Реферат: Методы оценки интеллектуальной собственности 2
Название: Методы оценки интеллектуальной собственности 2 Раздел: Рефераты по маркетингу Тип: реферат | ||||||||||||||
ВВЕДЕНИЕ Одним из главных показателей цивилизованного общества во все времена было и продолжает оставаться то, какое внимание уделяется в нем развитию науки, культуры и техники. От того, насколько значителен интеллектуальный потенциал общества и уровень его культурного развития, зависит, в конечном счете, и успех решения стоящих перед ним экономических проблем. В свою очередь наука, культура и техника могут динамично развиваться только при наличии соответствующих условий, включая необходимую правовую защиту и оценку интеллектуальной собственности. На современном этапе развития отечественной экономики ключевым фактором успеха любой организации является контроль над имеющимися в её распоряжении активами. Для этого руководству компании необходимо владеть информацией о нынешней и прогнозной рыночной стоимости активов, о средней отдаче по аналогичным активам и прочей совокупностью технологической информации. Только обладая подобной информацией в полном объёме, можно эффективно управлять имущественным комплексом предприятия, под которым понимается совокупность таких действий, как модернизация, реконструкция, ликвидация, покупка, продажа активов в случае прогнозируемого негативного изменения их стоимости и недостаточной их отдачей. Эту информацию можно получить, произведя оценку имеющихся активов как материальных, так и нематериальных, с помощью независимых оценщиков, использующих в своей деятельности новейшие методы стоимостного анализа активов. Интеллектуальная собственность как объект оценки - исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Руководствуясь вышеприведенным определением, оценку интеллектуальной собственности можно обозначить как процесс установления (в денежном выражении) полезности результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг. Современный отечественный рынок оценки рыночной стоимости объектов интеллектуальной собственности можно охарактеризовать как нарождающийся. Уже хорошо просматривается возрастающий интерес со стороны предпринимателей и менеджеров предприятий к использованию её результатов в различных сферах и экономико-правовых ситуациях с целью получения дохода. На сегодняшний день уже существует методики по оценке стоимости патентов, секретов производства и технологий и других объектов интеллектуальной собственности. В то же время, в условиях современной российской экономики для ряда объектов интеллектуальной собственности, таких как ноу-хау, товарный знак, имидж предприятия и т.п., строго обоснованную оценку стоимости провести достаточно сложно. Проблемы могут возникать в связи с недостатком объективной информации о состоянии конъюнктуры соответствующих сегментов рынка, при прогнозировании конкурентоспособности данного объекта и моделировании его жизненного цикла. При этом, все расчёты необходимо вести не применительно к гипотетическим программам использования конкретного объекта интеллектуальной собственности, а исходя из реальных практически осуществимых программ и планов. Как правило, интеллектуальная собственность в процессе экономической деятельности предприятия может реализоваться в двух основных формах: в качестве вклада в уставный капитал предприятия или в хозяйственной деятельности предприятия в качестве "нематериальных активов". Использование результатов проведенной оценки интеллектуальной собственности в уставном капитале позволяет предприятию и её авторам-создателям получить следующие практические преимущества: Во-первых, сформировать значительный по размерам уставный капитал без отвлечения денежных средств и обеспечить доступ к банковским кредитам и инвестициям (интеллектуальную собственность можно использовать наравне с другим имуществом предприятия в качестве объекта залога при получении кредитов). Во-вторых, амортизировать интеллектуальную собственность в уставном фонде и заместить её реальными денежными средствами (капитализировать интеллектуальную собственность). При этом амортизационные отчисления на законных основаниях остаются в распоряжении предприятия, включаются в себестоимость продукции и не облагаются налогом на прибыль. В-третьих, авторам и предприятиям - владельцам интеллектуальной собственности участвовать в качестве учредителей (собственников) при организации дочерних и самостоятельных фирм без отвлечения денежных средств. В то же время использование результатов проведенной оценки интеллектуальной собственности в хозяйственной деятельности позволит: Во-первых, документально подтвердить права собственности и поставить её объекты на баланс в качестве активов предприятия. Это даёт возможность производить амортизацию интеллектуальной собственности и образовывать соответствующие фонды амортизационных отчислений за счёт себестоимости продукции. Во-вторых, получить дополнительные доходы за передачу прав на использование объектов интеллектуальной собственности, а также обеспечить обоснованное регулирование расценок на продукцию инновационной деятельности предприятия в зависимости об объёма передаваемых прав на её использование. Кроме этого, документальное подтверждение прав собственности и прав на использование интеллектуальной собственности, а также получение официальных охранных документов позволяет обеспечить реальный контроль за долей рынка и возможность законного преследования недобросовестных конкурентов и "пиратов" (нарушителей исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности). ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ПОНЯТИЕ. ВИДЫ. ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОЦЕНКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. Интеллектуальная собственность
- в соответствии со ст. 138 ГК РФ под интеллектуальной собственностью понимается как исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции выполняемых работ или услуг.
