Реферат: Отчет по преддипломной практике на Василевском хлебозаводе

Название: Отчет по преддипломной практике на Василевском хлебозаводе
Раздел: Рефераты по менеджменту
Тип: реферат

Министерство образования Российской Федерации
Казанский государственны технологический университет Кафедра менеджмента и предпринимательской деятельности

Оценка работы

Руководитель от КГТУ

Тема задания на практику, кратко отражающая основное содержание задания

Отчет
по преддипломной практике

Руководитель от предприятия

Казань

2011

Содержание

1. Введение

2. Общая характеристика предприятия

3. Организационная структура управления

4. Управление производством

5. Управление персоналом

6. Информационная система управления

7. Экономические службы и финансовый менеджмент

8. Управление маркетингом

1.Введение

Преддипломная практика является неотъемлемой частью учебного процесса. В ходе ее прохождения студент получает углубление и закрепления знаний и профессиональных навыков, полученных в процессе обучения на основе изучения практических ситуаций.

Целью данной практики является не только изучение практических ситуаций, но и сбор и анализ материала, необходимого для будущего дипломного проекта. Объектом преддипломной практики мною было выбрано ОАО «Васильевский хлебозавод» (там же была пройдена и производственная практика).

Задачами преддипломной практики является:

- ознакомление с организацией: его структурой, основными функциями управленческих и производственных подразделений;

- непосредственное участие в текущей деятельности предприятия;

- подбор и систематизация материалов для выполнения дипломного проекта .

В ходе подготовки данной работы изучены исторические, теоретические разработки, статистические источники, официальные документы, законодательные акты.

Информационную базу составляют данные бухгалтерского баланса и отчетности предприятия, законы Российской Федерации, постановления Правительства, материалы, опубликованные в периодической и специальной литературе, внутренние документы предприятия.

В отчете рассмотрены такие главы как:

1. Общая характеристика предприятия

2. Организационная структура управления

3. Управление производством

4. Управление персоналом

5. Информационная система управления

6. Экономические службы и финансовый менеджмент

7. Управление маркетингом

В конце работы делаются выводы и предложения.

2. Общая характеристика предприятия

Свою историю хлебозавод ведёт с начала прошлого века, когда в 1928 году в посёлке Васильево была построена первая государственная пекарня. Предприятие развивалось, и через 30 лет по постановлению Совета Министров ТАССР пекарня была реорганизована в Васильевский хлебозавод. В 1996 году прошло акционирование завода и на его основе было создано одноимённое открытое акционерное общество.

В 1970–1980 годы предприятие было одним из самых успешных в республике. За выполнение государственного плана и достижение высоких показателей в труде Васильевский хлебозавод не раз получал почётные грамоты, занимал призовые места в социалистическом соревновании, был удостоен переходящего Красного знамени.

Таких же высоких показателей производства предприятие добивается и в наше время. Сегодня Васильевский хлебозавод выпускает 27 наименований хлебобулочных изделий, 20 видов кондитерских и 6 сортов макаронных изделий. Среднесуточный объём выпускаемой продукции завода составляет 13,5 тонны. При этом рост объёма продаж в 2009 году составил 125,3 %, а в 2010-м — уже 135,3 %. За счёт капитализации прибыли ОАО «Васильевский хлебозавод» удалось увеличить свой капитал с 5,1 млн. рублей в 2009 году до 6,8 млн. рублей в 2010-м, а отношение чистых активов к уставному капиталу за этот же период увеличилось с 36,7 до 47 раз соответственно.

Эти успехи стали возможны во многом благодаря серьёзным вложениям в техническое оснащение и модернизацию производства. Так, за период с 2009 по 2010 год на эти цели было израсходовано 5 млн рублей. При этом коэффициент обновления производственных фондов в 2010 году составил 26 %.

Руководит развивающимся российским предприятием Александр Михайлович Марченко. Выпускник Казанской государственной сельскохозяйственной академии, более тридцати лет жизни, посвятивший работе в пищевой промышленности, он пришёл на Васильевский хлебозавод четыре года назад. Новый гендиректор сразу зарекомендовал себя как хороший хозяйственник: под его руководством были модернизированы кондитерский и хлебобулочный цеха, построена производственная котельная. В настоящее время ведётся строительство новой печи в хлебобулочном цехе.

Александр Михайлович Марченко подаёт достойный пример своим коллегам. Последние его награды — почётные грамоты Министерства экономики и промышленности Республики Татарстан (2003) и Администрации Зеленодольского района и города Зеленодольска (2003). Впрочем, ОАО «Васильевский хлебозавод» может гордиться всеми своими сотрудниками. Его коллектив — это 195 профессионалов своего дела. Высокую квалификацию работников хлебозавода подтверждают полученные ими награды и звания: Татьяна Валиахметовна Бикчаптаева является заслуженным работником пищевой индустрии Республики Татарстан, Фирая Гатиятовна Баязитова имеет почётную грамоту Министерства сельского хозяйства Республики Татарстан, почётными грамотами «Татхлеб» и грамотой Республики Татарстан награждены Мансур Мусаевич Заринов и Владимир Евгеньевич Рогожин.

Сегодня мощности Васильевского хлебозавода загружены на 100 %, но предприятие и не думает останавливаться на достигнутом. В планах завода — работа по увеличению мощностей и объёма выпускаемой продукции, расширению ассортимента. Так, в ближайшее время будет запущена новая печь в хлебобулочном цехе, которая позволит увеличить объём выпускаемой продукции на 30–40 %. Запуск новой печи в кондитерском цехе увеличит объём выпускаемой продукции на 50 %. А начатое строительство нового корпуса для кондитерского производства позволит вдвое увеличить объём, ассортимент и рентабельность производства.

Открытое акционерное общество «Васильевский хлебозавод» (в дальнейшем именуемое Общество) осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом РФ "Об акционерных обществах", иными нормативными актами РФ и РТ.

Общество создано путем реорганизации в форме преобразования в процессе приватизации Государственного унитарного предприятия «Васильевский хлебозавод» в соответствии с Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по управлению государственным имуществом от 27 декабря 1995 года № 126 «О преобразовании государственного унитарного предприятия «Васильевский хлебозавод».

Единоличный исполнительный орган Общества (Генеральный директор) располагается по адресу: 422530, Республика Татарстан, Зеленодольский район, п.Васильево, ул.Набережная, д.15

Общество по своему типу является открытым акционерным обществом, создано на неограниченный срок деятельности.

Общество является юридическим лицом по действующему законодательству РФ, имеет самостоятельный баланс, круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения, расчетный, валютный и другие банковские счета, а также штампы, бланки со своим наименованием, собственную эмблему, зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации.

Общество является собственником имущества, учитываемого на его самостоятельном балансе, включая имущество.

Целью Общества является получение прибыли.

Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством.

Основными видами деятельности общества являются:

- производство хлебобулочных, кондитерских изделий;

- оптовая и розничная торговля продовольственными и промышленными товарами;

- в порядке диверсификации осуществляет иные виды деятельности, не противоречащие действующему законодательству.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется действующим законодательством, Общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Миссия предприятия – обеспечить жителей Зеленодольского района и г.Казани вкусной, свежей продукцией, выпеченной по традиционным технологиям без химических добавок и консервантов, в ассортименте, необходимом для полноценного питания детей и взрослых, вовремя и по ценам, доступным вне зависимости от дохода.

География марки предполагает: возможность доставки в торговые точки своим транспортом, торговлю без посредников, организацию прямой продажи, контроля за расположением продукции в торговых точках.

Предприятие имеет опыт проведения широкомасштабных акций по продвижению марки.

3.Организационная структура управления.

В настоящее время на предприятии применяют линейно функциональную структуру управления. Сущность ее заключается в том, что весь аппарат управления по его вертикали делится на ступени, а его горизонтали на каждой ступени образуют звенья управления.

