Реферат: Понятие личности, ее основные характеристики
Название: Понятие личности, ее основные характеристики Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное Агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский государственный технический университет» Кафедра «Менеджмент» ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ по дисциплине: «Организационное поведение» на тему: «Понятие личности, ее основные характеристики» Автор работы: Черкашина А.Н. Специальность: 080507(061100) Группа: М – 041 Руководитель работы: Чупрова Д.Б Работа защищена: Ставрополь 2008 Содержание
Введение - личность присуща каждому человеку; - личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет; - личность продукт исторического развития, т.е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа; - личность индивидуальная, отличительная характеристика человека, т.е. то, что отличает одного человека от другого. Не у каждого человека личность выражена достаточно ярко. Мы можем говорить о человеке как о личности в той степени, в какой он сумел выразить свои желания, идеи, чувства через конкретные достижения в науке, искусстве, т.е. через то, какой след он оставит в этой жизни. Организация психики, помогающая человеку активно преобразовать и изменять окружающую среду в соответствии с какими-то своими внутренними представлениями, желаниями понимается в психологии как личность. Различные проявления личности, ее свойства, как и в целом сама психика, - результат работы мозга, высшей нервной деятельности. Для того, чтобы человек мог проявить свои способности, мог самосовершенствоваться нужны не отдельные психические проявления, а деятельность всего сознания; нужно и размышлять, и чувствовать, и хотеть, и наблюдать. Пожалуй, самой существенной характеристикой личности является ее направленность. Курс, которому следует человек по жизни и вообще вся его творческая активность, зависят прежде всего от направленности личности. Личность – это перекресток на котором уживаются индивидуально-своеобразное и социально-типичное. Важно, чтобы социальные догмы не довлели над индивидуальными, т.к. именно индивидуальность является источником развития личности. Но если окружающие внешние условия не способствуют развитию тех или иных свойств личности, то они остаются лишь “склонностями”. Психические свойства личности – “это то, чем может оказаться человек при определенных внешних условия. Поэтому характеристика психики личности, является вместе с тем и предсказанием, как может вести себя человек при данных обстоятельствах”.[6. С.58] 1Понятие личности Понятие "личность" многопланово, личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т. д. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте. Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия "личность", "индивид", "индивидуальность", "человек". Наиболее общим является понятие "человек" биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сформируется логическое мышление, самостоятельно сложатся системы понятий. Для этого потребовалась бы не одна, а тысяча жизней. Люди каждого последующего поколения начинают свою жизнь в мире предметов и явлений, созданных предшествующими поколениями. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, они развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта: 1) общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру. Если б в результате катастрофы погибло взрослое население и остались в живых только маленькие дети, то, хотя человеческий род и не прекратился бы, история человечества была бы прервана. Машины, книги и прочая культура продолжала бы физически существовать, но некому было бы раскрыть для детей их назначение; 2) чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную деятельность, которая будет воспроизводить в себе существенные общественно выработанные способы деятельности человека и человечества. Усвоение общественно-исторического опыта выступает как процесс воспроизводства в свойствах ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода. Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести специфические человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Но, с другой стороны, не имея биологической полноценности (олигофрения), морфологических свойств, присущих человеку как биологическому виду, невозможно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств. Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора. Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие «индивид» - как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида(индивидом мы рождаемся) и понятие "личность" – как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся вод влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия). Социология рассматривает личность как представителя определенной социальной "группы", как социальный тип, как продукт общественных отношений. Но психология учитывает, что в то же время личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Эти внутренние Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания. Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития. 2 Основные характеристики личности Основными характеристиками личности являются: активность (стремление расширить сферу своей деятельности), направленность (система мотивов, потребностей, интересов, убеждений), совместная деятельность социальных групп, коллективов. Активность есть важнейшее общее свойство личности, и проявляется оно в деятельности, в процессе взаимодействия с окружающей средой. Но что именно побуждает человека действовать определенным образом, ставить перед собой те или иные цели и добиваться их? Такими побудительными причинами являются потребности. Потребность это побуждение к деятельности, которое осознается и переживается человеком как нужда в чем-то, недостаток чего-либо, неудовлетворенность чем-то. Активность личности и направляется на удовлетворение потребностей. Наряду с естественными у человека есть и чисто человеческие, духовные, или социальные, потребности: потребность в словесном общении с другими людьми, потребность в знаниях, активном участии в общественной жизни, культурные потребности (чтение книг и газет, слушание радиопередач, посещение театров и кино, слушание музыки). Важнейшая характеристика личности - ее направленность, определяющая цели, которые ставит перед собой человек, стремления, которые ему свойственны, мотивы, в соответствии с которыми он действует. Важный мотив поведения убеждения. Убеждения - это определенные положения, суждения, мнения, знания о природе и обществе, в истинности которых человек не сомневается, считает их бесспорно убедительными, стремится к тому, чтобы руководствоваться ими в жизни. Если убеждения образуют определенную систему, они становятся мировоззрением человека. Взаимоотношения отдельных членов в группах и коллективах очень сложны и многообразны здесь и деловые отношения, и личные (типа симпатии и антипатии, дружбы или вражды так называемые межличностные). Личность занимает определенное место в системе отношений, пользуется равной степенью авторитета, популярности, в разной степени влияет на других членов. Большое значение имеет самооценка члена группы, коллектива, уровень его притязаний (т. е. то, на какую роль претендует личность в группе, коллективе на основании самооценки). В случаях расхождения самооценки и оценки со стороны других членов группы, коллектива часто возникает конфликт. Конфликты возможны и в случае, если уровень притязаний члена группы, коллектива слишком высок и не соответствует его объективному положению в коллективе (тогда этот член коллектива чувствует себя ущемленным, считает, что его недооценивают, «затирают»). 3 Социализация личности Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Выделяют следующие стадии социализации: - первичная социализация или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает); - стадия индивидуализации (проявляется в желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения "мир и я" характеризуется как промежуточная социализация, т. к. все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. - стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, "вписаться" в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы: a) сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом; b) изменение себя, "стать как все"; c) конформизм, внешнее соглашательство, адаптация. - трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность. - послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям. 2 Исследование влияния на человека социальной среды Для исследования влияния на человека социальной среды используют методы, которые позволяют установить характер отношений между членами коллектива, а также связь личных и общественных интересов в коллективе. Одним из таких методов является социометрический метод , разработанный американским психологом Д. Морено и основанный на формулировке лобовых вопросов. Объектом исследования является студенческая группа М-041 кафедры менеджмента СевКавГТУ. Группа была сформирована и приступила к обучению в сентябре 2004 года. В группе на данный момент обучается 32 человека, среди которых 12 – мужского пола, остальные – женского и все примерно одного возраста. У всех студентов есть среднее образование. Сейчас некоторые совмещают учебу с работой или обучением в других учебных заведениях. Для разработки предложений по улучшению социально-психологического климата в коллективе и моделированию организационной культуры предприятия необходимо провести анализ социально-демографических особенностей коллектива и исследование характера межличностных отношений в группе. Этапы выполнения: 1 этап. Разработка перечня вопросов. 1. С кем бы вы хотели работать в паре? 2. С кем бы вы предпочли отдыхать? 3. С кем бы вы хотели продолжить общение после окончания обучения в вузе? 4. С кем вы могли бы поделиться проблемами личной жизни? 2 этап. Разработка социологических карточек. Проведение социологического опроса. Кто отвечает: Голуб.
Кто отвечает: Бичев.
Кто отвечает: Лобжанидзе.
Кто отвечает: Семененко.
