Реферат: Аудит персонала
Название: Аудит персонала Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АУДИТ ПЕРСОНАЛА АУДИТ ПЕРСОНАЛА (АП)– система консультационной поддержки, аналитической оценки и независимой экспертизы кадрового потенциала организации, позволяющая выявить соответствие кадрового потенциала организации ее целям и стратегии развития; соответствие деятельности персонала и структур управления организации существующей нормативно-правовой базе; эффективность кадровой работы по решению задач, стоящих перед персоналом организации, ее руководством, отдельными структурными подразделениями; причины возникновения социальных проблем (рисков) и возможные пути их решения или снижение их негативного воздействия. Главная цель данного аудита – оценка эффективности и производительности деятельности персонала, как одного из важнейших факторов, обеспечивающих прибыльность организации. Основные принципы аудиторской проверки персонала (внешний аудит, независимые от руководства предприятия): · Профессионализм; · Независимость; · Достоверность; · Честность; · Объективность; · Сопоставимость с международным правом. Объект аудита – трудовой коллектив организации, различные стороны его производственной деятельности, принципы и методы УП в организации. Основные направления АП: а) Оценка кадрового потенциала организации, качественных и количественных характеристик персонала (достаточное ли количество работников для нормального функционирования и развития организации; способен ли персонал работать эффективно и в соответствии с выбранной стратегией. Для этого оценивается фактический состав рабочих, особенности самого персонала, наличие у работников профессионально важных качеств и характеристик. б) Диагностика кадровых процессов и процедур УП, оценка их эффективности. Основные параметры АП по функциям управления персонала
Мониторинг в области персонала – научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа кадр.инф-ии и представления полученных данных для принятия стратегических и тактических решений руководством орг-ции. Источники информации при АП : законы и инструкции в области У трудом и труд.отношениями , труд.показатели п/п , рез-ты анкетировпания и интервьюирования раб-в. Сложность и многократность обьекта и целей аудита персонала предполагает использование многообразного методов проведения проверки и анализа , который м/разделить на три основ.группы методов: 1) Организационно- аналитические методы – проверка документов и отчетности. Анализ труд.показателей о рез-ти деят-ти п/п и его П.( Показатели исп-я раб.силы, раб.времени, качества и производительности труда, оплаты труда). Ист-ки инф-ии: баланс труд.ресурсов, описание работы и специфики, долж.инструкции, данные об издержках на найм, увольнение, обучение и переподготовка кадров, анкеты и тесты кандид-в, уровень проф.травматизма и общ.заболеваемоти,.. 2) Социально-психологич.методы- проведение соц.опросов, анкетирования, индив.и коллек.бесед. интервьирования раб-в различного уровня. Данн.методы исп-ся для оценки удовл-я трудом, отношения к работе, взаимоотношений в коллективе, мотивации к труду, эффек-ти деят-ти рук-ва и системы вознаграпждения. 3) Экономические методы – ч/з сравнение эк.и соц.показателей деят-ти орг-ции с законодательно установл.нормами, нормативамиили со средними и лучшими в отрасли (группе аналог.п/п) показателями оценить: конкурентосп-ть п/п на рынке труда, эффек-ть функц-я служб УП , эффект-ть самого АП. Классификация типов АП
Этапы аудиторской проверки персонала: 1. Подготовительный этап – определение целей проверки, предполагаемой эффективности для организации, подбор персонала (внутри или вне организации) для орг-ии проверки, его обучение, разработка внутрифирмен.документа ( приказ, распоряжение), сроков, задач, инструктаж исполнителей, разработка плана сбора, предоставления и программы рассмотрения анализ.инф-ии. 2. Сбор информации – проверка документации и отчетности, беседы с сотрудниками, предварительная обработка данных статистики. 3. Обработка и анализ информации – инф-я формализ-ся в виде таблиц, схем, диаграмм, вводится в ЭВМ. Анализ и оценка данных о деятельности П путем сравнения с аналогичными особо преуспевающими п/п, научно-обоснованными нормативами, путем применения методов экспертной оценки, ФСА и… 4. Обобщение и представление оценочных результатов, выводов и рекомендаций – итоговый материал, включ.отчет о АП. Там могут указ-ся пути усоверш-я УП (внедрение нов.технологий – коммуникац., офисной, инф-й), предложения по модификации сущ.