Реферат: Проблемы рынка труда в Тюменской области

Название: Проблемы рынка труда в Тюменской области
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего и профессионального образования

"ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Институт нефти и газа

Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Общая экономическая теория"

на тему: "Проблема рынка труда.

Преодоление безработицы в Тюменской области"

Выполнил:

студент гр. ЭТТ-06

Букина О.В.

Проверил:

Яблочкина Т.В.

Тюмень 2007

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ РЫНКА ТРУДА.. 5

1.1.Рынок труда: понятие, структура и функции. 5

1.2. Занятость и безработица на рынке труда. 16

1.3. Проблемы и особенности современного рынка труда. 22

ГЛАВА 2. РЫНОК ТРУДА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ.. 26

2.1. Анализ рынка труда Тюменской области. 27

2.2. Рынок труда Тюменской области: особенности функционирования. 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 43

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 46

ВВЕДЕНИЕ

Рынок трудакак экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей.

Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности, что определяет актуальность выбранной темы исследования.

Целью исследования является изучение теоретических и практических аспектов рынка труда и безработицы.

Для этого автором были поставлены следующие задачи:

- Раскрыть понятие рынка труда

- Определить структуру и функции рынка труда

- Проанализировать проблемы и особенности отечественного рынка труда

- Описать основные особенности и пути решения проблем безработицы в Тюменской области.

Объектом исследования является функционирование современного отечественного рыка труда.

Предметом - отношения работодателей и работников на рынке труда Тюменской области.

В качестве базы исследования были использованы научные труды известных отечественных авторов, нормативные акты, регулирующие трудовые отношения в Тюменской области, источники периодической печати.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ РЫНКА ТРУДА

1.1.Рынок труда: понятие, структура и функции

Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.

Рынок труда имеет ряд важных особенностей, накладывающих отпечаток на его функционирование:

1. Неотделимость прав собственности на товар (труд) от его владельца. Труд представляет собой процесс расходования рабочей силы от своего носителя, в процессе купли-продажи труда возникают особые отношения.

2. Большая продолжительность контакта продавца и покупателя. Сделка, совершаемая на рынке труда, предполагает наличие длительных отношений между продавцом и покупателем.

3. Наличие и действие неденежных аспектов сделки. Это прежде всего условие труда, микроклимат в коллективе, перспективы продвижения по службе и профессионального роста.

4. Наличие большого числа институциональных структур особого рода. К их числу относятся:

- система трудового законодательства;

- различные учреждения и службы регулирования занятости, государственные программы в области труда и занятости и т.д.

5. Высокая степень индивидуализации сделок. Они отличаются огромным разнообразием, поскольку каждый работник в своем роде уникален, а каждое рабочее место в той или иной мере отличается от другого и предъявляет к претендентам свои специфические требования.

Рынок труда представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы.

В функционировании рынка труда можно отметить несколько принципиальных положений:

- Рынок труда – это место пересечения различных экономических и социальных интересов и функций.

- С позиции предприятий рынок труда – это сфера взаимоотношений его сотрудников, т.е. потенциальных или фактических работников, но думающих о переходе на новое место работы в пределах фирмы.

Также можно сказать, что рынок труда – это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу, или система рабочих отношений по поводу производительных способностей людей. Агенты рынка в лице предпринимателей и трудоспособного населения вступают на рынке труда в определенные взаимоотношения. Поэтому рынок труда – это такая экономическая среда или пространство, на котором в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда. Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход). Современные процессы в сфере занятости обусловлены приватизацией государственной собственности и развитием корпоративной, групповой и индивидуальной частной собственности. Это вызвало реструктуризацию занятости и образование новых сфер приложения труда в соответствии с требованием рынка, включая создание новых предприятий, высвобождение избыточного персонала из действующих производств. Привлечение квалификационной рабочей силы в рыночный сектор экономики.

Главными составными частями рынка труда являются совокупное предложение, охватывающее всю наемную силу, и совокупный спрос как общая потребность экономики в наемной рабочей силе. Они составляют совокупный рынок труда. Та часть, которая образуется путем пересечения совокупного спроса и совокупного предложения, носит название удовлетворенный спрос на труд. Не пересекающиеся части соответствуют текущему рынку:

ТР=СР – УС

где СР – совокупный рынок,

ТР – текущий рынок,

УС – удовлетворенный спрос.

Текущий рынок труда образуется за счет естественного и механического движения рабочей силы и рабочих мест. Он состоит из отдельных элементов:

- открытый рынок труда – это экономически активное население, которое ищет работу и нуждается в подготовке и переподготовке, а также все вакантные рабочие места во всех секторах экономики.

- скрытый рынок труда – это лица, которые формально заняты в экономике, но в тоже время в связи с сокращением производства или же с изменением его структуры могут быть высвобождены.

Рынок труда – это рынок ресурсов труда как товара, равновесная цена и количество которого и количество которого определяются взаимодействием спроса и предложения. Агенты рынка в лице предпринимателей и трудоспособного населения вступают на рынке труда в определенные взаимоотношения. Рынок труда – это такая экономическая среда или пространство, на котором в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда.

Классическая модель конкурентного рынка труда строится на следующих основных принципах: большое число работодателей, представляющих интересы фирм и выражающих спрос на труд; большое число работников, являющихся носителями рабочей силы и выражающих предложение. Поведение субъектов на рынке труда рационально, обусловлено достижением собственных интересов и выгод. Для них нет жестких ограничений по свободному передвижению на рынке труда. Рабочие места, предлагаемые работодателями, и рабочая сила, предлагаемая работниками, однородны. Количество и объем занятости измеряется численностью работников.

Рынок труда характеризуется совершенной конкуренцией, реализуемой через механизм гибких рыночных цен, когда ни отдельные работодатели, ни отдельные работники не могут влиять на рыночную ситуацию в целом; равновесные ставки заработной платы не зависят от поведения отдельных фирм или групп работников, а определяются общей конъюнктурой, то есть общим взаимодействием всех участников рыночного процесса.

Цена на такой фактор производства как труд определяются на основе закона спроса и предложения. Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте заработной платы спрос на труд со стороны предпринимателя сокращается, а при снижении заработной платы спрос на труд возрастает. Эту зависимость отражает кривая спроса на труд, показанная на рис.1. Точки на оси абсцисс (Т) – величины требующегося труда, а на оси ординат (ЗП/Ц) – величины реальной заработной платы (3П/Ц). Точка с координатами (Т1; ЗП/Ц1) является примером того, что низкой заработной плате ЗП/Ц1 соответствует большой спрос на труд Т1, и наоборот (точка с координатами (Т2; ЗП/Ц2)).

ЗП/Ц

ЗП/Ц2

ЗП/Ц1

0 Т2 Т1 T

рис.1 Кривая спроса на труд

Предложение труда также зависит от величины заработной платы, но уже в прямой пропорции. Кривая предложения труда показывает, что при повышении реальной заработной платы возрастает предложение труда, а при ее снижении уменьшается (см. рис.2).

ЗП/Ц


0 T

рис.2 Кривая предложения труда

Особую важность представляет исследование взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения для достижении рыночного равновесия. Очевидно, что оно достигается в точке Р (рис.3), которой соответствует определенный уровень заработной платы ЗП/ЦР и заданное этим уровнем предложение труда ТР. Это означает, что все предприниматели, согласные платить зарплату ЗП/ЦР, находят на рынке необходимое количество работников. Точка Р определяет положение полной занятости

ЗП/Ц

ПТ СТ

ЗП/Ц1

P

ЗП/ЦР

ЗП/Ц2


ТР T

рис.3 Формирование равновесия на рынке труда

В случае превышения зарплатой уровня равновесной цены (в точке с ординатой ЗП/Ц1) предложение на рынке труда превышает рыночный спрос. В этой ситуации происходит отклонение от положения полной занятости, возникает избыток предложения труда – возникающая при этом безработица оказывает давление на заработную плату в сторону ее понижения до равновесного уровня.