Необходимость в оценке ОИС активов возникает при внесении такого рода объектов в уставной фонд предприятия, при совершении сделок купли-продажи или при заключении лицензионного соглашения на право использования интеллектуальной собственности, при определении размера компенсации, а также при изменении стоимости основных средств предприятия в бухгалтерском учете. 1. Описание объекта с указанием автора, правообладателя и даты создания. 2. Сведения о затратах связанных с созданием, сопровождением и рекламой произведения. 3. Сведения о доходах, полученных правообладателем за использование произведения. 4. Наличие обременений и ограничений по распоряжению правами на произведение. 5. Заключенные лицензионные соглашения, наличие судебных споров и судебных решений. Перечень документов для оценки стоимости ноу-хау: 1. Описание объекта НОУ-ХАУ (НХ). После ознакомления с основными документами, в зависимости от специфики объекта, цели и назначения экспертизы, могут понадобиться: 1. Характеристики товаров, производимых с использованием НХ, при необходимости в сравнении с аналогичными или конкурирующими. 2. Источники получения доходов от использования НХ. 3. Описание рынка. 4. Затраты, производимые на приобретение прав и использование НХ. 5. Себестоимость и цена единицы товара с использованием НХ. 6. Технические (потребительские), эксплуатационные, экологические и экономические показатели получения доходов от использования НХ: o Увеличение объемов реализации конкретных видов или всей продукции предприятия с использованием НХ; o Повышение цены в зависимости от качества продукции; o Экономия в производстве при использовании НХ в конкретных видах продукции или во всей выпускаемой продукции; o Выручка от продажи имущественных прав на использование НХ; 7. Произведенные затраты: o на приобретение имущественных прав на НХ; o на освоение в производстве и организацию выпуска и реализации товаров с использованием НХ; oна правовую и другие виды охраны НХ; oна маркетинг товаров с использованием НХ; oна страхование рисков осуществления проектов с использованием НХ и (или) их доходности. Перечень документов для оценки стоимости патентов и лицензий: Наименование объекта интеллектуальной собственности (ОИС). 1. Описание ОИС. 2. Правоустанавливающие документы на ОИС: патенты, свидетельства, лицензионные договора, авторские договора и др. После ознакомления с основными документами, в зависимости от специфики объекта, цели и назначения экспертизы, могут понадобиться: 1. Характеристики ОИС или товаров, производимых с использованием ОИС, при необходимости в сравнении с аналогичными или конкурирующими. 2. Источники получения доходов от использования ОИС. 3. Описание рынка ОИС. 4. Затраты, производимые на приобретение прав и использование ОИС. 5. Себестоимость и цена единицы товара с использованием ОИС. 6. Технические (потребительские), эксплуатационные, экологические и экономические показатели получения доходов от использования ОИС: o Увеличение объемов реализации конкретных видов или всей продукции предприятия с использованием ОИС; o Повышение цены в зависимости от качества продукции; o Экономия в производстве при использовании ОИС в конкретных видах продукции или во всей выпускаемой продукции; o Выручка от реализации самих ОИС на материальных носителях; o Выручка от продажи имущественных прав или продажи лицензий на использование ОИС; o Экономия на капиталовложениях в разработку ОИС. 7. Произведенные затраты: o на приобретение имущественных прав на ОИС; o на освоение в производстве и организацию выпуска и реализации ОИС или товаров с использованием ОИС; o на правовую и другие виды охраны ОИС; o на маркетинг ОИС или товаров с использованием ОИС; o на страхование рисков осуществления проектов с использованием ОИС и (или) их доходности. Перечень документов для оценки стоимости товарного знака и деловой репутации: 1. Наименование объекта интеллектуальной собственности (ОИС). 2. Описание ОИС. 3. Правоустанавливающие документы на ОИС: патенты, свидетельства, лицензионные договора, авторские договора и др. После ознакомления с основными документами, в зависимости от специфики объекта, цели и назначения экспертизы, могут понадобиться: 1. Характеристики ОИС или товаров, производимых с использованием ОИС, при необходимости в сравнении с аналогичными или конкурирующими. 