Курсовая работа: Прибыль и рентабельность по ОАО Гомельская птицефабрика
Название: Прибыль и рентабельность по ОАО Гомельская птицефабрика Раздел: Рефераты по экономике Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
содержание2. оценка изменения прибыли и рентабельности по оао «гомельская птицефабрика». 16 2.1. Технико–экономическая характеристика деятельности ОАО «Гомельская птицефабрика». 16 2.2. Оценка изменения прибыли и рентабельности по ОАО «Гомельская птицефабрика». 21 3. мероприятия по увеличению прибыли и рентабельности в оао «гомельская птицефабрика». 32 введениеВажнейшим показателем конечных результатов производства является прибыль и рентабельность. Прибыль одновременно выступает и как источник дальнейшего экономического и социального развития коллектива предприятия и как показатель эффективности его деятельности. Прибыль выступает как экономическая категория, оценочный результативный показатель, целевой ориентир, источник расчета чистого дохода, источник формирования различных фондов. Так как прибыль является основным показателем эффективности деятельности организации, важно и актуально изучение данного показателя. Как результативный показатель прибыль характеризует эффективность использования имеющихся ресурсов, успех (неуспех), рост (снижение) объемов деятельности. Прибыль является конечным результатом деятельности организации, создает условия для ее расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности. Целью данной курсовой работы является изучение прибыли и рентабельности по ОАО «Гомельская птицефабрика». Задача курсовой работы: Изучить экономическую сущность ОАО «Гомельская птицефабрика»; Оценить изменения прибыли и рентабельности; Предложить мероприятия по увеличению прибыли и рентабельности. Предметом курсовой работы является изучение прибыли и рентабельности ОАО «Гомельская птицефабрика». Объектом курсовой работы является деятельность ОАО «Гомельская птицефабрика». При написании курсовой работы использовались: учебная литература, отчетность ОАО «Гомельская птицефабрика». Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем курсовой работы составляет 61 лист, содержит 6 таблиц, 1 рисунок, 9 источников литературы и 6 приложений. 1. экономическая сущность, значение и виды прибыли и рентабельности организации в современных условиях деятельностиПрибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства и эффективной производственной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю. На стадии реализации выявляется стоимость товара, которая включает стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость, которая состоит из двух частей. Первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в изготовлении и реализации продукции. Ее величина определяется рядом факторов, обусловленных необходимостью воспроизводства рабочей силы. В этом смысле для предприятия она представляет собой часть издержек на производство продукции. Вторая часть созданной стоимости отражает чистый доход, который образуется только в результате продажи произведенной продукции, что означает общественное признание ее полезности. Поэтому реализация продукции является одним из показателей планирования, оценки хозяйственной деятельности промышленных предприятий и основным источником дохода в бюджет государства. Прибыль в условиях рынка – это конечная цель и движущий мотив производства, основной оценочный показатель деятельности предприятия. Получение прибыли соответствует цели деятельности предприятия в соответствии Законом «О предприятиях в Республике Беларусь». Особенность прибыли в условиях рынка – то, что предприятия ориентированны не на преимущественное накопление ее в денежной форме, а на расходование (на инвестиции и инновации). Тем самым обеспечивается экономический рост предприятия и повышается его конкурентоспособность. Предприятия реализуют свою продукцию потребителям, получая за нее денежную выручку. Но это еще не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата следует сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, т.е. с себестоимостью продукции. Если выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Если выручка равна себестоимости, значит, удалось лишь возместить расходы на производство и реализацию продукции. При реализации продукции без убытков отсутствует прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. Если расходы превышают выручку, то предприятие несет убытки. Получение отрицательного финансового результата ставит предприятие в достаточно сложное финансовое положение, которое может привести даже к банкротству субъекта хозяйствования. Прибыль как экономическая категория выступает в качестве источника развития и стимулирования эффективного труда. Как оценочный показатель прибыль характеризует эффективность использования всех ресурсов предприятия. Являясь конечным результатом деятельности предприятия, прибыль создает условия для его расширения, развития и повышения конкурентоспособности. Наличие прибыли позволяет удовлетворять экономические интересы государства, предприятия, работников и собственника. Объектом экономических интересов государства является та часть прибыли, которую уплачивает предприятие в виде налогов и которую общество использует для решения социальных задач. Экономические интересы предприятия заключаются в увеличении доли прибыли, остающейся в распоряжении (чистой прибыли). Интересы работников в увеличении прибыли связаны с созданием больших возможностей для материального стимулирования труда работников. Собственники также заинтересованы в росте прибыли, поскольку это увеличивает получаемые ими дивиденды. Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции: - результативную, т.