Реферат: Пути совершенствования мотивации и стимулирования в системе управления персоналом
Название: Пути совершенствования мотивации и стимулирования в системе управления персоналом Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
содержаниеГлава 1. Теоретические основы разработки программ мотивации и стимулирования труда3 1.1. Требования к программам мотивации и стимулирования труда3 1.2. Особенности разработки программ мотивации и стимулирования труда4 1.3 Типичные ошибки при разработке программ мотивации и стимулирования труда8 2.1. Характеристика деятельности салона красоты и SPA «Victoria»10 2.2. Система мотивации и стимулирования на предприятии салона красоты и SPA «Victoria»15 Глава3. Пути совершенствования мотивации и стимулирования в системе управления персоналом28
|
Факторы внешней среды | Содержание фактора | Влияние на систему |
Факторы внешней среды прямого воздействия | ||
1. все возрастные категории | Оказание заявленных услуг любой категории не подверженных возрастной структуре. | Основной ассортимент: Стрижка (мужская, женская); Покраска волос (мелирование, колорирование); Маникюр, педикюр; Уход за лицом, телом; Солярий и т.д. |
2. Конкуренты | Салоны «Академия красоты», «Восторг» являются не менее востребованным на рынке парикмахерских услуг | Проявление своих сильных сторон: Специалистам предоставляется возможность повышения квалификации; Более высокие технологии оздоровления. |
салона красоты и SPA «Victoria» используются следующие методы управления:
экономический метод, который предполагает использование материальных факторов управления.
социально-психологический, предполагает использование в салоне красоты и SPA « Victoria» методов, которые основываются на воздействии руководства на персонал путем осуществления социальных и психологических факторов мотивации труда.
Эти методы управления состоят в неразрывной связи друг с другом, так как они предназначены для более эффективного управления салоном красоты и SPA «Victoria».
Роль руководителя в управлении салоном красоты и SPA «Victoria»
в соответствии с классификацией Минцберга.
Таблица 1.2
Роли | Содержание |
1. Межличностные роли | |
Лидер | Руководитель салона красоты и SPA «Victoria» ответственен за мотивацию и активацию подчиненных |
2. Информационные роли | |
Приемник информации | Руководитель салона красоты и SPA «Victoria» разыскивает и получает разнообразную информацию специализированного характера, выступает как нервный центр внешней и внутренней информации |
3. Роли, связанные с принятием решений | |
Предприниматель | Руководитель салона красоты и SPA «Victoria» изыскивает возможности для внешних контактов организации относительно планов, действий, результатов работы организации |
Таблица 1.3 Оборотные фонды предприятия
№ п/п | МАТЕРИАЛЫ И СЫРЬЁ | ЕД. ИЗМЕ- РЕНИЯ |
КОЛ-ВО |
ЦЕНА ЗА ЕД., руб. | СУММА, руб. |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. |
Расчески разные Расческа массажная Ножницы разные Краска для волос, разная Шампунь Сред-ва для химической завивки Бигуди: – крупные – средние – мелкие Сред-ва для укладки волос: – лак – гель – воск – пенка Полотенце Покрывало Мелкий инструмент и инвентарь Спец.принадлежности для маникюра |
шт. шт. шт. Коробка Флакон Набор Набор Набор Набор Флакон Флакон Флакон Флакон шт. шт. – – |
30 4 16 50 4 10 2 2 2 8 8 4 8 50 4 – – |
50 40 300 80 62 30 60 40 25 50 40 95 80 50 35 – – |
1 500 160 4 800 4 000 248 300 120 80 50 400 320 380 640 2 500 140 300 5 000 |
Итого: | – | – | 1 037 | 20 938 |
Таблица 1.4 Виды продукции (услуг).
Виды продукции | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |||
Тыс.руб | % | Тыс.руб | % | Тыс.руб | % | |
1.Парик.зал | 2367,5 | 56,2 | 2016,4 | 38,2 | 2138,9 | 48,7 |
2. Маник.зал | 989,5 | 18,7 | 743,9 | 26,5 | 772,5 | 26,2 |
3.Космет.зал | 1543,0 | 25,1 | 1386,5 | 35.3 | 1188,4 | 35.1 |
Итого | 4900 | 100 | 4146,8 | 100 | 4099,8 | 100 |
По данным таблицы видно, что количество потребляемых услуг сократилось на 800,2 тыс. руб.
