Реферат: Планирование понятие, сущность, назначение, задачи. Виды планов. Основные этапы и методы плани
Название: Планирование понятие, сущность, назначение, задачи. Виды планов. Основные этапы и методы плани Раздел: Рефераты по экономической теории Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вопрос 1. Планирование: понятие, сущность, назначение, задачи. Виды планов. Основные этапы и методы планирования. Бизнес-план: понятие, сущность, назначение, структура. Основой эффективной деятельности предприятий является планирование. Планирование—это разработка и обоснование планов экономического и социального развития предприятия и путей их реализации. Планирование позволяет обеспечить сбалансированное, пропорциональное развитие хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, учитывая все внешние и внутренние факторы. В условиях рынка центр тяжести планирования перенесен на уровень основного хозяйственного звена (предприятия). Предприятие самостоятельно определяет цель деятельности, объем и структуру деятельности, потребность в экономических ресурсах, методы и способы решения поставленных задач, осуществляет контроль за ходом их реализации. Основными задачами планирования деятельности предприятия являются обеспечение финансовой устойчивости предприятия, достижение более высокой рентабельности по сравнению с рентабельностью конкурентов, увеличение объема оборота и доли на рынке за счет формирования конкурентоспособной структуры оборота, ценовой политики и эффективного использования ресурсов. Планирование выполняет ряд функций: • обеспечение сбалансированности хозяйственно-финансовой деятельности и всех структурных подразделений; • обеспечение безопасности предприятия. При планировании учитываются факторы риска, чтобы избежать их или свести до минимума; • внутрихозяйственная координация и интеграция различных сфер деятельности; • создание условий для формирования ответственных, эффективных работников; • осуществление эффективного контроля за производственно-хозяйственной деятельностью. Планирование деятельности предприятия основывается на использовании таких принципов, как непрерывность, органическое единство, комплексность, выделение приоритетов, гибкость, оптимальность и экономичность. Принцип непрерывности планирования означает сочетание и взаимную увязку долгосрочных и краткосрочных планов. Планирование должно осуществляться постоянно, а долгосрочные планы должны корректироваться в ходе реализации текущих планов. Принцип органического единства предполагает систему взаимосвязанных между собой элементов, имеющих единую направленность развития. Комплексность планирования обеспечивает взаимную увязку всех показателей и разделов планов и направлений деятельности предприятия. Выделение приоритетов предполагает необходимость определения в планах главных задач или направлений развития, требующих первоочередного решения и выделения средств, в целях повышения эффективности деятельности предприятия. Принцип гибкости планирования означает изменение и уточнение планов в процессе их реализации с учетом изменения внешней и внутренней среды функционирования предприятия. Принцип оптимальности и экономичности предполагает разработку нескольких альтернативных вариантов плана развития предприятия и выбор лучшего варианта с точки зрения экономичности его реализации и получения наиболее высоких результатов. Принцип контроля позволяет своевременно обнаружить недостатки в работе предприятия, предупредить возможные диспропорции развития, а также выявить резервы повышения эффективности деятельности предприятия. Виды (формы) планирования и виды планов различают по содержанию и форме проявления. 1. С точки зрения обязательности плановых заданий — директивное и индикативное. Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер. Директивное планирование было присуще социалистической (командно-административной) системе народного хозяйства. В рыночных условиях оно может быть средством решения многих общенациональных задач, в частности в области охраны окружающей среды, обороны, структурной перестройки экономики и т. п. Директивное планирование имеет адресный характер, поэтому оно может использоваться на предприятиях при текущем планировании и принятии конкретных решений. Индикативное планирование в отличие от директивного планирования носит направляющий и рекомендательный, но необязательный для исполнения характер. Как инструмент управления индикативное планирование чаще всего используется на макроуровне. На микроуровне оно, как правило, используется при составлении перспективных планов развития предприятия. 