Статья: К здоровью без лекарств
Название: К здоровью без лекарств Раздел: Рефераты по безопасности жизнедеятельности Тип: статья |
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 28 «Ромашка» городского округа Тольятти Статья К здоровью без лекарств Донькина Н.М. 2010 г. ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА — ОСНОВА ЕГО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ Долголетние наблюдения педагогов и исследования гигиенистов показали, что работоспособность, качество усвоения учебной программы, формирование умственных операций, развитие речи, овладение разнообразными умениями находятся в прямой зависимости от состояния здоровья. Здоровье — это не только отсутствие болезни, травм, физических дефектов. Здоровье — более широкое понятие, под которым понимают состояние полного физического, душевного (психического) и социального благополучия (такое определение выдвинуто Всемирной организацией здравоохранения). Следовательно, здоровым можно назвать лишь того, кто способен к трудовой и творческой деятельности, к полноценному выполнению социальных функций, к развитию духовных способностей. Применительно к ребенку дошкольного возраста социальными функциями являются пребывание в детском коллективе, освоение программы воспитания и обучения, осуществление разнообразной игровой, учебной и трудовой деятельности. Физическое и психическое благополучие, являющееся составным компонентом понятия «здоровье», предполагает нормальное течение роста и развития ребенка. Утрату ребенком способности к игровой и познавательной деятельности, невозможность находиться в детском коллективе следует рассматривать как потерю здоровья. При этом не обязательно наличие какой-либо болезни, которая безусловно задерживает развитие ребенка. Отклонение от нормального состояния может быть незаметным в повседневной жизни, замаскированным детской живостью и подвижностью: ребенок не чувствует его, взрослый о нем не подозревает. И лишь тогда, когда от ребенка требуют большого напряжения, скажем, решения трудных задач, отклонение начинает проявляться в виде отказа выполнить учебное задание, в изменении поведения и других признаках нарушения психической деятельности, объединяемых общим названием «пограничные состояния». Отклонения от нормального состояния могут наблюдаться со стороны всех органов и систем и в конечном счете привести к нарушению нормального роста и развития ребенка. В Волгограде была разработана программа «Остров здоровья» по оздоровительной работе ДОУ, которая ведется по нескольким направлениям. Первым направлением работы по заявленной программе «Остров здоровья» является комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами: • Осмотр детей специалистами детской поликлиники; • Регулярный осмотр детей медицинским персоналом ДОУ; • Осмотр детей специалистами ПВЛ для выявления и диагностики нарушения опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие); • Диагностика речевого и внеречевого дыхания логопедом ДОУ; • Выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду; •Диагностирование общей физподготовленности детей в начале и конце учебного года по нормативам. Второе направление работы включает в себя рациональную организацию двигательной деятельности детей. К организационным условиям здесь относятся: • Преобладание циклических упражнений; • Ежедневные циклы физкультурных занятий: •традиционные; •тренировочные; •занятия-соревнования; •самостоятельные; •интегрированные с другими видами деятельности; •праздники и развлечения; • Занятия с использованием мини-тренажеров; • Ритмическая гимнастика; • Гимнастика после сна; • Ежедневный режим прогулок - 3-4 часа; • Обеспечение двигательной активности детей атрибутами и пособиями; • Создание необходимой развивающей среды; • Строгое соблюдение двигательного режима и режима дня; • Проведение утренней гимнастики, физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности; • Музыкальные занятия; •Занятия по формированию здорового образа жизни. Третье направление определяет систему эффективного закаливания по ступеням: от щадящих до более интенсивных воздействий с учетом индивидуальных особенностей детей. При этом используется комплекс процедур: • Босохождение; • Обширное умывание; • Ходьба босиком по мокрым дорожкам, «дорожкам здоровья» (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия); • Обмывание стоп ног; • Душ; • Полоскание рта водой комнатной температуры; • Воздушные ванны в облегченной одежде; • Гимнастика на свежем воздухе в теплый период года. Четвертое направление связано с осуществлением лечебно-профилактической работы. В его рамках проводятся следующие мероприятия: • Постоянный контроль осанки; • Контроль дыхания на занятиях по физ. воспитанию; • Контроль за нагрузками для переболевших детей и для детей, находящихся на диспансерном учете по поводу сопутствующих заболеваний (пиелонефрит, пороки сердца и пр.); • Подбор мебели в соответствии с ростом детей; • Профилактический прием иммуномодуляторов: дибазола, элеутерококка, оксолиновой мази для носа; • Сбалансированное питание; • Вакцинация против гриппа; • Потребление фитонцидов (чеснока и лука); • Употребление соков и фруктов (второй завтрак); • Установка комплексной очистки воды на пищеблоке детского сада; • Использование люстр Чижевского; • Использование очистителей воздуха; • Физиотерапия; • Ингаляции; • Кварцевание групп; • Прием поливитаминов; • Аэрофитотерапия; • Аэрозольтерапия; • Лечебная физкультура; • Массаж. Пятым направлением является использование практически апробированных и разрешенных методик нетрадиционного оздоровления детей с функциональными отклонениями в здоровье: • Элементы точечного массажа (Ци-гун); • Пальчиковая и артикуляционная гимнастика, рекомендованная для использования в ДОУ; • Дыхательная и звуковая гимнастика по А. Стрельниковой; • Психогимнастика по методике М. Чистяковой; • Хождение по «дорожкам