2.2. Система мотивации и стимулирования на предприятии салона красоты и SPA «Victoria»
Система стимулирования в салоне красоты и SPA «Victoria»
В рассматриваемой организации существует определенная система мотивации трудовой деятельности. Она включает в себя перечень стимулирующих средств, которые влияют на трудовую мотивацию работников. К ним относятся система экономических нормативов и льгот, уровень заработной платы и справедливость распределения доходов, условия
и содержательность труда, отношения в коллективе, признание со стороны клиентов, интересная работа и внутренняя культура.
Основная масса работников салона красоты и SPA «Victoria» относится к типу мотивации, мотивационное ядро которых основано на высокой (в их понимании) заработной плате. Их мотивы направлены на избежание сокращения получаемых благ (льгот, система которых в салоне красоты и SPA «Victoria» хорошо отработана).
Система стимулирования в салоне красоты и SPA «Victoria»
Форма стимулирования | Основное содержание | Ответственный за исполнение |
Заработная плата | Оплата труда, включающая основную и дополнительную (премии, надбавки) заработную плату | Руководитель предприятия |
Бонусы | Разовая выплата из прибыли предприятия (вознаграждение, связанное с количеством выработки работника) | Руководитель предприятия |
Свободное время | Предоставление работнику за активную и творческую работнику дополнительных выходных; гибкого графика | Руководитель предприятия |
Программа медицинского обслуживания | Выделение средств на организацию и улучшение медицинского обслуживания | Руководитель предприятия |
Оказание собственных услуг | Предоставление бесплатных новогодних подарков детям работников до 14 лет | Руководитель предприятия |
Проведем анализ существующей системы мотивации в данной организации, сравнив ее достоинства и недостатки (табл. 1.6).
Таблица 1.6
Анализ системы стимулирования салона красоты и SPA «Victoria»
Форма стимулирования | Характеристика | |
Достоинства | Недостатки | |
2 | 3 | 4 |
1. Заработная плата (номинальная) | Является эффективной, так как включает не только гарантированную зарплату (оклад), но и переменную часть, гибко учитывающую уникальность специальности, дефицитность, сложность и ответственность работы | Не достаточно гибка в отношении инфляции (в течение года размер фонда оплаты труда, утвержденный генеральным директором, хотя и пересматривается исходя из полученной предприятием прибыли, но не учитывается коэффициент инфляции) |
2. Бонусы | Является отличным стимулом коллективной работы, | Для таких отделов, как бухгалтерия есть сложности определения объема выполненных ими работ. Поэтому система начисления бонусов работникам этих отделов недостаточно ясна для остальных работников |
3. Стимулирование свободным временем | Является хорошим стимулом эффективной работы, так как существуют определенные критерии оценки результатов работы с целью предоставления гибкого графика | Узость данного стимулирующего средства (не для всех работников возможен гибкий график, только для некоторых специалистов) |
4.Программы медицинского обслуживания | - | Выделение средств не регулярно; система не отработана |
5. Льготы не связанные с результатами | - | Система распределения льгот для персонала не ясна |
Как видно из таблицы 1.6, многие элементы системы стимулирования трудовой деятельности салона красоты и SPA «Victoria» имеют определенные недостатки.
В следующей таблице представлена характеристика основных документов системы мотивации трудовой деятельности работников в рассматриваемой организации.
Таблица 1.7
Анализ основных нормативно-методических документов системы мотивации трудовой деятельности в салонt красоты и SPA «Victoria»
Форма нормативно-методического документа | Основное содержание, показатели документа | Положительные/ отрицательные моменты в практике использования документа |
Положение об оплате труда | Принципы формирования системы оплаты труда; критерии оценки труда персонала; регламент | (+) является важным документом, который поддерживает стабильность отношений в коллективе, основанном на справедливом вознаграждении за соответствующий труд (-) после утверждения, в течение года требует изменений, корректировок, о которых нужно всегда предупреждать весь коллектив |
Положение о начислении бонусов работникам | Принципы начисления бонусов, регламент | (+) является эффективным средством стимулирования работников к эффективному труду |
Положение о предоставлении работникам дополнительного свободного времени | Принципы выделения работникам свободного времени, регламент | (+) является эффективным средством стимулирования работников к эффективному труду (-) принципы не всегда являются справедливыми |
В организации разработаны: распорядок рабочего дня, для всех специалистов – должностные инструкции, в которых четко прописываются их права и обязанности. Однако в организации нет регламентации по информированию рабочих мест и работе с техникой.
