Курсовая работа: Расчет себестоимости продукции и экономической эффективности предприятия ООО Падишах Комфорт по производству
Название: Расчет себестоимости продукции и экономической эффективности предприятия ООО Падишах Комфорт по производству Раздел: Рефераты по экономике Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство образования Российской Федерации Камский политехнический институт Техникум при Камском политехническом институте КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: “Микроэкономика” (Экономика предприятия) тема: “Расчет себестоимости продукции и экономической эффективности предприятия ООО “Падишах-Комфорт” по производству офисных стульев модели “ZIG-ZAG” Выполнила: студентка группы Викторова М.В. Руководитель: Габдуллин Л. В. Набережные Челны СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Успех предприятия, функционирующего в условиях рыночной экономики, определяется, как правило, способностью его руководителей грамотно вести управление фирмой. В этих условиях от менеджеров предприятий и специалистов экономических служб требуются не только теоретические знания в области экономики, но и умение их использовать на практике. В данной курсовой работе я постараюсь (с помощью нормативной и экономической литературы) достаточно последовательно и точно рассчитать себестоимость продукции в ценах 2002 года, определить цену выпускаемого изделия, а также проанализировать экономическую эффективность предприятия. Следует учесть, что расчет производится в учебных целях на одно изделие - в реальных условиях фирмы производят намного большую номенклатуру своей продукции. Мною было выбрано мебельное производство, малое предприятие ООО “Падишах-Комфорт” выпускает офисные стулья модели “ZIG-ZAG” на металлическом каркасе с покрытием из искусственной кожи. 1. ХАРАКТЕРИАСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ. 1.1. Описание предприятия Малое предприятие ООО “Падишах-Комфорт”. Организационно-правовая форма: общество с ограниченной ответственностью (ООО). Учредители: · директор предприятия (физическое лицо) Валеев Фарид Маратович; · главный бухгалтер предприятия (физическое лицо) Ржевская Карина Анатольевна. Форма собственности: предприятие частное, принадлежащее учредителям. Адрес предприятия: 423810, Татарстан, г. Набережные Челны, ул. М. Джалиля, 57. Тел. (8552) 57-50-64, факс (8552) 57-65-10. Электронная страница http://www.padishah-komfort.ru Электронная почта pk@padishah-komfort.chelny.ru Банковские реквизиты предприятия ООО “Падишах-Комфорт”: АК БАРС банк, г. Набережные Челны. Расчетный счет № 6941056210000002588. ИНН № 1650015862 Профиль предприятия: мебельная промышленность. Выпускаемая продукция: офисная мебель. Рис. 1.1. Структура предприятия ООО “Падишах-Комфорт” Режим работы предприятия: 5-дневная рабочая неделя в 2 смены по 8 часов. Число календарных дней в году - 365, праздничных – 15 дн/год, выходных – 104 дн/год, число дней планового ремонта – 10 дн/год. Количество предпраздничных дней (сокращение смены на 1 час) – 9 дн/год. Фонд рабочего времени: Фрв = 365 – (15 + 104 + 10 ) = 236 дн/годФрв = 236 дн/год * 8 час/см * 2 см – 9 дн/год * 1 час * 2 см = 3758 час/год1.2. Описание продукцииПредприятие выпускает офисную мебель: стул офисный. В дальнейшем, при налаживании работы предприятия планируется выпуск следующей номенклатуры: кресло офисное, стол журнальный, стол письменный, стол офисный, подставки под теле-видио-аппаратуру, столы под оргтехнику. Параметры выпускаемой продукции Стул офисный модели “ZIG-ZAG” с подлокотниками. Основой конструкции является каркас из гнутой стальной трубы. Дефицитные материалы не используются. Покрытие – винилискожа различных расцветок по желанию покупателей. Сидение, спинка и подлокотники стула – мягкие (проставлен поролон). Все материалы стула офисного экологически чистые. Высота стула до сиденья - 470 мм. Высота спинки стула от сиденья - 500 мм. Высота подлокотников - 200 мм. Ширина стула - 430 мм. Глубина посадки стула - 420 мм. Планируемая программа выпуска и реализации продукции в 2002 г. – 12 000 штук стульев офисных “ZIG-ZAG”. Месячный объем производства и реализации – 1 000 шт. 2. ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ Основные производственные фонды предприятия ООО “Падишах-Комфорт” включают в себя все средства труда, которые функционируют в сфере производства офисных стульев и непосредственно или косвенно участвуют в производственном процессе. Предприятие ООО “Падишах-комфорт” находится в промышленной зоне (2 км от города) в отдельно стоящем 2-х этажном здании, размер которого составляет 250 кв.м. Помещение арендуется у ОАО “КАМАЗ” (ОАО “КАМАЗ” сдает неиспользуемые и простаивающие помещения и оборудование), поэтому здание не принадлежит предприятию. Ежемесячно начисляется арендная плата, которая уплачивается ОАО “КАМАЗ”. Перечень станков, оборудования и транспортных средств, составляющие активные фонды, с указанием их стоимости и мощности двигателя, приведены в табл. 2.1 и 2.2. Таблица 2.1 Основные фонды ООО “Падишах-Комфорт”
Таблица 2.2 Транспортные средства ООО “Падишах-Комфорт”
3. РАСЧЕТ СТАТЕЙ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ Оборотные активы предприятия – это те активы, которые в результате хозяйственной деятельности полностью переносят свою стоимость на готовый продукт, принимают однократное участие в процессе производства, изменяя при этом натурально-вещественную форму. Оборотные средства по составу подразделяются на оборотные фонды и фонды обращения. В состав оборотных фондов входят: · производственные запасы (запасы сырья, материалов, комплектующих изделий, топлива, тары, спецодежды рабочих, быстро изнашивающегося инструмента и хозяйственного инвентаря); · незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления – это детали, узлы и изделия, не прошедшие всех стадий обработки; · расходы будущих периодов – затраты на подготовку и освоение новых видов продукции, производимые в данный период, но подлежащие погашению в будущем. Фонды обращения включают готовую продукцию в сфере реализации и денежные средства. 3.1. Сырье, материалы, покупные комплектующиеОсновой офисного стула является стальная труба. Возвратных отходов, т.е. материала, остающегося после производства и годного для изготовления новой продукции или реализации нет. Это объясняется размерами трубы и экономным ее использованием. Вес заготовки трубы (4,6 кг на ед. продукции) соответствует ее чистому весу. В статью “Сырье и материалы” включаются сырье и материалы, из которых изготавливается стул офисный, проходящие все соответствующие технологические процессы. Это: труба, винилискожа, поролон, фанера, металлический рулон. Также необходимы вспомогательные материалы для покраски каркаса стула: препараты, спирт, грунт; оберточная бумага. Транспортно-заготовительные расходы, связанные с доставкой и складированием материалов уже учтены в цене соответствующего материала. Покупными комплектующими считается то, что не проходит на данном предприятии обработку, а включается в изделие в том виде, в каком приобретено. В данном случае это - болты, гайки, шурупы, скрепки для закрепления покрытия (винилискожи) на фанере. Расчет сырья, материалов и покупных комплектующих представлен в табл. 3.1. Топливо и энергия на технологические цели в силу специфики производства офисных стульев не используются. Таблица 3.1 Стоимость материалов и покупных комплектующих
3.2. Численность работников предприятия и заработная плата Расчет заработной платы будем производить на основе месячных показателей. РСиС (руководители, специалисты и служащие) получают заработную плату в виде оклада. Заработная плата рабочих рассчитывается на предприятии “Падишах-Комфорт” по сдельной форме оплаты труда на единицу продукции. Заработная плата вспомогательных рабочих определяется повременной формой оплаты труда, исходя из квалификационного разряда и часовой тарифной ставки. Руководство предприятия обеспечивает своим работникам достойную оплату их труда (за базу взято производство 200 стульев офисных в месяц), что гарантирует предприятие от частых увольнений и недовольства со стороны персонала. По результатам работы, работникам может выплачиваться дополнительная премия в качестве материального поощрения на усмотрение директора. На статью “Дополнительная заработная плата” относятся выплаты, предусмотренные законодательством, за непроработанное на производстве время рабочих: оплата отпусков, оплата льготных часов, выплаты за выслугу лет, за выполнение государственных обязанностей и т.д. Дополнительная заработная плата определяется по нормативу (проценту) к основной. Данный процент примем равным 12%. В данном случае, поскольку заработная плата персонала определялась на основе месячного заработка исходя из современных условий, в расчете фонда оплаты труда уже учтена как основная, так и дополнительная заработная плата. Таблица 3.2 Структура штатов и заработная плата персонала
