Доклад: Экология на EXPO–2000
Название: Экология на EXPO–2000 Раздел: Рефераты по экологии Тип: доклад |
Одно из заметных событий уходящего года — Всемирная выставка, заканчивающая свою работу в Ганновере 31 октября, — проходила под знаком устремления в следующее столетие. Устроители выставки попытались нащупать контуры будущего. А оно при всей прагматичности наших современников оказывается неразрывно связанным с экологией: практически все разделы экспозиции, относящиеся к будущему, обязательно содержали экологический компонент. Представители журнала «Экология и жизнь» побывали на EXPO–2000 в Ганновере, и теперь мы предлагаем читателям материал о том, каким на выставке представлено Будущее. «Планета предвидений» — так назывался панорамный обзор утопий, изобретенных человечеством: золотой век и сады Аркадии, «Республика» Платона и «Новая Атлантида» Бэкона, «Город солнца» Кампанеллы. Век уходящий представлен антиутопиями Оруэлла и Хаксли. На наш российский взгляд, в собрании не хватало «Союза вольных городов» Кропоткина и «Солнечного человечества» Циолковского. Утопии и реконструкции прошлого дополняются анонсами катастроф и заблуждений человечества, поджидающих его в эру Водолея. В целом экспозиция очень экспрессивна, а главная ее мысль, по замыслу устроителей, заключается в том, что «утопии и воображаемые миры характеризуют прошлое, влияют на настоящее и изменяют будущее». Экспозиция «XXI век» посвящена формированию будущего на пути устойчивого развития и гуманизма. Предлагаются футурологические сценарии на 2030-й, 2070-й и 2100-й годы. Вот «экспонат» одного из прогнозов: бассейн с искусственным интеллектом как воплощение достижений биотехнологии. Но главное внимание уделяется программе устойчивого развития городов в XXI веке на примере нескольких мегаполисов, таких как Шанхай, Дакар, Сан-Паулу. «Основные потребности». Вода, пища и укрытие? А, может быть, секс? Совсем нет — основные потребности человека сильно отличаются от потребностей растений и животных. Жизнь человека формируется потребностью в справедливости и потребностью в расширении своего кругозора, потребностью самовыражения в творчестве. И человеку нужна надежда. Потребность во взаимопонимании — это уже не только для нормальной жизни отдельного человека, но и основная, главная потребность всего человечества — для предотвращения войн. Экспозиция «Здоровье будущего». Здесь вы попадаете в водяной театр. Это мир релаксации, построенный на воде. Вас овевает свежий ветерок, стены разрисованы морскими пейзажами, прямо у ваших ног плещется озеро, воздух наполнен журчанием струй. Отступает городская суматоха — вы наедине с природой. Вода повсюду. Она — символ чистоты и здоровья. Здоровье понимается как кооперация человека и его окружения — Природы и Технологии. Дизайн экспозиции сформирован в соответствии с концепцией ВОЗ: идеал здорового — в неразрывном балансе физиологического здоровья организма и окружающего мира.А пока идет гигантская по размаху битва растущих достижений медицины и прогрессирующего поражения болезнями все большего числа людей. Извечный сюжет битвы Экспозиция «Продовольствие». Можно ли победить мировой голод и нехватку пищевых ресурсов новациями промышленных технологий и агрокультуры? Можно ли остановить эрозию почв на обрабатываемых площадях? Экспонаты утверждают, что развитие новых технологий позволяет надеяться: в будущем будут получать пищу вообще без участия почвы. Но устроители экспозиции подходят к проблеме с разных сторон, порой неожиданных. Вот девиз: «Еда — это общение». Имеется в виду, что пища — продукт культуры. Или такой поворот: еда не только приносит удовольствие и радость, но и содержит в себе компонент разрушения — мы вынуждены убивать живое, чтобы поддерживать свое существование. Еще проблема:перед угрозой голода на планете все более приемлемым становится риск использования генетически измененных продуктов питания… И над всем этим разнообразием проблем — гигантское яйцо, символизирующее как источник жизни, так и прекрасный продукт питания, а также совершенную упаковку. Список использованной литературы : Журнал "Экология и жизнь". СтатьяА.Л. Самсонова |