2. По срокам, на которые разрабатываются планы, различают долгосрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование. Долгосрочное (перспективное) планирование осуществляется на период более пяти лет. Эти планы определяют долговременную стратегию экономического, социального, научно-технического развития предприятия. Перспективное планирование следует отличать от прогнозирования. Прогнозирование — это процесс предвидения, который основывается на вероятностном научном суждении о перспективах развития объекта в будущем. Прогнозирование является одним из этапов перспективного планирования. Оно позволяет определить различные варианты развития планируемого процесса и обосновать наиболее приемлемый вариант. Прогнозирование может выступать и как самостоятельная функция управления. Это прогнозы социально-экономического развития, составляемые на уровне страны и отдельных регионов. На уровне предприятия могут прогнозироваться объемы продаж и их доля на рынке, требуемые капитальные вложения и другие показатели. При среднесрочном планировании, планы разрабатываются на период от одного до пяти лет. Текущее планирование осуществляется на год, включая полугодие, квартал, месяц, неделю (декаду), день. Текущее планирование является одним из инструментов реализации перспективных среднесрочных планов. 3. По содержанию плановых решений выделяют стратегическое планирование, тактическое, оперативно-календарное и бизнес-планирование. Стратегическое планирование ориентировано на долгосрочную перспективу. Оно представляет собой выбор перспективных целей и способов достижения этих целей в условиях постоянно меняющейся внешней среды. Тактическое планирование — это процесс создания предпосылок для реализации стратегических целей. Тактическое планирование, как правило, охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды. Объектами тактического планирования являются объемы продаж, затраты, прибыль и рентабельность, материально-техническая база, бюджеты предприятий и др. Оперативно-календарное планирование — это конкретизация показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений. Бизнес-планирование осуществляется при создании нового предприятия или освоении новых видов деятельности. 4. По сферам различают планирование: • сбыта (на предприятиях торговли и питания — планирование объемов оборота); • производства (на предприятиях питания — разработка производственной программы); • персонала (потребность, подбор, подготовка, переподготовка, увольнение); • потребностей (потребности в товарах, сырье, в материально-технической базе и т. д.); • инвестиций, финансов и т. д. По уровню управления выделяются планы предприятия в целом и планы структурных подразделений. Для решения наиболее важных проблем разрабатывается программы. Общие программы разрабатываются для решения стратегических задач. Например, программа стимулирования труда работников, программа финансового оздоровления, программа развития материально-технической базы. Планирование деятельности предприятия может осуществляться двумя подходами: ресурсным и целевым. При целевом подходе плановые показатели деятельности предприятия определяются исходя из поставленной цели. Например, целью предприятия может быть получение прибыли. Исходя из этого определяются объем и структура оборота, затем потребность в использовании ресурсов (основных и оборотных средствах, численности работников), необходимых для достижения поставленной цели. При ресурсном подходе основой разработки планов объема и результатов деятельности предприятия являются имеющиеся на начало планируемого периода экономические ресурсы. Разработка планов предприятий торговли и питания осуществляется с использованием различных методов. Основные методы, применяемые при планировании деятельности предприятий, — это балансовый, нормативный, экстраполяции, экспертных оценок и экономико-математические методы. Наиболее распространенными являются балансовый, нормативный методы и метод экстраполяции. Использование балансового метода позволяет обеспечить необходимые пропорции развития различных направлений и показателей деятельности предприятия. Для обоснования планов составляются натуральные балансы, стоимостные, балансы рабочей силы и рабочего времени. Натуральные балансы составляются в натуральных единицах (тонны, штуки, литры и т. п.). Например, на предприятиях питания составляют продуктовый баланс, на основе которого определяется потребность в сырье для производства собственной продукции. Нормативный метод планирования основан на использовании различных норм и нормативов. Различают государственные экономические нормативы, межотраслевые, отраслевые и местные. Государственные экономические нормативы — это ставки налогов, размеры налоговых пошлин, минимальный размер оплаты труда, нормы продолжительности рабочего времени и др. Межотраслевые нормативы действуют в различных сферах и отраслях деятельности. Например, нормы эксплуатации и обслуживания оборудования, используемого в различных отраслях. Отраслевые нормы применяются на предприятиях одной отрасли. Это нормы расхода сырья, материалов, топлива, электроэнергии и др. Местные нормы и нормативы разрабатываются непосредственно на предприятиях, если в силу специфики деятельности невозможно применение межотраслевых и отраслевых. Это нормы выработки, нормы времени, нормы обслуживания рабочих мест, нормы