Отчисления на социальные нужды производятся предприятием в государственные фонды Российской Федерации и Республики Татарстан. С 01.01.2002 года отчисления на социальные нужды составляют 36,8 % от фонда оплаты труда (основной и дополнительной заработной платы). Из них: 1,2 % - отчисления в Фонд страхования от несчастных случаев; 28 % - отчисления в Пенсионный фонд; 4 % - отчисления в Фонд социального страхования РФ; 0,2 % - отчисления в Фонд медицинского страхования РФ; 3,4 % - отчисления в Фонд медицинского страхования РТ. Таким образом, отчисления на социальные нужды на ед. продукции в калькуляции составят: 50,2 руб. * 36,8% /100 = 18,47 руб., где 50,2 руб. – заработная плата основных производственных рабочих. 3.3. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (РСЭО) На данную статью относят: · затраты на содержание оборудования и других рабочих мест, стоимость смазочных, обтирочных материалов, охлаждающей жидкости; · все виды заработной платы вспомогательных рабочих, обслуживающих оборудование (наладчиков, смазчиков, слесарей) и отчисления на социальное страхование; · стоимость электроэнергии, воды, пара, сжатого воздуха и других энергоносителей, расходуемых на приведение в движение рабочих частей машин и механизмов; · затраты на текущий ремонт производственного оборудования, транспортных средств и ценных инструментов, включающие стоимость запасных частей и материалов для ремонта, заработную плату ремонтников и отчисления на социальное страхование, стоимость услуг ремонтных организаций и т.д.; · стоимость на возмещение износа быстроизнашивающихся инструментов и расходов по их восстановлению; · амортизация производственного оборудования и транспортных средств; · прочие расходы, связанные с работой оборудования. 3.3.1. Определение потребности в энергетических ресурсах Силовая электроэнергия рассчитывается исходя из мощности установленных на оборудовании двигателей (т.е. нагрузки) и количества часов их работы, необходимого для производства продукции (1000 шт. офисных стульев в месяц). Фонд рабочего времени оборудования см. п.1.1. Световая электроэнергия также определяется из нагрузки освещения (всех световых приборов) на объем помещений (250 кв.м). Эта норма составляет 34,56 кВт/час. Время освещения увеличивается по сравнению с фондом рабочего времени оборудования, т.к. учитывает время на плановый ремонт этого оборудования. Фонд времени на освещение (без учета дней на плановый ремонт): 365 – (15 + 104) = 246 дн/год 246 дн/год * 8 час/см * 2 см – 9 дн/год * 1 час * 2 см = 3 918 час/год, где: 15 дн/год – праздничные дни; 104 дн/год – выходные дни; 9 дн/год - предпраздничные дни (сокращение смены на 1 час); 2 смены по 8 часов. Расход средств на электроэнергию представлен в табл. 3.3. Таблица 3.3 Расчет потребности энергоносителей
Таким образом, затраты на электроэнергию для работы оборудования составят: - в год – 11 114,29 руб.; - в месяц – 926,19 руб.; - на ед. продукции (с учетом выпуска 1000 шт. в месяц) – 0,93 руб. 3.3.2. Топливо, смазочные и обтирочные материалы Топливо на данном предприятии используется в процессе производства офисных стульев для транспортных целей (расчет произведен по нормам, соответствующим имеющимся транспортным средствам). Смазочные материалы и топливо для технологических целей также рассчитываются по нормативам как оборудования, так и для транспорта (см. табл. 3.4 – 3.5). Таблица 3.4 Расчет топлива для транспортных средств
Кроме смазочных материалов, которые необходимы для бесперебойной работы оборудования, на предприятии используются обтирочные материалы . Для этого обычно закупаются отходы швейных фабрик (некондиционные куски ткани) или ветошь. Рассчитаем расходы на обтирку оборудования и транспортных средств: - расход обтирки - 17 кг в месяц; - стоимость ветоши - 9 руб/кг; - сумма расходов на обтирку в мес. - 153 руб/мес.; - сумма расходов на обтирку в год - 1 836 руб/год; - сумма расходов на обтирку на ед. продукции - 0,15 руб/ед. Таблица 3.5 Смазочные материалы на технологические цели