В основу организации ступеней управления положен производственно – территориальный принцип. Ступени управления показывают последовательность получения органов управления снизу доверху. Каждую ступень управления возглавляет линейный руководитель, осуществляющий общее руководство. Он, являясь единоначальником на данном участке подчинен руководителю и получает задания и распоряжения только от него.

На предприятии различают следующие функции управления: общее руководство, техническая подготовка производства, технико – экономическое планирование, организация труда и заработной платы, энергетическое и ремонтное обслуживание, бухгалтерский учет и финансовая деятельность, сырьевое и материально техническое обслуживание, сбыт готовой продукции, комплектование и подготовка кадров, общее делопроизводство и хозяйственное обслуживание, контроль качества сырья и готовой продукции.

Сегодня «Васильевский хлебозавод» - это крепкое, постоянно развивающееся предприятие, каждая структурная единица которого, работает как отлаженный механизм. Бесценный опыт предшествующего поколения работников, дружный коллектив и организаторские способности талантливого директора завода, сыграли основополагающую роль в становлении современного предприятия.

Каждый день жители г. Казани и Зеленодольского района и жители района получают к своему столу вкусный и ароматный хлеб. Коллектив основного производства и вспомогательные службы завода делают для этого все возможное. Сегодня у завода есть все для качественной работы: производственные площади, высокотехнологичное оборудование, качественное сырье. Но самое главное - стабильный коллектив, состоящий в основном из опытных мастеров своего дела, специалистов высокого класса с 15-20-летним стажем.

4. Управление производством

Процесс управления производства на предприятии осуществляется коллективом работников, организованных в аппарат управления.

Выполнение каждой функции управления осуществляется одним работником, либо группой работников, объединенных в функциональные подразделения (отделы).

В основу организации ступеней управления положен производственно – территориальный принцип. Ступени управления показывают последовательность получения органов управления снизу доверху. Каждую ступень управления возглавляет линейный руководитель, осуществляющий общее руководство. Он, являясь единоначальником на данном участке подчинен руководителю и получает задания и распоряжения только от него.

Анализ себестоимости продукции

Важнейшим качественным показателем работы предприятия является себестоимость продукции, в которой отражаются все стороны работы предприятия в едином денежном измерителе.

Себестоимость продукции – один из обобщающих показателей использования производственных ресурсов предприятия. Себестоимость продукции является одним из основных источников увеличения прибыли, повышения рентабельности предприятия.

Анализ себестоимости направлен на изыскание резервов увеличения суммы прибыли и повышения уровня рентабельности.

Анализ себестоимости продукции включает:

- анализ затрат на производство и реализацию продукции по элементам;

- анализ себестоимости важнейших видов продукции;

- анализ затрат на 1 рубль товарной продукции.

Анализ затрат на производство и реализацию продукции

Анализ затрат по экономическим элементам проводится на основании формы №5-3 годового отчета «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции». При анализе определяется структура затрат и величина отклонения по каждому элементу по структуре

Таблица 1 – Анализ затрат на производство и реализацию продукции по экономическим элементам

Элементы затрат

2008год

2009год

2010год

Отклонение по уд. весу, %

сумма затрат, тыс.руб.

% к итогу

сумма затрат, тыс.руб.

% к итогу

сумма затрат, тыс.руб.

% к итогу

2009-2008

2010-2009

Материальные затраты

90433

61,90

142777

73,74

159716

62,28

52344

16939

Затраты на оплату труда

32282

22,10

31894

16,47

39879

15,55

-388

7985

Единый социальный налог

7743

5,30

8028

4,15

10090

3,93

285

2062

Амортизация основных производственных ресурсов

7662

5,24

7794

4,03

10246

4,00

132

2452

Прочие затраты

7977

5,46

3129

1,62

36537

14,25

-4848

33408

Затраты на производство и реализацию продукции

146097

100,0

193622

100,0

256468

100,0

47525

62846

Из приведенных данных таблицы 1 видно, что в себестоимости продукции наибольший удельный вес как в 2008 г., так и в 2009г, так и 2010г.

Занимают материальные затраты (61,90 % и 73,74%, 62,28% соответственно) и затраты по заработной плате (22,10% и 16,47%, 15,55% соответственно). Наибольшее снижение себестоимости можно получить от экономии указанных затрат, удельный вес которых в общих затратах составил в 2008 г. 84,00% и в 2009 г. 90,21% и в 20010 г. 77,83%.

Для анализа динамики затрат рассчитываются затраты на рубль продукции (отношение себестоимости и выпущенной продукции) и материалоемкость (отношение материальных затрат и выпущенной продукции).

Таблица 2 – Динамика затрат на 1 рубль продукции и материалоемкости

Показатели

2008год

2009год

2010год

Темп роста, %

2009-2008

2010-2009

Себестоимость продукции, тыс. руб.

-140118

-171494

-227433

-31376

-55939

Затраты на производство и реализацию продукции, тыс. руб.

145097

193622

256468

48525

62846

Материальные затраты, тыс. руб.

90433

142777

159716

52344

16939

Выпуск товаров и услуг в фактических ценах, тыс. руб.

162218

212002

274915

49784

62913

Затраты на 1 рубль выпущенной продукции, коп.

-86,38

-80,89

-82,73

-5,49

-1,84

Материалоемкость продукции, коп.

55,75

67,35

58,09

11,6

-9,26

Производственный потенциал предприятия и эффективность его использования.

Производственная мощность Васильевского хлебозавода по выработке хлебобулочных изделий в настоящее время составляет 147 тонн в сутки, в т.ч. хлеб – порядка 88 тонн, булочные изделия - 37 тонн, сушки - 5 тонн, сухарные изделия – 17 тонн (см. табл. 3).

Таблица 3. Производственные мощности по выпуску хлебобулочных изделий по Васильевскому хлебозаводу.

Производственное подразделение

Среднесуточная мощность, т\смену

Фактическая выработка продукции за 2010 год, т

Хлебный участок

87,8

22376,5

Бараночный участок

5,1

1346,6

Сухарный участок

17,2

3111,4

Булочный участок

37,3

5949,1

Итого по заводу:

147,4

32783,6

В настоящее время на предприятии в хлебном цеху установлено 4 линии по производству хлеба из ржано-пшеничной смеси муки производительностью каждой 21 т/сут., 2 линии по производству булочных изделий – производительность каждой 18 т/сут. При разделке теста используется: тестоделитель А2-ХТН, округлитель ХТО, закатка, укладчик тестовых заготовок, шкаф окончательной расстойки типа РШВ, реконструированный согласно помещения тесторазделочного отделения. Для выпечки используются печи ППЦ-238, производительностью 16т/сут. Предприятие оснащено 12-ю хлебопекарными печами импортного производства, тестоприготовительными агрегатами производства России. На хлебозаводе проведена большая реконструкция заквасочного и тестоприготовительного отделения для организации производства улучшенных заварных сортов хлеба. Из-за снижения спроса на сдобные сухари в целях более полной загрузки мощностей в сухарном цеху установлено оборудование для дополнительной выработки сушек. С января 2003 года организовано производство сушек глазированных. Хлебозавод также оснащен высокопроизводительным оборудованием для упаковки хлебобулочных изделий. Постоянно проводится работа по укреплению материально-технической базы завода. В настоящее время все производственные процессы, кроме укладки готовой продукции, механизированы. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия за 2010 год составила 377765 млн. руб., что на 13,5% выше аналогичного показателя 2009 года. Стоимостная структура фондов имеет следующий состав: здания – 74,5%, сооружения – 6,5%, оборудование – 9%. Средний процент износа составляет 59,2%. Как видно из данных таблицы 4, за последние 3 года на предприятии наблюдается рост фондовооруженности производства на 15% (12252 тыс. руб.), а также фондоотдачи основных производственных фондов на 63% (0,26 руб.) за счет снижения фондоемкости продукции на 39% (0,96 руб.).

Таблица 4. Показатели использования основных производственных фондов Васильевского хлебозавода.

