Реферат: Педагогика досуга как предмет
Название: Педагогика досуга как предмет Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат |
Введение. Педагогика досуга, как предмет. Свободное время является доминирующим пространством, в которое происходит развитие человека. О досуге высказывались ученые и философы: - Аристотель: «Досуг – удовольствие и счастье». -Сэн Симон, Роберт Оуэн говорили о необходимости увеличения свободного времени. -Шопенгауэр: «Досуг – венец человеческого существования». -К. Маркс: «Настоящее богатство общества – его свободное время». -М. Каплан: В книге «Досуг, теория и политика» определяет это время для служения обществу и развитию личности. В 50-е гг. в СССР понятие досуга отсутствовало. В 60-е гг. досуг идентифицировался с идеалами коммунизма. Только в 1984 г. было дано точное обоснование досуговой деятельности. Дал его Владимир Воловик в своей диссертации. Методика «Мозгового штурма» Мозговой штурм – форма деловой игры (часть ее), решение открытых задач в группе, для разного возраста людей (от 10 лет и далее) Развивает : креативность, творческие способности, коммуникативные качества, общительность, воспитывает толерантность. История . Во Второй Мировой Войне в Атлантическом океане шел караван грузовых судов без охраны. Его атаковали немецкие подводные лодки. Капитан одного из кораблей, Алекс Осборн, вспомнил тактику пиратов Средневековья в затруднительных ситуациях. Он выстроил всю команду на палубе и предложил каждому ответить на вопрос: Как спастись от торпедной атаки? Главное условие: можно говорить все, что угодно. В 1953 г. Осборн выпускает книгу «Управляемое воображение». Классический учебный мозговой штурм имеет свою цель : развить творческое мышление. Весь класс делится на группы 7 – 9 человек. Условия : 1. Инструкция: основное правило – никакой критики, каждый говорит, что хочет. 2. Выбирается ведущая идея, тема, ситуация, которую необходимо решить. 3. В каждой группе выбирается ведущий: акцентирует внимание на тему, четко проговаривает идеи, называя автора. 4. Группа выбирает секретаря, который фиксирует идеи ключевыми словами, значками 5. Обсуждение проблемы I этап – банк идей – 20мин. Цель: проработать как можно больше идей. Перерыв: 1 – 2 мин., релаксационная музыка II этап – анализ идей – 10 мин. Работает вся группа, рассматривают все идеи, находят что-то полезное Перерыв: 10 мин. III этап – обработка результатов – 10-15 мин. 1 вариант – как можно больше идей 2 вариант – выбирает 2-5 самые интересные Группа выбирает спикера, докладывает решение для всего коллектива. Музей, его виды, функции. Основным видом семейного досуга является музейная экскурсия. Мусейан – название Александрийского музея древних экспонатов. Музей – (с древнегреч.) храм, а затем – храм муз. В III веке до н.э. в Египте в Александрии существовала библиотека, обсерватория и анатомический театр. В Эпоху Возрождения появляются первые коллекции во Франции, Италии. XVII век – появляются коллекции британского музея – Лондон в Лувре, в России – оружейная палата. XIX век – появляются крупнейшие музеи во всем мире. Виды музеев: - отраслевые : ▪ исторические ▪ технические ▪ художественные ▪ научные ▪ музыкальные ▪ этнографические - мемориальные : ▪ музеи-заповедники ▪ музеи-усадьбы ▪ дома-музеи - краеведческие – комплексные Виды музейных материалов: ▫ вещевые – одежды, предметы быта, декоративно-прикладное искусство, предметы деятельности, образцы сырья ▫ изобразительные – живопись, графика, скульптура, литография, диапозитивы ▫ письменные – рукописи, документы, законодательные акты ▫ видеопродукция и аудиоматериалы – запись выступлений, окружающей жизни Этапы подготовки и проведения музейной экскурсии: ▫ определение темы, содержания в соответствии с возрастом ▫ составление плана – маршрут следования, экспонаты, логика рассказа Музейная экскурсия. ▫ собственно экскурсия ▫ ответы на вопросы Части экскурсии: - вводная - основная - заключительная В литературе упоминается о довольно раннем приобщении детей к музею. Современные педагоги Багушинский А.В., Чумакова Т.