Реферат: Таможенные процедуры в отношении припасов
Название: Таможенные процедуры в отношении припасов Раздел: Рефераты по таможенной системе Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Со вступлением 01.07.2007 в силу новой редакции ТК впервые на законодательном уровне закреплен особый порядок таможенного оформления припасов. Ранее такое понятие отсутствовало, что вызывало некоторые сложности у заинтересованных лиц. О понятии припасов говорилось выше. Напомним лишь, что оно определено подп. 1.22 п. 1 ст. 8 ТК. Таможенное оформление припасов осуществляется в соответствии с двумя таможенными процедурами в зависимости от направления движения транспортных средств, на которых они перевозятся: соответственно таможенные процедуры ввоза и вывоза припасов. Рассмотрим основные условия данных процедур в виде таблицы.
Порядок осуществления таможенных операций, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем припасов, определен Инструкцией о порядке осуществления таможенных операций, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем припасов, утвержденной постановлением ГТК от 30.06.2007 №74 (далее – Инструкция №74). Остановимся на ключевых моментах данного порядка. Для использования товаров в соответствии с процедурой ввоза (вывоза) припасов необходимо согласно ч. 1 п. 1 ст. 143 ТК получить разрешение таможенных органов. Для этого в силу норм п. 2 Инструкции №74 в таможенные органы требуется представить в трех экземплярах документы, в которых содержаться сведения о припасах. Выдача таможенными органами разрешения осуществляется в виде проставления на документах отметок «ввоз (вывоз) припасов разрешен», в зависимости от того, о какой процедуре идет речь, и даты выдачи разрешения, а также заверяется оттиском личной номерной печати. После этого два экземпляра документов возвращаются перевозчику (п. 4 Инструкции №74). Их необходимо хранить до момента завершения процедуры. При таможенном оформлении припасов таможенные органы проводят следующие операции таможенного контроля: 1) проверка сведений о: Согласно п. 2 ст. 288 ТК проверка достоверности сведений, представленных в таможенные органы при таможенном оформлении, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, в том числе по результатам проведения иных операций таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств, а также другими способами, не запрещенными законодательством. 2) таможенный осмотр специально предназначенных для хранения припасов помещений морского или воздушного судна, вагона-ресторана, купе-буфета, купе-бара поезда в целях установления их наименования и фактического количества. Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 292 ТК под таможенным осмотром понимается операция таможенного контроля, заключающаяся во внешнем визуальном осмотре товаров, в том числе транспортных средств, наложенных на них таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации, без вскрытия транспортного средства и упаковки товаров, разборки, демонтажа и иных способов нарушения целости обследуемых объектов и их частей. При завершении процедуры перевозчик согласно п. 7 Инструкции №74 передает в таможенный орган те два экземпляра документов на припасы, которые он получил при выдаче разрешения на помещение припасов под процедуру. Должностное лицо таможенного органа проверяет документы, проставляет отметку «Процедура завершена», дату завершения процедуры и заверяет оттиском личной номерной печати. Особенности помещения под процедуру ввоза припасов, в отношении которых установлены количественные нормы В настоящее время количественные нормы установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2007 №652 (далее – постановление №652) в отношении алкогольных напитков (с объемной долей этилового спирта 7% и более). Нормы применяются при помещении припасов под таможенную процедуру ввоза припасов и составляют 0,15 литра на каждое пассажирское место, имеющееся в наличии на момент пересечения таможенной границы Республики Беларусь, за каждые полные и неполные сутки нахождения в пути. Частью 2 п. 1 постановления №652 определено, что под временем нахождения в пути понимается период времени с момента отправления (вылета) транспортного средства согласно расписанию в государстве его формирования до момента обратного прибытия в данное государство. В силу положений п. 10 Инструкции №74 рассматриваемые товары могут помещаться под процедуру ввоза припасов только с представлением документа контроля количества припасов (далее – ДККП). Форма ДККП установлена приложением к Инструкции №74. ДККП заполняется должностным лицом таможни, однако по желанию перевозчика он может при помещении товаров под таможенную процедуру ввоза припасов представить три экземпляра предварительно заполненного ДККП, что сократит время осуществления таможенного оформления припасов и ускорит прохождение таможенной границы Республики Беларусь. Правила заполнения документа контроля количества припасов В качестве примера возьмем поезд Киев-Минск-Киев, отправляющийся из Киева 06.10.2008 в 18.18 и прибывающий в Киев 08.10.2008 в 08.56. 