Доклад: Прозвища людей в художественном тексте на примере рассказов Василия Шукшина
Название: Прозвища людей в художественном тексте на примере рассказов Василия Шукшина Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: доклад |
СОДЕРЖАНИЕ Вступление…………………………………………………………..3 Глава 1 1.1.Ономастика…………………………………………………….4 Глава 2 2.1.Прозвища в сатирических произведениях……………5-6 Биография В.Шукшина…………………………………………7-8 2.2.Виды прозвищ………………………………………………..9-10 Заключение…………………………………………………………11 Библиография………………………………………………………12 ВСТУПЛЕНИЕ Прозвища – вечная живая языковая категория. Они занимают значительное место в языке как средства выразительности, придающие контексту образность и эмоциональность. Назвать имя - значит тотчас вызвать в сознании мысль о том, кто назван. Изучением имён собственных занимается наука ономастика ( с греч. "искусство давать имена"). Имена, фамилии, отчества, прозвища людей рассматриваются в разделе ономастики - антропонимике. По-своему важным для изучения антропонимики нашего времени и прошлых эпох является художественная литература. Цель моего реферата – выявить особенности использования прозвищ в художественном тексте на промере рассказов Шукшина. Задачи: изучить науку ономастику, рассмотреть использование прозвищ в рассказах Шукшина, разделить прозвища на группы и привести примеры. Глава 1 ОНОМАСТИКА Пользуясь языками, мы ежедневно сталкиваемся с собственными именами. Они служат для наименований людей, географических и космических объектов, животных, различных предметов духовной и материальной культуры. Функциональное и языковое своеобразие собственных имён привело к образованию особой отрасли языкознания – ономастике. Ономастика имеет свои разделы: антропонимика (имя человека, фамилия, отчество: Шатунова Мария Сергеевна); топонимика (географические названия рек, городов, стран и т.п.: г.Ижевск, р. Иж, Россия…); космонимика (звёзд, созвездий, планет и т.п.: Земля, Солнце, Вселенная…); зоонимика (клички животных: Шарик, Филя, Бобик…); ктематонимика (названия вещей). Ономастика занимается изучением сущности собственных имен, их функциональной специфики, возникновения, развития, их связи со всеми уровнями языка, теоретическим и практическим значением самой ономастической науки, а также её связей с другими науками. Славянская, как и вся европейская ономастическая наука, прошла, как и многие другие науки три основных этапа: 1. Донаучный (до 19 века, в частности до использования сравнительно-исторического метода для объяснения возникновения топонимов, антропонимов, теонимов и др.) 2. Становление ономастики как науки, но ещё не ономастикой (19 век-начало 20 века.) 3. Научный или ономастический (с 20-х годов 20 века по настоящее время.) Глава 2 ПРОЗВИЩА В САТИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Прозвища людей - исторические, уже не зависимее от контекста, и прозвища героев в художественном тексте, служащие для характеристики персонажа, передаются с сохранением семантики корневой морфемы: Карл Лысый, Филипп Красивый, Карл Великий… Псевдонимы передаются транскрипцией, кроме тех случаев, когда являются "говорящими". «Вопрос о подборе прозвищ в художественной литературе, о структурных их своеобразиях в разных жанрах и стилях, об их образных характеристических функциях очень большая и сложная тема стилистики художественной литературы». Действительно, не так прост подбор имен и прозвищ в художественных произведениях. Выдающиеся мастера слова затрачивают немало усилий при подборе имен для своих героев. Гоголь не сразу находит фамилию героя повести «Шинель», сначала он хотел назвать его Башмаков, затем Башмакевич, и, наконец, Башмачкин. Над прозвищами своих героев задумывались А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, В.Шукшин и другие выдающиеся мастера художественного слова. БИОГРАФИЯ В.ШУКШИНА Шукшин Василий Макарович (25.7.1929, село Сростки Бийского района Алтайского края, - 2.10.1974, станица Клетская Волгоградской обл., похоронен в Москве), русский советский писатель, кинорежиссёр, актёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1969 г). Член КПСС с 1955 г. ВИДЫ ПРОЗВИЩ Когда писатель создаёт своё произведение, он непосредственно наблюдает жизнь во всех её проявлениях, и в том числе специфику фамилий, имён и прозвищ у представителей отдельных классов. Для того чтобы его произведение было правдоподобным, автор должен каждому персонажу дать имя, соответствующее его общественному положению. А если оно окажется необычным, то автор должен его объяснить. Давая прозвище своим героям, автор старается выявить в человеке какую-либо черту его характера, внешность, поведение. Для создания определённого образа героя, а также правдивости сюжета, для того, чтобы показать в своём произведении быт и нравы эпохи, автор давал своим персонажам не только подходящие имена и фамилии, но и прозвища. На мой взгляд, прозвища можно распределить на несколько групп: 1. В эту группу входят прозвища происшедшие от внешнего вида: " Кривоносик (У него нос кривой, с горбатинкой)" (В. Шукшин избранное, Москва "просвещение" 1992 год, " Микроскоп", стр.36, 2-3 абзацы.), " Анна Афанасьевна (Анфас – называл её Солодников в письмах к бывшим сокурсникам своим, которых судьба тоже растолкала по таким же углам; они ещё писали друг другу, жаловались и острили) приходила в мелкое движение – смеялась". (-//-, " Шире шаг, маэстро!", стр.71, 1 абзац), " Бронька (Бронислав) Пупков, ещё крепкий, ладно строенный мужик, голубоглазый, улыбчивый, лёгкий на ногу и на слово". (-//-," Миль пардон, мадам" стр.29, второй абзац). 2.Нельзя не заметить прозвища, образовавшиеся от характера: "Жена звала его - Чудик, иногда ласково. Чудик обладал удивительной способностью: с ним постоянно что – нибудь случалось. Он не хотел этого, страдал, но то и дело влипал в какие – нибудь истории – мелкие, впрочем, но досадные". ( В.Шукшин избранное, Москва "просвещение" 1992 год, "Чудик" стр.20.) 3.Прозвища, которые появились от имени: "Клавдя извлекла из чемодана коробку, из коробки выглянули сапожки…" (В. Шукшин избранное, Москва "просвещение" 1992 год, "Сапожки", стр.88, 1 абзац), " Сергунь!- ласково позвала Клава. (-//-, стр.89,3абзац). 4. Прозвища, которым автор не даёт объяснения: "Его и звали-то – не Алёша, он был Костя Валиков, но все в деревне звали его Алёшей Бесконвойным". (В. Шукшин избранное, Москва "просвещение" 1992 год, "Алёша Бесконвойный", стр.130, 1 абзац.) ЗАКЛЮЧЕНИЕ Русский язык богат различного рода прозвищами. Они широко употребляются, как и в устной речи, так и в письменной. Употребляя прозвища нужно соблюдать меру. Прозвища – активное и действенное средство создания выразительности и эмоциональности в произведениях. Можно подвести итог: 1.Прозвища часто употребляются писателями в произведениях для именования персонажей 2.Прозвища несут в себе какую-либо особенную черту человека, характерную персонажу. Источником образования прозвищ могла быть любая причина из ранее перечисленных причин. 3.Употребленее прозвищ тесно связано с образом героя, бытом и нравами социальной группы, о которой идёт речь в произведении, с жанром и стилем литературы. БИБЛИОГРАФИЯ 1.Василий Шукшин Избранное, просвещение,1992 год. 2.Горбаневский М.В. В мире имён и названий. 3. Михайлов В.Н. Собственные имена как стилистическая категория в русском языке и литературе, Луцк, 1965 год. 4.Бондалетов В.Д. Русская ономастика, просвещение. |