3.3.3. Малоценные и быстроизнашивающиеся инструменты Расчет потребности инструмента производится исходя из норм расхода обработки деталей на каждое оборудование. Таблица 3.6 Быстроизнашивающийся инструмент
Таблица 3.7 Мерительный и прочий инструмент
3.3.4. Затраты на текущий ремонт оборудования Определим затраты на текущий ремонт оборудования исходя из нормативных ставок. Объединим все оборудование предприятия, подлежащее ремонту в 3 группы: металлорежущее оборудование (трубогиб и станки), сварочное (один электросварочный автомат) и транспортное (погрузчик и а/м “Газель”). По каждой группе оборудования по справочнику определяется объем ЕРС (единица ремонтной сложности) механической и электрической части. Нормы затрат в рублях взяты из практики работы малых предприятий с небольшим парком оборудования. По транспортным средствам предусматривается техническое обслуживание. В стоимость ремонта входит оплата труда ремонтников, отчисления на социальное страхование, стоимость расходных материалов и запасных частей на ремонт. Услугами сторонних организаций по ремонту ООО “Падишах-Комфорт” не пользуется. Таблица 3.8 Затраты на текущий ремонт оборудования
3.3.5. Амортизационные отчисления Амортизация - это процесс постоянного перенесения стоимости основных фондов на производимую продукцию в целях накопления средств для полного их восстановления. Величина амортизационных отчислений рассчитывается путем умножения балансовой стоимости на норму амортизации (в процентах, определяется нормативно по справочникам) и деления на 100. Отношение годовых амортизационных отчислений (в рублях) к балансовой стоимости основных фондов, выраженное в процентах, называется нормой амортизации. Балансовая стоимость - та, по которой основные фонды числятся в бухгалтерском балансе. Балансовая стоимость оборудования берется с учетом переоценки. Таблица 3.9 Амортизационная стоимость оборудования
Амортизационные отчисления транспортных средств считаются исходя из мощности двигателя и пробега. Таблица 3.10 Амортизационная стоимость транспортных средств
3.3.6. Сводная ведомость РСЭО Таким образом, сметным методом был произведен расчет затрат на содержание и эксплуатацию оборудования. Общая сумма РСЭО составила 27,15 руб. на единицу выпускаемой продукции (325 805,25 руб/год или 27 150,444 руб/мес.). Из рис. 3.1 видно, что наибольшую долю в РСЭО составляет заработная плата обслуживающего персонала (51%) и отчисления на социальные нужды (19%). Топливо, смазочные и обтирочные материалы составляют 16%, амортизация 7%. Малая доля электроэнергии (3%) в составе РСЭО объясняется спецификой производства офисных стульев - производство не является энергоемким. Таблица 3.11 Сводная ведомость расходов на содержание и эксплуатацию оборудования (РСЭО) в руб.
Таким образом, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования на единицу выпускаемой продукции составляют 27,15 руб. Процент РСЭО к заработной плате основных рабочих составляет: 27,15 руб. / 50,2 руб. = 54,1%. 3.4. Общецеховые (общепроизводственные) расходы Общецеховые, или так называемые общепроизводственные расходы (ОПР), включают затраты по содержанию помещений, а также затраты связанные с организацией, обслуживанием и управлением производством. Сюда входит ряд статей: · “Содержание цехового персонала”; · “Содержание зданий, сооружений и инвентаря”; · “Текущий ремонт зданий и сооружений”; · “Амортизация зданий, сооружений и инвентаря”; · “Расходы по охране труда”; · “Возмещение износа малоценного и быстро изнашивающего инвентаря”; · “Прочие затраты”. ОПР являются условно-постоянными затратами, т.к. они напрямую не зависят от объема выпуска продукции. Примером тому может служить арендная плата или заработная плата директора. Эти выплаты будут производиться в полном размере даже при значительном снижении производства продукции. На практике в большинстве случаев рассчитывается смета общецеховых расходов и делится на заработную плату основных производственных рабочих. Таким образом, находится процент накладных общецеховых расходов для отнесения их стоимости на единицу готовой продукции. Если объем производства будет падать, то пропорционально уменьшится и заработная плата основных рабочих. В этом случае отношение суммы общецеховых расходов и заработной платы основных рабочих будет больше, чем в первом случае. Рассчитаем некоторые из вышеперечисленных статей общецеховых расходов для предприятия по производству офисных стульев ООО “Падишах-Комфорт”. Как уже было сказано выше, помещение предприятие ООО “Падишах-Комфорт” арендует у ОАО “КАМАЗ” (ОАО “КАМАЗ” сдает неиспользуемые и простаивающие помещения и оборудование). Ежемесячно начисляется арендная плата, которая уплачивается ОАО “КАМАЗ”. Арендная плата включает в себя сумму амортизации здания, налог на имущество и арендный процент. Расчет ведется именно таким образом (а не через сумму арендной платы на 1 кв.