2. Источники получения доходов от использования ОИС. 3. Описание рынка ОИС. 4. Затраты, производимые на приобретение прав и использование ОИС. 5. Себестоимость и цена единицы товара с использованием ОИС. 6. Технические (потребительские), эксплуатационные, экологические и экономические показатели получения доходов от использования ОИС: o Увеличение объемов реализации конкретных видов или всей продукции предприятия с использованием ОИС; o Повышение цены в зависимости от качества продукции; oЭкономия в производстве при использовании ОИС в конкретных видах продукции или во всей выпускаемой продукции; oВыручка от реализации самих ОИС на материальных носителях; oВыручка от продажи имущественных прав или продажи лицензий на использование ОИС; oЭкономия на капиталовложениях в разработку ОИС. 7. Произведенные затраты: oна приобретение имущественных прав на ОИС; oна освоение в производстве и организацию выпуска и реализации ОИС или товаров с использованием ОИС; oна правовую и другие виды охраны ОИС; oна маркетинг ОИС или товаров с использованием ОИС; oна страхование рисков осуществления проектов с использованием ОИС и (или) их доходности. Данный перечень документов носит предварительный характер и может быть сокращен или расширен после детального ознакомления оценщика с заданием на проведение экспертизы. На сегодняшний день существует несколько подходов к оценке интеллектуальной собственности. Предпочтения при выборе того или иного подхода к оценке зависит от наличия необходимой информации, требований покупателей или собственников объектов интеллектуальной собственности, экономической ситуации на момент оценки. Рисунок 1. Методы оценки интеллектуальной собственности Подход к оценке стоимости – общий способ определения стоимости, в рамках которого используются один или более методов оценки. При рыночном подходе используется метод сравнения продаж, когда рассматриваемый актив сравнивается с аналогичными объектами интеллектуальной собственности или интересами в этих объектах либо с ценными бумагами, обеспеченными неосязаемыми активами, которые были проданы на открытом рынке. Двумя наиболее распространенными источниками данных, используемыми в сравнительном подходе, являются рынки, на которых продаются как интересы в собственности на аналогичные неосязаемые активы, так и деривативы (фьючерсы и опционы). Должна существовать обоснованная база для сравнения, когда опора делается на сравнимые ОИС, которые присутствуют в той же отрасли или бизнесе, что и рассматриваемый ОИС, или в той же, которая реагирует на те же экономические переменные. Когда для обеспечения ориентиров при определении величины стоимости используются предыдущие сделки в отношении предмета оценки, могут потребоваться корректировки данных с учетом течения времени и изменившихся обстоятельств в экономике. Основными элементами сравнения, которые должны рассматриваться при отборе и анализе сделок по продаже являются следующие: 1. Структура и объем юридических прав собственности на неосязаемое имущество, передаваемых в сделке. 2. Существование каких-либо специальных условий и соглашений о финансировании. 3. Экономические условия, которые существовали на соответствующем вторичном рынке во время сделки по продаже. 4. Отрасль или бизнес, где использовался (или будет использоваться) неосязаемый актив. 5. Физические характеристики ОИС. 6. Функциональные характеристики ОИС. 7. Технологические характеристики ОИС. 8. Включение других нематериальных активов в сделку. Для определения диапазона рыночной цены ОИС выявляются, во-первых, все технологические и технические преимущества, которые получает собственник благодаря приобретению прав, и, во-вторых, диапазон возможных рыночных оценок, соответствующий выделенной области техники. Нижняя граница диапазона рассчитывается обеими сторонами как минимальная приемлемая для собственника оценка платежа за раздел с конкурентом области технической исключительности, обеспечиваемой патентом. Эта оценка служит базой, на которой стоится тсратегия поведения собственника при переговорах. Основные этапы расчета нижней границы приведены в таблице 1. Верхняя граница цены патента рассчитывается как максимальная приемлемая для конкурента – потенциального лицензиата оценка платежа за доступ к запатентованному новшеству. Таблица 1 Таким образом, в процессе определения цены существуют: - две оценки, минимальные среди приемлемых для патентообладателя, одна из которых вычислена патентообладателем, другая конкурентом; - две оценки, максимальные среди приемлемых для конкурента, одна из которых вычислена патентообладателем, другая конкурентом. Предполагается, что патентообладатель и конкурент для переговоров находят частично совпадающее пространство между соответствующими оценками. Затратный подход используется при оценке стоимости ОИС, если невозможно найти объект – аналог, отсутствует какой-либо опыт реализации подобных объектов или прогноз будущих доходов не стабилен. Среда реализации ОИС очень неопределенна и успех зависит от колоссального количества факторов. Затратный подход