е. получаемая прибыль выступает измерителем результатов деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. А поэтому для выяснения конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве; -стимулирующую, т.е. часть прибыли выступает источником материального вознаграждения работников предприятия и выплат дивидендов владельцам капитала; - финансирующую, т.е. часть полученной прибыли является источником самофинансирования предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия. Кроме того, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ. В условиях рыночной экономики значение прибыли очень велико. Получение ее ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, необходимой потребителю, снижение затрат на производство. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Определенную роль играют и убытки. Они свидетельствуют об ошибках и просчетах в направлении и использовании средств, организации производства и сбыта продукции. В экономической теории и практике в зависимости от метода исчисления оперируют следующими видами прибыли: экономической, бухгалтерской, чистой, валовой, номинальной, реальной, минимальной, нормальной, удовлетворительной, максимальной, облагаемой и не облагаемой налогом, остающейся в распоряжении предприятия и т.д. Экономическая прибыль представляет собой разность между полученной выручкой (валовым доходом) и экономическими издержками (явными и неявными, или издержками упущенных возможностей). Источниками экономической прибыли являются: реализация продукции, прочая реализация, внереализационные операции, инновационная деятельность, монопольная ситуация, нестрахуемые риски. Бухгалтерская прибыль – это разность между полученной выручкой (валовым доходом) и бухгалтерскими (явными) издержками. Источниками бухгалтерской прибыли являются реализация продукции, прочая реализация, внереализационные операции. Прибыль от реализации продукции рассчитывается как выручка от реализации продукции минус налоги, включаемые в цену и выплачиваемые из выручки минус себестоимость реализованной продукции. Пр = В – Н – С, (1) где Пр – прибыль от реализации; В – выручка; Н – налоги; С – себестоимость. Прибыль от операционной деятельности рассчитывается как доход от реализации материальных ценностей (излишнего оборудования, машин и т.п.) минус налоги, включаемые в цену и выплачиваемые из выручки, и расходы, связанные с их реализацией (транспортировка, складирование и т.д.). Поп = Доп – Н – Роп, (2) где Поп – прибыль от операционной деятельности; Доп – доход от операционной деятельности; Н – налоги; Роп – расходы. Прибыль от внереализационных операций образуется путем вычитания из доходов, полученных в результате данных операций, расходов, связанных с их осуществлением (дивиденды, полученные от долевого участия в совместных предприятиях, от акций, принадлежащих предприятию и т.д.). Пвн = Двн – Н – Рвн, (3) где Пвн – прибыль от внереализационных операций; Двн – доходы; Н – налоги; Рвн – расходы. Сумма прибыли от реализации продукции, прибыли от операционной деятельности и прибыли от внереализационных операций образуют прибыль предприятия за отчетный период. Потч. п. = Пр+ Поп + Пвн, (4) где Потч. п. – прибыль отчетного периода; Пр – прибыль от реализации; Поп – прибыль от операционной деятельности; Пвн – прибыль от внереализационных операций. Облагаемая и не облагаемая налогом, чистая прибыль предприятия образуется в процессе распределения прибыли за отчетный год. Действующее в Республике Беларусь налоговое законодательство предусматривает нижеследующий механизм распределения прибыли предприятия за отчетный год. Налогооблагаемая прибыль равна прибыли за отчетный год минус налог на недвижимость (он рассчитывается от остаточной стоимости основных фондов по годовой ставке 1%) минус налог на доходы (от части прибыли, облагаемой налогом на доходы). Ставки налога на доходы дифференцированы по видам деятельности. Льготируемая прибыль – это прибыль, освобождаемая от уплаты налога на прибыль. К льготируемой прибыли может быть отнесена прибыль, полученная от мероприятий, направленных на ликвидацию последствий от аварии на ЧАЭС; прибыль производственных мастерских, опытно-экспериментальных предприятий и предприятий учебных заведений, полученная в процессе практического обучения студентов и учащихся; прибыль предприятий, использующих труд инвалидов, если их численность составляет не менее 50% среднесписочного состава промышленно-производственного персонала и т.д. Из налогооблагаемой прибыли уплачивается налог на прибыль – 24%, но предприятие может уплатить налог и по льготной ставке 15%, если использует труд инвалидов и доля их в среднесписочной численности составляет от 30 до 50% или прибыль его за год составляет до 5000 МЗП и среднегодовая численность работающих – до 100 человек. Далее вычитается транспортный сбор по ставке 4%. Чистая прибыль рассчитывается следующим образом: прибыль за отчетный период минус налог на недвижимость минус налог на доходы минус налог на прибыль минус транспортный сбор. ЧП = Потч. п. – Нн – Нд – Нп – Тс, (5) где ЧП – чистая прибыль; Потч. п. – прибыль отчетного периода; Нн – налог на недвижимость; Нд – налог на доходы; Нп – налог на прибыль; Тс – транспортный сбор. Чистая прибыль распределяется в порядке, предусмотренном в учредительных документах предприятия. В обобщенном виде чистая прибыль подразделяется на прибыль, направляемую на накопление, прибыль, направляемую на потребление, и резервный фонд. Прибыль, направляемая на накопление, служит источником финансирования расширения производства, развития предприятия. Из прибыли, направляемой на потребление, предприятие выплачивает дивиденды владельцам капитала, производит социальные выплаты работникам