оплаты труда (сдельные расценки), нормы расходов на оплату труда, нормы амортизации основных средств, нормы товарных запасов (в торговле), сырья (на предприятиях питания) и др. Метод экстраполяции может быть использован только при кратксрочном планировании. Суть этого метода состоит в перенесении выявленных устойчивых тенденций развития за предплановые периоды на будущий период. Бизнес-план представляет собой документ, в котором описаны основные аспекты будущего коммерческого мероприятия (предприятия), анализирующий проблемы, с которыми может столкнуться фирма, а также определяющий способы решения этих проблем. Бизнес-план помогает предпринимателям и финансистам лучше изучить емкость и перспективы развития будущего рынка сбыта, оценить затраты по изготовлению продукции и соизмерить их с возможными ценами реализации, чтобы определить потенциальную прибыльность задуманного дела. Правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопросы, стоит ли вообще вкладывать деньги в данное дело и окупятся ли все затраты сил и средств. Он помогает предугадать будущие трудности и понять, как их преодолеть. Адресуется бизнес-план банкирам и инвесторам, средства которых предприниматель собирается привлечь в рамках реализации проекта, а также сотрудникам предприятия, нуждающимся в четком определении своих задач и перспектив, наконец, самому предпринимателю и менеджерам, желающим тщательно проанализировать собственные идеи, проверить их на разумность и реалистичность. В международной практике считается, что без бизнес-плана вообще нельзя браться за производственную и коммерческую деятельность. Составление бизнес-плана требует личного участия руководителя фирмы или предпринимателя, собирающегося открыть свое дело. Многие зарубежные банки и инвестиционные фирмы отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план с начала и до конца был подготовлен консультантом со стороны, а руководителем лишь подписан. Это не означает, конечно, что надо отказываться от услуг консультантов, наоборот, привлечение экспертов необходимо и весьма приветствуется потенциальными инвесторами. Но, включаясь в эту работу лично, можно моделировать свою будущую деятельность, проверяя целесообразность самого замысла. Согласно рекомендациям ЮНИДО (ЮНИДО — структурное подразделение Организации Объединенных Наций, задачей которого является содействие промышленному развитию стран — членов ООН) бизнес-план имеет следующую структуру. · Цели проекта, его ориентация и экономическое окружение, юридическое обеспечение (налоги, государственная поддержка и т.п.). · Маркетинговая информация (возможности сбыта, конкурентная среда, перспективная программа продаж и номенклатура продукции, ценовая политика). · Материальные затраты (потребности, цены и условия поставки сырья, вспомогательных материалов и энергоносителей). · Место размещения с учетом технологических, климатических, социальных и иных факторов. · Проектно-конструкторская часть (выбор технологии, специ¬фикация оборудования и условия его поставки, объемы строительства и т.п.). · Кадры (потребность, обеспеченность, режим работы, условия оплаты, необходимость обучения). · График осуществления проекта (сроки строительства, монтажа и пусконаладочных работ, период функционирования). · Оценка эффективности инвестиционного проекта. Бизнес-план инвестиционного проекта, реализуемого в рамках инвестиционной политики предприятия, включает следующие разделы. · Вводная часть (резюме). · Обзор состояния отрасли (производства), к которой относится предприятие. · Описание проекта (в оптимальном объеме представляется информация о продукции (услугах), показывается новизна решения технологических, технических, рецептурных, потребительских и прочих проблем). · Производственный план реализации проекта (экономический потенциал, технологический потенциал, материально-техническое обеспечение, трудовой потенциал и правовая защита производства). · План маркетинга и сбыта продукции предприятия (оценка внешней среды, потенциальных покупателей и потребителей услуг, оценка конкурентов и конкурентной борьбы, комплексное исследо¬вание рынка, стратегия маркетинга). · Организационный план реализации проекта (управление проектом, финансовые ресурсы, юридические аспекты). · Финансовый план реализации проекта (план прибыли, движение денежных потоков, анализ безубыточности, финансовый анализ отдельных видов продукции). · Оценка экономической эффективности затрат, осуществленных в ходе реализации проекта. Понятие «бизнес-план» может трактоваться в узком или широком смысле, а его содержание будет зависеть от назначения данного документа. Например, бизнес-планом может быть назван инвестиционный проект, направленный на предоставление информации о проекте потенциальным инвесторам. В некоторых случаях подготовка бизнес-плана является промежуточной стадией разработки проекта, а сам бизнес-план выступает основой для ведения переговоров между держателем проекта и его потенциальными участниками. В