Реферат: Муниципальная и публичная собственность
Название: Муниципальная и публичная собственность Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат |
План: Введение 1. Понятие публичной собственности 2. Виды публичной собственности I. Республиканская собственность II. Муниципальная собственность 3. Национализация 4. Разгосударствление и приватизация Заключение Список использованной литературы ВведениеПраво собственности - это система правовых норм, регулирующих отношения по владению, пользованию и распоряжению собственником принадлежащей ему вещью по усмотрению собственника и в его интересах, а также по устранению вмешательства всех третьих лиц в сферу его хозяйственного господства. Собственность – становой хребет, основа любого цивилизованного общества. Без собственности трудно и даже немыслимо представить нашу каждодневную жизнь. На собственности основываются все имущественные отношения. В связи с этим неудивительно то, что узбекский законодатель закрепил в Конституции РУз нормы о собственности. «Каждый имеет право на собственность», - гласит статья 36 Конституции. «Основу экономики Узбекистана направленной на развитие рыночных отношений,составляет собственность в ее различных формах. Государство гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда с учетом приоритетности прав потребителя, равноправие и правовую защиту всех форм собственности. Частная собственность наряду с другими формами собственности неприкосновенна и защищается государством. Собственник может быть лишен ее только в случаях и в порядке предусмотренных законом», - гласит статья 53 Конституции. Эти фундаментальные нормы и составляют основу правового регулирования права собственности. Они конкретизированы в других законодательных и иных нормативных правовых актах. Немаловажное значение для обеспечения неприкосновенности права собственности имеет правовое закрепление оснований, условий и пределов применения прекращения права собственности. Основная цель данной работы состоит в исследовании особенностей публичной собственности. Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных заданий : · рассмотреть понятие публичной собственности; · разновидности публичной собственности; · национализацию · разгосударствление и приватизацию; Курсовая работа состоит из четырех частей, в которых последовательно рассматривается поставленная проблема. 1. Понятие публичной собственности Прежде чем приступить к рассмотрению основных содержательных вопросов, поставленных перед данной работой, следует определить главный исследуемый предмет - право собственности. Общепризнанно, что вопрос собственности - это, пожалуй, один из самых главных вопросов, определяющих генерацию, существование и пути развития человеческого общества. От того, как (и кем) он поставлен, решается и регулируется в данный момент времени (в том числе и в данный исторический промежуток времени) зависит устойчивость, благополучие, а зачастую и само существование любого общества (как, впрочем, и каждого отдельного члена данного общества). При этом общественность, чаще всего, рассматривает собственность как категорию социально-экономическую. В этом смысле наиболее близким к истине мне представляется определение собственности как особого, основополагающего общественного отношения. В самом деле, собственность невозможно представить без того, чтобы одни индивиды (либо их группы) относились к конкретным вещам, условиям и продуктам производства как к своим, а прочие - как к чужим. Из этого с очевидностью следует, что собственность - это отношение индивида к вещи. При этом, поскольку речь идёт об отношении разных людей к одной и той же конкретной вещи, то имеются основания говорить о собственности как об отношениях между индивидами по поводу вещей. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что собственность немыслима не только без отношения собственника к вещи как к своей, но и без отношения всех остальных членов общества к данной вещи как к чужой и, более того, как к находящейся под суверенной властью данного лица. Таким образом, собственность - это общественное отношение. При более полном развертывании определения собственности, как экономической категории, различные экономисты исходили из разных оснований - статичности или динамичности этой категории, основных ее проявлений в повседневной практике, ее классового и исторического характера и так далее. С моей точки зрения, наиболее функциональным, с точки зрения настоящего исследования является определение через основные проявления хозяйственного господства собственника над вещью: владение, пользование, распоряжение. Статика отношений собственности выражается во владении, означающим полное хозяйственное господство собственника над данной вещью, ее “закрепленность” за индивидами или их сообществами. Пользование, в экономическом смысле, определяется как извлечение из вещи полезных свойств путем ее производительного или личного непроизводственного потребления. Распоряжение означает совершение в отношении действий и иных актов, определяющих ее судьбу, вплоть до отчуждения или уничтожения вещи. В пользовании и распоряжении отражается динамика отношении собственности. Таким образом, собственность, как экономическая категория, определяется как отношение индивидов либо сообщества индивидов к принадлежащей им вещи, как к своей, которая выражается во владении, пользовании и распоряжении ею, а также в устранении воздействия всех иных субъектов в ту сферу хозяйственного господства, на которую распространяется власть собственника, то есть как общественное отношение по поводу владения распоряжение и распоряжение вещью. В обществе, где все основные отношения в той или иной форме урегулированы правом такого рода, глобальное общественное отношение не может не быть также урегулировано правом. Таким образом, имеются основания говорить о собственности не только как о социально-экономической, но и о правовой категории. Публичная собственность есть государственная собственность, которая состоит из республиканской собственности и собственности административно-территориальных образований (муниципальная собственность). Отношения собственности в Республике Каракалпакстан, в том числе публичной собственности, регулируются Гражданским Кодексом, а также законодательством Республики Каракалпакстан.1 В гражданско-правовых отношениях государство (публично-правовое образование) традиционно выступает особым, самостоятельным субъектом права наряду с юридическими лицами и гражданами. Государство выступает не только участником публичных отношений, но и сохраняет за собой возможность быть субъектом хозяйствования, используя публичное имущество. Применительно к праву публичной собственности положения ст.213 ГК РУз закрепляют правило о множественности субъектов публичной собственности, в роли которых выступают непосредственно Республика Узбекистан (в отношении имущества, составляющего республиканскую собственность) и ее административно-территориальные образования (применительно к имуществу, составляющему муниципальную собственность). Последние выступают в имущественном обороте от имени соответствующего государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника. Находящееся в государственной собственности имущество подразделяется на две части. Одна часть закрепляется за государственными юридическими лицами – предприятиями и учреждениями на ограниченных, но вполне самостоятельных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления. 