предприятия. Схема формирования и распределения прибыли показана на рис.1. Рис.1. Схема формирования и распределения прибыли на предприятии. Номинальная прибыль характеризует фактически полученный размер прибыли. Она соответствует величине чистой прибыли. Реальная прибыль – это номинальная прибыль, скорректированная на уровень инфляции. Минимальная прибыль, нормальная и максимальная связаны с объемом производства; достижение каждой означает, что предприятие находится в зоне убыточности, безубыточности либо прибыльности. Минимальной считается прибыль, которая обеспечивает предприятию минимальный уровень доходности на вложенный капитал, равный среднему проценту ставки банков по депозитам, сложившемуся за исследуемый период: К * УДmin П = - ---------------- - (6) 100 – СНприб, где К – величина вложенного капитала; УДmin – минимальный уровень доходности; СНприб – ставка налога на прибыль в соответствии с действующим законодательством. Нормальная прибыль – это минимальный доход (или плата), необходимый для удержания предпринимателя в определенной отрасли. Она представляет собой соответствующий процент на вложенный капитал, который различается в зависимости от вида деятельности. Если получаемая прибыль меньше нормальной, то наблюдается “бегство” капитала из неприбыльной отрасли, если больше нормальной, то происходит прилив капитала в прибыльную отрасль. Размер прибыли предприятия характеризует абсолютную его доходность. Любая сумма прибыли говорит о том, что предприятие прибыльно, не убыточно. Но сумма прибыли не дает представления об эффективности и степени использования материальных и трудовых ресурсов, основных фондов, с помощью которых эта прибыль получена. Для оценки эффективности работы предприятия наряду с суммой прибыли используется показатель рентабельности. Рентабельность – это доходность, прибыльность, показатель экономической эффективности деятельности промышленного предприятия, отражающий конечные результаты хозяйственной деятельности. В практике работы предприятий применяется ряд показателей рентабельности. При расчете рентабельности в любом случае отражается процентное отношение суммы полученной (ожидаемой) прибыли к одному из следующих показателей: себестоимость продукции, стоимость основных производственных фондов, оборотных средств, выручка от реализации продукции и т.д. Показатели рентабельности объединяются в следующие группы: рассчитываемые для оценки доходности предприятия; методика их расчета основана на применении показателей прибыли за отчетный год, прибыли от реализации продукции, акционерного, собственного, заемного и совокупного капитала (в знаменателе); рассчитываемые для оценки доходности продукции, используемых ресурсов и затрат; методика их расчета также базируется на применении показателей прибыли за отчетный год, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей совокупных затрат, себестоимости, основных производственных фондов, оборотных средств, оплаты труда, численности работников и т.д. (в знаменателе). Наиболее распространёнными в практике отечественных предприятий показателями рентабельности данной группы являются рентабельность продукции, рентабельность основных производственных фондов и рентабельность производства. Рентабельность продукции рассчитывается как отношение прибыли к себестоимости продукции: Рпрод = П / С * 100, (7) где П – прибыль; С – себестоимость. Уровень рентабельности продукции (работ, услуг) показывает относительную величину прироста средств, которые получены в результате эффективности текущих затрат. Рентабельность продаж рассчитывается как отношение прибыли к выручке от реализации: Рпр = П / Вот реал. * 100, (8) где П – прибыль; В – выручка от реализации. Данный показатель показывает сколько прибыли организации принесла партия реализованной продукции. Рентабельность основных производственных фондов определяется путём деления прибыли на стоимость основных производственных фондов: РОПФ = П / ОПФ * 100, (9) где ОПФ – стоимость основных производственных фондов. Показывает сколько прибыли приносит использование основных производственных фондов. Рентабельность оборотных средств определяется путём деления прибыли на среднегодовую стоимость оборотных средств: РОбС = П / ОбС * 100, (10) где П – прибыль; ОбС – среднегодовая стоимость оборотных средств. Уровень рентабельности оборотных средств показывает, сколько прибыли приносит использование оборотных средств. Рентабельность производства рассчитывается путем деления прибыли на сумму основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Рпр = П / (ОПФ + ОбСн. ч), (11) где П – прибыль; ОПФ – основные производственные фонды; ОбСн. ч. – нормируемая часть оборотных средств. Уровень общей рентабельности является обобщающим показателем по отношению к рентабельности продукции (работ, услуг), т.к он характеризует эффективность всей деятельности предприятия. Рентабельность, рассчитанная как отношение прибыли к сумме основных и оборотных средств, наиболее полно отражает эффективность использования финансовых ресурсов. Так как прибыль направляется на финансирование капитальных вложений и прирост собственных оборотных средств, то такой показатель рентабельности позволяет соотнести общую величину доходности с расширенным воспроизводством. В рыночной экономике инвесторов интересует вопрос окупаемости инвестиций. С этой целью рассчитываются следующие показатели рентабельности. Рентабельность всего (совокупного) капитала: Рк = Поп / ССИ, (12) где Поп – прибыль от операционной деятельности; ССИ – среднегодовая стоимость имущества. Рентабельность инвестиций: ЧП + ВП Ри = - ----------------, (13) СК + ДО где ЧП – чистая прибыль; ВП – выплаченные проценты по займам и кредитам; СК – собственный капитал; ДО – долгосрочные обязательства. Рентабельность функционирующего капитала: Рф. к. = Пот реал. / ССК, (14) где Пот реал. – прибыль от реализации; ССК – среднегодовая стоимость капитала (минус незавершенное строительство). Рентабельность собственного капитала: Рс. к. = ЧП / СССК, (15) где ЧП –чистая прибыль; СССК – среднегодовая стоимость собственного капитала. Таким образом, рентабельность предприятий характеризуется целой системой показателей. Независимо от того, сколько и какие именно показатели выражают рентабельность, все они отражают отношение эффективности осуществления затрат и использования ресурсов. 