В случае снижения уровня заработной платы (например, до уровня ЗП/Ц2) по сравнению с ее равновесным уровнем, спрос на рынке труда будет превышать предложение. В результате образуются незаполненные рабочие места из-за нехватки работников, согласных на более низкую заработную плату. В конечном итоге конкурентный рынок труда характеризуется общим равновесием спроса на труд и предложение труда и равновесным уровнем заработной платы.

Как в первом, так и во втором случаях равновесие на рынке труда восстанавливается, и этот рынок приходит в состояние полной занятости. Но размер заработной платы зависит не только от колебаний спроса на труд и предложения труда, но и от качества труда, квалификации и профессионализма работников. Различные виды работ могут быть в разной мере привлекательными для человека, требовать разных затрат на профессиональное образование, поэтому заработная плата должна стимулировать, например, выполнение менее престижных видов работ или компенсировать материальные затраты на образование. Такая дифференциация в заработной плате называется «уравнивающими различиями».

Цена труда (уровень заработной платы) воздействует на спрос и предложение рабочей силы, регулирует их соотношение и поддерживает необходимое равновесие между ними. Цена на рабочую силу быстро и гибко реагирует на конъюнктуру рынка, увеличивается или уменьшается в зависимости от реальной его потребности. Посредством повышения или понижения заработной платы регулируется спрос на труд и его предложение.

Заработная плата определяется и в широком, и в узком смысле этого слова, что связано с неоднозначной трактовкой понятия «труд». В широком смысле заработная плата – это оплата труда работников самых различных профессий, будь то неквалифицированные рабочие, или люди профессий, труд которых требует больших затрат на образование (врачи, юристы, преподаватели), или работники сферы услуг. При таком подходе к определению заработной платы в нее включаются и доходы в виде гонораров, премий и иных вознаграждений.

В узком смысле понимается ставка заработной платы, т.е. цена, выплачиваемая за использование единицы труда в течение определенного времени. Это позволяет отделить общий доход от заработной платы.

Различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальной заработной платой является сумма денег, которую получает наемный работник за свой труд в течении определенного периода времени. Реальная заработная плата – это те товары и услуги, которые можно приобрести на полученные деньги. Она находится в прямой зависимости от номинальной заработной платы и в обратной от уровня цен.

Исходя из определения и характеристики рынка труда, можно установить его основные элементы:

- субъекты рынка труда;

- правовые аспекты, регламентирующие отношения субъектов на рынке труда;

- конъюнктура рынка;

- службы занятости населения;

- инфраструктура рынка труда;

- система социальной защиты населения и др.

Основными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники.

Работодатель- наниматель, который может быть представлен различными "фигурами" в зависимости от указанной структуры отношений собственности. Им могут быть государственные предприятия, акционерные общества, общественные организации, частные предприятия, кооперативы, совместные предприятия, индивидуальные наниматели и т.д.

Наемные работники – это свободные трудоспособные граждане, для которых работа по найму является главным источником средств существования и индивидуального воспроизводства.

Система отношений на рынке труда складывается из трех основных компонентов:

- отношения между наемными работниками и работодателями;

- отношения между субъектам рынка труда и его представителями (профсоюзы, ассоциации работодателей, службы занятости);

- отношения между субъектами рынка труда и государством.

Конъюнктура рынка – это соотношения спроса и предложения в разрезе всех составляющих структур рынка труда. Она складывается в зависимости от:

- состояния экономики (подъем или спад);

- отраслевой структуры хозяйства;

- уровня развития технического базиса;

- благосостояния (уровень дохода населения, в том числе душевного);

- развитие рынков товаров, услуг, жилья, ценных бумаг;

- состояния социальной и производственной инфраструктуры;

- степени развития многоукладности экономики;

- меры развития интеграционных связей (отраслевых и территориальных).

Кроме того, на нее оказывают влияние демографические, этносоциальные, политические, экологические и некоторые другие факторы.

В зависимости от соотношения между спросом и предложением конъюнктура рынка труда может быть трех типов:

1. трудодефицитный, когда рынок труда испытывает недостаток предложения труда;

2. трудоизбыточный, когда на рынке труда имеется большое число безработных и соответственно избыток предложения труда;

3. равновесный, когда спрос на труд соответствует его предложению.

Для полного функционирования рынку труда требуется развитая инфраструктура. Инфраструктура рынка труда – это государственные учреждения, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации и фонды и др., обеспечивающие наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда. Главным элементом инфраструктуры рынка является специальная государственная служба занятости. Инфраструктура призвана регулировать отношения между работодателем и работником по поводу цены рабочей силы, условий труда, подготовке и переподготовки работников, а также организовывать и регулировать процессы защиты прав работодателей и наемных работников на рынке труда.

Функции рынка труда определяются ролью труда в жизни общества, когда труд выступает важнейшим источником дохода и благосостояния. С экономической точки зрения труд – важнейший производственный фактор. В соответствии с этим выделяют две главные функции рынка труда:

- Социальная функция. Она заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производительных способностей работников.

- Экономическая функция. Данная функция заключается в рациональном вовлечении, распределении, регулировании и использовании труда.

Также рынок труда выполняет ряд стимулирующих функций, способствующих развертыванию конкурентоспособности между его участниками, повышению заинтересованности в высокоэффективном труде, повышении квалификации и перемены профессии.

На рынке труда реализуется ряд возможностей. Такие, как: свободный выбор профессии, отрасли и места деятельности, поощряемого приоритетными предложениями(уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслов), найм и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты, независимая и вместе с тем экономически поощряемая миграция трудовых ресурсов между регионами, отраслями и профессионально-квалификационными группами, которые обычно способствуют улучшению условий жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных населению рынков высококачественного жилья, потребительских товаров культурных и духовных ценностей, свободное движение заработной платы и других доходов при сохранении приоритета квалификации и образования, соблюдении установленного законом гарантированного минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум, и регулировании верхнего предела доходов через налоговую систему, основанную на прогрессивной шкале.

Конечной целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально-трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.

Рынок труда имеет сложное строение. Прежде всего из общей численности населения нужно выделить ту его часть, которая способна работать по найму. Но способность работать по найму не совпадает с понятием «трудоспособное население», к которому статистика относит лиц определенного возраста (у нас, например, это мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 16 до 55).

При всей схожести развития экономик и социальных сфер развитых стран политика занятости в каждой из этих стран привела к формированию разных моделей рынка труда. Это разнообразие моделей можно свести к 2-м основным типам: внешний (или профессиональный) и внутренний рынки труда.

Внешний рынок труда предполагает мобильность рабочей силы между фирмами. Внутренний основан на движении кадров внутри предприятия, либо когда работник перемещается на новое рабочее место, сходное по выполняемым функциям и характеру работы с прежним местом, либо на более высокие должности и разряды. Внешний рынок труда предполагает наличие у работников профессий, которые могут быть использованы разными фирмами. Профессию и квалификацию работников, сосредоточенных на внутреннем рынке труда, сложнее использовать на других предприятиях, т.к. они носят специфический характер, обусловленный работой на данной фирме. Кроме того, особенности производственных отношений на внутреннем рынке труда препятствуют переходу работников на другие предприятия.

Таким образом, внешний рынок труда характеризуется большей текучестью кадров по сравнению со внутренним рынком труда, где движение кадров осуществляется преимущественно внутри предприятия.

Существует также рынок труда отдельных профессий. Здесь речь идет о колебаниях спроса и предложения отдельных профессий, что связано с научно-техническим прогрессом и структурной перестройкой экономики. Западные специалисты выделяют 5 групп работников, имеющих различные гарантии занятости и материальной обеспеченности:

- высокопрофессиональные работники с высоким социальным статусом и стабильной занятостью. Уровень оплаты и условия труда соответствуют мировым стандартам. Таких работников меньшинство, и рост их доходов, как правило, выше, чем рост общего экономического уровня и уровня инфляции.

- работники, конкурирующие между собой на рынке труда, но все же имеющие гарантии занятости и не подверженные массовой безработице. В их число входит большинство квалифицированных работников, и рост их доходов равен росту уровня инфляции.

