Реферат: Разработка инвестиционной стратегии ООО ЛУКОЙЛ-Коми на Европейском Севере
Название: Разработка инвестиционной стратегии ООО ЛУКОЙЛ-Коми на Европейском Севере Раздел: Рефераты по банковскому делу Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УДК Стратегия развития ООО «Лукойл-Коми» на Европейском Севере Чаплюк Н.В., Штобе К.И. Научный руководитель - Павловская А.В. г.Ухта,Ухтинский Государственный Технический Университет Моя работа заключается в том, чтобы быть уверенным, что у компании есть стратегия и что все ей следуют Кэннет Х. Олсон, главный исполнительный директор, DigitalEquipmentCorporation В условиях рыночной экономики неотъемлемой частью управления предприятием является формирование и реализация стратегии. В настоящее время нефтяная отрасль всё ещё находится в процессе реорганизации: идёт активный процесс укрупнения вертикально-интегрированных компаний с одновременной реорганизацией их систем управления, продолжается процесс совершенствования законодательства. Поглощение более мелких конкурентов является наиболее эффективным инструментом достижения большинства стратегических приоритетов многих компаний. Это одновременно позволяет и нарастить объёмы добычи, и достичь снижения себестоимости продукции за счёт снижения доли условно постоянных издержек, и повысить возможности финансирования инвестиционных проектов, оптимизировать хозяйственные связи в рамках вертикально-интегрированной структуры компании, и, укрупнившись, занять более выгодные позиции в социально-политических процессах, с которыми исторически тесно связан нефтяной бизнес в России. Перед российскими компаниями остро встают вопросы международной конкурентоспособности и стратегических направлений развития. Стратегия - программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им стратегических целей в любой области деятельности. Чрезвычайно быстрые изменения деловой среды российских предприятий, связанные с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса и многими другими факторами, обусловливают возрастание важности стратегического менеджмента. Стратегический менеджмент - теория и практика обеспечения стратегической конкурентоспособности и эффективности решений путём разработки стратегии организации при возложении ответственности за эту работу на её руководителей. Формирование стратегии конкретного предприятия представляет уникальный и индивидуальный процесс, который зависит от многочисленных факторов. Основные задачи разработки стратегии предприятия: - повышение контролируемой доли рынка; - предвидение требований потребителя; - выпуск продукции более высокого качества; - обеспечение согласованных сроков поставок; - установление уровня цен с учетом условий конкуренции; - репутация и имидж предприятия. В мировой и отечественной практике применяются следующие классификации стратегий. Виды стратегий по уровням иерархии: 1. Корпоративная стратегия (стратегия для компании и сфер ее деятельности в целом); 2. Деловая стратегия (для каждого отдельного вида деятельности компании); 3. Функциональная стратегия (для каждого функционального направления определенной сферы деятельности); 4. Операционная стратегия (более узкая стратегия для основных структурных единиц: торговых региональных представителей и отделов (внутри функциональных направлений)). Стратегии инвестиций в товарные рынки: 1. Модель Гарвардской школы; 2. Матрица Бостонской консалтинговой группы; 3. Модель «Дженерал Электрик –МакКинзи»; 4. Матрица Ансоффа. Стратегии по функциональным направлениям деятельности: 1. Функциональные стратегии, ориентированные на внутреннюю сферу деятельности компании; 2. Функциональные стратегии, проявляющиеся во внешней сфере. Общие стратегии конкуренции (по М. Портеру): • Стратегия лидерства по издержкам; • Стратегия широкой дифференциации; • Стратегия оптимальных издержек; • Сфокусированная стратегия, или стратегия рыночной ниши, основанная на низких издержках; • Сфокусированная стратегия, или стратегия рыночной ниши, основанная на дифференциации продукции. Изучив результаты анализа стратегий развития вертикально-интегрированных компаний, можно сделать следующие выводы: 1. Стратегии компаний-лидеров носят комплексный характер; 2. Компании-лидеры стараются быть информационно открытыми; 3. Стратегии компаний-лидеров носят детальный и проработанный характер; 4. Для крупнейших компаний особую остроту приобретают проблемы организации управления; 5. Проведенный анализ стратегий российских компаний позволяет утверждать, что характер стратегии напрямую зависит от размера компании и ее положения на рынке; 6. Стратегические приоритеты носят самый общий характер. Лидеры отрасли - «Роснефть» и «Лукойл» - опираются в большей степени на долгосрочные проекты, тогда как остальные компании ориентированы на краткосрочные мероприятия более локального характера. Это свидетельствует о том, насколько компания уверена в своих силах. Основными направлениями усиления конкурентных позиций компаний остаются: - курс на жесткий контроль над производственными издержками; - наращивание добычи и расширение рынков сбыта продукции. Процесс разработки стратегии предприятия
