Реферат: Физиологические особенности человека
Название: Физиологические особенности человека Раздел: Рефераты по медицине Тип: реферат |
Физиологические особенности человека Физиология — наука о жизнедеятельности целостного организма и его отдельных частей, клеток, органов, функциональных систем. Это весьма разветвленная наука, охватывающая многие проблемы, связанные с механизмами различных функций живого организма (ростом, размножением, дыханием и др.), с их взаимодействием, регуляцией и приспособлением к внешней среде, происхождением и становлением в процессе эволюции. Одна из основных задач физиологии животных и человека — изучение регулирующей и интегрирующей роли нервной системы в организме. В решение этой задачи существенный вклад внесли выдающиеся российские физиологи И.П. Павлов (1849— 1936), создавший учение о высшей нервной деятельности (он удостоен Нобелевской премии 1904 г.), и И.М. Сеченов (1829- 1905), обосновавший в классическом труде «Рефлексы головного мозга» (1866) рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности. В частности, И.П. Павлов разработал метод условных рефлексов и установил, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга и определяющие основные особенности человека как феномена природы. С биологической точки зрения появление человека разумного может казаться вполне ординарным событием. Однако человек — носитель разума, мысли, это особый феномен природы. В процессе развития живых систем сформировался мозг — материальная основа разума. Элементы разумного поведения проявляют многие высшие животные и некоторые птицы. Но полноценное проявление разума в биосфере присуще только человеку, так как лишь в его социальном сообществе сформировалась, а затем развивалась коллективная память, названная В.И. Вернадским научной мыслью. Научная мысль — это созданный человеком разумным на определенной стадии его развития независимый от отдельной особи коллективный аппарат сбора, накопления, обобщения и хранения знания. И только человек в состоянии использовать такой аппарат для решения своих практических проблем. Научная мысль в сочетании с трудовой деятельностью человека стала великой геологической силой, способной преобразовать биосферу. «Научная мысль как проявление живого вещества, по существу, не может быть обратимым явлением — она может остановиться в своем движении, но, раз создавшись и проявившись в эволюции биосферы, она несет в себе возможность неограниченного развития в ходе времени»,— так писал В.И. Вернадский. Характерные особенности и специфика человека, отличающие его от других высших животных, закреплены в материальном носителе разума — мозге. Чем же мозг человека отличается, например, от мозга похожих на него приматов? Каким бы это ни показалось странным, но сравнительно недавно специалисты не видели принципиальных различий в строении их мозга. Только на современном уровне понимания строения и специфики работы мозга, достигнутом в последние 30 — 40 лет, выяснилось, что простейшим функциональным элементом мозга является структурный ансамбль нервных клеток— нейронов со сложными и фиксированными разветвлениями взаимосвязей. Один ансамбль обычно управляет вполне определенным процессом или одной функцией организма. Эволюция мозга, его усложнение происходили не столько за счет роста числа нейронов, сколько за счет организации и упорядоченности как отдельных структурных ансамблей, так и центров, объединяющих отдельные функции в сложные поведенческие реакции. Структурные ансамбли разветвляются в форме вертикальных колонок, включающих клетки древних слоев мозга, расположенных в его нижних пластах, и клетки более поздних поверхностных слоев. В результате усложнения связей и увеличения их числа происходят и качественные изменения структурных ансамблей. Структурные ансамбли мозга человека и приматов, определяющие такие функции, как зрение, слух и двигательные реакции тела, мало различаются между собой. Существенные отличия выявлены в размерах и связях структурных ансамблей мозга человека, ведающих его речью и двигательными реакциями рук, особенно кистей, и определяющих способность человека к трудовой деятельности. У человека заметно выделяются лобные доли, которые, согласно сложившимся представлениям, осуществляют интеграцию различных функций мозга в целенаправленные поведенческие реакции, а также участвуют в ассоциативных и обобщающих мыслительных процессах. У человека относительно большая площадь лобных долей мозга — около 25%, и общее число нейронов — более 1010 . Несмотря на многие достижения современного естествознания, мозг человека остается одним из самых загадочных объектов исследования. Тем не менее, к настоящему времени удалось определить функции нейромедиаторов, с помощью которых передаются биохимические сигналы от одного нейрона к другому, и выяснить механизмы действия кратковременной и долговременной памяти живых организмов. За эту работу известные ученые А. Карлссон (1923), П. Грингард (1925) и Э. Кэндель (1929) удостоены Нобелевской премии по физиологии и медицине за 2000 г. Мозг как единая система обладает удивительным свойством — памятью. Память — это основной ориентир человека в окружающем мире. Она придает направленность событиям, связывая настоящее с прошедшим и сегодняшнее поколение с нашими предками. Именно благодаря памяти накапливалась информация и передавалась от поколения к поколению. Следовательно, благодаря ей возникла и развивается цивилизация. Память зависит не только от конкретных биохимических процессов в отдельных нервных клетках, но, прежде всего от того, в каких именно клетках они происходят, от расположения их в том или ином отделе мозга и их связи друг с другом. Основа памяти — установление связи между воспринимаемыми образами, нервными клетками и их ансамблями, между отделами и уровнями мозга. Извлечение информации из кладовых памяти подобно игре на удивительном по своей сложности инструменте, из которого опытный исполнитель извлекает чудесные мелодии. Именно на установлении и последующем поиске связей основана мнемотехника — система приемов, облегчающих запоминание. Принцип исскуства запоминания: главное условие хорошей памяти — это способность упорядоченно располагать в мыслях все то, что следует