Реферат: Правовая система Англии
Название: Правовая система Англии Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат |
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА АНГЛИИ А. А. ГончаровА. А. Гончаров Профессор В Великобритании существует несколько юридических систем. Законодательство, судебные власти и юридические профессии в Северной Ирландии и Шотландии отличаются от существующих в Англии и Уэльсе. Все они объединены Обществом юристов, профессиональной организацией. Общество наделено правом учреждать национальные стандарты поведения и образования. Общество юристов выполняет также и ряд других функций. Оно представляет со-лиситиров в контактах с правительством и другими органами в таких областях, как содействие правовым реформам и обсуждение нового законодательства; осуществляет руководство, информирует о новом в законодательстве и управленческих аспектах юридической практики. Международный Комитет Общества юристов отвечает за поддержание связей с юристами из других стран мира. Руководящим органом Общества юристов является Совет, который наделен полномочиями регулировать деятельность юристов. Совет состоит из 75 членов, выбираемых солиситиров по округам либо назначаемых по их соответствующим специализациям. Барристеры - юридические консультанты, предлагающие специализированные услуги адвокатов или советников в делах, связанных с судебным разбирательством. Хотя большая часть адвокатской работы выполняется солиситорами, барристеров часто приглашают вести дело, поскольку они обладают значительным опытом в ведении таких дел в судах. В высших судах в качестве адвокатов могут выступать только барристеры. Солиситоры - независимая юридическая профессия. Роль солиситиров заключается в предоставлении широкого спектра юридических услуг, включая ведение дел клиентов в суде, юридическое обслуживание населения, представителей бизнеса и других профессий, иностранных клиентов. Почти 90% солиситоров ведут частную практику самостоятельно, либо с партнерами. Солиситоры, ведущие частную практику имеют собственные фирмы. Для самостоятельного ведения дел солиситору необходимо, чтобы он был аттестован не менее 3 лет. В случае образования партнерства (товарищества) управление фирмой осуществляется несколькими солиситорами - партнерами. Около 10% солиситоров работают по найму в местных или центральных правительственных учреждениях, или в торгово-промышленных компаниях, имеющих собственные юридические отделы. Еще 1200 солиситоров работает постоянно в Королевской прокурорской службе (Crown Prosecution Service), правительственной организации, которая выступает в роли обвинителя от имени полиции в уголовных процессах. Солиситоры, работающие по найму, имеют точно такой же профессиональный статус, как и солиситоры, занимающиеся частной практикой: на них распространяются те же правила, и они считаются полностью независимыми юристами. В распоряжение солиситоров находится обширный административный аппарат и они используют преимущества информационных технологий и телекоммуникаций для быстрого и эффективного предоставления услуг. Многие фирмы в настоящее время работают 24 часа в сутки для оказания немедленной помощи своим клиентам в любой части земного шара. Все солиситоры должны быть включены в Реестр (Rool), в котором регистрируются все специалисты, получившие квалификацию солиситоров. Общество юристов определяет порядок внесения фамилий в Реестр, то есть порядок доступа к данной профессии, обеспечивая тем самым надлежащую подготовку и качество всех новых солиситоров. Солиситоры, желающие вести практику в качестве таковых, ежегодно обязаны получать от Общества юристов - Сертификат на ведение практики. Это гарантирует, солиситор отвечает всем необходимым требованиям и соблюдает все профессиональные правила, определяемые Обществом юристов. Общество юристов публикует "Руководство по профессиональной этике для солиситоров" (Guide to the Professional Conduct of Solicitors), которое включает положения, регулирующие международные аспекты деятельности. Если солиситоры нарушают установленные для них правила поведения, то они могут подвергнуться наказаниям самого широкого спектра, от порицания до полного исключения из Реестра, что означает, что они больше не могут работать в качестве юристов. В обществе юристов есть специальный орган, называемый Бюро по расследованию жалоб на солиситоров (Solicitors Complaints Bureau), которое рассматривает жалобы по поводу профессиональных нарушений. Если Бюро находит, что случай требует серьёзного рассмотрения, то данный солиситор может предстать перед специальным судом, Дисциплинарным Трибуналом Солиситоров (Solicitors Disciplinary Tribunal). Солиситоры обязаны иметь профессиональную страховку на случай возможных убытков в результате небрежности, а также должны делать отчисления в Компенсационный Фонд (Compensacion Fund), который гарантирует, что, в случае недобросовестного поведения солиситора, клиенты не пострадают в финансовом отношении. Солиситоры несут неограниченную ответственность, за исключением случаев, касающихся адвокатской практики. Вопрос страховки и компенсационные фонды находятся в компетенции Общества юристов. Солиситоры проходят стажировку. Большинство солиситоров являются выпускниками высших учебных заведений по специальности "право", хотя некоторые из них имеют дипломы по другим специальностям, которые Общество юристов рассматривает в качестве эквивалентных по качеству научной подготовки. Обладающие дипломами по другим специальностям, обязаны пройти Общий Профессиональный Экзамен (Common Professional Examination - СРЕ), годичный курс, нацеленный на овладение ими принципами права. На этой стадии обучаемый может выбрать, становиться ему солиситором или барристером. Все солиситоры также проходят годичный Заключительный курс Общества юристов (Law Society,s Finals Course) и сдают экзамены по 7 юридическим дисциплинам, включая этику и отчетность. Начиная с 1993 г., вместо этих экзаменов лица, имеющие дипломы по юридическим специальностям, а также и лица, проходящие СРЕ, будут обязаны пройти курс юридической практики. Структура суда Суды делятся на суды с гражданской и уголовной юрисдикцией. Большинство гражданских дел первоначально рассматриваются судами графств, но в тех случаях, когда оспариваются значительные суммы, они первоначально будут рассматриваться в Высоком Суде подаются в Апелляционный Суд (Гражданское Отделение). Малозначительные уголовные дела рассматриваются судами магистратов, но дело, приговор по которому может предполагать тюремное заключение на срок более чем 6 месяцев, передаётся в Королевский Суд для рассмотрения. Здесь решения по делу принимаются непрофессиональными присяжными, что является существенным элементом системы обычного права. Апелляции по таким делам подаются из судов магистратов в Королевский Суд, а оттуда - в Апелляционный Суд (Уголовное Отделение). Высшим судом в стране является Палата Лордов, которая рассматривает апелляции только с точки зрения права. Обычно каждое дело рассматривается комитетом из 5 судебных лордов. Судьи В отличие от многих европейских стран должность судьи в Англии и Уэльсе не является отдельной профессией - судьи назначаются из числа как барристеров, так и солиситоров работающих постоянно. Они служат в палате Лордов (являющейся высшим апелляционным судом), в Апелляционном Суде, в Высоком Суде (Nigh Court) и в Королевском Суде (Crown Court), либо в качестве окружных или районных судей. Окружные судьи заседают либо в Королевских Судах для рассмотрения уголовных дел, либо в судах графств для рассмотрения гражданских дел. Есть такие судьи, работающие по совместительству, которые назначаются из числа барристеров и солиситоров, служащие в Королевском Суде, Суде графства либо в различных трибуналах, например, для рассмотрения случаев несправедливого увольнения. На практике большинство случаев рассматриваются не судьями, а лицами, не являющимися юристами, которые назначаются в различные трибуналы вследствие их особенных знаний, опыта и общественного положения. Например, большинство малозначительных уголовных дел рассматриваются 30000 мировых судей в судах магистратов. У них нет специального юридического образования, они не получают вознаграждения, но являются уважаемыми членами общины и выполняют эту работу время от времени. Судьи всех уровней назначаются Лордом Канцлером, который входит в Правительство и является также спикером Палаты Лордов. Лорд Канцлер выполняет функции, схожие с функциями Министра юстиции, хотя некоторые вопросы, связанные с отправлением правосудия, находятся в ведении Министра внутренних дел. После своего назначения судьи становятся полностью независимыми как от законодательной, так и от исполнительной власти, и, таким образом, могут свободно отправлять правосудие без опасений политического вмешательства. Судебная система Англии и Уэльса. Система общего права. (источник