Цель оценки мотивационного потенциала салона красоты и SPA «Victoria» заключается в выявлении резервов повышения трудового потенциала предприятия и определении мероприятий по их использованию.
Основными задачами оценки мотивационного потенциала являются:
-разработка анкеты с вопросами мотивации трудовой деятельности подчиненных и предложение ее руководителям предприятия;
-обработка результатов;
-оценка результатов экспертами;
-выводы по оценке и предложение рекомендаций по совершенствованию системы мотивации трудовой деятельности.
В качестве субъектов оценки будут выступать: руководители предприятия, автор работы, как исследователь. Объектами оценки будут выступать: организационная структура фирмы, философия управления, система трудовой мотивации салона красоты и SPA «Victoria»и ее подсистемы: найма работников, организации труда, оценки персонала, развития персонала и комплекса стимулирующих средств. Оценка мотивационного потенциала персонала начинается с разработки анкеты с вопросами по мотивации трудовой деятельности для экспертов.
Таблица 1.8
Анкета для предложения экспертам
№ | Вопрос | Ответ | ||
Организационная структура | Отражены в полной мере | Отражены в неполной мере | Отсут- ствуют |
|
1 | Наличие в организации должностных обязанностей по управлению мотивацией трудовой деятельности | P | ||
2 | Закрепленность должностных обязанностей за отдельным работником | P | ||
Система стимулирующих средств | Применяется эффективно | Применяется не эффективно | Не применяется | |
3 | Заработная плата (номинальная) | P | ||
4 | Заработная плата (реальная) | P | ||
5 | Бонусы | P | ||
6 | Планы дополнительных выплат | P | ||
7 | Стимулирование свободным временем | P | ||
8 | Трудовое или организационное стимулирование | P | ||
9 | Стимулирование, регулирующее поведение работника на основе выражения общественного признания | P | ||
10 | Программы медицинского обслуживания | P | ||
11 | Гибкие социальные выплаты | P | ||
12 | Страхование жизни | P | ||
13 | Медицинское страхование | P | ||
14 | Льготы и компенсации, не связанные с результатами | P | ||
15 | Ассоциации получения кредитов | P |
Таблица 1.9
Анкета для предложения руководителям салона красоты и SPA «Victoria»
Уровень мотивационного потенциала персонала предприятия | ||||
№ | Вопрос | Ответ | ||
Да | Нет | Частично | ||
1 | Учитываются ли вопросы мотивации (общей его ориентации при выборе данного предприятия) при организации найма? | P | ||
2 | Имеется ли в организации четко сформулированная и поставленная перед руководителями цель или задача наиболее полного удовлетворения потребностей работников? | P | ||
3 | Информированы ли работники о правилах внутреннего распорядка? | P | ||
4 | Наличие должностных инструкций | P | ||
5 | Четко ли прописаны права и обязанности в договорах с работниками? | P | ||
6 | Обеспеченность регламентацией Вашего отдела по информированию рабочих мест | P | ||
7 | Влияет ли оценка работника Вашего отдела на уровень его заработной платы? | P |
Данные анкеты раздаются руководителям отделов и экспертам для заполнения.
После проведения анкетирования осуществляем обработку результатов.
Ответы экспертов ранжируем по 3-х балльной системе:
0 – ответы «отсутствуют», «не применяются»;
1 – ответы «отражены не в полной мере», «применяются не эффективно»;
3 – ответы «отражены в полной мере», «применяются эффективно».
Аналогично проводим обработку результатов анкетирования руководителей:
0 – ответы «нет»; 1 – ответы «частично»; 3 – ответы «да».
