Реферат: Планирование как функция менеджмента, его значение в процессе управления современной организаци

Название: Планирование как функция менеджмента, его значение в процессе управления современной организаци
Раздел: Рефераты по менеджменту
Тип: реферат

Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»

Кафедра менеджмента

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Планирование как функция менеджмента, его значение в процессе

управления современной организацией (на примере

ООО «Полуфабрикаты Класс»)»

Выполнил: студент 3 курса МГ группы

Экономики и управления факультета

Дата сдачи:__________________

Дата защиты:________________

Оценка:_____________________

Магнитогорск

2010

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу студенту 3-го курса

заочного формы обучения, группы МГ

В 2010/2011 учебном году Вам надлежит выполнить курсовую работу по дисциплине «Основы менеджмента» и представить ее на рецензирование научному руководителю не позднее «__»_____________20__г.

Тема курсовой работы:

Планирование как функция менеджмента, его значение в процессе управления современной организацией

Научным руководителем назначен

«21» мая 2010г. _________________________

_________________________

_________________________

_________________________

«21» мая 2010г. _________________________

_________________________

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1 .Теоретические основы планирования менеджмента

1.1

1.2

1.3

Глава 2.Роль и методы планирования менеджмента в практике формирования и достижения важнейших целей развития предприятия «Полуфабрикаты Класс»

1.1

1.2

1.3

Заключение

Глоссарий

Список используемой литературы

Приложение


Введение

Успех предпринимательской деятельности во многом зависит от качества внутрифирменного планирования, включающего определение перспективных целей, способов их достижения и ресурсного обеспечения. Каждый предприниматель или фирма должны решить три задачи своей деятельности: что, как и на кого направлена их деятельность.

Не импровизация, не спонтанные ситуативные действия, а систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем сравнительной оценки альтернатив в ожидаемых условиях составляет сущность планирования бизнеса.

Планирование – важная функция управления любым предприятием. Успешно работающие предприятия осуществляют не только стратегическое (долгосрочное) планирование, но и детальную разработку оперативных (текущих) планов по каждому подразделению и даже рабочему месту. Календарные планы (месячные, декадные, квартальные, полугодовые), конкретизирующие цели и задачи предприятия, включают сведения о продажах, об обеспеченности их материальными ресурсами, о степени загрузки мощностей предприятия и их использовании с учетом ожидаемых продаж. В них предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, обучение работников и др. в условиях хозяйствования предприятия широко используют преимущества планирования в конкурентной борьбе.

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов планирования как функций менеджмента, его значения в процессе управления современной организации.

Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

1) Изучить теоретические аспекты планирования менеджмента

2) Проанализировать особенности изучаемого процесса или явления, планирование менеджмента в ООО «Полуфабрикаты класс»

3) Разработать рекомендаций по совершенствованию изучаемого процесса или явления в ООО «Полуфабрикаты класс»

Объектом курсовой работы является деятельность ООО «Полуфабрикаты класс» , предметом планирование менеджмента в ООО «Полуфабрикаты класс».

Методологической базой курсовой работы является труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области управления, таких как М. А. Асаул, С.В Дохолян, М.Ю Малкина, Л. И. Евенко.

При написаний курсовой работы в качестве источников информаций выступают учебная, научная, методическая литература, материалы периодических изучений и специализированных интернет сайтов, посвященных управленческой тематике, документы «Полуфабриката класс».

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка литературы.

