Реферат: Организация внутрибанковскогго контроля и его значение для банковкой деятельности
Название: Организация внутрибанковскогго контроля и его значение для банковкой деятельности Раздел: Рефераты по банковскому делу Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оглавление Введение Глава 1. Внутренний контроль в системе управления коммерческим банком 1.1 Понятие внутреннего контроля в коммерческих банках и его значение 1.2 Организация внутреннего контроля: цели, функции и участники 1.3 Классификация видов внутреннего контроля в кредитной организации Глава 2. Анализ состояния и оценка системы внутреннего контроля в коммерческом банке 2.1 Внутренняя и внешняя оценка организации системы внутреннего контроля. Сравнительный анализ зарубежного и отечественного подходов 2.2 Анализ состояния внутреннего контроля в российских банках Глава 3. Организация системы внутреннего контроля и пути ее совершенствования ( на примере ЗАО «Банк Русский Стандарт») 3.1 Общая характеристика и организация системы внутреннего контроля «Банк Русский Стандарт» 3.2 Пути совершенствования системы контроля в банке Заключение Список использованной литературы Приложения Введение Система эффективных мер внутреннего контроля является важнейшей составной частью банковского менеджмента. Она служит основой для бесперебойного функционирования кредитных организаций. Система действенных мер внутреннего контроля может способствовать выполнению целей и задач кредитной организации, достижению банком долгосрочных ориентиров прибыльности и поддержанию достоверной финансовой и административной отчетности. Такая система может также обеспечивать соблюдение банком действующего законодательства и нормативных актов, разработанной банком политики, внутренних планов и процедур, а также снижать риск непредвиденных потерь или нанесения ущерба репутации банка. Недостатки в организации банковского менеджмента являются основными факторами дестабилизации положения отечественных банков. Это зафиксировано в рекомендациях многих международных организаций, в частности в Базельских соглашениях. В наших условиях вопросы совершенствования банковского менеджмента особенно остры, поскольку неустойчивость финансового и денежного рынков в России в сочетании со слабым управлением коммерческими банками могут создать такую ситуацию, которая способна поколебать финансовую устойчивость всего народного хозяйства. До недавнего времени банки уделяли недостаточное внимание вопросам повышения качества управления своей деятельностью, принятию мер по ограничению рисков и защите от них, что объяснялось как особенно благоприятными условиями развития банков - высокими процентными ставками, слабой конкуренцией между банками, так и недостаточной компетентностью сотрудников банков, наплывом в банки большого числа профессионально неподготовленных кадров. Эти недостатки сразу проявились при первых признаках стабилизации денежного рынка усложнением для банков условий их деятельности, возникновением необходимости освоения и внедрения новых банковских продуктов, изменения методов работы. В современных условиях российским банкам было бы не лишним направить свою деятельность на качественное улучшение системы банковского контроля, позволив тем самым, обеспечить безопасность и надежность банковской системы в целом, создающую банкам условия для эффективного выполнения ими роли финансовых посредников и сохраняющую доверие к ним со стороны инвесторов, кредиторов, населения. Следует от чисто формальных действий перейти к реальной оценке финансового положения банка в целом и его рисков в частности, в том числе на основе проверок на местах и документарного надзора, а также на основе полного включения службы внутрибанковского контроля в процесс кредитования. Повышение качества контроля - непременное условие создания эффективной системы контроля и регулирования. Стоит задача поднять в ближайшие годы все составляющие банковской системы контроля до хорошего международного уровня. Это обеспечит стабильность и надежность банковской системы. Цель данной работы - исследование организации внутрибанковского контроля. Для достижения данной цели требуется решить следующие задачи: 1) рассмотреть понятие, виды, организацию внутрибанковского контроля и его значение в деятельности коммерческого банка; 2) проанализировать действующую практику организации внутрибанковского контроля в России; 3) исследовать организацию внутрибанковского контроля в коммерческом банке и пути совершенствования (на примере ЗАО «Банк Русский Стандарт»). Объектом исследования является деятельность российских банков, надзорных органов и других организаций в области внутреннего контроля. В рамках объекта исследования непосредственным предметом изучения является внедрения, механизм и проблемы функционирования службы внутреннего контроля кредитной организации. Данная работа состоит из трех глав, введения, заключения и приложений. Глава 1. Внутренний контроль в системе управления коммерческим банком 1.1 Понятие внутреннего контроля в коммерческих банках и его значениеПодходы к изучению контроля зависят как от состояния научной мысли в этой области, так и от социально-экономического положения общества, поскольку контроль, обслуживая потребности общества, тесно с ним связан. Именно по этой причине он представляет собой синтез практического опыта и теоретических знаний, заключенных в самых различных научных дисциплинах, и, прежде всего, таких как бухгалтерский учет, финансы, управление, экономический анализ, информатика, являясь, по сути, межотраслевой и многофункциональной областью знаний. В специальной литературе по экономике, управлению, социологии контроль рассматривается не только с позиций функций управления и видов управленческой деятельности, но и с позиций организационных форм и методов управления, процессов управления и принятия управленческих решений, технологии процесса управления, общей теории управления, а также специальных теорий управления государственными и другими структурами, финансового и экономического анализа, кибернетики, информационного обеспечения управления и др. Широта перечисленных подходов свидетельствует о сложности и многогранности контроля, из чего следует, что при изучении его также необходимо использовать системный подход. Значение внутреннего контроля переоценить трудно: при его помощи обеспечиваются защита имущества, качество учета и достоверность отчетности, выявление и мобилизация имеющихся резервов в сфере производства, финансов и т.п. Внутренний контроль охватывает все сферы деятельности организации и направлен на повышение эффективности управления компанией. Организация системы внутрибанковского контроля является актуальной задачей, которая во многом определяет возможность стабильного развития каждой кредитной организации и банковской системы в целом. Важными документами, определяющими порядок организации системы внутреннего контроля в банках, являются не только Положение Банка России № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»[1] и внутреннее положение, действующее в каждом коммерческом банке, но и документы Базельского комитета по банковскому надзору «Совершенствование корпоративного управления в кредитных организациях», «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора» и др. Организация системы внутреннего контроля в общем случае находится под воздействием ряда факторов: — отношение руководства к системе внутреннего контроля; — размеры, орг. структура, масштабы и виды деятельности кредитной организации; — цели и задачи системы внутреннего контроля; — степень механизации и компьютеризации деятельности кредитной организации; — ресурсное обеспечение; — уровень компетентности кадрового состава. На мой взгляд, система внутреннего контроля кредитной организации, как неотъемлемая часть системы корпоративного управления, представляет собой совокупность взаимосвязанных действующих элементов, позволяющая объективно оценить эффективность и результативность финансовых операций кредитной организации, достоверность финансовой информации, соответствие этих операций и информации законодательству Российской Федерации и внутренним документам организации. Таким образом, эффективный контроль может быть реализован только в системе внутреннего контроля посредством взаимодействия всех ее элементов. 