1 Ст. 213 «Гражданский кодекс РеспубликиУзбекистан» - Т.: Министерство юстиции Республики Узбекистан, 2003 г. – 477 стр. Это так называемое «распределенное» государственное имущество составляет базу для участия этих организаций в обороте в качестве самостоятельных юридических лиц. Оно не может служить для обеспечения покрытия возможных долгов государства, ибо предприятия и учреждения как юридические лица не отвечают своим имуществом по долгам государства, не связанным с деятельностью юридического лица. Этим имуществом они отвечают по собственным долгам перед кредиторами. Вторая составляющая публичной собственности – это имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, так называемое «нераспределенное» государственное имущество. Это, прежде всего, средства соответствующего бюджета, золотой запас, валютный фонд и иные государственные фонды. Это имущество может выступать объектом взыскания кредиторов государства-собственника по его обязательствам. Субъектами публичной собственности является Республика Узбекистан в целом (республиканская собственность) либо соответствующие административно-территориальные образования (муниципальная собственность). При этом, круг объектов публичной собственности ГК РУз неограничен. В нем может находиться любое имущество. Круг объектов муниципальной собственности несколько уже. В его состав, в частности, не могут входить объекты исключительной республиканской собственности. Вопрос разграничения республиканской и муниципальной в контексте регламентации права публичной собственности имеет ключевое значение. На сегодняшний день в законодательстве Республики Узбекистан отсутствует специализированный акт, предусматривающий универсальный порядок разграничения объектов республиканской и муниципальной собственности. В отсутствие данного нормативно-правового акта следует руководствоваться различными актами общего и специализированного характера. Рассматривая данный аспект в исторической ретроспективе, следует отметить, что 23 сентября 1992г. Кабинетом Министров Республики Узбекистан было принято Постановление «О мерах по организации разгосударствления и приватизации предприятий и организаций местной промышленности, бытового обслуживания населения, государственной торговли и общественного питания», которым были утверждены временные нормативные документы во исполнение указанного нормативного акта. В результате, Временное Положение «О порядке подачи и рассмотрения заявки на разгосударствление и приватизацию государственного имущества Республики Узбекистан» определяло порядок оформления заявки на разгосударствление и приватизацию имущества по объектам республиканской собственности через Госкомимущество Республики Узбекистан, а по объектам муниципальной собственности – через территориальные органы Госкомимущества. Таким образом, имела место попытка отграничить республиканскую собственность от муниципальной в рамках категории публичной собственности по формальному ведомственному критерию. Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 июня 1992г. был также утвержден «Порядок разделения государственной собственности Республики на республиканскую собственность и собственность административно-территориальных образований (муниципальную собственность)». Согласно этому Постановлению, разделение государственной собственности на республиканскую и муниципальную осуществляется на основе безвозмездной передачи имущества с баланса Республики Узбекистан на балансы Республики Каракалпакстан и местных Советов народных депутатов. При этом объекты, находящиеся на момент раздела на балансе административно-территориальных образований, переходят в их собственность в бесспорном порядке. Ст.22 Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон «О собственности» от 7 мая 1993г. в качестве объектов собственности области, района, города или другого административно-территориального образования обозначила имущество, созданное и приобретенное за счет местного бюджета, а также переданное из государственной собственности и имеющее местное значение. Тем же актом подчеркивается, что муниципальной собственностью не являются объекты, относящиеся к исключительной государственной собственности. В свою очередь ст.7 Закона Республики Узбекистан «О разгосударствлении и приватизации» от 19.11.1991г. предусматривает, что «правом принимать решение о разгосударствлении и приватизации объектов республиканской собственности наделяются Кабинет Министров Республики Узбекистан или уполномоченные им органы государственного управления». Правом принимать решения о разгосударствлении и приватизации объектов муниципальной собственности наделяются местные органы власти и управления. Ч.3. данной статьи детализирует: «разделение государственной собственности Республики Узбекистан на республиканскую собственность и собственность административно-территориальных образований (муниципальная собственность) осуществляется Олий Мажлисом Республики Узбекистан по предложению Кабинета Министров Республики Узбекистан». Здесь также следует сослаться на Инструкцию «О порядке государственной регистрации зданий и сооружений» (Утверждена Минкомобслуживания 02.09.1997г. №04-0183, Госкомархитектстроем 17.12.1997г., Минмакроэкономстатом 10.12.1997г., Госкомимуществом 29.12.1997г. и Главным управлением геодезии, картографии и государственного кадастра 02.09.1997 г. Зарегистрирована Министерством юстиции Республики Узбекистан 07.01.1997г. №387), предусматривающую порядок ведения Реестра зданий и сооружений, находящихся в республиканской собственности (Приложение №9) и Реестр зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности (Приложение №11). Однако, как уже было отмечено, на законодательном уровне критерии и порядок разграничения республиканской и муниципальной собственности не предусмотрен и, как правило, это реализуется преимущественно на ведомственном уровне. Основываясь на этом, следует обозначить, что вопрос юридического разграничения между двумя формами публичной собственности, республиканской как таковой и муниципальной все еще вызывает споры и требует дополнительной регламентации. 2. Виды публичной собственности. Публичная собственность есть государственная собственность, которая состоит из республиканской собственности и собственности административно-территориальных образований (муниципальная собственность). I .