права - судебный прецедент) Право Англии (но не Шотландии или других частей Соединенного Королевства) считается одним из величайших подарков Великобритании миру. Также известное как общее право (противопоставленное Романо-Германской семье права), оно внедрялось в страны английской республики до тех пор, пока Британская империя сохраняла силу, и осталось после того, как британцы отступили или были изгнаны. Теперь общее право формирует основы юриспруденции во многих странах. Сущность общего права в том, что оно создается судьями, заседающими в судах, применяя их здравый смысл и знание правовых прецедентов к рассматриваемому событию. Так как общее право использует опыт от уже прошедших событий, общее право приписывает огромное значение прецедентам. Таким образом, решение высшего суда в Англии и Уэльсе, палаты Лордов (члены которой называются судебными лордами) обязательно для каждого суда в судебной иерархии, и такие суды будут следовать его указаниям. К тому же, не существует акта Парламента (обыкновенного способа законотворчества в Соединенном Королевстве), запрещающего убийство. Убийство до сих пор является преступлением, входящим в юрисдикцию общего права - так что, хотя и не существует написанного Закона, принятого Парламентом и запрещающего убийство, убийство все же противозаконно на основании конституционного правомочия и предыдущих решений судов. Общее право может быть изменено или аннулировано Парламентом; например, в наше время наказанием за убийство является пожизненное заключение, но раньше убийство каралось смертью. Тем не менее, в то время как Англия и Уэльс сохраняют систему общего права, Соединенное Королевство вступило в Евросоюз. Поэтому в Соединенном Королевстве действует Право Евросоюза. Евросоюз в основном состоит из государств, которые в качестве источника права используют нормативный акт, и поэтому такая система теперь существует и в Англии. В Соединенном Королевстве не существует единой судебной системы - в Англии и Уэльсе одна система, в Шотландии другая, и в Северной Ирландии третья. Единственным исключением из этого правила является область иммиграционного права, Иммиграционная Апелляционная Власть включает в свою юрисдикцию все Соединенное Королевство. Правовая система, основанная на обычном праве (т.е. судебном прецеденте) образует важнейшую часть права во многих странах, а особенно в странах, некогда бывших английскими колониями. Примечательно также включение в эту систему нестатутного права, отражающего единое мнение, вырабатывавшееся веками судопроизводства.Общее право изначально развилось от судебных решений под покровительством противостоящей системы древней Англии. Такие решения основывались на традициях, обычаях и прецеденте. Аргументация, использовавшаяся в обычном праве, называется софистикой или обоснованием, основанном на судебном решении. Общее право может быть как неписанным, так и зафиксированным в статутах или кодексах. Общее право, как применяемое в гражданских делах (в отличие от уголовных дел) было разработано как способ наказания кого-либо за противоправные действия, также называемые деликтами (гражданскими правонарушениями), включающими как намеренные правонарушения, так и правонарушения по неосторожности и таким образом пополняющими своды законов. Сейчас общее право в основном применяется к гражданским процессам; изначально оно заменяло уголовное право (до того, как уголовные кодексы стали применяться в ранее подчиненных общему праву случаях - в конце XIX века). Разновидность процедуры, практикуемой в общем праве, называется противостоящей системой; она также является продуктом развития общего права. Основные принципы общего права Законодательные акты, отражающие общее право Англии, всегда интерпретируются в свете традиций общего права, и поэтому могут оставить невысказанными некоторые вещи - ведь эти вещи совершенно понятны с точки зрения предшествовавшего общего права и обычая. Это отлично просматривается в области уголовного права, которое, пока еще в основном регулируемое общим правом Англии, было полностью кодифицировано во многих штатах США. Кодификация - такой процесс, когда закон проводится с намерением переформулировать позицию общего права в отдельном документе, вместо создания новых, так что общее право остается релевантным в своей интерпретации. Вот почему даже сейчас американские правовые школы преподают общее право о преступлениях так, как оно осуществлялось в Англии в 1750 году, с тех пор, как колонии (и впоследствии штаты) отошли от общего права, которое с этих пор практиковалось только в Англии. В отличие от статутных кодификаций общего права, некоторые законы исключительно статутные, и могут создать новое основание для действий сверх общего права. К примеру, причинение смерти в результате противоправных действий позволяет конкретным лицам, обычно супругам или детям, возбуждать иск о возмещении убытков от имени покойного. Такого правонарушения в общем праве Англии не существует; таким образом, любое отправление правосудия, которому не хватает статута причинения смерти в результате противоправных действий, не возбудит иска за смерть любимого. Там же, где существует статут причинения смерти в результате противоправных действий, размер доступной компенсации ограничен в статуте (как правило, наибольший размер компенсации). Суды в основном толкуют только такие статуты, которые крайне осторожно создают новые поводы к действиям - так как суды считают законотворческий процесс пребыванием главным в определении полномочий судьи по вынесениям законов (я совершенно не понимаю, что они хотели сказать этой фразой!), до тех пор, пока такой статут не определит конституционный закон второго порядка. Там, где гражданское правонарушение закреплено в общем праве, все возмещения убытков, традиционно требуемые за правонарушение, могут быть потребованы (в независимости от того, есть ли упоминания о возмещении в действующем статутном праве). К примеру, человек, который получил телесные повреждения из-за небрежности другого, может требовать материальной компенсации за лечение, боль, страдание, потерю заработка или понижение заработка, ментальный или эмоциальный стресс, ухудшение качества жизни, появившийся физический недостаток и так далее. Необходимости в утверждении таких компенсаций в статуте нет, так как они уже зафиксированы в общем праве. Однако без статута о причинении смерти в результате противоправных действий большинство из них аннулируются. Старое высказывание (в США с отсутствием или небольшой компенсацией за причинение смерти в результате противоправных действий) гласило: "Лучше поддержать человека, посоветовав ему застраховать его жизнь, и таким образом ограничить свою ответственность!" (переводить идиомы - крайне неблагодарное занятие). Судебная система Палата Лордов Палата Лордов является апелляционным судом высшей юрисдикции - в Англии и Уэльсе. На практике, только судебные лорды слушают апелляционные процессы. Это, в общем-то, было запрещено Высшим судом в 1873 году в своде правил, регулирующих работу Верховного суда Англии, но выборы были проведены до того, как закон вступил в силу, и новый Парламент внес поправки в акт, чтобы сохранить юридическую функцию Платы Лордов. Верховный суд Англии Верховный суд Англии является высшей судебной инстанцией Англии и Уэльса. Он был сформирован в 1873 из слияния различных судов, а именно: Суд Королевской Скамьи Высокий Канцлерский суд Суд казначейства Высокий суд Адмиралтейства Суд общих тяжб Суд по делам о наследствах и дел о разводе Верховный суд в наши дни включает в себя: Апелляционный суд Высокий суд правосудия Суд короны Верховный суд функционирует и как гражданский суд высшей инстанции, и как гражданский и уголовный апелляционный суд для дел из нижестоящих судов. Апелляционный суд слушает апелляции от Верховного суда. Суд короны - это уголовный суд высшей инстанции, того же уровня, что и Верховный суд, учрежден в 1971, заменяет выездные сессии суда присяжных (посредством чего судьи Верховного суда периодически путешествуют по стране, рассматривая дела) и суд квартальных сессий, который был периодическим судом. OldBailey - старое название знаменитого Лондонского Центрального уголовного суда, который теперь является частью Суда короны. Суды низшей инстанции Судами низшей инстанции в Англии и Уэльсе являются: Суд магистрата (мировой суд) Суд присяжных На судах магистрата председательствуют мировые судьи, или же окружные судьи (известные также как оплачиваемые судьи). Присяжные не присутствуют. Они слушают незначительные уголовные дела и рассматривают заявки на получение разрешения на что-либо. Суд присяжных слушает маловажные гражданские дела, на которых, как правило, председательствуют районные судьи. Уголовные дела Большинство уголовных дел изначально направляются в мировые суды. Если преступление незначительно (90% всех дел), дело рассматривается