м.), потому что наше предприятие занимает данное небольшое здание целиком и другие арендаторы отсутствуют. Расчет арендной платы здания: Балансовая стоимость здания - 500 000 руб. Накопленный износ - 150 000 руб. Остаточная стоимость (разница балансовой стоимости и накопленного износа) = 500 000 руб. – 150 000 руб. = 350 000 руб. Сумма амортизации (1% от балансовой стоимости) = 500 000 руб. * 0,01 = 5 000 руб/год. Налог на имущество (2% от остаточной стоимости) = 350 000 руб. * 0,02 = 7 000 руб/год. Арендный процент (0,01% от балансовой стоимости) = 500 000 руб. * 0,0001 = 50 руб/год. Арендная плата (в год) = сумма амортизации + налог на имущество + арендный процент = 5 000 + 7 000 + 50 = 13 050 руб/год Арендная плата (в мес.) = 13 050 руб/год / 12 мес = 1 087,5 руб/мес. Арендная плата (на ед.) = 1 087,5 руб/мес / 1000 шт. = 1,09 руб/ед. Сумма затрат на освещение помещений (световая электроэнергия) была рассчитана в п. 3.3.1 и составила 17 602,79 руб/год (1 466,90 руб/мес.) или 1,47 руб. на единицу продукции. Расход средств на отопление определяется на основе соответствующих норм и нормативов исходя из объема отапливаемого помещения и продолжительности отопительного сезона в году: · нагрузка на объем помещения (9,2 т. м. куб.) = 0,004 Гкал/час; · время использования: 8 мес/год по 30 дн/мес (24 час/сутки) = 5760 час/год; · тариф теплоэнергии – 158 руб за Гкал/час; · сумма затрат на теплоэнергию в год: 0,004 * 5760 * 158 = 3640,32 руб/год; · сумма затрат на теплоэнергию в месяц: 3640 / 12 = 303,36 руб/мес; · сумма затрат на теплоэнергию на ед.: 303 / 1000 шт. = 0,30 руб/ед. Расход воды на хозяйственно-бытовые нужды рассчитывается на основе норм на одного работающего: · нагрузка на 1 человека - 0,025 куб.м в сутки; · время использования - 246 сут/год (как на освещение); · количество работающих - 21 человек; · тариф – 0,56 руб / куб.м; · сумма затрат на воду в год: 0,25 * 246 * 21 чел. * 0,56 = 723,24 руб/год; · сумма затрат на воду в месяц: 723,24 / 12 = 60,27 руб/мес; · сумма затрат на воду на ед.: 60,27 / 1000 шт. = 0,06 руб/ед. Спецодежду работников предприятие обновляет каждый год. Кроме того, необходимо произвести расчет мыла (гигиена работников). Таблица 3.12 Расчет потребности в спецодежде
Расчет потребности затрат на мыло: - численность, потребляемая мыло(осн. и вспом. рабочие) – 18 чел.; - расход на 1 раб. – 125 гр. в месяц; - цена - 5 руб. (кусок 250 гр); - сумма затрат на мыло в мес. – 18 * 125 *5 /250 = 45 руб/мес.; - сумма затрат на мыло в год – 45 *12 мес. = 540 руб/год; - сумма затрат на мыло на ед. продукции – 540 / 12000 = 0,05 руб/ед. Затраты по статьям “Заработная плата цехового персонала” и “Отчисления на социальные нужды” отсутствуют. Как такого цехового персонала на нашем малом предприятии нет, и все расходы, связанные с оплатой труда вспомогательных рабочих по производству офисных стульев были отнесены в статью “Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования”. К прочим общецеховым расходом в данном случае можно отнести: * текущий ремонт здания и помещений (в том числе ремонт кровли, осветительно-отопительной системы, водоснабжения); * возмещение износа малоценного и быстро изнашивающегося инвентаря (в том числе мел для разметки винилискожи, ведра, тряпки, кисти, швабры, чистящие средства для уборки помещений, необходимая мебель для работников); * расходы на содержание здания и помещений (в том числе оплата услуг санэпидемстанции города по обработке помещений от грызунов); * расходы на тарные материалы (в том числе тара и емкости для перемещения полуфабрикатов внутри цеха и складирования готовых офисных стульев) и другие. Эти прочие общецеховые расходы можно принять равными 10% от заработной платы основных рабочих на единицу продукции: 50,2 руб. * 10% / 100 = 5,02 руб/ед. Таблица 3.13 Сводная ведомость общецеховых расходов в руб.