- работники, занятые физическим трудом., преимущественно в обрабатывающих и добывающих отраслях промышленности. Их профессии исчезают вместе с сокращением самих отраслей. Уровень зарплаты поддерживается профсоюзными организациями, а занятость защищена коллективными договорами.

- работники тех профессий, которые имеются в избытке на рынке труда. Это сфера услуг с низкой производительностью труда. Уровень зарплаты у них низок, и их занятость не гарантирована.

- контингент населения, более или менее отстраненный от рынка труда. Это молодежь и те, кто долгое время являлся безработным.

Наряду с международным рынком товаров, услуг и капиталов все большую силу приобретает теперь и международный рынок рабочей силы, который не просто является системой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства, роста интеграции между нациями. Национальные рынки труда все больше утрачивают свою обособленность и замкнутость. Между ними возникают транснациональные потоки и перемещения рабочей силы, которые приобретают постоянный и систематический характер. Такие трансграничные перемещения рабочей силы наряду с движением капитала образует верхний международный уровень рынка рабочей силы. Международный рынок труда можно определить как наднациональное образование, где на постоянной основе выступают покупатели и продавцы рабочей силы в рамках межгосударственного регулирования спроса и предложение рабочей силы.

1.2. Занятость и безработица на рынке труда

Уровень занятости – относительный показатель числа занятых в общем объеме рабочей силы. Уровень занятости зависит от соотношения между количеством трудоспособного населения и рабочих мест, а также соответствия рабочих мест возможностям работников использовать их, ограниченным профессией, специализацией, опытом работы, знаниями и умением.

В экономической науке занятость описывается системой показателей, отражающих:

- Полноту включения в общественное производство активной части населения;

- Уровень сбалансированности рабочих мест и трудовых ресурсов;

- Соответствие занятости социально-экономическим запросам населения.

Полная занятость по определению МОТ – уровень занятости, при котором все лица, вышедшие на рынок труда, способные трудиться и активно ищущие работу, могут получить ее. Полная занятость – цель, к которой необходимо стремиться государству. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением.

Эффективная занятость – занятость, при которой сведена к минимуму циклическая безработица и существует достаточный резерв рабочей силы для структурных маневров в производстве.

Существенным следствием процессов, происходящих на рынке труда, становятся безработица – в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни.

Безработица – это социально экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не занята в производственной сфере.[3,с.356].

Безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. Структура безработицы включает четыре основные категории рабочей силы:

- потерявшие работу в результате увольнения;

- добровольно оставившие работу;

- пришедшие на рынок труда после перерыва;

- впервые пришедшие на рынок труда.

Безработица является неотъемлемой чертой рыночной экономики. Причины данного явления разнообразны:

- структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы;

- экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и в трудовых;

- политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу;

- сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;

- изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, возрастает вероятность безработицы.

Исходя из причин безработицы, можно сформулировать ее основные формы: фрикционную, структурную, сезонную, циклическую, технологическую.

Фрикционная безработица. На рынке труда всегда имеется некоторый уровень безработицы, связанный с перемещением людей из одной местности в другую, с одного предприятия на другое.

Для того чтобы работники нашли для себя устраивающие их рабочие места, а наниматели – рабочую силу определенной квалификации, требуется время. Данное время поиска работы образует основу фрикционной безработицы. Она обусловлена тем, что между работниками и свободными рабочими местами всегда существует определенное несоответствие, когда отсутствует полная информация об имеющихся вакансиях или эта информация стоит слишком дорого. Ее уровень определяется общими затратами времени на поиски новой работы (от 1 до 3 месяцев).

Структурная безработица. Главной причиной структурной безработицы является профессионально-квалификационное и территориальное несоответствие между свободными рабочими местами и безработными в результате структурных сдвигов в экономике. Развитие экономики постоянно сопровождается структурными изменениями: возникают новые технологии, новые товары, вытесняющие старые. Происходят сдвиги в структуре спрос на рынке капиталов, рынке товаров и рынке труда. В результате этого происходят изменения в профессионально- квалификационной структуре рабочей силы, что требует ее постоянного территориального и отраслевого перераспределения. Структурная безработица имеет место тогда, когда работники, потерявшие в результате структурных сдвигов работу в одних секторах экономики, не могут быть устроены на свободных рабочих местах, которые имеются в других отраслях (секторах, регионах).

Структурная безработица отличается от фрикционной большей продолжительностью (обычно более шести месяцев подряд) и характерна для работников, имеющих низкую квалификацию или устаревшую профессию, а также охватывает население экономически отсталых районов.

Сезонная безработица обусловлена сезонными колебаниями в объеме производства определенных отраслей: сельское хозяйство, строительство, промыслы, в которых в течение года происходят резкие изменения спроса на труд. Сезонные колебания спроса на труд, как правило, определяются особенностями ритма производственного процесса. Поэтому размеры сезонной безработицы в общем виде могут быть спрогнозированы и учтены при подписании договоров между работодателями и работниками.

Циклическая безработица. Ее основой являются циклические колебания объемов выпуска продукции и занятости, связанные с экономическим спадом и недостатком спроса. Циклическая безработица связана с уменьшением реального ВНП и высвобождением части рабочей силы, что ведет к росту числа безработных.

Следует различать также действительную и фиктивную безработицу. В первом случае человек имеет трудоспособность и желание работать, но в силу сложившейся ситуации на рынке труда не может получит работу. Второй характеризует лиц, не желающих заниматься по тем или иным причинам трудовой деятельностью. Безработица может быть открытой и скрытой, долгосрочной и краткосрочной. К долгосрочной безработице относятся циклическая и структурная, а краткосрочной – сезонная и фрикционная.

Одной из форм структурной безработицы является технологическая безработицы, возникающая в результате внедрения новых технологий и нового оборудования, что ведет к замене людей машинами и высвобождению их. При этом, если объем рынка возрастает, то занятость увеличивается в основном за счет вовлечения работников новых профессий и более высокой квалификации.

Западные экономисты традиционно рассматривают естественную безработицу или безработицу при полной занятости прежде всего как структурную, которая отражает объективные структурные диспропорции на рынке труда. К естественной относят также фрикционную и сезонную безработицу. Собственно повышение уровня безработицы над ее естественной нормой обусловлено структурными сдвигами в экономике, особенностями ее циклического развития – сезонным характером производства в ярде отраслей.

Добровольная безработица обусловлена тем, что определенная часть работников выходит на рынок труда и становится «добровольными» безработными по тем или иным причинам (в соответствие с коллективными соглашением или в целях найти более выгодное применение своей рабочей силе с лучшими условиями труда и оплаты). Кроме того, при анализе рынка руда следует учитывать такие явления, как повторная(периодическая) безработица, учитывающая лиц, отчаявшихся найти работу и окончательно выбывших из числа рабочей силы.

Суть новой социально-трудовой политики можно свести к следующему: окончательный переход от полной занятости, заждавшейся на низкоэффективном труде и социальных гарантиях неработающим, к рыночной системе, предполагающей полную свободу труда и выбора занятий, экономически обоснованную резервную армию труда и безработицу. Особенно важной является социальная либерализация наемного труда прежде всего через радикальную реформу трудового законодательства в полном соответствии требованиям рыночной экономики.

Для обеспечения свободы труда необходимо окончательно избавиться от рудиментов тоталитарной эпохи (прописки, спец. учета кадров, административных ограничений приема и произвольных увольнений наемных работников). Ввести в действие регуляторы свободного рынка труда. Среди них принципиально важны справедливая оплата , надежная охрана и достойные условия труда, механизмы социального страхования экономических рисков потери трудоспособности, независимые институты непредвзятого урегулирования трудовых конфликтов. Причем необходимо выделить особенности наемного труда в аграрном секторе, малом предпринимательстве.

Необходимо ограничить роль государства в обеспечение занятости, включая отказ от глобальных федеральных программ. Для этого необходимо создать независимую от правительства и местной администрации систему активного содействия безработным на основе страховых взносов.

Государственные гарантии незанятому населению должно заменить обязательное страхование структурной и профессиональной безработицы.

