Контрольная работа: Малое предпринимательство в России проблемы его становления и роста

Название: Малое предпринимательство в России проблемы его становления и роста
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: контрольная работа

Министерство образования и науки Российской Федерации

ОРЕНБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И КУЛЬТУРЫ

Кафедра экономики и менеджмента

Контрольная работа

По дисциплине «Экономика организации»

«Малое предпринимательство в России:

проблемы его становления и роста»

Руководитель работы:

Степанищева

«_»_____________2010 г.

Выполнил: студентка 2 курса

Заочного отделения

специальность «Ф и К»

Уракова Е.А.

Оренбург, 2010

АННОТАЦИЯ

Данная курсовая работа состоит из 30 страниц, для его подготовки

использовано 22 источника.

В рамках курсовой работы были исследованы проблемы эффективности деятельности малого предприятия.

В теоретической части курсовой работы рассмотрены теоретической основы изучения экономической деятельности малого предприятия, была выявлена сущность эффективности, были изучены показатели экономической деятельности.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..4-5

Глава 1 Становления и развития малого предпринимательства в России.

1.1 Понятие малого предприятия…………………………………………...6-7

1.2 Этапы развития малого предпринимательства в России……………7-12

1.3 Организационно – правовые формы малых предприятий в России……………………………………………………………………………12-14

Глава 2 Проблемы становления и развития малого предпринимательства в России………………………………………………..

2.1 Малое предпринимательство – эффективность организаций малых предприятий……………………………………………………………………15-20

2.2 Проблемы становления малого бизнеса в России…………………..20-25

2.3 Социальная сфера и предпринимательство…………………………25-28

Глава 3 Пути развития малого предпринимательства на современном этапе………………………………………………………………………………

3.1Меры принимаемые Правительством, направленные на развитие малого бизнеса…………………………………………………………………………29-32

3.2Инновационное развитие малого предпринимательства…………..32-34

3.3 Малое предпринимательство в условиях мирового кризиса………34-39

Заключение ……………………………………………………………………40

Список литературы ………………………………………………………….41-42

Введение.

Малый и средний бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во всех развитых странах на долю малого предпринимательства приходиться

60 – 70 % ВНП. Развитие малого предпринимательства имеет ряд преимуществ в сравнении с крупным производством, а именно: активизирует структурную перестройку экономики, предоставляет широкую свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю окупаемость затрат, оперативно реагирует на изменение потребительского спроса.

Экономическое развитие России в целом в немалой степени зависит и от развития малого бизнеса. Но, создавая малые предпринимательские структуры, вряд ли кто - либо ставит своей задачей именно развитие экономики всей страны.

Цели создания собственного бизнеса различны и более эгоистичны в нормальном смысле этого слова – работа на себя, самостоятельность, возможность проявить себя, прилично заработать, получать доходы, эквивалентные своему уму и стараниям и т.д.

Но в то же время, особенностью малого бизнеса как и любого другого законопослушного бизнеса, является его универсальность. То есть, развиваясь и работая в собственных интересах, малый бизнес способствует развитию экономики государства в целом. Эта деятельность в равной степени полезна как для всей экономики страны, так и для каждого гражданина в отдельности и поэтому заслуженно получила соответствующее государственное признание и поддержку

К сожалению, долгое время государственное признание и поддержка выражались только на словах. Создавались программы поддержки малого бизнеса, которые или не работали, или реальную помощь получали только единицы субъектов малого предпринимательства, нормировались средства для развития малого бизнеса, которых фактически не оказывалось или они не доходили до адресата. Поэтому долгое время малый бизнес был предоставлен самому себе, оставлен наедине с рыночной экономикой.

А развивающийся малый бизнес нуждается именно в реальной практической помощи. На современном этапе политика Президента России и Правительства направлены на поддержку и развития малого предпринимательства.

Целью данной курсовой работы является раскрытия темы становления и развития малого предпринимательства в Российской Федерации. Этот сектор по своей сути является типичным рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры. Предпринимательство процветает во многих странах мира. Более 20 лет назад произошёл взрыв активности малого бизнеса, особенно в западной экономике. Малое предпринимательство обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечение в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за технологических и иных особенностей.

При подготовке работы были поставлены задачи:

- Дать понятие малого предпринимательства;

- Охарактеризовать малое предпринимательство;

- Изучить структуру малого предпринимательства;

-Выявить потенциал увеличения прибыли от развития малого предпринимательства.

В работе определенны объект и предмет, объектом является среда формирования малого предпринимательства, предметом – малое предпринимательство. В данной работе использовались следующие методы: аналитический и статистический.

Глава 1 Становление и развитие предпринимательства в России

1.1 Понятие малого предприятия

Малое предприятие – это не организационно- правовая форма, термин «малое» характеризует лишь размер предприятия, а критериями отнесения предприятия к малым являются численность работающих и доля государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений в уставном капитале этих предприятий, которая должна составлять не более 25%, величина капитала и объем продаж и т.д.

Численность работающих на МП определяется по среднесписочной численности основного производственного персонала и сотрудников, работающих по договорам и совместительству. К малому бизнесу относятся предприятия с численностью работающих не более 200 человек в промышленности и строительстве, до 100 человек – в науке и научном обслуживании, до 50 человек – в других отраслях производственной сферы, до 15 человек – в непроизводственной сфере. В нашей стране предпринимательская деятельность (предпринимательство) рассматривается как инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли. Такая деятельность осуществляется гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно – правовой формой предприятия. Предпринимательство, осуществляемое без привлечения наёмного труда, регистрируется как индивидуальная трудовая деятельность. Предпринимательская деятельность, осуществляемая с привлечением наёмного труда, регистрируется как предприятие. Малые предприятия проявляют сравнительно высокую способность к выживанию.

Важнейшими причинами устойчивости микроэкономических хозяйств являются:

а ) их гибкость – быстрое приспособление к изменениям запросов потребителей;

б ) необходимость обслуживать небольшие объёмы рыночных сделок. Примерами могут служить продажа одежды, обуви с учетом не стандартных потребностей покупателей; ремонтные работы (их проводят фирмы по ремонту часов, обуви, автомобилей); оказание личных услуг (семейный врач, семейный адвокат, местный парикмахер); магазины крайне дорогих товаров для людей с очень высокими доходами (роскошные яхты, высококачественные спортивные автомобили и т.п.)

