Реферат: Эффективность модернизации судовой энергетической установки
Название: Эффективность модернизации судовой энергетической установки Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ Кафедра Экономики и управления на предприятии промышленности Курсовой проект «ЭФФЕКТИВНОСТЬ МОДЕРНИЗАЦИИ СУДОВОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ» Выполнила студентка группы ЭУп/п – 5,5 – V Проверил: Иванов А.А. Санкт - Петербург 2009 г . СОДЕРЖАНИЕ Введение....................................................................................................... 3 1. Выбор и расчет эксплуатационных показателей................................... 4 2. Расчет годового объема продукции....................................................... 6 3. Расчет строительной стоимости судна с новой СЭУ............................. 6 4. Расчет эксплуатационных затрат на годовой объем продукции судов 7 4.1. Состав годовых эксплуатационных издержек................................ 7 4.2. Расчет суммарных затрат на оплату труда экипажа с рационом бесплатного питания и отчислениями на социальные нужды......... 9 4.3. Расчет затрат на топливо и энергию по главным двигателям..... 10 4.4. Расчет размера амортизационных отчислений и затрат на ремонт СЭУ..................................................................................... 11 5. Расчет сопутствующих капитальных вложений (оборотных средств в грузах).................................................................................................... 16 6. Расчет показателей экономической эффективности............................. 17 Вывод......................................................................................................... 21 Литература................................................................................................. 22 ВВЕДЕНИЕ Важнейшим этапом экономического обоснования модернизации СЭУ является выбор показателей, которые бы достаточно полно и всесторонне показывали бы ее более высокую эффективность. Поскольку эффективность СЭУ оценивается при условии ее монтажа на заданном проекте судна, то определение экономической эффективности основывается на сопоставлении расчетных эксплуатационно-экономических результатов, достигаемых судном с базой СЭУ и судном с новой СЭУ. При этом обеспечена сопоставимость сравниваемых вариантов по следующим условиям: - району (линии) и периоду эксплуатации; - объему производимой продукции (работы); - качественным параметрам продукции (работы) судов; - принципам и методам расчета эксплуатационно-экономических показателей; - составу учитываемых затрат; - социальным факторам производства и использования продукции, включая влияние на окружающую среду. Обеспечение сопоставимости сравниваемых вариантов по объему производимой продукции (работы) приводит к тому, что стоимостные результаты работы нового судна и эквивалентного ему судна-прототипа во всех случаях будут совпадать. Следовательно, экономическая эффективность будет определяться лишь разницей затрат на строительство и эксплуатацию судна-прототипа и нового судна. При экономическом обосновании нового судна его эффективность обычно проверяется по целому ряду показателей. Такими показателями могут служить: - срок окупаемости дополнительных капитальных вложений, осуществляемых как за счет собственных средств предприятий, так и за счет банковского кредита; - удельные капитальные вложения на единицу продукции - экономия капитальных вложений; - себестоимость перевозок (для транспортных судов); - производительность труда экипажа судна и т.д. 1. ВЫБОР И РАСЧЕТ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Эксплуатационные показатели судна
где Длительность эксплуатационного периода:
где
Расчет составляющих эксплуатационного периода проводится по формулам:
где Численные значения коэффициентов
Коэффициент учитывает среднестатистическую полезную нагрузку на 1 т грузоподъемности
Эксплуатационные показатели сравниваемых судов
Техническая скорость нового судна определяется:
где Nн и Nn – мощность СЭУ нового судна и судна-прототипа. Мощность главного двигателя после модернизации: >1840 кВт Nn =1 · 1740 = 1740 кВт Nн = 1 · 2200 = 2200 кВт
2. РАСЧЕТ ГОДОВОГО ОБЪЕМА ПРОДУКЦИИ За среднегодовой объем продукции может быть принята транспортная работа, выраженная в тонно-километрах (грузооборот):
где
Q = 3000 т Расчет годового объема продукции (работы) производится как для судна-прототипа, так и нового судна. Вп = 24 · 103,7 · 26 · 0,85 · 3000 = 165007440 (ткм) Вн = 24 · 103,7 · 32,8 · 0,85 · 3000 = 208163232 (ткм) 3. РАСЧЕТ СТРОИТЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ СУДНА С НОВОЙ СЭУ Расчет себестоимости СЭУ
Закупочная цена на двигатель той же марки, но другой мощности определяется по соотношению:
где
Плановая прибыль от реализации СЭУ, как и для судна в целом, также определяется сложившемся уровнем рентабельности продукции:
где Рп , р – средняя рентабельность продукции судостроительного предприятия, соответственно, в процентах и долях единицы.