Глава 1 .Теоретические основы планирования менеджмента

1.1 Понятие, сущность планирования

Одной из основных функций менеджмента является: планирование. Планирование – это начальная стадия процесса управления от качества которой зависит успех управленческой деятельности, это деятельность отражаемая в планах и фиксирующая будущие состояние объекта управления в текущий момент времени . При реализаций функций планирования, руководителю необходимо получить ответы на следующие вопросы:

1) Где организация находится в настоящие время? (оценка сильных и слабых сторон организаций , а так же ее возможности в основных функциональных областях )

2) Куда организация стремится двигаться в своем развитий (определение целей организаций и опасности внешней среды)

3) Каким образом организация собирается достигнуть запланированного? (определение методов приемов и средств достижения цели)

Задачи планирования:

1) Обеспечение целенаправленного развития организаций в целом и всех ее структур подразделений

2) Перспективная ориентация и раннее развитие проблем

3) Организация и координация деятельности служб и подразделения компаний

4) Создание объективной базы для эффективного контроля

5) Информационное обеспечение работников организаций на основе интеграций, процесса планирования и другим функциями управления

Принципы современного планирования:

1) Единство научно технических социальных и экономических задач развития организации

2) Научная обоснованность и оптимальность решения

3) Доминирование стратегических аспектов в планирований

4) Гибкость и эластичность планирования

5) Ресурсная сбалансированность планов

6) Непрерывность и комплексность планирования

Классификация планирования:

1) По содержанию: техно - экологическое планирование, оперативно – производственная, социально – трудовое, снабженческо-сбытовое, финансовая, бизнес планирование

2) По степени охвата: общая и частная

3) По возможности изменения планов: жесткое и гибкое

4) По временному фактору: долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное

5) По целевой ориентаций: стратегическая, тактическая, текущая или оперативная

Руководители низшего уровня управления любой организаций, должны разрабатывать три различных типов текущих планов для ежедневного контроля за производственным процессом и его соответствие общей стратегий развития организаций. К таким планов относятся функциональные планы, единовременные планы (в виде проектов и программ), стабильные планы (в виде нормативов, инструкций, указаний).

Виды планирования по срокам:

- долгосрочное осуществляется на срок более пяти лет и заключается в разработке перспективных целевых программ (стратегическое планирование);

- среднесрочное осуществляется на срок от года до пяти лет (различные программы);

- краткосрочное осуществляется на срок менее года (оперативные планы на день и др.).

Принципы планирования:

- участие в планировании максимального числа сотрудников позволяет повысить эффективность выполнения работы, так как учитываются их интересы, а, следовательно, повышается удовлетворенность сотрудников работой;

- непрерывность: планы служат основой для дальнейшей работы;

- гибкость: возможность корректировки планов в соответствии с изменяющимися условиями;

-экономичность: затраты на планирование значительно меньше получаемых выгод;

- обеспечение работы необходимыми материальными и организационными ресурсами.

Методы планирования:

- бюджетный - табличный способ представления материала, отражающий поступление и перераспределение ресурсов по подразделениям и сферам деятельности;

- балансовый - согласование поступлений и расходов за определенный период. Баланс - это таблица, в которой зафиксированы все источники и размеры доходов и расходов предприятия.

По содержанию баланс бывает:

- отчетный (составляется по прошедшему периоду деятельности);

- плановый (определение размера доходов и расходов на будущий период);

- прогнозный (определяет вероятные объемы потребляемых и распределяемых ресурсов).

По виду ресурсов баланс бывает:

• натурально-вещественный (движение материальных ресурсов в не денежном выражении);

• стоимостный (движение денежных средств);

• трудовой (движение трудовых ресурсов);

• нормативный (норма поступления и затрат на единицу продукции).

Математический метод опирается на использование математических моделей. Его суть заключается в составлении уравнений с переменными.

Графический метод - это образное представление возможных вариантов развития ситуации (уровень прибыли, изменение доли рынка и т. п.).

1.2 Планирование как важнейшая функция управления

Потребность в управлении возникает в том случае, когда необходима координация действий членов некоторого коллектива, объединенных для достижения общих целей. Такими целями могут быть: обеспечение устойчивости функционирования или выживания предприятия в конкурентной борьбе, получение максимальной прибыли, выход на международный рынок и т.д. Цели сначала носят обобщенный характер, а затем в процессе уточнения они формализуются управленческим аппаратом в виде целевых функций .