запомнить. Этот принцип позднее лег в основу театра памяти, популярного вэпоху Возрождения, и к настоящему времени стал универсальным. Не его ли мы используем сегодня при написании плана сочинений, при составлении каталога компьютерной базы данных и т. п.? Ответ очевиден: конечно же, он помогает и логично излагать мысли, и рационально использовать компьютер. Более того, по аналогичному принципу строилось классическое университетское образование, нацеленное не столько на запоминание фактов, сколько на нахождение связи между ними, на умение нахождения нужной информации и ее использование, т. е. на умение построить свой театр памяти, помогающий работать с новыми сведениями. Отметим еще одно характерное свойство мозга. Строение ансамблей нервных клеток, их связи в мозгу программируются генетическим аппаратом. Развитость речевых и двигательно-трудовых структурных ансамблей мозга человека наследуется детьми от родителей. Однако наследуется не речь и не трудовые навыки как таковые, а лишь потенциальная возможность их последующего приобретения. Генетические возможности реализуются только при условии, что с раннего детства конкретный ребенок воспитывается и обучается в сообществе людей, в постоянном общении с ними. Генетический потенциал ограничен во времени жесткими возрастными рамками. Если сроки пропущены, то потенциал гаснет, а человек по своему развитию остается на уровне того же примата. В истории человечества немало примеров, показывающих, что не только отдельная личность, но и целые сообщества людей обязаны вести непрерывную работу по овладению, сохранению и приумножению того, что выделяет людей из животного мира. Малейшее ослабление усилий или, что еще хуже, сознательное пробуждение в людях низменных начал в ущерб разуму, когда, например, преследуются неблагородные политические цели, с поразительной быстротой ведут к потере культурных завоеваний, возрождению дикости и агрессивности даже в цивилизованном обществе. Психология человека С развитием физиологии во второй половине XIX в. родилась психология — наука о душе, о внутреннем мире человека. Слово «психика» в переводе с греческого означает «душа». Психика — система регуляторов поведения в сложной среде, возникшая в ходе биологической эволюции. В отличие от животных люди способны к преднамеренной совместной деятельности, речевому взаимодействию, использованию опыта человечества, сознательной саморегуляции, созидательной трудовой активности, познанию неявного; они имеют долгое детство и психически развиваются в течение всей жизни. Ориентация в явлениях психики — органическое звено подготовленности профессионала, условие его деловой культуры. Профессионалы различаются по частным психологическим особенностям, но сходны по общей структуре психологического склада. Знание особенностей психики (своей и других) ориентирует человека в деле самосовершенствования и построения профессионального жизненного пути. Но освоение фактов и закономерностей психологии идет не стихийно, а путем планомерного образования, самообразования. Психика человека обеспечивается телесными его системами и в то же время влияет на них. Длительные и тяжкие переживания, вызванные чисто социальными и моральными обстоятельствами (утрата собственного признания, идейные разногласия и т. п.), закономерно ведут к телесным недугам, заболеваниям. И наоборот, болезни тела и даже беспечное отношение к себе — путь к утратам психического статуса, не говоря уж о заболеваниях, нарушениях нервной системы, которые напрямую влияют на психику. Существование и развитие организма в среде обеспечиваются процессами познания и исполнения системой психологических регуляторов поведения. Знания,как отображения некоторых реальностей в голове человека, есть явления психики и, в свою очередь, сами являются реальностью, необходимой для целесообразной регуляции нашей активности. Мы можем знать о том, что недоступно органам чувств, и порождать знание о том, чего нет в культуре или природе. Владение теоретическим знанием качественно улучшает практическое решение задач. Ориентироваться в психологических закономерностях возникновения и динамизма знаний важно для самообразования, организации и улучшения профессиональной деятельности. Знания о людях и о себе — специфические и важные области явлений, процессов психики. Но не все, что происходит в психике, подотчетно сознанию человека. Бессознательные процессы тоже регулируют нашу активность. Они доступны научному анализу и о них важно иметь достоверные сведения. Человеческая деятельность характеризуется сложной динамикой. Она связана многообразными отношениями с индивидуальными свойствами личности, общественным и индивидуальным сознанием, опытом человека, его природой и культурной средой. Значение деятельности определяется тем, что психика не только в ней проявляется, но и формируется в течение жизни. О направленности (системе побуждений — идеалов, убеждений, интересов) личности, ее устойчивых отношениях к разным сторонам действительности узнают, анализируя деятельность. Ценные или нежелательные особенности личности складываются в зависимости от того, в какую деятельность включен человек. Если же мы намерены формировать личность в должном направлении, то следует позаботиться об организации его соответствующей деятельности. Социологические аспекты Человек как субъект отношений и сознательной деятельности представляет собой личность. Личность — неотъемлемая составляющая общества. Проблемы взаимоотношений личности и общества, а также закономерности массового поведения людей изучает социология. Попытки объяснения особенностей общественной жизни возникли еще в античные времена (Платон, Аристотель и др.). Аристотель например, считал, что человек рождается политическим существом и несет в себе инстинктивное стремление к совместной жизни. В практике социальных отношений средневековых мыслителей (Августин, Боссюэ) преобладало божественное начало, в соответствии с которым вся история человечества носит характер борьбы царства благодати с царством зла. Мыслители XVII —XVIII вв. рассматривали историю общества как продолжение истории природы и стремились вскрыть естественные законы общественной жизни. Такой подход связывался с развитием науки того времени, с поиском