УП, уточнение документации. Здесь же оценка резул-ти АП , заключ-ся в предложенных рационализаторских меролприятиях в области труда, Кад.службы. 4.1. Основные направления деятельности современных кадровых служб Управление человеческими ресурсами организации включает в себя несколько в равной степени важных направлений деятельности, а именно [4]: 1. Развитие корпоративной культуры (системы общих ценностей персонала), т.е. атмосферы или морально-психологического климата в Компании, направленной на осознание каждым сотрудником себя как части организации, своей причастности к достижению целей организации, гордости за нее и т.п., и связанным с этим ростом производительности и качества. При этом должна широко использоваться система социологических опросов сотрудников, обеспечивающая «обратную связь» и позволяющая принимать осознанные управленческие решения. Обычно руководство Компании использует корпоративную культуру для привлечения работников определенных типов и стимулирования желательного производственного поведения. Это наряду с фирменной атрибутикой, такой как форменная одежда, значки и т.п., ведет к созданию определенного имиджа Компании, что стимулирует клиентов к покупке товара или пользованию услугами именно этой Компании, а это, в свою очередь, приводит к увеличению объемов продаж, росту производства и, соответственно, прибыли Компании. 2.Формирование организационной структуры: разработка и со 3. Планирование ресурсов: разработка плана удовлетворения бу 4. Набор персонала: создание резерва потенциальных кандида 5. Отбор персонала: оценка кандидатов на рабочие места и от 6. Адаптация персонала: введение нанятых работников в орга 7. Оценка персонала: разработка и реализация методик оценки 8. Обучение персонала: разработка программ обучения трудо 9. Планирование карьеры: разработка программ, направленных 10. Определение заработной платы и льгот: разработка структу 11. Учет и контроль: документооборот, кадровое делопроизвод ного руководителя, вышестоящего руководства, психолога, коллег по работе и, что наиболее важно, клиентов Компании, а также данные регулярных аттестаций и социологических исследований и т. п. 12. Перемещение персонала: разработка методов перемещения 13. Социально-психологический мониторинг: диагностика кол Здесь следует обратить внимание на следующее обстоятельство: все направления деятельности кадровых служб взаимосвязаны между собой. К примеру, если рассмотреть «оценку персонала», то она является базовой для многих конкретных аспектов и направлений кадровой работы. В частности: при приеме на работу необходимо оценить степень готовности кандидата к работе в должности, определить наличие или отсутствие у него необходимых качеств для успешной эффективной работы, дать описание его особенностей; при продвижении необходимо оценить, насколько сотрудник Компании подготовлен к выполнению новых функций; при обучении необходимо оценить уровень профессиональной компетенции сотрудников Компании, выявить перечень знаний, навыков, которыми им необходимо овладеть, выявить стереотипы мышления, мешающие эффективно работать или управлять, которые необходимо преодолеть, и, наконец, определить направления, по которым должно идти обучение и развитие персонала Компании, иначе говоря — сформулировать потребности в обучении; при реорганизации необходимо оценить возможности сотрудников приспособиться к новым условиям работы, выбрать наиболее адаптивных и эффективных из них и именно их оставить в новой организации; при поощрении необходимо оценить заслуженный сотрудником размер премий и компенсаций; при сокращении или увольнении необходимо оценить перспективы и дать увольняемому сотруднику ориентиры и рекомендации, где он мог бы быть более успешным, возможно, помочь подобрать ему программу переобучения [5]. Следует подчеркнуть, что независимо от размеров Компании, ее численности сегодня все эти функции обязательно должны быть реализованы в стремящейся к успеху Компании. Если Компаниянебольшая, то эти функции возлагаются на профессионального, еще раз подчеркиваю, именно профессионального менеджера по персоналу. Если она средняя, то создается служба персонала, в которую входят несколько сотрудников, распределяя эти кадровые функции между собой. А если это большая Компания, то в ней уже создается управление или департамент по работе с персоналом, причем с входящими в него несколькими специализированными подразделениями: отделами и группами, каждое из которых отвечает за одно из перечисленных выше современных направлений кадровой деятельности. |