Наименование показателя

2008 год

2009 год

2010 год

Среднегодовая стоимость, млн. руб.

31060

33265

37765

Фондоемкость, руб.

2,44

1,99

1,48

Фондовооруженность, тыс. руб.

82200

96026

94452

Фондоотдача, руб.

0,41

0,50

0,67

В целом по предприятию коэффициент использования производственных мощностей за 2010 год составил 76,5%, что на 3,4% превышает аналогичный показатель 2009 года. Производственной программой предприятия предусмотрено дальнейшее наращивание эффективности их использования, как представлено на рис. 2.

Рисунок 2. Программа повышения эффективности использования производственных мощностей по Васильевскому хлебозаводу.

С этой целью на хлебозаводе разработан план организационных мероприятий по повышению эффективности производства, который представлен в Приложении А.

На Васильевском хлебозаводе вырабатывается 6 наименований хлеба: «Хлеб Дарницкий», «Хлеб Ароматный», «Хлеб белый первый сорт», «Хлеб белый высший сорт», «Хлеб Сельский», «Хлеб Столичный». Булочную группу представляют Батон Нарезной, Плетенка, Батон с изюмом, хлебец «Докторский»; бараночную - сушки «Малышок», «Дюймовочка», «Ванильные», «Потешки», «Хрустяшки», а также сушки глазированные «Лодочки»; сухарную – сухари «Богатырские», «Ванилька», «Изюминка», «Ладушки», а также сухари «Домашние» с различными добавками (ванилин, орех, кокос).

Для повышения конкурентоспособности продукции и расширения ассортимента на предприятии освоен выпуск элитных хлебов с использованием новых видов сырья (обогащенных микроэлементами и витаминами).

Хлебобулочные изделия на предприятии вырабатываются на комплексно-механизированных линиях с использованием опарного способа тестоведения. Потребность предприятия в основных и вспомогательных материалах для осуществления производственной деятельности обеспечивается в основном государственными предприятиями и частично закупается у коммерческих фирм на основании договоров и по встречным поставкам продукции.

Объемы производства продукции в натуральном выражении за 2009-2010 гг, а также прогнозные показатели на 2011 год представлены в таблице 5. Как видно из данных таблицы, наибольший удельный вес в структуре выпуска занимает хлеб (около 70% от всего объема производства), бараночные и сухарные изделия характеризуются незначительной долей в структуре выпускаемой продукции (порядка 5 и 3% соответственно). По булочным изделиям в 2010 году наблюдается существенный прирост производства – на 44% по сравнению с предыдущим годом.

В то же время в связи со сложной конкурентной ситуацией на рынке хлебобулочных изделий производственной программой на 2011 год не предусматривается значительного увеличения выпуска ни по одной ассортиментой группе.

Таблица 5. Объемы выпуска продукции по Васильевскому хлебозаводу в натуральном выражении.

Наименование продукции

Объем выпуска, т

2009 г.

2010 г.

Темп роста, %

2011 г. (прогноз)

Темп роста, %

Хлебобулочные изделия, всего

33250,8

34270

103,1

35320

100,6

в т.ч. хлеб

22436,4

23280

103,8

23280

100

из него заварные сорта

5555,5

5585

100,5

5585

100

Булочные и сдобные изделия 300 г. и менее

48,6

70

144,0

70

100

Хлебобулочные изделия с зерновыми добавками и посыпками

308,7

755

244,6

800

100,8

Диетические хлебобулочные изделия

4669,8

4800

102,8

4950

103,1

в т.ч. диабетические изделия

374,1

385

102,9

385

100

Бараночные изделия

1470,7

1825

124,1

1825

100,0

Сухарные изделия

955,3

1035

108,3

1035

100

Хлебобулочные изделия в упакованном и расфасованном виде

16224,0

19290

118,9

26300

136,3

в т.ч. в нарезанном и упакованном виде

285,4

390

136,7

500

128,2

За рассматриваемый период на предприятии четко прослеживается тенденция к увеличению выпуска продукции в упакованном виде на 18,9%, в том числе в нарезанном и упакованном виде - на 36,7%.

Так, в 2010 году среднесуточная выработка упакованной продукции составила 76 тонн, резаной и упакованной – 7,2 тонны. Удельный выпуск упакованной продукции в 2009 году составил 56% от общего объема производства.

В текущем году предусмотрено увеличение выпуска упакованной продукции до 83 тонн в сутки, в том числе резаной и упакованной продукции - до 10 тонн в сутки. В целом планируется повысить удельный вес упакованной продукции на 36,3% (до 74,5% от всего объема выпуска).

Стоимостные показатели производственной деятельности Васильевского хлебозавода представлены в таблице 6. Как видно, в 2010 году по сравнению с предыдущим годом достигнуто увеличение выпуска товарной продукции в сопоставимых ценах на 7%, прогнозом на 2011 год предусмотрено увеличение этого показателя еще на 6,2%. Затраты на 1 рубль товарной продукции сократились на 0,9%, полученная предприятием прибыль увеличилась на 46,7%, рентабельность продукции – на 22,2% (до 9,1%).

Таблица 6. Показатели производственной деятельности по Васильевскому хлебозаводу.

Наименование показателей

2009 г.

2010 г.

Темп роста, %

2011 г. (прогноз)

Темп роста, %

Товарная продукция в действующих ценах, млн. руб.

22408,5

24525,7

118,5

28940,4

118

Товарная продукция в сопоставимых ценах, млн. руб.

22769,4

24363,2

107

25871,2

106,2

Себестоимость товарной продукции, млн. руб.

15178,9

17827,5

117,4

20829,9

116,8

Затраты на 1 рубль товарной продукции, руб.

0,925

0,917

99,1

0,908

99,0

Прибыль, млн. руб.

1275,6

1871,9

146,7

2187,1

116,8

Рентабельность продукции, %

8,1

9,9

122,2

10,0

101,0

В то же время удельный вес себестоимости товарной продукции в объеме ее выпуска возрос с 67,7 до 72,7%, что отрицательно влияет на конечные результаты производственно-финансовой деятельности предприятия.

Производственной программой на 2011 год предусмотрено снижение затрат на 1 рубль товарной продукции на 1% и снижение удельного веса себестоимости в выпуске товарной продукции на 0,7% (до 72%). Также запланировано увеличение рентабельности реализованной продукции до 10%.

В целом структура себестоимости имеет вид, представленный на рисунке 3. Как видно, наибольший удельный вес занимают затраты на основное сырье и материалы (50,3%), а также общехозяйственные расходы (15,5%) и оплата труда производственных рабочих (10,3%)

Рисунок 3. Структура фактической себестоимости товарной продукции по Васильевскому хлебозаводу за 3 месяца 2011 года, %.

Таким образом, в настоящее время снижение себестоимости продукции на предприятии приобретает особенно большое значение.

5. Управление персоналом

Степень удовлетворения требований рынка конкурентоспособной продукцией во многом определяется кадрами.

Основными задачами анализа кадров являются обеспечение соответствия структуры кадров изменяющимся потребностям производства, а также формирования заинтересованности в высоком уровне производительности труда.

Правильное использование средств на оплату труда является необходимым условием снижения себестоимости продукции.

Резервом снижения себестоимости продукции являются не только расходы на оплату труда, но и единый социальный налог, который зависит от величины фонда заработной платы.

Исходными данными анализа труда и заработной платы являются формы №1 – т (годовая) «Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности», П – 4 (годовая) «Сведения о численности, заработной плате и движении работников».

Эффективность использования труда характеризуют показатели:

- уровень и темпы снижения затрат заработной платы на единицу продукции;

- уровень и темпы роста производительности труда;

- использование фондов заработной платы;

- соотношение роста производительности труда и средней з/платы.

Анализ труда и заработной платы включает:

- анализ состава кадров и их движение;

- анализ использования рабочего времени:

- анализ производительности труда;

- анализ использования фонда заработной платы.