По результатам опроса руководителей делаем следующие выводы:
Организационная структура салона красоты и SPA «Victoria», философия управления и система стимулирующих средств построены таким образом, что способствуют эффективной трудовой деятельности, однако требуют совершенствования.
Во-первых, все эксперты отметили отсутствие закрепления некоторых должностных обязанностей по управлению мотивацией трудовой деятельности, а также выделения отдельной должности по управлению мотивацией трудовой деятельности. Во-вторых, эксперты отметили слабость некоторых применяемых средств стимулирования – программ медицинского обслуживания и выплаты льгот, несвязанных с результатами деятельности предприятия.
Практически все руководители отметили нечеткость описания прав и обязанностей работников и работодателя в договоре.
Однако, приведенную выше оценку системы трудовой мотивации в салоне красоты и SPA «Victoria» нельзя считать объективной, так как она является результатом опроса всего лишь 3-х процентов работников организации. Тем более, что в рассматриваемой организации наблюдается повышенная текучесть кадров (рис.2).
Рис. 2. Динамика уровня текучести кадров в салоне красоты и SPA «Victoria»
Видим, что текучесть кадров в организации возросла в 2004 - 2006 годах с 17,5 процентов до 20,8 процентов при естественном («нормальном») уровне текучести кадров в организациях 5-7 процентов.
Повышенная текучесть кадров в организации является первым показателем, свидетельствующим о низкой эффективности действующей системы трудовой мотивации. [13, с. 234]
Проанализируем причины, вызывающие движение персонала на данном предприятии.
В компании ведется статистика причин увольнения сотрудников. Случай увольнения каждого работника анализируется руководителем того отдела или подразделения, из которого уволился работник, с ним ведется подробная беседа о причинах увольнения и возможностях их устранения. Эти причины сгруппированы и приведены в таблица 1.8.
За 2005 год из компании уволилось 10 работников (20,8%).
Таблица 2
Причины текучести кадров в салоне красоты и SPA «Victoria» и их относительная важность
Причина увольнения сотрудника | Численность работников, уволившихся по данной причине | Доля уволившихся (относительная важность причины), % |
1. Не устраивает заработная плата | 84 | 86,60 |
2. Стресс | 8 | 8,25 |
3. Нет интереса к работе, нет смысла в работе | 23 | 23,71 |
4. Нет перспектив, карьерного роста | 45 | 46,39 |
5. Конфликты в группе | 7 | 7,22 |
6. Конфликты с руководителем | 12 | 12,37 |
7. Конфликты в семье | 22 | 22,68 |
8. Незнание своих обязанностей | 5 | 5,15 |
9. Неорганизованность работы | 3 | 3,09 |
10. Необходимость работать по другой специальности | 18 | 18,56 |
11. Перегруженность работой | 25 | 25,77 |
12. Недогруженность работой | 1 | 1,03 |
13. Не смог адаптироваться на новом месте | 9 | 9,28 |
14. Недовольство премиями | 44 | 45,36 |
15. Неудобное местонахождение фирмы | 13 | 13,40 |
16. Болезни | 14 | 14,43 |
17. Недостаточная квалификация членов группы или руководителя | 2 | 2,06 |
18. Плохие условия труда или график работы | 51 | 52,58 |
Рис. 3. Относительная важность причин увольнения работников салона красоты и SPA «Victoria»
Таким образом, основными причинами увольнения работников по данным учета в компании являются:
низкая заработная плата;
нет перспектив, карьерного роста, профессионального развития;
плохие условия труда, график работы;
недовольство премиями.
Выводы по главе
Глава посвящена анализу практики применения системы мотивации и стимулирования труда персонала в салоне красоты и SPA «Victoria»
Одним из основных показателей эффективности системы мотивации и стимулирования персонала является текучесть кадров. За 2005 год из компании уволилось 10 работников (20,8%). Текучесть кадров в организации возросла в 2004 - 2006 годах с 17,5 процентов до 20,8 процентов при естественном («нормальном») уровне текучести кадров в организациях 5-7 процентов.