По мере углубления реформ число безработных должно возрастать в прямой пропорции с повышением эффективности производства и реальной оплаты труда. Более того, необходимо форсировать структурную безработицу в соответствии с реализацией программ реструктуризации производства, создавая на ее базе мобильный резерв рабочей силы, используемый для интенсивного развития экономики. Прежде всего, следует стремиться к поддерживанию взаимосвязи занятости, зарплаты, инвестиций в оптимальном соотношении, что является условием социально-экономической сбалансированности. Только так может быть обеспечена надежная экономическая основа для создания новых рабочих мест, расширяющих сферу эффективной занятости, что в свою очередь, приведет к «рассасыванию» безработицы, понижению ее уровня при стабилизации развития. Именно тогда становится возможным создание в обозримой перспективе динамичной, адаптированной к глубинным рыночным трансформациям в экономике социально-трудовой сферы.

При всех отрицательных сторонах безработицы на определенном уровне имеются и положительные аспекты.

Безработные представляют собой резерв незанятой рабочей силы, которую можно задействовать при расширении производства или структурных перестройках. Трудности перехода нашей страны на рельсы интенсивного развития во многом были связаны с полной занятостью. Новые стройки, цеха оказались незадействованы, т.к. работникам было легче работать на старых уже освоенных местах.

Наличие безработицы усиливает агрессию профсоюзов и их требования повышения заработной платы, и тем самым усиливает стимулы предпринимательской деятельности.

В силу отмеченных причин, умеренная безработица (3-7% от числа занятых) считается необходимым спутником развития рыночной экономики.

1.3. Проблемы и особенности современного рынка труда

Таким образом, рынок труда как социально-экономическая категория – это сложное и динамичное явление, связанное как с макроэкономическим развитием страны, так и с мотивацией действий самого работника. Это понятие выходит за рамки понятий «занятость» и «незанятость», которые характеризуют лишь состояние элементов рынка труда на данный период.

На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.

На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Слабых и неспособных рынок не щадит.

Вообще, можно сказать, что функционирование рынка труда неизбежно связано с рядом социально экономических явлений негативного порядка. Так, воздействие рынка труда на распределительные процессы с неизбежностью приводит к чрезмерной дифференциации в оплате труда и доходах различных групп населения, усиливает имущественное неравенство и др. К числу негативных явлений рынка труда относятся проблемы занятости и безработицы.

Занятость – одна из наиболее серьезных мировых социально-экономических проблем. В современных рыночных условиях, когда внедряются новые технологии, выпускаются новые виды продукции, когда происходит развитие одних предприятий и отраслей экономики, упадок и банкротство других, в определенной степени неизбежна безработица, связанная с изменением структуры предприятия, производства.[7, с.242]

Процесс реформирования экономики России показал, что существуют чисто российские проблемы, связанные с высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни и эффективности труда, с недостаточной территориально-отраслевой мобильностью кадров и не всегда соответствующей рыночным условиям системой их подготовки и переподготовки, с неразвитостью инфраструктуры рынка труда.

Предложение рабочей силы на рынке труда в 1997-2003 годах оставалось относительно высоким и определялось экономическими, демографическими, миграционными, образовательными, социально-психологическими и другими факторами. Численность населения трудоспособного возраста, приостановившись в росте в начале 90-х годов (зарегистрированный в 1997 году минимум составил 83,7 миллиона человек), увеличилась к началу 2004 года до 87,3 миллиона человек. Выход на пенсию относительно малочисленного поколения "детей войны" и вхождение в трудоспособный возраст среднего по численности поколения, родившегося в 80-е годы, предопределили увеличение численности населения трудоспособного возраста. Эта тенденция сохранится и в 2003-2004 годах, которые станут последними годами увеличения численности населения трудоспособного возраста. После 2005 года, когда в трудоспособный возраст начнет входить поколение граждан, родившихся в период низкой рождаемости 90-х годов, произойдет не только количественное сокращение трудоспособного населения, но и его качественное ухудшение - начало старения экономически активной части населения.

Определенное влияние на рынок труда в России оказывает миграция населения. Миграционный прирост частично компенсирует естественную убыль населения России. Однако в настоящее время наблюдается тенденция к снижению компенсирующей роли миграции (в 2000-2004 годах миграционный прирост составил около 0,1 процента). Более существенно присутствие на рынке труда нелегальных мигрантов (около 1,5 миллиона человек). Сфера приложения труда нелегальных мигрантов - в основном строительство, торговля и сельское хозяйство. Составляющие значительный объем экономически активного населения нелегальные мигранты оказывают на рынок труда неоднозначное действие: с одной стороны, заполнение рабочих мест, не пользующихся спросом у российских граждан, а также создание дополнительных рабочих мест в малом бизнесе, с другой стороны, уход в теневую сферу и криминализация деятельности. Эти обстоятельства требуют комплексного решения проблемы использования иностранной рабочей силы с учетом интересов национального рынка труда.

Для современной экономики важное значение имеет воспроизводство интеллектуального потенциала общества, определяющего качественный состав рабочей силы. В 90-е годы на образовательном рынке услуг наблюдался подъем, проявившийся как в росте спроса на профессиональное образование, так и в увеличении его предложения. Доля в экономически активном населении лиц, имеющих высшее профессиональное (полное и неполное) образование, с 1999-го по 2005 год возросла с 17,6 до 25,2 процента. С 1999 года в экономике начался подъем, вызванный адаптацией организаций к новым условиям, возникновением новых рынков сбыта, переходом на новые виды продукции и благоприятной конъюнктурой внутреннего рынка. Результатом этих процессов стал резкий рост спроса на квалифицированную рабочую силу.

За 10 лет реформ большинство организаций практически свернули внутрифирменную подготовку и повышение квалификации рабочих. Устаревшие производственные технологии и оборудование, длительные и порой необратимые остановки производства существенно снизили общий уровень профессиональной подготовки и квалификации рабочих кадров.

Между тем российская экономика подошла вплотную к неизбежному этапу развития, когда для экономического роста на основе технологической модернизации отраслей требуются специалисты качественно нового уровня. Однако рынок образовательных услуг оказался не готов оперативно реагировать на изменение спроса, что не позволило решить проблему дефицита квалифицированных рабочих кадров и ликвидировать диспропорцию спроса и предложения на локальных рынках труда.

Главной причиной безработицы в России является беспрецедентный спад производства, вызвавший сокращение рабочих мест. Кроме того, реорганизация экономики неизбежно влечет интенсификацию труда и производства, закрытие неэффективных предприятий. Если граждане, высвобождаемые по причинам спада производства, не могут своевременно перераспределяться и трудоустраиваться на новые рабочие места, неизбежно возникает безработица.

Так, по данным Госкомстата России, численность экономически активного населения страны к концу марта 2005 года составила 72,5 млн. человек, или около 51%. Преобладающая часть занятых работников сосредоточена на предприятиях и в организациях отнесенных к категории крупных и средних. В феврале 2005 года в этой сфере работало 38,3 млн. человек, или 58,2% занятых. В конце марта 2005 года 6,0 млн. человек, или 8,3% экономически активного населения, классифицировались как безработные. В органах государственной службы занятости в качестве безработных было зарегистрировано 2,0 млн. человек.

В этих условиях основной целью проводимой высшими органами власти России социальной политики было максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы.

Если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень безработицы, то страна недополучает часть ВНП. Исчисление потенциальных потерь продукции и услуг в результате роста безработицы осуществляется на основе закона, сформулированного американским экономистом А. Оукеном:

где Qпз – уровень выпуска продукции при полной занятости;

Qф – фактический выпуск продукции;

Uф – фактический уровень безработицы;

Uпз – норма безработицы при полной занятости (естественная норма безработицы);

α – коэффициент, рассчитанный эмпирическим путем, α=2,5.

