Реферат: Проблемы и перспективы развития предпринимательства в России
Название: Проблемы и перспективы развития предпринимательства в России Раздел: Рефераты по экономической теории Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Список использованных источников І Нормативно-правовые документы 1. Налоговый кодекс Российской Федерации. 2. Федеральный закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» от 27.10.2002 №127-ФЗ. II Научно-методическая литература 3. Акимов О. Ю. Малый и средний бизнес. Эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития / О. Ю. Акимов. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 192с. 4. Государственная политика в области предпринимательства: зарубежный и отечественный опыт учеб. метод. комплекс / автор-сост. Б. В. Хохлов. – М.: АТиСО, 2006. – 15с. 5. Губин Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства. Правовые проблемы / Е. П. Губин. – М.: Юристъ, 2005. – 312с. 6. Гуськов С. В. Организация предпринимательской деятельности: учеб. пособие / С. В. Гуськов. – М.: Дашков и К, 2007. – 274с. 7. Лапуста М. Г. Предпринимательство / М. Г. Лапуста и др. – 2-е изд. – М.: Инфра-М, 2006. – 520с. 8. Малые предприятия. Организация, экономика, учет, налоги: учеб. пособие / под ред. В. Я. Горфинкеля и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 357с. 9. Пансков В. Г. Налоги и Налогообложение в Российской Федерации: учебник / В. Г. Пансков. – М.: МЦФЭР, 2004. – 575с. 10. Предпринимательство: учебник / под ред. В. Я. Горфинкеля и др. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 735с. 11. Российский статистический ежегодник. 2007. – М.: Росстат, 2007. – 826с.
30 1 Сущность и роль предпринимательства в экономике 1.1 Зарождение и развитие предпринимательства История предпринимательства начинается со Средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С зарождением капитализма стремление к богатству приводило к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимали профессиональный и цивилизованный характер. Нередко предприниматели, будучи собственниками средств производства, и сами трудились на своих фабриках или заводах. В России предпринимательство зародилось еще в Киевской Руси - в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями в России можно считать мелких торговцев, купцов. Наибольшее развитие предпринимательства приходится на правление Петра I, когда по всей России создаются мануфактуры, бурно развивается горная, оружейная, суконная, полотняная промышленность. Известнейшим представителем династии предпринимателей в промышленности в ту пору стала семья Демидовых, родоначальником которой был тульский кузнец. Дальнейшее развитие предпринимательства сдерживалось существованием крепостного права. Серьезным стимулом развития предпринимательства стала реформа 1861 года. С отменой крепостного права начались строительство железных дорог, реорганизация тяжелой промышленности, оживление акционерной деятельности. Развитию и переустройству промышленности способствовал иностранный капитал. В 90-е годы XIX века в России окончательно сложилась индустриальная база предпринимательства. В начале XX века предпринимательство было уже массовым явлением в России. Предприниматель формировался как собственник, хотя влияние иностранного капитала и государства оставалось значительным. В этот период создавался рынок рабочей силы, развивалась акционерно-паевая форма предпринимательства, открывались частные акционерные банки: Коммерческий, Земельный и другие. К началу XX века в российской экономике две трети всей промышленной продукции производилось предприятиями коллективных форм собственности — акционерных, паевых, и лишь треть приходилась на единоличные хозяйства. Особо доходными были вложения средств в хлопчатобумажное производство, торговлю и кредит. Начался процесс монополизации фирм. К сожалению, в России после окончания Первой мировой войны и по завершении двух революций — Февральской и Октябрьской — был взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей. Были национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество всех частных предпринимателей. Некоторое оживление в предпринимательскую деятельность внесла новая экономическая политика - нэп (1921-1926 годов). Однако с конца 20-х годов предпринимательство вновь было свернуто, и лишь в 90-е годы началось его возрождение в России. С того момента, как частная собственность и предпринимательская деятельность были восстановлены в правах, началось развитие акционерных обществ, товариществ, других форм предприятий. Говоря о современном, третьем этапе в развитии предпринимательства (с 70-х годов прошлого столетия и до наших дней), выделяют пять характерных тенденций: 1 Рост платежеспособного спроса населения промышленно развитых стран, приведший к «индивидуализации» потребления, что в свою очередь ведет к сокращению массового и росту мелкосерийного производства. В этих условиях малое предприятие, соответствующим образом оснащенное, становится не менее конкурентоспособным, чем крупное производство. 2 Современные технологии, оказывающие серьезное воздействие на размер предприятия. Гибкие производственно-технологические системы, созданные на основе новейших средств автоматизации и компьютеризации, уже не предъявляют жестких требований к размерам предприятия и численности занятых на нем работников. Вместе с тем относительное удешевление современных средств производства существенно снижает инвестиционный барьер для создания и начального этапа развития нового предприятия. 