единых, универсальных законов мира. Жизнь общества уподоблялась жизни природы. Если исходным звеном в цепи природных процессов являются атомы, то подобным атомом в общественной жизни представляется человек. Как ни резко различаются между собой люди, их объединяет общая цель — стремление к самосохранению,— которая порождает страсти, составляющие своего рода пружину поступков людей. Они управляют поведением людей с такой же математической точностью, как физические силы определяют движение природных тел. Действия людей строго закономерны. Свобода в поведении человека, по образному выражению нидерландского философа Спинозы (1632— 1677), равносильна свободе камня, приведенного в движение по законам механики и «воображающего», что он движется «по собственному желанию». Французский философ-просветитель Ж. Кондорсэ (1743—1794) полагал, что в основе общественных отношений лежит безграничное совершенствование знаний. «Способность человека к совершенствованию,— писал он,— действительно безгранична, рано или поздно настанет момент, когда Солнце будет освещать Землю, населенную только свободными людьми...». По его мнению, человеческий прогресс подчинен определенным общим законам, знание которых помогает предвидеть, направлять и ускорять дальнейшее развитие. Широко известно высказывание французского философа П. Гольбаха (1723— 1789): «Излишек едкости в желчи фанатика, разгоряченность крови в сердце завоевателя, дурное пищеварение у какого-нибудь монарха, прихоть какой-нибудь женщины являются достаточными причинами, чтобы заставить предпринимать войны, посылать миллионы людей на бойню, разрушать крепости, превращать в прах города, погружать народы в нищету и траур, чтобы вызывать голод и заразные болезни, и распространять отчаяние и бедствие на длинный ряд веков». Значительный вклад в развитие социологии внес выдающийся мыслитель, немецкий философ Г. Гегель (1770—1831), создавший диалектику. Он считал, что люди творят историю не по собственному произволу, а по необходимости. В истории господствуют закономерность и порядок. История — единое целое, в котором каждая ступень лишь определенное звено. Гегель подчеркивал, что развитие общества носит поступательный характер, что в нем обнаруживается прогресс в сознании свободы, а не просто изменение. По его мнению, развитие является движением вперед от несовершенного к более совершенному, причем первое должно быть рассмотрено не в абстракции лишь как несовершенное, а как нечто такое, что в то же время содержит в себе свою собственную противоположность, так называемое совершенное как зародыш, как стремление. Открытый Гегелем закон отрицания позволил разделить проблему противоречия между поступательным движением и повторением, возвратом к старому, а глубокое понимание диалектики количественных и качественных изменений давало возможность понять, как новое в истории возникает из старого и как оно, в свою очередь, стареет и сменяется новым. Некоторые ярые сторонники материализма видели в диалектическом понимании общественных отношений идеалистический подход, противопоставляя поступательному развитию общества идею искусственного вторжения в естественный процесс развития, надеясь на успешное решение социальных проблем. Однако, как показал исторический опыт, такая идея противоестественна: она ведет к деградации общества, а вместе с ним — и личности. Диалектическое понимание развития общества нацеливает каждого человека на созидательную деятельность и кропотливый творческий труд. Антропогенез Человек — предмет изучения как наук о природе (естествознания), так и наук о духе (гуманитарного и социального познания). Между естественным и гуманитарным знанием ведется непрерывный диалог по проблеме человека, обмен информацией, теоретическими моделями, методами и т.п. Центральное место в комплексе естественнонаучных дисциплин о человеке занимает антропология, основной предмет ее изучения — антропосоциогенез, т.е. происхождение человека и общества. Для решения собственных задач антропология привлекает данные эмбриологии, приматологии, геологии и археологии, этнографии, лингвистики и др. Антропология — наука о происхождении и эволюции человека. Термин «антропология» происходит от греч. аntropos — человек и logos — учение. Антропогенез — эволюционный процесс формирования, человека. Современная антропология рассматривает антропогенез как продолжение биогенеза. Основными вопросами антропологии являются вопросы о месте и времени появления человека, основных этапах его эволюции, движущих силах и факторах, соотношении антропогенеза и социогенеза. Первоначальные представления о происхождении человека и общества отражены уже в древних мифологиях, чудесное рождение различных поколений богов, а затем и людей составляет канву мифологических текстов. Позже появились различные версии религиозно-креационистского взгляда на происхождение человека. Уже в античной философии появляется идея естественного происхождения человека. В учениях греческих философов Анаксимандра (VII—VI вв. до н.э.), Эмпедокла (V в. до н.э.), Анаксагора (V в. до н.э.), Демокрита (V в. до н.э.), римского поэта и философа Тита Лукреция Кара (I в. до н.э.) возникновение человека объясняется без апелляции к сверхъестественным силам и сущностям. Однако античные представления о происхождении человека носили натурфилософский, умозрительный, а порой и просто фантастический характер, будучи не столько результатом обобщения объективных данных, сколько порождением изощренного воображения древних философов. Начало научной антропологии относят к середине XVIII в. Так, К. Линней в своей классификации видов растений и животных не просто отнес человека к животному миру, но и поместил его рядом с человекообразными обезьянами. Следующий этап становления научной антропологии связан с идеями Ж. Ламарка, который предположил, что человек произошел от древней человекообразной обезьяны, в силу перемены климатических условий перешедшей к наземному образу жизни и прямохождению. Прямохождение способствовало изменению строения позвоночника, мускулатуры, кисти, челюстей, головного мозга и т.