Согласно закону Оукена, превышение фактического уровня безработицы на 1% над ее естественным уровнем приводит к уменьшению фактического ВНП по сравнению с потенциально возможным ВНП в среднем на 2,5 %. Так, например, если в данном году фактический ВНП составил 4500 млрд долл., фактический уровень безработицы – 9%, а ее естественный уровень – 6%, то экономика недополучила на 337,5 млрд долл., что составляет 2,5%3,0%=7,5% от фактически произведенного ВНП. Потенциальный ВНП при полной занятости составил бы 4837,5 млрд долл.

ГЛАВА 2. РЫНОК ТРУДА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Анализ рынка труда Тюменской области

Тюменская область относится к числу наиболее благополучных регионов Российской Федерации в сфере занятости населения. Несмотря на это, ситуация на рынке труда Тюменской области оценивается как весьма напряженная, особенно в сельскохозяйственных районах.

На юге области насчитывается 5 городов, 1277 других населенных пунктов. Среди сельских населенных пунктов юга области около 93% составляют села и деревни с населением до 1 тыс.человек. В 335 населенных пунктах проживает до 50 человек, а в 106 – число жителей не превышает 5 человек. Каждый населенный пункт представляет собой локальный рынок труда со своими проблемами, то есть у каждого населенного пункта проблемы свои, соответственно пути решения их тоже должны быть обозначены свои.

Важнейшими индикаторами рынка труда Тюменской области являются показатели уровня экономической активности населения, его занятости и безработицы, которые характеризуются следующими данными.

Экономически активное население— часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг, которая к концу 2005 года, по предварительной оценке, составила 1708,9 тыс. человек или 52,7% общей численности населения области. В их числе 1534,6 тыс. человек (89,8%) заняты в экономике и 174,3 тыс. (10,2%) не имели занятия, но активно его искали и в соответствии со стандартами Международной Организации Труда (МОТ) классифицировались как безработные. Доля занятых в Ханты-Мансийском автономном округе составила 49%, Ямало-Ненецком — 19%, по югу области — 32%, доля безработных по МОТ соответственно — 49,4%, 13,8%, 36,8%.

Преобладающая часть занятого населения сосредоточена на крупных и средних предприятиях. В 2005 г. среднесписочная численность работников этих организаций составила 1239,7 тыс. человек или 80,8% общей численности занятых. Кроме того, привлекалось 20,4 тыс. человек на условиях совместительства и 35 тыс. человек по договорам гражданско-правового характера. Число замещенных рабочих мест работниками списочного состава, совместителями и лицами, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера, в организациях (без субъектов малого предпринимательства) составило 1295,1 тыс. и было выше, чем в 2004 году на 69,5 тыс. или на 5,7%.

В общем количестве замещенных рабочих мест в организациях рабочие места внешних совместителей в 2005 году составили 1,6%, лиц, выполнявших работы по гражданско-правовым договорам — 2,7%. Большинство из них использовали такой вид трудовых отношений для получения дополнительного дохода.

Численность работающих (без совместителей и договорников) в организациях (без субъектов малого предпринимательства) увеличилась в 2005 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5,2%. В результате перемещения рабочей силы незначительно увеличился удельный вес занятых в геологии и разведке недр (с 2,3% до 2,5%), жилищно-коммунальном хозяйстве (с 7,1% до 7,4%), строительстве (с 10,1% до 11,3%), при снижении доли занятых (или оставшейся на уровне 2004 года) во всех остальных отраслях.

Коэффициент возмещения выбывших работников вновь принятыми составил 110% против 108% в 2004 году. В организациях (без субъектов малого предпринимательства) относительные масштабы выбытия увеличились с 28% до 32%.

Сократилось влияние административного высвобождения (сокращения) на движение рабочей силы. Основной причиной выбытия остается добровольный уход работников с предприятий — на его долю приходится почти две трети всех увольнений.

В 2005 г. на дополнительно введенные рабочие места принято 20,1 тыс. человек, или 4,6% общей численности принятых (в 2004 г. — 15,1 тыс. человек, 4,2%).

Увеличился спрос на рабочую силу в организациях (без субъектов малого предпринимательства). На конец 2004 года было 10,7 тыс. вакантных рабочих мест, на конец 2005 года — 13,1 тыс., из них в промышленности — 2 тыс., здравоохранении — 1,7 тыс., на транспорте — 1,6 тыс., образовании и в строительстве — по 1,5 тыс. вакантных рабочих мест.

В течение года по-прежнему имели место факты неполной занятости. В организациях (без субъектов малого предпринимательства) в режиме неполной рабочей недели (дня) работали 23,7 тыс. человек, что на 43,7% меньше, чем в 2004 году.

Численность работников, имевших вынужденные отпуска по инициативе администрации, уменьшилась на 35,5% по сравнению с 2004 годом.

Несмотря на отдельные положительные моменты, почти 15 тыс. человек, или 59,9% работников, имевших в 2005 году вынужденные отпуска, не получали за период отпуска никакой денежной компенсации. Ими потеряно 306,7 тыс. человеко-дней, или в среднем по 21 дню на каждого.

Таким образом, неполная занятость в 2005 году составила 48,5 тыс. человек. Наибольшие размеры ее отмечались на предприятиях транспорта (32,1%) и промышленности (31%).

Несколько уменьшились размеры привлечения иностранной рабочей силы для работы в организациях области. В 2005 году в экономике области работало 28,4 тыс. иностранных граждан, имеющих официальное разрешение органов миграционной службы на трудоустройство в России. Это на 497 человек (1,7%) меньше, чем в предшествующем году.

Иностранная рабочая сила привлекалась из 40 стран мира. Ниже приводятся данные о составе иностранных граждан, работающих в области, по странам:

Большинство трудящихся-мигрантов (96,5% общей их численности) привлекалось для работы в организации производственных отраслей экономики, в том числе строительства — 17,5 тыс. человек (61,6%), промышленности — 4,7 тыс. (16,4%), геологии и разведки недр, геодезической и гидрометеорологической служб — 2,1 тыс. (7,4%), транспорта — 0,7 тыс. человек (2,3%).

Временное трудоустройство тюменцев за границей по линии миграционной службы не зарегистрировано.

В 2005 году в службы занятости населения в поисках работы обратилось 121,8 тыс. человек, что на 2,7% меньше, чем в соответствующем периоде прошлого года. Нашли работу (доходное занятие) при посредничестве службы занятости 84,4 тыс. человек, из них 45,6 тыс. (54%) — женщины. По сравнению с этим же периодом прошлого года увеличилась доля лиц, нашедших работу на условиях временной занятости и неполного рабочего времени, соответственно на 15,4% и 16%. Число лиц (из нашедших работу), занятых предпринимательской деятельностью, увеличилось лишь на 1%.

На конец 2005 г. в органах государственной службы занятости состояло на учете 30,7 тыс. незанятых трудовой деятельностью граждан, почти все (99,8%) — в трудоспособном возрасте. Официальный статус безработного имели 28,6 тыс. человек, из них 8,3 тыс. (29,1%) проживали в сельской местности.

По сравнению с концом 2004 г. количество официально зарегистрированных безработных снизилось на 10,3 тыс. человек (26,4%), в сельской местности — на 1,8 тыс. (17,6%). Пособие по безработице назначено 25,7 тыс. человек или 89,8% от числа безработных, в сельской местности соответственно — 6,9 тыс. (82,5%). Снижение численности безработных обусловлено недостаточной заинтересованностью незанятых граждан в получении официального статуса безработного (небольшой размер пособий), а также установлением более жесткого порядка регистрации и снятия с учета незанятых граждан.

Среди официально зарегистрированных безработных области значительная доля слабозащищенных в социальном плане людей, в частности женщин, на них приходится 70,9% (в 2004 г. — 71,7%), в сельской местности — 64,7% (в 2004 г. — 63,1%).

Проблема безработицы наиболее болезненна для молодежи, вступающей в трудовой процесс зачастую после окончания учебы или службы в армии. Каждый третий безработный — моложе 30 лет, что ведет к отрицательным последствиям: росту пьянства, наркомании, хулиганства.

Доля лиц предпенсионного возраста в общем числе официально зарегистрированных безработных снизилась на 0,4 процентного пункта, доля подростков увеличилась на 0,9 процентного пункта.