3 Существенное изменение роли малого предпринимательства в инновационной сфере. Из субъекта, успешно осваивающего передовую технику, малый бизнес превратился в не менее успешного разработчика современных технологий и средств производства. Этому способствуют высокий уровень специализации производства, гибкие, неформализованные структуры управления, наличие творческой атмосферы в коллективе единомышленников, отсутствие необходимости поддерживать выпуск устаревшей продукции. 4 Радикальное изменение государственного подхода к малому бизнесу. Его развитие воспринимается как основа социальной и политической стабильности. Одной из основных причин упрочения положения малого и среднего бизнеса в последние десятилетия стала политика государства, направленная на его поддержку и развитие. 5 Интернационализация и транснационализация малого и среднего бизнеса. Крупный транснациональный капитал стал практиковать вынос вспомогательных операций или завершающих стадий за рубеж, где имеется реальная возможность экономии на стоимости рабочей силы, природоохранных издержках, транспортных расходах и другом. 1.2 Сущность предпринимательства Что же подразумевается под понятиями «предприниматель» и «предпринимательство»? Эти понятия впервые употребил английский экономист конца XVII - начала XVIII века Ричард Кантильон. По его мнению, предприниматель — это человек, действующий в условиях риска. Источником богатств Р. Кантильон считал землю и труд, которые и определяют действительную стоимость экономических благ. Позже известный французский экономист Ж. Б. Сэй в книге «Трактат политической экономии» (1803 года) сформулировал определение предпринимательской деятельности как соединения, комбинирования трех классических факторов производства — земли, капитала, труда. Он указывал также, что «талант английских предпринимателей» был одним из факторов успеха развития промышленности Англии. Основной тезис Сэя состоит в признании активной роли предпринимателей в создании продукта. Доход предпринимателя, по мнению Сэя, является вознаграждением за его труд, за его способность организовать производство и сбыт продукции, обеспечить «дух порядка». Предприниматель, считает он, — это лицо, которое берется на свой счет и риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт. Английские ученые-экономисты А. Смит и Д. Риккардо представляли экономику как саморегулирующийся механизм, в котором творческому предпринимательству не находилось места. В своем основном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 года) Смит уделил внимание характеристике предпринимателя. Предприниматель, по мнению Смита, являясь собственником капитала, ради реализации определенной коммерческой идеи и получения прибыли идет на риск, поскольку вложение капитала в то или иное дело всегда содержит в себе элемент риска. Предпринимательская прибыль и есть, по Смиту, компенсация собственнику за риск. Предприниматель сам планирует, организует производство, реализует выгоды, связанные с разделением труда, а также распоряжается результатами производственной деятельности. Д. Риккардо предпринимательскую деятельность рассматривал в качестве обязательного элемента эффективного хозяйствования. Лишь на рубеже XIX—XX вв. началось осознание значения и роли института предпринимательства. Французский экономист Андре Маршалл первым добавил к упомянутым трем классическим факторам производства (земля, капитал, труд) четвертый — организацию. С этого времени понятие предпринимательства расширяется, как и придаваемые ему функции. Американский экономист Дж.Б. Кларк несколько видоизменил «триединую форму» Сэя. По его мнению, в процессе производства постоянно участвуют четыре фактора: капитал, капитальные блага — средства производства и земля, деятельность предпринимателя, труд рабочего. При этом каждому фактору должна быть вменена специфическая доля производственной выручки: капитал приносит капиталисту процент; капитальные блага — ренту; предпринимательская деятельность капиталиста приносит прибыль, а труд рабочего обеспечивает ему заработную плату. Известный американский экономист австрийского происхождения Йозеф Шумпетер в книге «Теория экономического развития», которая вышла в 1911 году, трактует понятие «предприниматель» как «новатор». Функция предпринимателя, утверждает он, состоит в реализации нововведений, играющих главную роль в развитии капиталистической экономики, в обеспечении экономического роста. По-новому взглянул на эту проблему английский экономист Фридрих фон Хайек. По его мнению, сущность предпринимательства — это поиск и изучение новых экономических возможностей, характеристика поведения, а не вид деятельности. Вплотную к понятию «предприниматель» примыкает понятие «предпринимательство». Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций. Предприниматель в своей деятельности призван обеспечить необходимую комбинацию или необходимое сочетание личной выгоды с общественной пользой в целях получения прибыли. Предпринимательство является деятельностью, которая связана с вложением средств в целях получения прибыли на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой. Такая формулировка предпринимательства представляется нам одной из удачных. В ней подчеркнуто, что предпринимательство — это непосредственно деятельность, а не только способность заниматься определенной деятельностью. Субъектами предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров. Частные лица становятся субъектами предпринимательства обычно путем организации единоличного или семейного предприятия. Такие предприниматели могут ограничиваться затратами собственного труда или использовать наемный труд. К важнейшим чертам предпринимательства, на мой взгляд, следует отнести: 1) самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Любой предприниматель свободен в принятии решения по тому или иному вопросу, естественно, в рамках правовых норм; 2) экономическую заинтересованность. Главная цель предпринимательства - получение максимально возможной прибыли. Вместе с тем, преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса; 3) хозяйственный риск и ответственность. При любых самых выверенных расчетах неопределенность, риск остаются. Эти признаки предпринимательства взаимосвязаны и действуют одновременно. 1.3 Виды и формы предпринимательства Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по самым разным основаниям: по виду экономической деятельности; формам собственности; числу собственников; организационно-правовым и организационно-экономическим формам; степени использования наемного труда и так далее. Рассмотрим некоторые из этих классификаций. По виду или назначению предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную и так далее (Таблица 1). Все эти виды деятельности могут функционировать раздельно или вместе. Таблица1 - Число малых предприятий по видам экономической деятельности (на конец года)
По формам собственности имущество предприятия может быть частным, государственным, муниципальным, а также находиться в собственности общественных объединений (организаций). При этом, государство не может устанавливать в какой бы то ни было форме ограничения или преимущества в осуществлении прав собственности в зависимости от нахождения имущества в частной, государственной, муниципальной собственности или в собственности общественных объединений (организаций). По числу собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. Об индивидуальном предпринимательстве говорят тогда, когда собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективному предпринимательству соответствует собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность). Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в коллективной собственности, осуществляются по соглашению всех собственников. Известны организационно-правовые и организационно-экономические формы предпринимательства. В числе организационно-правовых форм — товарищества, общества, кооперативы. Товарищество представляет собой объединение лиц, созданное для осуществления предпринимательской деятельности. Товарищества создаются в том случае, когда в организации предприятия решают принять участие два партнера или более. Важным преимуществом товарищества является возможность привлечения дополнительного капитала. Кроме того, наличие нескольких владельцев позволяет осуществлять специализацию внутри предприятия на основе знаний и умений каждого из партнеров. Недостатки этой организационно-правовой формы предпринимательской деятельности заключаются в том, что каждый участник несет равную материальную ответственность независимо от размеров его вклада и действия одного из партнеров являются обязывающими для всех остальных, даже если они не согласны с этими действиями. Товарищества подразделяются на две группы: полные (товарищества с неограниченной ответственностью) и коммандитные (товарищества с ограниченной ответственностью). В коммандитных товариществах часть партнеров может обладать неограниченной, а часть — ограниченной ответственностью. Общество создается по соглашению не менее двух граждан либо юридических лиц путем объединения их вкладов (как в денежной, так и в натуральной формах) в целях осуществления хозяйственной деятельности. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам. Они несут ответственность только в пределах стоимости внесенных ими вкладов. В отличие от них участники общества с дополнительной ответственность несут ответственность всем своим имуществом. Наиболее распространены акционерные общества (АО). Им предоставлено право привлекать необходимые средства путем выпуска ценных бумаг — акций. Участники акционерного общества несут ответственность за результаты его деятельности в пределах стоимости принадлежащих им акций. Предприятие, созданное группой лиц для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, называется кооперативным. В деятельности кооператива обязательно личное трудовое и иное участие его членов, а также объединение его участниками имущественных паевых взносов. К основным организационно-экономическим формампредпринимательства можно отнести концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы. Концерн — это многоотраслевое АО, контролирующее предприятия через систему участия. Концерн приобретает контрольный пакет акций различных компаний, являющихся по отношению к нему дочерними. В свою очередь дочерние компании также могут владеть контрольными пакетами акций других акционерных компаний, нередко расположенных в других странах. Ассоциации — мягкая форма добровольного объединения экономически самостоятельных предприятий, организаций, которые одновременно могут входить в другие образования. В состав ассоциации, как правило, входят односпециализированные предприятия и