д. Ж. Ламарк предложил целый спектр верных и интересных идей, но не нашел им убедительных эмпирических подтверждений. До середины XIX в. в антропологии ведущие позиции по-прежнему занимала креационистская концепция. Систематическое опровержение креационизма началось в середине XIX в. В 40-50-е гг. французский археолог Б. Де Перт, основываясь на находках грубо обработанных каменных орудий, доказывал, что человек появился значительно раньше, чем предполагают библейские тексты. В 1871 г. Ч. Дарвин в работе «Происхождение человека и половой отбор» выдвинул идею животного происхождения человека от обезьяноподобного предка и утверждал, что современные человекообразные обезьяны представляют собой боковые ветви антропогенеза. К этому времени уже были найдены фрагменты скелетов древних предков человека, которые послужили эмпирическим материалом, подтверждающим гипотезу Ч. Дарвина. Особенности этих костных остатков свидетельствовали о существовании древних людей, строение которых имело сходные признаки, как с современным человеком, так и с человекообразными обезьянами. Данные сравнительной анатомии, физиологии, паразитологии, эмбриологии, психологии уже в XIX в. позволили сделать вывод об очевидном сходстве телесного строения, строения зубов человека и человекообразных обезьян. Кроме того, Ч. Дарвин обратил внимание на то, что человек и высшие обезьяны имеют одинаковые группы крови и болеют одинаковыми инфекционными заболеваниями (позже, уже в XX в., были получены данные о родстве белковых структур и ДНК человека и высших приматов). Все эти факты позволили Ч. Дарвину сделать вывод о существовании общего для человека и человекообразных обезьян предка — обезьяноподобного существа, которое жило в эпоху неогена. Ч. Дарвин и его последователи Т. Хаксли и Э. Геккель стали основоположниками симиальной теории происхождения. На данный момент симиальная гипотеза является общепринятой. В антропологии существует также тарзиальная гипотеза происхождения человека от древнего долгопята, предложенная английским антропологом Ф.В. Джонсом. Эта концепция не имеет значительного числа сторонников, сразу же после выдвижения в 1916 г. она была подвергнута критике и фактически опровергнута. Во второй половине XX в. биохимические и молекулярные исследования еще раз подтвердили, что по составу белков долгопяты очень далеки от человека, тогда как человекообразные обезьяны обнаруживают значительное сходство. Современные палеонтологические находки, а также данные молекулярной биологии позволяют установить, что у человека и современных шимпанзе 91 % сходных генов, у человека и гиббона — 76 %, у человека и макаки-резус — 66 %. В генетическом смысле шимпанзе считается наиболее близкой к человеку современной человекообразной обезьяной. С другой стороны, исследование морфологических признаков свидетельствует, что больше всего сходства у человека и гориллы— 385, далее идет шимпанзе— 369, орангутанг— 359 и гиббон— 117. Современные человекообразные обезьяны — гиббон, горилла, орангутанг и шимпанзе — представляют собой боковые ветви антропогенеза и также произошли от обезьяноподобных существ эпохи неогена. Человекообразные обезьяны более сходны с человеком, чем с низшими обезьянами, однако, поскольку предки у низших и высших обезьян были общие, между ними все же обнаруживается сходство, тогда как при сравнении низших обезьян с человеком сходство отсутствует. Тот вид обезьян, от которого произошел человек, обладал большим по сравнению с другими видами объемом головного мозга, более короткими передними конечностями и более длинными задними. По-видимому, этот вид обезьян передвигался как по земле, так и по деревьям (брахиация). Однако передвижение по земле преобладало над брахиацией. Считается, что предки человека питались как растительной, так и животной пищей. Древние человекообразные обезьяны жили небольшими стадами, которые достаточно быстро передвигались по открытым пространствам африканской саванны. Способность к быстрому освоению окружающей среды, цепкие конечности, способные к манипуляциям с различными предметами, привели к развитию нервной системы и достаточно большого и дифференцированного головного мозга. Эти биологические предпосылки впоследствии стали важнейшими факторами возникновения сознания и языка. Прародиной человечества считается Восточная Африка. Именно в ее экваториальной части сложились наиболее подходящие условия для возникновения человека: теплый и влажный климат, разнообразный ландшафт, многообразный растительный и животный мир и т.п. Ранние гоминиды населяли влажные тропические леса, а затем вышли из них на открытые пространства. Значительное похолодание, которое привело к исчезновению тропических лесов, предоставило эволюционное преимущество именно прямоходящим саванным обезьянам. Некоторые антропологи предлагают концепцию происхождения человека от прибрежных обезьян, обитавших по берегам рек и пресных водоемов в полусаванной гористой местности, однако эта точка зрения не является общепринятой. Существует две гипотезы происхождения человеческих рас: моногенетическая (моногенизм) и полигенетическая (полигенизм). Согласно моногенетической гипотезе, человеческие расы произошли от единого предка и начали формироваться на этапе Homo sapiens, т.е. человека разумного. Полигенетическая гипотеза, напротив, утверждает, что человеческие расы произошли от разных, никак не связанных друг с другом видов древних обезьян, живших на разных материках. Следствием полигенетической гипотезы является утверждение, что современное человечество представляет собой несколько различных видов. Гипотеза полигенеза не подтверждается эмпирически, да и теоретически выглядит не слишком убедительно. Главным аргументом против является тот факт, что различные человеческие расы смешиваются друг с другом и оставляют здоровое, жизнеспособное потомство. Но общеизвестно, что при скрещивании животных разных видов здоровое потомство, в свою очередь способное к размножению, не рождается. Другим аргументом является отсутствие принципиальных различий в строении головного мозга, скелета, свойствах крови и т.д. между представителями разных человеческих рас. Различия в цвете кожи, разрезе глаз, структуре волос и т.