Реферат: Сущность понятия бухгалтерское дело , его отличие от понятия бухгалтеский учет . Основные зада
Название: Сущность понятия бухгалтерское дело , его отличие от понятия бухгалтеский учет . Основные зада Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту Тип: реферат |
№ 1 Сущность понятия «бухгалтерское дело», его отличие от понятия «бухгалтеский учет». Основные задачи организации Б.Д. Сущность и содержание бухгалтерского дела. Бухгалтерское дело – это профессиональная деятельность бухгалтера во всех ее проявлениях: ведение учета, составление отчетности, формирование учетной политики организации, контроль, анализ отчетных данных, участие в профессиональных организациях. Бухгалтерский учет – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. При организации бухгалтерского дела необходимо учитывать развитие хозяйственных связей между российскими и зарубежными предприятиями, возможность привлечения средств зарубежных инвесторов. Это вызывает необходимость организации бухгалтерского дела в соответствии с принципами, максимально приближенными к международным стандартам бухгалтерской отчетности. В настоящее время повышаются требования к оперативности и качеству принимаемых управленческих решений. Основой для их выработки являются данные о финансовом состоянии организации, которые формируются, обобщаются и группируются в процессе осуществления бухгалтерского дела. Бухгалтерская информация широко используется при проведении экономического и финансового анализа, планирования деятельности организации, прогнозировании ее развития, контроля за количественными и качественными показателями деятельности организации. Таким образом, бухгалтерия становится одним из важнейших подразделений, определяющим стратегию предприятия и влияющим на развитие его хозяйственной деятельности. Учетная политика любого предприятия независимо от форм собственности, грамотный анализ финансово-хозяйственной деятельности, взаимодействие с налоговыми службами – это принципиальные, ключевые моменты в работе любой организации, обладающей полной самостоятельностью. Эффективность функционирования предприятия требует постоянного совершенствования организации и деятельности бухгалтерии, улучшения ее кадрового состава, внедрения прогрессивных информационных технологий обработки экономической информации. Бухгалтерское дело – это система отражения различных хозяйственных процессов и явлений хозяйственной жизни. Ведение бухгалтерского дела означает, что каждый факт хозяйственной деятельности должен быть зафиксирован в письменной форме. Отсутствие документа означает, что экономическое событие не имело места. Бухгалтерский учет обязаны вести все предприятия, находящиеся на территории РФ. Основные задачи организации бухгалтерского учета: 1. Формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности. 2. Обеспечение информацией для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении хозяйственных операций. 3. Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости. 4. При этом в сферу бухгалтерского дела включаются: 5. Прием, регистрация находящей и исходящей корреспонденции, и ее отправка по назначению. 6. Прием документов на рассмотрение и подписание администрацией. 7. Распределение рассмотренных администрацией документов между структурными подразделениями и сотрудниками для исполнения и ознакомления. 8. Учет стадий прохождения исполнения документов с обеспечением их сохранности. 9. Сдача дел в архив и обеспечение их хранения. Часть бухгалтерского дела, непосредственно связанная с созданием документов, называется документированием. Другой существенной стороной организации ведения бухгалтерского дела является систематизация и хранение всех образующихся в бухгалтерии документов, необходимых впоследствии не только для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, но и для предъявления этих документов при аудиторской или налоговой проверке. Руководители предприятий несут персональную ответственность за документальный фонд предприятия. Помочь бухгалтеру избежать негативных моментов при общении с любыми контролирующими органами (налоговая инспекция, архивная служба, аудит) и призвано правильное ведение бухгалтерского дела. Реформирование бухгалтерского учета в России. Переход экономики России в условиях рыночных отношений (передача предприятий из государственной собственности в коллективную, и даже частную) потребовал дополнений и даже радикальных изменений в системе бухгалтерского учета. Появление акций, использование иностранной валюты при выходе на международный рынок, инфляция в экономике, отказ от централизованного регулирования ценообразования, новые виды расчетов между организациями и др. потребовали изменений в методологии учета. Формирование рыночной инфраструктуры и развитие российской экономики невозможны без организации системы бухгалтерского учета. Поэтому Правительством РФ в 1998г. были приняты решения, посвященные комплексу мер, связанных с реформированием бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (Постановление от 06.03.98 №283). Правительством была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). В ней была установлена цель реформирования бухгалтерского учета – приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствии с требованиями рыночной