Вследствие активизации взаимодействия органов службы занятости с работодателями увеличилось число заявленных предприятиями вакансий.

Потребность в работниках на конец 2005 года составила 24,5 тыс. человек и по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 32,8%. В результате нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию по сравнению с 2004 годом уменьшилась на 43,5%.

Возможности трудоустройства осложняются несбалансированностью профессиональной структуры рабочих мест и безработных, так как 35,3% безработных имеют высшее, неполное высшее и среднее профессиональное образование, в то время как 80,2% всех заявок приходится на рабочие специальности. В основном требуются рабочие в строительные организации (26,4%) и на промышленные предприятия (21,6%).

Средняя продолжительность безработицы в области за рассматриваемый период составила 5,9 месяца и по сравнению с 2004 годом уменьшилась на 18,1%, в сельской местности продолжительность безработицы выше — 7,1 месяца, хотя и уменьшилась по сравнению с предыдущим годом на 17,4%. Произошло снижение как застойной (более четырех месяцев), так и хронической (более одного года) безработицы на 6,2 процентного пункта.

Службами занятости постоянно ведется работа по оказанию помощи незанятому населению и высвобожденным работникам в получении профессии или изменении квалификации с учетом складывающегося спроса на рынке труда.

Более половины из проходивших профессиональную подготовку, как правило, не имели никакой профессии, каждый пятый прошел переподготовку. После профессиональной подготовки 5 тыс. человек (77,1%) нашли применение своему труду (2004 г. — 84,6%).

На конец 2005 г. проходили профессиональное обучение по направлению службы занятости 2,5 тыс. человек, принимали участие в общественных работах 0,6 тыс. человек.

Функцию регулятора рынка труда в области выполняют проводимые службой занятости для безработных ярмарки вакантных рабочих и учебных мест, мини-ярмарки для специфичных групп (женщин, молодежи), отдельных профессиональных групп, дни открытых дверей, информационные встречи и т. д.

Таблица 1.1

Показатель общей численности безработных, определенный по методологии МОТ

Показатель 2005 г. 2004 г.
Общая численность безработных, определенная по методологии МОТ, тыс. человек 174,3 191,6
Уровень общей безработицы, в % к экономически активному населению 10,20 10,75
Численность официально зарегистрированных безработных, тыс. человек 28,6 38,9
Уровень официально зарегистрированной безработицы, в % к экономически активному населению 1,67 2,18

Из приведенных данных видно, что уровень как общей, так и официально зарегистрированной безработицы снижается.

Ситуация на рынке труда области характеризуется достаточно высоким уровнем общей безработицы, что в 6 раз выше уровня официально зарегистрированной.

2.2. Рынок труда Тюменской области: особенности функционирования

Численность экономически активного населения Тюменской области на начало декабря 2006г. достигла 610,8 тыс. человек (46% общей численности населения), увеличившись по сравнению с соответствующей датой 2005г. на 4%. В экономике было занято 556 тыс. человек (на 0,9% больше, чем на начало декабря 2005г.) остальные, по методологии Международной организации труда, находились в состоянии активного поиска работы (54,8 тыс. человек или 9% экономически активного населения) [4,с.42]

Зарегистрированная на конец 2006г. безработица снизилась с 2,34% до 1,95% экономически активного населения. Сокращение численности безработных составило 1,8 тыс. человек или 14%.

Среднесписочная численность работников в организациях (без субъектов малого предпринимательства) в январе-ноябре 2006г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года увеличилась на 0,2%, составив 336,1 тыс. человек. Из них большая часть работников была занята в образовании (14%), обрабатывающих производствах (13%), здравоохранении и предоставлении социальных услуг, организациях транспорта и связи (по 12%).

Значительно увеличился среднесписочный состав работников в таких сферах, как добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (на 26%); торговля автотранспортными средствами (на 35%); вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность (на 38%); производство транспортных средств и оборудования (на 43%); производство резиновых и пластмассовых изделий (на 63%).

Сокращение численности работающих произошло, в основном, в химическом производстве (на 58%); страховании (на 24%); металлургическом и производстве готовых металлических изделий (на 19%); текстильном и швейном производстве (на 16%); на водном транспорте (на 22%) и железнодорожном транспорте (на 15%).

Уменьшение среднесписочной численности работников имело место также в организациях сельского хозяйства, охоты и предоставления услуг в этих областях на 13%, образования (на 12%), здравоохранения и предоставления социальных услуг (на 3%).

Потребность в рабочей силе в конце декабря 2006г. определялась наличием 20,5 тыс. свободных рабочих мест против 8,7 тыс. на ту же дату 2005г. При этом коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда снизился с 1,6 человек на одну вакансию до 0,6 человек - в конце декабря 2006г.

Что касается областного центра, то в ноябре 2006 г. в организациях г. Тюмени (без субъектов малого предпринимательства) численность работников увеличилась по сравнению с ноябрем 2005 г. на 5,6% и составила 183,6 тыс. человек, это 14% от всех работающих в области. Кроме того, для работы в этих организациях на условиях совместительства и по договорам привлекалось 11,5 тыс. человек.

По видам деятельности. 25,8 тыс. (14,0%) человек работают в обрабатывающих производствах; 25,2 тыс.(13,7%) в организациях транспорта и связи. В образовании занято 21,9 тыс. (12%) работающих, столько же в операциях с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (в т.ч. научными исследованиями и разработками). 18,8 тыс.(10,3%) человек работают в государственном управлении и обеспечении военной безопасности, обязательном социальном обеспечении. 18,6 тыс. человек (10,2%) задействованы в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг. В строительстве – 15,2 тыс. (8,2%) работающих; 12,8 тыс. (7,1%) – занято в оптовой и розничной торговле, ремонте автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования; 7,5 тыс. (4,0%) заняты финансовой деятельностью; 6,1 тыс. (3,4%) – производством и распределением электроэнергии, газа, воды.

На одну тысячу тюменцев приходится 37 хозяйствующих субъектов. Это достаточно высокий показатель в России. Он характеризует стремление тюменцев трудиться и естественно снижает уровень безработицы в городе, который сегодня один из самых низких в стране. На каждого незанятого трудовой деятельностью имеются 14 вакансий, заявленных тюменскими предприятиями и организациями.

На конец 2006 г. в органах занятости состояли на учете 1353 человек, не занятых трудовой деятельностью. Из них имеют официальный статус безработных 1247 человек (3% от всех безработных по области), это на 883 человека, или на 40% меньше, чем на конец 2005 года.

Потребность в работниках, заявленная организациями, – 19209 вакансий, что более чем на 11 тысяч (в 2,5 раза !) больше, чем в 2005 году. Это половина всех вакансий в области.

На состояние рынка труда в значительной степени влияет экономическое развитие области. В последнее время в области объем промышленной продукции и продукции сельского хозяйства заметно увеличивается, но рост данных показателей не способствует увеличению занятости населения, так как основывается в основном на внедрении новых технологий и новой техники, т.е. на увеличении производительности труда, которое, как правило, всегда сопровождается высвобождением работников. Поэтому, несмотря на то, что идет рост экономики, несоответствие росту экономики принимаемых мер по обеспечению занятости населения порождает рост незанятого безработного населения.

Уровень регистрируемой безработицы в сельской местности значительно выше, чем в городах. Наибольший рост числа безработных отмечается в Сорокинском, Армизонском, Нижнетавдинском, некоторых других районах. Так, например, в Армизонском районе уровень безработицы составляет 6,4%. В 14 из 35 населенных пунктов уровень безработицы превысил средний показатель по району. Максимальное значение зарегистрировано в д. Меньшиково - 36,5%, где из 63 человек трудоспособного возраста заняты только 9 человек, 23 человека состоят на учете в центре занятости. В Ялуторовском районе (среднее значение уровня безработицы по району 5,8%) в 18 из 39 населенных пунктов уровень безработицы выше среднего значения, из них в 11 – превышает 10%. Максимальное значение достигает 24,7% в д. Черемушки, где из 97 человек трудоспособного населения 24 зарегистрированы в качестве безработных, 14 человек трудоустроились в деревне, 20 человек работают вахтовым методом. В отдельных населенных пунктах уровень регистрируемой безработицы достигает запредельных величин. Как правило, это небольшие деревни и села с численностью трудоспособного населения до 50 человек. В них рабочие места имеются только в бюджетной сфере.