суммарным судопроизводством, осуществляемым мировыми судьями, чьи полномочия в назначении наказания ограничены. Если преступление является серьезным, мировые судьи решают, есть ли основание для предъявления иска, и потом передают дело Верховному суду, где дело расследуется окружным судьей или верховным судьей, с участием суда присяжных. Апелляции Существуют различные разновидности апелляций. Из мирового суда апелляция может быть передана в суд Короны в зависимости от случая или закона. Из суда Короны апелляция может быть передана в уголовный отдел Апелляционного суда. Апелляции в зависимости от закона могут также быть переданы в Апелляционное присутствие Верховного суда из Мирового суда или из Суда короны. Апелляции из Верховного суда совершают обычное путешествие через Апелляционный суд и плату Лордов. Гражданские дела Согласно новым правилам гражданской процедуры, гражданские иски до суммы в 5.000 фунтов рассматриваются судом присяжных под контролем Курса об исковых требованиях на небольшую сумму. Он же известен публике под названием "Суд об исковых требованиях на небольшую сумму", хотя и не является отдельным, независимым судом. Иски на сумму от 5.000 до 15.000 фунтов, допускающие рассмотрение дела в течение одного дня, относятся к "быстрым рассмотрениям". Иски на сумму от 15.000 фунтов относятся к "MultiTrack" (не могу перевести). Дела о причинении личного вреда могут быть оценены по-разному (на разные суммы). Взаимодействие с Европейским судом Вопреки всеобщему мнению, права на апелляцию на любом уровне и на любой стадии дела в суде Соединенного Королевства не существует. Любой суд в Соединенном Королевстве может передать в другую инстанцию область права, относящуюся к праву Евросоюза, или же в Европейский суд на определение. Тем не менее, когда Европейский суд выносит свое решение, дело отсылается обратно в суд, который и отсылал дело. Заметим, что только вышестоящие суды Соединенного Королевства дают разрешение на отсылку дела (к примеру, Высокий суд Англии и Уэльса или же Палата Лордов). Это доказывает тот факт, что хотя Евросоюз и становится все больше, единой судебной системы не существует, существуют лишь только законы, которые должны одинаково интерпретироваться во всех входящих в Евросоюз странах. Суды специальной юрисдикции и Трибунал (Арбитражный суд) В дополнение к вышеперечисленным, существуют другие суды и трибуналы. Такие трибуналы являются судьями на процессах, их полномочия ограничены, и зачастую их контролируют какие-либо другие трибуналы. К примеру, Апелляционный суд по трудовым делам, Земельные трибуналы и т.д. Трибуналы также наделяют правом апелляции Трибуналы особой апелляции (например, дела Трибунала по трудовым делам могут быть апеллированы в Апелляционном суде по трудовым делам), которые, в свою очередь, наделяют правом апелляции Апелляционный суд, или, в отсутствие суда специальной апелляции, дают право апелляции Отделению Королевской Скамьи (части Верховного суда), которое обладает наивысшими полномочиями. Другие суды часто заседающие суды:(знаю, что ужасно, но перевести по-другому невозможно) Суд по Административным правонарушениям Суд по Административным правонарушениям соотносит себя с административным правом Англии и Уэльса; наблюдает за трибуналами и судами низшей инстанции. Его главной функцией является анализ пересмотров судебных дел (пересмотр осуществляется присяжными). Коронерский суд Пост Коронера существует с незапамятных времен. Его создание датируется XI веком. И в наши дни коронеры определяют причину смерти в случаях, когда люди умерли при подозрительных обстоятельствах, за границей, или под контролем центральных властей. Со дня принятия закона о Сокровищах 1996 года коронеры не заседают в жюри присяжных в делах о найденных сокровищах. (бред!) Церковный суд Церковь Англии является официально признанной государством, и ранее обладала властью над браками, разводами, завещаниями и т.д. Сейчас церковный суд имеет дело с церковной собственностью и странствующим духовенством. У каждой епархии есть свой канцлер, который занимается судейством. У епископа больше нет права руководить личностью, как прежде. Другие суды Матримониальный суд Адмиральский суд (морской суд) Рыцарский суд Звездная палата Конституции как единого законодательного акта, закрепляющего основы государственного строя, в Великобритании не существует. В стране действует неписаная конституция, составленная из норм статутного права (наиболее важные среди них - Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г., закон о престолонаследии 1701 г., законы о парламенте 1911 и 1949 гг.), норм общего права и норм, представляющих собой конституционные обычаи. По форме правления Великобритания - конституционная парламентская монархия. Политический режим - демократический. Глава государства Королева (Король). Формально ей принадлежат достаточно обширные полномочия: она назначает Премьер-министра и членов правительства, других должностных лиц (судей, офицеров армии, дипломатов, высших церковных служащих господствующей церкви), созывает и распускает Парламент, может наложить вето на законопроект, принятый Парламентом. Королева обычно открывает сессии Парламента, выступая с речью, в которой провозглашаются основные направления внутренней и внешней политики. Она является главнокомандующим вооруженными силами, представляет страну в международных отношениях, заключает и ратифицирует договоры с иностранными государствами, объявляет войну и заключает мир, имеет право помилования. Однако на деле практически все принадлежащие ей полномочия осуществляются членами правительства. Они подписывают акты, издаваемые Королевой, и несут за них ответственность. Законодательная власть принадлежит двухпалатному Парламенту. Срок его полномочий по Закону о Парламенте 1911 г. не может превышать 5 лет. Палата общин (нижняя) избирается путем всеобщих и прямых выборов по мажоритарной системе относительного большинства. В ее составе 650 депутатов. Палата лордов не избирается, право заседать в ней приобретается либо по наследству, либо по назначению Королевы. В начале 1999 г. в палате было более 1200 человек (наследственных и пожизненных пэров, лордов-судей по апелляциям и "духовных лордов" - двух архиепископов и 24 епископа англиканской церкви - высшей апелляционной судебной инстанции). В октябре 1999 г. Палата лордов проголосовала за отмену института наследственных пэров. В результате верхнюю палату должны покинуть абсолютное большинство из заседавших в ней 759 графов, герцогов и баронов. Депутаты создают различные комитеты, которые рассматривают вопросы, имеющие серьезное общественное значение. Среди наиболее важных функций Парламента - принятие законов и контроль за деятельностью правительства. Правом законодательной инициативы пользуются члены Парламента, а соответственно и члены правительства, так как министры должны быть депутатами одной из палат. Правительственные законопроекты имеют приоритет: депутаты, не являющиеся членами правительства, могут вносить законопроекты только один день в неделю (в пятницу), в то время как члены правительства - в любое время. Законопроекты могут быть внесены и в верхнюю, и в нижнюю палаты, но, как правило, сначала происходит обсуждение в Палате общин, а затем - в Палате лордов. Законопроект проходит 3 чтения. В ходе первого чтения оглашаются наименование и цель билля. Во втором чтении законопроект рассматривается в целом, и передается в один из комитетов для постатейного обсуждения. Затем разбирается доклад комитета, предлагаются поправки и дополнения к статьям билля. В ходе третьего чтения законопроект вновь обсуждается в целом, и по нему проводится голосование. Законопроект, одобренный Палатой общин, направляется в Палату лордов. Финансовые законопроекты должны быть рассмотрены и одобрены не позже чем через 1 месяц с момента поступления в верхнюю палату, иначе билль подписывается Королевой без одобрения Палаты лордов. Не финансовые билли отсылаются на подпись Королеве после одобрения их верхней палатой. Парламент осуществляет контроль за деятельностью правительства в следующих формах. Депутаты направляют вопросы к членам правительства, на которые министры дают устные объяснения на заседаниях палат и подготавливают письменные ответы, публикуемые в парламентских отчетах. В начале каждой сессии депутаты проводят прения по поводу речи Королевы, в которой излагаются основные направления деятельности правительства. Правительство формируется после парламентских выборов. Премьер-министром становится лидер партии, получившей большинство мест в Палате общин. По его совету Королева назначает остальных членов правительства. В Великобритании различаются понятия "правительство" и "кабинет". Кабинет действует внутри правительства, в его состав входят Премьер-министр и основные министры. Состав правительства гораздо шире (если число членов Кабинета 18-25 человек, то в правительстве около 100). Правительство в полном составе никогда не собирается на заседания, и фактически все вопросы внутренней и внешней политики страны решаются на заседаниях Кабинета, который на деле осуществляет высшую исполнительную власть. Кабинет руководит деятельностью государственного аппарата, разрабатывает важнейшие законопроекты, решает внешнеполитические вопросы. Кабинет участвует в законотворческой деятельности. Он издает различные акты в соответствии с полномочиями, делегированными ему Парламентом, создавая таким образом делегированное законодательство. Правительство ответственно перед нижней палатой Парламента: в случае вынесения Палатой общин вотума недоверия оно должно подать в отставку. В каждом графстве, округе, области действуют выборные советы, которые занимаются делами местного значения (полицией, социальными службами, дорогами и т.