здоровья»; • Использование различных массажеров; • Звуковая гимнастика Лобанова; • Элементы упражнения хатха-йога; • Аромотерапия Г. Лавреневой; • Вибрационно-вокальные упражнения М. Лазарева; • Звуковая и вибрационная гимнастика Востокова; • Лечебные игры А. Галанова; • Театр физического развития и оздоровления Ефименко; • Игровой массаж А. Уманской и К. Динейки; • Антистрессовый и интеллектуальный массажи Фрица Ауглина; • Восточная гимнастика с элементами у-шу. Шестым направлением считается комплекс психогигиенических мероприятий: • Психодиагностика; • Элементы аутотренинга и релаксации; • Элементы музыкотерапии (музыка сопровождает все режимные моменты - подобрана в соответствии с режимным моментом классическая и инструментальная музыка - Клайдерман, Джеймс Ласт, Вивальди и пр.); •Индивидуальные и подгрупповые занятия в комнате психологической разгрузки, направленные на коррекцию познавательных процессов и эмоциональной сферы; •Обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ. Седьмым направлением является реабилитация и коррекционная работа: • Реабилитация детей, перенесших простудные заболевания дыхательных путей (щадящий режим, расчет физических нагрузок); • Коррекционная работа с детьми, имеющими склонность к формированию нарушений осанки; • Коррекционная работа с детьми, имеющими плоскостопие и склонность к плоскостопию, со слабо сформированной стопой; • Индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движений; • Коррекция психоэмоциональной сферы; • Упражнения и игры профилактического и коррекционного характера, рекомендованные для ДОУ; • Индивидуальная работа в спортзале и на прогулке, проводимая инструктором по физической культуре; • Индивидуальная работа в группе и на прогулке, проводимая воспитателями групп. Восьмым направлением является консультативно-информационная работа: • Оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса, родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников; • Открытые просмотры и показы с использованием оздоравливающих технологий; • Активное участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ по мероприятиям годового плана; • Оформление папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов; • Организация вечеров вопросов и ответов с участием сотрудников ДОУ, приглашенных специалистов; • Проведение занятий с детьми с использованием оздоровительных технологий. Оздоровительные, реабилитационные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия должны осуществляться психологом, медицинскими работниками, воспитателями, инструктором по физ. воспитанию. ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА В МДОУ ДЕТСКОМ САДУ ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ I . Лечебно-профилактическая работа Врач-педиатр. старшая медсестра. 1.Физиопроцедуры: КУФ, «Соллюкс». 2.Массаж: общий, лечебный. 3.ЛФК: дыхательная, нарушение осанки, плоскостопие. 4.Фитотерапия: аэрофитоингаляция, отвары, настои из трав. 5.Витаминотерапия: аскорбиновая кислота, ревит. 6.Иммуномодуляторы: декарис, дибазол, элеутерококк II . Физкультурно-оздоровительная работа Врач-педиатр, инструктор по физическому воспитанию, старший воспитатель. 1.Дополнительные физкультурные занятия специализированного воздействия. 2.Подвижные игры и физические дыхательные упражнения на свежем воздухе. 3.Утренняя зарядка с обязательным бегом и дыхательными упражнениями. 4.Дыхательные гимнастики во время режимных моментов в течение всего дня. 5.Дыхательная и звуковая гимнастика после сна. 6.Релаксационные техники. 7.Спортивные игры и соревнования. 8.Босохождение в теплый период года. 9.Элементы точечного массажа и пальчиковые упражнения ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ 1.Четкая организация теплового и воздушного режима в помещении (проветривание согласно графика). 2.Следить за рациональной одеждой детей (в групповых комнатах дети находятся в облегченной одежде, одежда для прогулок должна соответствовать времени года и характеру погоды). 3. Ежедневно проводить утреннюю гимнастику, организовывать с детьми подвижные игры и упражнения (в летний период проводить эти занятия на свежем воздухе). 4. Строго выполнять стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приема пищи, дневной и ночной сон, общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе. 5.Ежедневное пребывание детей на свежем воздухе. 6.Строго учитывать характер погоды при проведении подвижных игр, если температура ниже -15° С проводить с детьми игры с наиболее интенсивной двигательной нагрузкой, в теплую погоду -спокойные игры. 7.Уделять особое внимание беговым упражнениям для тренировки и совершенствования общей выносливости, наиболее ценного оздоровительного качества с учетом заболеваемости туберкулезной интоксикацией и затухающими формами туберкулеза. 8.Исключить шумные игры за 30 минут до возвращения детей с прогулки. 9.Обеспечить условия для преобладания положительных эмоций во всех видах двигательной активнос7и и ежедневном распорядке дня ребенка. 10.Обеспечить спокойную обстановку в подготовке детей ко сну. 11.Строго соблюдать время, отведенное для сна. 12.Специальные меры закаливания: воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями для ног, плеч, туловища, рук, на дыхание (упражнения выполнять после сна, лежа в постели). 13.Полоскание рта кипяченной водой комнатной температуры после приема пищи. При каждом полоскании использовать около 1/3 стакана воды. 14.В летний период: • хождение босиком по траве, земле, асфальту; • игры детей с водой; • все виды занятий, кроме ИЗО, проводить на свежем воздухе. • использовать босохождение по нестандартному физкультурному оборудованию. 15.Проводить контрольное обследование детей в группах сада. ЛИТЕРАТУРА 1. В.И. Теленчи «Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет. 2. Е.Ю. Александрова «Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья». 3. А.П. Лаптев «Как закалять детей». |