организации, расположенные на определенной территории. Основная цель создания ассоциаций — совместные решения научно-технических, производственных, экономических, социальных и иных задач. Консорциум представляет собой объединение предпринимателей в целях совместного проведения крупной финансовой операции, например осуществления значительных инвестиций в крупный промышленный проект; при этом значительно уменьшается риск, возникающий при крупных вложениях, поскольку ответственность делится на всех участников. В условиях научно-технической революции консорциумы возникают в новых отраслях и на стыке различных отраслей и предусматривают проведение совместных научных исследований. Синдикат — объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли для устранения излишней конкуренции между ними. Картель — соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах на продукцию, услуги, о разделе рынков сбыта, долях в общем объеме производства и другом. Новой организационно-экономической формой предпринимательства стали финансово-промышленные группы (ФПГ). Они представляют собой объединение промышленного, банковского, страхового и торгового капиталов, а также интеллектуального потенциала предприятий и организаций. 1.4 Функции предпринимательства В развитой рыночной экономике предпринимательство как интегрированная совокупность предпринимательских организаций (компаний, фирм), индивидуальных предпринимателей, а также сложных объединений предпринимательских организаций выполняет следующие функции: общеэкономическую, творческо-поисковую (инновационную), ресурсную, социальную, организаторскую. Некоторые ученые считают, что предпринимательству свойственна и политическая функция, которую осуществляют, как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей. Определяющей, на наш взгляд, в развитой рыночной экономике является общеэкономическая функция, которая объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей как субъектов рынков. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства, что, в первую очередь, и предопределяет общеэкономическую функцию. Причем предпринимательская деятельность осуществляется ее субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и другое), что является объективной основой проявления общеэкономической функции. Поступательное развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального дохода, а этот фактор также выступает как проявление в системе хозяйственных отношений общеэкономической функции. Важнейшей функцией предпринимательства является ресурсная. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причем под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства. Разумеется, в первую очередь, трудовые ресурсы (в широком понимании этого слова), землю и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант. Предприниматель может добиться наивысших успехов, если сумеет генерировать научно-технические идеи, нововведения в той сфере деятельности, в которой он создает собственное дело, будет использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективно потреблять все виды ресурсов. Но погоня за максимальным доходом (прибылью) предпринимателей часто приводит к хищническому использованию ресурсов. Такие предприниматели своей деятельностью наносят вред окружающей среде и населению. В связи с этим важное значение приобретает регулирующая роль государства, устанавливающего формы ответственности предпринимателей за неправильное использование ресурсной функции, которая противоречива и имеет двоякий характер. Предприниматель как собственник ресурсов заинтересован в их рациональном использовании и в то же время может безжалостно относиться к общественным ресурсам. Об этом свидетельствуют история развития предпринимательства и история научно-технических революций, последствия которых для человека противоречивы. Предпринимательству как новому типу антибюрократического экономического хозяйствования свойственна творческо-поисковая, инновационная функция, связанная не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей. Творческая функция предпринимательства тесным образом связана со всеми другими функциями и обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, условиями принятия управленческих решений. В процессе становления рыночной экономики предпринимательство приобретает социальную функцию, проявляющуюся в возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, с наибольшей отдачей проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция все более проявляется в формировании нового слоя людей — людей предприимчивых, тяготеющих к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных создавать собственное дело, преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели. В то же время увеличивается численность наёмных работников, которые экономически и социально зависят от того, насколько устойчива деятельность предпринимательских фирм. Чем эффективнее функционируют предпринимательские организации, тем существеннее поступления их средств в бюджеты различных уровней и в государственные внебюджетные социальные фонды. В то же время развитие предпринимательства обеспечивает рост числа рабочих мест, сокращение уровня безработицы, повышение уровня социального положения наемных работников. Важнейшей функцией предпринимательства является организаторская, которая проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т.