д.). В конце 1990-х гг. в Великобритании началась крупная государственно-правовая реформа, призванная наделить некоторые исторические части Королевства государственно-политической автономией. В конце 1999 г. на основе Акта о деволюции Парламент Великобритании официально передал часть полномочий Законодательной ассамблее Северной Ирландии, что должно было положить конец 25 годам прямого правления Лондона в Ольстере. В 1997 г. проведены референдумы о создании парламента Шотландии и ассамблеи Уэльса. На основе их результатов соответствующие органы были избраны в 1999 г. Однако степень полученной политической автономии различна: в Шотландии она весьма значительная, в Уэльсе рудиментарная (ассамблея является лишь совещательным органом). На острове Мэн (находится в Ирландском море) также существует свой собственный, старейший в мире парламент - Тинвальд (Тynwald), состоящий из назначаемого Короной Лейтенант-губернатора и 2 палат. Верхняя палата (Законодательный совет) включает епископа, генерального атторнея, местных судей и 7 членов, избираемых нижней палатой. Последняя состоит из 24 депутатов, избираемых на 5 лет. Парламент принимает законы, требующие одобрения Королевы в Совете. Роль конституции острова Мэн играет Конституционный акт 1960 г. На островах Джерси и Гернси (у побережья Франции) законодательная власть представлена однопалатными ассамблеями (именуемыми Штатами), исполнительная - комитетами, утверждаемыми ассамблеями (информация из Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник) А́нглия (англ. England [ˈɪŋɡlənd]) — наиболее крупная историческая и административная часть Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии, страна (country) в его составе, занимающая юго-восточную часть большого острова Великобритания, известного как англ. mainland. Население Англии составляет 83 % от общего числа населения Великобритании. Столица Англии — Лондон, самый большой город в Великобритании и Европейском союзе. Англия — место происхождения английского языка и Англиканской церкви, а английское законодательство формирует основу юридических систем многих стран; кроме того, Лондон был центром Британской империи, а страна местом рождения Промышленной революции. Англия была первой промышленно развитой страной в мире, а также страной с парламентской демократией, конституционные, правительственные и юридические новшества которой были переняты другими нациями и странами. Англия занимает две трети острова Великобритания. На севере граничит с Шотландией, на западе — с Уэльсом. Политическое устройство После реформ 1990-х годов в Северной Ирландии, Уэльсе и Шотландии Англия осталась единственной из составных частей Великобритании, не имеющей собственного парламента и правительства. Функции парламента Англии исполняет парламент Великобритании, функции правительства — правительство Великобритании. Исполнительную власть, отвечающую в том числе и за территорию Англии, возглавляет премьер-министр Великобритании, которым в настоящее время является Дэвид Кэмерон. Административное устройство Исторически наиболее крупным административным образованием в Англии были графства. Эти образования возникли из более древних, существовавших до объединения Англии: королевств (как Сассекс и Эссекс), герцогств (как Йоркшир, Корнуолл и Ланкашир) или просто земельных наделов, которыми награждали дворян — таких как Беркшир. До 1867 года они были разделены на более мелкие образования, называвшиеся сотнями. Самоуправление в пределах графства после политического объединения практически отсутствовало, поэтому границы графств не были точно определены и не имели практически никакой роли. После промышленной революции в результате возникновения крупных индустриальных центров образовались метропольные графства, центрами которых стали крупнейшие города. В настоящее время Англия состоит из 39 графств, 6 метропольных графств и Большого Лондона. Правовая система Общая характеристика Основными источниками английского права являются судебные прецеденты, т.е. решения высших судов, имеющие обязательную силу для них самих и нижестоящих судов, статуты - законодательные акты британского Парламента и, наконец, издаваемые исполнительными органами акты делегированного законодательства. В свою очередь в системе судебных прецедентов различаются нормы общего права, которое начало формироваться еще в XI в. и ныне играет основную роль либо дополняет законодательство в самых различных отраслях правового регулирования, и нормы так называемого права справедливости, складывавшегося из решений Суда канцлера, который существовал с XV в. до судебной реформы 1873-1875 гг. В результате этой реформы произошло формальное слияние права справедливости с общим правом, однако и поныне оно в существенной мере продолжает регулировать институты доверительной собственности, возмещения ущерба, причиненного нарушением обязательств, и другие институты гражданского права. Входе многовекового развития английского прецедентного права сложились многочисленные, нередко противоречивые, но в целом весьма эффективные правила, регламентирующие силу и обязательность судебных решений, способы их толкования, применения и т.п. Важную роль в развитии системы общего права сыграли судебные отчеты, которые стали собираться с конца XIII в. в "Ежегодниках", а в XVI в. были заменены сериями частных отчетов, составителями которых становились виднейшие английские юристы. С 1870 г. издаются "Судебные отчеты", где в полуофициальном порядке публикуются решения высших судов, на которые обычно и ссылаются как на прецеденты в последующих судебных постановлениях. Наряду с этим публикуются "Еженедельные судебные отчеты", "Все английские судебные отчеты", "Судебные отчеты по Северной Ирландии" и другие издания частного характера. Долгое время именно прецеденты служили основным регулятором правовых отношений. Английское законодательство же выступало в качестве дополнительного источника права. Оно представляло собой вплоть до начала XIX в. постоянно растущее собрание неупорядоченных, плохо согласованных между собой и даже прямо противоречащих друг другу статутов, принимавшихся, начиная с XIII в., при самых различных обстоятельствах и нередко продолжавших действовать в совершенно изменившихся исторических условиях. Английская буржуазная революция XVII в., завершившаяся компромиссом между буржуазией и "новым дворянством", с одной стороны, и крупными землевладельцами-феодалами - с другой, не изменила взаимоотношений между прецедентами и законодательными актами, сохраняющими свое значение и по настоящее время. Среди них Хабеас корпус акт 1679 г. и Билль о правах 1689 г., в которых сформулированы отдельные принципиальные положения, относящиеся и к государственному праву, и к деятельности суда, провозглашены права обвиняемого в уголовном процессе и др. В последовавшую за английской революцией эпоху значительное развитие получило также правовое регулирование новых видов договоров, деятельности компаний, банков и т.