Схема анализа показателей по труду и заработной плате приводится на рисунке 4



Рисунок 4– Схема анализа показателей по труду и заработной плате


Анализ состава кадров предприятия проводится по категориям работающих.

Таблица 7– Сведения о численности, заработной плате и движении работников.

Категория работающих

Фактически

Изменение

2008год

2009 год

2010год

2009-2008

2010-2009

чел.

уд. вес, %

чел.

уд. вес, %

чел.

уд. вес, %

чел.

уд. вес, %

чел

уд. вес, %

Списочная численность из них:

217

100

211

100

200

100

-6

-

-11

-

рабочие

185

96,66

180

96,36

171

95,29

-5

-0,30

-9

-1,08

руководители,

специалисты,

служащие

32

3,34

31

3,64

29

4,71

-1

-0,30

-2

1,08

В 2009 г. по сравнению с предыдущим годом численность работников на предприятии снизилась на 6 человек, в том числе по рабочим на 5 человек, служащим - на 1 человека. В 2010 г. изменение штата так же не значительно сократилось: численность рабочих уменьшилась на 9 человек, в целом число работающих уменьшилось на 11 человек.

Таблица 8 – Динамика заработной платы

Показатели

Численность, чел.

Фонд заработной платы, тыс.руб.

Всего

рабочие

служащие

Всего

рабочие

служащие

2008 год

217

185

32

32282

22722

9560

2009 год

211

180

31

31894

23950

7944

2010 год

200

171

29

39879

28920

10959

Темп роста, 2008-2008 %

68,87

68,66

75,00

98,80

105,40

83,10

Темп роста,2010-2009 %

100,55

99,43

130,30

125,04

120,75

137,95

В 2010 г. наблюдается увеличение фонда заработной платы несмотря на уменьшение численности работников.

Уровень оплаты труда по категориям работающих характеризуется средней заработной платой. Средняя заработная плата определяется отношением фонда заработной платы к среднесписочной численности работающих.

Среднесписочная численность работающих на предприятии за 2010 год составила 200 человек, из которых 98% составляет промышленно-производственный персонал.

По половому составу в структуре кадров преобладают женщины (132 человек или 76%). Однако мужчины занимают подавляющее большинство руководящих должностей, а также в совокупности имеют более высокие квалификационные категории, что объясняется технической направленностью характера большей части выполняемых работ.

Возрастная структура персонала предприятия характеризуется преобладанием работников в возрасте от 30 до 50 лет (107 человек или 54%), 28% (46 человека) составляют работники в возрасте до 30 лет, доля сотрудников старше 50 лет в общей численности работников предприятия равна 18% (23 человека).

В структуре персонала Васильевского хлебозавода высшее образование имеют только 44 человека или 94% (это в основном аппарат управления и ИТР). Работники со средним специальным образованием составляют 102% (48 человек), имеющие среднее образование занимают 75% (108 человек) в общей численности персонала. В целом образовательный уровень работников предприятия невысок – подавляющее их большинство получили только среднее образование.

Оплата труда работников предприятия осуществляется по сдельно-премиальной (для производственного персонала) и повременно-премиальной (для административно-управленческого персонала) формам. Система оплаты труда предусматривает следующие формы увеличения основного заработка по тарифу: контрактная надбавка; надбавка за стаж работы; доплата за совмещение профессий, увеличение объема работ; доплата за руководство бригадой; доплата за ненормированный рабочий день; доплата за профессиональное мастерство (классность). По итогам каждого месяца работникам выплачивается премия за достигнутые производственные результаты, а в конце года – единовременная премия в форме 13-й зарплаты.

Среднемесячная заработная плата за 2010 год отдельных категорий работников составила: руководителей – 1450 тыс. рублей, специалистов – 950 тыс. рублей, служащих – 750 тыс. рублей.

За 2010 год на хлебозаводе пересмотрено в сторону увеличения 13 норм выработки, снижение трудоемкости составило 20372,5 чел./час, условно высвобождено 11,1 человека.

В текущем году планируется пересмотреть 6 норм выработки, снизить трудоемкость на 5530, 6 чел/час, условно высвободить 2,7 человека.

6. Информационная система

Анализ сбытовой сети – это изучение способов наиболее эффективной доставки товара от производителя до конечного пользователя. Построение сбытовой сети одно из важных решение руководства Васильевского хлебозавода, определяющее его успех на рынке. От размеров и эффективности работы сбытовой сети зависят общий оборот предприятия и динамика его роста, норма и размер получаемой прибыли. Но сегодня от сбытовой сети зависит степень контроля предприятия над доведением своей продукции до конечного потребителя, а значит и эффективность оборотной связи между производителем и потребителем. Анализируя каналы распределения продукции Васильевского хлебозавода можно сказать, что канал сбыта идет не только от изготовителя к потребителю, но и охватывает также взаимодействие производителя с поставщиками сырья, материалов, комплектующих. Это характерно для неразвитых рынков, где слабы товарно-денежные отношения и распространен бартер: в этом случае поставщик материалов одновременно является и покупателем конечной продукции. Рассмотрим каналы распределения потребительских товаров, рисунок 5.

Розничный

торговец

Мелкооптовый

торговец

Розничный

торговец


Рисунок 5 - Каналы распределения продукции Васильевского хлебозавода.

Здесь выделяются четыре канала:

1 Канал нулевого уровня.

2 Достоинством этого канала распределения является то, что на продаваемый товар не накладываются торговые наценки, транспортные затраты на доставку продукции минимальны.

3 Основная часть всей продукции Васильевского хлебозавода осуществляется через продуктовые магазины.

4 Недостатками данного канала является потребность в необходимости широкой рекламы, на продукцию, производимую Васильевским хлебозаводом.

5 Бартер на материалы, энергоресурсы. Его достоинство – возможность оплаты, так как нет денежных средств.

6 Торговая сеть других населенных пунктов, при которой реализуется 25% продукции.

Сегментация рынка продукции Васильевского хлебозавода представлена в следующем виде:

- 40% – люди со средним достатком, рабочие и служащие, с доходом до 7000-10000 рублей в месяц на члена семьи;

- 20% – «малоимущие» (рабочие и служащие) с доходом до 5000 рублей в месяц на члена семьи;

- 5% – «наиболее обеспеченные», в основном руководители с доходом от 15000 рублей;

- 3 % – бизнесмены – от 50000 рублей;

- 10% – студенты.

ПРО УСТАВ!!!!!

Имущество хлебозавода формируется за счет принадлежащих ему зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, жилищного фонда, готовой продукции, сырья, части прибыли, полученной от реализации продукции и амортизационных отчислений. На 01.01.1994 г. МП «Вельский хлебозавод» имеет: уставной капитал – 1084 млн. руб., добавочный капитал (переоценка) – 151097 млн. руб., всего – 152183 млн. руб.

Прибыль к распределению в фонды определяется как балансовая прибыль. Отчисления в фонды производится в таких размерах:

- Фонд потребления – 50 процентов.

- Фонд накопления – 40 процентов.

- Резервный фонд – 10 процентов.

Трудовой коллектив может устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и другие социальные льготы в пределах средств из фонда потребления.

Определение необходимых и достаточных должностей работников управления осуществлялось на основе уже имевшейся структуры управления и современных условий производства и требований рыночной конъюнктуры.

Основными регламентирующими документами, регулирующими деятельность работников управления являются Устав предприятия, коллективное трудовое соглашение, положение о работе отдела и должностными инструкциями.