в ) узкоспециализированное производство стандартных комплексных изделий для крупных сборочных заводов; сбыт продукции крупных компаний ( телевизор, холодильник);

г ) использование современной микропроцессорной техники, которая даёт большой экономический эффект и на малых предприятиях;

д ) помощь государства мелкому бизнесу с точки зрения финансовых средств, льготное налогообложения, научное консультирования.

В микро экономики постоянным, пожалуй, наиболее устойчивым компонентом является домашнее хозяйство. Это хозяйство ведёт семья – основанная на браке малая группа, члены которой связанны общность быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Хозяйство семьи представляет собой прежде всего материальные условия её существования и производства, средства удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей членов этой ячейки общества.

1.2 Этапы развития предпринимательства в России

Российское малое предпринимательство в своём становлении за последние 10 лет уже прошло два этапа и находиться на кануне вхождения в новый этап.

Первый и наиболее яркий из них наблюдался еще в условиях СССР в конце 80–х годов. В годы перестройки малый бизнес включился в общий, всячески поддерживаемый правительством процесс бурного развития кооперативного движения. И разгосударствление, и обучение широких масс населения основам предпринимательства происходили через развитие кооперации и малого бизнеса. Попытки центрального правительства как – то ограничивать возможности получения дутых доходов от разницы между фиксированными ценами госсектора и свободными ценами негосударственных предприятий, регламентировать деятельность МП, использовать рычаги налогообложения наталкивались на явную недееспособность государственного аппарата.

Необходим был кардинально иной экономический курс, который воплотился уже в новой России в реформах типа шоковой терапии. 1992 год – год шоковой терапии – характеризовался самыми высокими с середины 80 – х годов темпами роста числа малых предприятий и численности занятых в них. Этот факт носит феноменальный характер. Поскольку осуществлённая тогда либерализация цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства.

Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой – к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности, не преодоленный до сих пор.

Статистические данные показывают, что абсолютным лидером по увеличению числа малых предприятий стала тогда сфера науки и научного обслуживания. В ней число малых предприятий возросло в 3,4 раза. Количество малых предприятий в сфере сельского хозяйства увеличилось в

3,1 раза. Затем следует материально техническое снабжение и общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка. К ним тесно примыкает сфера народного образования.

В то же время в 1992 году в общей структуре российского малого предпринимательства произошло резкое уменьшение доли МП в сфере материального производства.

По широко распространённому мнению, модель шоковой терапии была малоконструктивна для быстрого и эффективного развития экономики страны и, в частности, сферы малого предпринимательства. Но следует признать, что в условиях активизации рыночных реформ МП продемонстрировали и свои позитивные возможности. Важнейшими функциями МП в условиях шоковой терапии стали социальное демпфирование, обеспечение выживания значительных слоёв населения

в условиях острого кризиса через самозанятость, предоставление возможности получения дополнительных средств к существованию.

Феноменальный рост числа МП в 1992 году имеет свое объяснение. Бурное развитие торгово - посреднического малого предпринимательства стало ответной реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы. Либерализация внешней торговли еще в условиях бывшего СССР и снятие запретов на частную торговлю внутри страны создали благоприятные условия для любой торговой деятельности. Падение потребительского платежеспособного спроса, малое предпринимательство тогда активно компенсировало импортом товаров, хотя и не очень качественных, но пользовавшихся ажиотажным спросом у российского потребителя. Быстрая оборачиваемость мелких торговых капиталов превращала их в капиталы средних размеров.

В 1992 году малое предпринимательство было составным элементом массового процесса учредительства. Биржи, банки, страховые фирмы, крупные частные и полугосударственные акционерные предприятия возникали по всей России в невероятных количествах. Люди впервые в жизни получили свободу для самостоятельной предпринимательской деятельности, право заниматься финансовым планированием, что ранее было абсолютной монополией государственных структур и их чиновников. Такие мотивации в сочетании с развалом государственных, прежде всего бюджетных предприятий и организаций, с надеждой на получении высоких доходов от достаточно простых видов работ и услуг не могли не породить крупномасштабного роста малых предприятий. Подобный рост объясняется не столько экономическими причинами, сколько общими законами социальной психологии в их приложении к очевидной для России ситуации кардинального общественного перелома.

Рост малых предприятий, как показывает исторический опыт, был ограничен во времени. Уже к 1995 году оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово- посреднической деятельности. Многие из возникших ранее предприятий преимущественно торгово- посреднической или, например, научно- консультационной ориентации либо прекратили свое существование, либо диверсифицировались. Такая ситуация закономерно должна была генерировать новые тенденции в развитии российского малого предпринимательства.

Обозначился очередной, третий этап качественных изменений в динамике и структуре малого предпринимательства, сопровождавшийся, как было отмечено выше, значительным сокращение прироста числа МП.

Главными причинами приостановки роста числа малых предприятий являлись резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся легко достигаемой высокой доходностью, исчерпание психологических ожиданий беспредельных финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности.

Если в России еще в 1992-1994 гг. вся экономика, включая малый бизнес, жила по стохастическим законам первоначального накопления капиталов, то к 1995 году все четче стали действовать закономерности цивилизованной рыночной системы. Реже встречались случаи, когда какое- либо малое предприятие легко скупало дорогостоящие здания и даже средние производственные предприятия. Нормой становился доход на одного занятого в МП на уровне, колеблющимся вокруг средней заработной платы по стране.

В экономике России стала прослеживаться тенденция к началу новой, рыночной концентрации и централизации капиталов, а также самой хозяйственной деятельности. Получил развитие процесс поглощения предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприятия оказываются первой жертвой таких поглощений. Например, в Москве на месте еще недавно многочисленных торговых ларьков возникли хорошо оформленные торговые павильоны, принадлежащие той или иной крупной фирме.