п. Лишь начиная с 30-х гг. XIX в. английское законодательство подверглось последовательным преобразованиям во многих его важнейших отраслях. На протяжении нескольких десятилетий были изданы законодательные акты, консолидирующие правовые нормы по наиболее значительным институтам гражданского и уголовного права. При издании такого рода актов не ставилась задача кодификации целых отраслей права: они вбирали в себя (в упорядоченном виде) нормы отдельных правовых институтов, прежде рассыпанные в многочисленных законодательных актах, а нередко и сформулированные в нормах прецедентного права. В результате к концу XIX началу XX в. законодательным регулированием, главным образом с помощью консолидированных актов, было охвачено большинство отраслей английского права. Среди такого рода актов - законы о семейных отношениях 1857 г., о партнерстве 1890 г., о продаже товаров 1893 г. В результате законодательство стало во многих отношениях более важным источником права, нежели нормы, сформулированные в прецедентах, тем более что законодательство при необходимости может быть подвергнуто гораздо более решительным и быстрым преобразованиям. Однако возрастание роли законодательства отнюдь не означает, что судебный прецедент утратил свое значение. Прежде всего, сохраняется известное число институтов, непосредственно регулируемых нормами общего права или даже права справедливости (например, некоторые виды договоров, вопросы ответственности за нарушения обязательств и другие гражданские правонарушения). А главное, в силу исторически сложившихся и неизменных особенностей английской правовой системы все вновь принятые законодательные акты неизбежно обрастают огромным количеством судебных прецедентов, без которых они попросту не могут функционировать, поскольку те истолковывают, уточняют и развивают лаконичные законодательные формулировки. На протяжении XX в. среди источников английского права существенно возрастает и роль делегированного законодательства, особенно в таких областях, как здравоохранение, образование, социальное страхование, а также относительно некоторых правил судопроизводства. Высшей его формой считается "приказ в Совете", издаваемый правительством от имени Королевы и Тайного совета. Многие акты делегированного законодательства издаются министерствами и другими исполнительными органами по уполномочию Парламента. За последние десятилетия английское законодательство приобретает все более систематизированный характер. В 1965 г. была создана Правовая комиссия для Англии (одновременно аналогичная комиссия была учреждена и для Шотландии), которой поручено готовить проекты крупных консолидированных законодательных актов в различных отраслях права, с тем, чтобы в перспективе "провести реформу всего права Англии вплоть до его кодификации". Параллельно с ней действуют комитеты по пересмотру гражданского и уголовного законодательства, а также различные королевские комиссии, которым поручается подготовка отчетов о состоянии законодательства по определенному вопросу и внесение соответствующих предложений. В результате ряда весьма последовательных реформ крупными консолидированными актами ныне регулируется подавляющее большинство правовых институтов, хотя до сих пор ни одна отрасль английского права не кодифицирована полностью. головный и гражданский процесс Источниками уголовно-процессуального права в Англии служат прежде всего законодательные акты, по большей части регулирующие одновременно и вопросы судоустройства. К их числу относятся законы о Верховном суде 1981 г., о магистратских судах 1980 г., о присяжных 1974 г. (с последующими изменениями), об обжаловании по уголовным делам 1968 г., а также законы об уголовном правосудии 1925 г. и ряда последующих лет, в том числе Закон 1988 г. Среди актов, изданных за последнее время, большое значение имеют законы: о преследовании за преступления 1985 г., об отправлении правосудия 1985 г. и особенно - о полиции и доказательствах по уголовным делам 1984 г. (в нем подробно регламентируется деятельность полиции по расследованию преступлений, в том числе вопросы, связанные с производством обысков и арестов, предварительным заключением обвиняемых, рассмотрением жалоб на действия полицейских, а также оценкой некоторых доказательств, в частности полученных с помощью компьютерных устройств). Важное значение имеют также Закон о полиции и магистратских судах 1994 г. и Закон об уголовном процессе и расследованиях 1996 г. Что касается норм прецедентного права, то и в области уголовного процесса, несмотря на обилие законодательных актов, их роль остается весьма существенной: она касается и толкования норм, в общей форме изложенных отдельными законодательными актами, и устранения пробелов в законодательстве. Правовая комиссия, представившая в 1989 г. проект уголовного кодекса для Англии и Уэльса, предлагает в будущем, после принципиального одобрения проектов Общей и Особенной частей УК, разработать в качестве третьей части этого же Кодекса раздел под названием "Доказательства и процедура", т.е. по существу процессуальную часть общего уголовного и уголовно-процессуального кодексов. Однако подготовка этого раздела еще не началась. Источниками гражданского процессуального права в Англии являются прежде всего законодательные акты судоустройственного характера, определяющие структуру, компетенцию и некоторые вопросы деятельности судов соответствующих уровней (Закон о Верховном суде 1981 г., Закон о судах графств 1984 г., Закон о судах и юридических услугах 1990 г. и др.). Важную роль в регулировании гражданского судопроизводства играют законы об отправлении правосудия, в частности 1985 г., а также правила Верховного суда и других судов, которые разрабатываются комитетами, состоящими из небольшого числа судей и других высококвалифицированных юристов. Эти правила утверждаются лордом-канцлером (он же непосредственно возглавляет комитет по правилам Верховного суда) и вступают в силу, если их проекты не встречают возражений со стороны парламента. Судоустройство и судопроизводство В период расцвета феодальных отношений (Х-ХIIIвв.) основным принципом суда было следующее: всякий судится себе равным. Заседателями судов могли быть только те, кто имел равный чин с подсудимыми. Вот пример, относящийся к ХIV веку1 . Джон Строт явился в курию манора и заявил, что отец его умер и он как старший сын просит передать ему землю, который владел отец. Спрошенные по этому поводу вилланы заявили, что так оно и есть и что обычай требует, чтобы земля была отдана Джону. Курия вынесла решение и выдала истцу копию его. Эта копия стала документом, устанавливающим права Д.Строта. Отсюда и название основной массы английского крестьянства ХIV века и последующих веков – копигольдеры (держатели по копии). Важную роль в судебной деятельности сыграли высшие суды, выступавшие как суды первой инстанции и как ревизионные органы. Последнюю функцию они осуществляли главным образом через разъездных судей, периодически посещавших судебные округа. Разъездные судьи судили и сами. Прибыв на место, они первым делом вызывали присяжных и требовали, чтобы те называли имена преступников. Дело это кончалось для присяжных не всегда благополучно. Часто они навлекали на себя месть. Поэтому нередко случалось, что при первом появлении разъездных судей население устремлялось в леса и там отсиживалось. _______________________________________________________ 1 – Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права – М., Юристъ, 1995, 576с. – 184с. В Англии ранее всего сформировался верховный суд. Верховные суды стали быстро пополняться знатоками общего права. Особого внимания заслуживает возникновение суда присяжных заседателей. Первоначально английский присяжный должен был сам расследовать дело, расспрашивая о нем знающих людей. Свое решение он обязан был основывать на полученных сведениях (согласно очевидности). Если присяжные заявляли, что ничего не знают о том деле, о котором их расспрашивали, то они распускались и назначались другие. Но постепенно этот порядок, которым слишком часто стремились воспользоваться, был отменен: присяжные должны были во всех случаях выносить решение, оправдывающее или обвиняющее, удовлетворяющее иск или отказывающее в нем. Из свидетелей они превращаются в судей. Предварительные следственные действия не имели официального значения, никак не фиксировались, и служили только для выработки убеждения. Более или менее разделенное на два акта, следствие – предварительное и судебное – появляется и начинает признаваться законом не ранее ХIV века. Обвинение по основной массе судебных дел продолжает оставаться частным, однако область преследования, осуществляемого от лица государства, все время расширяется. Устанавливается правило, что обвинитель, не сумевший доказать обвинение и проигравший процесс, платит штраф. В Англии не получило сколько-нибудь широкого развития римское право. Здесь дольше удерживались, хотя и в измененном виде, старинные англосаксонские свободы. Королевская власть была несколько ограничена парламентом, местным самоуправлением, автономией городов. Английский процесс удерживает и развивает состязательный момент. В суде канцлера складывается постепенно то, что называют перекрестным допросом. С течением времени он усваивается и судами общего права. Один из двух адвокатов истца (младший) излагает суть иска. Старший адвокат истца представляет доказательства. Затем вступает в дело адвокат ответчика: он ставит вопросы свидетелям истца. Затем тех же свидетелей допрашивает адвокат истца. Затем допрашивают свидетелей ответчика. Адвокат истца резюмирует суть следствия (судебного). Адвокат ответчика возражает. Судья, который до этого времени бездействовал, резюмирует доказательства сторон. При этом всякое неопровергнутое доказательство считается истинным. Присяжные решают вопрос факта (было, не было, и т.