Анализируя сложившуюся систему управления можно сказать, что на предприятии Васильевский хлебозавод существует функциональное разделение полномочий, обязанностей и ответственности, как между отделами, так и между руководителями функциональных подразделений. В структуре управления выделены следующие функциональные подразделения:

· Бухгалтерия

· Планово-экономический отдел

· Коммерческий отдел

· Отдел труда и заработной платы

· Производственный отдел

· Канцелярия

Как такого стратегического отдела не существует, но функции по стратегическому управлению распределены между имеющимися отделами. Основной груз ответственности в данном случае ложится на планово-экономический и коммерческий отделы. В этом процессе участвуют также работники отдела труда и заработной платы, производственного отдела и бухгалтерии. Такая ситуация вполне естественна для такого рода предприятий, и вообще для современной российской практики управления, в виду того, что стратегический аспект управления (уже давно осознанный в развитых странах) сводится к построению планов и прогнозов, тем самым лишая его векторного и решающего для предприятия значения.

7. Экономические службы и финансовый менеджмент

Анализ баланса ОАО «Васильевский хлебозавод» за 2010 год

1 Расчет основных показателей

Основной деятельностью ОАО «Васильевский хлебозавод» является выпуск и реализация хлебобулочных, кондитерских и макаронных изделий.

На основании Федерального Закона РФ «О бухгалтерском учёте в РФ» и на основании «Положения по бухгалтерскому учёту» «Учётная политика организации», ПБУ 1/2008 утверждённого приказом МФ РФ от 24.10.2008г. №1164 в целях соблюдения в течении отчётного года единой учётной политики (методики) отражения в бухгалтерском учёте и отчётности отдельных хозяйственных операций и оценки имущества, а также в соответствии с положениями и нормами, содержащимися в налоговом законодательстве». В ОАО «Васильевский хлебозавод» утверждена «Учётная политика» по вопросам бухгалтерского и налогового учёта.

Учёт процесса приобретения и заготовления материальных оборотных средств осуществляется в оценке по фактической себестоимости с применением счёта 10 «Материалы» с оценкой материалов по фактической стоимости.

Фактическая стоимость запасов при их изготовлении силами организации определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов.

Определение фактической стоимости материальных ресурсов, используемых при осуществлении деятельности организации, производится методом по средней себестоимости.

Обществом было использовано и отнесено на затраты:

электроэнергия

2010 - 557,1 тыс.кВт/час на сумму 1551,0 тыс.руб.

2009 – 786,8 тыс.кВт/час на сумму 1592,0тыс.руб.

природного газа

2010 – 717,0 тыс.м³ на сумму 1944,2 тыс.руб

2009 – 739,4 тыс.м³ на сумму 1891,1 тыс.руб.

Товары приобретённые организацией для продажи, оцениваются по стоимости их приобретения. Товары, находящиеся в розничной торговле, учитываются по продажным ценам, с выделением НДС на сч.19 и торговой наценки.

Готовая продукция оценивается в балансе по фактической производственной стоимости. Для целей налогообложения выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется по мере отгрузки товаров и предъявления покупателю.

Амортизация ОС в налоговом и бухгалтерском учёте определяется согласно Классификации ОС по десяти группам (Утверждена постановлением Правительства РФ от 01.01.2002г. №1). Амортизация начисляется линейным способом.

Основными факторами, повлиявшие в отчётном году на деятельность организации: увеличение покупательского спроса, рост качества продукции. В настоящее время финансовое состояние предприятия устойчивое.

В 2008 году получено балансовой прибыли 2603 тыс.руб., чистой прибыли – 1154 тыс.руб. В 2009 году балансовой прибыли – 2747 тыс.руб., чистой прибыли – 1892 тыс.руб. Увеличение прибыли по сравнению с предыдущим годом составило: балансовой прибыли – 145тыс.руб., чистой прибыли – 737 тыс.руб.

Фактический уровень рентабельности произведённой продукции работ и услуг составил:

2009г. – 0,9 %

2010г. – 1,88 %

Реальным источником финансирования деятельности является прирост капитала связанный с движением денежных средств.

За 2009г. Обществом было уплачено по налогам и сборам 14919 тыс.руб., в 2010г. – 16189 тыс.руб.

Выплачено в отчётном году зарплаты 24725 тыс.руб., что по сравнению с прошлым годом на 232 тыс.руб. больше. Это связано с увеличением выпуска готовой продукции.

В связи с выделением торгового отдела ОАО «Васильевский хлебозавод» в отдельное предприятие ООО «Васильевский хлеб», уменьшилась численность с 210 человек до 186 человек. Поэтому разница в увеличении фонда зар.платы по сравнению с предыдущим годом незначительная.

I раздел баланса уменьшился на 1646 тыс.руб, по сравнению с аналогичным периодом 2009г. Снижение произошло за счёт амортизации ОС, списание транспортных средств 2ед. на общую сумму 258 тыс.руб., приобретено ОС на 2035 тыс.руб.

Индекс роста основных фондов составил:

2009г. – 0,92 %

2010г. – 1,05 %

Коэффициент износа основных средств равен:

2009г. – 39,6 %

2010г. – 47,8%

Общий коэффициент текущей ликвидности:

2009г. - 0,85 %

2010г. – 0,93%

Коэффициент абсолютной ликвидности:

2009г – 0,02 %

2010г. – 0,02%

Соотношение собственных и заёмных средств:

2009г. – 0,52 %

2010г. – 0,7 %

Коэффициент автономии (финансовой независимости)

2009г. – 0,34 %

2010г. – 0,41 %

II раздел баланса «оборотные активы» по сравнению с прошлым годом увеличился на 1052 тыс.руб, за счёт увеличения дебиторской задолженности на 348 тыс.руб, и увеличения товарных запасов на 1112 тыс.руб. Товары для перепродажи снизились на 933 тыс.руб в связи с реорганизацией предприятия.

Оборачиваемость оборотных активов составляет:

2009г. – 13,6 дн.

2010г. – 19 дн.

Дебетовый остаток фонда потребления составил 5765,8 тыс.руб., который погашен по итогам работы за год, за счёт нераспределённой прибыли отчётного года.

2 Вступительные и сравнительные данные

В связи с изменением ставки налога на прибыль с 24% до 20%, в соответствии с законодательством РФ, величина отложенных налоговых активов (отложенных налоговых обязательств) пересчитана с отнесением возникшей в результате пересчёта разницы на счёт учёта нераспределённой прибыли (непокрытого убытка) прошлых лет. Результаты указанного пересчёта отражены в бухгалтерской отчётности Общества на 01.01.2010г. (строки баланса 145, 470, 510, 515, 610).

В связи с вступлением в силу ПБУ 15/08 «Учёт расходов по займам и кредитам» проценты по кредитам, подлежащие уплате в срок, меньший чем 12 месяцев с момента начисления, классифицируются в бухгалтерской отчётности как краткосрочная задолженность.

в тыс.руб.

Графа 3 «На начало отчётного года»

Код строки

Наименование статьи

Сумма до корректировки (данные на 31.12.2009г)

Корректировка

Сумма с учётом корректировки (данные на 01.01.2010г)

145

Отложенные налоговые активы

71

(12)

59

190

Итого по разделу I

19070

-

19058

300

БАЛАНС

32370

-

32358

470

Нераспределённая прибыль прошлых лет

9432

(3)

9429

490

Итого по разделу Ш

11023

-

11020

510

Займы и кредиты долгосрочные

5401

(21)

5380

515

Отложенные налоговые обязательства

51

(9)

42

590

Итого по разделу IV

5452

-

5422

610

Займы и кредиты краткосрочные

3502

21

3523

700

БАЛАНС

32370

-

32358

3 Основные средства

Общество для обеспечения выполнения условий кредитных договоров передало основные средства в залог в следующей оценке:

в тыс.руб.

Наименование (по группам основных средств)

На 01.01.10г.

На 01.01.2011г.

Залоговая стоимость

4744

4744

Балансовая стоимость на отчётную дату

13230

10411

В приложении к балансу основные средства, находящиеся в залоге, отражены по бухгалтерской стоимости на забалансовых счетах.

По состоянию на 31.12.2010г. Общество арендует земельные участки площадью 0,06га, неотражённые в стоимостном выражении в составе данных строки 910 «Арендованные основные средства» справки о наличие ценностей на забалансовых счетах.