п. не являются существенными. Таким образом, моногенетическая гипотеза имеет значительные преимущества перед полигенетической. Существует и компромиссная теория, которая стремится объединить полигенизм и моногенизм. Согласно этой концепции современный человек появился в одном месте — в Африке, но его скрещивание с более древними формами гоминид привело к возникновению нескольких рас. Следует отметить, что компромиссная теория происхождения рас имеет ничтожное число сторонников. Антропогенез рассматривается как продолжение биогенеза, поэтому антропология изучает абиотические, биотические и социальные факторы возникновения и эволюции человека Абиотические предпосылки антропогенеза — геологические процессы, географические и физико-химические факторы и т.п. Биотические предпосылки антропогенеза рассматриваются синтетической теорией эволюции. Мутации, волны численности, изоляция, естественный отбор и другие факторы определяют процессы микро- и макроэволюции, в результате которых формируются новые виды животных и в конце концов возникают древние антропоидные обезьяны, от которых предположительно 2—3 млн. лет назад произошли люди. Основные предпосылки, обеспечившие переход от обезьяны к человеку, — прямохождение, развитие руки и развитие мозга — называются гоминидной триадой. Предполагается, что способность к двуногому передвижению сформировалась у некоторых древних обезьян еще 23—27 млн. лет назад. По мнению Ч. Дарвина, прямохождение стало следствием вынужденного изменения характера питания. Очередное похолодание привело к исчезновению пышных тропических лесов и вынудило древних обезьян искать новые способы добывания пищи. Некоторые виды ископаемых приматов, верхние конечности которых были несколько короче, а нижние длиннее, чем у других видов, стали спускаться с деревьев на землю и проводить здесь значительную часть времени. Различие функций передних и задних конечностей древних обезьян определилось еще в период древесного образа жизни, переход к наземному образу жизни и прямохождение дополнительно способствовали углублению функциональной дифференциации: стопы все более выполняли опорную функцию, а кисти — хватательную. Освобождение передних конечностей способствовало тому, что древние обезьяны стали использовать различные подручные предметы (палки, камни, кости и т.п.) в целях самозащиты или добывания пищи. Разнообразные и все усложняющиеся манипуляции с предметами развивали и трансформировали кисть, большой палец постепенно удлинялся и все больше противопоставлялся другим пальцам руки. Повышение чувствительности кисти в свою очередь позволяло древним предкам человека совершать все более и более сложные манипуляции с предметами. Следствием развития кисти и усложнения действий, производимых с ее помощью, стало увеличение объема и усложнение структуры головного мозга. Изменение мозга, с одной стороны, способствовало совершенствованию тела древних гоминид, а с другой — стало материальной основой усложнения и развития психики. Прямохождение также сыграло немаловажную роль в развитии психики, поскольку двуногое передвижение требовало совершенно иной координации движений, чем брахиация. Изменение положения головы при двуногом передвижении способствовало расширению поля зрения и возрастанию роли зрительной информации в процессе ориентации, что также имело следствием развитие и усложнение психики. Уже Ч. Дарвин, объясняя, каким образом происходило превращение древней человекообразной обезьяны в человека, обращал внимание не только на биологические, но и на социальные факторы. Например, Ч. Дарвин говорил о важной роли, которую сыграл стадный образ жизни в эволюции человека «У строго общественных животных, — писал он, — естественный отбор действует иногда на отдельные особи путем сохранения тех изменений, которые выгодны для сообщества». Ч. Дарвин обратил внимание на то влияние, которое общественный образ жизни оказывает на формирование моральных норм, позволявших выжить первобытному стаду. «Очевидно, — писал английский ученый, — что племя, заключающее в себе большее число членов, которые наделены высокоразвитым чувством патриотизма, верности и участия к другим, членов, которые всегда готовы помогать друг другу и жертвовать собой для общей пользы, должно одерживать верх над большинством других племен, а это и будет естественный отбор». Тем не менее Ч. Дарвин строил сугубо биологическую теорию и не говорил о ведущей роли социальных факторов в антропогенезе. На важность социальных детерминаций впервые обратил внимание Ф. Энгельс. В своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», написанной в 70-е гг. XIX в., он изложил основные идеи трудовой теории антропогенеза. По мнению Ф. Энгельса, главное отличие человека от животных — это способность к труду. Труд, язык и мышление — главные факторы эволюции человека. Труд связан с умением создавать орудия труда из подручных естественных предметов природы. Ни одно животное не способно использовать одни предметы для изготовления других, но при этом многие животные, а не только высшие приматы используют природные средства для добывания пищи, самообороны и т.п. Возникновение трудовой деятельности связано с переходом от случайных манипуляций с камнями, палками и костями к изготовлению необходимых для повседневной жизнедеятельности предметов. Трудовая деятельность, по мнению Ф. Энгельса, предопределила возникновение социальных отношений, сознания и языка. Переход от использования предметов природы к систематическому изготовлению орудий труда стал тем качественным скачком, который обусловил возникновение социального мира (общества) из мира биологического. Результаты труда— разнообразные предметы, созданные человеком, — стали основой механизма социально-культурного наследования. Основными этапами антропогенеза считаются: Кайнозойская эра (67 млн. лет назад — настоящее время) подразделяется на несколько периодов: • палеоген (67 млн. — 27 млн. лет назад), в котором выделяются палеоцен (67 млн. — 54 млн. лет назад), эоцен (54 млн. — 38 млн. лет назад) и олигоцен (38 млн. — 27 млн. лет назад); • неоген (27 млн. — 3 млн. лет назад), в котором выделяются миоцен (27 млн. — 8 млн. лет назад) и плиоцен (8 млн. — 3 млн. лет назад); • четвертичный (3 млн. лет назад — по настоящее время), в котором выделяют плейстоцен (3 млн. — 20 тыс. лет назад) и голоцен (20 тыс. лет назад по настоящее время). Палеонтологические находки свидетельствуют, что высшие обезьяны — предки человека появились еще в эпоху олигоцена. Около 30 млн. лет назад жили древние приматы, которые дали начало вымершей ветви древесных антропоморфных обезьян — дриопитекам, линия которых отделилась от общего ствола антропоморфных обезьян примерно 23—20 млн. лет назад. Дриопитеки, или древесные обезьяны, — самая дальняя точка антропогенеза. Палеонтологические находки XX в. позволили восстановить облик ископаемых приматов эпохи неогена. Остатки скелета дриопитека обнаружены в 1856 г. во Франции, т.