последнем случае в нем может быть опущена или приведена только в самом общем виде оценка форм и условий финансирования. В окончательном варианте обосновывающие материалы могут состоять из трех документов различной степени детализации: · Бизнес-проспекта инвестиционного проекта , основное назначение которого — представление предельно сжатой аналитической информации, необходимой инвестору для принятия решения о целесообразности дальнейшего рассмотрения данного проекта, а также для руководства верхнего уровня предприятия с целью формирования пакета проектов организации; · Краткого бизнес-плана инвестиционного проекта , дающего достаточно детальную оценку предложений, представление структурированной информации инвестору и отбор проектов для дальнейшей проработки; · Полного бизнес-плана инвестиционного проекта , предоставляющего необходимое для окончательного решения комплексное, детально проработанное обоснование использования инвестиций и формирование рабочего плана действий по реализации проекта. Вопрос 2. Кредит: его сущность, функции и формы. Кредит – ссуда в денежной или товарной форме на условиях срочности, возвратности, платности. В переводе с латинского имеет два значения – «верую, доверяю» и «долг, ссуда». Как экономическая категория кредит выражает экономические отношения, возникающие между собственниками по поводу перераспределения временно свободных материальных и денежных средств на условиях возвратности и платности. Кредитные отношения предполагают наличие как минимум двух субъектов – кредитора и заемщика. Кредитор – сторона кредитных отношений, предоставляющая ссуду. Для выдачи ссуды кредитор должен обладать ссудным капиталом. Заемщик – сторона кредитных отношений, получающая кредит и обязанная возвратить полученную ссуду и уплатить ссудный процент. Ссуженная стоимость – то, что передается от кредитора к заемщику, и то, что совершает свой обратный путь от заемщика к кредитору. Движение ссуженной стоимости можно представить следующим образом: Рк – Пкз – Ик … Вр … Вк … - Пкс , где Рк – размещение кредита; Пкз – получение кредита заемщиком; Ик – использование кредита; Вр – высвобождение ресурсов; Вк – возврат временно позаимствованной стоимости; Пкс - получение кредитором средств, размещенных в форме кредита. Ссудный процент – это цена ссуженной во временное пользование стоимости. Уровень ссудного процента определяется следующими факторами: соотношение спроса и предложения средств; степень доходности на других участках финансового рынка; процентная политика Центрального банка; конкретные условия сделки по привлечению и размещению средств. Существуют различные виды ссудного процента, классифицирующегося: · по форме кредита : коммерческий процент; банковский процент; потребительский процент; процент по лизинговым сделкам; процент по государственному кредиту; · по видам кредитных учреждений : учетный процент Центрального банка; банковский процент; процент по операциям ломбардов; · по видам инвестиций с привлечением кредита банков : процент по кредитам в оборотные средства; процент по инвестициям в основные фонды; процент по инвестициям в ценные бумаги; · по видам операций кредитного учреждения : депозитный процент; вексельный процент; учетный процент банка; процент по ссудам; процент по межбанковским кредитам; · по срокам кредитования : процент по краткосрочным ссудам; процент по среднесрочным ссудам; процент по долгосрочным ссудам. Сущность кредита как экономической категории проявляется в его функциях: перераспределительной, воспроизводственной, стимулирующей. Перераспределительная функция реализуется в процессе передачи временно свободных материальных и денежных ресурсов во временное пользование на условиях возвратности и платности. Посредством перераспределения бездействующие материальные и денежные ресурсы превращаются в функционирующие. Кредитное перераспределение происходит в двух формах – в денежной и товарной. Воспроизводственная функция. Кредит, являясь неотъемлемым элементом рыночного хозяйства, оказывает непосредственное воздействие на процессы расширенного воспроизводства как на макро-, так и на микроуровне. Благодаря кредиту предприятия имеют возможность увеличивать свои ресурсы, расширять производство. За счет кредита происходит формирование основных и оборотных средств предприятия; осуществляются расчеты между товаропроизводителями; производятся портфельные и реальные инвестиции; оплачивается рабочая сила. Для правительств кредит является важным источником средств для обеспечения государственных потребностей. Граждане, воспользовавшись кредитом, получают в свое распоряжение такие вещи, предметы, ценности, которыми они могли бы владеть лишь в будущем. Стимулирующая функция. Кредит оказывает стимулирующее воздействие на производство и обращение, способствует более экономному использованию ресурсов. Заемщика кредит обязывает осуществлять хозяйственную деятельность таким образом, чтобы улучшить свои экономические показатели, обеспечить получение