На кардинальное замедление прироста числа МП в 1994-1995 гг. повлияло и завершение перерегистрации малых предприятий, созданных еще по законам бывшего СССР. Действующие МП в ходе перерегистрации принимали новые организационные формы, а прекратившие свою работу – просто ликвидировались. Поскольку величина числившихся зарегистрированными, но реально не функционировавших МП была достаточно велика, их официальная ликвидация внесла существенный вклад в общее замедление темпов роста числа малых предприятий России.

Замедление роста числа малых предприятий объясняется еще и тем, что не проявил свою силу – и в экономическом, и в социальном плане – такой мощный фактор увеличения малых предприятий , как рост безработицы. Несмотря на все прогнозы ее бурного увеличения, вплоть до 1996 г. Официальная безработица оставалась на уровне 2-3% экономически активного населения.

Наиболее существенным негативным моментом была и остается криминализация малого предпринимательства. Криминальность продолжает оставаться существенным фактором, препятствующим нормальному развитию российского малого предпринимательства.

Резкий спад темпов прироста числа МП по – разному нашел отражение в отдельных отраслях. Хотя и несколько замедлившись, но впервые за несколько прошедших лет опережающими темпами увеличилось количество МП в строительстве и на транспорте (на 19 и 19 % в 1995 г.). В торговле и сфере общественного питания число МП уменьшилось примерно на 10%. В общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка, в науке и научном обслуживании произошло абсолютное сокращение числа малых предприятий (18,7 и 5,6%).

Особо надо отметить усиление инвестиционной активности МП. Общий объем их капитальных вложений за 1995 г. возрос в 4 раза, причем в промышленности – в 7.4 раза.

Можно констатировать, что в 1994-1995 гг. проводимая российским правительством политика умеренно- жесткой финансовой стабилизации, с одной стороны, сопровождалась значительным замедление темпов роста количества МП, но с другой стороны, имела выраженный санационный эффект. В стране стала формироваться принципиально новая экономическая ситуация, в которой МП начали играть роль, характерную для малого предпринимательства в нормальной рыночной экономике.

Малые предприятия в борьбе за выживание научились самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка.

Для закрепления и дальнейшего развития позитивных тенденций роста малого российского предпринимательства, кардинального расширения поля его деятельности требуется активизация государственной поддержки МП на всех уровнях. В первую очередь в поддержке нуждается сфера кредитования и страхования малого бизнеса, стимулирования его инвестиционной активности. Настоятельной необходимостью является декриминализация малого бизнеса. Чрезвычайно важно также расширение инновационной и научной деятельности МП в интересах развития всех сфер российской экономики.

Начало реального подъема в экономике позволит перейти к четвертому этапу по настоящему рыночного развития российского малого предпринимательства.

1.3. Организационно – правовые формы малых предприятий в России

Организационно – правовая форма МП устанавливается в соответствии с Законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Они могут существовать в виде индивидуальных (семейных) частных предприятий, товариществ, акционерных обществ, государственных (муниципальных) предприятий. Индивидуальное предпринимательство – любая созидательная деятельность одного члена и его семьи (создаются торговые лавки, небольшие аптеки, химчистки, кинотеатры и т.п.) В этом случаи легко определить того, кто берёт на себя всю ответственность и сам принимает все важные решения. Коллективное предпринимательство инициативным делом занят какой то коллектив. В фирмах основанных на общей долевой собственности, ответственные решения, связанные с риском, принимают много людей. Различные задачи предпринимателя выполняют различные группы людей. В частности, управленческие решения принимают директора, менеджеры.

МП как хозяйствующий субъект обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, распоряжении выпускаемой продукции, прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей. МП, как и любое другое предприятие, действует на основании устава, где определены организационно- правовая форма предприятия, его наименование, местонахождение, предмет и цели деятельности, органы управления и контроля, порядок образования имущества предприятия, его выкупа (если оно приватизируется), условия реорганизации и прекращения деятельности и др.

Предприятия, осуществляющие несколько видов хозяйственной деятельности (многопрофильные), относятся к малым по тому виду деятельности, который занимает наибольшую долю в объеме реализации продукции (работ, услуг).

Можно определить три пути создания малых предприятий:

- переход малых предприятий из государственной в частную собственность путем приватизации;

- выделение малых предприятий из крупных путем демонополизации, разукрупнения и приватизации;

- создание новых малых предприятий.

В современных условиях первый путь является основным, так как практически все действующие МП были созданы в рамках государственной собственности, и механизм их преобразования в частную собственность определен законодательством о приватизации. Второй путь тесно связан с первым, но также определяется темпами демонополизации в различных сферах деятельности.

По своему характеру предпринимательская деятельность включает несколько форм. Некоммерческое предпринимательство – не связанное с продажей продукции ради обогащения. Коммерческая деятельность, или бизнес, - дело, приносящее доход.

В него входят:

- непроизводственный бизнес – профессиональный спорт, концертная деятельность и т.п.

- торговый бизнес – на предприятиях торговли;

- бизнес в сфере услуг, например туристический сервис.

Глава 2 Проблемы становления и развития малого предпринимательства в России

2.1 Значения и функции малого бизнеса в рыночной экономики

Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно – командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число МП превышает 12млн., а в Японии 9 млн. Этот малый бизнес, например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест.

Но дело не только в этом… Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменения конъюктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость.

Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение.

Нельзя также забывать, что малые предприятия оказывают меньше воздействия и на экологическую обстановку.

Немаловажная роль малого бизнеса в осуществлении прорыва по ряду направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делаю его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России.

Чтобы глубже и подробнее разобраться и понять необходимость малого бизнеса, безусловно, необходимо рассмотреть опыт зарубежных стран по развитию малого бизнеса.

Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Например, в Германии субсидии малым предприятиям составляют около 4 млрд. марок ежегодно.

В конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты два комитета. Во главе стоит Администрация по делам малого бизнеса. В каждом штате есть региональные отделения по 30-40 человек. Цель администрации – поддержка малого бизнеса на государственном уровне.

В Японии, где особенно велико количество малых предприятий, специально выделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства развиться не могут.

Стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса является налоговая политика государства. Суть налоговой политики заключается в поэтапном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно низкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставок налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогообложения малых предприятий. Например, в США действуют льготные ставки налога на доходы до 16 тыс. долларов, 15% налог на первые 50 тыс. долларов и 25% на следующие 25 тыс. Сверх этой суммы действует максимальная ставка – 34 %.

Малые предприятия выполняют в капиталистической экономике разнообразные функции. Как правило они специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, а крупные предосуществляют промежуточную сборку. Например, фирма «SAAB», являющейся одной из крупнейших фирм по производству авиационных двигателей имеет около 4500 фирм, которые делают различные детали.

Среднее время жизни малых предприятий около 6 лет. Но число новых предприятий превышает число закрывшихся. Все малые предприятия довольно быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированные в основном на местные рынки сбыта. В основном, это скоропортящиеся продукты, ювелирные изделия, одежда, обувь и т.д. и т.п.

В общем, стоит еще раз отметить, что в развитых странах именно малому бизнесу уделяется внимание в государственном масштабе. Государство поддерживает малый бизнес как финансами, так и различными льготами, в сфере налоговой политики.

Однако, с большим сожалением, приходится констатировать, что именно больше всего не повезло в ходе развернувшихся в России экономических преобразований малому бизнесу. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как и нет хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий. Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10 – 12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как их фактически насчитывается 300 – 400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.

По закону малые предприятия могут создаваться на основе любых форм собственности и осуществлять все виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом.

Можно указать на четыре недостатка правительственной программы, тормозящей сегодня развитие малого бизнеса.

Первый фундаментальный недостаток – это сверх высокие налоговые ставки с предпринимателей и населения, которыми правительство пытается обеспечить финансовую сбалансированность и бездифицитность бюджета. Малое предпринимательство душат многочисленные налоги и поборы, нередко оставляющие ему 5 – 10 % прибыли. В результате малые предприятия становятся на грань банкротства независимо от их народнохозяйственной значимости.

Второй фундаментальный недостаток реформы связанные с логикой развертывания преобразования. Основное противоречие сегодняшней политики – попытка обеспечить переход к рынку административно – командными методами сверху, игнорируя основу рыночной системы – интерес предпринимателя. Сама же логика создания рыночной экономики требует движения «снизу вверх» - от интереса предпринимателя к централизованному созданию рыночной инфраструктуры ( налоговая, кредитная политика, банки, биржы и т.д.) обслуживающий и реализующий этот интерес.

Третий недостаток реформы – практическая ликвидация источников формирования первоначального капитала для малого предпринимательства на старте. Существует три источника капитала, необходимого для начала бизнеса: собственные сбережения населения, кредиты, приватизационные чеки. Первый источник был уничтожен гиперинфляцией, сокративший данный ресурс во многие десятки раз. Второй источник практически закрыт для малого предпринимательства гигантским процентом за кредит и нежеланием коммерческих банков, вкладывать деньги в малый бизнес из - за большого риска и отсутствия гарантий. Третий источник. тоже пока не работает, кроме того, нужно учитывать их уровень – 10 тыс. руб. Выступить инвестиционным ресурсом они не могут, в лучшем случае это будет маленькое единовременное социальное пособие. Недостаток финансовых ресурсов и сложность их льготного приобретения у государства – могут подтолкнуть малые предприятия к контактам с теневой экономикой и мафиозными структурами, и дать последним возможность постепенно внедрятся в малые предприятия, постепенно подчиняя их себе.

Четвертый фундаментальный недостаток – отсутствие системы государственной и общественной поддержки малого бизнеса. С большим запозданием создан государственный орган, призванный содействовать становлению и развитию малого бизнеса – Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе РФ.

Статус этого комитета, его подчиненность одному из российских министерств, скудность его финансовых ресурсов свидетельствуют крайней ограниченности возможностей, предоставленных данному органу. Обращает на себя внимание и некоторая неопределённость в ориентации деятельности данного комитета. Судя по его наименованию, ему вменяется в обязанность поддержка не только малого бизнеса, но и предпринимательства в целом, а оно, как известно, опирается не на малый, но и на средний и крупный бизнес.

Такая задача не под силу никакому комитету. Её в состоянии решить лишь целенаправленная политика правительства в целом, и при том за весьма продолжительное время.

Очень часто МП создаются на базе старых государственных предприятий. Например, в Москве 60% кооперативных кафе преобразовано вместо государственных предприятий общепита. В итоге, количество кафе не увеличилось, а цены поднялись достаточно высоко. Такая форма кооперации приводит не к ослаблению государственной монополии, а к новым формам его проявления. Государственные научно – исследовательские и проектные учреждения – монополисты в своей области. Сотрудники этих организаций, объединившись в предприятия, сами решают какие заказы делать как государственное предприятие, а какие как фирма, по более высокой ценам.

Эти основные недостатки, да и многие другие сдерживают развитие малого бизнеса в стране. Достаточно сказать что процесс образования малых предприятий в производственной сфере, начавший набирать силу в 1991 году, в 1992 году фактически прекратился.

Сложившаяся экономическая обстановка подрывает стимулы к предпринимательской деятельности, которые только и могут привести к образованию рыночной экономики. Ясно, что в сегодняшней экономической ситуации одной инициативы, идущих от малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических реформ, могут привести к развитию малого бизнеса, что и приведёт к развитию рыночной экономики в целом.

2.2 Проблемы становления малого бизнеса в России

В нашей стране малые предприятия все шире вовлекаются в сферы экономики, ранее характерные только для крупных и средних предприятий, -производство нефтепродуктов, пиломатериалов и т.п. Конечно, наивно предполагать, что для страны таких масштабов малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во- первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во- вторых – торгово – закупочные операции, а также посредническая деятельность.

Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создаёт необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создаёт дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

Таблица 2.1

Основные проблемы частного предпринимательства в России

Порядок значимости

по мере упоминания

Основные проблемы
1 2
1 Налоги
2 Законодательство
3 Инфляция
4 Экономическая ситуация в целом
5 Поставки, дефицит
6 Трудности получения и высокая ставка за кредит
7 Неплатежеспособность партнеров, клиентов
8 Несовершенство банковской системы
9 Политическая ситуация
10 Бюрократия
11 Недостаток производственных площадей, офисов
12 Действия правительства, властей
13 Коррупция, взятки
14 Недостаток материальной базы
15 Финансовая политика государства, действия ЦБ
16 Сбыт, поиск клиентов, потребителей
17 Высокие цены на сырье и материалы
18 Монополия государства, госпредприятий
19 Трудности с арендой
20 Разрыв экономических связей
21 Недостаток информации
22 Недостаток культуры, опыта
23 Необязательность партнеров
24 Проблемы собственности
25 Кадровые проблемы
26 Недостаток собственных средств
27 Невыгодность производства
28 Большая, громоздкая отчетность
29 Нет льгот
30 Невыгодность инвестиций
31 Конкуренция
32 Несовершенство рынка
33 Недоверие западных партнеров
34 Отрицательное отношение к предпринимателям

Еще одной особенностью малого бизнеса в России является его ориентация на внутренний рынок. На нем малыми предприятиями совершается 72% от общего объема закупок и сбывается более 80% произведенных товаров и услуг. Таким образом, малый бизнес, который в основном концентрируется в строительстве и сфере услуг, производит большую часть неэкспортируемых товаров в экономике страны. Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово- закупочную и посредническую деятельность.

Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но тем не менее занимающихся торгово – посреднической деятельностью как основной.

Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала – все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

Но главная причина сокращения числа малых предприятий – низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый бизнес – непрекращающийся глубокий спад производства.

Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянии приступить к реальному производству продукции.

Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания информационно – консультативных и научно – технических центров, развития системы страхования, организации материально – технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая ранее в нашей стране налоговая политика была не только не эффективна, но и экономически опасна. Она шла вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития мировой экономики.

Общее направление совершенствования налоговой системы – усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.

К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России.

По моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:

- нормативно – правовое;

- финансово – кредитное;

- информационно – техническое;

- организационное;

- кадровое и консультационное обеспечение;

- внешнеэкономическая деятельность.

Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно – кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально – технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.

В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно – общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоёв населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.

Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного – отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.

2.3 Социальная сфера и предпринимательство

Для нормального развития малых предприятий необходимы не только определение экономических условий, но и социальная база. Пока социальная политика относится к числу наиболее слабых звеньев внутренней политики нашего государства. Это определяется, во первых, низкой результативностью борьбы с инфляцией. И во вторых, несмотря на все декларации, не только сохранялся остаточный принцип выделения средств на финансирование социальной сферы, но прежде всего за счёт нее осуществляется ставшая системой сокращение государственных доходов в ходе выполнения федерального бюджета.

Уже не первый год самые напряженные ожидания обострения социальной обстановки связанны с ситуацией на рынке труда. Относительно низкий уровень безработицы у нас по сравнению с другими странами объясняется, с одной стороны, тем, что мы еще не вступили в полосу массовых банкротств предприятий, а с другой – стремлением значительной части директорского корпуса сохранить трудовой коллектив, что само по себе мало соответствует канонам предпринимательского поведения. Поэтому никаких оснований для самоуспокоенности нет. В любой момент армия безработных может значительно пополниться. Потенциал для этого довольно значительный. Миллионы людей работают не полный рабочий день, неполную рабочую неделю или находятся в вынужденных отпусках. Острота положения усугубляется неуправляемостью, стихийностью процессов, которые происходят на рынке труда. Министерства и ведомства, ответственные за социальную сферу, выполняют пока лишь функции нормативного регулирования и в какой то мере оперативного вмешательства в отдельные конкретные процессы на этом рынке. Не использует все свои возможности Федеральная служба занятости. Нуждается в доработке законодательство. На сегодняшний день нет механизма решения вопросов хронической безработицы, четких нормативных положений относительно лиц, лишившихся по истечению установленного срока права на получение пособия, но не устроившихся на работу. В связи с этим особую актуальность приобретает быстрейшая реализация предложений Торгово – промышленной палаты по развитию малого и среднего бизнеса, что позволило бы создать новые рабочие места.

Напряженный социальный климат в стране определяется также сложным положением с доходами населения. Временное снижение уровня потребления провозглашалось как неизбежная плата за переход к более высокому уровню жизни. Однако стихийное, неуправляемое развитие ситуации привело к непомерно высокой в социальном плане реформ. Продолжается резкое падение доли заработной платы по основному месту работы в общей структуре денежных доходов населения. Структура доходов свидетельствует о падении роли основного места работы как источника заработка, а тем самым как сферы приложения труда. Это негативно сказывается на производительности труда, отношении к нему.

Не последовательность принимаемых мер в области социальной политики приводит к новым провалам и обострению ситуации в социально – трудовой сфере. Это сказывается и на росте забастовочного движения. Предотвратить перерастание социальной напряженности в острые социально – трудовые конфликты – задача чрезвычайной важности. На многих предприятиях, в отраслях уже формируются необходимые условия для полнокровного участия всех сторон в эффективном социальном партнерстве. Складывается также иерархия трехсторонних комиссий, система тарифных соглашений различного уровня и назначения, накапливается опыт и отрабатываются механизмы переговоров по разрешению социально – трудовых конфликтов.

В формировании системы социального партнерства и выработке общей стратегии национального предпринимательства особое место принадлежит Торгово - промышленной палате РФ. Палата сосредоточила свои усилия на формировании совместно с соответствующими комитетами Государственной Думы и Совета Федерации Концепции социальной политики в России. Была подготовлена «Национальная программа действий в области социальной политики и обеспечения занятости экономической безопасности».

ТПП РФ активно участвует в подготовке предложений по улучшению работы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально – трудовых отношений, выработке механизмов успешной реализации принимаемых решений, создании соответствующей информационной базы и решении других вопросов совершенствования партнерских отношений. Целесообразно включение объединений предпринимателей и в отраслевые тарифные соглашения. Палата располагает хорошими возможностями для анализа и мониторинга практики, форм и процедур процесса заключения коллективных договоров, тарифных переговоров, механизма предотвращения или выхода из конкретных конфликтных ситуаций, взаимодействия с профсоюзами. Она готова также организовать систематические взаимные обсуждения и консультации предпринимателей, профсоюзных деятелей, ученых, представителей законодательной и исполнительной власти с целью выработки общероссийской концепции социального партнерства не только на ближайшую, но и долгосрочную перспективу.