е. они были известны уже современникам Ч, Дарвина. Еще одним видом антропоморфных обезьян эпохи неогена были рамапитеки, остатки которых были обнаружены в 1930-е гг. в Индии. Некоторые антропологи считают, что первые рамапитеки произошли непосредственно от дриопитеков и представляют собой следующий этап антропогенеза. Рамапитеки жили 14 млн. — 6 млн. лет назад и занимали огромную территорию от Африки до Индии. Одни исследователи считают рамапитека четырехногим, другие — двуногим существом. Очевидно, что рамапитеки могли легко перемещаться на большие расстояния и уже использовали передние конечности для удержания предметов. Рамапитеки — обезьяны эпохи неогена, наиболее похожие на человека, поэтому их считают более близкими к человеку существами, чем дриопитеки. В конце неогена существовало около 20 родов и около 30 видов антропоморфных обезьян, и только один вид стал предковой формой человека, остальные постепенно вымерли. Ближайшим предшественником человека считается австралопитек — прямоходящее млекопитающее, которое жило 9— 2,5 млн лет назад. В 1920-е гг. в Южной, а затем в Юго-Восточной и Восточной Африке и передней Азии были найдены скелетные остатки австралопитековых. Австралопитек — наземное, прямоходящее стадное существо, которое имело небольшое тело в среднем 110—130 см, весом около 20 кг. Австралопитеки обладали массивными челюстями, покатым лбом и ярко выраженными надбровными дугами. Объем мозга достигал от 300 до 600 см3. Мозг австралопитековых был достаточно сложно организован по сравнению с мозгом других антропоидных обезьян, живших в то же время. Строение тазовых костей и положение головы свидетельствовали о том, что прямохождение уже стало нормой. Австралопитек даже умел бегать на двух ногах, чего не может сделать ни одна современная человекообразная обезьяна, использующая для бега помощь передних конечностей. Австралопитеки жили на открытых местностях — в степях и саваннах, питались растительной и животной пищей, занимались охотой, использовали подручные природные предметы — палки, камни, кости и т.п. в качестве средств защиты, нападения и обработки туш убитых животных. Австралопитеки еще не умели изготавливать орудия труда. Тем не менее, сложные манипуляции с предметами увеличивали подвижность передних конечностей, что способствовало развитию мозга и психики. Австралопитеки жили стаями, совместно оборонялись и охотились. Развитый мозг и стадный образ жизни давали им некоторые эволюционные преимущества, которые позволяли частично компенсировать биологические недостатки. Так, австралопитек медленно бегал, у него не было зубов и когтей для защиты, кроме того, он был малоплодовит. Некоторые антропологи выдвигают предположение, что австралопитеки не были предковой формой человека, что это особая ветвь гоминид, которая не получила дальнейшего развития. На роль предка человека предлагается близкое к австралопитековым существо с более развитым головным мозгом, произошедшее от прибрежных обезьян. На этом же основании утверждается, что отнесение человека умелого к австралопитековым ошибочно: человек умелый действительно является предком современного человека, однако он представляет собой один из подвидов прибрежных обезьян. Самой древней формой ископаемого человеческого существа является Homo sapiens — человек умелый, остатки скелета которого были найдены в 1960 г. в Восточной Африке. По месту обнаружения находки — Олдувайское ущелье (Танзания) — этот человек был назван Олдувайским человеком. Человек умелый — двуногое прямоходящее существо, ростом около 140—150 см и объемом головного мозга от 500 до 700 см3 (в среднем на 100 см3 больше, чем у австралопитека). Кисть человека умелого достаточно хорошо развита, фаланги пальцев сплющены, как у современного человека. Кроме этого, хабилисы имели такое же, как у человека, строение зубов. Олдувайский человек жил 2—3 млн лет назад, именно этим периодом датируется возникновение человека. Хабилисы вели оседлый образ жизни, о чем говорят остатки «фундаментов» жилищ. Олдувайские жилища — самые древние из ныне известных. На одной из стоянок человека умелого был обнаружен «круг», сложенный из небольших (от 10 до 30 см) обломков лавы, диаметр этого образования составлял 4—6 м с востока на запад и 4 м с севера на юг. Судя по всему, круг представлял собой фундамент жилища, камнями закреплялись ветви, на которые затем крепились шкуры, служившие «стенами» хижины. Хабилисы занимались охотой и умели изготавливать грубые и примитивные, но уже достаточно разнообразные орудия труда (около 20 видов). Многочисленные находки каменных орудий, разбитых костей животных и камней в районе обитания олдувайского человека свидетельствуют об этом. Исходным материалом для примитивных орудий служила галька, которую Олдувайский человек оббивал с одной стороны, создавая режущий край. Часто, характеризуя трудовую деятельность хабилиса и ее результаты, говорят об олдувайской культуре или галечной индустрии. В основе олдувайской культуры лежит умение Homo sapiens изменять форму одного предмета с помощью другого. Ни одна современная высшая обезьяна не может этого сделать. Умение изготавливать орудия труда говорит о том, что олдувайский человек уже вышел за пределы животного мира. Но с другой стороны, галечные орудия лишены повторяющейся, устойчивой формы, на протяжении 2 млн. лет они не претерпели никаких изменений. Олдувайский человек охотился на мелких и крупных животных, занимался рыболовством, собирал птичьи яйца и ягоды. Способы охоты олдувайского человека были достаточно разнообразны: загоны в болота и ямы, облавы. Пойманную жертву добивали камнями и массивными ветками. Известно, что хабилисы не поедали добычу сразу, ее делили между