д. Организаторская функция особенно четко проявляется в быстром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в «коллективном (сетевом) предпринимательстве», в создании народных предприятий. Следовательно, сущность предпринимательства наиболее комплексно проявляется в сочетании всех присущих ему функций, которые объективно свойственны цивилизованному предпринимательству, но во многом зависят от самих субъектов предпринимательской деятельности, от системы государственной поддержки и регулирования предпринимательства. 1.5 Экономическая деятельность малого предприятия Малое предприятие функционирует во всех сферах и отраслях национального хозяйства, выполняя один или несколько видов деятельности. Однако следует иметь в виду, что отдельные виды деятельности разрешаются исключительно государственным предприятиям, а производство ряда товаров может быть осуществлено только на основании специального разрешения (лицензии). Малое предприятие обладает самостоятельностью в своей хозяйственной деятельности, в распоряжении выпускаемой продукцией, прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, если иное не предусмотрено его уставом. На предприятиях всех видов основным обобщающим показателем финансовых результатов является прибыль. Важный момент хозяйственной деятельности предприятия — планирование. Малое предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию (услуги) и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников. Основу планов составляют договоры, заключенные самостоятельно с потребителями (покупателями) продукции (работ, услуг), а также с поставщиками сырья и материалов, необходимых для производства продукции. Договоры могут заключаться и с соответствующими государственными органами. В условиях либерализации цен предприятие реализует свою продукцию (работы, услуги), отходы производства по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации,— по государственным ценам. Источниками формирования финансовых ресурсов предприятия в зависимости от его организационно-правовой формы являются прибыль, амортизационные отчисления, средства, полученные от продажи ценных бумаг, паевые и иные взносы членов трудового коллектива, а также кредиты и другие поступления, не противоречащие закону. Для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций предприятие открывает расчетный и другие счета в любом банке. Банк или его отделения по месту регистрации предприятия обязаны открыть расчетный счет по требованию предприятия. Предприятие несет полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины. Предприятие, не выполняющее свои обязательства по расчетам, может быть в судебном порядке объявлено неплатежеспособным (банкротом) в соответствии с Законом Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» от 27 октября 2002 года. Малое предприятие может заключать на общих основаниях договоры с иностранными партнерами и открывать инвалютные счета. При условии соблюдения установленных правил малые предприятия могут самостоятельно выходить на международный рынок, зарабатывать валюту, а также приобретать ее, в том числе и на аукционах. Формы, системы и размер оплаты труда работников, а также другие виды доходов устанавливаются предприятием самостоятельно. Предприятие независимо от вида собственности и организационно-правовой формы обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников. При этом оно может самостоятельно устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные льготы, а также поощрять работников организаций, обслуживающих трудовой коллектив и не входящих в состав предприятия (Таблица 2). Таблица2 - Численность работников по видам экономической деятельности в 2006 году
Законом предусмотрено, что предприятие обязано обеспечить своим работникам безопасные условия труда. Оно несет ответственность в установленном законодательством порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности. Работники малого предприятия подлежат социальному и медицинскому страхованию и социальному обеспечению в порядке и на условиях, установленных для рабочих и служащих государственных предприятий. Малое предприятие вносит взносы по социальному и медицинскому страхованию и социальному обеспечению работников в порядке и размерах, установленных действующим законодательством. 2 Проблемы и перспективы развития предпринимательства в России 2.1 Основные проблемы развития предпринимательства в России В современной России сделаны шаги в сторону демократических преобразований и формирования рыночных отношений. Можно говорить о том, что миллионы российских граждан занимаются предпринимательской деятельностью, которая дает ощутимый экономический и социальный эффект. Однако, если рассматривать потенциальные возможности нашего общества, то доля предпринимательского сектора в укреплении рыночной экономики пока явно недостаточна. Развитие предпринимательства в регионах Российской Федерации сталкивается с многочисленными проблемами, которые являются в основном типичными: 1) отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства; 2) пробелы в действующем законодательстве, особенно налоговом; 3) нехватка ресурсов, прежде всего финансовых; 4) сложность доступа к деловой информации – сведения о продукте, конкуренте и т.