1.2 Организация внутреннего контроля: цели, функции и участники Система внутреннего контроля - совокупность системы органов и направлений внутреннего контроля, обеспечивающая соблюдение порядка осуществления и достижения целей, установленных законодательством Российской Федерации, положением ЦБР от 16.12.2003 г. № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах», учредительными и внутренними документами кредитной организации.[2] Основными целями функционирования системы внутреннего контроля кредитной организации показаны на рисунке 1.1. Рисунок 1.1 – Цели функционирования системы внутреннего контроля кредитной организации Достижение указанных целей системы внутреннего контроля обеспечивается решением следующих задач: · соблюдение кредитной организацией требований законодательства и внутренних документов; · соответствие деятельности кредитной организации утвержденной стратегии; · должный уровень полноты и точности первичных документов и качества первичной информации для принятия эффективных управленческих решений; · безошибочность регистрации и обработки финансово-хозяйственных операций организации; · достоверность, своевременность и полнота составления отчетности; · рациональное и экономное использование всех видов ресурсов; · соблюдение работниками организации установленных руководством требований, правил и процедур. Система внутреннего контроля может подразделяться на внутренний контроль и внутренний аудит и их основные задачи также можно разграничить (таблица 1.1). Внутренние аудиторы работают в службах внутреннего аудита банка и выполняют исключительно контрольные и консультационные функции. Внутренние контролеры участвуют в проверках в соответствии со своими функциональными обязанностями, наряду с выполнением иных управленческих функций. Совместно внутренние аудиторы и внутренние контролеры обеспечивают работу системы внутреннего контроля банка.[3] Таблица 1.1 - Основные задачи внутреннего контроля и внутреннего аудита
Организация системы внутреннего контроля в общем случае находится под воздействием ряда факторов: отношение руководства к системе внутреннего контроля; размеры, оргструктура, масштабы и виды деятельности кредитной организации; цели и задачи системы внутреннего контроля; степень механизации и компьютеризации деятельности кредитной организации; ресурсное обеспечение; уровень компетентности кадрового состава. По мнению исследователей Морковкиной Е.Б., Акулова А.В., Малыхина Д.В., Малюта Н.Е. система внутреннего контроля кредитной организации представляет собой совокупность взаимосвязанных действующих элементов (цель, предмет, объект, субъект, механизм), позволяющая объективно оценить эффективность и результативность финансовых операций кредитной организации, достоверность финансовой информации, соответствие этих операций и информации законодательству Российской Федерации и внутренним документам организации.[4] Таким образом, эффективный контроль может быть реализован только в системе внутреннего контроля посредством взаимодействия всех ее элементов. Данные исследователи представляют схематично организацию качественной системы внутреннего контроля (приложение А). Предметом системы внутреннего контроля является соответствие деятельности кредитной организации законодательству Российской Федерации и внутренним документам. Для эффективного осуществления деятельности кредитной организацией необходим непрерывный контроль за: соблюдением сотрудниками кредитной организации законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности; предупреждением конфликтов интересов; обеспечением надлежащего уровня надежности, соответствующей характеру и масштабам проводимых банком операций и минимизации рисков банковской деятельности. Под объектами системы внутреннего контроля понимается вся совокупность элементов системы коммерческого банка, попадающих в зону действия контроля. К объектам системы внутреннего контроля относятся: организация деятельности кредитной организации; функционирование системы управления банковскими рисками и оценка банковских рисков; распределение полномочий при совершении банковских операций и других сделок; управление информационными потоками (получение и передача информации) и обеспечение информационной безопасности; функционирование системы внутреннего контроля. Организация системы внутреннего контроля банка предполагает охват контрольными процедурами всех без исключения сфер деятельности банка (тотальный контроль). Однако с точки зрения потенциального риска различные операции и сделки, проводимые банком, далеко не равнозначны. Риск возможных потерь колеблется от минимального, возникающего при проведении простейших операций, до риска утраты значительной части активов — при выборе ошибочной стратегии кредитования или при ошибках проведения инвестирования. Соответственно отличается и подход к внутреннему контролю: от создания простейших контрольных процедур в рамках бухгалтерского учета до применения сложных технологий оценки и управления риском с участием многих подразделений банка. Субъекты системы - участники системы внутреннего контроля, кто главным образом проводит контроль и кто выполняет контрольную функцию («организующий» элемент). К субъектам системы внутреннего контроля в кредитной организации можно отнести: органы управления кредитной организации; ревизионную комиссию (ревизор); главного бухгалтера и его заместителей; руководителя и главного бухгалтера филиала кредитной организации; подразделения и служащих, осуществляющих внутренний контроль. Процесс подотчетности субъектов системы внутреннего контроля кредитной организации представлена на рисунке1.2. Рисунок 1.2 – Процесс подотчетности субъектов системы внутреннего контроля кредитной организации В системе управления коммерческим банком задача службы внутреннего аудита состоит, прежде всего, в разработке действенной системы внутреннего контроля, четком методическом и организационном ее обеспечении, периодической оценке состояния внутреннего контроля, а в случае недостаточности его на тех или иных участках - в непосредственном его осуществлении, подготовке выводов и предложений по повышению эффективности деятельности банка. В соответствии с письмом Банка России от 13.05.2002 г. N 59-Т «О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору» план департамента внутреннего аудита должен соответствовать следующим параметрам[5] : составляться департаментом внутреннего аудита и утверждаться главным исполнительным лицом банка или советом директоров; включать график и периодичность планируемой работы по внутреннему аудиту; иметь в основе методологию оценки контроля над рисками; при анализе рисков проверять все направления деятельности и все подразделения банка, а также всю систему внутреннего контроля; быть реалистичным, то есть включать в себя запас времени для выполнения других задач и другой деятельности, таких, как специфические проверки, вынесение заключений и обучение; регулярно пересматриваться и при необходимости обновляться. Механизм системы внутреннего контроля в кредитной организации — «образующий» элемент системы, то есть то, посредством чего обеспечивается непосредственное проведение внутреннего контроля.[6] Элементами механизма системы являются: контрольная среда, регламентация, контрольные процедуры, мониторинг системы внутреннего контроля (таблица 1.2). Следует отметить, что международные нормы регулирования систем внутреннего контроля кредитных организаций, все шире применяются в банковской практике. Принципы Базельского комитета по банковскому надзору нашли свое отражение в Положении Банка России N 242-П от 16.12.2003 «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах». Данный документ предусматривает, что план проведения проверок, осуществляемых службой внутреннего контроля, должен включать в себя график проверок и составляться, исходя из принятой в кредитной организации методологии оценки управления банковскими рисками, учитывать как изменения в системе внутреннего контроля, так и новые направления деятельности банка. Таблица 1.2 - Элементы механизма системы внутреннего контроля кредитной организации