Основными причинами увольнения работников по данным учета в компании являются:
низкая заработная плата – 86,6%;
нет перспектив, карьерного роста, профессионального развития – 46,39%;
плохие условия труда, график работы – 52,58%;
недовольство премиями – 45,36%.
Повышенная текучесть кадров в организации является основным показателем, свидетельствующим о низкой эффективности действующей системы трудовой мотивации.
По общим оценкам затраты на замену рабочих составляют 7–12% их годовой заработной платы, специалистов 18–30%, управляющих 20–100%.
Значит, в рассматриваемой организации существует определенная система мотивации трудовой деятельности. Она включает в себя перечень стимулирующих средств, которые влияют на трудовую мотивацию работников. Многие элементы системы стимулирования трудовой деятельности в салоне красоты и SPA «Victoria» имеют определенные недостатки. Действующая система управления мотивацией в данной организации является мало эффективной. Об этом говорит повышенный уровень текучести кадров в рассматриваемой компании.
Таким образом, выделение руководителями некоторых недостатков системы трудовой мотивации в салоне красоты и SPA «Victoria», повышенная текучесть кадров свидетельствуют о наличие проблемы мотивации труда и необходимости ее разрешения в рассматриваемой организации.
Глава3. Пути совершенствования мотивации и стимулирования в системе управления персоналом
В настоящей главе курсовой работы раскроем мотивацию и стимулирование персонала в контексте системы управления персоналом (в системе кадровой политики предприятия), а также опишем рассматриваемые в экономической литературе пути совершенствования мотивации и стимулирования.
Как уже отмечалось выше, под мотивацией трудовой деятельности будем понимать совокупность движущих сил, побуждающих человека к труду [15, с. 157]. Стимулирование принципиально отличается от мотивации (мотивирования) труда. Суть этого отличия состоит в том, что стимулирование – это одно из средств, с помощью которого может осуществляется мотивирование. При этом чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование.
Таким образом, ввели разграничение двух основных понятий, рассматриваемых в данной работе.
Под мотивами понимают активные движущие силы, определяющие поведение людей. Поведение человека всегда мотивировано. Это может быть упорная работа, с воодушевлением и энтузиазмом, а может быть уклонение от нее «в знак протеста». Поведение может иметь любые другие формы проявления, однако всегда следует искать мотив поведения. Мотивировать сотрудников – значит затронуть их важные интересы, дать им шанс реализоваться в процессе труда.
Структура заработной платы включает:
1. базовые ставки;
2. премиальные (дополнительные выплаты);
3. социальные программы.
На производительность труда активно влияют следующие факторы, расположенные в порядке убывания их значения: возможность продвижения по службе; повышение заработка; оплата труда за результаты; одобрение хорошо выполненной работы; работа, позволяющая развивать свои способности; сложная работа; работа, позволяющая самостоятельно принимать решения; высокая степень ответственности; интересная работа; работа, требующая творчества.
Следует отметить, что в коллективе факторы могут быть расположены в другой последовательности и, кроме того, управляющими могут выступать и другие факторы.
Чтобы решить эти задачи, необходимо создать эффективную программу мотивации и стимулирования труда для сотрудников организации.
В соответствии с классификацией, принятой Американской ассоциацией специалистов по оплате труда ("World at Work"), система мотивации любой
категории сотрудников, в том числе менеджеров высшего звена, включает: постоянную заработную плату, переменную часть или бонусы, социальный пакет и нематериальное стимулирование.
Практика построения стимулирующих схем для менеджеров высшего звена компании показывает, что наиболее эффективны следующие нематериальные мотивирующие факторы: предоставление менеджерам возможности реализовать собственные идеи, а также сложность и масштаб решаемых задач.
Несколько иначе выглядит список факторов, влияющих на принятие решения об увольнении. На первое место менеджерами были поставлены такие факторы, как неудовлетворительные отношения с акционерами (собственниками), отсутствие корпоративной культуры, недоверие и ограниченные права в области решения поставленных задач.
Таким образом, можно сделать вывод, что в вопросе удержания и мотивации ключевых работников денежное вознаграждение играет меньшую роль по сравнению с нематериальными факторами.