предполагает определение стоимости ОИС на основе калькуляции затрат, необходимых для создания или приобретения, охраны, производства и реализации объекта интеллектуальной собственности на момент оценки. К примеру, такие объекты интеллектуальной собственности, как информационные базы данных, подпадающие под определение нематериального актива, создаются на протяжении довольно длительного периода, и расходы на их формирование чаще всего списываются по расходным статьям. Собранная научная библиотека, к примеру, может представлять собой огромную ценность - в некоторых случаях она может быть самым дорогостоящим активом предприятия, особенно в тех случаях, если это предприятие - научный институт или высшее учебное заведение. Но оценить степень участия этого актива в создании других, а соответственно и долю в будущих доходах практически невозможно. Активы подобного рода оцениваются, как правило, методом стоимости создания , то есть с точки зрения затратного подхода, без учета возможных прибылей. Могут применяться несколько методов оценки затрат на создание ОИС: - Метод стоимости замещения объекта оценки заключается в суммировании затрат на создание ОИС, аналогичного объекту оценки, в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, с учетом износа объекта оценки. - Метод восстановительной стоимости заключается в суммировании затрат в рыночных ценах, существующих на дату оценки, на создание объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий, с учетом износа объекта оценки. - Метод исходных затрат заключается в суммировании исторических[1] (первоначальных) затраты, пересчитанных с учетом настоящих условий с учетом индекса изменения цен в данной отрасли. При оценке следует учитывать все существенные расходы, среди которых такие как оплата труда, маркетинговые и рекламные расходы, расходы на страхование рисков, связанных с объектами интеллектуальной собственности, расходы и издержки на решение правовых конфликтов, на израсходованные материалы, себестоимость научно-методического обеспечения, индивидуализации собственной продукции - логотипа, лицензий, сертификатов и т. д. Оценщику необходимо выявить и отдавать себе отчет в наличии различных форм устаревания – физическом износе, функциональном устаревании, устаревании, учитываемом регулирующими органами, технологическом устаревании и экономическом устаревании, которые должны применяться к стоимости объекта интеллектуальной собственности. При доходном подходе стоимость неосязаемого актива или интереса в неосязаемом активе определяется путем расчета приведенной к текущему моменту стоимости прогнозируемых будущих выгод. Различные методы оценки будут зависеть от характера неосязаемого актива, от устойчивости и природы дохода. Могут использоваться следующие методы оценки: 1. Метод дисконтированного денежного потока ( DCF ). 2. Метод прямой капитализации (превышение поступлений над затратами), которая может извлекаться из неосязаемого актива и которая может возникать, в частности, за счет надбавки к цене, снижения затрат или эффекта масштаба. 3. Метод остаточного дохода или распределения остаточного дохода. 4. Экспресс – оценка. 5. Расчет стоимости роялти или арендной платы, которые пользователь неосязаемого актива должен был бы в ином случае выплачивать законному собственнику неосязаемого актива. 6. Метод освобождения от роялти. 7. Метод избыточной прибыли. 8. Правило 25%. 9. Метод реального экономического эффекта. 10. Метод экспертной оценки. - Метод дисконтирования денежного потока В методе дисконтирования будущего денежного потока (Discounted Cash Flow - DCF) рассчитываются денежные поступления для всех будущих периодов. Эти поступления конвертируются в стоимость путем применения ставки дисконтирования и использования техники расчета стоимости, приведенной к текущему моменту. Метод дисконтирования используется для ОИС, имеющих конкретные сроки службы. Принятый период времени обычно представляет собой более короткий из двух сроков службы ОИС – экономического или юридического. Срок полезной службы – это период, в течение которого неосязаемые активы, как ожидается, принесут собственнику экономическую отдачу от активов и могут оцениваться оценщиком с учетом следующих факторов: 1. Остающийся юридический срок службы. 2. Остающийся срок по контракту. 3. Остающийся физический срок службы. 4. Остающийся технологический срок службы. 5. Остающийся функциональный срок службы. 6. Остающийся экономический срок службы. Дисконтированный денежный поток - DCF (Discounted Cash Flow), рассчитывается по следующей формуле: М n = CF1 /(1+i) + CF2 /(1+i)2 + CF3 /(1+i)3 + … + n + CFn /(1+i)n = S CFt /(1+i) t t =1 Где: CFt – поток выгод (денежный поток) в году t от использования объекта оценки. Mn – сумма (стоимость) ОИС через n лет. Mn = M0 (1+i) n Где: M0