экономики, МСФО. Здесь же были определены задачи, поставленные для достижения этой цели: Сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов. Обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне. Оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета. При подготовке Программы и других решений Правительства РФ за основу при проведении работы по реорганизации бухгалтерского учета были взяты МСФО, разрабатываемые и принимаемые Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности. Выбор МСФО был предопределен: Превращением экономики России в органическую составляющую мирохозяйственной системы (макроэкономическая установка на привлечение иностранных инвестиций, выход российских хозяйствующих субъектов на мировые рынки капитала, совместный бизнес российских и зарубежных организаций). Возможностью использовать уже имеющийся в мире опыт формирования правил, принимаемых государственными органами или профессиональными организациями, регламентирующими национальные правила бухгалтерского учета в большинстве стран, для создания в кратчайшие сроки эффективно работающей системы, обеспечивающей потребности рыночной экономики. При ориентации на МСФО имелось в виду, что они изначально не предназначены для регулирования учета и отчетности в отдельных странах, а также для непосредственного использования на практике. Цель их разработки состояла в гармонизации национальных систем учета и отчетности для повышения потребительских качеств представляемой финансовой отчетности организациями, в первую очередь транснациональными корпорациями. Исходя из этого, было признано, целесообразно использовать МСФО: 1. При создании концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России для обеспечения сопоставимости бухгалтерской информации, формируемой российскими и западными компаниями. В процессе разработки национальных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету – в качестве образца и критерия соответствия международно-принятой практике. Как свидетельствует мировая практика, переход к использованию МСФО является постепенным и целенаправленным процессом, так как возникает необходимость реализации широкого круга мероприятий, делающих этот процесс реальным (коррективы в законодательстве, пересмотр нормативной базы бухгалтерского учета). Основные направления реформы учета в стране определены Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ и Институтом профессиональных бухгалтеров России в декабре 1997г. И опубликованной в профессиональной печати. В этой Концепции, на основе проведенного анализа российской и международной практики, тенденций развития бухгалтерского учета, были сформулированы подходы к построению российской системы бухгалтерского учета в ближайшие 10 – 15 лет. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России определила основы построения системы бухгалтерского учета в условиях экономической среды, складывающейся в стране. Она была основана на последних достижениях науки и практики, ориентирована на модель рыночной экономики, использовала опыт стран с развитой рыночной экономикой и отвечает международнопризнанным принципам учета и отчетности. Концепция является основой построения системы бухгалтерского учета в стране и призвана: Обеспечить заинтересованных специалистов информацией об общих подходах к организации и ведению бухгалтерского учета. Быть основой поэтапной разработки новых и пересмотра действующих нормативных актов по бухгалтерскому учету. Быть в основе принятия решений по вопросам, еще не урегулированным нормативными актами. Помогать потребителям бухгалтерской информации в понимании данных, содержащихся в бухгалтерской отчетности. Концепция не заменяет никакие нормативные акты по бухгалтерскому учету. Если какое-либо положение Концепции противоречит положению законодательного или нормативного акта по бухгалтерскому учету, то исполнению подлежит положение законодательного или нормативного акта. Концепция определяет основы организации и ведения бухгалтерского учета организациями всех отраслей хозяйства, видов деятельности и организационно-правовых форм. Цель и основы организации бухгалтерского дела. Важнейшей предпосылкой правильной организации бухгалтерского учета в современных условиях является государственное руководство бухгалтерским учетом. Оно обеспечивает единообразие подхода к однородным хозяйственным процессам, единство их оценки и отражения в учете, унификацию учетных документов, регистров бухгалтерского учета и форм отчетности, что способствует наиболее рациональной организации и экономному расходованию средств на ведение бухгалтерского учета. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ осуществляется Правительством РФ. Методологическим центром по бухгалтерскому учету является Министерство РФ, которое разрабатывает и изучает нормативные акты по бухгалтерскому учету и отчетности, обязательные к исполнению всеми организациями. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета (Центральный банк РФ, федеральные службы по надзору за страховой деятельностью и различные ведомства), руководствуясь законодательством РФ, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ: 1. Планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению. 2. Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (принципы, правила и способы ведения учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности). 3. Другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета. Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ. При разработке нормативных актов Минфин РФ тесно взаимодействует с заинтересованными ведомствами через Методологический Совет по бухгалтерскому учету и отчетности. Методологический Совет разрабатывает концепции бухгалтерского учета и отчетности, проекты положений (стандартов) и др. документов нормативного регулирования бухгалтерского учета. В регулировании бухгалтерского учета и отчетности в России важная роль отводится Государственной Думе, разрабатывающей и принимающей законодательные акты по бухгалтерскому учету. В составе Государственной Думы действует экспертный совет, который разрабатывает проекты законов по аудиту, бухгалтерскому учету, статистике и проводит экспертизы законопроектов, содействует их реализации. В работе Экспертного и Методологического советов большую помощь призваны оказать общественные организации (ассоциации бухгалтеров и аудиторов РФ и стран Содружества, Институт профессиональных бухгалтеров России и Международный консультативный комитет по бухгалтерскому учету и аудиту в РФ). Эти организации оказывают большое содействие в разработке программ и мероприятий по подготовке и переподготовке аудиторских и бухгалтерских кадров, а также разработке нормативных документов по бухгалтерскому учету и аудиту и норм профессиональной этики. Бухгалтерское дело, являясь составной частью системы бухгалтерского учета, обеспечивает организационные и технические аспекты сбора, обработки и формирования в учете информации для внешних и внутренних пользователей. В отношении информации для внешних пользователей – цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации, полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений. Заинтересованными пользователями информации, формирующейся в процессе организации бухгалтерского дела, считаются юридические и физические лица, имеющие какие-либо потребности в информации об организации и обладающие достаточными познаниями и навыками для того, чтобы понять, оценить и использовать эту информацию, а также имеющие желание изучать эту информацию. Заинтересованными пользователями могут быть реальные и потенциальные инвесторы, работники, заимодавцы, поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы власти и общественность в целом. Так как интересы заинтересованных пользователей существенно различаются, бухгалтерский учет не может удовлетворить все информационные потребности этих пользователей в полном объеме. Поэтому информация для внешних пользователей удовлетворяет лишь потребности, являющиеся общими для всех пользователей. Например, решения, принимаемые всеми заинтересованными пользователями, требуют оценки способности организации воспроизводить денежные средства и аналогичные им активы, а также времени и определенности их поступления. В результате проведения такой оценки возможно установить способность организации обеспечить причитающиеся и предстоящие выплаты инвесторам, работникам, заимодавцам, поставщикам, подрядчикам, государству. В отношении информации для внутренних пользователей – цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации, полезной руководству предприятия для принятия управленческих решений. Руководство организации заинтересовано в информации, представляемой внешним пользователям, и в разнообразной дополнительной информации, необходимой для планирования, анализа и контроля. Бухгалтерское дело обеспечивает возможность практического сбора и представления документально обоснованной информации в системе бухгалтерского учета. Для реализации поставленных задач (целей) при организации бухгалтерского дела предполагается, что: 1. имущество и обязательства организации учитываются обособленно от имущества и обязательств собственников организации и других организаций (допущение имущественной обособленности организации); 2. организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у него отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности организации); 3. выбранная организацией учетная политика применяется последовательно – от одного отчетного года к другому, в рамках одной организации (допущение последовательности применения учетной политики); 4. факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). При формировании информации интересы налоговой системы рассматриваются в качестве одних из многих интересов, определяющих содержание и представление этой информации. В отношении этих интересов задача бухгалтерского дела ограничивается лишь подготовкой данных о деятельности организации, на основе которых можно сформировать показатели, необходимые для налогообложения. Формирование информации, удовлетворяющей потребности заинтересованных пользователей, обеспечивает руководство организации, которое несет и ответственность за достоверность информации и ее представление заинтересованным пользователям. Таким образом, эффективная и рациональная организация бухгалтерской деятельности на предприятии является необходимым условием функционирования всей системы бухгалтерского учета, от которой зависит возможность получения и представления заинтересованным пользователям всей необходимой информации. |