Республиканская собственность. В республиканской собственности находятся земля, недра, вода, воздушное пространство, растительный и животный мир и другие природные ресурсы, имущество республиканских органов государственной власти и управления, культурные и исторические ценности государственного значения, средства республиканского бюджета, золотой запас, валютный фонд и иные государственные фонды, а также могут находиться предприятия и иные имущественные комплексы, учебные, научные, научно-исследовательские учреждения и организации, результаты интеллектуальной деятельности, которые созданы или приобретены за счет бюджетных или иных средств государства, другое имущество. Имуществом, находящимся в республиканской собственности, распоряжаются Олий Мажлис Республики Узбекистан, Президент Республики Узбекистан, Правительство Республики Узбекистан или уполномоченные ими органы, если иное не предусмотрено законодательством. Имущество, находящееся в республиканской собственности, может закрепляться за юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Республиканская собственность создается за счет налогов, сборов и других обязательных платежей в республиканский бюджет, а также за счет иных поступлений по основаниям, предусмотренным законодательными актами. Объекты республиканской собственности могут быть отчуждены в частную собственность в порядке и на условиях, установленных законодательством.2 Часть 1 статьи ГК РУз содержит перечень объектов имущества, которые выступают объектом республиканской собственности. При этом, в ч.1 ст. 214 ГК РУз установлен особый режим земли и природных ресурсов. Он заключается в данном случае в том, что республиканской собственностью объявлена вся та земля и все те природные ресурсы, которые прямо не переданы в частную собственность граждан и юридических лиц, либо в муниципальную собственность. Иначе говоря, установлена своеобразная презумпция республиканской собственности на землю и другие природные ресурсы. Этим правилом установлены известные ограничения частной собственности на землю и другие природные ресурсы в том смысле, что они могут быть объектом частной и муниципальной собственности лишь в той мере, в какой это прямо допускается государством. Использование земли как объекта недвижимого имущества в предпринимательской деятельности, должно осуществляться с учетом ее назначения. Согласно ст. 55 Конституции Республики Узбекистан земля и другие природные ресурсы подлежат рациональному использованию и охраняются государством. Понятие земельного участка содержится в Земельном кодексе Республики Узбекистан и в Законе Республики Узбекистан «О государственном земельном кадастре» от 28 августа 1998г. №666-1. Согласно ст. 10 ЗК РУз, земельный участок как объект земельных отношений – часть земельного фонда, имеющая фиксированную границу, площадь, местоположение, правовой режим и другие характеристики, отражаемые в ___________________________________________________________ 2 Ст. 214 «Гражданский кодекс РеспубликиУзбекистан» - Т.: Министерство юстиции Республики Узбекистан, 2003 г. – 477 стр. государственном земельном кадастре. Согласно Закону Республики Узбекистан «О недрах» от 23 сентября 1994г. недрами является часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии ниже земной поверхности или дна водных объектах, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. В соответствии со ст. 31 Закона Республики Узбекистан «О недрах» землевладельцы и землепользователи имеют право без получения лицензии осуществлять в пределах предоставленных им земельных участков добычу общераспространенных полезных ископаемых, запасы которых не учтены государственным балансом запасов полезных ископаемых, и строительство подземных сооружений для собственных хозяйственных и бытовых нужд без применения взрывных работ на условиях, установленных законодательством. В отношении же использования иных полезных ископаемых введена жесткая процедура лицензирования. Так, согласно Закона Республики Узбекистан «О соглашениях о разделе продукции» от 07.12.2001г. №312-II «иностранному инвестору на возмездной основе и на определенный срок могут быть предоставлены исключительные права на поиски, разведку месторождений и добычу полезных ископаемых на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор в свою очередь обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск». В республиканской собственности находится и имущество, которое при определенных условиях может переходить в собственность других лиц. К этой категории следует, например, отнести средства республиканского бюджета, золотой запас, валютный фонд и иные государственные фонды, а также предприятия и иные имущественные комплексы, равно как и результаты интеллектуальной деятельности, которые созданы или приобретены за счет бюджетных или иных средств государства. Среди оснований возникновения права республиканской собственности, следует указать специфические, источники – поступления в виде налогов и иных обязательных платежей (например, в виде отчислений в государственные внебюджетные фонды). Государственный бюджет также пополняется и за счет средств от конфискации имущества, т.е. принудительного безвозмездного изъятия имущества в собственность государства в качестве санкции за правонарушение и реквизиции (принудительного изъятия имущества у собственника в государственных, общественных интересах с возмещением ему стоимости реквизированного имущества, осуществляемая при обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер). Таким образом, имущество может поступать в республиканскую собственность не только общими (общегражданскими), но и специальными способами, не свойственными отношениям частной собственности: с помощью налогов, сборов и пошлин, а также реквизиции, конфискации и национализации. Отметим, что основанием возникновения публичной собственности может выступать признание жилых помещений бесхозяйными. Так, Положение «О порядке выявления, учета и обращения в государственную собственность бесхозяйных жилых помещений», утвержденное Постановлением Кабинета министров Республики Узбекистан 21.01.2006г. №8 предусматривает порядок обращения бесхозяйных жилых помещений в государственную собственность. Имеется и специальное основание прекращения права собственности публично-правовых образований, которым является приватизация, служащая одновременно особым, самостоятельным основанием возникновения права частной собственности. В ч.5. ст.214 ГК РУз указывается на возможность отчуждения республиканского имущества, т.