4 Финансовые вложения

В 2009г. были финансовые вложения, т.е. вклады в Уставной капитал ООО «Васильевский хлеб» в сумме 22,0 тыс.руб. Результаты этих вложений не окажут существенное влияние на финансовое положение Общества.

5 Расходы будущих периодов

В составе расходов будущих периодов в бухгалтерском балансе отражены следующие расходы. Относящиеся к последующим отчётным периодам.

в тыс.руб.

Наименование затрат

На 01.01.2010г.

На 01.01.2011г.

Приобретение лицензии на отдельные виды деятельности

5,5

57,6

Приобретение программного обеспечения

-

-

Пусконаладочные работы

-

-

Страхование жизни

-

-

Страхование имущества и ответственности

129,8

126,7

Отпускные будущих периодов

32,4

74,7

Прочие

206,9

74,9

ИТОГО:

374,6

333,9

Из них в строке 150 «Прочие внеоборотные активы» бухгалтерского баланса отражены расходы будущих периодов со сроком списания более 12 месяцев после отчётной даты в размере 57,0 тыс.руб. и 277 тыс.руб. по состоянию на 31.12.2010г. по строке 216 «Расходы будущих периодов» бухгалтерского баланса.

6 Капитал и резервы

Уставный капитал составляет 114 тыс.руб. и состоит из обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 10 рублей каждая.

Акционеры

Обыкновенные акции

Количество, штук

Номинальная стоимость, руб.

Акционеры, всего:

11449

10

В том числе:

владеющие более 5% акций:

11284

10

Юридические лица:

-

-

Физические лица:

11284

10

Прочие

ИТОГО:

11449

10

По состоянию на 31 декабря 2010 года уставный капитал Общества полностью оплачен. В течении 2010 года величина уставного капитала не изменилась.

7 Кредиты и займы

Общая сумма кредитов, полученных в течении 2010 года, составила 2774,3 тыс.руб. Общая сумма кредиторов без учёта процентов, погашенных в течение 2010 года, составила 4685,8 тыс.руб.

Кредиторы

Период погашения

Сумма кредита* по состоянию на 01.01.10г.

Сумма кредита* по состоянию на 01.01.11г.

Татфондбанк

1574,7

1710,8

Сбербанк

5400,7

3344,8

Итого:

6975,4

5055,6

В том числе со сроком погашения до 1 года

1574,7

1710,8

* с учётом начисленных процентов

Процентные ставки по долгосрочным кредитам в течение 2009 года 12,77% .

Процентные ставки по краткосрочным кредитам в течение 2009 г. варьировались от 16,2% до 18%.

Общая сумма займов, полученных в течение 2009 года, составила 2830 тыс.руб. Общая сумма займов, погашенных в течение 2009 года, составила 900 тыс.руб.

тыс.руб.

Заимодавцы

Период погашения

Сумма займов по состоянию на 01.01.10г.

Сумма займов по состоянию на 01.01.11г.

Физ. лица

1927,5

2857,5

Итого:

1927,5

2857,5

В том числе со сроком погашения до 1 года

1927,5

3857,5

Процентные ставки по краткосрочным займам в течении 2009 года 11%.

4.8 Прочие доходы и расходы

в тыс.руб.

2009г.

2010г.

доходы

расходы

доходы

расходы

Движение финансовых вложений, в т.ч. векселей 3-х лиц

Продажа дебиторской задолженности

Продажа и покупка иностранной валюты

Спонсорская помощь

552,0

461,4

Услуги банка

537,5

232,4

В том числе сумма восстановленного резерва по сомнительным долгам (при оплате задолженности)

Изменение резерва под обесценение финансовых вложений

Налоги – имущество

388,6

393,9

Расходы на питание

216,3

235,2

Скидка покупателю

794,2

908,1

Другие доходы и расходы, раскрытые в Расшифровке отдельных прибылей и убытков Отчёта о прибылях и убытках (от сдачи в аренду)

343

1382,0

Прочие

148

888,4

171,0

1282,0

Итого прочие доходы/расходы

491

3377

1553,0

3513,0

Прибыль на акцию (для акционерных обществ) 165 рублей.

Базовая прибыль на акцию отражает часть прибыли отчётного года, причитающейся акционерам – владельцам обыкновенных акций. Она рассчитана как отношение базовой прибыли за отчётный год к средневзвешенному количеству обыкновенных акций в обращении в течение отчётного года.

в тыс.руб.

2009 год

2010 год

Базовая прибыль за отчётный год, тыс.рублей

1154

1892

Средневзвешенное количество обыкновенных акций в обращении в течение отчётного года, штук акций

14380

14380

Базовая прибыль на акцию, в рублях*

80

132

Общество не производило в 2009 году дополнительную эмиссию обыкновенных акций. Общество также не имело ценных бумаг, условиями выпуска которых предусматривалась их конвертация в дополнительное количество обыкновенных акций, и не было какого-либо события, связанного с увеличением количества обыкновенных акций. Поэтому Общество не составляет расчётов разводненной прибыли на акцию.

Основные показатели финансовой деятельности Общества

Наименование показателя

Ед.

изм.

За отчетный период

2010

Выручка (нетто) от продаж

Тыс. руб.

113641

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

Тыс. руб.

106302

Валовая прибыль

Тыс. руб.

7339

Коммерческие расходы

Тыс. руб

1561

Прибыль (убыток) от продаж

Тыс. руб.

5778

Прибыль до налогообложения

Тыс. руб.

2747

Налог на прибыль

Тыс. руб.

882

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода)

Тыс. руб.

1892

Дебиторская задолженность

Тыс. руб.

5722

Долгосрочные обязательства

Тыс. руб.

3370

Займы и кредиты

Тыс. руб.

5581

Кредиторская задолженность, в т.ч.

Тыс. руб.

9901

-поставщикам и подрядчикам

Тыс. руб.

4983

8 Управление маркетингом

Отправной точкой для всесторонней оценки эффективности деятельности предприятия служит SWOT-анализ, один из самых распространенных видов анализа в маркетинге, рисунок 6.

SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет того, что менеджеры должны сравнивать внутренние силы и слабости своей компании с возможностями, которые дает им рынок.

Исходя из качества соответствия делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам.

Сильные стороны

Возможности

Слабые стороны

Угрозы

Рисунок 6 – Матрица для составления SWOT – анализа

В соответствии с тем, что исследуемое предприятие относится к сфере продаж товаров массового потребления и с учетом данных, полученных путем анализа SWOT-таблицы, приведенной в таблице 8, можно сделать заключение, что предприятию необходимо придерживаться стратегии массового маркетинга, с целью привлечения как можно большего числа покупателей.

Таблица 9 - SWOT-анализ Васильевский хлебозавод

Сильные стороны компании

Возможности во внешней среде

Постоянный спрос на продукцию

Качество выпускаемой продукции

Достаточный ассортимент предлагаемой продукции

Наличие постоянных клиентов - покупателей

Постоянно действующий персонал

Возможность расширения производства, увеличение ассортимента

Увеличение покупательского спроса

Увеличение числа рекламных мероприятий

Уход с рынка одного или нескольких конкурентов

Слабые стороны компании

Угрозы внешней среды для бизнеса

Отсутствие четких знаний персоналом своих прав и обязанностей

Высокие цены на некоторые виды продукции

Отсутствие систематизации в складском помещении

Расположение предприятия в поселке

Усиление конкуренции на рынке

Появление новых конкурентов

Появление дешевых товаров-заменителей

Изменение курса рубля

Увеличение цен на сырье

На изучаемом предприятии был выявлен ряд недостатков:

1 Ассортиментная политика на предприятии не имеет стратегической основы. Основная цель ее выработки, это то, что на витринах должен быть весь перечень запланированных товаров.

2 Службой маркетинга не изучается жизненный цикл многих продаваемых товаров, то есть цена на него постоянна с начала его реализации и до продажи последней единицы продукции.