– начальная сумма, Ставки дисконтирования (i) определяются по данным рынка на момент оценки и выражаются как мультипликаторы цен (определенные из данных по открыто продаваемым бизнесам или по сделкам) или как процентная ставка (определяемая по альтернативным инвестициям). В качестве нормы дисконтирования может быть принят уровень предполагаемой прибыли при альтернативном использовании средств на создание, производство и реализацию продукции, процент за банковский депозит, норма прибыли при вложении средств в ценные бумаги, процентная ставка рефинансирования. Зарубежный опыт свидетельствует, что за нижнюю границу ставки дисконта может приниматься значение доходности по государственным облигациям. В ведущих странах доходность по гос ударственным облигациям колеблется в пределах от 5% (Швейцария) до 15% (Италия, Португалия) годовых[2] . Практика показывает, что риск не достижения уровня дохода от неосязаемых активов выше, чем риск, определенный для осязаемых активов и чистого оборотного капитала. Поэтому ставки дисконтирования или капитализации, используемые для конвертации денежных потоков дохода в рыночную стоимость, выше, чем те, которые используются в оценке бизнеса. Если исходить из того, что объект оценки приобретается не с целью его скорой перепродажи, а на многие годы, то при достаточно большом значении n формула расчета дисконтированного денежного потока преобразуется в формулу. М n = CF 0 / rk Где: CF 0 – средний доход по истечении каждого года; rk – коэффициент капитализации, который складывается из реальной ставки дисконта и коэффициента амортизации (возврата капитала). Метод прямой капитализации достаточно прост, однако он статичен, и поэтому требуется особое внимание к правильному выбору показателей чистого дохода и коэффициентов капитализации. Метод остаточного дохода используется для конвертации дохода в стоимость. В этом случае репрезентативная[3] величина дохода делится на ставку капитализации или умножается на мультипликатор дохода. Mn = M r / rk Где: M n –текущая стоимость объекта оценки, M r – репрезентативная величина дохода, rk – коэффициент капитализации, который складывается из реальной ставки дисконта и коэффициента амортизации (возврата капитала). Оценщик обычно распределяет доход по различным неосязаемым активам. Необходимо тщательно следить за тем, чтобы доход, распределенный по всем неосязаемым активам, не превысил наличного дохода для распределения по всем активам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Интеллектуальная собственность как объект оценки - исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Руководствуясь вышеприведенным определением, оценку интеллектуальной собственности можно обозначить как процесс установления (в денежном выражении) полезности результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг. К нематериальным активам могут быть отнесены следующие объекты интеллектуальной собственности (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности): · исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель; · исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных; · имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем; · исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров; · исключительное право патентообладателя на селекционные достижения. Нет универсального, точного метода определения стоимости нематериальных активов, поскольку каждый из них настолько индивидуален, что невозможно создать математический алгоритм для достоверного и точного расчета стоимости рассматриваемого нематериального актива. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[1] Исторические затраты (historicalcost) – затраты на приобретение или создание актива в отличие от его текущей стоимости. Необязательно совпадают с “первоначальными затратами” (или “первоначальной стоимостью”), так как после приобретения актива с ним могут быть связаны некоторые дополнительные затраты, например на его совершенствование, которые уже нельзя отнести к первоначальным. [2] Бромберг Г.В. Основы патентного дела: Учеб.пособие М.: «Экзамен». 2002. С.93. [3] Репрезентативность (от фр. Representatif – показательный). В статистике - соответствие характеристик, полученных в результате выборочного наблюдения, показателям, характеризующим всю совокупность. [4] Волынец-Руссет Э.Я. Коммерческая реализация изобретений и ноу-хау (на внешних и внутренних рынках). Учеб. М.: Юрист.1999. С. 38. [5] Бовин А.А, Чередникова Л.Е. Интеллектуальная собственность: экономический аспект. Учеб.пособие. М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ. 2001.С.118. |