е. его переход в установленном законом порядке из публичной в частную собственность. Одной из наиболее распространенных форм данного отчуждения является приватизация. При этом следует иметь в виду, что объектом приватизации может стать любое недвижимое имущество, определенное в этом качестве специальным законом, кроме имущества, составляющего исключительную собственность государства, изъятого из оборота. Переход движимого имущества от публично-правовых образований к частным лицам, как правило, совершается в порядке традиционных гражданско-правовых сделок по отчуждению имущества, прежде всего по договорам купли-продажи, заключаемым и оформляемым по общим правилам гражданского законодательства. Исключением здесь являются только принадлежащие публично-правовым образованиям акции акционерных обществ, которые могут отчуждаться в частную собственность граждан и юридических лиц не только в общем порядке, предусмотренном гражданским законодательством, но и в специальном порядке, установленном законодательством о приватизации. Переход из публичной в частную собственность таких объектов недвижимости, как предприятия (имущественные комплексы), жилые дома, квартиры, земельные участки, предусмотрен специальными законами. Они же устанавливают условия и порядок оформления такого перехода, включая оформление права собственности. Поэтому общие правила ГК РУз о приобретении и прекращении права собственности распространяются на эти отношения только при отсутствии специальных указаний в законодательстве о приватизации. По существу, это означает, что в соответствии с общим правилом об исключении специальным законом действия общего закона, отношения приватизации в основном выведены из-под действия правил Кодекса. Государственное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. Государственное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законодательством. Порядок распределения доходов государственного предприятия определяется собственником его имущества.3 Часть 1 статьи имеет строго императивный характер и устанавливает, что государственное предприятие не вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом – движимом и недвижимом – без согласия собственника. Данный порядок призван обеспечивать возможность наиболее полного и эффективного контроля со стороны собственника за хозяйственной деятельностью государственных предприятий. Распоряжение имуществом государственного предприятия в следующих случаях осуществляется исполнительным органом государственного предприятия, по согласованию с учредителем: реализация основных средств, сдача их в аренду или в залог; внесение имущества в качестве вклада в уставный фонд хозяйственного общества; приобретение акций (долей) хозяйственных обществ; реализация принадлежащих государственному предприятию акций (долей) в хозяйственных обществах; 3 Ст. 179 «Гражданский кодекс РеспубликиУзбекистан» - Т.: Министерство юстиции Республики Узбекистан, 2003 г. – 477 стр. иное распоряжение имуществом, не соответствующее целям деятельности государственного предприятия (п. 17 Положения о государственных предприятиях). Все сделки заключенные государственным предприятием без согласия учредителей – органа государственного управления, органов государственной власти на местах, уполномоченных на учреждение государственного предприятия – являются недействительными. Осуществление права распоряжения государственным предприятием, принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника, не должно приводить к невозможности осуществления деятельности предусмотренной уставом. Государственное предприятие имеет право самостоятельно реализовать произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено законами или иными нормативными правовыми актами. Порядок распределения доходов государственного предприятия определяется собственником имущества, т.е. органом государственного управления и органами государственной власти на местах. В соответствие с п. 24 Положения о государственных предприятиях, чистая прибыль, остающаяся у государственного предприятия после уплаты всех налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, остается в распоряжении предприятия и используется по решению учредителя. Государственное предприятие за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли может создавать резервный и иные фонды, в порядке и размерах, предусмотренных уставом предприятия, размер которых утверждается учредителем. Кроме этого, учредители своим решением имеют право, определять предельную сумму денежных средств, направляемых на благотворительные цели и спонсорскую помощь сторонним юридическим и физическим лицам, с делегированием права распоряжения ими руководителю государственного предприятия. II. Муниципальная собственность В муниципальной собственности находятся имущество местных органов государственной власти, средства местного бюджета, муниципальный жилищный фонд и коммунальное хозяйство, предприятия и иные имущественные комплексы, учреждения народного образования, культуры, здравоохранения, а также другое имущество. Имуществом, находящимся в муниципальной собственности, распоряжаются местные органы государственной власти или уполномоченные ими органы, если иное не предусмотрено законодательством. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, может закрепляться за юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Муниципальная собственность создается за счет налогов, сборов и других обязательных платежей в местный бюджет, а также за счет иных поступлений по основаниям, предусмотренным законодательством. Объекты муниципальной собственности, могут быть отчуждены в частную собственность в порядке и на условиях установленных законодательством.4 Субъектами права муниципальной собственности в соответствии с ч.2 ст. 215 ГК РУз объявлены местные органы государственной власти или уполномоченные ими органы. Субъекты права муниципальной собственности – это, как правило, сложные системные образования, которые существуют и действуют через разветвленную сеть своих органов – административно-управленческих, социально-культурных, оперативно-хозяйственных, хотя и не сводятся к ним. 4 Ст. 215 «Гражданский кодекс РеспубликиУзбекистан» - Т.: Министерство юстиции Республики Узбекистан, 2003 г. – 477 стр. При этом, возникновение правового режима муниципальной собственности проистекает в рамках регламентированного законом процесса передачи собственности от государства административно-территориальным образованиям. В данной ситуации следует руководствоваться нормами ч.2 ст.8 Закона Республики Узбекистан «О государственной власти на местах» от 2 сентября 1993г. №913-XII где устанавливается, что «в собственности области, района, города находятся имущество областного, районного, городского Кенгаша народных депутатов, средства бюджета, внебюджетных и целевых фондов. В собственности области, района, города могут находиться объекты инженерной инфраструктуры и другие объекты, имеющие областное, районное, городское значение, предприятия и объединения, учреждения народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, науки и культуры, другие учреждения, созданные, приобретенные за счет средств области, района, города, в том числе на долевых началах или переданные безвозмездно областному, районному, городскому Кенгашу от других источников, ценные бумаги и финансовые активы». В случаях последующей передачи объектов из республиканской собственности в муниципальную, также необходимо соответствующее правовое обеспечение передачи с соблюдением всех прав собственника имущества и его свободного волеизъявления. Можно допустить, что существует возможность и других форм отчуждения республиканской собственности в муниципальную, такие как купля-продажа и т.