протоколы относятся к служебной информации, порядок распространения которой ( в том числе через средства массовой информации) регулируется федеральным законом и самим Правительством.[29]

Вопросы, относящиеся к компетенции Правительства, могут

рассматриваться на заседаниях как Правительства в целом, так и его Президиума. На заседаниях Правительства рассматриваются два рода вопросов:

1. Решения по которым принимаются исключительно на заседаниях Правительства. Их перечень установлен ст. 28 Закона " О Правительстве";

2. Вопросы, которые с точки зрения руководства Правительства имеют особое значение, например, вытекающие из поручений Президента.

Особое место занимают в деятельности Правительства

Председатель Центробанка и Президент Российской Академии наук. Они участвуют в обсуждении и выработке решений наравне с членами Президиума Правительства.

Согласно Регламенту Правительства на заседаниях Правительства по каждому из рассматриваемых вопросов приглашаются лица, имеющие непосредственное отношение к соответствующему вопросу. Состав лиц, приглашаемых на заседания Правительства, определяется Руководителем Аппарата Правительства по предложениям государственных органов и организаций, ответственных за подготовку рассматриваемых вопросов. В соответствии с Положением об Аппарате Правительства на заседание Правительства приглашаются также работники Аппарата Правительства, непосредственно готовящие материалы по повестке заседания.[30]

Решения, принимаемые на заседаниях Правительства, иногда

записываются лишь в протокол заседания и являются протокольными решениями, но чаще оформляются как Акты Правительства – постановления и распоряжения. Как правило, постановления имеют нормативный характер ( например, Постановление Правительства от 12 октября 2000 г. Об обучении студентов по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах государственных и получивших государственную аккредитацию вузов на основе заключения контрактов сл студентами по их желанию после медицинского освидетельствования). Иногда постановления принимаются по частным вопросам. Это ненормативные акты

( например, постановление о редакции « Российской газеты» от 23 октября 2000 г.) Распоряжения также относятся к актам ненормативного характера.

Постановления Правительства РФ, за исключением постановлений,

содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию в « Российской газете» и «Собранием Законодательства РФ»[31]

Для обеспечения деятельности Правительства создан Аппарат

Правительства РФ, который работает под руководством Председателя Правительства. Возглавляет его Руководитель Аппарата, являющийся как минимум федеральным министром, или заместителем Председателя Правительства. Аппарат Правительства РФ осуществляет подготовку и организационное обеспечение заседаний Правительства, координирует усилия органов и организаций по обеспечению реализации полномочий Правительства, организует контроль за выполнением его решений.

Он функционирует по трём направлениям:

1. Экспертная оценка входящих проектов

2. Документооборот (контроль за движением документов из министерств в Правительство и обратно и др.)

3. Кадровая работа

Структура Аппарата Правительства включает в себя руководство Аппарата и подразделения Аппарата - департаменты Правительства и секретариаты Председателя Правительства, Заместителя Председателя Правительства и Руководителя Аппарата Правительства. В составе департаментов создаются отделы.[32]

Аппарат взаимодействует с министерствами, не подменяя их и не

подавляя ведомственную инициативу. Не является он и просто ретранслятором идей министерств, а осуществляет их экспертную проверку.[33]

Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г.

№ 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» установлено, что для обеспечения деятельности Правительства Российской Федерации и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством Российской Федерации, образуется Аппарат Правительства Российской Федерации.

Действующее Положение об Аппарате Правительства

Российской Федерации утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260.[34]

5.Отставка Правительства

Конституция Российской Федерации не устанавливает срока

полномочий Правительства РФ, но оно обязательно формируется в связи с избранием или избиранием или переизбранием Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ. В соответствии со ст. 81 Конституции Российской Федерации, Президент РФ избирается сроком на шесть лет, соответственно срок полномочий Правительства будет составлять, также, шесть лет.

Существуют различные основания прекращения полномочий

Правительства, В том числе:

1. Оно слагает полномочия перед вновь избранным

Президентом РФ в день вступления его в должность. Президент в этом случае издаёт указ, поручая Правительству РФ действовать до создания нового Правительства. Президент может сохранить прежний состав Правительства, но юридически создаётся новое Правительство.

2. правительство падаёт в отставку, о чём объявляет

Председатель Правительства. Причины этому могут быть самыми разными ( неудачи в деятельности Правительства, острые разногласия среди федеральных министров по принципиальным вопросам, отставка в знак протеста против мероприятий других высших органов государства и т.д.), но в любом случае инициатива исходит от самого Правительства.