всеми членами первобытного стада либо прямо на месте охоты, либо доставляли добычу к местам стоянок. Хабилисы ели сырое мясо. Множество расколотых крупных костей, которые найдены на стоянках Олдувайского человека, свидетельствует о том, что хабилисы употребляли в пищу костный мозг. Использование засадной и загонной охоты для добывания пищи говорит о высокой степени кооперации, которая существовала в первобытных стадах хабилисов. Распределение ролей во время охоты, необходимость дележа добычи способствовали дальнейшему развитию социальных отношений и формированию сознания человека умелого. Впервые остатки скелетов питекантропов были найдены на острове Ява в 1891 г. голландским исследователем Э. Дюбуа. Позже аналогичные находки были сделаны в Германии, Венгрии, Алжире, Эфиопии, Южной Африке. Объем мозга питекантропа — от 800 до 900 см3, левое полушарие чуть больше, чем правое. Рост питекантропа достигал 165—170 см. Питекантроп жил примерно 2 млн. — 650 тыс. лет назад. Питекантропы питались растительной и животной пищей, занимались собирательством и охотой. Скелетные остатки синантропов были найдены в 1920-е гг. в Китае. Синантроп жил 2 млн. — 360 тыс. лет назад. Объем головного мозга «китайского человека» достигал 1000—1250 см3. У синантропа обнаруживается несколько больше человеческих черт, чем у других разновидностей Homo sapiens, обнаруженных в различных районах Земли. Homo sapiens занимался коллективной охотой и умел использовать огонь. На стоянках древних людей обнаружен внушительный слой пепла. Предполагается, что использование огня началось примерно 750 тыс. лет назад, однако это был естественный огонь, горение которого поддерживалось на протяжении длительного времени. Поначалу архантропы применяли огонь для согревания и отпугивания хищников, но не для приготовления пищи. Архантропы питались сырым или случайно обожженным мясом. Умение искусственно добывать огонь и его систематическое использование появились только 120—100 тыс. лет назад в эпоху палеантропов. Остатки скелета палеантропа были обнаружены в 1856 г. в Германии в долине Неандерталь в устье реки Дюссель. Именно по месту обнаружения этот древний человек был назван неандертальцем. Любопытно, что первый череп взрослого палеантропа женского пола был найден еще в 1848 г. на скале Гибралтар в Испании, однако на него обратили внимание только после обнаружения костных остатков в долине Неандерталь и появления теории антропогенеза Ч. Дарвина. Затем фрагменты скелетов палеантропов были найдены также в Азии и Африке. Судя по географии находок, палеантропы не проникли только в Америку и Австралию, но в Европе, Азии и Африке они жили повсеместно. Рост неандертальцев достигал 160 см, при этом они имели коренастое, крепкое, даже могучее телосложение. Объем мозга неандертальца составлял 1350—1418 см3. В 1908 г. были даже найдены остатки скелета мужчины-неандертальца, объем головного мозга которого достигал 1600 см3. Эта находка позволила сделать вывод о том, что размеры мозга некоторых палеантропов не уступали размерам мозга современного человека. Однако структурно мозг палеантропов сохранял определенное сходство с мозгом человекообразных обезьян: лобные и височные доли были развиты значительно меньше, чем у современного человека. Неандертальцы умели добывать огонь, занимались охотой, собирательством и вели оседлый образ жизни. Жилищем служили пещеры. Умение искусственно добывать огонь дало возможность обрести относительную независимость от климатических условий и освоить новые территории. Освоение новых земель в свою очередь позволяло повысить эффективность охоты и рыболовства и значительно разнообразить пищевой рацион, основу которого составляло мясо. Неандертальцы охотились на крупных животных — медведей и мамонтов. Шкуры убитых животных неандертальцы умело обрабатывали и использовали в качестве одежды. У неандертальцев помимо естественно-биологического разделения труда по полу и возрасту возникает более дифференцированное и сложное социальное разделение труда. Последний этап биологической эволюции человека— неантроп. Неантропы появились по разным оценкам от 150 до 100 тыс. лет назад. На протяжении некоторого времени неантропы и палеантропы сосуществовали друг с другом. Окончательно палеантропы вымерли около 27 тыс. лет назад, будучи вытеснены менее агрессивными и физически более субтильными неантропами. В том, что последние — прямые предки современных людей, сомнений нет. Остатки неантропа европеоидного типа были найдены в 1868 г. в пещере Кро-Маньон во Франции, по месту находки этот человек был назван кроманьонцем. Объем головного мозга кроманьонца составляет около 1400 см3, рост от 170 до 180 см, вес около 68 кг. Позже в Южной Франции и Северной Италии были найдены остатки неантропов, у которых различаются негроидные черты. Кроманьонцы вели оседлый образ жизни, занимались охотой и рыбной ловлей. Жилища строили из деревьев, костей мамонтов и даже каменных плит. Кроманьонцы охотились на мамонтов и оленей, для охоты использовались копья с острыми наконечниками. Для рыбной ловли применялись гарпуны, которые, так же как и наконечники, привязывались к копьям. Кроманьонцы шили себе одежду из шкур животных с помощью костяных игл, нитями служили тонкие полоски кожи или кишки животных. Одежда украшалась бусами и ракушками, а орудия охоты и рыбной ловли — различными узорами. Кроманьонцы хоронили умерших, что свидетельствует о наличии религиозных верований. После возникновения кроманьонца человек биологически не изменился. На сегодняшний день отсутствуют данные, которые свидетельствовали бы о трансформации головного мозга. На протяжении последних 30—40 тыс. лет мозг человека не изменился структурно, а его объем в среднем составляет от 1300 до 1400 см3. Безусловно, действие естественного отбора продолжается, однако теперь отбор осуществляется на уровне зародышевых клеток, которые при наличии каких-либо серьезных генетических отклонений погибают на ранних стадиях развития. Несмотря на многочисленные археологические и палеонтологические данные, картина антропогенеза все еще неполна, многие промежуточные звенья между человеком и древними обезьянами остаются неизвестными. Сложности возникают еще и потому, что процесс антропогенеза не