д. Однако, важно учитывать, что эти вопросы не могут решаться исключительно в рамках гражданско-правовых конструкций сделок с частной собственностью. С учетом, публичных интересов в этих случаях должен быть также задействован специальный правовой режим данных объектов публичной собственности. В силу этого, данные отношения могут также выступать объектом специальной правовой регламентации. В частности, Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О реализации объектов муниципальной собственности хокимията города Ташкента» от 9 августа 2002г. №287 предусматривает порядок реализации имущества, принадлежащего Ташкентскому городскому хокимияту. В целом же, имущество, являющееся объектом права муниципальной собственности, подразделяется на те же группы, что и имущество, составляющее предмет республиканской собственности: – имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления; – имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющее муниципальный бюджет, муниципальный жилищный фонд и др. Имущество первой группы имеет в основном социальное (образование, медицина, культура) и производственное значение. Имущество второй группы призвано удовлетворять потребности населения, связанные с проживанием на территории соответствующей административно-территориальной единицы, а также финансово и материально обеспечивать деятельность органов местного самоуправления. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, по своему видовому, количественному и стоимостному состоянию, естественно, не совпадает с тем имуществом, которое является объектом права республиканской собственности. По указанным параметрам оно более ограничено и специфично, поскольку предназначено для решения государственных задач местного значения. 3. Национализация Национализация представляет собой возмездный переход права собственности на национализируемое имущество, принадлежащее гражданам и юридическим лицам, к государству в соответствии с законом. В случае последующей денационализации указанного имущества, бывшие собственники вправе требовать возврата этого имущества, если иное не будет установлено законодательными актами.5 Одним из принудительных способов прекращения права собственности является национализация. Право государства на национализацию частной собственности проистекает непосредственно из государственного суверенитета. Более того, осуществление национализации является одной из форм проявления государственного суверенитета. Каждое государство на своей территории устанавливает свою политическую и экономическую систему, а также систему права собственности именно исходя из государственного суверенитета, которым оно обладает. Государство обладает абсолютными правомочиями в деле определения форм и содержания права собственности, оснований его возникновения и прекращения. Национализация частной собственности является, можно сказать, чрезвычайной мерой, подчиненной целям обеспечения государственной безопасности и экономической независимости, защиты конституционного строя, прав и законных интересов граждан, их здоровья. Вышеуказанное - красноречивое свидетельство тому, что национализация должна осуществляться сугубо в интересах общества в целом. 5 Ст. 202 «Гражданский кодекс РеспубликиУзбекистан» - Т.: Министерство юстиции Республики Узбекистан, 2003 г. – 477 стр. В Республике Узбекистан право государства на национализацию частной собственности установлено законом. Так, в соответствие с комментируемой статьей национализация представляет собой возмездный переход права собственности на национализируемое имущество, принадлежащее гражданам и юридическим лицам, к государству в соответствии с законом. Главным правовым последствием национализации является возникновение у государства права собственности на национализируемое имущество. Если обратиться к истории, то можно проследить попытки вытеснить частную собственность из экономической жизни, а также установить гегемонию государства в хозяйственной сфере в период первых лет после возникновения бывшего советского государства. Указанная цель достигалась посредством национализации частной собственности, при этом, не предоставляя собственникам чего-либо взамен путем открытого, бесцеремонного ее изъятия. Современное отечественное законодательство устанавливает обязательность выплаты компенсации при любом принудительном прекращении права собственности, в том числе национализации. Стоит отметить, что закрепление такого правила в ГК «идет рука об руку» с принципами правового государства. Согласно ст. 233 ГК, которой устанавливаются последствия прекращения права собственности на основании закона, в случае принятия закона, прекращающего право собственности, государством возмещается не только сама стоимость имущества, но и убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта. В данном случае стоимость изымаемого имущества, а равно и стоимость компенсации, определяется государством. Однако определяемая государством стоимость не должна быть символичной. Ее необходимо сформировать в соответствии с нормой, закрепленной в ч. 1 ст. 205 ГК – « стоимость изымаемого имущества при прекращении права собственности определяется исходя из цен на данное или аналогичное имущество, действующих на момент прекращения права собственности». При этом собственник неудовлетворенный размером компенсации вправе обратиться в суд с соответствующими претензиями. Точно так же обстоят дела с возмещением убытков: собственник имущества, считающий стоимость компенсации за понесенные вследствие национализации убытки несправедливой, может обратиться в суд с требованием возмещения таких убытков в полном объеме. Нужно отметить, что указанный порядок, установленный нашим национальным законодательством, соответствует практике принудительного прекращения права собственности стран с развитым правопорядком и экономической системой, по законодательству которых прекращение права собственности вопреки воле самого собственника осуществляется исключительно исходя из государственных и общественных нужд путем выплаты справедливого возмещения. Национализация принадлежащего юридическим лицам имущества должна осуществляться исключительно на основании закона, принятого по данному поводу. Национализация же, осуществляемая без такого рода, отдельно взятого нормативно-правового документа, признается противоречащей нормам Конституции, а соответственно недопустимой. Перечень имущества, подлежащего национализации, порядок его изъятия и выплаты компенсации за него, орган, призванный осуществить данное действие и иные правила, обеспечивающие достаточное правовое регулирование процесса национализации должны найти свое отражение в законе о национализации. Однако до сих пор в Республике Узбекистан не принят закон, который устанавливал бы условия и порядок осуществления национализации, как одного из способов прекращения права собственности. По нашему мнению, необходимость в принятии такого закона в настоящей момент велика, и данная позиция может быть подтверждена следующими доводами. Во-первых, отсутствие норм законодательства, детально регулирующих процесс национализации, создает «благоприятную почву» для всякого рода нарушений субъективных прав собственности, ибо национализация в этом случае будет «воплощаться в жизнь» в соответствии с существующими нормами ГК РУз, носящими лишь общий характер. Так, к примеру, действующим законодательством не установлены критерии обоснованности проведения национализации, круг субъектов, уполномоченных на ее проведение, а также порядок выплаты компенсации (возмещения). Во-вторых, действующее законодательство (т.