Глава 3 Пути развития малого предпринимательства на современном этапе

3.1 Меры принимаемые Правительством, направленные на развитие малого бизнеса

В целях создания условий для развития предпринимательства в Российской Федерации как важного фактора, обеспечивающего экономический рост и занятость населения Правительством России был принят ряд нормативных документов, определяющих принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства.

Как сказано в Федеральном Законе РФ от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»:

Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства являются:

1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

3. Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

1) разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

2) ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;

4) обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.

Дмитрий Медведев в своем первом на посту главы государства Послании Федеральному Собранию немалое внимание уделил малому и среднему предпринимательству. “Сейчас граждане готовы, как никогда, к профессиональной деятельности, деятельности без государственной опеки, — заявил Президент. — Они понимают, что только от них зависит их личный успех и как следствие успех всей страны. А государственная бюрократия по-прежнему, как и 20 лет назад, руководствуется все тем же недоверием к свободному человеку, к свободной деятельности. Эта логика подталкивает ее к опасным выводам и опасным действиям. Бюрократия периодически кошмарит бизнес — чтобы не сделал чего-то не так. В результате госаппарат — самый большой работодатель, издатель, продюсер, сам себе суд, партия и народ. Эта система неэффективна и создает только одно — коррупцию, порождает массовый правовой нигилизм, тормозит развитие демократии”.

Главным богатством нации и основным ресурсом прогрессивного развития Дмитрий Медведев считает интеллектуальную энергию, творческую силу. В рамках развития этого направления государственной политики необходимо “организовать масштабный и системный поиск талантов и в России, и за рубежом”, “ускорить формирование сильных государственных и частных центров разработки новых технологий”, “реально помочь малому и среднему бизнесу в создании инновационных предприятий”.

Органами государственной власти и органами местного самоуправления оказывается поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, включающая в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержки.

Правительством РФ в ближайшие месяцы планируется принять комплекс мер по созданию благоприятных условий для работы малого и среднего бизнеса, первоочередными задачами правительства на ближайшие месяцы станут введение "преимущественного уведомительного порядка ведения бизнеса и снижение числа разрешительных документов при его открытии". Правительство также намерено принять меры по устранению избыточного госконтроля за малым бизнесом, сократить число и сроки проверок, а также исключить непроцессуальные права органов внутренних дел при проверках и другие меры.

Все эти задачи войдут в состав разрабатываемого Минэкономразвития комплекса мер по созданию благоприятных условий для малого и среднего предпринимательства. Планируется также снизить налог на прибыль.

Достижение целей по повышению качества жизни населения возможно лишь при высоком уровне развития малого и среднего бизнеса, который может обеспечить высокие доходы, рабочие места, насытить внутренний рынок и развивать инновации.

3.2 Инновационное развитие малого предпринимательства

В нашей стране малое предпринимательство обладает значительными не использованными возможностями в сфере инновационной деятельности. Между тем в настоящее время доля малых предприятий, относящихся к сфере науки и научного обслуживания, в общем объёме продукции малого предпринимательства составляет критически малую величину. Это объясняется слабыми сторонами малых инновационных предприятий: относительно не высоким уровнем менеджмента, неразвитостью принципа разделения труда, внешнего финансирования и удовлетворения массового спроса. Динамика малого инновационного предпринимательства в РФ имеет противоречивый характер. Несмотря на наличие значительного научно – инновационного потенциала, его рыночная ниша включает в себя в основном технологические доработки продукта, не требующие значительных вложений. Потребителями при этом выступают население и сам малый бизнес, а не корпорации.

Можно выделить следующие особенности развития малого научно – инновационного бизнеса в регионах России:

- низкий удельный вес его доли в числе малых предприятий, численность работающих, стоимость основных фондов и оборотных активов;

- практически полное отсутствие научных кадров высшей квалификации (докторов и кандидатов наук) и специалистов по инновационному менеджменту;

- отсутствие конкуренции на внутреннем рынке инновационной продукции и не значительный спрос на нее;

- отсутствие инфраструктуры и системы финансирования проектов;

- отсутствие системы поддержки инновационно - активных предприятий.

В то же время за последние годы наметились признаки прогресса в данной области. Так в течении целого ряда лет показатели производительности труда, рентабельности продукции, и финансового состояния на малых предприятиях инновационной сферы на порядок превышающий соответствующий средний показатель по малому предпринимательству в целом по России. Однако условия существования и развития малых инновационных предприятий по прежнему могут быть охарактеризованы как неблагоприятные. Это обусловлено в первую очередь низким спросом на инновационную продукцию, слабого маркетинга, отсутствие кооперации со средним и крупным бизнесом. Основной организационной формой развития малого инновационного предпринимательства должны стать программы и проекты. В российских регионах программы развития малого предпринимательства, как правило, имели целью формирования регионально – муниципальных систем поддержки, а также обеспечение позитивной динамики количественных, качественных и структурных показателей его деятельности. Несмотря на то, что с 2001 года малое предпринимательство в РФ имеет в целом стабильную положительную динамику, программы его развития в целом, и в том числе в части инновационной составляющей, не дали желаемых результатов. Анализ позволил выявить ряд недостатков их разработки и реализации:

1. массивы программных мероприятий планируются не планомерно;

2. невысок уровень их научной обусловленности;

3. очень низок уровень ресурсного обеспечения программно – проектных мероприятий.

Можно констатировать, что именно потребность в профессионально разработанных, действующих программах и проектах развития малого предпринимательства в целом и научно – инновационном в частности.

В первую очередь необходимо поднять на качественно новый уровень анализ и диагностику, организацию маркетинга, межрегиональной кооперации и т.д.

В настоящее время использование программно – целевого управления развития малого научно – инновационного предпринимательства, должны включать в себя блоки целей и задач, разделенных по уровням: федеральному, межрегиональному, региональному, муниципальному.