п.; 5) неурегулированность вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в малом бизнесе; 6) отсутствие положительного имиджа отечественного предпринимателя; 7) нестабильность экономической ситуации в стране; 8) недобросовестность крупного бизнеса; 9) доступ к кредитным ресурсам и высокая ставка кредитования (22%); 10) правовая неграмотность самих предпринимателей; 11) отсутствие явного развития производства; 12) высокая планка единого социального налога (26%); 13) недостаточность кадрового потенциала; 14) длительное оформление документации, особенно на землю. Одной из важнейших проблем малого бизнеса в России является кредитование. Кредиты предоставляются только под залог или поручительство, которые не всегда могут предоставить малые предприятия. Союзы малых предприятий, как и специальные фонды, в настоящее время не выступают поручителями по кредитам, получаемым этими предприятиями. Отсутствуют специальные банки по обслуживанию малого бизнеса. В особо трудном положении оказываются частные малые предприятия. Невозможность получения кредита исключает способность конкурировать с иными предприятиями. Это, прежде всего, – проблемы широкого «теневого» сектора предпринимательской деятельности, сложность и запутанность регионального законодательства, высокие административные барьеры, препятствующие возникновению новых фирм, недостаточность налоговых поступлений от малых предприятий в региональный и местный бюджеты. Предприниматели отмечают также проблему слишком высоких налоговых ставок, сложность и запутанность налоговой системы, сложность и несовершенство законодательства, регистрирующего предприятия, регламентирующего их деятельность, например, сертификацию продукции, лицензирование и так далее. Препятствия на пути предпринимательства получили наименование «административные барьеры». 2.2 Государственная поддержка малого предпринимательства Вклад малых предприятий в оздоровление экономики России сегодня явно недостаточен. Объясняется это как общим спадом производства и разрывом хозяйственных связей, так и отсутствием государственной поддержки малых предприятий. Между тем малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке. В нашей стране существуют различные организационные формы поддержки и защиты интересов малых предприятий. С этой целью созданы и ассоциации малых предприятий, Федерация развития иподдержки малого предпринимательства, действует Всемирная ассамблея мелких и средних предприятий, различные фонды развития и поддержки малого бизнеса. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого предпринимательства озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают. В соответствии с федеральным законодательством государственная поддержка малого предпринимательства должна осуществляться по следующим направлениям: 1) формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; 2) создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; 3) установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления статистической и бухгалтерской отчетности; 4) поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами; 5) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и другое. Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной поддержки малого бизнеса со стороны государства через прямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкие процентные ставки, чем кредит на частном рынке ссудного капитала. До 90% заемного капитала кредиторов обеспечивается предоставляемыми государством гарантированными займами. Таким образом государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионные фонды в предоставлении капитала мелким фирмам. В Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства сформулированы следующие комплексные меры по поддержке малого предпринимательства: 1) оптимизация нормативно-правовых основ государственного регулирования малого предпринимательства; 2) совершенствование системы налогообложения малого предпринимательства; 3) развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства; 4) совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития малого предпринимательства; 5) совершенствование информационной поддержки; 6) укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства; 7) активная антимонопольная политика и пресечение недобросовестной конкуренции по отношению к малым предприятиям; 8) совершенствование деятельности органов государственной поддержки малого предпринимательства. Развитие малых предпринимательских форм происходит у нас сейчас в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений — в торговле, общественном питании, строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, в сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. С одной стороны, это обусловлено недостаточным вниманием к данным проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, с другой — монополией государственных научно-исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. Это привело к монополизму госсектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере. 2.3 Система налогообложения малого предпринимательства К моменту завершения формирования в 2002 году системы специальных налоговых режимов для представителей малого бизнеса на территории РФ было официально зарегистрировано около 850 тысяч предприятий, попадающих под категорию малого предпринимательства. Кроме того, к этому времени в России работало более 4 млн индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Таким образом, в сферу налогообложения малого бизнеса попадало около 5 млн налогоплательщиков. В то же время, по оценке Госкомстата России, около 30% представителей этого бизнеса