Таким образом, общецеховые расходы на единицу выпускаемой продукции составляют 8,79 руб. Процент же общих накладных общецеховых расходов к заработной плате основных рабочих составляет: 8,79 руб / 50,2 руб = 17,5%. 3.5. Общезаводские (общехозяйственные) расходы К общезаводским, или так называемым общехозяйственным расходам (ОХР), относятся заработная плата административно-управленческого персонала, расходы на служебные командировки, общезаводской инвентарь и др. Общецеховые расходы рассчитываются аналогично общецеховым (процентом от заработной платы основных рабочих). Они также являются условно-постоянными затратами, и напрямую не зависят от объема выпуска продукции. Заработная плата руководителей, специалистов и служащих (РСиС), т.е. управленческо-административного аппарата была определена выше. В общехозяйственные расходах также считаются налоги , включаемые в себестоимость (налог на приобретение транспортных средств законодательно отменен; все ставки взяты на 01.01.2002 г.): 1. Налог на пользователей автодорог (1% от суммы реализации (выручки) без НДС. Сумму реализации (выручки) рассчитаем на основании годовой программы выпуска офисных стульев (12000 шт.) и рыночной цены (в среднем такие стулья на рынке стоят по 450 руб. без НДС): Сумма налога в год: 12000 шт. *450 руб. *1% /100 = 54 000 руб/год. Сумма налога в мес.: 54 000 / 12 мес. = 4 500 руб/мес. Сумма налога на ед.: 4 500 / 1000 шт. = 4,5 руб/ед. 2. Налог с владельцев автотранспортных средств (начисляется в зависимости от мощности двигателя). Для а/м “Газель” мощностью 100 лош.сил – ставка 2 руб. с 1 л.с. в год (по РТ): Сумма налога с владельцев а/т средств в год: 2 руб * 100 л.с. = 200 руб/год. Сумма налога с владельцев а/т средств в мес.: 200 /12 = 16,67 руб/мес. Сумма налога с владельцев а/т средств на ед.: 16,67 /1000 = 0,02 руб/ед. С погрузчика данный налог не платится. 3. Плата за услуги по пожарной безопасности – 0,2% от стоимости основных фондов и прочих материальных ценностей, откорректированных с учетом их огнестойкости (корректирующий коэффициент 1,4 - 1,7): Плата за услуги по пожарной безопасности в год: (29 852,13 + 156 950,00) * 1,5 * 0,2% /100 = 560,41 руб/год. В мес.: 560,41 / 12 = 46,7 руб/мес. На ед.: 46,7 / 1000 = 0,05 руб/ед. (где 29 852,13 и 156 950,00 руб. – стоимость оборудования и транспортных средств соответственно). К прочим общезаводским расходом в данном случае можно отнести: * расходы на служебные командировки директора (в том числе по поиску и заключению договоров с покупателями и поставщиками); * амортизация нематериальных активов (в том числе амортизация программы по бухгалтерии “1С”); * расходы на приобретение необходимой технической, нормативной и бухгалтерской литературы; * оплата консультационных услуг юридического и налогового характера; * услуги сторонних организаций по обслуживанию сигнализации здания; * стоимость износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП) (в том числе канцтоваров, бумаги для отчетных документов, расходных материалов к компьютеру, принтеру и пр.). Размер прочих общезаводских расходов примем 8 % от заработной платы основных рабочих на единицу продукции: 50,2 руб. * 8 % / 100 = 4,02 руб/ед. Таблица 3.14 Сводная ведомость общезаводских расходов в руб.