3 Анализ конкурентной среды проводится исключительно в рамках собирания информации о ценах конкурентов на аналогичные товары, присутствующие в ассортименте предлагаемом самим предприятием. То есть служба маркетинга в рамках изучения конкурентов занимается сбором сведений об их ценах. Данный факт может свидетельствовать о крайне узком спектре данных собираемых о конкурентах, что не может дать полной картины о конкурентной среде, в которой функционирует предприятие.

4 На предприятии отсутствуют каналы обратной связи с покупателями. То есть, у руководства нет представления о покупательских предпочтениях и желаниях. Оно может делать выводы о мнении покупателей о предлагаемом товаре и их реакции на проводимые рекламные акции только путем анализа получаемой предприятием прибыли, то есть пост фактум. Также такое положение дел свидетельствует о том, что руководство предприятия не имеет возможности заранее знать чего хотят их покупатели и соответственно нет возможности оперативной коррекции ассортимента продукции и ее цены.

5 На предприятии практически полностью отсутствуют PR – акции, основная задача которых создание и сохранение имиджа фирмы. Общественность имеет слишком мало информации о предприятии как о целостной системе – ее традициях, целях и ценностях. Предприятие не стремится создать образ преуспевающей, социальноориентированной и заботящейся не только о своих клиентах, но и о всех других жителей города.

6 Закупочная политика предприятия в большей степени ориентированна на работу с постоянными поставщиками продукции, чем на поиск новых с возможно более выгодными условиями сотрудничества. Также не формируется база поставщиков, которых можно привлечь в случае отказа от сотрудничества с основными поставщиками.

7 В ходе прохождения практики оказалось, что на предприятии отсутствует должность маркетолога. Это в свою очередь порождает ряд проблем и конфликтных ситуаций, которые происходят из-за нечеткого разделения прав и обязанностей сотрудников.

8 Телевизионная реклама используется крайне редко. Известно, что это самый дорогой вид рекламы, но по охвату, а самое главное силе воздействия на потенциального потребителя, ему нет равных, поэтому необходим более детально и взвешенно подойти к этому аспекту маркетинговой деятельности предприятия.

Чтобы оценить конкурентоспособность фирмы целесообразно провести сравнительный анализ по основным образующим факторам относительно ведущих конкурентов. Подобная процедура является важным элементом конкурирующего маркетинга.

Главными конкурентами ОАО Васильевский хлебозавод по выпуску хлебобулочной продукции является: Зеленодольский хлебозавод.

Товар Васильевского хлебозавода аналогичен товарам основного конкурента, он назначает цену близкую к цене товара того конкурента. В противном случае предприятие может потерять сбыт. Если товар ниже по качеству, предприятие не сможет запросить на него цену такую же, как и у конкурентов. Запросить больше, чем конкурент, предприятие может тогда, когда его товар выше по качеству. Конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя, и естественно гарантируют удовлетворение данной потребности.

Реклама для продукции Васильевского хлебозавода является основным инструментом продвижения их на рынке.

Рассмотрим средства массовой информации, используемые Васильевским хлебозаводом:

1 Газеты: «Вечерняя Казань»

2 Телевидение: телеканал ТНВ, Эфир.

3 Реклама на общественном транспорте: нанесение рекламы на автобусы.

4 Наружная реклама.

5 Информационный листок.

Каждый тип различается по способности выполнения специфической рекламной задачи, например, специализированный журнал или газета дает более детальную информацию, чем телевидение, но телевидение привлекает гораздо большую аудиторию.

Выбор средства массовой информации делается так, чтобы оно было наиболее пригодным для достижения цели рекламы, но по минимальной цене. Анализируя затраты на проведение рекламы в 2009 и 2010 г.г. и количеством реализуемой продукции в рублях, таблица 8, можно сделать вывод, что с увеличением затрат на рекламу увеличилось и количество реализованной продукции.

Таблица 8 - Соотношение между затратами на рекламу и реализуемой продукции

Наименование

2009 г.

2010 г.

Реализовано продукции, тыс.руб.

1284

1953

Затраты на рекламу, тыс.руб.

4,6

10

Реклама продукции Васильевского хлебозавода предназначена информировать, но в тоже время увеличивать целевую аудиторию. Это связано с тем, что в жизненном цикле товара продукция Васильевского хлебозавода находится на стадии насыщенности, из этого следует, что основные функции, которые выполняет реклама таковы:

− информировать о качестве товара, его экономичности;

− формировать предпочтение к качеству и изменению восприятия потребителем свойств товара, убеждение потребителя совершить покупку, не откладывая ее.

На предприятии ОАО Васильевский хлебозавод маркетинговой деятельностью занимается в основном директор предприятия совместно с заведующим производством и бухгалтером предприятия, образуя так называемую секцию маркетинга, основными задачами которой являются:

- разработка краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной стратегии маркетинга;

- исследование факторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса на продукцию предприятия;

- исследование потребительских свойств производимой продукции и предъявляемых к ней требований со стороны потребителей;

- ориентация разработчиков и производства на выполнение требований потребителей к выпускаемой продукции;

- исследование потребительских свойств производимой продукции и сбор информации об удовлетворении ими покупателей. Анализ соответствия выпускаемой продукции потребностям покупателей;

- подготовка предложений по привлечению сторонних организаций по решению проблем маркетинга, изучение спроса на продукцию;

- выявление системы взаимосвязи между различными факторами, влияющими на состояние рынка и объем продаж;

- сбор, систематизация и анализ всей коммерческо-экономической информации о потенциальных рынках сбыта продукции предприятия;

- разработка стратегии рекламы по каждому товару и плана проведения рекламной кампании;

- организация рекламы при помощи СМИ;

- обеспечение наружной рекламы;

- организация участия предприятия в выставках;

- разработка предложений по формированию фирменного стиля.

Крупные компании, небольшие фир­мы, некоммерческие организации типа университетов, политичес­кие деятели стараются выяснить, каков их образ в глазах клиентов, для чего заказывают проведение исследований.

Совершенствование системы управления маркетингом на Васильевском хлебозаводе.

Предприятию необходимо продумывать маркетинговый план, который предусматривает особое обслуживание нескольких крупных заказчиков, которые составляют большую часть бизнеса, то есть тех 20%, которые дают возможность предприятию поддерживать свой бизнес на должном уровне. Менеджеры высшего звена часто поддерживают личные контакты с менеджерами фирмы – покупателя одного с ними ранга и на постоянной основе курируют отношения с этими заказчиками. При потере крупного клиента пива за это непосредственно возлагается на высшее руководство фирмы. Чтобы избежать таких потерь, необходимо принять к действию следующие меры.

1 Расширение сбытовой команды.

2 Подготовка и обучение сбытового персонала.

3 Приобретение более полных знаний по существующим рынкам, на которых работает пекарня.

4 Изучение и анализ потенциальных рынков.

5 Ежеквартально проводить опросы покупателей, как в крупных универмагах, так и в магазинах для выявления покупательских предпочтений.

6 Отделу маркетинга и сбыта необходимо вести учет спроса на каждый вид товара и принимать план, опираясь на полученную статистику.

7 Отсутствие информации о предприятии в СМИ неблагоприятно сказывается на её имидже, а так же влияет на спрос товаров , поэтому перед выводом на потребительский рынок новых товаров необходимо провести широкомасштабную рекламную кампанию.

8 При затаривании складов выпущенной продукцией провести 1-2 недельную распродажу со снижением цен, можно приурочить распродажу к какому – либо празднику или событию в общественной жизни города, страны и т.д., обязательно используя информационную поддержку СМИ.

9 Разработка новых товаров с предварительным изучением нужд и потребностей потенциальных клиентов.

10 Ежемесячно выделять средства для проведения рекламных мероприятий.

Расширение сбытовой команды.