носил линейного характера. Эволюция не только человека, но и всего живого осуществляется путем постоянного возникновения боковых ответвлений, многие из которых почти сразу же исчезают, другие уводят в сторону, и только одна линия в конце концов приводит к появлению человека разумного. Графически эволюцию гоминид можно представить в виде дерева с множеством ветвей, некоторые из них давно мертвы, другие до сих пор живы. Несомненно, научные представления об антропогенезе будут не только пополняться, но, возможно, и существенно меняться. Человек – индивид и личность В современной науке наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой генетически наследуются не способности человека, а только их задатки, развитие же способностей во многом зависит от условий жизни и общения. Понятно, что в этом случае особую роль приобретают первые годы жизни индивида, первоначальный этап социализации, который «запускает» или, напротив, «блокирует» генетические механизмы. На человека можно взглянуть с трех точек зрения: биологической, психологической, социальной. Человека можно рассматривать как физическое тело, принадлежащее биологическому миру и подчиняющееся его законам. Такой взгляд выражается в понятии «индивид», т.е. конкретный представитель человеческого рода, носитель психофизиологических качеств. В понятии «индивид» собственные индивидуальные особенности человека не принимаются во внимание, речь идет только об общих с другими людьми свойствах: как представитель вида человек лишь один из многих. Человек рождается с не до конца сформированными анатомо-морфологическими системами, которые продолжают свое развитие в условиях социума. В отличие от других видов животных он плохо «укоренен» в природе. Животное от рождения имеет большой набор инстинктивных форм поведения, наделено всеми свойствами, необходимыми для выживания. Человек же, если рассматривать его только как биологическое тело, существо недостаточное. В качестве животного он был бы обречен на гибель в природном царстве. Однако в процессе антропогенеза человек выработал гибкую систему надынстинктивных ориентиров, превратив свое биологическое несовершенство в благодатное свойство. С момента рождения индивид является носителем специфической биологии, сформированной предшествующим развитием человеческого рода, он обнаруживает биологическую готовность усваивать культурно-исторические достижения общества. В отличие от животного, способного жить в очень ограниченных условиях, к которым оно инстинктивно приспособлено, человек не просто адаптируется к реальности, но и преобразует ее в соответствии со своими потребностями. Адаптация к реальности происходит благодаря средствам, предоставляемым культурой. Культура — мир символов — стоит между человеком и природой, с одной стороны, лишая его непосредственности инстинктивных биологических реакций, а с другой — открывая возможности свободного полагания целей и целенаправленного действия. Социокультурный взгляд на человека выражается в понятии «личность», которое означает понимающее и мыслящее существо, способное к саморефлексии. Индивид становится личностью в процессе социализации, через общение с другими людьми и усвоение в процессе этого общения культурных достижений человечества, поэтому личность иногда определяется как социальная индивидуальность. Процесс социализации основывается на способности человека к уподоблению. Ребенок не в состоянии самостоятельно осознать ценность и смысл происходящего вокруг, другие люди выступают для него способом бытия общечеловеческих ценностей и смыслов. Личностные свойства производны от социальной, психологической и биологической сторон природы человека, даже при частичной деформации одного из начал полноценная личность не формируется. Личность — это динамическая система, находящаяся в постоянном развитии. Все элементы этой системы многосторонне взаимодействуют друг с другом, трансформируя и самих себя, и личностную систему в целом. Единство личности выражается в понятии «Я», переживание самотождественности и целостности субъективной реальности также неразрывно связано с чувством «Я». Рефлексирующее «Я» — центр личностного универсума, выражение осознанной индивидуальности, однако это не вся личность. В современной науке представлены и другие концепции структуры личности. Например, российский психолог И. Кон предлагает следующую модель: - экзистенциальное «Я», субъектно-деятельное начало; - рефлексивное «Я», представление «Я» о самом себе — Я-концепция; - переживаемое «Я», которое не укладывается в рациональные понятия. Российский культуролог и философ П. Гуревич рассматривает личность как единство телесных характеристик, возрастных особенностей, половой принадлежности, национально-этнических черт и т.п. Важным для характеристики личности является свойство идентичности. По мнению американского психолога Э. Эриксона, термин «идентичность» имеет несколько смыслов: - тождественность; - индивидуальность; - подлинность. Идентичность можно определить как твердо усвоенный и принимаемый образ самого себя во всем богатстве взаимоотношений с миром и другими людьми. Идентичность — хрупкий баланс между миром и личностью, любое изменение с той или с другой стороны приводит к смещению этого баланса и необходимости находить новую идентичность. Понятие «личность» следует отличать от понятия «характер», т.е. совокупность психологических особенностей человека, его психологической индивидуальности. Итак, понятия «личность», «индивид», различаются следующим образом: индивид — обозначение человека, взятого с биологической точки зрения, как представителя вида Ноmo sapies, личность — интегральное единство биологической, психологической и социальной сторон человека, его сознательных и бессознательных проявлений, фокусирующееся в чувстве «Я». Быть личностью — значит иметь активную жизненную позицию, осуществить выбор, возникший в результате внутренней необходимости, уметь оценить последствия принятого решения и держать за него ответ перед обществом, в котором человек живет. Быть личностью — означает осуществлять вклад в общество, в котором живешь и в котором жизненный путь индивидуальности превращается в историю Родины, сливается с судьбой страны. Список используемой литературы
|