При составлении графика должна учитываться установленная в кредитной организации периодичность проведения проверок по направлениям деятельности структурных подразделений и кредитной организации в целом. Разработанные службой внутреннего контроля планы работы должны согласовываться с единоличным и (или) коллегиальным исполнительным органом и утверждаться советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации. Отчеты о выполнении планов представляются не реже двух раз в год совету директоров (наблюдательному совету). Положение Банка России также предполагает, что по каждому включенному в план направлению (вопросу) деятельности кредитной организации должна разрабатываться отдельная программа проверки. Она должна содержать цели проверки, определять ключевые банковские риски и механизмы обеспечения полноты и эффективности контроля в проверяемом направлении банковской деятельности, охватывать все направления системы внутреннего контроля и основываться на собственных обоснованных методиках службы внутреннего контроля по выявлению и оценке рисков. Следует отметить, что отсутствие в кредитной организации таких программ является нарушением и при проведении инспекционных проверок может стать основанием для замечаний со стороны надзорного органа. Руководствуясь требованиями Банка России, служба внутреннего контроля каждой кредитной организации самостоятельно разрабатывает план проведения проверок и утверждает его решением совета директоров (наблюдательного совета). На современном этапе задачи этой службы уже не ограничиваются предупреждением кризисных ситуаций и проверкой соответствия внутренним процедурам и нормативным требованиям. На первый план выходят такие вопросы, как оптимизация бизнес-процессов. Все большее значение приобретает обеспечение эффективной поддержки руководства в различных областях деятельности. Все это, естественно, отражается в планах, и уже по их состоянию можно судить о профессионализме деятельности службы внутреннего контроля. При составлении плана проверок следует выявить и спрогнозировать зоны повышенного внимания. Это, прежде всего, те направления деятельности конкретной кредитной организации, которые характеризуются (или будут характеризоваться) наиболее высоким уровнем риска. Тщательной проверке целесообразно подвергать те структуры и виды деятельности, которые не проверялись службой внутреннего контроля в предыдущем периоде, либо проверки были, но выявили значительные недостатки с точки зрения внутреннего контроля. Следует учитывать также состав филиальной сети и других внутренних структурных подразделений, их географическую удаленность, численность, характер выявленных нарушений и другие особенности.[7] Таким образом, завершенный цикл проверки должен предусматривать также и контроль за исполнением рекомендаций и указаний, направленных на устранение нарушений. В связи с этим в практической деятельности службы внутреннего контроля, помимо плана проведения проверок, должен быть и план мероприятий по осуществлению последующего контроля, включающий, в том числе, повторные плановые и внеплановые проверки. 1.3 Классификация видов внутреннего контроля в кредитной организации Контрольная среда представляет собой один из важнейших элементов системы внутреннего контроля, роль которой в создании условий для эффективного взаимодействия элементов системы внутреннего контроля трудно переоценить, поскольку именно среда во многом определяет эффективность взаимодействия элементов, составляющих любую систему, в том числе систему внутреннего контроля. Контрольная среда должна включать в себя следующие основные элементы: · информационное обеспечение, · аналитическое обеспечение, · техническое обеспечение, · кадровое обеспечение, · стратегию и политику развития банка, · организационную структуру управления, · формы и методы управления, · распределение функций управления, полномочий и ответственности, · количественные и качественные ограничения банковских рисков, · корпоративную культуру. При всем единстве сущности контроля в теории и на практике различают множество его видов. Внутренний контроль в коммерческих банках необходимо классифицировать по следующим направлениям (рисунок 1.4): · в зависимости от специфики решаемых задач следует различать - административный, бухгалтерский, финансовый, правовой, технологический и управленческий; · в зависимости от объемов и полноты охвата контролем - полный или частичный, комплексный или тематический, сплошной или выборочный; · в зависимости от времени совершения контрольных действий - предварительный, текущий и последующий; · в зависимости от источников информации (данных), на основе которых осуществляется контроль - документальный, фактический и компьютерный; · в зависимости от используемых приемов и процедур при проведении внутреннего контроля - общеметодические приемы: аудит, анализ, ревизия, мониторинг и др.; приемы документального контроля: юридическая оценка, логический контроль, встречная проверка, формальная проверка, способ обратного счета и др.; приемы фактического контроля: инвентаризация, экспертиза, визуальное наблюдение, контрольный замер, лабораторный анализ и др. Рисунок 1.4. Классификация видов внутреннего контроля в коммерческом банке 2. Анализ состояния и оценка системы внутреннего контроля в коммерческом банке 2.1 Внутренняя и внешняя оценка организации системы внутреннего контроля. Сравнительный анализ зарубежного и отечественного подходов Наличие системы внутреннего контроля в кредитной организации является обязательным условием её успешного функционирования. Для её совершенствования необходимо регулярно проводить оценку ее функционирования. Такая оценка может осуществляться разными субъектами (рисунок 2.1). Рисунок 2.1 - Оценка организации системы внутреннего контроля Внешняя оценка системы внутреннего контроля проводится при помощи: внешнего аудита, надзора за участниками финансового рынка и банковский надзор. Центральный банк Российской Федерации осуществляет надзор за состоянием внутреннего контроль в кредитной организации в форме дистанционного и контактного (в виде инспекционных проверок) надзора.[8] В США, Германии, Франции, Японии существует смешанная система банковского надзора, в рамках которой центральный банк разделяет обязанности по надзору с другими государственными органами. В Великобритании, Италии, Нидерландах банковский надзор уполномочены осуществлять исключительно центральные банки. В Канаде и Швейцарии органы надзора отделены от центрального банка. Банковский надзор в широком смысле включает в себя собственно надзор за банками, называемый дистанционным, или документарным, и инспектирование (инспекционные проверки на местах). В зависимости от особенностей отдельных стран надзор неодинаково трактуются. В ряде стран, например в Великобритании, акцент делается на документарный надзор; в других, например в США, — на регулярное и всестороннее изучение состояния каждого банка при проведении инспекции на месте. Для большинства стран характерно сочетание дистанционного контроля за деятельностью банков на основе анализа отчетных документов с выездом инспекторов для проверки в банки. При этом органы надзора взаимодействуют со службами внешнего и внутреннего аудита банков. Банк России оценивает деятельность службы внутреннего контроля по набору показателей, характеризующих организацию работы в банке, и наличию регулирующих внутрибанковских документов[9] . К ним относятся документы, определяющие: процедуры принятия решений; распределение функций и полномочий между подразделениями и сотрудниками банка; политику банка при проведении операций по привлечению и размещению средств; требования по регламентации операций на финансовых рынках; деятельность службы внутреннего контроля. Кроме того, учреждения Банка России вправе при проведении инспекционных проверок кредитных организаций осуществлять проверки как системы внутреннего контроля в целом, так и отдельных операций (процедур) на предмет получения подтверждения:[10] соблюдения внутренних методик, программ, правил, порядок и процедур, а также установленных лимитов; достоверности, полноты и объективности систем учета и отчетности, сбора, обработки и хранения иных сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации; надежности установленных и применяемых кредитной организацией отдельных способов (методов) контроля. Надзор со стороны Банка Англии за деятельностью коммерческих банков осуществляется посредством сбора статистической информации, отчетов бухгалтеров, посещений банков и регулярных