1. Необходимо рассчитать количество суток в пути. Общее время в пути – 38 часов 38 минут. Округляем до целого числа в большую сторону – 39 часов, затем делим на количество часов в сутках (24 часа) и получаем одни сутки 15 часов. Затем округляем в большую сторону до целого числа – двое суток. 2. Рассчитываем количество припасов, которые могут быть помещены под таможенную процедуру ввоза припасов. Формула расчета выглядит следующим образом: КР = КП х сут х КН, где КР – общее количество припасов, которые могут быть помещены под процедуру; сут – количество суток в пути; КН – количественная норма припасов; КП – количество пассажирских мест. Количество мест в вышеуказанном поезде на момент пересечения таможенной границы – 350. Количественная норма – 0,15 литра. КР = 350 х 2 х 0,15 = 105 литров Обращаем особое внимание, что при определении количества припасов нельзя округлять объем алкогольных напитков в литрах, указанный на потребительской таре. При перемещении большого количества алкогольных напитков возможно объединять в документе контроля припасов разные наименования с одинаковой объемной долей этилового спирта (в процентах). Документ контроля количества припасов является неотъемлемой частью разрешения на ввоз припасов. Пример заполнения документа контроля количества припасов ДОКУМЕНТ контроля количества припасов Транспортное средство №85/86 Путь следования Киев-Минск-Киев Дата и время отправления 06.10.2008 18.18 Дата и время прибытия 08.10.2008 08.56 Время нахождения в пути (сут) 2 суток (полные, неполные) Количество пассажирских мест на момент пересечения таможенной границы Республики Беларусь (КП) 350 Количественные нормы припасов, установленные Правительством Республики Беларусь (КН): 1. Вид товара: алкогольные напитки норма 0,15 ед. измерения литры Расчет количества припасов, которые могут быть помещены под таможенную процедуру ввоза припасов (КР): 1. КП 350 x сут 2 x КН 0,15 = КР 105
_________ / Петров П.Л. / 08.10.2008 (подпись, фамилия, инициалы должностного лица таможенного органа) Л.Н.П. ________ / Иванов М.К. / 08.10.2008 (подпись, фамилия, инициалы перевозчика либо его представителя) 8. Перемещение товаров между Республикой Беларусь и Российской Федерацией Одним из основных торговых партнеров Республики Беларусь является Российская Федерация (ее доля в белорусском товарообороте составляет около 50%). Следовательно, высок и объем автомобильных перевозок между Россией и Беларусью, поскольку значительная часть грузов перевозится именно автомобильным транспортом. В сложившихся условиях особое значение приобретают вопросы перевозки товаров под таможенным контролем между таможенными органами Республики Беларусь и Российской Федерации. В целях выработки единого подхода к правовому регулированию данной сферы 29.06.2007 в Москве было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о транзите товаров, перемещаемых между таможенными органами Российской Федерации и таможенными органами Республики Беларусь (далее – Соглашение). Основные условия транзита Соглашение определяет основные условия перемещения товаров между таможенными органами Республики Беларусь и Российской Федерации. Действие Соглашения не распространяется на перемещение товаров, предназначенных для личного пользования. Статьей 2 Соглашения под транзитом понимается перемещение товаров между таможенными органами Беларуси и России в следующих направлениях: 1) из третьих стран через территорию одной стороны на территорию другой стороны (например, из Польши в Россию через Беларусь); 2) с территории одной стороны через территорию третьей страны на территорию другой стороны (например, из Беларуси в Калининградскую область России через Литву); 3) с территории одной стороны на территорию этой же стороны через территорию третьей страны и другой стороны (например, из Калининградской области России через Литву и Беларусь на остальную часть территории России); 4) с территории одной стороны через территорию другой стороны в третьи страны (например, из Беларуси в Китай через Россию, из России в Польшу через Беларусь); 5) с территории одной стороны на территорию другой стороны (например, из России в Беларусь и наоборот). Таким образом, Соглашение определяет, что во всех рассмотренных случаях таможенными органами Беларуси или России выдается разрешение на транзит товаров от таможенного органа страны, выдавшей такое разрешение, до таможенного органа другой стороны Соглашения. Таможенные органы обоих государств взаимно признают документы, оформленные при выдаче разрешения на транзит. Для понимания, какие основные условия транзита закреплены в таможенном законодательстве обеих стран, представим их в виде таблицы.
Необходимо обратить особое внимание, что ст. 2 Соглашения дает свое определение понятия «товары» – только те товары, к которым в силу таможенного законодательства стороны, в которой начинается транзит, применяется соответствующая таможенная процедура или режим. В таможенном законодательстве Республики Беларусь и РФ есть различия в том, какие товары могут помещаться под так называемые транзитные таможенные процедуры.