Формула для нахождения строительных стоимостей СЭУ на основе уровня рентабельности продукции:
4. РАСЧЕТ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ЗАТРАТ НА ГОДОВОЙ ОБЪЕМ ПРОДУКЦИИ СУДОВ 4.1 Состав годовых эксплуатационных издержек Годовые эксплуатационные издержки:
где С ui – расходы по содержанию судна в эксплуатации по i-ой статье затрат, зависящие (изменяющиеся) от технико-эксплуатационных показателей СЭУ, тыс. руб.;
К изменяющимся элементам себестоимости содержания судов в эксплуатации, величина которых зависит от типа и мощности СЭУ, можно отнести: - затраты на оплату труда экипажа с рационом бесплатного питания и отчислениями на социальные нужды, Сзп ; - расходы на топливо и энергию, Стэ ; - амортизационные отчисления на реновацию СЭУ, СА ; - затраты на ремонт СЭУ, Ср . - сумма затрат на содержание судна в эксплуатации по изменяющимся элементам:
К не изменяющимся статьям затрат относятся: - амортизация судна без СЭУ; - вспомогательные материалы; - износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов; - платежи за хозяйственное и техническое обслуживание флота (ХТО); - прочие расходы; - налоги, сборы, платежи. Затраты на годовой объем перевозок: По судну-прототипу на годовой объем продукции Вп :
где
По новому судну на годовой объем перевозок Вн (по двум вариантам):
Затем величина
4.2 Расчет суммарных затрат на оплату труда экипажа с рационом бесплатного питании и отчислениями на социальные нужды Суммарные затраты на оплату труда экипажа с рационом бесплатного питания и отчислениями на социальные нужды находятся из выражения:
где
Затраты на оплату труда экипажа судна определяются по формуле:
где
Затраты на рацион бесплатного питания рассчитываются по формуле:
где Ч – численность экипажа, чел.
4.3 Расчет затрат на топливо и энергию по главным двигателям Расходы на топливо и энергию включают в себя затраты на топливо Ст и затраты на масло См .
Затраты на топливо могут быть рассчитаны по выражению:
где
где
Затраты на масло для главных двигателей определяются из выражения:
где
Судно-прототип:
Новое судно:
4.4 Расчет размера амортизационных отчислений и затрат на ремонт Размер амортизационных отчислений по СЭУ зависит от ее срока службы и стоимости. Экономически обоснованный амортизационный срок службы СЭУ определяется по минимуму среднегодовых затрат на реновацию и ремонт судовой энергетической установки на основании построенных графиков “среднегодовые затраты – срок службы”. Кривая Ср = f1 ( Tд ) отражает функциональную зависимость величины среднегодовых затрат на ремонт СЭУ от срока ее службы.
где пт , пс , пк – количество , соответственно, текущих, средних и капитальных ремонтов главного двигателя за срок его службы; ST , Sc , SK – стоимость, соответственно, текущего, среднего, капитального ремонта главного двигателя, тыс. руб.; пд – количество главных двигателей на судне; Тд – срок службы двигателя, лет; кн – коэффициент, учитывающий затраты на неплановые ремонты и модернизацию СЭУ. Значения коэффициента кн находится в зависимости от надежности работы главных двигателей и срока их службы, то есть складывается из двух коэффициентов
где кнр – коэффициент, учитывающий затраты на неплановые ремонты. Чем больше гарантированный заводом-изготовителем технический ресурс двигателя, тем меньше вероятность его отказа и, следовательно, тем меньше значение кнр ; км – коэффициент, учитывающий затраты на модернизацию двигателя. Чем больше капитальных ремонтов двигателя, тем больше затраты на его модернизацию и, следовательно, тем выше значение км. Для построения кривой Ср = f1 ( Tд ) задаемся последовательно значениями пк = 0,1,2,3, для каждого из которых рассчитываем величину Тд . Если технический ресурс двигателя после капитального ремонта будет обеспечен в пределах β = 0,6 - 0,8 предыдущего ремонтного цикла, то:
где Rk – технический ресурс двигателя до первого капитального ремонта; tг – среднегодовая наработка главного двигателя.