официальных собеседований с их руководством. Встречи с руководством банка — одна из главных особенностей надзора в Великобритании. Кроме того, Банк Англии практикует проведение трехсторонних совещаний, в которых помимо названных должностных лиц участвуют также ответственные за финансовый отчет бухгалтеры банков, назначаемые Банком Англии. В их функции входят проверка работы систем учета и контроля банка и периодический отчет о его финансовом состоянии, подтверждение выполнения банками указаний Банка Англии, а также информирование последнего о достоверности и полноте предоставляемой ему статистической отчетности. По Закону о банках эти лица имеют право в случае необходимости извещать руководство Банка Англии о результатах проверки, если они вызывают сомнения. Кроме того, в Банке Англии создан специальный отдел расследований, в состав которого входят 11 бухгалтеров, проводящих консультации и при необходимости вместе с правоохранительными органами участвующих в расследованиях с целью выявления противоправной деятельности отдельных банков, отражающейся на состоянии банковского сектора в целом. В Нидерландах надзор за деятельностью банков, а с 1991 г. и инвестиционных компаний, осуществляется Управлением надзора центрального банка. В штат Управления входят 50 человек, включая заведующего, его 4 ассистентов, советника, специалистов в области анализа, секретаря. Каждый из ассистентов руководит работой 2 главных ревизоров, имеющих в своем подчинении 2 сотрудников (ревизоров). Большинство работников управления (30 человек) — профессиональные дипломированные аудиторы. Ревизоры несут полную материальную ответственность за деятельность закрепленных за ними банков, осуществляют документарный надзор, при необходимости выезжают с проверкой в курируемые ими кредитные учреждения. Более опытные ревизоры курируют большее число банков или банки находящиеся в затруднительном положении. На одного ревизора в среднем приходится 7-8 небольших или имеющих незначительные проблемы банков, или 1 крупный банк, у которого возникли серьезные проблемы. Ревизор действует в тесном контакте с внешним аудитором, проверяющим его поднадзорный банк. Он тщательно изучает ежемесячные и годовые отчеты банка и письма внешнего аудитора в адрес правления по итогам проведенных им проверок. Не реже 1 раза в год проводится встреча работников банковского надзора с внешним аудитором соответствующего банка, во время которой ревизор имеет возможность получить дополнительную информацию по результатам аудиторских проверок расчетов годовых финансовых показателей банков. Каждые 2-3 года проводится встреча руководства коммерческого банка и центрального банка страны, в ходе которой обсуждаются направления деятельности коммерческого банка. По итогам совещания подписывается документ, фиксирующий заключенные сторонами соглашения. Аудиторскими компаниями в России проводится оценка при аудите финансовой отчетности как непосредственно путем проверки наличия и соблюдения банком внутренних регламентирующих документов, так и путем проверки сделок и операций. Такая оценка позволяет аудиторской компании получить дополнительное подтверждение полученного мнения о состоянии дел в кредитной организации, поскольку эффективность организации внутреннего контроля отражается в той или иной мере на качестве совершаемых банком операций, соблюдении экономических нормативов, конечных финансовых результатах (таблица 2.1). Внутренняя оценка в банке органами надзора может проводиться путем проверки процесса внутреннего контроля и тестирования отдельных операций. Тестирование операций осуществляется таким образом, чтобы проверить: адекватность и соблюдение внутренних правил, процедур и лимитов; достоверность и полноту отчетов для руководства и финансовых отчетов; надежность (функционирование в соответствии с руководящими установками) отдельных методов контроля, играющих ключевую роль в проверяемой области системы контроля.[11] Таблица 2.1 - Сравнение российского и западного подходов к проведению аудиторских проверок
Специальным органом, способным оценить систему внутреннего контроля, выстроенную в кредитной организации, является ревизионная комиссия. Хотя обязанность её создания в банке, предусмотрена нормативными актами, конкретнее функции этого контрольного органа практически не описаны. Отдельные банки в целях усиления роли ревизионной комиссии в деятельности кредитной организации разрабатывают положение «О ревизионной комиссии», которое утверждается общим собранием акционеров. В нем за ревизионной комиссией наряду с основными положениями, касающимися проверки финансово-хозяйственной деятельности банка, закреплена обязанность по оценке эффективности системы внутреннего контроля, в том числе проверка деятельности службы внутреннего контроля. Такой опыт функционирования ревизионной комиссии способствует повышению эффективности системы внутреннего контроля в кредитных организациях. Ревизионная комиссия имеет очень серьезные контрольные полномочия, крайне важные для поддержки регулярной деятельности службы внутреннего контроля и (или) внутреннего аудита. Как показывает анализ опыта использования терминов «внутренний контроль» и «внутренний аудит» в хозяйственной практике, отличия между этими явлениями обусловлены их местом и функциями в структуре организации системы внутреннего контроля. Так сложилось, что вопросы внутрифирменного управления решает сама организация, законодательно они не регламентируются. Поэтому централизованное нормативное регулирование внутреннего контроля и внутреннего аудита отсутствует и каждая организация вправе самостоятельно определять состав и цели субъектов системы внутреннего контроля. Исключением из этого правила в российской хозяйственной практике является только деятельность банков, для которых вопросы внутреннего контроля и внутреннего аудита регламентированы достаточно четко. Для эффективной работы системы контроля в организации необходимо разграничивать компетенцию входящих в систему внутреннего контроля подразделений, непосредственно осуществляющих разработку, утверждение, применение процедур контроля и оценивающих систему внутреннего контроля. В утвержденных регламентах и положениях для каждого контролирующего подразделения организации (субъекта контроля) должны быть определены области полномочий, ответственности, взаимодействия с другими контрольными подразделениями, перечень, периодичность и порядок осуществления процедур контроля. 2.2 Анализ состояния внутреннего контроля в российских банках С целью оценки состояния и перспектив развития внутреннего контроля и аудита в российских банках проанализируем сложившуюся ситуации в сфере регулирования внутреннего контроля и аудита. В исследовании участвовали банки Москвы и других регионов: на долю московских приходится 65% выборки, на долю региональных банков - 35%.[12] Анализ будем проводиться по следующим направлениям: роль высшего руководства и его удовлетворенность работой службой внутреннего контроля; соблюдение требований Центрального банка Российской Федерации; кадровая политика; влияние размера и сложности структуры банка; виды деятельности, осуществляемой службой внутреннего контроля. Рисунок 2.2 – Независимость СВК Рисунок 2.3– Удовлетворенность работой СВК Рассматривая вопрос о независимости службы внутреннего контроля, что в сжатом виде характеризуют ее роль и развитость в деятельности банка, можно констатировать, что оценки независимости, которые были даны руководителями службой внутреннего контроля и руководителями банка, совпадают друг с другом. Результирующая оценка оказалась чуть более оптимистична у руководителей банков: на данный вопрос дали ответ «полностью» 29% руководителей банков и 27% руководителей службой внутреннего контроля, «в значительной степени» - 65% и 63% соответственно (рисунок 2.2). Большую критичность продемонстрировали руководители которые удовлетворены выполняемой ими работой на 86% (рисунок 2.3). Этот показатель демонстрирует возможность оценки уровня независимости СВК, которая почти совпадает с оценкой удовлетворенности и также продемонстрирована в ответах руководителей СВК на вопрос "Кому подотчетен руководитель СВК (СВА)", в скобках указан % поставленный руководителями банков (таблица 2.3). Таблицы 2.3 – 2.4 - Подотчётность службы внутреннего контроля и пользователи отчетов.