В соответствии со ст. 2 Соглашения товары могут перевозиться на транспортных средствах, зарегистрированных как в России или Беларуси, так и в других странах. Соглашение устанавливает, что местом доставки товаров является таможенный орган назначения одной из сторон, который определяется таможенным органом отправления (ст. 6 Соглашения). Таким образом, невозможно доставить товар непосредственно на склад получателя товаров, а только в пункт таможенного оформления, являющийся местом доставки. Срок доставки товаров в силу норм ст. 7 Соглашения определяет таможенный орган, выдающий разрешение на транзит, с учетом времени, необходимого для перевозки товаров в место их доставки. Оформление завершения транзита осуществляется в соответствии с законодательством той страны, на территории которой завершается транзит товаров. Рассмотрим, каким образом завершаются так называемые транзитные процедуры согласно законодательству Республики Беларусь и Российской Федерации.
Обеспечение уплаты таможенных платежей В соответствии со ст. 8 Соглашения в отношении перевозимых товаров обеспечение уплаты таможенных платежей представляется в случаях и порядке, определяемых законодательством стороны, таможенный орган которой принимает данное обеспечение. Размер обеспечения должен быть не ниже суммы таможенных платежей, которые подлежали бы уплате при выпуске таких товаров для свободного обращения. Обратимся к законодательству стран по данному вопросу.
Важной нормой Соглашения является положение ст. 10, в которой сказано, что обеспечение уплаты таможенных платежей может представляться как таможенному органу, выдающему разрешение на транзит, так и таможенному органу другой стороны. Таким образом, если разрешение на транзит выдает таможенной орган одной страны, а обеспечение уплаты таможенных платежей представлено таможенному органу другой стороны, то первый не имеет права требовать внесения обеспечения в соответствии с законодательством своей страны. Обеспечение уплаты платежей при транзите товаров не требуется представлять в силу норм ст. 9 Соглашения только таможенным перевозчикам, о которых речь шла выше. Стороны Соглашения взаимно признают статус таможенных перевозчиков, созданных и осуществляющих свою деятельность в соответствии с законодательством сторон. Определение места нарушения таможенного законодательства Как определено Соглашением, при выявлении нарушения таможенного законодательства, влекущего за собой возникновение таможенной задолженности, такая задолженность в соответствии со ст. 12 Соглашения, считается возникшей на территории государства, таможенный орган которого выдал разрешение на транзит. Однако если будет доказано, что перемещаемые товары были ввезены на территорию другого государства, то таможенная задолженность считается возникшей на территории этого государства. Следовательно, взаимосвязанной с названным положением является норма Соглашения о том, что при ввозе товаров на территорию стороны Соглашения перевозчик обязан уведомить о факте ввоза таможенный орган этого государства. Доказательством ввоза является подтверждение компетентных органов о ввозе и (или) нахождении товаров на территории данной страны. Таким образом, если нарушение таможенного законодательства произошло на территории одного государства, а обеспечение уплаты таможенных платежей было представлено таможенным органам другой страны, то внесенная сумма обеспечения перечисляется в бюджет той страны, где было совершено нарушение. Список использованных источников 1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) Минск «Беларусь» 2004 г.2. Таможенный кодекс Республики Беларусь от 4 января 2007 г. №204-З. Принят Палатой представителей 7 декабря 2006 года. Одобрен Советом Республики 20 декабря 2006 года. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 24.01.2007, №17, рег. №2/1301 от 11.01.2007)3. Бекяшев К.Е., Волосов М.Е. Международное публичное право. Практикум. – М.: «Проспект», 2000. – 240 с.4. Козырин А.Н. Таможенное право России: Учеб. Пособие. М.: СПАРК, 2004 г.5. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. М: БЕК, 2001.6. Международное публичное право / Под ред. К.А. Бекяшева. – М.: ООО «Проспект-М», 1999. – 635 с.7. Международное публичное право / Сост. Ю.П. Бровка – Мн.: БГУ, 2003. – 99 с.8. Международное публичное право. Общая часть / Сост. А.К. Соловьев – Мн.: ФУСТ БГУ, 2003. – 192 с.9. Общая теория права: Учеб. пособие для юрид. Вузов / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2000 г.10.Основы таможенного дела: Учеб. Пособие в 7 вып. Вып. 1: Развитие таможенного дела в России / Науч. Ред. П.В. Дзюбенко. М., РИО РТА, 2001.11.Основы таможенного дела: Учеб. Пособие в 7 вып. Вып 4: Правовое регулирование таможенного дела / Ю.В. Воробьев, Под общ. ред. В.А. Максимцева. М., РИО РТА, 2002. |