доходов и прибыли, достаточной для его погашения, уплаты процентов по нему и подтверждения своей кредитоспособности. Коммерческие банки, предоставляя кредиты, могут выдвигать конкретные условия, требующие улучшения отдельных аспектов деятельности заемщиков, что также является стимулирующим фактором. Государство, осуществляя кредитные операции, оказывает определенные стимулирующие воздействия на деловую активность в стране и происходящие экономические процессы. Однако, несмотря на очевидную пользу, которую приносит кредит, отношение к нему неоднозначно. По мнению некоторых экономистов, кредит возникает из-за бедности, от нехватки имущества и ресурсов. За кредит надо платить, поэтому он подрывает финансовое положение заемщика, приводит его к банкротству. Существуют разнообразные формы кредита, различающиеся по составу участников, ссуженной стоимости, целевой потребности заемщика и другим признакам. Коммерческий кредит предоставляется в товарной форме предприятиями и хозяйствующими организациями друг другу в качестве отсрочки платежа за проданную готовую продукцию. Основная цель такого кредита – ускорение процесса реализации товаров и, следовательно, извлечения заложенной в них прибыли. Коммерческий кредит выдается, как правило, на основе торговой сделки. Отсрочка платежа может быть оформлена векселем. Распространены три разновидности коммерческого кредита : · кредит с фиксированным сроком погашения; · кредит с возвратом после фактической реализации заемщиком поставленных в рассрочку товаров; · кредитование по открытому счету, когда поставка следующей партии товаров на условиях коммерческого кредита осуществляется до момента погашения задолженности по предыдущей поставке. Потребительский кредит может быть в товарной или денежной форме. В товарной форме потребительский кредит используется при продаже потребительских товаров населению с рассрочкой платежа. В роли кредитора могут выступать как специализированные кредитные организации, так и любые юридические лица, осуществляющие реализацию товаров или услуг. В денежной форме предоставляется как банковская ссуда физическому лицу для приобретения недвижимости, оплаты дорогостоящего лечения и т.п. Главный отличительный признак потребительского кредита – целевое кредитование физических лиц. Банковский кредит является наиболее распространенной формой денежного кредита. Банки мобилизуют временно свободные денежные средства разных хозяйствующих субъектов и населения, затем передают их во временное пользование своим заемщиком – товаропроизводителям, государству, населению. Государственный кредит разделяется на отношения по поводу привлечения свободных денежных средств и по поводу их предоставления. В первом случае государство заимствует денежные средства у банков и других финансово-кредитных институтов на рынке капиталов для финансирования бюджетного дефицита и государственного долга. Во втором случае кредитные институты государства (банки и другие финансово-кредитные институты) кредитуют различные сектора экономики. Международный кредит отражает движение ссудного капитала в сфере международных экономических и валютно-финансовых отношений. Носит как частный, так и государственный характер. Задача 1. Используя данные таблицы, запланируйте выпуск обеденной продукции на год для столовой общегородского назначения.
В планируемом году общий выпуск блюд увеличится на 7%. Удельный вес первых блюд увеличится на 0,13%, вторых – останется без изменения, сладких – уменьшится на 0,29%, холодных увеличится на 0,16%. Находим удельный вес по ожидаемому выполнению в % для каждого вида блюд: Первые блюда: 5420 – 100 % 1050 – Х % Х = = 19,37%; Вторые блюда: Х = = 46,9%; Сладкие блюда: Х = = 15,39%; Холодные блюда: Х = = 18,34. Находим удельный вес в % в планируемом году: Первые блюда: 19,37 + 0,13 = 19,5 % Вторые блюда: без изменения Сладкие блюда: 15,39 – 0,29 = 15,1 % Холодные блюда: 18,34 + 0,16 = 18,5 % Находим количество тысяч блюд в планируемом году: Общее количество: 5420 + (5420 : 100 Х 7) = 5799 Первые блюда: 5799 Х 19,5 : 100 = 1131 Сладкие блюда: 5799 Х 15,1 : 100 = 876 Холодные блюда: 5799 Х 18,5 : 100 = 1073 Высчитываем план в % к ожидаемому выполнению: Первые блюда: 1131 : 1050 Х 100 = 107% Сладкие блюда: 876 : 834 Х 100 = 105% Холодные блюда: 1073 : 994 Х 100 = 108% 5799 : 5420 Х 100 = 107% Задача 2. Определите недостающие данные по таблице и проанализируйте доход предприятия питания:
Процент выполнения плана = 5086 : 5000 Х 100% = 101,72% Доход предприятия по плану = 5000 : 100% Х 42% = 2100 тыс.руб. Процент дохода = 2148,8 : 2100 Х 100% = 102% % выполнения дохода = 42,25 Х 100% : 42 = 100,6% Список литературы: 1. Ефимова О.П. Экономика общественного питания: учеб.пособие/О.П.Ефимова; под ред.Н.И.Кабушкина. – 5-е изд., испр. – Мн.: Новое знание, 2006. 2. Арзуманова Т.И., Мачабели М.Ш. Экономика и планирование на предприятиях торговли и питания: Учебное пособие. – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0 », 2007. |