е. ст. 202 ГК) подразумевает возможность национализации любого рода имущества. В законе о национализации, с нашей точки зрения, следует закрепить норму, которая определяла бы, какое именно имущество подпадает под критерий «для общественных нужд» и тем самым может становиться объектом национализации. Кроме того, в этом законе, следовало бы более обстоятельно и детально регулировать, вопросы денационализации, о которой указано в ч. 2 комментируемой статье. Итак, принятие закона о национализации устранит указанные «узкие места» нынешней ситуации, а также послужит хорошим подспорьем для обеспечения непоколебимости прав владельцев частной собственности и реализации принципов неприкосновенности собственности, недопустимости произвольного вмешательства в частные дела и иных основных начал гражданского законодательства. 4. Разгосударствление и приватизация. Разгосударствление - преобразование государственных предприятий и организаций в хозяйственные товарищества и общества, другие предприятия и организации, не находящиеся в публичной собственности. Приватизация - приобретение у государства физическими лицами и негосударственными юридическими лицами объектов публичной собственности или акций государственных акционерных обществ. Основными принципами разгосударствления и приватизации являются: определение форм разгосударствления и приватизации с учетом интересов трудового коллектива; сочетание возмездного и безвозмездного характера передачи собственности при разгосударствлении и приватизации; равенство прав граждан на получение доли собственности, подлежащей безвозмездной и возмездной приватизации; обеспечение социальной защищенности всех граждан в условиях разгосударствления и приватизации; гласность, государственный и общественный контроль за реализацией мероприятий по разгосударствлению и приватизации; соблюдение требований антимонопольного законодательства. Разгосударствлению и приватизации подлежат (полностью или частично) объекты публичной собственности Республики Узбекистан. Не подлежат разгосударствлению и приватизации следующие объекты: земля, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, ее недра, внутренние воды, воздушный бассейн, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, культурные и исторические ценности. Перечень видов и групп предприятий и имущества, не подлежащих разгосударствлению, приватизации и выкупу, а также перечень объектов и предприятий, разгосударствление и приватизация которых осуществляется по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан, устанавливаются Олий Мажлисом. При осуществлении разгосударствления и приватизации субъектами, приобретающими публичную собственность, могут быть: граждане Республики Узбекистан, других государств, лица без гражданства; негосударственные юридические лица; иностранные юридические лица и граждане. Не могут приобретать объекты разгосударствления и приватизации, участвовать в конкурсах и аукционах в качестве покупателей, приобретать акции приватизируемых предприятий, за исключением открытых акционерных обществ, лица, которым запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. Разгосударствление и приватизация в Республике Узбекистан могут осуществляться в формах: преобразования государственного предприятия в хозяйственное товарищество или общество; продажи государственного имущества негосударственным юридическим лицам и физическим лицам по конкурсу и на аукционе, а также в других формах, не противоречащих законодательству Республики Узбекистан. Разгосударствление и приватизация в Республике Узбекистан проводятся с соблюдением следующих условий: физические и юридические лица других государств приобретают объекты разгосударствления и приватизации, их акции в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Республики Узбекистан или уполномоченным им органом; физические и юридические лица других республик и иностранных государств приобретают объекты разгосударствления и приватизации, их акции по квотам, устанавливаемым Кабинетом министров Республики Узбекистан или уполномоченным им органом. Правом принимать решения о разгосударствлении и приватизации объектов республиканской собственности Республики Узбекистан наделяются Кабинет Министров Республики Узбекистан или уполномоченные им органы государственного управления. Правом принимать решения о разгосударствлении и приватизации объектов муниципальной собственности наделяются местные органы власти и управления. Органы, наделенные правом принимать указанные решения, именуются в дальнейшем "распорядителями объектов публичной собственности". Разделение публичной собственности Республики Узбекистан на республиканскую собственность и собственность административно-территориальных образований (муниципальная собственность) осуществляется Олий Мажлисом Республики Узбекистан по предложению Кабинета Министров Республики Узбекистан. Право выступать с инициативой проведения разгосударствления и приватизации предприятия имеют граждане, негосударственные юридические лица Республики Узбекистан и юридические лица других государств, трудовой коллектив, распорядитель объектов публичной собственности. Заявка подается распорядителю объектов публичной собственности в порядке, установленном законодательством. Решение о проведении разгосударствления, приватизации или об отказе в них принимается распорядителем объектов публичной собственности в течение десяти дней с момента поступления заявки и в письменной форме доводится до заявителя и трудового коллектива разгосударствляемого или приватизируемого предприятия. Решение о преобразовании государственного предприятия в открытое акционерное общество принимается Госкомимуществом Республики Узбекистан или его территориальным органом. Отказ в разгосударствлении или приватизации может последовать в случаях: если предприятие входит в перечень не подлежащих разгосударствлению и приватизации предприятий; если не учитываются особенности разгосударствления и приватизации, предусмотренные для данного вида предприятий. Распорядитель объектов публичной собственности наряду с обоснованием отказа должен указать условия и сроки, при которых разгосударствление или приватизация могут быть осуществлены. Подготовка предприятия