занимались предпринимательской деятельностью, не представляя никаких данных о своей деятельности в налоговые и статистические органы, 25-30% - представляли «нулевые» балансы и 3-5%, зарегистрировавших свою деятельность, - не вставали на учет в налоговых органах. При этом сфера малого бизнеса не играла к тому времени существенной роли в формировании доходов бюджетов всех уровней. В бюджетную систему Российской Федерации от деятельности указанных предпринимателей поступало менее 1% от общей суммы доходов консолидированного бюджета. Учет особенностей деятельности малого бизнеса в виде отдельных законов был сформирован в Российской Федерации только спустя несколько лет после создания налоговой системы страны в двух формах. Первая – на упрощенном порядке определения налоговой базы и введения отчетности, вторая – на оценки потенциального дохода налогоплательщиков и установлении фиксированного размера платежей в бюджет. Первая форма налогообложения не получила в Российской Федерации достаточного развития: ее применяли к концу 2002 года всего лишь около 50 тысяч организаций и чуть более 100 тысяч индивидуальных предпринимателей. Вторая форма налогообложения малого бизнеса была введена в Российской Федерации в 1999 году. При ее введении преследовалась цель заставить платить налоги и вывести из «теневой» сферы сложно поддающийся учету налично-денежный оборот субъектов малого бизнеса, занимающихся такими видами деятельности, как розничная торговля, оказание бытовых услуг и ряд других. Было принято решение о введении особого режима налогообложения отдельных организаций и предпринимателей путем установления вмененного дохода. Это решение имело целью увеличение налоговых поступлений в бюджетную систему страны. Введение системы налогообложения по методу вмененного дохода преследовало и другую не менее важную цель - упрощение процедур расчета и сбора налогов. Эта система в решающей степени упрощала для субъектов малого предпринимательства процесс ведения бухгалтерского учета и отчетности, а также налогового учета. Принципиальным отличием особого режима налогообложения с помощью налога на вмененный доход от традиционных схем налогообложения частных предприятий является то, что база налогообложения по каждому налогоплательщику и объекту обложения определяется не по их отчетности, а на основе определенной расчетным путем доходности различных видов бизнеса в соответствующих региональных и других условиях. При этом расчет потенциального дохода привязан к исчерпывающему перечню формальных и легко проверяемых, в первую очередь физических, показателей деятельности отдельных категорий налогоплательщиков. В отличие от упрощенной системы она с момента введения является обязательной для налогоплательщиков, занимающихся определенными видами деятельности. Единый налог на вмененный доход к моменту введения его во всех регионах России уплачивали около 150 тыс. организаций и 1,3 млн индивидуальных предпринимателей. С введением и уплатой этого налога также возник ряд проблем. Во многих субъектах Федерации показатели базовой доходности, оказывающие влияние на величину налога, были установлены для организации в заниженных размерах, что не обеспечивало компенсацию уплачиваемых ими налогов при общей системе налогообложения. В силу ряда обстоятельств, в том числе лоббирования и отдельных просчетов, устанавливаемый размер базовой доходности зачастую не был экономически обоснован. В результате показатели базовой доходности по одним и тем же видам деятельности в различных регионах существенно разнились. Есть необходимость существования для малого предпринимательства особой системы налогообложения, которая учитывала бы особенности функционирования этого сектора экономики. Указанная система должна строиться исходя из определенных критериев, важнейшие из которых следующие. Во-первых, действующий для любой налоговой системы принцип определенности налогообложения в налогообложении малого бизнеса должен быть доведен до совершенства. Это означает, что данное законодательство обязано быть простым и попятным не только, специалистам, но и любому предпринимателю, не имеющему специального образования и подготовки. Во-вторых, налогообложение малого бизнеса должно предусматривать замену для этих организаций одним налогом максимально возможного числа действующих в стране налогов и сборов. Естественно, что идеальная система налогообложения малого бизнеса предполагает наличие всего одного налога, но построить такую систему довольно сложно. Это связано, в частности, со спецификой отдельных видов деятельности организаций. В-третьих, система бухгалтерского учета и отчетности для малого предпринимательства должна быть максимально упрощена, одновременно позволяя осуществлять необходимый налоговый контроль за формированием налоговой базы и полнотой уплаты соответствующих налогов. При этом ведение соответствующего учета и отчетности не должно превращаться для малого предприятия в своего рода дополнительный вид деятельности, а проводимые налоговыми органами проверки не должны отнимать много времени ни у проверяемых, ни у проверяющих. В-четвертых, система налогообложения малого бизнеса должна решать проблему укрывательства получаемых доходов и соответственно налогов, имея в виду, что именно малый бизнес действует в основном в сферах деятельности, связанных с оказанием услуг и вытекающими из этого огромными потоками налично-денежного обращения. И