Объектом исследования является ООО «ЛУКОЙЛ-Коми». Дочернее общество ОАО «ЛУКОЙЛ» - ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» зарегистрировано 12 апреля 2001 года. Работает в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции (регионе, охватывающем территории Республики Коми и Ненецкого автономного округа), обладающей самой крупной на Северо-Западе России ресурсной базой углеводородного сырья. Основной вид деятельности – разведка, обустройство и разработка месторождений углеводородного сырья. Более половины запасов нефти Тимано-Печоры относятся к категории трудноизвлекаемых, характеризующихся высокой вязкостью. Это требует применения специальных дорогостоящих технологий добычи. В насоящее время в ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» входят 3 территориальных производственных предприятия (ТПП) - «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз», «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз» и "ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз", расположенное в городе Нарьян-Мар. Динамика показателей объема производства и реализации продукции в ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» за 2003-2006 годы
Динамика показателей объема производства и реализации продукции в ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» за 2003-2006 годы говорит о том, что все основные показатели имеют тенденцию к росту.Темп прироста валовой добычи нефти в 2004 году составил 13,00%, в 2005 году – 21,17%, в 2006 году – 20,63% по сравнению с 2005 годом. Темп роста товарной добычи нефти практически совпадает с ростом валовой добычи. Динамика показателей эффективности производства в ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» за 2003-2006 годы
Анализ эффективности производства в ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» за 2003-2006 годы показал, что рентабельность продукции в 2006 году увеличилась по сравнению с 2003 годом на 64,62%, рентабельность продаж возросла на 44,97%, рентабельность производственной деятельности - на 44,57%, а рентабельность реализованной продукции - на 28,78%. Увеличение данных показателей в 2006 году свидетельствует о повышении эффективности добычи в ООО «ЛУКОЙЛ-Коми». Первым этапом разработки стратегии развития предприятия является SWOT-анализ. SWOT-анализ ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»
В ходе выполнения работы проведен анализ портфеля нефтегазовых активов ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» по состоянию на 01.01.2005 г., и на его основе сделаны следующие выводы. Месторождения в промышленной разработке выработаны на 61,4%, лишь несколько месторождений выработаны менее чем на 50%. По всем месторождениям ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» средний процент использования научно-извлекаемых запасов составляет 53,8%. Таким образом, месторождения находятся во второй и третей стадиях разработки, что увеличивает себестоимость добычи нефти. Это говорит о том, что в нефтяной промышленности республики достигнут порог развития. Необходимы вложения денежных средств в разведку и разработку новых месторождений, что в свою очередь влечет вложения в инфраструктуру. В связи с этим ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» произвело технико-экономическое обоснование к развитию 11 месторождений на основе определения чистого дисконтированного дохода, индекса доходности и внутренней нормы доходности. Отток денежных средств в t-ом году: Чистый доход в t-ом голу Фt может рассчитываться по формуле: , где Пчt – прирост прибыли, остающейся в распоряжении предприятия в t-ом году, руб., At – амортизационные отчисления в t-ом году, руб. Чистый дисконтированный доход ЧДД (чистая текущая стоимость – NetPresentValue, NPV) при оценке коммерческой эффективности рассчитывается по формуле: Индекс доходности (ProfitabilityIndex, PI) рассчитывается по формуле: Внутренняя норма доходности (InternalRateofReturn, IRR) определяется на основе решения уравнения: Срок окупаемостикапитальных вложений показывает число лет, в течение которых капитальные вложения окупаются за счет ежегодно получаемых доходов. Срок окупаемости Ток определяется на основе решения уравнения: Месторождения к развитию не имеют достаточно больших извлекаемых запасов, что не может гарантировать больших объемов добычи в будущем. Вследствие этого можно сделать вывод о необходимости покупки новых лицензий на новые месторождения. Большие залежи нефти обнаружены севернее от уже разрабатываемых месторождений, то есть на шельфе Баренцева и Карского морей, что влечет за собой огромные трудности при их разработке и большие затраты. Без помощи государства в строительстве инфраструктуры компании Республики Коми и Ненецкого Автономного округа будут не в состоянии рентабельно добывать нефть на шельфе Баренцева и Карского морей. Месторождения к развитию