д.). судья выносит решение. Важнейшим завоеванием английского уголовного процесса стало правило, согласно которому обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Тем самым бремя доказывания – важнейший вопрос любого процесса – ложилась на обвинителя. Последнее слово в английском уголовном процессе принадлежит адвокату той стороны, против которой были представлены последние свидетели. В течение всего процесса присяжные не могли отлучаться из здания суда, не могли иметь сношений с внешним миром. Если процесс затягивался, они спали в здании суда. К дверям их комнаты ставился часовой. Английское право требовало единогласия присяжных как в обвинительном, так и в оправдательном вердикте. В Англии существовало две коллегии присяжных. «Большое жюри» (23 человека) решало вопрос о предании суду ( оно выносило приговор, если обвиняемый тут же признавался). «Малое жюри» (12 человек) решало вопрос по существу (то есть «виновен» или «невиновен»). Однако английский суд в те времена был далек от совершенства. Его характерные черты – продажность судей и их готовность следовать приказу, сам подбор присяжных, волокита, вымогательство и т.д. Уголовный процесс В настоящее время кажется само собой разумеющимся, что уголовный закон должен быть определенно сформулирован и что только те действия влекут за собой уголовное преследование, которые прямо предусмотрены законом как преступные. Средневековая юстиция смотрела на это по-другому. Хотя законы и предписывали наказание за известные действия, судья не был связан этими предписаниями. Каждый раз, когда преступление заслуживало особого наказания, судья изобретал казнь, которая должна была поразить воображение, была бы достаточно длительной и мучительной. Преступлением считалось всякое проявление «неверности» по отношению к королю. Но что такое «верность», не было определено достаточно точно, и потому всегда существовала возможность произвола. Таким же неопределенным было понятие «государственной измены». Государственной изменой считалось одно время одобрение первого брака короля Генриха VIII и осуждение брака с фрейлиной Анной Болейн (за что поплатился головой Томас Мор). Потом, когда Болейн надоела королю, приказано было считать изменой сожаление по поводу ее казни. Можно указать на множество действий, считавшихся преступлениями, которые не назовет преступными ни один современный суд, например, анатомирование трупов. В то же время многие деяния, признаваемые преступными любым современным законодательством, не считались таковыми в те времена. Это прежде всего открытый грабеж на больших дорогах, пленение и заточение в целях получение выкупа и т.п. В Англии общее число казненных – по всем видам преступлений – было очень велико: из 4-5 миллионов человек населения было отправлено на смерть: при Генрихе VIII – 72 тысячи человек, при его дочери Елизавете (ХVI век) – 89 тысяч. Английское право довольно рано обогатилось понятиями, заключавшими в себе идею группировки преступлений в зависимости от их тяжести. Самым тяжким стали признавать «тризн» - государственную измену (главным образом «неверность» сеньору); термином «фелония» охватывались особо тяжкие преступления против личности (убийство, изнасилование) или собственности (поджог). Но однако это не мешало тому, чтобы приговаривать к смерти за убийство кролика на чужой земле, за кражу носового платка из кармана и пр. Особую группу деяний, квалифицируемых как преступные, составляли те, в которых выражался протест угнетенного народа против эксплуатации. Многочисленные постановления, касающиеся преследования крестьянских «разбоев», указывают на одну из наиболее распространенных форм сопротивления гнету. Но в то время, как законодательство и суд изощрялись в наказаниях для «разбойников», народные симпатии были на стороне последних. Всем известна легенда о Робин Гуде из Шервудского леса. Враг попов, дворян и купцов, друг и защитник простого человека – так выглядит «разбойник» в глазах народа и таким он запечатлен в народной памяти. Яркий пример английского законодательства ХVI века – это так называемое «кровавое законодательство»: Законы 1536, 1547, 1572 годов, изданные королями династии Тюдоров. Эти законы предписывали отрезание ушей у так называемых закоренелых бродяг и смертную казнь при рецидиве; всякого человека, отказавшегося работать на предложенных ему условиях, разрешалось обращать в рабство. Для этих категорий преступников закон предписывал унизительные телесные наказания: кнут, клеймение, заковывание в цепи. В официальной теории непреложной истиной считалось, что устрашение является главной целью наказания. Поэтому смертную казнь стремились осуществлять в наиболее мучительных формах. При этом не возбранялось соединять многие мучительные средства. Во многих случаях наказание, помимо устрашения, заключало в себе заметный элемент мщения. После казни не спешили убирать трупы. Они неделями висели на пиках, на стенах городского вала, на базарной площади. Тюрьма становится орудием наказания не ранее ХVI века (до этого времени она только место задержания до суда). Женщины и мужчины, взрослые и дети, новички и закоренелые преступники содержались вместе. Весьма нередко в одной и той же тюрьме, в одной и той же камере помещались неоплатные должники и уголовники-рецидивисты, ждущие суда за преступления. Для того, чтобы арестованные не пытались бежать, применялись кандалы и приковывание. Список использованной литературы: 1.Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права – м., Юристъ, 1995.-576с. 2.Всемирная история: В 24 т. Т.8. Крестоносцы и монголы.- Мн.:Литература, 1997.-528с. 3.Всемирная история: В 24 т. Т.9. Начало возрождения. - Мн.:Литература, 1997.-592с. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА АНГЛИИ И РОССИИ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ) Английская правовая система оставалась практически неизменной до второй половины двадцатого столетия. Но с этого момента начались стремительные изменения – вместе с не менее значительными изменениями в конституционном строе1. Во многом они стали реак- цией на новые проблемы, возникшие в результате утраты Великобританией своей колони- альной империи после Второй мировой войны, и отношения, часто непростые, с континен- тальной Европой. Можно выделить четыре основные причины произошедших изменений. Первая имеет отношение к Европейскому Сообществу (теперь Европейскому Союзу). Важнейшими вехами здесь являются 1972 г., когда Великобритания наконец стала членом Европейского Сообщества, и 1992 г., когда по делу Factortame внутренний законодательный акт Великобритании был впервые отменен в результате решения Европейского суда, чего ни в коем случае не может сделать ни один британский суд в силу доктрины высшей силы парламентских актов. Вторая причина – прежде всего результат неоднократной критики судебной системы Ве- ликобритании Европейским судом по правам человека, в первую очередь в части процессу- альных аспектов рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних обвиняе- мых, особенно в свете того, что возраст, с которого наступает уголовная ответственность, в Великобритании намного ниже, чем в России, – 11 в отличие от 14 лет. Кроме того – и это уже повлекло за собой далеко идущие последствия – необходимо учитывать запоздалую частичную инкорпорацию Европейской конвенции о защите прав человека во внутреннее право Великобритании в форме Акта о правах человека (Human Rights Act) 1998 г., который вступил в силу в октябре 2000 г. Конвенция была наконец «принята дома»2. Третья причина связана с осуществленной в 1998 г. передачей значительной части авто- номных полномочий Шотландии (у которой теперь есть собственный Парламент, наделен- 67 ный полномочиями в сфере налогообложения) и Уэльсу (у которого появилась Ассамблея), а также с созданием новых структур в Северной Ирландии, где часть решений принимается совместно с Республикой Ирландией. Эти события, наиболее радикальные из реформ, осу- ществленных вновь избранным в 1997 г. лейбористским правительством, оказали особое влияние на палату лордов, которая все больше вынуждена брать на себя роль конституци- онного суда3. Четвертая обусловлена тем, что сама судебная система в еще большей степени стала не- доступна для всех, кроме самых богатых, имеющих доступ к юридическим консультациям и представительству в суде, и самых бедных, имеющих право на получение финансируемой государством правовой помощи. Был принят свод Правил гражданского процесса (Civil Proceedings Rulrs, эквивалент российского Гражданско-процессуального кодекса), заместивше- го Правила Высшего суда. Предпосылки для таких перемен возникли в XIX в. Реформы в сфере гражданской юстиции – это непосредственный результат очень быстрой урбанизации английского общества. Как известно, промышленная революция впервые произошла имен- но в Англии, и в течение XIX в. Англия превратилась из преимущественно сельского обще- ства, где лишь 10 % населения жило в больших или малых