Полная подотчётность совету директоров, в целом оцененная опрошенными руководителями СВК в 87%, есть не что иное, как распространенная практика. Оценка соответствия требованиям ЦБ РФ по организации внутреннего контроля составляет 68 %. Функцию внутреннего контроля осуществляет 90% служба внутреннего контроля, остальные совет директоров и главный бухгалтер. По представлению руководителей банков, функции внутреннего контроля осуществляются главным бухгалтером более чем на 50%, другими уполномоченными лицами - около 30%, единоличным исполнительным органом - 35%, ревизионной комиссией более 40% Требования ЦБ РФ об организации СВК реализуются, как правило, непосредственно руководителями банка и под их ответственность. Эта в целом не самая лучшая практика непосредственно влияет на объективность работы СВК. В целом можно констатировать, что не менее чем в трети банков имеется еще вполне очевидная зависимость руководителей СВК от исполнительных органов, и эта зависимость негативно оценивается самими руководителями СВК. В дополнение к вышеизложенным доводам можно присоединить и предложенную респондентами сегментацию пользователей отчетов внутренних контролеров (аудиторов) (таблица 2.4). В связи с концентрацией пользователей отчетности внутренних аудиторов в сегменте "Линейное руководство" (81%), можно утверждать, что внутренний контролер (аудитор) в основном решает задачи, поставленные исполнительным органом и менеджерами среднего звена, а проблемы собственников банка уходят на второй план. Одним из основополагающих элементов внешних аудиторских проверок является оценка системы внутреннего контроля. Эта оценка основывается и на анализе отчетов, подготовленных внутренними контролерами (аудиторами) для внешних аудиторских проверок. Оценка этого сегмента пользователей от 0% до 10% может свидетельствовать либо о том, что изначально категория "внешние аудиторы" не предусматривается в качестве получателя отчетов внутренних аудиторов, либо о наличии двух отчетов внутреннего аудитора. Один из таких отчетов (видимо, более полный вариант) направляется руководству банка, а другой вариант отчета (менее содержательный) доступен внешнему аудитору. Вполне вероятно, что одновременно имеют место и оба варианта объяснения такой незначительной доли внешних аудиторов в пользовании отчетами внутренних контролеров. Исследование показало, что 58% внутренних контролеров (аудиторов) имеют практику предыдущей работы по этой же специальности. Поддерживать правильные отношения с менеджментом возможно путем постоянного повышения своего профессионального уровня. Эта задача для внутренних контролеров (аудиторов) является актуальной, и в основной своей массе (84%) банки ориентированы на семинары с участием представителей ЦБ РФ и налоговых органов, это связано с постоянными изменениями нормативного регулирования, осуществляемого в основном ЦБ РФ и в налоговой сфере. 39% банков ответили, что в составе СВК имеются сертифицированные специалисты (дипломированные внутренние аудиторы (Certified Internal Auditor), специалисты с аудиторскими аттестатами Министерства финансов, аттестатами ФКЦБ) либо члены ведущих ассоциаций внутренних аудиторов (The IIA, ISACA). Сотрудники посещают тренинги и семинары по внутреннему контролю (аудиту) не менее 1 раза в квартал около 19%, не менее 1 раза в месяц – 6%.[13] С одной стороны, это является довольно высоким показателем, а с другой - подчеркивает, что активность участников опроса связана с профессиональной солидарностью и ответственностью. Сотрудниками службы внутреннего контроля в кредитных организациях становиться внутренние аудиторы из других банков (58%), сотрудники из других отделов банка, представители аудиторских компаний, налоговых органов. Многие сотрудники банков считают, что анализ рисков в экономике не входит в функцию СВК (СВА), такой ответ отражает сложившееся представление об СВК как исключительно ревизионной службе. В функции такой СВК входит осуществление проверок выполнения работниками банка требований, установленных другими службами и основанных на оценке рисков, которые банк встречает во внешней среде. Альтернативная же оценка рисков и оценка качества работы служб, анализирующих риски на постоянной основе, не входит в функции СВК. Проведенный анализ показал, что в ближайшей перспективе в банках не планируется сокращать штат службы внутреннего контроля. Более того, 42% (59%) - половина банков - нацелены на расширение количества сотрудников СВК (СВА), а в качестве наиболее слабой стороны СВК (СВА) отмечается именно нехватка кадров (23% (6%) случаев) (таблица 2.5). В более чем половине опрошенных банков стаж руководителя СВК составляет от 3 до 15 лет - отметим, что это немало в период бурного развития банковской системы России (1990-2008 гг.). Можно предположить, что стабильность состава руководства СВК компенсирует нехватку персонала и его недостаточную квалификацию. Таблица 2.5 - Сильные и слабые стороны службы внутреннего контроля
Формальное отношение к организации СВК (СВА) продолжает сохраняться. В 6% банков СВК состоит из одного человека. Вполне вероятно, что такая малая численность является следствием оптимизации административных затрат и перераспределением ответственности. Рисунок 2.4 – Стаж работы руководителей службы внутреннего контроля Проведение внешних оценок состояния внутреннего контроля в банке, по мнению Института внутренних аудиторов, изложенному в Международных профессиональных стандартах внутреннего аудита (стандарт 1312), является не только образцовой практикой ведения дел, но и обязательной процедурой в организации процесса внутреннего аудита. Наличие планов по использованию таких оценок в будущем означает присутствие у руководства банков заинтересованности в развитии и понимание места СВК (СВА) в системе управления (таблица 2.6). Таблица 2.6 - Внешняя оценка сильных и слабых сторон службы внутреннего контроля.
На фоне нехватки кадров профессионализм определен сильной стороной в работе СВК (СВА) в 26% случаев, а также важнейшим персональным качеством - в 87%. Это в полной мере соответствует тому, что только в 39% банков в составе СВК (СВА) представлены сертифицированные специалисты. Дефицит времени - 13%, кадров - 23%, недостаток профессионализма - 20%, определенные респондентами как слабые стороны, показывают, в каком направлении совершенствовать применяемую методологию организации и проведения проверок. Объединив наиболее часто встречающиеся ответы, можно нарисовать сложившиеся образы СВК (СВА)[14] . По мнению руководителей банков: сильные стороны работы СВК (СВА): профессиональное, результативное упреждение рисков совершения ошибок, мониторинг требований регулирующих органов (данная характеристика дана 12-47% респондентов); слабые стороны работы СВК (СВА) слабо идентифицируются (четверть респондентов вообще воздержались от ответов): слабое техническое обеспечение, недостаточно профессиональные оценки рисков, только последующий характер контроля (эти черты представляются 6-12% респондентов). По мнению руководителей СВК: сильные стороны работы СВК (СВА): профессиональный, независимый мониторинг, основанный на современных технологиях и упреждение возможных ошибок (10-26% респондентов); слабые стороны работы СВК (СВА): служба всегда недоукомплектована, зависит от мнения руководителей банка, испытывает негативное отношение к себе, плохо знает операции с ценными бумагами и иностранной валютой, неполно анализирует операции и, как правило, после ее совершения. Данную группу определили 7-23% опрошенных респондентов. Получается противоречивый образ сложился у руководителей СВК (СВА) о своей службе, образ СВК (СВА), сложившийся у руководителей банков, более четкий, чем у самих руководителей СВК (СВА), хотя описания близки и по сильным, и по слабым качествам. Можно отметить противоречия: в оценках уровня профессионализма и качества работы СВК (СВА), даваемых руководителями банка и руководителями СВК (СВА); между желаемым результатом и фактическим состоянием дел. Возможно, корни противоречий лежат в том, что руководители банков не очень хорошо представляют себе роль и задачи СВК (СВА) и выдают желаемое за действительное, в то время как руководители СВК (СВА) ежедневно решают различные практические проблемы обеспечения объективности своей работы, не пользуясь достаточной поддержкой у своих руководителей. Другое объяснение противоречий заключается, в том, что фактически сложились разные модели организации систем внутреннего контроля в разных банках. Однако при этом руководителям СВК не вполне ясно представляют, соответствует ли их конкретная модель формальным требованиям ЦБ РФ. Интересно, что, отвечая на вопрос об удовлетворенности работой СВК (СВА), руководители банков и СВК (СВА) опирались исключительно на собственные представления о критериях оценки деятельности СВК (СВА). Ни Положение N 242-П, ни другие нормативные акты ЦБ РФ не содержат практических рекомендаций по оценке эффективности работы СВК (СВА). В то же время и сами банки не выработали устойчивых методических подходов к решению этого вопроса. Одним из наиболее часто встречающихся на практике вопросов является вопрос об организации представительства СВК (СВА) головного офиса в филиалах. Более чем в половине случаев в банках, имеющих филиалы, функции СВК (СВА) во всех филиалах выполняются непосредственно службами головного офиса. Только в десятой части банков с филиалами в каждом филиале есть сотрудники ВК (ВА), а в четверти от общего числа банков с филиалами решение о наличии в филиале сотрудника, ответственного за ВК (ВА), не универсальное. Видимо, на принятие решения о создании в филиале службы (представителя) СВК (СВА) существенное влияние оказывают технологическое развитие банка, удаленность филиалов и другие индивидуальные причины. Глава 3. Организация системы внутреннего контроля и пути ее совершенствования ( на примере ЗАО «Банк Русский Стандарт») 3.1 Общая характеристика и организация системы внутреннего контроля «Банк Русский Стандарт» ЗАО «Банк Русский Стандарт» — динамично развивающийся независимый финансовый институт высокой степени надежности, предлагающий услуги мирового уровня, ориентированные на максимально широкие клиентские слои. Реализация четко направленной бизнес-стратегии, высокое качество банковских продуктов и используемых технологий позволили ЗАО «Банк Русский Стандарт» в короткие сроки создать новый для России рынок потребительского кредитования и стать его лидером. Сегодня Банк «Русский Стандарт» занимает первое место среди частных банков страны по объемам кредитования населения и имеет уникальный опыт по формированию кредитной истории клиентов с использованием системы вероятностной оценки кредитоспособности заемщиков. Банк «Русский Стандарт» - Закрытое Акционерное общество, является юридическим лицом по законодательству Российской Федерации, входит в единую Банковскую систему России осуществляет свою деятельность на коммерческой основе. Был создан на основе «Агроопторгбанка» в июне 1999 года (генеральная лицензия № 2289 от 19 июля 2001 года). Основным акционером Банка является холдинговая компания ЗАО «Русский Стандарт», её структура показана в таблице 3.1. Таблица 3.1 - Структура холдинговой компании «Русский Стандарт».