наконец, в-пятых, система налогообложения должна побуждать организации малого бизнеса работать не только эффективно, но и открыто. Это можно достигнуть лишь благодаря установлению для этих организаций щадящей налоговой нагрузки по отношению к организациям, работающим в обычном налоговом режиме. Принятые в середине 2002 года и вступившие в действие с 1 января 2003 года главы Налогового кодекса нацелены именно на решение этих задач и реализацию государственной политики совершенствования системы налогообложения малого предпринимательства, в том числе на снижение налогового бремени, упрощение процедур налогообложения и представления отчетности, а также на создание благоприятных условий для легализации и развития малого предпринимательства. Заключение На основании вышеизложенного, хотелось бы подвести некоторые итоги. В процессе рассмотрения развития предпринимательства в России, было выяснено следующее. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна. Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Не малый успех малого бизнеса в этой области объясняется следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы охотнее берутся за освоение оригинальных нововведений. Малые предприятия стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Что, прежде всего, приводит к расширению рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства. Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других не только в количестве производимой продукции, но и в ее качестве, чтобы прибыль доставалась именно им. Мелкие и средние предприятия в свою очередь являются опорой для крупных компаний, так как массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию. Ведь из-за своей громоздкости крупные монополисты вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть мелких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы. Малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников и обеспечивает при этом большую занятость. Создавая новые рабочие места, происходит снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, так называемого среднего класса, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества. Однако, занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности. Таким образом, малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России – это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране. Однако, перспективность сектора малого и среднего бизнеса в современной экономике, не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисной политики правительства РФ. Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивая перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка. Хотя у предприятий, как и у государства до сих пор остаются открытыми большое количество проблем, и до сих пор сохраняется довольно сложное экономическое положение, все же продолжается реформирование экономики, что способствует освоению новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. В современной политике государства все более акцентируется внимание в сторону доминирования частного сектора, либерализации практически всех отраслей экономики и активизации рыночных регуляторов, локализации очагов кризиса, ориентации на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорого подъема промышленности. Введение Переход российской, как и любой другой экономики, к рыночным отношениям неизбежно связан со становлением и развитием предпринимательства. Так что, говоря об экономике вообще и о рыночной экономике в частности, неизбежно приходится концентрировать внимание на предпринимательстве, как неотъемлемой составной части экономической деятельности. Современная российская экономика в качестве основной характеристики имеет активное формирование и развитие рыночных отношений и институтов. Ключевую роль в этом процессе должно играть предпринимательство. Предпринимательство – это стиль хозяйствования, которому, присущи принципы новаторства, постоянной инициативы, ориентации на нововведения в процессы производства, маркетинга, распределения и потребления товаров и услуг. Как показывает мировой опыт, чем больше возможностей для расширения своей деятельности у класса предпринимателей, тем более высокими являются темпы развития национальной экономики. В виду того, что развитие предпринимательства является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, я считаю данную тему наиболее актуальной в современной жизни нашей страны. Цель данной работы – изучить проблемы и перспективы развития предпринимательства в России. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: 1) охарактеризовать экономическую деятельность малого предпринимательства в России; 2) обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым бизнесом в современных рыночных отношениях; 3) рассмотреть основу государственной поддержки малого предпринимательства . Содержание Введение 3 1 Сущность и роль предпринимательства в экономике 4 1.1 Зарождение и развитие предпринимательства 4 1.2 Сущность предпринимательства 6 1.3 Виды и формы предпринимательства 9 1.4 Функции предпринимательства 13 1.5 Экономическая деятельность малого предприятия 16 2 Проблемы и перспективы развития предпринимательства в России 20 2.1 Основные проблемы развития предпринимательства в России 20 2.2 Государственная поддержка малого предпринимательства 21 2.3 Система налогообложения малого предпринимательства 24 Заключение 28 Список использованных источников 31 |