к разгосударствлению и приватизации включает определение состава имущества, подлежащего разгосударствлению и приватизации, инвентаризацию его производственных и непроизводственных фондов, оценку активов и пассивов, проведение разъяснительной работы в трудовом коллективе, решение других вопросов, в том числе с учетом требований антимонопольного законодательства. После принятия решения о разгосударствлении или приватизации предприятия-распорядители объектов публичной собственности создают комиссии, которые организуют всю необходимую работу. В состав комиссии включаются представители распорядителей объектов публичной собственности, администрации, трудового коллектива предприятия, общественных организаций, финансового органа, банка, местного Совета народных депутатов, другие специалисты. Комиссия по разгосударствлению может формировать группы экспертов по отдельным направлениям работы, привлекать консультативные, аудиторские и другие организации с оплатой за счет средств разгосударствляемого или приватизируемого предприятия. Комиссия совместно с администрацией предприятия готовит по установленной форме необходимую информацию о разгосударствляемом или приватизируемом предприятии для субъектов, участвующих в разгосударствлении или приватизации, а также для общественности. При преобразовании государственного предприятия в открытое акционерное общество руководитель предприятия создает рабочую комиссию для подготовки документов по разгосударствлению и приватизации. Комиссия в месячный срок разрабатывает и представляет распорядителю объекта публичной собственности необходимые документы. Перечень необходимых документов устанавливается Кабинетом Министров. Комиссия разрабатывает и представляет на утверждение распорядителю объектов публичной собственности план мероприятий по разгосударствлению или приватизации предприятия, который включает: сроки проведения разгосударствления или приватизации; стоимость объекта; проект реорганизации предприятия, предусматривающий сохранение в случае необходимости существующего порядка и условий использования объектов производственной и социальной инфраструктур; рекомендуемую форму и сроки расчетов; возможность предоставления льгот, в том числе безвозмездную передачу части разгосударствляемого или приватизируемого имущества, в порядке, установленном законодательством. В план разгосударствления или приватизации могут быть включены и другие вопросы. Цена продажи объекта разгосударствления и приватизации устанавливается распорядителем объектов публичной собственности. Она базируется на стоимости объекта на дату разгосударствления и приватизации и должна учитывать реально складывающиеся цены на момент разгосударствления и приватизации. Первоначальная оценка стоимости объекта публичной собственности производится в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Арендатор с согласия распорядителя объектов публичной собственности может выкупить (полностью или частично) арендованное им имущество. Порядок преобразования государственного предприятия в хозяйственное общество или товарищество определяется законодательством Республики Узбекистан. В качестве учредителей хозяйственных обществ и товариществ, а также держателей акций (долей, паев) могут выступать: члены трудового коллектива, другие граждане Республики Узбекистан, иностранные граждане и лица без гражданства; юридические лица Республики Узбекистан и других государств; республиканские и местные органы государственного управления в лице Госкомимущества Республики Узбекистан или его территориальных органов. Объекты публичной собственности могут продаваться по конкурсу. Условия, порядок и сроки проведения конкурса определяются конкурсной комиссией, назначаемой соответствующим распорядителем объектов публичной собственности. Решение о внесении на аукционную продажу предприятий, подлежащих разгосударствлению и приватизации, принимает распорядитель объектов публичной собственности. Для проведения аукционной продажи объектов разгосударствления и приватизации распорядители объектов публичной собственности создают аукционные службы, действующие в соответствии с порядком, определяемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Объект, который не приобретен покупателями, остается в республиканской или муниципальной собственности. В этих случаях распорядитель объекта собственности может принять решение о ликвидации предприятия с распродажей его имущества по частям. Распорядитель объектов публичной собственности при передаче имущества новому собственнику выдает ему ордер, удостоверяющий право собственности. Форма ордера, размер государственной пошлины и порядок ее уплаты устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан. При выкупе государственных предприятий в рассрочку ордер, удостоверяющий право собственности, выдается после внесения первого выкупного взноса. До выплаты полной стоимости предприятия распорядителем объектов публичной собственности могут устанавливаться ограничения права распоряжения имуществом, включая запрещение продажи или безвозмездной передачи этого имущества без согласия распорядителя объектов публичной собственности. Источниками средств для приобретения имущества являются: личные средства физических лиц, собственные средства негосударственных юридических лиц, кредиты, другие финансовые средства, приобретенные способами, не противоречащими законодательству Республики Узбекистан. Члены трудового коллектива государственного предприятия, подлежащего разгосударствлению и приватизации, могут осуществлять выкуп за счет следующих источников: части чистой прибыли, являющейся собственностью членов трудового коллектива; амортизационных отчислений и выручки от реализации имущества, используемого на государственном предприятии и находящегося в собственности членов трудового коллектива; кредитов банка и других заемных средств; личных средств членов трудового коллектива; иных средств, не являющихся собственностью государства. В качестве источников приобретения государственного имущества не могут использоваться средства, выделенные из государственного бюджета. Средства, полученные от разгосударствления и приватизации, являются публичной собственностью Республики Узбекистан и местных Советов народных депутатов. Доходы от разгосударствления и приватизации накапливаются в специальных фондах разгосударствления и приватизации. Порядок образования и использования фондов разгосударствления и приватизации определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан. При разгосударствлении и приватизации между распорядителем объектов публичной собственности и новым собственником может заключаться соглашение о взаимных обязательствах и условиях деятельности разгосударствляемого или приватизируемого объекта на определенный период, включая: сохранение на определенный период профиля предприятия, объемов производства; сохранение или изменение числа рабочих мест; поставку продукции определенным потребителям; осуществление мероприятий