Система управления представляет собой совокупность объекта управления - предприятия и субъекта управления - управленческого аппарата . Последний объединяет в себе сотрудников, формирующих цели, разрабатывающих планы, вырабатывающих требования к принимаемым решениям, а также контролирующих их выполнение. В задачу же объекта управления входит выполнение планов, выработанных управленческим аппаратом, т.е. реализация той деятельности, для которой создавалась система управления.

Оба компонента системы управления предприятия связаны прямой и обратной связями. Прямая связь выражается потоком директивной информации, направляемой от управленческого аппарата к объекту управления, а обратная представляет собой поток отчетной информации о выполнении принятых решений, идущей в обратном направлении.

В процессе управления принимаются решения трех категорий: стратегические, тактические и оперативные. В соответствии с этой классификацией управленческий аппарат обычно имеет трехуровневую иерархию: высший, средний и оперативный уровни управления.

Высший уровень (высшее руководство) определяет цели управления, внешнюю политику, материальные, финансовые и трудовые ресурсы, разрабатывает долгосрочные планы и стратегию их выполнения. В его компетенцию входят анализ рынка, конкуренции, конъюнктуры и поиск альтернативных стратегий развития предприятия на случай выявления угрожающих тенденций в сфере его интересов.

На среднем уровне основное внимание сосредоточено на составлении тактических планов, контроле за их выполнением, слежении за ресурсами и разработке управляющих директив для вывода предприятия на требуемый планами уровень.

На оперативном уровне происходит реализация планов и составляются отчеты о ходе их выполнения. Руководство здесь состоит, как правило, из работников, обеспечивающих управление цехами, участками, отделами, службами. Основная задача оперативного управления заключается в согласовании всех элементов производственного процесса во времени и пространстве с необходимой степенью его детализации .

На каждом из уровней выполняются работы, в комплексе обеспечивающие управление. Процесс управления может быть представлен взаимосвязанными функциями. В зависимости от целей можно выделить функции различной степени общности. Типичными являются следующие функции: планирование, организация, учет и анализ, регулирование и стимулирование.

Планирование - функция, посредством которой в идеальной форме реализуется цель управления. Данная функция служит основой для принятия управленческих решений и представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления предприятием.

Планирование занимает значительное место в деятельности высшего руководства и меньше на среднем и оперативном уровнях. Планирование на высшем уровне управления касается будущих проблем и ориентировано на длительный срок. На среднем уровне планирование осуществляется на более короткий срок, при этом план высшего уровня управления детализируется. Показатели на этом уровне более точные. Оперативное управление предполагает самую детальную проработку плана.

Организация - функция управления, которая имеет целью формирование управляемой и управляющих систем. Организовать - это значит определить общую структуру, взаимное расположение элементов этой структуры и их взаимосвязь. Посредством организации создается или реорганизуется предприятие, устанавливаются функции, внутренняя структура, штаты, порядок работы, определяются права и обязанности должностных лиц и т.п.

Учет - функция, направленная на получение информации о состоянии хозяйственной системы. Он служит базой для анализа – комплексного изучения производственно-хозяйственной деятельности с целью контроля и повышения эффективности функционирования производства.

Регулирование – состоит в сохранении режима функционирования хозяйственной системы, выявление резервов, нахождение путей исправления отклонений и принятие решения по выводу объекта управления на плановую траекторию.

Стимулирование – позволяет активизировать работников предприятия, обеспечивает интенсификацию их трудовой и общественной деятельности.

Назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятия. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и в целом предприятием. Планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями предприятия, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры.

1.3 Сравнительная характеристика стратегического и тактического планирования

Весь процесс планирования в организации разделяется на два уровня: стратегический и оперативный. Стратегическое планирование - это определение целей и процедур организации в долгосрочной перспективе, оперативное планирование - это система управления организацией на текущий период времени. Эти два вида планирования соединяют организацию в целом с каждым конкретным подразделением и являются залогом успешной координации действий. Если брать организацию в целом, то планирование осуществляется в следующем порядке:

1. Разрабатывается миссия организации.