2. оценка изменения прибыли и рентабельности по оао «гомельская птицефабрика»2.1. Технико–экономическая характеристика деятельности ОАО «Гомельская птицефабрика»Открытое акционерное общество «Гомельская птицефабрика» создано на основании приказа Министерства экономики Республики Беларусь от 31 декабря 2003 года №163 путем преобразования Республиканского унитарного сельскохозяйственного производственного предприятия «Гомельская птицефабрика» в соответствии с законодательством Республики Беларусь о приватизации государственного имущества. ОАО «Гомельская птицефабрика» входит в состав Республиканского объединения «Белптицепром», которое подчиняется Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. Имущество предприятия принадлежит на праве собственности Республике Беларусь, а полномочия собственника осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. Основной целью деятельности ОАО «Гомельская птицефабрика» является получение прибыли. ОАО «Гомельская птицефабрика» осуществляет следующие виды деятельности: растениеводство; животноводство; производство пищевых продуктов; снабжение паром и горячей водой; оптовая торговля и торговля через агентов; розничная торговля и общественное питание; предоставление услуг столовым при предприятиях и учреждениях; поставка готовой пищи; хранение и складирование; организация перевозки грузов; покупка и продажа собственного недвижимого имущества; сдача в наем собственного недвижимого имущества. ОАО «Гомельская птицефабрика» производит яйцо куриное пищевое, мясо птицы, ремонтный молодняк птицы, майонез, яичный порошок. Основной продукцией птицефабрики является яйцо куриное. Куриное яйцо – это ценный и полезный пищевой продукт. В одном яйце массой 60 г содержится 85-90 ккал, 12,5% белка и около 12% жиров. Одно яйцо обеспечивает 15% суточной потребности в витамине А, 40% - в витамине в и 100% - в витамине В12. В структуре потребления основных групп продовольствия яйцо составляет 2%. ОАО «Гомельская птицефабрика» - одна из пяти птицефабрик, функционирующих в Гомельской области. Птицефабрика производит около 85% от объемов производства яиц в Гомельской области. Промышленная площадка ОАО «Гомельская птицефабрика» расположена в деревне Терешковичи, находящейся на расстоянии 12 километров от города Гомеля. Материально-техническая база ОАО представлена основными средствами. На 1 января 2007 года основные средства составили 40790 млн. рублей. Оборотные средства на 1 января 2007 года составили 16477 млн. рублей, в том числе готовая продукция – 1404 млн. руб., запасы и затраты – 9850 млн. руб. В настоящее время на предприятии имеется помещений на 728 тысяч посадочных мест для кур-несушек и помещений на 600 тысяч посадочных мест суточного молодняка кур, инкубаторий по выведению цыплят для собственных нужд в количестве 4 млн. голов суточных несортированных цыплят в год. Кроме того, имеются: яйцесклад на 500 тысяч штук яиц единовременного хранения, убойный цех мощностью 4500 голов убоя птицы в смену, цех по углубленной переработке птицы, цех по производству яичного порошка производительностью 150 кг в час, майонезный цех производительностью до 0,4 тонн в смену, два цеха по производству комбикормов мощностью по 50 тонн в смену и два кормосклада по 1000 тонн единовременного хранения комбикормов. ОАО «Гомельская птицефабрика» имеет филиал «Торговый дом Мильча», который насчитывает 15 торговых объектов. На 6 мини-рынках города, для реализации яйца куриного населению, организована торговля из автомашин. За 8 месяцев 2007 года розничный товарооборот составил 4,4 млрд. рублей или 30,4% в товарообороте птицефабрики. Удельный вес собственной продукции в розничном товарообороте составил 66,3%. Реализация яйца через розничную торговую сеть составила 17%. ОАО «Гомельская птицефабрика» обладает необходимыми трудовыми ресурсами для осуществления хозяйственно-финансовой деятельности, а именно: списочная численность работающих по состоянию на 1 января 2007 года составляла 691 человек, из них 338 – женщины. Все работники предприятия работают в соответствии с коллективным договором и контрактами, с учетом уровня образования руководящих работников, специалистов и профессиональной подготовкой рабочих. Одной из основных задач администрации предприятия является сохранение трудового коллектива, обеспечение максимальной занятости работающих в соответствии с их квалификацией. Основной задачей деятельности ОАО «Гомельская птицефабрика» является не только хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли, необходимой для удовлетворения социальных и экономических интересов работников и интересов государства, но и обеспечение торговых предприятий городов и районов Республики Беларусь выпускающимися продуктами достаточного ассортимента и гарантированного качества. Одним из важнейших приоритетов производственной деятельности ОАО «Гомельская птицефабрика» является обеспечение показателей качества и безопасности выпускаемой продукции. Продукция, подлежащая обязательной сертификации, сертифицирована и имеет удостоверения о гигиенической регистрации, что подтверждает соответствие продукции санитарно - гигиеническим нормам и требованиям нормативной документации. Сертификаты соответствия СТБ зарегистрированы в Государственном реестре Республики Беларусь. Объемы реализации продукции ОАО «Гомельская птицефабрика» за 2004-2006г. г. представлены в таблице 2.1.1. Таблица 2.1.1. Объем реализации продукции ОАО «Гомельская птицефабрика» за 2004-2006 годы