Величина среднегодовых амортизационных отчислений СА для судна прототипа и для нового судна:
Судно-прототип:
1. пк =0
пс = 2 (так как 64000 > 35000); пт = 18–2–1 = 15
2. пк =1
пс = 2 (так как 44800 > 35000); пт =13–2–1 = 10
3. пк =2
пс = 1 (так как 31360 > 35000); пт = 9–2–1 = 6
Исходные данные для построения графиков для судна-прототипа
Топт = 18 (лет) Новое судно:
1. пк =0
пс = 2 (так как 64000 > 35000); пт =18–2–1 = 15
2. пк =1
пс = 2 (так как 44800 > 35000); пт = 13–2–1 = 10
3. пк =2
пс = 1 (так как 31360 > 35000); пт =9–2–1 = 6
Исходные данные для построения графиков для судна-прототипа
Топт = 18 (лет)
5. РАСЧЕТ СОПУТСТВУЮЩИХ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ (ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ В ГРУЗАХ). Важным экономическим показателем при сравнительной оценке транспортных средств является скорость доставки грузов, от которой зависит среднегодовой размер оборотных средств, заключенных в грузах во время их нахождения в транспортной сети, а, следовательно, и общий размер капитальных вложений. Размер оборотных средств в грузах пропорционален продолжительности нахождения грузов на транспорте:
где К' – среднегодовой размер оборотных средств в грузах, тыс. руб.;
Годовой объем перевозок рассчитывается по формуле:
где В – грузооборот судна, ткм; 1ср – средняя протяженность линии, км. Время доставки грузов
где
0,75 – коэффициент, учитывающий наличие в tnзатрат времени, не связанных с доставкой грузов;
где Для нового судна, при условии его эксплуатации на линии той же протяженности, время доставки груза определяется из выражения:
где Un , Uн – техническая скорость судна-прототипа и нового судна, км/ч. Судно-прототип:
Новое судно:
6. РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ Для оценки эффективности нового судна по сравнению с судном-прототипом достаточно рассчитать срок окупаемости капитальных вложений (если КН > КП ), экономию капитальных вложений (если КН < КП ), удельные капитальные вложения на единицу продукции (работы), производительность труда экипажа и себестоимость перевозок. Срок окупаемости дополнительных капитальных вложений с учетом платы за банковский кредит рассчитывается по формуле:
где
В свою очередь дополнительные капитальные вложения определяются из выражения:
где Цн , Цп – строительные стоимости нового судна и судна-прототипа, тыс.руб.;
Вн , Вп – годовые объемы продукции. Величина ΔИ рассчитывается по формуле:
где Ип , Ин – годовые эксплуатационные издержки, рассчитанные на объем продукции (работы), производимой новым судном, тыс. руб.; В случае, когда КН < КП , рассчитанные дополнительные капитальные вложения ΔКД имеют знак (-), т.е. на самом деле место экономия капитальных вложений ΔКЭ .
Удельные капитальные вложения на единицу продукции (работы) судна- прототипа
Производительность труда экипажа рассчитывается по формуле:
где Пэ – производительность труда экипажа за навигацию, млн. ткм/ чел-год; В – годовой объем продукции, ткм; Ч – численность экипажа, чел. Эффективность транспортных судов также оценивается сопоставлением величины себестоимости перевозок, рассчитываемой по формуле:
где S – себестоимость перевозок в тыс. руб. на 1000 ткм; И – годовые эксплуатационные издержки, тыс. руб.; В – годовой объем продукции, ткм. Капитальные вложения:
ΔКД
=(1812557440+61516230,1) -
=3561056,15 ΔКЭ
= =- 35610561,5 (руб.) ΔИ = 20319628,8 – 15323386,59 = 4996242,21, руб.
Сопоставление технико-экономических показателей судов
ВЫВОД В данной курсовой работе я произвела расчет экономической эффективности модернизации СЭУ. Рассчитав себестоимость СЭУ для судно-прототипа и нового судна, мы видим что при повышении мощности СЭУ у нас повышается себестоимость на (41,12%). Но при этом строительная стоимость нового судна возрастает на (6,3%). Примерно в таком же диапазоне повышается годовой объем продукции (4,2%), эксплуатационные затраты на (4,6%). Рассмотрев все эти показатели и рассчитав капитальные вложения в сфере эксплуатационных затрат мы можем увидеть, что они снижаются на 18%, и снизится себестоимость на11%. Эти два показатели дают возможность снизить цену одной тонны перевозимого груза. При этом дополнительно получить прибыль. Так же одним из важнейших показателей является производительность труда, которая возрастает на 3,9%,по отношению к судну-прототипу. ЛИТЕРАТУРА 1. Лазарев А. Н. Экономика судостроительного и судоремонтного производства. Эффективность модернизации судовой энергетической установки. / Методические указания по выполнению курсовой работы. – СПб.: СПГУВК, 2006, – 41с. 2. Лазарев А. Н., Филиппов Н. М., Селиванов Е. Н., Силантьев В. А., Смирнов С. П. Справочные материалы для выполнения курсовых и дипломных проектов и практических занятий. Методические указания. – СПб.: СПГУВК, 2003, – 23с. 3. Справочник по серийным речным судам. Т. 7. – М.: Транспорт, 1981 4. Справочник по серийным речным судам. Т. 9. – М.: Транспорт, 1994 5. Справочник по серийным речным судам. Т.10. – М.: Транспорт, 1992 |