В., Шмит подчеркивали целесообразность раннего знакомства с музеем с 1,5 – 2 –летнего возраста. Многие исследователи ориентируется на старший дошкольный и младший школьный возраст. В 80-х годах появляется музейная педагогика. С детьми дошкольного возраста предлагается проводить работу в зоологических, краеведческих, художественных музеях. Родители при выборе музея должны руководствоваться возрастом, наличием устойчивого интереса, особенностями восприятия ребенка. Подготовка ребенка, знакомство с правилами: ▪ в залы необходимо входить без верхней одежды, иногда в специальной обуви ▪ большие сумки, зонты оставляются в гардеробе ▪ экспонаты нельзя трогать руками ▪ не разрешается пользоваться мобильными телефонами, фото- и видеосъемки, как правило, платные ▪ нельзя громко разговаривать ▪ переходя из зала в зал, следует это делать спокойно ▪ внимательно слушать экскурсовода, не перебивать его. Родителям предлагается: Предварительно самим познакомиться: с фондами музея, со схемами расположения залов, со специальной литературой, обратить внимание на методику проведения – чередование информации с игровыми приемами, разбавление информации упражнениями, следует использовать имитацию (птица на корме, например), экскурсию может проводить сказочный персонаж (муза Искусства, светлячок), правильно завершить экскурсию обобщением. Формы закрепления знаний: ▪ провести беседу ▪ продуктивная деятельность детей - общий рисунок, коллаж, макет, газета, поделка, оформление альбомов… ▪ чтение специальной литературы ▪ игры и игровые упражнения ▪ дневники наблюдения Классификация экскурсий, типы экскурсий: - по месту проведения на открытом небе в помещении - по характеру содержания: обзорная по конкретной теме - по назначению: учебные научно-просветительские - по составу группы: дети дошкольного возраста учащиеся студенты смешанная группа специалисты Требования к организации туристического похода с семьей. Досуг и здоровье. Наиболее универсальным видом активного отдыха всех членов семьи является туризм. Значение : - восстановление сил - двигательная активность - воздействие природных факторов - впечатления - общение с новыми людьми - получение новых знаний - приобретение навыков выживания в природной среде Развитие туризма (начало) стало осуществляться в Эпоху Просвещения, XVI – XV вв. В России упоминание о туризме, как о путешествии «в края чужие» предпринято с участием воспитанников пансиона в 1777 г. В 1909 г. развитие туризма связано с первым русским скаутским отрядом. Скаутское движение в Европе основано Лордом Баденом Паулем. Перед каждым скаутом стоит несколько обязательств: - долг духовный - долг перед другими - долг перед собой В житейских представлениях понятия туристический поход и туристическая прогулка отождествляются. Туризм – это путешествие по своей стране или в другие страны, сочетающее отдых с элементами спорта и познавательной деятельностью. Туристический поход – форма организации туризма, которая предусматривает выполнение высоких физических нагрузок, связанных с длительным передвижением по маршруту. В зависимости от способов передвижения походы бывают : - лыжные - пешие - конные - велосипедные - водные - горные - автомобильные ▪ по сложности бывают: - категориальные походы (I, II, III) - некатегориальные (менее сложные) Туристическая прогулка – коротковременное (4 – 6 ч.) пребывание в природных условиях и овладение некоторыми туристическими навыками. Прогулка – коротковременное пребывание на открытом воздухе (до 4 ч.) с элементами двигательной и познавательной деятельности. В поход следует брать детей, начиная с 3-х – 4-х лет. Сначала это прогулки в парк, затем в лес. К 5-ти годам можно брать в 2-хдневный поход (небольшие переходы, долгие привалы). Оптимальный состав участников: 2 – 3 семьи (9-12 участников) Подготовка к походу: 1. определяется цель: ▪ оздоровительное направление, ▪ спортивно-тренировочное ▪ познавательное ▪ развлекательное ▪ практическое ▪ романтическое 2. составление программы с учетом мнения участников и возможностей детей 3. определение длительности 3-4 года – 4-6 км 5-6 лет – до 10 км 7-10 лет – 15 км с 11 лет – до 17 км 4. маршрут 5. продумать остановки в живописных местах 6. снаряжение: 2-4 года – 300-400 грамм, 5-6 – до 1,5 кг, 7-8 – до 3-х кг. 7. индивидуальные коврики (не менее роста человека в длину) 8. обувь (на 1-2 размера больше для 2-х носков: шерстяной, х/б), одежда 9. питание питьевой режим – кипяченая вода, 4-5тиразовое питание, много не пить, иначе отек рук и ног 10. построение в походе первый – руководитель, за ним – самые слабые (дети, женщины…), затем опытные если поход однодневный, привал во второй половине дня. С пяти лет надо учить детей ориентироваться на местности по солнцу., с 6 лет они должны уметь. · Следует планировать досуг детей на привале: - конкурс на лучший рисунок, пейзаж - поделки из природных материалов - конкурс песни - КВЧГ, концерты Лыжные прогулки. - должны уметь ходить на лыжах - следует правильно подобрать лыжи и палки лыжи: рост ребенка + 2, 3 см взрослый – по высоте руки палки: не выше плеча температура воздуха – не ниже 10, 12 градусов |