Основным рынком сбыта продукции ОАО «Гомельская птицефабрика» является рынок Республики Беларусь. В Гомельской области реализуется 90% яиц, 80% мяса и 85% яичного порошка, производимых на птицефабрике. В 2006 году птицефабрика поставила 11,9% яйца на российский рынок. Цена на производимую продукцию определяется по калькуляции с учетом фактических затрат за предыдущий период и плановой рентабельности. Цена на яйцо рекомендуется РО «Белптицепром». Основными потребителями продукции ОАО «Гомельская птицефабрика» на внутреннем рынке являются: торговля: государственная и частная – в этом сегменте реализуется 80% производимой продукции; бюджетные организации (школы, больницы, воинские части) – реализация продукции этой группе не превышает 1% продукции. Основные производственно – экономические показатели деятельности ОАО «Гомельская птицефабрика» за 2004-2006 г. г. представлены в таблице 2.1.2. Таблица 2.1.2. Производственно–экономические показатели деятельности ОАО «Гомельская птицефабрика»
Показатели хозяйственно – финансовой деятельности ОАО «Гомельская птицефабрика» за 2005-2006 гг. представлены в таблице 2.1.3. Таблица 2.1.3. Показатели хозяйственно – финансовой деятельности ОАО «Гомельская птицефабрика» за 2005-2006 годы
Данные таблицы 2.1.3. позволяют сделать следующие выводы. Выручка от реализации продукции в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличилась на 4554 млн. руб. или на 24,2%. Себестоимость продукции увеличилась на 4229 млн. руб. или на 23,9%. Доля себестоимости в выручке в отчетном году по сравнению с прошлым годом уменьшилась на 0,2%. Данные таблицы позволяют также выяснить, что прибыль от реализации в 2006 году по сравнению с прошлым годом уменьшилась на 179 млн. руб. или на 35,3%. Показатель доли прибыли от реализации в выручке по сравнению с прошлым годом уменьшился на 1,3%. Сумма прибыли за отчетный период составила 1081 млн. руб., что на 59 млн. руб. больше по сравнению с прошлым годом (или на 5,8%). Ее рост мог быть больше, если бы не значительное уменьшение прибыли от реализации (на 179 млн. руб.) и уменьшение прибыли от внереализационной деятельности на 156 млн. руб. или на 15,2%. Положительное влияние на формирование прибыли отчетного периода в 2006 году по сравнению с 2005 годом оказало уменьшение отрицательного результата по операционной деятельности на 394 млн. руб. Рентабельность, рассчитанная к выручке составила 5,4% - в 2005 году и 4,6% - в 2006 году. По сравнению с 2005 годом рентабельность снизилась в 2006 году на 0,8%. 2.2. Оценка изменения прибыли и рентабельности по ОАО «Гомельская птицефабрика»Основными показателями, характеризующими эффективность хозяйственно-финансовой деятельности организации являются доходы, расходы и прибыль. Согласно нормативных документов, регламентирующих деятельность организации, конечный результат деятельности – прибыль – формируется как за счет основной деятельности, так и операционной и внереализационной деятельности. Наибольший удельный вес в общей прибыли занимает прибыль от реализации, которая определяется как разность между выручкой от реализации товаров, продукции, работ, услуг и себестоимостью реализованных товаров, а также налогов и неналоговых платежей. Вторым видом прибыли является прибыль от операционных доходов и расходов. Третьим элементом прибыли отчетного года является прибыль от внереализационных доходов и расходов. Кроме того, различается чистая прибыль организации, которую характеризует прибыль, остающаяся в организации. Исходя из такой классификации прибыли при ее анализе изучается ее состав, структура в динамике. В данной курсовой работе изучены показатели прибыли за 2005-2006 годы по ОАО «Гомельская птицефабрика» (таблица 2.2.1). Таблица 2.2.1. Показатели прибыли по ОАО «Гомельская птицефабрика» за 2005-2006 гг.
Данные таблицы 2.2.1. свидетельствуют, что ОАО «Гомельская птицефабрика» достигло значительных результатов от хозяйственно-финансовой деятельности. Валовая прибыль в 2006 году составила 1481 млн. руб., что значительно превысило прибыль 2005 г. По сравнению с 2005 годом прибыль возрасла на 325 млн. руб., а темп роста составил 128,1%. Положительное влияние на рост прибыли оказало увеличение выручки от реализации за этот период на 4543 млн. руб., при снижении налогов, выплачиваемых из выручки на 0,5%, а сумма налога снизилась на 11 млн. руб. Однако рост себестоимости за этот период на 4229 млн. руб. способствовал снижению прибыли как валовой, так и от основной деятельности – прибыли от реализации. Прибыль от реализации в 2006 году составила 322 млн. руб., что значительно ниже прибыли 2005 г. Снижение прибыли 2006 г. по сравнению с 2005 г. составило 179 млн. руб. или на 35,7%. Снижение прибыли от реализации произошло как за счет увеличения себестоимости продукции, так и за счет значительного увеличения расходов на реализацию, которые выросли на 504 млн. руб. или 1,7 раза. По операционной деятельности по ОАО в течении 2-х лет наблюдаются убытки. Так, в 2005 году убытки составили 508 млн. руб. В 2006 году наблюдается некоторое улучшение по сравнению с 2005 г. Убытки сократились за этот период с 508 до 114 млн. руб. В основном убытки произошли за счет расходов от операций с имуществом. Так, хотя доходы от операционной деятельности выросли на 308 млн. руб., расходы составили в 2006 году 568 млн. руб., что превысило соответствующий показатель 2005 г. на 277 млн. руб., а также за счет прочих расходов. Прочие операционные расходы составили в 2006 году 114 млн. руб. Таким образом, на убыток от операционной деятельности в основном оказал влияние рост расходов. На валовую прибыль значительное влияние оказало превышение внереализационных доходов над внереализационными расходами, в результате чего прибыль от внереализационной деятельности составила в 2006 году 873 млн. руб. Но по сравнению с 2005 г она уменьшилась на 156 млн. руб. или 15,2%. Снижение прибыли от внереализационной деятельности с 1029 млн. руб. в 2005 г. до 873 млн. руб. в 2006 г. произошло за счет снижения внереализационных доходов. Если внереализационные доходы в 2005 г. составляли 1366 млн. руб., то в 2006 г. – 1202 млн. руб., т.