В заключение нужно отметить, что система стимулирования станет эффективной только в том случае, если она будет справедливо и последовательно применяться при вознаграждении менеджмента.
Основная масса работников салона красоты и SPA «Victoria»
относится к типу мотивации, мотивационное ядро которых основано на высокой (в их понимании) заработной плате. Их мотивы направлены на избежание сокращения получаемых благ (льгот, система которых в салоне красоты и SPA «Victoria» хорошо отработана).
В организации разработаны: распорядок рабочего дня, для всех специалистов – должностные инструкции, в которых четко прописываются их права и обязанности. Однако в организации нет регламентации по информированию рабочих мест и работе с техникой.
Таким образом, видим, что мотивация трудовой деятельности в студии салоне красоты и SPA «Victoria» достаточно хорошо развита. Однако эта оценка субъективна. Чтобы получить более объективную оценку мотивационного потенциала салона красоты и SPA «Victoria» воспользуемся специальной методикой и оценим мотивационный потенциал данного предприятия.
Цель оценки мотивационного потенциала салона красоты и SPA «Victoria»
заключается в выявлении резервов повышения трудового потенциала предприятия и определении мероприятий по их использованию.
Основными задачами оценки мотивационного потенциала являются:
-разработка анкеты с вопросами мотивации трудовой деятельности подчиненных и предложение ее руководителям предприятия;
-обработка результатов;
-оценка результатов экспертами;
-выводы по оценке и предложение рекомендаций по совершенствованию системы мотивации трудовой деятельности.
Таким образом, в настоящее время высокий профессионализм и эффективная работа сотрудников являются ключевым фактором улучшения экономических показателей работы компании и основой успеха бизнеса.
Библиографический список:
1. Афанасьев А. Необходимо исключить личные договоренности об оплате труда между собственниками и менеджерами. // Финансовый директор. - 2005, № 3
2. Как выращивать руководителей. // Вестника McKinsey. - 2000, № 1 - http://www.vestnikmckinsey.ru/
3. Львов С., Иванов Р. Как мотивировать менеджеров. // Финансовый директор. - 2005, № 3
4. Светличная Е. Менеджмент: Персональное дело. // Бизнес-класс. - 2006, № 2 (287)
5. Сергеев Ю. Быстрее и больше: Предложение тренинговых услуг работает с опережением спроса. // Экономика и время. - 27 июля 2004, № 27 (564)
6. Соболев М., Рожкова Т. Как разработать систему материального стимулирования персонала. // Финансовый директор. - 2004, № 4. - С.76
7. Трушкин С. Эффективные системы управления, что модно, а сто работает? // Информационные технологии. - 2005, № 9
8. http://www.top-personal.ru
9. http://www.iteam.ru/publications/human/section_48/article_4208
10. http://www.iteam.ru/publications/human/section_48/article_3939/
11. http://www.gkmim.ru/index.php?area=publication&pub=96
12. http://www.psycho.ru/library/874
13. http://vipmanager.moy.su/index/motivacija
14. http://www.aup.ru/books
15. http://enbv.narod.ru/text/Econom/management/uprav_pers/
16. http://www.alleng.ru/d/manag
* Соболев М., Рожкова Т. Как разработать систему материального стимулирования персонала.// Финансовый директор. – 2004, № 4. – С. 76
* Львов С., Иванов Р. Как мотивировать менеджеров.// Финансовый директор. – 2005, № 3. – С. 54
* Афанасьев А. Необходимо исключить личные договоренности об оплате труда между собственниками и менеджерами. // Финансовый директор. – 2005, № 3. – С. 58
* Львов С., Иванов Р. Как мотивировать менеджеров.// Финансовый директор. – 2005, № 3. – С. 55
* Львов С., Иванов Р. Как мотивировать менеджеров.// Финансовый директор. – 2005, № 3. – С. 56
* Трушкин С. Эффективные системы управления, что модно, а сто работает?// Информационные технологии. – 2005, № 9. - 20
* Как выращивать руководителей.// Вестника McKinsey. – 2000, № 1 - http://www.vestnikmckinsey.ru/
* Трушкин С. Эффективные системы управления, что модно, а сто работает?// Информационные технологии. – 2005, № 9. – С. 21