3 этап. Построение социологической матрицы. 1 – односторонний положительный выбор; 2 – двухсторонний положительный выбор. Вопрос №1
Вопрос №2
Вопрос №3
Вопрос №4 4 этап. Построение социограммы. 1 – Черкашина 7 – Туманов 2 – Бичев 8 –Семененко 3 – Лобжанидзе 9 – Филипенко 4 – Голуб 10 – Подобина 5 – Функ
Комплексная социограмма: 1) лидеры – Бичев, Черкашина, Лобжанидзе; 2) предпочитаемые – Голуб, Перковская, Туманов, Филипенко, Функ, Подобина; 3) игнорируемые – Семененко. 5 этап. Показатели количественной оценки результатов исследования. Коэффициент совместимости: 1. G = 10 / 32(32-1) = 10 / 32 × 31 = 10 / 992 = 0,01 2. G = 13 / 992 = 0,01 3. G = 15 / 992 = 0,02 4. G = 13 / 992 = 0,01 Коэффициент нейтральности: 1. N = 15 / 992 = 0,02 2. N = 15 / 992 = 0,02 3. N = 18 / 992 = 0,02 4. N = 16 / 992 = 0,02 Коэффициент сплоченности: 1. С = 4 / 496 = 0,01 2. С = 4 / 496 = 0,01 3. С = 4 / 496 = 0,01 4. С = 4 / 496 = 0,01 Результаты расчетов:
6 этап. Оценка значимости личности в группе. 1 – Черкашина - 12/16 × 100 = 75% 2 – Бичев - 5/12 × 100 = 42% 3 – Лобжанидзе - 9/12 × 100 = 75% 4 – Семененко - 0/12 × 100 = 0% 5 – Голуб - 5/12 × 100 = 42% 6 – Перковская - 6/16 × 100 = 38% 7 – Туманов - 4/16 × 100 = 25% 8 – Филипенко - 2/16 × 100 = 13% 9 – Подобина - 4/16 × 100 = 25% 10 – Функ - 4/16 × 100 = 25% 7 этап. Анализ результатов и разработка предложений. В результате исследования взаимоотношений в студенческой группе можно сделать следующие выводы: 1. Формальный руководитель (староста группы) и неформальный руководитель не являются одним и тем же человеком, т.к. старосту группы не выбрали, а у неформальных лидеров – 75%! Причинами такого различия в значениях коэффициента могут быть: - индивидуальный план обучения старосты, и, как следствие, редкая посещаемость; - активное участие неформального лидера в жизни группы; - личные характеристики неформальных лидеров и т.д. 2. Вся группа разделяется на неформальные подгруппы. Причиной такого разделения является схожесть интересов членов подгрупп. Отношения между подгруппами и лидерами носят дружественный характер. 3. Из всех показателей количественной оценки результатов исследования лишь коэффициент нейтральности находиться в оптимальных пределах. Очень низкими оказались коэффициенты совместимости и сплоченности. Возможные причины: - в исследовании участвовала не вся группа, лишь 1/8 часть, поэтому данные результаты не могут объективно отразить отношения в группе; - наличие неформальных групп и др. Мерами по улучшению социально-психологического климата могут являться: 1) проведение встреч вне стен ВУЗа ; 2) участие в различных внутривузовских и других мероприятиях; 3) проведение преподавателями вуза деловых игр и тренингов, в которых будут принимать участие все члены группы и другие мероприятия. Заключение Таким образом, личность - это не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания. Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития. Список использованных источников 1. Винокурова Л.В., Скрипнюк И.И. Организационная психология. – СПб.: Питер, 2001. 2. Гализо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. М. 1986 3. Зайцев Л. Г., Соколова М. И. Организационное поведение. М.: 2006. 4. Казаков В.Г. Кондратьева Л.Л. Психология. М 1989. 5. Крутецкий В.А. Психология. М. 1986 6. Мерлин В.С. “Очерк психологии личности”, Пермь, 1959 г. 7. Немов Р.С. Практическая психология. 8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 1995 |