Подводя итог, следует отметить, что на ряду с другими задачами инновационная политика развития малого предпринимательства в данной сфере является одним из приоритетов сегодняшнего дня, позволяющее сформировать важное звено в инновационной цепочке от научной идеи до инновации. В тоже время развитие малого инновационного предпринимательства выступает фактором решения многих социальных и экономических проблем российских регионов.

3.3 Малое предпринимательство в условиях мирового кризиса

Финансовый кризис — системное нарушение функционирования финансового механизма государства, возникшее на фоне общего кризиса экономики или чрезвычайных политических событий.

В рамках введения дополнительных антикризисных мер планируется существенно расширить поддержку малого бизнеса. Для нормального функционирования экономики в целом необходимы и дополнительные действия. Прежде всего, речь идет о мерах, направленных на поддержку нормальной работы розничной торговли. Российские банки должны предоставлять дополнительные кредитные ресурсы компаниям, которые работают в этих отраслях. В рамках этих мер предполагается принять действия в налоговой сфере, которые будут направлены на улучшение в целом условий функционирования компаний в сфере розничной торговли.

Оказать поддержку малому и среднему бизнесу, планируется, прежде всего, через программу государственной поддержки. Активное участие в поддержке малых предприятий, будет принимать Внешэкономбанк, который через другие банки, в том числе региональные, будет предоставлять финансовые ресурсы для кредитования таких предприятий.

Также планируется упростить процедуру госзакупок. Будут ускорены многие процедуры госзакупок для того, чтобы деньги не застаивались в госбюджете, чтобы они быстрее попадали в реальный сектор экономики.

Среди других дополнительных мер по поддержке экономики в условиях мирового финансового кризиса, в первую очередь, реального сектора, предусмотренных российскими властями, - поддержка сферы жилищного строительства. Государство предполагает выкупить квартиры у застройщиков. Речь идет о тех квартирах, по которым пока еще нет заключенных договоров с гражданами. В рамках оказания поддержки сфере сельского хозяйства государство предпримет меры по расширению активности Россельхозбанка и Росагролизинга в части кредитования и поддержки лизинговой деятельности. В частности, будет расширено субсидирование процентных ставок, в том числе в сфере животноводства, прежде всего молочного животноводства.

По мнению предпринимателей, нужно немедленно предпринять ряд конкретных шагов в налоговой и административной сферах, чтобы не допустить банкротства предприятий.

По данным мониторинга, проведенного "ОПОРой России", три четверти компаний малого и среднего бизнеса в той или иной степени почувствовали влияние мирового экономического кризиса. Основная проблема, с которой приходится бороться бизнесу, - растущий дефицит финансовых ресурсов. Банки фактически свернули программы кредитования. Недостаток оборотных средств привел к задержкам во взаиморасчетах контрагентов, что делает положение еще более тревожным. В связи с этим "ОПОРа" разработала антикризисный пакет для предприятий малого и среднего бизнеса.

Во-первых, для плательщиков, попадающих под специальные налоговые режимы (такие как упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход, единый сельхозналог), предлагается ввести беспроцентную рассрочку платежей по налогам за 2008 год сроком на один год. А также "налоговые каникулы" на 2009 год. Каникулы не должны касаться социальных страховых платежей, подчеркивается в предложениях.

Принятие этой меры, по прогнозам, приведет к выпадению 130 - 140 миллиардов рублей бюджетных доходов. Столь большая сумма связана с тем, что 90 процентов "малышей" применяют те или иные спецрежимы. Однако если меры не будут приняты, многие предприятия малого и среднего бизнеса закроются. Так что, по мнению экспертов "ОПОРы", власти выгодней прислушаться к этим предложениям. "Сокращение налоговых поступлений вместе с последующими выплатами пособий по безработице приведет к бюджетным потерям, которые по своему объему могут превысить прогнозируемое выпадение доходов бюджета", - отмечается в документе.

Во-вторых, для малых предприятий, работающих на общих основаниях, предлагается ввести беспроцентную рассрочку платежей по налогам на прибыль и НДС за 2008 год (сроком на один год) и ввести нулевую ставку по налогу на прибыль на 2009 год.

В-третьих, предприниматели настаивают на введении моратория на налоговые проверки убыточных компаний по итогам 2008 года. Также, по их мнению, следует отменить задания по сбору налогов, согласно которым ФНС должна обеспечить поступление в бюджет суммы, не меньше запланированной.

Налоговики считают убыточность компании одним из критериев для назначения налоговой проверки. Но сейчас, в условиях кризиса, компании несут реальные убытки, поэтому нужно дать малому бизнесу возможность спокойно решить свои проблемы, не создавая дополнительных. Иначе малые предприятия опять начнут уходить в тень.

Кроме того, предприниматели настаивают на введении моратория на ликвидацию всех форм рыночной торговли. Из-за падения доходов населения и бизнеса дорогостоящие торговые комплексы становятся еще менее доступными, а рыночная торговля - более актуальной. Закрытие рынков приведет не только к ликвидации рабочих мест и уменьшению числа налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, но к росту социальной напряженности в связи с невозможностью покупать дешевые товары.

Еще одно радикальное предложение бизнеса - вдвое снизить для "малышей" арендные ставки на государственное и муниципальное имущество. Также предлагается взять под контроль ситуацию с задержками платежей госкорпораций, государственных и муниципальных унитарных предприятий за работы, выполненные малыми и средними компаниями.

Проблему невыдачи кредитов предлагается решать за счет выделения Внешэкономбанком целевых финансовых ресурсов для кредитования микрофинансовых организаций. Впрочем, представители банковского сообщества утверждают, что продолжают и сегодня выдавать кредиты «малышам». Банкиры заявляют о том, что программы кредитования малого и среднего предпринимательства не сворачиваются. Вместе с тем вынуждено ужесточаются требования к заемщикам, увеличиваются процентные ставки.