Таким образом, общезаводские расходы на единицу выпускаемой продукции составляют 33,21 руб. Процент же общих накладных общезаводских расходов к заработной плате основных рабочих составляет: 33,21 руб. / 50,2 руб. = 66 %. Наибольшую долю в общезаводских расходах составляет заработная плата (54%). Прочие производственные расходы в данном расчете отсутствуют, т.к. все возможные затраты были нами учтены в статьях общецеховых и общезаводских расходов. 3.6. Внепроизводственные (коммерческие) расходы К внепроизводственным в основном относятся коммерческие расходы, такие как: · расходы на рекламу (в том числе в печатных изданиях, телевизионная реклама, радиореклама, реклама на щитах и световых экранах); · расходы на оформление буклетов своей продукции; · расходы на проведение маркетинговых исследований и поиск новых покупателей; · расходы на создание собственных торговых точек; · оплата услуг юриста, нотариуса при заключении договоров и др. Внепроизводственные расходы считаются процентом от производственной себестоимости. Производственная себестоимость на офисные стулья составляет 364,47 руб/ед. Процент внепроизводственных расходов примем равным 5%. Размер внепроизводственных расходов на ед. продукции: 364,47 руб/ед. * 5% /100 = 18,22 руб/ед. 4. Расчет общей суммы издержек и определение цены продукции ООО “Падишах-Комфорт” Цена продукции определяется как сумма общих издержек производственного и непроизводственного характера и прибыли. Прибыль определим через рентабельность, т.е. через процент к полной сумме издержек. Полная себестоимость производства офисных стульев составляет 382,69 руб. на единицу товара. Допустим, что рентабельность составляет 15%. Производство и реализация одного офисного стула модели “ZIG-ZAG” приносит прибыль в размере: 382,69 * 15% /100 = 57,40 руб. Таким образом, цена нашей единицы продукции составит 440,09 руб. (без НДС). (Рыночная цена аналогичного офисного стула - 450 руб. без НДС). Таблица 4.1 Калькуляция на стул офисный модели “ ZIG - ZAG ” ООО “Падишах-Комфорт” в руб.
Ограниченная себестоимость включает в себя все затраты, производимые предприятием в цехе, т.е. до статьи “Общецеховые расходы” включительно. Производственная себестоимость – это сумма ограниченной себестоимости и общезаводских расходов. Полная себестоимость – это сумма производственной себестоимости и внепроизводственных расходов. Цена складывается из полной себестоимости и прибыли. Продажной ценой считается цена с налогом на добавленную стоимость (НДС) (20% от цены). Цена с НДС: 440,09 руб. * 20% /100 = 528,11 руб. Но для анализа и сравнения принимается цена без НДС. 5. Расчет доходов, прибыли, рентабельности Итак, расчетная цена одного офисного стула составляет 440,09 руб. В месяц при объеме производства в 1000 штук, выручка предприятия должна составить 440 088 руб. (в год при 12000 шт. – 5 281 055,84 руб.). Выручка – это сумма денежных поступлений от реализации продукции, т.е. произведение цены единицы продукции и объема выпуска в штуках. Данное производство офисных стульев является материалоемким (49% всех затрат приходится на сырье и материалы). Доля заработной платы составляет 11%. Также большую долю занимают накладные расходы: 6% РСЭО, 2% общецеховые расходы, 8% общезаводские, 4% внепроизводственные расходы. Прибыль в цене занимает 13%. Показатель прибыльности Прибыль является обобщающим показателем эффективности деятельности предприятия. Различают балансовую и чистую прибыль. балансовая прибыль определяется как разница между выручкой от реализации продукции и затратами на ее производство и реализацию. Чистая прибыль – это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после вычитания налога на прибыль и других платежей, предусмотренных законодательством. Балансовая прибыль ООО “Падишах-Комфорт” составляет: - на единицу - 57,40 руб.; - в месяц - 57 402,78 руб.; - в год - 688 833,37 руб. Из балансовой прибыли необходимо вычесть налоги и платежи: 1. Налог на имущество (2% от среднегодовой стоимости основных средств предприятия): (29 852,13 + 156 950,00) * 2% /100 = 3 736,04 руб/год. В мес.: 3736,04 / 12 = 311,34 руб/мес. На ед.: 311,34 / 1000 = 0,31 руб/ед. (где 29 852,13 и 156 950,00 руб. – стоимость оборудования и транспортных средств соответственно). 2. Целевой сбор на содержание правоохранительных органов (милиции) (3% от среднесписочной численности работников * минимальную ставку оплату труда): В мес.: 21 чел. * 100 руб. * 3%/100 = 63 руб/мес. В год: 63 * 12 мес. = 756 руб/год. На ед.: 63 руб. / 1000 шт. = 0,06 руб/ед. (где 21 чел. – численность предприятия; 100 руб. – минимальная ставка оплаты труда для данного расчета на 1 работника). Далее лучше оперировать годовыми показателями. Таким образом, перед уплаты налога на прибыль предприятия, налогооблагаемая база составляет: В год: 688 833,37 руб. – 3 736,04 руб. – 756 руб. = 684 341,33 руб. 3. Налог на прибыль. На 2002 год он составляет 24% с налогооблагаемой базы: В год: 684 341,33 руб. * 24% /100 = 164 241,92 руб. Можно определить чистую прибыль: 684 341,33 – 164 241,92 = 520 099,41 руб. в год. Таблица 5.1 Основные показатели деятельности предприятия ООО “Падишах-Комфорт” по производству стульев офисных модели “ ZIG - ZAG ” в руб.