е. они снизились на 164 млн. руб. или на 12,0%. Кроме того, рост внереализационных расходов за этот период на 59 млн. руб. или на 23,2% оказал значительное влияние на внереализационную прибыль. Положительным моментом следует отметить снижение налогов, включаемых в нереализационные доходы, а именно они снизились в 2006 году по сравнению с 2005 на 69 млн. руб. или 60%. Сумма прибыли за отчетный период до налогооблажения составила в 2006 году – 1081 млн. руб., что на 59 млн. руб. больше, чем в 2005 г. (рост составил 105,8%). На формирование прибыли отчетного периода 2006 года оказали влияние следующие факторы. Положительное влияние оказало получение прибыли от реализации в размере 322 млн. руб., а также от внереализационных доходов в сумме 873 млн. руб. Отрицательно повлиял на формирование прибыли отчетного периода убыток от операционной деятельности, который в 2006 году составил 114 млн. руб. Далее изучим структуру прибыли отчетного периода за 2005-2006 годы (таблица 2.2.2). Таблица 2.2.2. Структура прибыли отчетного периода за 2005-2006 годы по ОАО « Гомельская птицефабрика»
Как видно из таблицы, в структуре прибыли отчетного периода по сравнению с предыдущим годом произошли следующие изменения. В 2005 году большая часть прибыли отчетного периода была получена за счет прибыли от внереализационной деятельности (100,69%) и прибыли от реализации (49,02%). В 2006 году доля прибыли по внереализационным доходам и расходам уменьшилась на 19,93%, а доля прибыли от реализации составила лишь 29,79%, т.е. уменьшилась по сравнению с прошлым годом на 19,23%. В 2005 и 2006 годах в ОАО «Гомельская птицефабрика» наблюдается убыток от операционной деятельности, хотя в 2006 году доля убытка сократилась до 10,55% с 49,71% в 2005 г, что способствовало росту чистой прибыли. Отмечается незначительный рост налогов, выплачиваемых из прибыли, но удельный вес снизился с 10,47% в 2005 году до 10,18% в 2006 году. По сравнению с 2005 годом в 2006 году чистая прибыль возросла на 56 млн. руб. Также повысилась ее доля в прибыли отчетного периода с 89,53% до 89,82%. Это связано с соответствующим уменьшением доли налогов и платежей из прибыли в анализируемом периоде. В данной работе были изучены причины изменения прибыли в 2006 году по сравнению с 2005 годом. Основными из них явились: изменение объема, структуры и себестоимости реализованной продукции. Для расчета влияния на прибыль от реализации объема реализованной продукции необходимо темп прироста реализованной продукции умножить на общий объем прибыли от реализации. по=р% * Пб, (16) где - прирост прибыли от реализации р% - прирост объема реализации в отчетном году; Пб – прибыль от реализации базисная. 21,6 * 501 / 100 = 108,2 млн. руб Таким образом, рост объема реализации в 2006 году на 121,6% увеличил прибыль на 108,2 млн. руб. Однако в 2006 году по сравнению с предыдущим годом наблюдался рост себестоимости продукции, что негативно сказалось на прибыль от реализации. Так за счет роста себестоимости прибыль от реализации уменьшилась (21853-17624) на 4229 млн. руб. Положительно сказалось на получении прибыли снижение налогов и налоговых отчислений. За счет этого фактора прибыль от реализации возросла на 11 млн. руб. На прибыль от реализации значительное влияние оказала структура реализованной продукции. Так, на снижение прибыли в 2006 году по сравнению с 2005 годом повлияло снижение производства высокодоходной продукции: меланжа, яичного порошка, кормовых смесей. Незначительна и доля продаж реализуемой продукции на экспорт. Так, доля экспорта в общей реализации составила в 2006 году 3%. Велики товарные запасы по яичному порошку. На 1.01.07 запасы составляли 107 тонн или 735 млн. руб., т.е. при однодневной отгрузке 4 тонны запасы составляли на 187 дней. Значительны и комерческие расходы. За счет их роста в 2006 году по сравнению с 2005 годом (на 504 млн. руб) прибыль от реализации уменьшилась на 179 млн. руб. Таким образом, на снижение прибыли в 2006 году по сравнению с 2005 годом негативно повлияли: рост себестоимости, расходы на реализацию. А положительно сказалось на прибыли увеличение объема реализации. Изменение суммы прибыли в динамике не всегда характеризует деятельность организации, поэтому для более глубокого анализа необходимо изучить относительный показатель прибыли – рентабельность. Рентабельность – это отношение прибыли к какому-то стоимостному показателю. При анализе хозяйственно-финансовой деятельности организации изучается рентабельность, рассчитанная как отношение прибыли валовой, от реализации и чистой к себестоимости реализованной продукции, к выручке-нетто от реализации, к полной себестоимости. Таблица 2.2.3. Рентабельность по ОАО «Гомельская птицефабрика» за 2005-2006 годы