городах, в первую в мире урба- нистическую культуру, где только 10 % населения проживало в сельской местности. Урба- низация диктовала необходимость совершенно иной модели гражданской юстиции. Радикальные изменения произошли на всех уровнях. Актом о судах графств (County Courts Act) 1846 г. были созданы суды графств (county courts) – гражданские суды нижнего уровня в Англии и Уэльсе, заменившие существовавшие до того «суды мелких долгов» (small debts courts). Ко второй половине XIX в. высшие суды уже не могли удовлетворять потребности Лондона – крупнейшего мирового коммерческого и финансового центра. Акты о судопроизводстве (Judicature Acts) 1873 и 1875 гг. создали единую структуру на месте хао- са судов права (courts of law) и судов справедливости (courts of equity). Акт о судопроизвод- стве в Верховном Суде (Supreme Court of Judicature) 1873 г. свел воедино существовавшие тогда суды общего права, суды справедливости и специализированные суды, создав Вер- ховный Суд (High Court) и Апелляционный суд (Court of Appeal). Эта основная структура продолжает существовать и поныне. Что касается гражданской юстиции, то Акт о судах графств (County Courts Act) 1971 г. создал в Англии и Уэльсе 233 суда графств. Акт о судах магистратов (Magistrates Courts Act) 1981 г. частично реформировал отношения между судами магистратов и коронными суда- ми, в то время как Акт о Верховном Суде (Supreme Court Act) 1981 г. отражал общие изме- нения в работе Высокого Суда. Учрежденная в феврале 1985 г. экспертиза гражданской юс- тиции, представившая свой отчет лорду-канцлеру в июне 1988 г., усовершенствовала эту систему, в результате чего в 1988 г. был принят Акт о судах графств (County Courts Act). Распределение судей между различными центрами контролируется судебной службой, английским эквивалентом судебного департамента, созданного в России в 1998 г. Основой главных рекомендаций Вулфа стал гораздо более существенный контроль су- дьи за ходом рассмотрения гражданского дела. Сейчас для гражданских дел существует три «маршрута». Дела, в которых стоимость иска не превышает 3 000 фунтов стерлингов (5 000 долларов США), кроме дел о возмещении личного ущерба, теперь рассматриваются район- ным судьей (district judge) в соответствии с юрисдикцией «мелких исков», когда судья вы- ступает в качестве посредника-медиатора в рамках неформальной процедуры, а стороны не имеют права на представление своих интересов. Дела о возмещении личного ущерба в раз- мере до 10 000 фунтов (15 000 долларов США) и все остальные споры, стоимость иска в ко- торых составляет от 3 000 до 10 000 фунтов, рассматриваются в рамках «ускоренной» про- цедуры в весьма «сжатые, но реальные» сроки. Дела, в которых стоимость предмета спора превышает 10 000 фунтов, и другие достаточно сложные дела рассматриваются по «много- 68 плановой» системе, в соответствии с которой судья отвечает за «управление продвижением дела», устанавливает сроки для сторон и следит за их соблюдением4. Результатом работы Вулфа стали абсолютно новые Правила гражданского процесса – эквивалент Гражданско-процессуального и Арбитражно-процессуального кодексов в одном документе. Большая часть сохранившейся до этого времени архаичной терминологии была отброшена. За рекомендациями Вулфа последовал общий пересмотр системы оказания бес- платной правовой помощи и принятие американской системы оплаты адвокатских услуг «по результату» (то есть в случае выигрыша дела) по многим категориям гражданских дел, где услуги представителя истца оплачиваются только в случае удовлетворения иска5. Далее, были внесены фундаментальные изменения в определяемую прецедентным пра- вом процедуру обращения за судебными средствами защиты от действий государственных органов. Средства защиты, за которыми может обращаться истец, носящие архаичные сред- невековые названия – mandamus, certiorari, prohibition6, были заменены гораздо более совре- менной процедурой, осуществляемой новым Административным судом в составе Высокого Суда. Эти изменения вступили в силу 2 октября 2000 г.7 Наиболее существенные различия между действующими __ действующими системами Англии и России Лишь немногие из российских юристов знают, что число судей в Англии очень невелико по сравнению с Россией, да и с большинством континентальных европейских стран. Так, в Англии и Уэльсе менее 1 300 судей с полной занятостью при населении более чем 54 мил- лиона – по сравнению с 6 000 во Франции (с меньшим населением) и около 30000 в Герма- нии8. На вершине английской судебной системы находятся 12 «постоянных лордов- апелляторов» (Lords of Appeal in Ordinary) палаты лордов, высшая судебная инстанция в Ве- ликобритании и ряде стран Британского Содружества. Еще около 50 судей (лордов-судей, Lords Justice) образуют Апелляционный суд (Court of Appeal), находящийся в одном здании с Высоким Судом. На уровень ниже находятся 109 судей Высокого Суда (Королевский Суд, Royal Courts of Justice) в Лондоне, которые рассматривают по первой инстанции наиболее значительные дела. Эти судьи стали специализироваться по различным категориям дел: 71 из них входят в «суд королевской скамьи» (Queen.s Bench ) и рассматривают обычные гра- жданские дела, в которых сумма иска превышает 50 000 фунтов; 12 специализируются по делам в области коммерческого права; 17 образуют Канцелярское отделение (Chancery Division), которое рассматривает дела, связанные с правом собственности, завещаниями и дове- рительным управлением; наконец, есть 17 судей Семейного отделения (Family Division), рассматривающие брачно-семейные споры и дела об опеке и попечительстве над детьми. Основное звено образуют около 570 «окружных судей» (circuit judges), о которых речь шла выше (можно сравнить с российскими судьями судов общей юрисдикции). Окружным судьям помогают 1 400 «рекордеров» (recorders) – это практикующие юристы, в основном барристеры, выполняющие судейские функции в коронных судах (по уголовным делам) и судах графств (по гражданским делам) по 15 дней в году. Надлежащий отбор кандидатов и успешное исполнение ими своих обязанностей является важнейшим необходимым услови- ем назначения окружных судей. Профессиональные магистраты в уголовных судах и младшие судьи по гражданским де- лам имеют теперь титул «районных судей» (district judges). В настоящее время районных судей всего 100, они рассматривают 9 % уголовных дел по «упрощенной» процедуре – то есть тех дел, которые не направляются на рассмотрение суда присяжных. Около 91 % всех уголовных правонарушений рассматриваются по такой упрощенной процедуре. Районные судьи – это магистраты с полной занятостью, профессиональные юристы с опытом как ми- 69 нимум семь лет практической деятельности. Раньше их называли «стипендиарными» (т.е. оплачиваемыми) магистратами. Эта должность была создана в середине XVIII в., и стипен- диарные магистраты заменили ставших полностью коррумпированными мировых судей Миддлсекса (Северного Лондона)9. Районным судьям помогают 150 заместителей районных судей (deputy district judges) – практикующие юристы с частичной занятостью. В России, население которой менее чем в три раза превышает население Англии, как минимум 17 000 судей общей юрисдикции, входящих в более чем 2 500 судов. Есть еще 2 500 судей арбитражных судов и 1 200 мировых судей, а также 19 судей Конституционного Суда РФ и судьи конституционных и уставных судов субъектов Федерации. Всего это более 20 000 судей. Кроме этого, в Верховном Суде России – более 100 судей10. В одном отношении английские судьи кардинально отличаются от российских (и от су- дей всех европейских континентальных стран) – они не являются «карьерными» судьями. Главное требование при назначении состоит в том, что они должны иметь опыт практиче- ской работы не менее 15 лет. Таким образом, они не могут быть моложе 40 лет. Однако су- дей младше 50 лет очень мало, а большинству намного больше 50. Все они ранее были ус- пешно практикующими барристерами – это одна из причин высокого уровня их зарплат, который должен частично компенсировать потерю высоких заработков в частной практике. Еще один стимул – высокие и защищенные от инфляции пенсии. Все судьи назначаются лордом-канцлером, что может показаться российскому читателю вопиющим нарушением принципа разделения властей. Лорд-канцлер – это политическая фигура, наиболее высокооплачиваемый член Кабинета и эквивалент министра юстиции. Кроме того, он судья палаты лордов как суда, а также спикер палаты лордов как верхней палаты парламента. Что же касается назначений на уровне Высокого Суда и выше, лорд-канцлер действует путем коллегиальных консультаций с небольшой группой высших судей. Однако все назначения на всех уровнях производятся по личному решению лорда-канцлера. Премьер- министр пользуется рекомендательными полномочиями при назначении судей Апелляци- онного суда и выше11. Возникает один более фундаментальный вопрос, а именно: должны ли