3. Решение Президента РФ об отставке Правительства. На

практике Президент РФ принимает решение об увольнении в отставку Председателя Правительства РФ, что означает и увольнение всего состава Правительства.

4. Правительство увольняется в результате двойного

вотума недоверия или однократного отказа в доверии путём голосования в Государственной Думе. О содержании этих действийговорилось в главе, посвящённой парламенту. В результате Президент обязан объявить об отставке Правительства либо распустить Государственную Думу с назначением новых выборов.

5. Правительство прекращает свои полномочия по

инициативе Председателя Правительства. Он может подать Президенту заявление о невозможности исполнения своих полномочий ( основания могут быть самыми разными: болезнь, ситуация, сложившаяся в Правительстве, и др.). Прекращение полномочий Председателем Правительства одновременно означает отставку Правительства. В этом случае Президент РФ принимает решение об освобождении от должности Председателя Правительства, уведомляет об этом в тот же день Государственную Думу и приступает к формированию нового Правительства.

Во всех случаях прекращения полномочий

Правительства оно по поручению Президента РФ продолжает действовать до создания нового Правительства.

Заместитель Правительства и министры также могут

подать в отставку. Она принимается Президентом, уведомлять Государственную Думу не требуется. Президент РФ назначает на место ушедших в отставку новых членов Правительства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время в Российской Федерации существует и функционирует довольно-таки сложная система исполнительной власти. Нельзя забывать о том, что, прежде всего она является подсистемой государственной власти, ее ветвью в структуре разделения власти как единого целого организационно-правового механизма государственной организации общества и ведения его дел. Эта подсистема имеет определенное структурное строение, включающее уровни (строение по иерархической вертикали); звенья (одноуровневые образования однородных органов); виды и формы органов исполнительной власти.

Правительство РФ, фактически являясь высшим органом исполнительной власти в государстве, призвано обеспечивать слаженное функционирование всех структурных единиц системы исполнительной власти.

От исполнительной власти, учитывая мобильность ее действий, субординацию и подчиненность ее органов по вертикали, в решающей мере зависят темпы социально-экономических преобразований и наше движение вперед.

Важнейшая роль Правительства Российской Федерации как высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации заключается в организации исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международных договоров РФ, осуществлении систематического контроля за из их исполнением федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятии мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации. Иными словами Правительство Российской Федерации в частности и исполнительная власть в целом обеспечивают соблюдение режима законности в государстве.

На Правительство Российской Федерации возложено также тяжелое бремя решения насущных проблем государства: планирование бюджета, вопросы, связанные со сбором налогов, выплата заработной платы, пособий и пенсий и многие другие жизненно важные для страны вопросы. От того, насколько эффективны действия правительства по решению этих проблем, зависит благополучие населения.

В современном облике Правительства более последовательно выражены прерогативы федеральной исполнительной власти с учетом принципа разделения властей, ответственность Правительства за проведение социально–экономических преобразований в стране, осуществление единой государственной политики в отраслях и сферах народного хозяйства.

Кроме того, Конституция закрепила ряд функций непосредственного государственного управления одновременно за Президентом и Правительством. На практике это привело к появлению множества правовых коллизий и управленческих тупиков, требующих законодательного разрешения, а это дело будущего.

Подводя итоги сказанного, можно теперь по настоящему оценить роль и место Правительства РФ, как высшего органа исполнительной власти в осуществлении государственной власти в Российской Федерации. Естественно с принятием Конституции РФ 1993 года статус Правительства существенно вырос, по сравнению каким он раньше был. Однако в настоящей Конституции РФ находят свое место и положения, которые ущемляют статус Правительства, делая его на практике только в части высшим органом исполнительной власти. По существу руководство Правительством РФ и соответственно исполнительной властью осуществляется Президентом РФ, поскольку сам Президент РФ представляет кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ, а также оказывает влияние на подбор кандидатур других членом Правительства. Все это делает Правительство чисто «президентским». В связи с чем положение Конституции РФ о том, что Правительство осуществляет государственную власть наравне с Президентом РФ, Федеральным собранием и судами, ставится под сомнение.

Пребывание в составе Правительства Российской Федерации несовместимо с выполнением другой оплачиваемой работы в государственных, коммерческих, общественных органах, кроме преподавательской, научной или иной творческой работы. Члены Правительства не могут быть одновременно депутатами Государственной Думы.

Список Нормативных правовых актов и литературы.