Данные таблицы 2.2.3. позволяют сделать следующие выводы. В 2006 году по сравнению с 2005 годом наблюдался рост валовой прибыли к полной себестоимости на 0,22% и выручке-нетто на 0,19%. Это означает, что на каждый рубль, вложенный в прямые затраты произведенной продукции получено в 2005 г.6,16 копеек, а в 2006 г. – 6,35 копеек, т.е. на 0,22 копейки больше, а по рентабельности, рассчитанной к полной себестоимости на 1 рубль вложенных средств получено в 2005 г. – 6,56 копеек, а в 2006 г. – 6,78 копеек (на 0,19 копейки больше). Рентабельность, рассчитанная по прибыли от реализации и чистой прибыли к выручке от реализации и себестоимости соответственно, значительно ниже в 2006 г. по сравнению с 2005 г., причем наблюдается значительное снижение. Рентабельность, рассчитанная исходя из прибыли от реализации к полной себестоимости и выручке-нетто снизилась в 2006 г. по сравнению с 2005 г. соответственно на 1,34% и 1,29%. Значительное снижение рентабельности наблюдается и по рентабельности, рассчитанной исходя из чистой прибыли к выручке-нетто и полной себестоимости. Размер снижения составил соответственно 0,71% и 0,79%. Рост валовой рентабельности был обеспечен за счет увеличения выручки от реализации, себестоимости реализованной продукции. При расчете факторов, оказавших влияние, применяют метод цепных подстановок. Так, на рентабельность, рассчитанную исходя из прибыли от реализации к себестоимости, повлияли следующие факторы. 501 / 18279 * 100 = 2,74% 322 / 18279 * 100 = 1,76% 322 / 23012 * 100 = 1,4% Рассчеты показали, что рентабельность снизилась в 2006 г. по сравнению с 2005 г. на 1,34% (1,4 – 2,74), в том числе за счет снижения суммы прибыли на 179 млн. руб. (322 – 501) рентабельность снизилась на 0,98% (1,76 – 2,74) и за счет роста себестоимости на 4733 млн. руб. (23012 – 18279) рентабельность уменьшилась на 0,36% (1,4 – 1,76). Баланс 0,98 + 0,36 = 1,34%. Таким образом, показатели рентабельности ОАО, рассчитанные по валовой прибыли, увеличились, а показатели рентабельности, рассчитанные по прибыли от реализации и чистой прибыли, снизились, причем значительно. 3. мероприятия по увеличению прибыли и рентабельности в оао «гомельская птицефабрика»При обосновании и анализе прибыли и рентабельности предприятия разрабатывают мероприятия, способствующие росту прибыли, на которые оказывают влияние три главных фактора: снижение себестоимости продукции; повышение качества продукции и связанной с ним цены изделия; увеличение масштабов производства. Мероприятия, воздействующие на указанные факторы, подразделяются на внутрипроизводственные (контролируемые) и внешние (неконтролируемые). Внутрипроизводственные мероприятия характеризуют имеющиеся на предприятии резервы снижения себестоимости, повышения качества, роста объема производства. Реализация этих мероприятий зависит непосредственно от деятельности предприятия, их внедрение планируют и контролируют. К внутрипроизводственным мероприятиям относятся: внедрение новой техники и технологии, механизация и автоматизация производства, применение более дешевых и легкообрабатываемых материалов, совершенствование материально-технической базы. Внешние мероприятия предприятие не может планировать к реализации и предотвращать. Оно может их учесть, предположить, спрогнозировать. К ним относятся: изменение спроса на продукцию, решения правительства по уровню минимальной заработной платы, платежеспособность населения, изменение цен на сырье, материалы, топливо, энергоносители, изменение курса валют и банковского процента по кредиту, изменение системы налогообложения. Анализ прибыли, произведенный во второй главе данной курсовой работы, позволил наметить меры по безубыточной работе ОАО «Гомельская птицефабрика» в 2007 году. Основным направлением безубыточной работы ОАО «Гомельская птицефабрика является наращивание объема выпуска продукции, улучшение ее качества и структуры. Увеличение производства птицеводческой продукции может быть обеспечено за счет обновления оборудования и совершенствования технологических процессов. Так, предполагается замена устаревшего клеточного оборудования. Оснащение новым оборудованием позволит увеличить поголовье птицы и произвести перепрофилирование на выращивание бройлеров. Кроме того, необходимо провести реконструкцию убойного цеха и цеха промпереработки. Так, расширение материально-технической базы позволит увеличить поголовье с 854,4 тыс. до 1087 тыс. голов, в том числе кур-несушек с 478,5 тыс. до 510,0 тыс. голов. В результате этих мероприятий возрастет реализация яиц на 107,6%, что положительно скажется на конечном результате – прибыли. Предполагается рост прибыли и рентабельности от реализации. Необходимо совершенствовать структуру производства. В связи с наличием в области конкурентов по производству птицеводческой продукции, необходимо перепрофилирование фабрики в направлении выращивания бройлеров. Такое направление позволит расширить ассортимент продукции. В частности, перепрофилирование позволит довести реализацию мяса птицы с 992,7 тонн в 2006 году до 1000 тонн в 2007 году. Необходимо увеличить производство таких видов продукции, которые пользуются спросом как на внутреннем так и на внешнем рынках: производство яичного порошка, майонеза. В результате технического перевооружения, изменения структуры производства, освоения новых видов продукции валовая продукция достигнет в 2007 году 23956 млн. руб. против 23720 млн. руб. в 2006 году. Рост валовой продукции позволит увеличить как прибыль от реализации, так и прибыль отчетного периода и валовую прибыль. При сохранении достигнутого в 2006 году уровня рентабельности, как отношение валовой прибыли к выручке, в размере 6,35% прибыль по прогнозу должна составить в 2007 году 1521,2 млн. руб. (6,35 * 23956 /100), т.