Сложилось недоверие банков к бизнесу, бизнес, в свою очередь, не доверяет даже партнерам. Ведь известно, что даже торговля, жила на кредитах. Есть такое понятие, как отсрочка платежа: магазины получали товары от поставщиков на условиях того, что рассчитаются за поставку не сразу, а спустя 30-60, а то и вовсе 90 дней. В сегодняшней ситуации поставщики боятся на такой длинный срок отгружать свои товары, свою продукцию в долг. Им неизвестно и непонятно, что будет с инфляцией, с валютным курсом. Поэтому производители и поставщики просят у розницы оплату, в крайнем случае предоплату. А у магазинов нет такого объема оборотных средств, они обращаются за кредитами в банк, а там безумные проценты. Бизнес попадает в замкнутый круг, который к тому же обрастает огромным количеством разных рисков.

Но из этого ровным счетом не следует, что ничего не надо делать. Конечно, говорить о каком-то расширении и развитии бизнеса в сегодняшней ситуации достаточно легкомысленно. Но пересмотреть приоритеты и направления просто необходимо.

Как кризис отразится на российском бизнесе? Есть ряд экспертов, которые считают, что бизнес расслоен на сегменты: очень дешевый, очень дорогой и средний. И вот средний сегмент — самый уязвимый, в условиях кризиса он вымывается первым. Ведь в период кризиса страдают бюджеты крупных компаний, связанные с пиаром, рекламой, с различными видами сферы услуг. А это как раз та сфера, в которой заняты компании среднего размера. Так, в этом году многие крупные компании откажутся от корпоративных празднований Нового года. Значит, точки общественного питания, которые планировали большие кассовые сборы именно от новогодне-рождественских мероприятий, недосчитаются довольно больших сборов. Та же ситуация сложится и в сфере туризма, особенно в сфере выездного туризма. Не обойдет кризис стороной и строительную отрасль.

В целом малый и средний бизнес должны понять, что после безудержных трат наступает период экономии. И исходя из данной ситуации, компания должна принять ряд решений, определить, что для нее важнее в данный момент. Может быть, даже кому-то и вовсе придется переориентироваться на какие-то новые сегменты рынка.

В своем выступлении на съезде партии «Единой России», Владимир Путин сказал: «Самое главное для поддержки малого и среднего бизнеса в условиях финансового кризиса, - обеспечить так называемые длинные деньги, которых, честно говоря, у нас в экономике раньше не было”. Российские банки и крупные компании занимали деньги на Западе, теперь же финансовые структуры закрывают кредитные линии, оставляя нашу экономику без денег.

Для поддержки малого и среднего бизнеса, по словам Владимира Путина, “на этот год у нас было предусмотрено 3,4 млрд. рублей”. Вместе с тем “в правительстве самым активным образом обсуждается возможность увеличения этого объема финансирования”.

По мнению президента Торгово-промышленной палаты РФ Евгения Примакова, резкий скачок цен на продовольствие на мировых рынках и замаячившая угроза глобального продовольственного кризиса, должны заострить внимание правительства на развитии малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе страны. В России действует более 145 тысяч крестьянских хозяйств и индивидуальных предпринимателей. Хорошая ценовая конъюнктура осени 2007-го позволила многим из них избавиться от хронической нерентабельности. Однако темпы роста производства в аграрном секторе у нас в два-три раза ниже, чем в среднем по экономике.

Евгений Примаков, президент Торгово-промышленной палаты РФ, призывает правительство страны обратить внимание на малые предприятия потребительской кооперации.

Заключение

В последние годы создается новый экономический климат для предпринимательства. Быстро растет рынок научно – технических разработок, внедрение новинок техники и технологии. Совершенствуется информационная инфраструктура предпринимательства – расширяется доступ к полезной информации в государственных органах, укрепляются патентно – лицензионные службы.

МП быстро ориентируется в экономической ситуации на:

- готовность к риску

- нахождения пути делать вещи лучше, быстрее, дешевле

- личный сбор сведения о клиентах, поставщиках, конкурентах

- способность убеждать и устанавливать деловые и личные контакты и т.д.

Следовательно, в условиях развивающегося кризиса, государство должно усилить контроль за развитием малого и среднего бизнеса, оказывать поддержку МП и рассмотреть вопрос о возвращении к законопроекту о регулировании торговли и потребительского рынка, приняв взвешенные решения, учитывающие интересы всех участников рынка и потребителей.

Список литературы

1. Астапов, К. Малое предпринимательство в экономики России / К. Астапов // Экономист. -2006. - №3.

2. Лебедев, В. Экономическая наука / В. Лебедев // Экономическая наука. – 2008.- №7.

3. Луков, В. Роль государства в развитии предпринимательства / В. Луков // РЭЖ.- 1995. - №9

4. Попов, В. Экономика и управление / В. Попов// Экономист. – 2007. - №3

5. Абалкин, Л. Социально – экономическое развитие России / Л. Абалкин // Экономист. – 2004. - №12.

6. Кашатин, Т.П. Энциклопедия малого бизнеса. – 1994.

7. Колганов, М. Особенности предпринимательства в переходной экономике / М. Колганов // Экономист. – 2002.

8. Лапуста, М. Малое предпринимательство / М.Г. лапуста // Экономист. – 2006. - №4.

9. Органян, О. О государственной поддержке малого бизнеса в России / О. Органян // Экономист. 2002. - №8.

10. Малое предпринимательство: в какой поддержке нуждается? // Человек и труд. – 2005. - №1

11. Мелкий бизнес в Западной Европе. – 1996.

12. Орлов, А. Перспективы развития малого бизнеса в России / А. Орлов // ВЭ. 2002. №7.

13. Шеховцов, А. Законодательство и развитие малого бизнеса в регионах / А. Шеховцов //ВЭ. – 2005. - №4.

14. Еваленко, М. Потенциал малого предпринимательства / М. Еваленко // РЭЖ. – 2003. - №9 – 10.

15. Блинов, А. Малое предпринимательство. – 2003.

16. Егоров, Е. Малый бизнес / Е. Егоров // Проблемы теории и практики. – 2004. - №4.

17. Малое предпринимательство в России // Человек и труд. – 2005. - №1.

18. 6. Экономика. Под ред. Доц. А.С. Булатова. - М.: Издательство БЕК, 2005

19. М.Дмитриев. Российский рынок труда силен неисполнением законов. // Эксперт, 9 февраля 2006 №5

20. Экономика и бизнес(теория и практика предпринимательства) .Под ред. Камаева В.Д.- М. Изд. МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004.