Из общей численности населения в Тюменской области, которая на сегодняшний день составляет 1 млн. 300 тыс. человек, 621 тыс. - это население, которое занято в той или иной отрасли промышленности, либо в сельском хозяйстве, либо в бюджетной сфере.

Численность безработных сегодня официально составляет 12 тыс. человек, неофициально - это 61 тыс. человек, т.е. это скрытая безработица, которая сегодня существует в Тюменской области.

Количество безработных, которые зарегистрированы в органах занятости за последние четыре года, увеличивается, наблюдается их постоянный рост. На сегодняшний день этот показатель увеличился в 2,6 раза, практически в 3 раза, и сегодня уже 12 тыс. человек официально признаны безработными.

Основные причиной безработицы является отсутствие в ряде территорий каких-либо производств, несоответствие профессиональной и территориальной структуры. Так, на сегодняшний день 92% вакансий сосредоточены в г. Тюмени, а 61% безработных живет в селе, наблюдается явный дисбаланс, для разрешения которого необходимо осуществить следующие действия.

Занятость должна "прийти" на места, где живут безработные, либо необходимо предусмотреть возможность транспортировки, т.е. использование вахтового метода, либо ежедневной доставки рабочей силы на те места, где она требуется, то есть районы и территории близлежащие к г. Тюмени.

Также проблемой является низкий спрос на кадры в традиционных отраслях сельского хозяйства и недостаточное, конечно же, их количество, 4,5% от всех вакансий приходится на отрасли сельского хозяйства. Очень много говорится о том, что мы сегодня перепроизводим специалистов с высшим образованием, у нас много экономистов, бухгалтеров и т.д. с высшим образованием.

Анализ структуры безработных по уровню образования на сегодняшний день показывает, что если взять всю структуру безработных за 100%, только 9% в этих 100 являются специалистами с высшим образованием, люди с высшим специальным образованием тем не менее так или иначе имеют работу. А вот 22-25% безработных имеют среднее общее образование, то есть это 10-11 классов, 22,5% - среднее профессиональное образование, 21% - без образования и 22% - начальное профессиональное образование, то есть это те люди, которые имеют образование, в лучшем случае среднее образование.

В сельской местности 74% зарегистрированных безработных имеют только начальное профессиональное и среднее общее образование. Опять же налицо потенциальная возможность соблюдения вот этого дисбаланса, который на сегодняшний день сформировался по вакансиям и по безработным.

По данным статистики, в конце 2004 года в банке вакансий насчитывалось 7797 свободных мест. Из них только 353 вакансии или 4,5% были зафиксированы в сельской местности. В среднем по области на 1 вакансию претендует 1,6 безработных, а в сельской местности - 22 безработных. И это только те, кто действительно желает работать. Многие селяне уже отчаялись найти "доходное место". Поэтому каждый занимается чем угодно. Но статистика говорит, что через год после того, как человек уже не работал постоянно, он деградирует и соответственно желания найти себе работу с постоянной заработной платой не испытывает.

Если раньше определенная часть граждан обходилась своими подсобными хозяйствами и временными заработками, то в условиях продолжающегося удорожания стоимости жизни они вынуждены обращаться в службу занятости населения. С 1 января 2005 года малоимущие граждане, не имеющие работы, для получения субсидий, адресной социальной помощи должны зарегистрироваться в центрах занятости населения в качестве безработных, где им гарантируется ежемесячная выплата пособия. Таких людей оказалось в 10 раз больше, чем официальных безработных, которые зарегистрированы в службе занятости. В тоже время существует категория людей, которая давно не работает и не желает работать, получая пособие по безработице в центре занятости, ведя иждивенческий образ жизни.

Прежде всего среди безработных на селе преобладают женщины, молодежь и лица предпенсионного возраста. Женщины составляют 61,3%, 20% безработных – это молодежь в возрасте от 16 до 29 лет, 17% – лица предпенсионного возраста.

Больше всего из-за отсутствия вакансий страдает молодежь. Многие молодые люди, окончив школу, не могут ни поступить в вуз, ни устроиться на работу и оказываются в пространстве невостребованности. Проведенное анкетирование выпускников средних школ в ОМО Омутинский район позволило сделать вывод, что наиболее популярные профессии – юрист, экономист, предприниматель. Наличие среднего специального или высшего образования далеко не всегда гарантирует получение работы: сегодняшние работодатели заинтересованы в опытных работниках. Проблема занятости молодежи усугубляется несоответствием спроса и предложения на рынке труда. Нельзя не отметить и тот факт, что в настоящее время большинство молодежи стремится уехать в города. Основными причинами нежелания оставаться на селе являются отсутствие работы по специальности, жилья для молодых семей, условий для отдыха, низкая заработная плата.

Основными причинами роста численности безработных являются:

- высвобождение работников в связи с ликвидацией предприятий либо сокращением штатной численности ратников;

- тяжелые условия труда;

- низкая заработная плата

- оптимизация, проводимая в социальной сфере

- нежелание трудоустройства

- отсутствие жилья

- дисбаланс рабочей силы на рынке труда (нехватка квалифицированных рабочих, избыток юристов, экономистов);

- проблемы, связанные с государственной регистрацией предприятий малого бизнеса.

- Развитие качества рабочей силы, содействие повышению квалификации кадров в Тюменской области невозможны без организации мониторинга профессионального состава рабочей силы на региональном рынке труда и разработки прогноза потребности в рабочей силе по профессиям и специальностям.

- Для оперативного решения проблем занятости населения необходимы совместные действия всех заинтересованных структур области, органов законодательной, исполнительной власти и местного самоуправления, требуется разработка новых подходов и принятие мер как на региональном, так и на федеральном уровне.

В Тюменской области задача обеспечения занятости трудоспособного населения, сдерживания уровня безработицы в определенной степени решается на основе областной целевой программы путем проведения активной политики занятости. Аналогичные программы ежегодно разрабатываются во всех городах и районах.

Вопросы занятости населения области регулируются следующими нормативно-правовыми актами:

- Законом Тюменской области "О квотировании рабочих мест в Тюменской области";

- постановлением Губернатора области "Об областной целевой программе "Государственная поддержка улучшения демографической ситуации и развития трудовых ресурсов на территории Тюменской области до 2010 года";

- областной программой "Социальная защита исправительно-трудовой системы области и эффективная трудовая занятость спецконтингента";

- постановлением администрации области "О порядке квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Тюменской области";

- постановлением Губернатора области "Об утверждении областной целевой программы "Социальная реабилитация граждан, освободившихся из учреждений УИН РФ по Тюменской области, на 2004-2005 годы";

- распоряжением администрации области "О координационном комитете содействия занятости" и прочими.

В области существует и действует целевая программа "Содействие занятости населению". С 2002 года она у нас работает, и на реализацию данных программных мероприятий было выделено 3 млн. рублей. На выделенные средства были реализованы следующие мероприятия: временное трудоустройство безработных граждан, молодежная практика, профессиональное обучение безработных граждан.

В соответствии с Законом Тюменской области "Об областном бюджете на 2004 год" 3,0 млн. руб. было выделено на выполнение программных мероприятий: организация временного трудоустройства безработных, особо нуждающихся в социальной защите, профессиональное обучение граждан.

В 2005 году за счет областного бюджета предусмотрено 5,0 млн. на выполнение мероприятий, направленных на снижение уровня безработицы в рамках областной целевой программы "Поддержка сохранения и развития трудового потенциала Тюменской области на период до 2010 года".

Для улучшения положения в сфере занятости и ликвидации безработицы требуется привести в действие все имеющиеся средства для активизации рынка труда: создание новых рабочих мест, стимулирование новых гибких форм занятости, содействие малому предпринимательству, преодоление общих кризисных явлений в экономике.