Органами управления Банка являются: общее собрание акционеров; совет директоров банка, председатель Правления банка, правление банка. Высшим органом управления является Собрание акционеров Банка. Всей оперативной деятельностью Банка руководит Председатель Правления (Левин Дмитрий Олегович), назначенный Советом Директоров, который выступает работодателем в трудовых взаимоотношениях с сотрудниками Банка. Правление банка занимается разработкой оперативных и тактических планов развития Банка по реализации стратегии, принятой Советом Директоров (председатель – Тарико Рустам Васильевич), обеспечением выполнения решений Общего собрания акционеров, Совета Директоров, Председателя Правления Банка. Совет директоров Банка осуществляет общее руководство деятельностью Банка. Председатель правления Банка является единоличным исполнительным органом Банка и руководит текущей деятельностью Банка. Правление Банка является коллегиальным исполнительным органом Банка. В целях защиты интересов инвесторов Банка и его клиентов, в Банке создана система внутреннего контроля. Организуется она Советом директоров Банка. Служба внутреннего контроля Банка действует на основании Устава и Положения о Службе Внутреннего контроля, утвержденного Советом Директоров Банка. Банк обладает полной хозяйственной самостоятельностью в вопросах распределения чистой прибыли. Балансовая и чистая прибыль Банка определяется в порядке предусмотренном действующим законодательством. Из балансовой прибыли уплачиваются соответствующие налоги, другие обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, а также производятся расходы, осуществляемые по действующему законодательству до налогообложения. Чистая прибыль Банка (после уплаты налогов) остается в распоряжении Банка и по решению Общего собрания акционеров перечисляется в резервы, направленные на формирование иных фондов или распределение между акционерами в виде дивидендов, на другие цели в соответствии с действующим законодательством. Банк Русский Стандарт реализует кредитные программы для населения более чем в ста городах России, а также на Украине и в Казахстане. Организацию системы внутреннего контроля в банке можно рассмотреть как трехуровневую систему. На первом уровне департамент внутреннего контроля головного офиса в г. Москве, возглавляет Аверина Ирина Рудольфовна. Департамент внутреннего контроля создано для осуществления внутреннего контроля, содействия органам управления банка в обеспечении эффективного функционирования и включает в себя Контрольно-ревизионное управление, управление последующего контроля, управление контроля качества, управление по работе с регионами, управление правовой поддержки, управление контроля кассовой работы и управление анализа и контроля рисков. Основные задачи Департамента внутреннего контроля: Обеспечивает мониторинг процесса функционирования системы внутреннего контроля, выявление проблем, связанных с ее функционированием, разработку предложений по совершенствованию и повышению эффективности системы; проводит регулярные проверки деятельности подразделений банка, контролирует выполнение мероприятий по устранению выявленных нарушений и о результатах информирует руководство банка; осуществляет постоянный мониторинг соблюдения сотрудниками банка установленных правил и процедур при осуществлении деятельности, функций и полномочий при принятии решений; участвует в разработке внутренних документов банка, регламентирующих деятельность подразделений и сотрудников, порядок выполнения операций и принятия решения, с целью обеспечения функционирования системы контроля. контроль за состоянием кредитных, рыночных рисков и риска ликвидности Банка. На втором уровне – Региональный центр (филиал) - контроль в банке ведет Управление внутреннего контроля г. Новосибирска, здесь финансовую деятельность осуществляет 3 сотрудника – начальник отдела внутреннего контроля, главный и ведущий специалисты. На третьем уровне – Региональное представительство (отдел внутреннего контроля) в лице ведущего специалиста операционного офиса. На данном уровне специалист ведёт текущий контроль, участвует в выездных проверках. Специалист после проведения проверки пишет предварительный отчет, делает анализ выявленных нарушений, прикладываются к отчету копии документов, свидетельствующие о допущенном нарушении, затем отправляет проделанную работу на второй уровень в Региональный Центр (филиал). Там, собирают отчеты со всех региональных представительств, подведомственные региональному центру, проверяют, пишут служебные записки и отправляют обратно в представительство, делается 2 копия для руководителя представительства. Руководитель предоставляет информацию о возможных сроках устранения нарушений и затем специалист пишет итоговый отчет с учётом сроков устранения. Итоговый отчет отправляют на второй уровень, после рассмотрения и составления итогового отчета о выявленных нарушений по всем представительствам отправляют в головной офис в Москву. Головной офис анализирует полученную информация, делает корректировки, плановые и встречные проверки, формирует политику в области внутреннего контроля, пишет служебные записки и отправляет на второй уровень обратно пакет документов, те в свою очередь передают на третий уровень. На третьем уровне ведущий специалист делает сверку по всем выявленным нарушениям исполнение и составляет отчёт и отправляет на второй уровень, и весь процесс повторяется заново (рисунок 3.1). Система внутреннего контроля выполняет защитную функцию по минимизации внешних и внутренних рисков ЗАО «Банка Русский Стандарт» и призвана обеспечивать такой порядок проведения банковских операций и сделок, который способствовал бы достижению поставленных ориентиров и целей при соблюдении требований законодательства, нормативных актов Банка России, а также внутренних процедур, стандартов и правил, установленных в ЗАО «Банка Русский Стандарт». Первый уровень - Головной офис (Департамент внутреннего контроля) Отчёт Проверка Второй уровень - Региональный центр (филиал) – Управление внутреннего контроля Отчёт Проверка Третий уровень – Региональное представительство - ведущий специалист операционного офиса. Рисунок 3.1 - Структура взаимодействия службы внутреннего контроля в ЗАО «Банк Русский Стандарт» В организационную основу системы внутреннего контроля заложены принципы, обеспечивающие непрерывное действие контрольных механизмов и функций на всех направлениях банковской деятельности и уровнях принятия решений. К ним, в частности, относятся следующие принципы: разделения обязанностей; непрерывности; предметности и конкретности; объективности; всеобъемлемости и многоплановости; информационной достаточности для принятия решения и ограничения доступа к информации, не относящейся к проведению конкретной операции и/или превышающей лимит функциональной необходимости в рамках должностных обязанностей; использования различных видов контроля в зависимости от функциональной принадлежности объектов контроля, текущей необходимости и комплексности поставленных задач. Реализация указанных принципов осуществляется за счет обязательного выполнения контрольных функций и действий, заложенных в операционные процедуры, порядок и правила проведения банковских операций и предоставления банковских продуктов и услуг, должностные инструкции работников, нормативные акты, регламентирующие банковскую и административно-хозяйственную