2. Исходя из миссии, разрабатываются стратегические ориентиры или направления деятельности (эти ориентиры часто называют качественными целями).

3. Производится оценка и анализ внешней и внутренней среды организации.

4. Определяются стратегические альтернативы.

5. Выбор конкретной стратегии или пути достижения цели. Ответ на вопрос "что делать?".

6. После установления цели и выбора альтернативных путей ее достижения (стратегии) основными компонентами формального планирования являются:

• тактика, или как добиться того или иного результата (ответ на вопрос "как делать?"). Тактические планы разрабатываются на основе выбранной стратегии, они рассчитаны на более короткий период времени (текущий момент), разрабатываются менеджерами среднего звена, результат такого планирования появляется быстро, и его легко соотнести с конкретными действиями работников;

• политика, или обще руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей;

• процедуры, или описание действий, которые следует предпринимать в конкретной ситуации;

• правила, или что должно быть сделано в каждой конкретной ситуации.

Сравнительная характеристика стратегического и тактического планирования (таблица 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика стратегического и тактического планирования

Признак сравнения Стратегическое планирование

Тактическое

планирование

1.Уровень менеджмента Высший уровень Все уровни, с акцентом на средний
2.Осн. ориентация Проблемная ориентация Временная ориентация
3.Степень неопределенности высокая низкая
4.Сущность планирования

1.Ориентация на инноваций

2.Стротегическая адаптация к внешней среде

3.Соблюдения правила «Делать эффектные вещи»

1.Ориентация на инноваций

2.Координация внутренней среды

3.Соблюдения правила «Делать вещи правильно»

5.Время планирования Долгосрочный период Средний и краткосрочный период
6.Единица планирования Стратегических хозяйственный центр (СХЦ) Все функциональные области и подобласти предприятия
7.Исходная информация для планирования Политика организации и внешняя среда Стратегия развития организации и внутренняя среда
8.Целевой критерий Создание потенциала успеха Реализация потенциального успеха
9.Степень деятельности планирования Укрупненная проработка Детальная проработка
10.Форма организаций планирования Централизованная форма Децентрализованная форма

1.4 Планирование в процессе управления современной организацией

Потребность в планировании на современном предприятии вытекает из огромных размеров обобществления производства, осуществляемого в международном масштабе; специализации и кооперирования производства в рамках обширных хозяйственно-производственных комплексов; наличия многочисленных структурных подразделений в рамках крупного предприятия; тесных межфирменных связей с поставщиками сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, включенных в единый технологический процесс, а также из требований научно-технического прогресса - быстро учитывать и осваивать новейшие достижения науки и техники. В этом же направлении действует такой фактор, как стремление предприятия подчинить себе рынок, усилить свое воздействие на формирование потребительского рыночного спроса.

Исследования показывают, что эффективность управленческих решений и менеджмента в целом связаны с планированием и прогнозированием, которые приносят большую пользу. Планирование не является отдельным одноразовым событием в силу двух причин. Во-первых, большинство организаций стремятся продлить свое функционирование как можно дольше, изменяя цели деятельности в соответствии с изменением внешних или внутренних условий. Во-вторых, планирование должно осуществляться непрерывно в силу неопределенности будущего. Главный смысл планирования состоит в повышении производительности и эффективности работы предприятия посредством:

 целевой ориентации и координации всех событий на предприятии;

 выявления рисков и снижения их уровня;

 разукрупнения и тем самым упрощения процессов;

 повышения гибкости, приспособляемости к изменениям.

Плановое решение - один из наиболее часто встречающихся видов управленческих решений. Разработка таких решений - это разработка планов. Разработка планов тесно связана с другими видами управленческой деятельности.

Планы являются результатами управленческих решений, которые принимаются на основе возможных плановых альтернатив. Принятие управленческого решения осуществляется по некоторым критериям. Используя эти критерии, альтернативы оценивают с точки зрения достижения одной или нескольких целей. Критерии отражают цели, которые ставят лица, принимающие управленческие решения.