Характер развития ситуации требует выработки новых подходов и принятия мер, а именно:

- создание новых рабочих мест в сельской местности;

- укрупнение мелких крестьянских (фермерских) хозяйств;

- оказание финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, кредитов гражданам, желающим организовать индивидуальное предпринимательство;

- расширение банка вакансий за счет более полного представления работодателями информации о наличии свободных рабочих мест;

- увеличение заработной платы до уровня величины прожиточного минимума для трудоспособного населения;

- повышение эффективности использования средств, выделяемых на реализацию программных мероприятий по обеспечению занятости населения в сельской местности.

Актуальность рассмотренных проблем вызывает потребность в следующих действиях со стороны Правительства Тюменской области.

Необходимо продолжить проведение политики, направленной на преодоление социальной проблемы занятости населения, поддержку сохранения и развития трудового потенциала Тюменской области.

Чрезвычайно важным является мониторинг и прогнозирование ситуации на рынке труда в отраслях экономики Тюменской области, оценка эффективности использования трудовых ресурсов.

Совершенствования требует система квотирования рабочих мест для молодежи, женщин, инвалидов, а также система государственных закупок сельскохозяйственной продукции у граждан, занимающихся подсобным хозяйством.

Со стороны Управления Федеральной государственной службы занятости населения по Тюменской области требуется прежде всего совершенствование единой системы информирования населения о потребностях области в специалистах и наличии учебных и рабочих мест.

Необходимо содействовать совершенствованию системы непрерывной подготовки молодежи, включая профильное обучение в школе и профессиональное образование различных уровней, в целях подготовки трудовых ресурсов для аграрного сектора региона. Продолжить работу по прогнозированию потребности в квалифицированных кадрах по различным отраслям экономики. Информировать население о состоянии рынка труда. На основании прогноза потребности в рабочей силе, анализа ситуации на рынке труда, мониторинга трудоустройства населения ежегодно формировать перечни профессий, невостребованных и особо востребованных на рынке труда, для опубликования их в средствах массовой информации.

Со стороны органов местного самоуправления возможно поощрение работодателей, создающих новые рабочие места для населения, путем предоставления налоговых и иных льгот.

Руководителям предприятий, организаций Тюменской области для решения проблемы безработицы необходимо предусматривать в коллективных договорах, исходя из финансово-экономического положения предприятия, организации, дополнительные к установленным законами и иными нормативными правовыми актами социальные льготы, гарантии и компенсации для работников, а также предоставлять места для прохождения практики студентам учебных заведений, а также для переподготовки молодых специалистов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рынок труда представляет собой сферу формирования спроса и предложения на рабочую силу, или систему рабочих отношений по поводу производительных способностей людей.

Рынок труда имеет ряд важных особенностей, накладывающих отпечаток на его функционирование. К ним относится: неотделимость прав собственности на товар (труд) от его владельца; особые отношения в процессе купли-продажи труда; большая продолжительность контакта продавца и покупателя; наличие и действие неденежных аспектов сделки; наличие большого числа институциональных структур особого рода; высокая степень индивидуализации сделок.

Основными элементами рынка труда являются: субъекты рынка труда; правовые аспекты, регламентирующие отношения субъектов на рынке труда; конъюнктура рынка; службы занятости населения; инфраструктура рынка труда; система социальной защиты населения и др.

Функции рынка труда определяются ролью труда в жизни общества, в соответствии с этим выделяют две главные функции рынка труда: социальная и экономическая.

Основными проблемами и негативными явлениями рынка труда являются проблемы занятости и безработицы.

Безработица – это социально экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не занята в производственной сфере. Безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

Особенностями функционирования отечественного рынка труда являются проблемы, связанные с высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни и эффективности труда, с недостаточной территориально-отраслевой мобильностью кадров и не всегда соответствующей рыночным условиям системой их подготовки и переподготовки, с неразвитостью инфраструктуры рынка труда.

Численность экономически активного населения Тюменской области на начало 2007 года достигла 610,8 тыс. человек (46% общей численности населения). В экономике было занято 556 тыс. человек, остальные, по методологии Международной организации труда, находились в состоянии активного поиска работы (54,8 тыс. человек или 9% экономически активного населения). Зарегистрированная на конец 2006г. безработица снизилась с 2,34% до 1,95% экономически активного населения. Сокращение численности безработных составило 1,8 тыс. человек или 14%.

Также следует отметить, что уровень общей безработицы в 6 раз выше уровня официально зарегистрированной. Преобладающая часть занятого населения сосредоточена на крупных и средних предприятиях.

На состояние рынка труда в значительной степени влияет экономическое развитие области. Рост показателей объема промышленной продукции и продукции сельского хозяйства не способствует увеличению занятости населения, так как основывается в основном на внедрении новых технологий и новой техники. Поэтому несоответствие росту экономики принимаемых мер по обеспечению занятости населения порождает рост незанятого безработного населения.

Также причиной безработицы является отсутствие в ряде территорий каких-либо производств, несоответствие профессиональной и территориальной структуры.

Уровень регистрируемой безработицы в сельской местности значительно выше, чем в городах. Среди безработных на селе преобладают женщины, молодежь и лица предпенсионного возраста.

В Тюменской области задача обеспечения занятости трудоспособного населения, сдерживания уровня безработицы в определенной степени решается на основе областной целевой программы путем проведения активной политики занятости.

Для улучшения положения в сфере занятости и ликвидации безработицы требуется привести в действие все имеющиеся средства для активизации рынка труда: создание новых рабочих мест, стимулирование новых гибких форм занятости, содействие малому предпринимательству.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Постановление Тюменской областной Думы «О рекомендациях "круглого стола" по теме "Проблемы, задачи, пути создания реальных условий обеспечения занятости населения Тюменской области"» от 23 июня 2005г. №2254.

2. Амосова, В.В – Экономическая теория: учебник для экономических факультетов технических и гуманитарных вузов/В.В.Амосова, Г.М.Гукасьян, Г.А.Маховиков. – СПб.: ПИТЕР, 2001. – 475с.

3. Добрынин,А.И. Экономическая теория: учебник для вузов/А.И.Добрынин, Л.С.Тарасевич. – Изд.3-е. – СПб.: ПИТЕР, 2006. – 542с.

4. Зубко, Н.М. Экономическая теория: учебник / Н.М. Зубко, А.Н. Зубко. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 704с.

5. Иохин, В.Я. Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / В.Я. Иохин. – М.: Юристь, 2000. – 862с.

6. Макконелл, К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: учебник для вузов/К.Р.Макконелл, С.Л.Брю. – М.: Республика, 1992. – 434с.

7. Носова, С.С. Экономическая теория: учебник для вузов/С.С. Носова. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2000. -519с.

8. Океанова, З.К. Экономическая теория: учебник для студентов вузов / З.К. Океанова. – М.: ИТК Дашков и К, 2003. – 596с.

9. Сажина, М.А. Экономическая теория: учебник для вузов/М.А.Сажина, Г.Г.Чибриков. – М.: НОРМА – ИНФРА – М., 2002.- 448с.

10. Экономическая теория (политэкономия): учебник для вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. В.И. Видяпин. – Изд. 4-е. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 640с.

11. Денисова, И.В. Особенности российского рынка труда/ И.В.Денисова// Человек и труд. – 2003. - №5 – с.19-24.

12. Долгих, Л.В. Экономическая активность населения Тюменской области/ Л.В.Долгих//Налоги. Инвестиции. Капитал. – 2006. - №1-3 – с.39-45.

13. Заславский, И.К. Характеристика труда современной России. Очерк социально-трудовой политики/И.К. Заславский// Вопросы экономики – 2002 - №2 - с.76-91.

14. Монусова, Г.С. Незанятость в России: вынужденная или добровольная/Г.С. Монусова// Вопросы экономики. – 2001. - №9 – с.23-26.

15. Четвернина, Т.М. Положение безработных и государственная политика на рынке труда/Т.М. Четвернина// Вопросы экономики – 2004. - №2 - с.102-113.