деятельность Банка. Для осуществления контрольных функций также используются два вида контроля - административный и финансовый. Административный контроль состоит в проверке соответствия проводимых операций полномочиям должностных лиц, определенным нормативными актами Банка и процедурами принятия и реализации решений по проведению операций и сделок. Финансовый контроль заключается в проверке соответствия проводимых операций и сделок политике Банка, изложенной в нормативных актах, применительно к разным видам банковских продуктов и услуг и их адекватного отражения в учете и отчетности. Как административный, так и финансовый контроль осуществляются в предварительном, текущем и последующем порядке. Система внутреннего контроля в ЗАО «Банк Русский Стандарт» организована по принципу всеобъемлемости и многоплановости. Это означает, что контрольные функции закладываются по вертикали и по горизонтали, образуя тем самым сплошную сеть пересекающихся контрольных функций. Горизонтальную образующую представляют инструкции, тарифы, технические порядки и операционные процедуры, определяющие технологическую последовательность проведения банковских операций и сделок, лимиты установленных нормативных показателей, зоны ответственности и контрольные операции по минимизации операционных рисков. Вертикальную составляющую образуют индивидуальные должностные инструкции работников Банка, положения о подразделениях (отделах, управлениях), приказы и распоряжения президента-председателя Правления, решения Правления и/или коллегиальных органов Банка. Контроль за осуществлением контрольных функций (по горизонтали и по вертикали) подразделениями, составляющими инфраструктуру системы внутреннего контроля и обеспечивающими ее работу путем регулярных проверок, анализа, проведения специальных контрольных мероприятий, возлагается на Службу внутреннего контроля. 3.2 Пути совершенствования системы контроля в банке Для того чтобы система внутреннего контроля стала эффективной, нужно её постоянно совершенствовать. Пути совершенствования можно выделить следующие: периодически пересматривать документы, устанавливающие стратегию и политику финансовой организации в области внутреннего контроля, утвержденную стратегию и политику внедрять менеджментом в практику на базе оценки рисков, создавать необходимую инфраструктура, позволяющую обеспечить эффективность контроля, создавать эффективные и безопасные каналы доведения информации, проводить независимый мониторинг эффективности системы внутреннего контроля. I Утверждать и периодически пересматривать владельцами (Советом директоров) документы, устанавливающие стратегию и политику финансовой организации в области внутреннего контроля: устанавливать основные виды деятельности организации; идентифицировать основные неотъемлемые риски, связанные с основными видами деятельности; устанавливать приемлемые уровни риска, который может (должен) принимать на себя кредитная организация и её подразделения для достижения поставленных целей; определять основные методы контроля и структуру контроля, не позволяющие превысить установленные уровни риска. II Утвержденную стратегию и политику внедрять менеджментом в практику на базе оценки рисков: проводить идентификацию, оценку и контроль внутренних и внешних факторов, которые могут неблагоприятно повлиять на достижение кредитной организацией поставленных целей (идентификация, мониторинг и контроль за рисками); утверждать организационную структуру и распределение полномочий; разрабатывать необходимые процедуры и процессы, направленные на выявление, отслеживание изменений и контроля за рисками; планировать и контролировать деятельность по мониторингу эффективности системы внутреннего контроля; создавать контрольную среду, которая выражает и демонстрирует персоналу всех уровней важность внутреннего контроля и соблюдения этических норм. III Создавать необходимую инфраструктуру, позволяющую обеспечить эффективность контролей: процедуры контроля реализовать на всех уровнях управления; осуществлять периодические проверки обеспечения соответствия всех областей деятельности установленным политикам и процедурам; обеспечивать встроенность мероприятий контроля в ежедневные операции; обеспечивать разделение обязанностей и отсутствие конфликтов интересов при выполнении персоналом своих обязанностей; обеспечивать адекватность, полноту и достоверность внешних рыночных данных о событиях, которые могут повлиять на принятие решений; обеспечивать адекватность, полноту и достоверность финансовой и управленческой отчетности; обеспечивать соответствие операций действующему законодательству. IV Создавать эффективные и безопасные каналы доведения информации: весь персонал предупреждать о существующих политиках и процедурах, касающихся их обязанностей и ответственности; обеспечивать адресацию и быстроту доведения необходимой информацией до соответствующего персонала; обеспечивать соответствие уровня информационных систем и всех видов деятельности организации; обеспечивать безопасность информационных систем, осуществлять их периодическую проверку. V Проводить независимый мониторинг эффективности системы внутреннего контроля: проводить на ежедневной основе мониторинг наиболее рискованных операций; проводить оценку влияния на операции организации каждого вида риска по отдельности, и всеобъемлющую оценку риска с учетом существующих методов и мер контроля; обеспечить проведение эффективного и всеобъемлющего внутреннего аудита системы внутреннего контроля независимыми в функциональном отношении, адекватно подготовленными и компетентными сотрудниками; обеспечить своевременное доведение информации о недостатках внутреннего контроля до управляющих соответствующего уровня и ее правильная адресация; обеспечить доведение до менеджмента и Совета директоров информации о существенных недостатках внутреннего контроля и оценка ее эффективности. Таким образом, при определении эффективности и адекватности системы внутреннего контроля должны в первую очередь учитываться не конкретные формы, методы и технологии контроля, не количество людей, занятых контролем, количество проведенных ими проверок или выявленных ошибок, а действия (или бездействие) менеджмента и владельцев предприятия, направленные на встраивание внутреннего контроля во все бизнес-процессы, своевременную оценку рисков и эффективности мер контроля, применяемых для смягчения их воздействия. Заключение Изучив тему: «Организация внутреннего контроля и его значение для банковской деятельности», и подводя итоги можно заключить следующее: Переход банковского сектора России на международные стандарты учета и финансовой отчетности и внедрение в практику принципов корпоративного управления требуют от банков всестороннего интенсивного развития, это является одним из важнейших аспектов деятельности внутреннего контроля. Важнейшим элементом обеспечения безопасности банков является система предупреждения их кризиса. Банковское законодательство устанавливает, что в интересах обеспечения финансовой надежности, как фактора предотвращения кризиса, банки должны: 1) осуществлять классификацию своих активов, особо выделяя сомнительные и безнадежные долги, создавать резервы (фонды) покрытие возможных убытков, в том числе под возможное обесценение ценных бумаг; 2) соблюдать обязательные экономические нормативы, установленные банком России; 3) организовать