е. сумма прибыли в 2007 году возрастет на 40,2 млн. руб. (1521,2 – 1481). Росту валовой прибыли будет способствовать расширение рынков сбыта за пределами области и республики Беларусь такой продукции, как бройлеры, яйцо, яичный порошок. Безубыточной работе будет способствовать снижение себестоимости продукции, расходов на реализацию. Снижению себестоимости и расходов на реализацию будет способствовать реконструкция убойного цеха и цеха промпереработки (снизятся расходы на содержание цеха, в т. ч. энергии, на оплату топлива, оплату труда), за счет роста производительности труда. По плану прибыль от реализации должна составить в 2007 году 810 млн. руб., что больше соответствующего показателя 2006 года на 488 млн. руб. (810 – 322). Прибыль от внереализационной деятельности планируется в размере 910 млн. руб., т.е. на 37 млн. руб. больше, чем в 2006 году. Таким образом, рост производства продукции и снижение себестоимости за счет совершенствования материально-технической базы, перепрофилирования производства, расширения рынков сбыта увеличит и чистую прибыль. Прогноз чистой прибыли на 2007 год – 1470 млн. руб., что значительно выше данных 2006 года на 499 млн. руб. (1470-971), а рентабельность составит 3,1%. Таким образом, улучшение конечных результатов деятельности – прибыли и рентабельности – может быть достигнуто за счет совершенствования материально-технической базы: реконструкции цехов, оснащения их современным оборудованием, применения передовых технологий, улучшения структуры производства, расширения рынков сбыта, организации наряду с производством и таких видов деятельности, как розничная торговля, открытие в торговой сети г. Гомеля, сельских населенных пунктах фирменных секций, реализация продукции через передвижную торговлю (с автомашин). заключениеВ настоящей курсовой работе рассмотрены теоретические вопросы, касающиеся одной из важнейших категорий экономики – прибыли, ее значения для предприятия, а также указаны пути увеличения прибыли. По данному вопросу можно сделать вывод, что в условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции. Следующим практическим этапом курсовой работы стал анализ финансовых результатов деятельности ОАО «Гомельская птицефабрика». Произведенный комплексный экономический анализ прибыли и рентабельности по ОАО «Гомельская птицефабрика» позволил выявить, что в 2006 году валовая прибыль составила 1481 млн. руб., что привысило соответствующий показатель 2005 года на 325 млн. руб. Наблюдается рост прибыли отчетного периода. По сравнению с 2005 годом в 2006 году она возросла на 59 млн. руб. Положительное влияние на прибыль отчетного периода 2006 года оказало получение прибыли от реализации в сумме 322 млн. руб. и внереализационной прибыли в сумме 873 млн. руб. Отрицательно на прибыли отчетного года сказался убыток от операционной деятельности в сумме 114 млн. руб. Результаты анализа прибыли показали, что в 2006 году, несмотря на безубыточную работу, прибыль от реализации и внереализационной деятельности по сравнению с 2005 годом снизилась. Так, прибыль от реализации в 2006 году в сравнении с 2005 годом уменьшилась на 179 млн. руб., а внереализационная прибыль на 156 млн. руб. Основными причинами снижения показателей прибыли в 2006 году по сравнению с 2005 годом явились значительный рост себестоимости продукции на 4229 млн. руб. и расходов на реализацию на 504 млн. руб. Однако, положительным моментом можно отметить снижение убытков от операционной деятельности. Если в 2005 году убыток составлял 508 млн. руб., то в 2006 году этот показатель составил 114 млн. руб. Изменение прибыли в 2006 году по сравнению с 2005 годом отразилось на показателях рентабельности, рассчитанной как отношение суммы прибыли валовой, от реализации и чистой по отношению к выручке-нетто, себестоимости. Положительная тенденция наблюдалась по рентабельности, рассчитанной как отношение валовой прибыли к себестоимости и к выручке-нетто. Так, рост этих показателей в отчетном году по сравнению с 2005 годом составил 0,22% и 0,19% соответственно. Показатели рентабельности прибыли от реализации снизились. Так, в 2006 году по сравнению с 2005 годом рентабельность прибыли от реализации к себестоимости снизилась на 1,34%, а к выручке-нетто на 1,29%. Наблюдается значительное снижение рентабельности, как отношение чистой прибыли к себестоимости и выручке-нетто. Снижение значительно и составило соответственно 0,71% и 0,79%. Далее были предложены пути повышения прибыли и рентабельности по ОАО «Гомельская птицефабрика». С целью улучшения финансового состояния ОАО «Гомельская птицефабрика» следует провести техническое перевооружение птичников, реконструкцию убойного цеха и цеха промпереработки. Ставится задача по частичному перепрофилированию фабрики в направлении выращивания бройлеров, что приведет к расширению ассортимента птицеводческой продукции и улучшению его качества. Это позволит увеличить выручку, снизить издержки производства, увеличить прибыль от реализации, в результате чего выйти на более высокий уровень рентабельности производства. литература1. Афитов Э.А. Планирование на предприятии. – Минск: Вышэйшая школа, 2001. 2. Карпей Т.В. Экономика, организация и планирование промышленного производства. – Минск: Дизайн ПРО, 2001. 3. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. – Москва: Новое знание, 2003. 4. Нехорошева Л.Н. Экономика предприятия. – Минск: Вышэйшая школа, 2005. 5. Попов Е.М. Финансы предприятия. – Минск: Вышэйшая школа, 2005. 6. Савицкая Г.М. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Москва: Инфо-М, 2006. 7. Савицкая Г.М. Экономический анализ. – Москва: Новое знание, 2004. 8. Стражева В.И. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности. – Минск: Вышэйшая школа, 2005. 9. Суша Г.З. Экономика предприятия. – Москва: Новое знание, 2003. |