Из анализа месторождений к развитию видно, что наиболее эффективным является Макаръельское месторождение, удельные капитальные вложения по которому составляют 312,9 руб./т, чистый дисконтированный доход – 2309 млн. руб., индекс доходности – 3,24, внутренняя норма доходности – 110,5%, чистый дисконтированный доход на тонну добычи – 700,8 руб. Наименее эффективным месторождением является Южно-Низевое, чистый дисконтированный доход по которому имеет значение 33 млн. руб, индекс доходности – 1,04, а внутренняя норма доходности – 15,6%. В целом по всем месторождениям к развитию чистый дисконтированный доход составляет 8703,8 млн. руб., индекс доходности равен 1,32, внутренняя норма доходности – 38,3%, чистый дисконтированный доход на тонну добычи – 260,2 руб. Некоторые аналитические показатели деятельности нефтяных компаний в 2004 году
Некоторые аналитические показатели деятельности нефтяных компаний в 2005 году
Величина капитальных вложений на 1 тонну добытой нефти по ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в 2005 году составляет 818,3 руб., что превышает среднее значение данного показателя в отрасли (511,7 руб.). Средние удельные капитальные вложения для нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» в целом в 2005 году составляют 508 руб./т, что на 18% больше аналогичного показателя предыдущего года. Результаты расчета себестоимости добычи 1 тонны нефти по ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» за 2006-2015 годы
Результаты расчета себестоимости 1 тонны нефти в ценах 2006 г. с учетом ввода в эксплуатацию месторождений к развитию показывают, что планируемое увеличение данного показателя за период с 2005 по 2010 г. составит 14,8% и достигнет величины 3624,65 руб. В дальнейшем происходит снижение себестоимости на 3,8% в 2015 г. по сравнению с 2010 г. Плановое значение себестоимости в 2015 г. находится на уровне 3485,25 руб. Это свидетельствует о том, что ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» придерживается стратегии лидерства в низких издержках. Результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что при существующих ценах на нефть ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» имеет хорошие перспективы развития и стабильное финансовое положение. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что основополагающими принципами формирования стратегических установок ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» являются следующие положения: • В силу эволюции и специфики нефтяной отрасли, а также основных тенденций развития мирового экономического хозяйства успешное развитие нефтяной компании обеспечивается по пути транснационализации её деятельности. • Конкурентные преимущества нефтяной компании основываются на лидерстве по издержкам, которое эффективно достигается в основном в направлениях улучшения сырьевой базы, повышения технологичности производства, оптимизации транспортных маршрутов, совершенствования структуры управления. • В условиях глобализации мирового рынка нефти и недифференцированного по качеству производимого нефтяными компаниями продукта вопрос международной конкурентоспособности компании заключается в ее способности производить и реализовывать продукцию при приемлемом уровне затрат. Для ОАО «Лукойл», выбравшего путь интеграции на мировой рынок, основными стратегическими направлениями развития являются: - лидерство на внутреннем рынке; - диверсификация рынков сбыта нефти; - расширение добывающего сектора в мировые центры добычи нефти; - интеграция в зарубежную систему нефтепереработки и сбыта нефтепродуктов; - диверсификация деятельности в газовую отрасль, как в России, так и за рубежом; - лидерство в низких издержках. Библиографические ссылки 1. Фатхутдинов Р.М. Стратегический менеджмент. – М.: Финам, 2005. – С. 58-69. 2. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент: учебник – М.: Экономист, 2005. – С. 325-327. 3. http://lukoil-komi.lukoil.com. подписи подпись авторов научного руководителя |