Службу сбыта можно организовывать по-разному – по виду товара, географическим регионам, заказчикам или фазам процесса продаж. Независимо от того, какой подход используется, руководство должно определить размер каждой территории и назначить продавцов, отвечающих за эти территории, так как организация службы сбыта по типу товара или заказчикам резко снижает эффективность использования рабочего времени службы, если только типы заказчиков или товара не сгруппированы по территориям.

Решения по территориям рекомендуется принимать в нескольких случаях:

Организация нового подразделения.

Освоение новой продукции.

Следующим шагов в совершенствовании управления маркетинговой деятельностью на Васильевском хлебозаводе может быть – подготовка и обучение сбытового персонала, т.е. – приобретение более полных знаний по существующим рынкам, на которых работает предприятие; изучение и анализ потенциальных рынков.

Чтобы изучение и анализ спроса на товары Васильевского хлебозавода были как можно более продуктивны, необходимо разработать систему изучения спроса.

Для начала нужно провести сегментирование рынка, каждый сегмент постараться разбить на подсегменты и затем изучить потребности, нужды, мотивации, перспективы. Необходимо сегментировать рынок, исходя из нескольких признаков сегмента.

Такая информация может быть полезна при планировании рекламной кампании. Зная, какой сегмент является потребителем тех или иных видов продукции, мы продвигаем для соответствующего сегмента соответствующий класс продукции. А при выпуске нового товара на рынок мы узнаем, кто является потенциальным потребителем, что позволит более точно «подогнать» характеристики продукта под требования покупателей.

Сегментирование желательно проводить по следующим критериям:

возраст и пол;

образование;

уровень дохода;

стиль, образ жизни;

потребительские предпочтения: требования к качеству, внешнему виду; ценовые предпочтения; место приобретения.

Одним из методов определения приоритетности изделия с точки зрения интересов покупателей является анкетирование, которое позволяет выяснить степень и мотивы предпочтения при выборе товара. Здесь можно применить следующие методы изучения спроса:

Опрос посетителей на выставках – продажах и специализированных выставках, распродажах. Эффективен для опроса покупателей по новым моделям для определения приоритетов ассортиментной политики. Этот метод помимо изучения спроса способствует увеличению продаж. Выставке-продаже, распродаже предшествует мощная рекламная кампания, центральная лаборатория представляет новые модели для изучения спроса. Непосредственно на самом мероприятии проводится опрос посетителей. Все пожелания записываются в специально составленную таблицу:

Опрос населения каждые 8-10 месяцев для отслеживания тенденций в изменении предпочтений. Разрабатывается, затем распечатывается анкета. Процесс анкетирования стимулируется проведение лотереи с выигрышем призов, получением ценных подарков. Такое исследование очень эффективно, но не рентабельно ввиду высокой стоимости и длительности процесса получения всей необходимой информации.

Метод регистрации заявок, возвратов – эффективен для изучения спроса на модели в потоке, применяется для планирования ассортимента.

Регистрируются неудовлетворенные заявки, анализируются движения товара по складу, выносятся предложения об уценки.

Метод пробных продаж – наиболее эффективный и объективный метод изучения спроса на новые модели. Опытная партия около 50 штук реализуется как в магазине, так и на выездной торговле. Опрашиваются покупатели, товароведы. Все эти методы дополняют друг друга и для всестороннего изучения спроса необходимо им постоянно пользоваться.

Для того чтобы ежеквартально проводить исследования покупательского спроса достаточно стандартизировать несколько анкет и работать по ним постоянно, отслеживая изменения спроса и предпочтений покупателей.

Отделу маркетинга и сбыта (в данном случае – секции маркетинга) необходимо вести учет спроса на каждый вид товара и принимать план, опираясь на полученную статистику. Также для того, чтобы улучшить маркетинговую деятельность на предприятии я предлагаю в отделе маркетинга разработать специальную компьютерную программу для того, чтобы данные от маркетинговых исследований учитывались централизованно и можно было проследить изменение покупательского предпочтения, спроса, цена на продукцию Васильевского хлебозавода. Это позволит предприятию с более полной точностью отслеживать изменения на рынке пива и реагировать на изменения происходящие на рынке.

9. Выводы и предложения.

На основе изучения деятельности Васильевского хлебозавода можно сделать следующие выводы:

Васильевских хлебозавод является крупнейшим предприятием в Зеленодольском районе - среди 7-ми хлебозаводов объединения он занимает наибольшую долю потребительского рынка (29%), вырабатывает 24% от общего объема производства, обеспечивает 24,7% прибыли от реализации продукции;

Производственно-экономические показатели деятельности предприятия характеризуются поступательным ростом: в 2010 году по сравнению с предыдущим годом достигнуто увеличение выпуска товарной продукции в сопоставимых ценах на 7%, затраты на 1 рубль товарной продукции сократились на 0,9%, полученная предприятием прибыль увеличилась на 46,7%, рентабельность продукции – на 22,2%;

Финансовое состояние хлебозавода в настоящее время не является удовлетворительным, наблюдается существенное снижение платежеспособности, обусловленное инвестиционной направленностью вложений предприятия;

К сильным сторонам Васильевского хлебозавода относятся:

− постоянная работа по усовершенствованию технологии и обновлению оборудования, его качественное обслуживание, высокий уровень автоматизации производства;

− квалифицированные и опытные кадры, преданный предприятию коллектив;

− рост коэффициента использования производственных мощностей;

− стабильный прирост основных производственно-экономических показателей эффективности производства;

− постоянное расширение ассортимента выпускаемой продукции, использование новейших технологий, новых видов сырья и материалов;

К слабым сторонам Васильевского хлебозавода относятся:

− нехватка собственных оборотных средств, сдерживающая полное использование имеющихся производственных мощностей;

− неблагоприятная для хлебозавода конкурентная ситуация на потребительском рынке, особенно по булочным изделиям;

− недостаточная работа по проведению маркетинговых исследований, продвижению товара и рекламе;

В настоящее время на предприятии продолжается работа по техническому переоснащению и реконструкции основных производственных мощностей; разработана программа по увеличению объемов производства и реализации продукции, снижению ее себестоимости, включающая следующие основные направления:

− увеличение объемов производства продукции;

− повышение технического уровня производства;

− снижение потребления топливно-энергетических ресурсов;

− совершенствование норм и нормативов;

− экономия материальных и других ресурсов;

− механизация учета, компьютеризация рабочих мест.

В этой связи в целях повышения эффективности производства представляется необходимым:

− в установленные сроки завершить процесс технического перевооружения, что позволит полностью использовать производственный потенциал предприятия, а также сократить производственные издержки и себестоимость выпускаемой продукции;

− непрерывно совершенствовать процесс организации производства, наращивать производственные мощности посредством обновления производственного оборудования с использованием ресурсосберегающих, безотходных и малоотходных технологий, рационально использовать производственные ресурсы, повышать производительность труда с целью снижения производственных издержек и себестоимости продукции;

− регулярно проводить маркетинговые исследования с целью изучения удовлетворенности потребителей, конкуренции, тенденций рынка, а также развивать все составляющие комплекса маркетинга, включая стимулирование сбыта, ценообразование, коммуникации, активное использование товарных брендов и т.д.;

− для удовлетворения покупательского спроса на свежую продукцию целесообразно строительство магазина с минипекарней, где будет организовано производство мелкоштучных изделий;

− постоянно осваивать производство новых видов продукции на основе внедрения передовых техники, технологии и материалов;

− внедрение автоматизации управления технологическими процессами;

− повышение квалификации производственного и управленческого персонала.

Анализ производственно-экономической деятельности и финансового состояния Васильевского хлебозавода показывает, что для успешного функционирования, осуществления технического перевооружения и обновления основных фондов предприятие нуждается в поддержке государства. Наиболее эффективным будет являться предоставление бюджетного беспроцентного займа на завершение технического перевооружения хлебозавода и пересмотр сроков возврата ранее полученных кредитов и займов.