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 дек. С. 3-6.

2. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ # № 3-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; 1998. № 1. Ст. 1.

3. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 31. Ст. 2990.

4. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями и дополнениями от 20 мая 2004 г.) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 11. Ст. 945.

5. Указ Президента РФ от 16 июля 2004 г. № 910 «О мерах по совершенствованию государственного управления» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 29. Ст. 3019.

6. Регламент Правительства РФ. Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 1 юня 2004 г. N 260) III. Структура Аппарата Правительства и организация его работы.

7. Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" (с изменениями от 27 мая, 7 июля 2006 г.)

8. Положение об Аппарате Правительства РФ. Утв. постановлением Правительства РФ от 18 июня 1998 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 27. Ст. 3177

9. Балагай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов 6-е издание измененное и дополненное. Издатель Норма. Москва 2007

10. Барабашев А.Г. Парламент и правительство в Российской Федерации // Конституционный строй России. Вып. II. М., 1995.

11. Бобылев А. И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления. М.: Право и государство, 2003. 283 с.

12. Бутаков А. В. Российская система разделения властей: Традиции и новации // Правоведение. 1997. № 1. С. 9-17.

13. Выстропова А.В., Боков Ю.А. Конституционное право Российской Федерации. Учебно-методическое пособие – Волгоград. Издательство ВРО МСЮ, 2001 – 116 с.

14. Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Конституционное право России. М.: Издательский дом Дашков и К, 2004. 1121 с.

15. Головистикова А. Н., Грудцына Л. Ю. Конституционное право России в вопросах и ответах. М.: Эксмо-Пресс, 2005. 511 с.

16. Конституционное право России: Учебник / Отв. Ред. А.Н. Копотов и М,И, Кукушкин – 2-е издание. Перераб. И доп. – М: Норма, 2007 – 544 с.

17. Конституционное право России: учеб. Пособие под ред. засл. Юриста России А.А. Смолякова. – СПб : ГУАП, 2007 559 с.

18. Конституционное право России: Учебник. – Изд. С изм. / Под ред. Г.Н. Комновой – М: Юристъ 2006 - 408 с.

19. Кудинов О.А. Конституционное право Российской Федерации: Учебное пособие: Схемы и комментарии – М.: « Ось – 89», 2005 – 192 с.

20. Кутафин О.Е. Предмет Конституционного права – М: Юристъ 2001 – 444 с.

21. Мраченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение: Учебник. – М: Т.К. Велби Издательство Проспект, 2004 – 799 с.

22. Надеев Р.К. Структура федеральных органов исполнительной власти. Нужна система // Журнал российского права. 1999. № 3,4.

23. Окуньков Л.А. Правительство и Президент (грани взаимодействия) // Журнал российского права. 1998. № 9.

24. Пикулькин Александр Васильевич. Система государственного управления. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 080504 « Государственное и муниципальное управление» / А.В. Пикулькин – 4-е издание перераб. И доп. – М: Юнити – Дани. 2007 – 639 с.

25. Пихоя Р.Г. – дин., проф.; Малышева О.Г. – дин. История государственного управления в России. Учебник. Изд 4-е перераб. И доп. / Под общ. Ред. Р.Г. Тихой – М: Издательство РАГС 2006 – 440 с.

26. Прудников А. С., Авсеенко В. И. Конституционное право России. М.: ЮНИТИ, 2005. 687 с.

27. Сивкова Ирина Николаевна Федеральные органы исполнительной власти в России (Конституционно-правовой аспект) Академия Управления МВД России. Москва 2004 Издательство МСХЛ

28. Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России: Учебник / М.Б. Смоленский, И.В. Звягольский; под ред. проф. М.Б. Смоленского, - 2-е изд., доп. И перераб. – М.: Издательско-торговая корпорация « Дашков и К »; Академцентр; 2009 – 416 с.

29. Топоркова М.К. Министры Российской Федерации // Право и права человека. Сборник научных трудов юридического факультета МГПУ Книга – 6 – М: «Логос», 2003

30. Тиунова Л. Б. Разделение властей в Российской Федерации: Конституционная модель // Правоведение. 1996. № 4. С. 40-47.

31. Чиркин В.Е. Государствоведение : Учебник. – М: Юристъ, 1999 – 400 с.

32. Чиркин В.Е. Конституционное Право России: Учебник. – 4-е изд. перераб. И доп. – М.: Юристъ, 200. – 447 с.

33. Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник / В.Е Чиркин – 6-е издание, перераб. И доп. – М.:Норма, 2009 .

34. Шахов Н.П. Конституционное (государственное) право Российской Федерации, студенту в вопросах и ответах: Учебное пособие. Москва – Архангельск: Международный « ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ», 2002. 269 с.

35. Энциклопедический словарь «Конституционное право России» Издательство "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, 2002. Компания "Яндекс", 2006

36. Яценко И. С. Конституционное право Российской Федерации. М.: Бератор-Пресс, 2003. 496 с.

37. //http://mirslovarei.com/content_yur/ORGANIZACIJA-DEJATELNOSTI-PRAVITELSTVA-ROSSIJSKOJ-FEDERACII-9370.html//

38. //http://www.ido.rudn.ru/ffec/juris/ju21.html#21-2//

39. //http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/15025/15121///

40. //http://www.ucheba.ru/referats/1309.html//

41. //http://www.lawmix.ru/comm.php?state=28299//

42. //http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/13057// Юридический словарь.

43. //http://ru.wikipedia.org/wiki///

44. //http://ru.wikipedia.org/wiki/Аппарат_Правительства_Российской_Федерации//

45. //http://www.lawmix.ru/comm.php?state=28322//


[1] См.: Плехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М. 1997. С.13

[2] . См.: ст. 77 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 дек. С. 3-6.

[3] См.: Конституция Российской Федерации. М. «Юридическая литература». 1993. С. 11

[4] См: Князев С. Д. Административное право. Владивосток. 1997. С. 47.

[5] Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями и дополнениями от 20 мая 2004 г.) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 11. Ст. 945.

[6] См. Ст.ст. 10,11 Конституции Российской Федерации 1993г. "Российская газета", N 7, 21.01.2009,

[7] См.: ч.2 ст.2 и ч.1 ст. 85 Конституция РФ 1978 г. с изменениями и дополнениями, принятыми 21 апреля 1992 г. (изд. Верховного Совета 1992 г.).

[8] См.: ч.2 ст.3 Конституции РФ 1993г. "Российская газета", N 7, 21.01.2009,

[9] См.: ч.1 ст.110 Конституции РФ 1993г. "Российская газета", N 7, 21.01.2009,

[10] См.: Указ Президента РФ от 10.01.94г. №66 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 3, ст. 190).

[11] Комкова Г.Н. 2006 г. « Конституционное право России» стр. 276

[12] Г.Н. Комкова 2006 г. « Конституционное право России» стр. 277

[13] Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ # № 3-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; 1998. Глава № 3 ст. 12.

[14] // http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/13057 // Юридический словарь.

[15] Червонок В.И. 2003 г. « Конституционное право России» стр. 343

[16] Федеральный Конституционный закон от 17.12.1997 №2-ФКЗ( ред. От 30.12.2008) « О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; 1998. Глава 2 ст. 6.

[17] Червонок В.И. 2003 г. « Конституционное право России» стр. 346

[18] Пикулькин А.В. « Система государственного управления» 2007 г. Стр. 97

[19] В. Е. Чиркин. Конституционное право России. 2006 г. Стр. 380.

[20] В.Е. Чиркин Конституционное право России 2006 г. Стр. 381

[21] В.Е. Чиркин Конституционное право России 2006 г. Стр. 381

[22] Червонок В.И. 2003 г. « Конституционное право России» стр. 347

[23] Червонок В.И. 2003 г. « Конституционное право России» стр. 347

[24] Червонок В.И. 2003 г. « Конституционное право России» стр. 347

[25] Энциклопедический словарь «Конституционное право России» Издательство "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, 2002. Компания "Яндекс", 2006

[26] Пикулькин А.В. « Система государственного управления» 2007 г. Стр. 99

[27] В.Е. Чиркин. Конституционное право России. 2006 г. стр. 389

[28] Червонюк В.И. 2003 г. « Конституционное право России» стр. 343

[29] В.Е. Чиркин. Конституционное право России. 2006 г. Стр. 391

[30] // http://www.lawmix.ru/comm.php?state=28322 //

[31] Кудинов О.А. 2005 г. « Конституционное право Российской Федерации» стр. 153

[32] Регламент Правительства РФ. Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 1 юня 2004 г. N 260) III. Структура Аппарата Правительства и организация его работы. Пункт 5.

[33] Пикулькин А.В. « Система государственного управления» 2007 г. Стр. 99

[34] // http://ru.wikipedia.org/wiki/Аппарат_Правительства_Российской_Федерации //