судьи в той или иной степени «отражать» общество в целом? Судебная власть в ее настоящем виде этого, несомненно, не делает. Судейский корпус Англии и Уэльса разительно отличается от рос- сийского, где подавляющее большинство судей – женщины. Как указывает Уильям Олд, «…если взять весь судейский корпус от постоянных лордов-апелляторов до заместителей районных судей, то 90 % из них белые, около 87 % – мужчины, и я нисколько не сомнева- юсь, что в основном они представители среднего класса и среднего возраста, из числа сде- лавших успешную карьеру частнопрактикующих юристов». В литературе пишут о том, что процедуры назначения судей должны стать гораздо более прозрачными и открытыми для общественного контроля. Наконец, возникает, наверное, наиболее деликатный вопрос легитимности самой системы: кто должен назначать судей? Приводятся сильные аргументы в пользу создания независимой комиссии по назначе- нию судей, состав которой в большей степени отражал бы общество в целом, чем сущест- вующая система, подконтрольная лично лорду-канцлеру. Система назначений продолжает подвергаться тщательному анализу, и дальнейшие из- менения неизбежны12. Обучение судей и вспомогательных сотрудников Данная функция осуществляется Комиссией по судебным исследованиям (Judicial Studies Board), созданной лордом-канцлером в 1979 г. и финансируемой Департаментом лорда- канцлера. По сравнению с континентальной Европой и в отличие от Академии правосудия в России обучение судей минимально. Ознакомительный курс для «рекордеров» продолжает- 70 ся всего пять дней. В рамках трехгодичных циклов для рекордеров, окружных судей и судей Высшего Суда организуются четырехдневные семинары в целях ознакомления их с послед- ними изменениями в законодательстве и практике и обмена опытом. В Англии нет общенационального учебного центра для обучения судей, который бы управлялся и комплектовался преподавателями на центральном уровне, как это делается во многих странах как с континентальной, так и с англосаксонской правовой системой. Час- тично это связано с небольшой численностью профессионального судейского корпуса – ме- нее 3 000 человек, по сравнению, например, с 30 000 судей в Германии. Это также связано с тем, что, в отличие от континентальных европейских стран, судьи здесь назначаются из числа опытных практиков, которые в целом приходят на судейскую скамью с хорошим зна- нием законов и процедур, в рамках которых они будут работать13. В отличие от своих американских коллег и от России, где каждый судья имеет помощ- ника, английские судьи работают без какой-либо квалифицированной аналитической под- держки – не только ради экономии средств, но и по причине уверенности в том, что после многих лет практической работы они достаточно хорошо знают закон. Так, в палате лордов вообще нет штатных аналитиков или референтов, несмотря на огромное значение рассмат- риваемых лордами дел. Лишь с недавних пор 12 помощников судей появились в Апелляци- онном суде14. Администрирование судов Хотя судебная служба существовала в виде отдела Департамента лорда-канцлера на про- тяжении многих лет, профессиональная самостоятельная служба с собственной служебной иерархией была создана только в 1995 г. Судебная служба была создана в качестве «испол- нительного органа» Департамента лорда-канцлера в целях администрирования и управления судами. С апреля 2002 г. в нее входит 18 судебных групп, каждая из которых состоит из оп- ределенного количества судебных центров. Окружной администратор консультирует пред- седательствующих судей округа по вопросам распределения судей и их работы, но в дейст- вительности он сам принимает эти решения в зависимости от нагрузки и потребностей каж- дого из центров Коронного суда и судов графств. В России труд мировых судей оплачивается централизованно из федерального бюджета. Однако затраты на содержание зданий судов и административные расходы оплачиваются региональными властями, которые также ответственны за организационные вопросы. В Англии же магистраты-непрофессионалы ответственны за административное управление своими судами посредством местных комитетов судов магистратов (Magistrates Court Committees). Стоимость содержания судебной системы составляет 330 млн фунтов (495 млн дол- ларов США). 80 % этой суммы выплачивается из бюджета лорда-канцлера (министра юсти- ции), а остальные 20 % – местными властями тех регионов, в которых находятся суды маги- стратов. Как указывалось выше, в России в 1998 г. был создан Судебный департамент при Вер- ховном Суде, и между Судебной службой Англии и Уэльса и Судебным департаментом уже было налажено плодотворное сотрудничество15. Однако за последнее время наблюдалось значительное сокращение времени рассмотре- ния уголовных дел. Согласно статистике, опубликованной в мае 2001 г., средняя продолжи- тельность периода времени между арестом и вынесением приговора в целом по стране со- ставляла 73 дня. По делам, направляемым на рассмотрение Коронного суда, средний срок составил 197 дней, а по делам несовершеннолетних нарушителей, рассматриваемым новы- ми судами по делам несовершеннолетних, – 66 дней. Для эффективной работы судов предлагается создать новый единый «исполнительный орган» с центральным финансированием в составе Департамента лорда-канцлера, который 71 бы занимался администрированием всех судов – гражданских, уголовный и семейных (за исключением Апелляционного комитета палаты лордов), заменив собой как существующую Судебную службу, так и Комитеты судов магистратов. Однако помощники и советники су- дей должны будут продолжать оказывать магистратам аналитическую поддержку. В обеих странах идет реформа судебной системы. Этот процесс далек от завершения. Именно поэтому плодотворный обмен опытом между двумя государствами не может не получить своего продолжения. Примечания 1 В статье использованы данные Билла Бауринга, профессора Университета Северного Лондона (Великобритания), от 23.04.02 г. «Судебная система и её радикальная реформа в Англии, Уэльсе»; Williams David Sir. Bias: The Judges and the Separation of Power // Public Law. Spring 2000. Р. 45 – 60. 2 См.: McGoldrick Dominic. The United Kingdom s Human Rights Act 1998 in Theory and Practice // International and Comparative Law Quarterly. Vol. 50, pt. 4. October, 2001. P. 901 – 954. 3 Передача полномочий в Шотландии уже привела к появлению значительного количества преце- дентных норм, а также новой роли палаты лордов, ставшей Судебным Комитетом Тайного Совета (Judicial Committee of the Privy Council). См.: O Neill Aidan. Judicial Politics and the Judicial Committee: The Devolution Jurisprudence of the Privy Council // Modem Law Review. 2001. Vol. 64, № 4. P. 603 – 617. 4 См.: Cyril Glasser. Solving the Crisis // The Litigator. 1995. P. 14. 5 См.: Middieton Peter, Sir. Review of Civil Justice and Legal Aid. September 1997. London, Lord Chaancellor .s Department (http://www.lcd.gov.uk/middle/middfr.htm). 6 Несколько статей британских судей, правоведов и практиков на русском языке с комментариями российских экспертов опубликованы в изд.: Бауринг Б., Савицкий В. (ред.). Права человека и су- дебный контроль. М., 1996. 7 См.: Bowman Jeffrey, Sir. Review of the Crown Office List April 12, 2000. London, Lord Chancellor s Department ( http:// www.lcd.gov.uk/civil/bowman2000fr.htm). 8 См.: Auld Robin, Sir. Review of the Criminal Courts of England and Wales. Chap. 5, part. 93. London, Lord Chanctllor .s Department (http: // www.criminal-courts-review.org.uk/). 9 Seago Peter, Walker Clive, Wall David. The Development of the Professional Magistracy of England and Wales // Criminal Law Review. 2000. P. 631. 10 Morgan Rod, Russell Neil. The Judiciary in the Magistrates Courts // RDS Occasional Paper. № 66. Home Office, 2000 (http://www.homeoffice.gov.uk/rds/pdfs/occ-judiciary.pdf). 11 Auld Robin, Sir. Review of the Criminal Courts of England and Wales. Chap. 6, part. 66. 12 Peach Leonard, Sir. Judicial Appoinments Annual Report 1999 – 2000. London, Lord Chancellor.s Department, October 2000. (Cmnd 4783) (http:// www.Lcd.Gov.uk/Judicial/ja_arep 2000/ jindex.htm). 13 Auld Robin, Sir. Review of the Criminal Courts of England and Wales. Chap. 5, part. 93 (http://www.criminal-courts-review.org.uk/). 14 Hazell Robert. Reinventing the Costitution: Can the State Survive? // Public Law. Spring 1999. 15 Cм. новое пособие, в которое вошли статьи ведущих английских и российских судебных админи- страторов: The Role of Administrators in the Organization of Support for the Activities of Courts of General Jurisdiction: Textbook for Administrators of Courts of General Jurisdiction. Пособие издано Судебным департаментом, Судебной службой, Министерством международного развития Вели- кобритании и Британским советом в Москве в 2002 г. А.В. Сынчин __ http://scholar.google.com/scholar_host?q=info:3CM043URwmkJ:scholar.google.com/&output=viewport&pg=167 |