у себя внутренний контроль, обеспечивающий надежность выполняемых операций. Основной целью банковского регулирования и контроля в России, как и в других странах, является поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Конкретные задачи, которые ставятся перед органами внутреннего контроля в каждый данный период времени, непосредственно определяются этой главной целью осуществления контроля над кредитными организациями и современным состоянием банковской сферы и социально-экономической ситуацией в стране в целом. На начальном этапе создания банковской системы в России к кредитным организациям предъявлялись относительно либеральные требования. Это объяснялось неразвитостью самой системы банковского надзора и задачей ускоренного формирования коммерческого банковского сектора, обусловленной, прежде всего политическими целями. Позднее основной акцент в деятельности органов внутреннего контроля был перенесен на обеспечение надлежащего качества работы функционирующих кредитных организаций, их ликвидности и платежеспособности. В настоящее время в связи с обострением во всем мире проблемы обращения криминальных денег перед ЦБ РФ также поставлена задача разработки системы мер по предотвращению отмывания «грязных» денег через коммерческие банки нашей страны. Список использованной литературы 1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, Н2 32, ст. 3301; 1996, № 9, ст. 773; №34, ст. 4026; 1999, № 28, ст. 3471; 2001, № 17, ст. 1644; № 21, ст. 2063; 2002, № 48, ст. 4737; 2003, № 2, ст. 167; № 52 (часть 1), ст. 5034; 2004, № 27, ст.2711; № 31, ст. 3233; 2005, № 1 (часть 1), ст. 18, ст. 39, ст. 43). 2. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 22.09.2009) 3. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности в РСФСР» в редакции федерального закона №17-ФЗ от 03.02.1996. 4. Закон РФ «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»: положение ЦБ РФ от 16.12.2003 № 242-П (ред. от 05.03.2009) 5. Положение Банка России № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах». 6. Положение Банка России №509-П «Об организации внутреннего контроля в банках" 7. Письмо ЦБ РФ от 24.03.2005 № 47-Т «О методических рекомендациях по проведению проверки и оценки организации внутреннего контроля в кредитных организациях». 8. Постановление Правительства РФ «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» от 08.01.2003 г. N 6 (ред. от 24.10.2005) 9. Положение ЦБ РФ «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» от 26.03.2007 № 302-П (ред. от 11.12.2009) 10. Письмо ЦБ РФ «О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору (компаенс и компаенс-функция в банках) от 02.11.2007 N 173-Т // 11. Письмо ЦБ РФ «Об организации управления операционным риском в кредитных организациях» от 24.05.2005 № 76-Т // 12. Письмо ЦБ РФ «О методических рекомендациях по проведению проверки и оценки организации внутреннего контроля в кредитной организации» от 24.03.2005 № 47-Т 13. Письмо ЦБ РФ «О мерах по повышению уровня внутреннего контроля» от 07.10.1999 № 289-Т 14. Лаврушин О.И. Банковский менеджмент: учебник/ под ред. О.И. Лаврушина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2009.-560с. 15. Банковское дело: Учеб. / Под ред. Г.Г. Коробовой. – М.: Юрист, 2009. – 751 с.: ил. – (Сер. «Homo faber») 16. Банковское дело: Учеб. пособие для вузов /Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – М., 2009. – 376 с. 17. Морозова Т.Ю., Жихарева А.В. Совершенствование методологии проверки и оценки системы управления банком - фактор обеспечения устойчивости банковского сектора // Банковское дело. - 2008. - № 4.- С.27-33. 18. Малыхин Д. Исследование состояния внутреннего контроля в российских банках [Электронный ресурс]. – М., 2007. – Режим доступа: http:// www.banki.ru, свободный. 19. Ольхова Р.Г. Банковское дело: управление в современном банке: учебное пособие / Р.Г. Ольхова. - М.: КНОРУС, 2008.- 288 с. 20. Головач А.М. Внутренний контроль и внутренний аудит в организации:разграничение компетенции // Аудиторские ведомости. - 2007. - № 1.- С. 6-10. 21. Козлова Т.В. Правовые аспекты подготовки и содержания документов кредитной организации по вопросам внутреннего контроля // Деньги и кредит. - 2009. - № 2. – С. 55-58. 22. Ольхова Р.Г. Банковское дело: управление в современном банке: учебное пособие / Р.Г. Ольхова. - М.: КНОРУС, 2008.- 288 с. 23. Малыхин Д. Взаимодействие внутреннего и внешнего аудитов // Бухгалтерия и банки. – 2010. - №1. – С.20-26. 24. Тимофеева З.А. Системы надзора за деятельностью коммерческих банков / З.А. Тимофеева // Деньги и кредит. – 2009. – № 4. – С. 53–58 25. Усатова Л.В. Бухгалтерский учет в коммерческих банках: учебное пособие / Л.В. Усатова, М.С. Сероштан, Е.В. Арская. - М.: ИТК«Дашков и К», 2007. – 404с 26. Арсланбеков-Федоров А.А. Эффективность подразделений внутреннего контроля и аудита // Банковское дело. - 2007. - №9. - С.64-67. 27. Ильенков Д.А. Совершенствование законодательной и нормативной базы в области внутреннего контроля кредитных организаций// Банковское право. -2009. - № 3. – С. 33-36. 28. Козлова Т.В. Правовые аспекты подготовки и содержания документов кредитной организации по вопросам внутреннего контроля // Деньги и кредит. - 2009. - № 2. – С. 55-58. Приложение №1 Схема организации системы внутреннего контроля в банке Приложение №2 Структура ЗАО «Банк Русский Стандарт» 1. Положение Банка России № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах». 2. [2] ФЗ «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»: положение ЦБ РФ от 16.12.2003 № 242-П (ред. от 05.03.2009) [3] Морозова Т.Ю., Жихарева А.В. Совершенствование методологии проверки и оценки системы управления банком - фактор обеспечения устойчивости банковского сектора // Банковское дело. - 2008. - № 4.- С.27-33. [4] Малыхин Д. Исследование состояния внутреннего контроля в российских банках [Электронный ресурс]. – М., 2007. – Режим доступа: http:// www.banki.ru, свободный. [5] О методических рекомендациях по проведению проверки и оценки организации внутреннего контроля в кредитной организации: письмо ЦБ РФ от 24.03.2005 № 47-Т // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. - Версия Проф., сетевая. – Режим доступа: свободный. [6] Ольхова Р.Г. Банковское дело: управление в современном банке: учебное пособие / Р.Г. Ольхова. - М.: КНОРУС, 2008.- 288 с. [7] О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом: постановление Правительства РФ от 08.01.2003 г. N 6 (ред. от 24.10.2005) [8] Головач А.М. Внутренний контроль и внутренний аудит в организации: разграничение компетенции // Аудиторские ведомости. - 2007. - № 1.- С. 6-10. [9] Козлова Т.В. Правовые аспекты подготовки и содержания документов кредитной организации по вопросам внутреннего контроля // Деньги и кредит. - 2009. - № 2. – С. 55-58. [10] О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 22.09.2009) // Консультант Плюс [Электронный ресурс] [11] Ольхова Р.Г. Банковское дело: управление в современном банке: учебное пособие / Р.Г. Ольхова. - М.: КНОРУС, 2008.- 288 с. [12] Малыхин Д. Взаимодействие внутреннего и внешнего аудитов // Бухгалтерия и банки. – 2010. - №1. – С.20-26. [13] Малыхин Д. Взаимодействие внутреннего и внешнего аудитов // Бухгалтерия и банки. – 2010. - №1. – С.20-26. [14] Малыхин Д. Взаимодействие внутреннего и внешнего аудитов // Бухгалтерия и банки. – 2010. - №1. – С.20-26. |