Из табл. 5.1 видно, что на налоги и платежи из балансовой прибыли предприятие теряет 168 733,96 руб в год. Показатель доходности Доход характеризует конечный результат деятельности предприятия, исчисляемый путем исключения из выручки (без НДС) всех затрат на производство и реализацию продукции, вошедших в полную себестоимость кроме затрат на оплату труда всего персонала предприятия (РСиС, основные и вспомогательные рабочие). Для ООО “Падишах-Комфорт” доход составляет 1 674 033,37 руб. в год. Это значит, что именно такую годовую сумму получат предприятие (юридическое лицо в виде прибыли) и работники (физические лица в виде заработной платы) до уплаты налогов с прибыли. Показатель рентабельности. Рентабельность характеризует эффективность работы предприятия за определенный период времени (в данном случае - год) и измеряется в процентах. В данной работе рассчитываем только рентабельность производства как отношение прибыли к общей сумме его расходов, налогов и платежей, включаемых в себестоимость. Для сравнения определяем рентабельность производства по чистой прибили (чистая пр. / полную с-ть *100 %) и рентабельность производства по балансовой прибыли (балансовая пр. / полную с-сть *100 %). Первое значение равно 11%, второе - 15%. Физически это означает, что на каждый вложенный в производство рубль предприятие получает 11 копеек (11% с рубля) чистой прибыли (или 15 копеек балансовой) на свой расчетный счет (кроме того, что он возвращает этот вложенный рубль на расходы). Можно сделать вывод, что предприятие довольно эффективное, поскольку разница в рентабельности в 4% (15% - 11%) является небольшим отклонением и себестоимость товара определяется как “оптимальная”. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Рассматриваемое предприятие ООО “Падишах-Комфорт” будет работать эффективно, принося прибыль его владельцам (директору и главному бухгалтеру) и обеспечивая стабильную заработную плату всем работникам фирмы. Также продукция - стулья офисные модели “ZIG-ZAG” будет пользоваться спросом, т.к. наши цены (440,09 руб.) значительно ниже, чем у конкурентов (минимальная рыночная цена - 450 руб.). Это преимущество по цене даст фирме возможность развивать и расширять производство офисной мебели. Производство офисных стульев является материалоемким (49% затрат составляют материалы). Но снижать себестоимость за счет сокращения затрат на сырье и материалы не имеет смысла, т.к. более дешевое сырье может оказаться хуже качеством и фирма потеряет больше на выпуске некачественной, хотя и дешевой продукции. Снижение затрат на оплату труда тоже не оправдано, поскольку это чревато увольнением работников. Можно попробовать сократить накладные расходы, хотя и они сведены к минимуму. На настоящий момент в современных экономических условиях, сложившихся в стране, предприятие является доходным, рентабельным и стабильным. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте. – М.: “Автомобильный транспорт”, 1995. 2. Ремонт и обслуживание машиностроительного оборудование. Справочник / Под ред. Сикорского В. Г. – М.: Машиностроение, 1991. 3. Иванов А. А., Калинина М. И. Учебное пособие: Экономика предприятия. – М.: “Экономика и финансы”, 2000. 4. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова. – М.: Инфра-М, 2000. |