по улучшению условий труда работающих, экологической безопасности и защите окружающей среды; содержание объектов социально-бытового назначения, сохранение условий их функционирования; особенности социально-бытового обеспечения работников; другие обязательства. Условия соглашения определяются в период подготовки предприятия к разгосударствлению и приватизации и сообщаются субъектам разгосударствления и приватизации вместе с объявлением цены продажи. При разгосударствлении и приватизации государственных предприятий ветеранам труда, лицам, ушедшим на пенсию с данного предприятия, и членам трудового коллектива, проработавшим на нем не менее 10 лет, акции и другое имущество могут продаваться в рассрочку. При выкупе имущества государственных предприятий члены трудового коллектива, созданные ими хозяйственные общества и товарищества при прочих равных условиях имеют приоритет по сравнению с другими гражданами и юридическими лицами, а граждане Республики Узбекистан - по сравнению с другими покупателями. При выкупе имущества государственного предприятия его трудовым коллективом в цену продажи объекта не включается стоимость объектов социальной инфраструктуры и охраны окружающей среды, находящихся на балансе предприятия. Преобразованным в результате разгосударствления и приватизации предприятиям могут предоставляться налоговые льготы в соответствии с законодательством Республики Узбекистан. Членам трудовых коллективов разгосударствляемых и приватизируемых предприятий предоставляются следующие гарантии: в период осуществления разгосударствления и приватизации администрация предприятия обязана соблюдать все положения заключенного ранее коллективного договора; в течение шести месяцев с момента перехода права собственности к новому владельцу между ним и трудовым коллективом предприятия заключается новый коллективный договор. Трудоустройство высвобождаемых работников осуществляется в соответствии с законодательством Республики Узбекистан о труде и занятости. Распорядители объектов публичной собственности совместно с общественностью и с органами государственной власти и управления обеспечивают государственный и общественный контроль за процессами разгосударствления и приватизации, включая контроль за происхождением используемых при разгосударствлении и приватизации денежных средств в соответствии с законодательством Республики Узбекистан. Разрешение споров по вопросам, связанным с разгосударствлением и приватизацией, осуществляется в судебном порядке. Заключение В заключении остается суммировать все выше сказанное. Во-первых, право собственности представляет собой наиболее широкое по содержанию вещное право. Сущность права собственности проявляется в том, что собственник может пользоваться своим имуществом в своих интересах по своему усмотрению для осуществления любой предпринимательской или иной деятельности, не запрещенной законодательством. Во-вторых, публичная собственность - есть государственная собственность, которая состоит из республиканской собственности и собственности административно-территориальных образований (муниципальная собственность) В-третьих, в республиканской собственности находятся земля, недра, вода, воздушное пространство, растительный и животный мир и другие природные ресурсы, имущество республиканских органов государственной власти и управления, культурные и исторические ценности государственного значения, средства республиканского бюджета, золотой запас, валютный фонд и иные государственные фонды, а также могут находиться предприятия и иные имущественные комплексы, учебные, научные, научно-исследовательские учреждения и организации, результаты интеллектуальной деятельности, которые созданы или приобретены за счет бюджетных или иных средств государства, другое имущество. В муниципальной собственности находятся имущество местных органов государственной власти, средства местного бюджета, муниципальный жилищный фонд и коммунальное хозяйство, предприятия и иные имущественные комплексы, учреждения народного образования, культуры, здравоохранения, а также другое имущество. В-четвертых, национализация представляет собой возмездный переход права собственности на национализируемое имущество, принадлежащее гражданам и юридическим лицам, к государству в соответствии с законом. В-пятых, разгосударствление - преобразование государственных предприятий и организаций в хозяйственные товарищества и общества, другие предприятия и организации, не находящиеся в публичной собственности. Приватизация - приобретение у государства физическими лицами и негосударственными юридическими лицами объектов публичной собственности или акций государственных акционерных обществ. Гражданский Кодекс Республики Узбекистан целиком определяет все стороны права собственности: от приобретения до прекращения права собственности. Право собственности создает фундамент правового обеспечения проводимой в стране реконструкции экономической системы. Отношения собственности представляют собой правовую основу экономических отношений в период социально-экономических изменений и перехода к использованию рыночных отношений в нашей стране. Список использованной литературы: 1. Конституция Республики Узбекистан. Т.: «Узбекистан» 2003 г. 2. Гражданский кодекс РеспубликиУзбекистан - Т.: Министерство юстиции Республики Узбекистан, 2003 г. – 477 стр. 3. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Узбекистан. (1 книга).под. ред. Рахмонкулова Х.А. Т.: «Адолат» 1997 г. 4. Ю.К.Толстой, Сергеев А.П. Гражданское право. Санкт-Петербург., 1996г. «Таис» 1996г.(в трех томах) 5. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 сентября 1992г. «О мерах по организации разгосударствления и приватизации предприятий и организаций местной промышленности, бытового обслуживания населения, государственной торговли и общественного питания» 6. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 июня 1992г. «Порядок разделения государственной собственности Республики на республиканскую собственность и собственность административно-территориальных образований (муниципальную собственность)». 7. Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон «О собственности» от 7 мая 1993г. 8. Закон Республики Узбекистан «О разгосударствлении и приватизации» от 19.11.1991г. 9. Закон Республики Узбекистан «О государственном земельном кадастре» от 28 августа 1998г. №666-1 10. Закон Республики Узбекистан «О недрах» от 23 сентября 1994г. 11. Закон Республики Узбекистан «О соглашениях о разделе продукции» от 07.12.2001г. №312-II 12. Положение «О порядке выявления, учета и обращения в государственную собственность бесхозяйных жилых помещений», утвержденное Постановлением Кабинета министров Республики Узбекистан 21.01.2006г. 13. Закон Республики Узбекистан «О государственной власти на местах» от 2 сентября 1993г. №913-XII 14. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О реализации объектов муниципальной собственности хокимията города Ташкента» от 9 августа 2002г. №287 |