Решения о принятии и утверждении планов, как правило, являются не только сложными из-за множественности критериев, но и просто трудными по причинам неопределенности, ограниченности информации и высокой ответственности. Стремление к выявлению лучших альтернатив, целей и способов их достижения проявляется посредством применения методов оптимизации. Однако окончательные решения об утверждении планов осуществляются путем эвристического, интуитивного выбора из ограниченного числа подготовленных альтернатив.

Развитие внутрифирменного планирования непосредственно связано с усилением тенденции централизации в управлении крупным предприятием и призвано увязать деятельность всех подразделений, подчинив ее единой стратегии развития. Внутрифирменное планирование в рамках предприятия должно охватывать как стратегическое, так и текущее планирование.

При этом стратегическое планирование призвано определять общие стратегические цели и направления развития предприятия, необходимые для этого ресурсы и этапы решения поставленных задач. Разрабатываемые на его основе текущие планы ориентированы на фактическое достижение намеченных целей исходя из конкретных условий и состояния рынка на каждом этапе развития предприятия. Текущие планы дополняют, развивают и корректируют стратегические направления развития с учетом конкретной обстановки.

Современная экономика— это среда, где развита конкуренция, где все более быстрыми темпами растет уровень подготовки персонала и совершенствуются информационные технологии. Вследствие чего современная экономика – это среда, где планирование необходимо вне зависимости от масштабов деятельности предприятия. К сожалению, во многих компаниях планированию уделяется очень мало внимания или оно не уделяется вообще, в связи с чем происходят такие нежелательные явления, как недостаток денежных средств для обязательных платежей или недостаток товарно-материальных ресурсов, что приводит к замедлению процесса производства и срыву договорных сроков.

Современная экономика устанавливает определенные правила игры, которым необходимо следовать, чтобы получить предельный результат от финансово-хозяйственной деятельности. Это имеет значение для любого предприятия независимо от формы собственности, объемов производства или региональной принадлежности.

Исходя из вышесказанного, управление компанией ставит определенные задачи, которым и должно соответствовать развитие экономики. Для предотвращения стихийных процессов, которые могут привести к неблагоприятному результату, необходимо планирование, направляющее экономику в то русло, по которому предприятие идет к прибыли. Прибыль в данном случае – конечная цель движения. Любая финансово-хозяйственная деятельность осуществляется для получения максимального финансового результата.

Развитие экономики происходило под влиянием субъективного фактора. Причем любые действия имели под собой какую-то основу, т. е. запланированный результат. Ведь даже физические лица в основном строят планы на будущее, что же можно говорить о хозяйствующем субъекте, целом механизме, который функционирует для какой-то поставленной цели и в котором участвуют трудовые, материальные и финансовые ресурсы.

Основными элементами построения плана являются: определение перспектив, анализ сложившейся ситуации и определение программы мероприятий для достижения поставленных целей. Взаимосвязь этих элементов направлена на процесс прогнозирования и даже, можно сказать, предвидения.

Обладание достаточным объемом знаний и опыта, умение анализировать сложившуюся ситуацию и проектировать ее на будущее позволяет предвидеть и прогнозировать финансово-хозяйственное развитие. Экономическая система многогранна, это целый механизм процессов, которые и представляются как факторы, влияющие на устойчивость и планомерность финансово-хозяйственной деятельности компании. Планирование призвано проанализировать все эти факторы и отразить их для полноты представления состояния и возможности развития предприятия. Вот почему требования к процессу планирования чрезвычайно жестки.

Планирование базируется на данных прошлых периодов деятельности, но целью планирования является деятельность предприятия в перспективе и контроль за этим процессом. Поэтому надежность планирования зависит от точности и правильности информации, которую получают менеджеры. Качество планирования в большей степени зависит от интеллектуального уровня компетенции менеджеров и точности прогнозов относительно дальнейшего развития ситуации.